системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114
5. Лепшокова С.М. Роль языка в поликультурном пространстве и его функции / С.М. Лепшокова //Английский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - 347 с.
6. Тоторкулова К.А. Стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка / К.А Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы XII международной научно-практической конференции - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 219-223
Педагогика
УДК 371
аспирантка кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста Барехова Анастасия Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); доктор философских наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Керимов Махмуд Магомедович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основные направления и формы организации художественно-эстетического воспитания детей в современных условиях работы дошкольных образовательных организаций. Для раскрытия данной темы в первую очередь исследуется состояние современной системы отечественного дошкольного образования. Далее, исходя из основных особенностей функционирования дошкольных образовательных организаций в настоящее время, раскрывается содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются основные особенности структуры образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на этапе дошкольного образования. Производится обзор основных направлений работы дошкольных образовательных организаций в области художественно-эстетического воспитания. В данной статье также производится анализ наиболее эффективных форм работы по указанным направлениям.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, детское творчество, дошкольный возраст, дошкольное образование.
Annotation. The given article discusses the main directions and organization forms of artistic and aesthetic education of children in the modern preschool educational organizations conditions. To reveal this topic, first of all, the state of the modern system of Russian preschool education is studied. Further, based on the main features of the preschool educational organizations functioning at the present time, the content of artistic and aesthetic education of preschool children is revealed. The main features of the educational field «Artistic and aesthetic development» structure at the stage of preschool education are revealed. The article reviews the main directions of work of preschool educational organizations in the field of artistic and aesthetic education. This article also analyzes the most effective forms of work in these areas.
Keywords: aesthetic education, art education, children's creativity, preschool age, preschool education.
Введение. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дошкольного образования, активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая модернизация российского образования. Приоритетной задачей российского образования в современных условиях является развитие творческих способностей детей, детской активности и самостоятельности [9]. В настоящее время усилия педагогов и психологов направлены на решение важнейшей цели - максимального раскрытия личностного потенциала ребёнка и дальнейшего сопровождения его творческого развития. В данном контексте художественно-эстетическое воспитание выступает одним из основных средств духовно-нравственного развития личности, воспитания культуры человека.
Изложение основного материала статьи. Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха, развития изобразительной деятельности.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
• развитие творческого потенциала ребенка;
• развитие образного, ассоциативного мышления;
• развитие самостоятельности и творческой активности.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Предполагается, то ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать [10].
При организации образовательной работы с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию необходимо учитывать особенности детского восприятия. В психологических исследованиях акцентируется внимание на том, что восприятие человека зависит от его опыта общения с окружающим его миром, поэтому оно так сильно отличается у взрослых и детей, имеющих различный социальный опыт.
Эстетическое восприятие определяется как «особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту формы, цвета и т.д.), различать прекрасное и безобразное и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия» [1, с. 317]. Эмоциональное состояние,
возникающее у человека при обычном и эстетическом восприятии, вначале одинаково, но по мере всматривания, осознания художественного образа возникает сопереживание, волнение, печаль, радость. Но какую бы окраску впечатления не имели, осознание их доставляет человеку эстетическую радость, эстетическое наслаждение [2-4].
При эстетическом познании активны все мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, умозаключение. Эстетическое восприятие прекрасного носит оценочный характер и способствует формированию эстетического вкуса человека. Таким образом, познание, постижение сути художественного образа является результатом синтеза эстетических чувств, восприятия, воображения и мышления.
У человека, воспринимающего произведение искусства, уровни постижения художественного образа, эстетическая реакция могут изменяться в зависимости от жизненного и художественного опыта, психологической установки (ожидание эмоциональной встречи с эстетическими явлениями), знаний специфики данного вида искусства, художественных особенностей и истории создания произведения.
В современной психолого-педагогической и искусствоведческой литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе восприятия и создания художественных образов. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительностью явлений.
Приобщение к изобразительному искусству начинается непосредственно в дошкольном возрасте, когда ребенок получает первые художественные впечатления, овладевает изобразительной деятельностью и происходит развитие его эстетического восприятия.
Изобразительная деятельность включает такие виды деятельности, как рисование, лепка, конструирование и аппликация. Важно отметить, что становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется при условии активного участия в ней.
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития детей дошкольного возраста. Можно назвать его содержательным основанием эстетического отношения каждого ребенка. При организации художественной деятельности внимание ребенка значительно возрастает только в тех случаях, когда он воспринимает информацию с какой-то целью, когда он заинтересован в получении навыка, чтобы в дальнейшем воспроизводить и повторять, усложнять. Таким образом, правильно и своевременно организованное обучение способствует формированию у дошкольников умения представлять объекты в различных пространственных положениях, развитию гибкости и динамичности детских представлений и умений ими оперировать [8].
Музыкальная деятельность является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, потому что она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства ребенка, формирует его вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов.
Хорошо известно, что любой ребенок обладает особой остротой восприятия, следовательно, все то, что он познает во время дошкольного детства, оставляет отпечаток в его памяти на всю оставшуюся жизнь. Главная задача воспитателей и педагогов дополнительного образования состоит в том, чтобы в дошкольном возрасте сформировать эстетические чувства, развивать интерес к искусству, научить ребенка ценить и уважать произведения искусства и показать, насколько оно прекрасно.
Театрализованная деятельность в детском саду наилучшим образом способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, воспитанию творческой направленности личности, художественно-эстетическому развитию каждого ребенка. Театрализованные игры занимают важное место в решении задач художественно-эстетического воспитания, учат эмоционально высказываться. Они особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками, взрослыми.
Понятие художественно-речевой деятельности детей включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства создает условия для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект [13].
Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления: детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Итак, художественно-эстетическое воспитание включает в себя ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами как воспитательного, так и образовательного процессов, в связи с этим, формы её организации достаточно разнообразны. Это могут быть игры, выставки детских работ, экскурсии, праздники-развлечения и т.д.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Действительно, стоит обратить внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых. Наиболее ярко прослеживается в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. По сути, в осуществлении художественно-эстетического развития детей в ДОО игра выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности [13].
Образовательная деятельность, в соответствии с ФГОС ДО, организуется в форме игр под прямым руководством взрослого (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра экспериментирование) [12].
К условиям создания художественно-эстетической образовательной среды можно отнести и организацию разнообразных выставок, что создает дополнительный интерес у детей к занятиям, закрепляет его. Ведь при организации выставок произведений искусства ребёнок получает опыт взаимодействия с профессиональным творчеством, учится воспринимать и анализировать художественные средства созданных художниками образов. А при проведении выставок детских работ, в процессе их созерцания ребенок может не только видеть работы других детей и давать им оценку, но и анализировать продукт собственной творческой деятельности.
Важное значение при работе в направлении художественно-эстетического воспитания имеют выставки работ, собранные и оформленные руками детей и педагога в процессе совместной деятельности [3]. Очень важно, чтобы выставка не ограничивалась зрительным восприятием детей, а давала возможность участвовать в ее подготовке, так как активная деятельность повышает восприимчивость.
Мини-музеи, оформленные в группе или холле детского сада, могут стать центром притяжения как для детей, так и для взрослых. Причем наполнение музея не обязательно формировать только согласно календарно-тематическому плану, таким же образом можно создавать экспозицию из любимых игрушек детей, устраивать обмен между ними. По примеру музея возможно собрать библиотеку любимых книг, а потом использовать их для чтения в группе во время досуга. Множество подобных интерактивных мини-музеев существует в ДОО, это помогает развивать не только познавательную деятельность, но и формировать художественный опыт у дошкольников.
При проведении экскурсии важно соблюдать баланс между познавательными и эмоциональными аспектами. Для детей младшего дошкольного возраста экскурсии проводятся внутри ДОО, а начиная с возраста четырех лет - за пределами детского сада. Важно, чтобы экскурсия способствовала эффективной обратной связи педагога с детьми и вызывала у дошкольников эмоциональный отклик.
Эффективной и популярной формой работы в детском саду является проектная деятельность. В области художественно-эстетического воспитания подобная деятельность помогает организовать активное взаимодействие как в системе «педагог-ребенок», так и в системе «педагог-ребенок-родитель». Проекты могут быть весьма разнообразны, так как их параметры задаются непосредственно организатором, т.е. педагогом. Он может ставить необходимые цели, задавать тематику и временные рамки, определять состав участников. Проектная деятельность может включать широкий спектр видов деятельности. Таким образом, проект может ограничиваться одним-двумя занятиями по теме, а может представлять из себя ряд мероприятий из разных видов деятельности дошкольника. Важно отметить, проектная деятельность предполагает создание творческого продукта, что, несомненно, будет способствовать раскрытию потенциала ребенка.
Развлечения в дошкольной образовательной организации могут проводиться в форме литературных и музыкальных вечеров, фольклорных посиделок, детских концертов, различных театральных спектаклей и представлений, музыкальных сказок, игр-забав, викторин и конкурсов.
Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театральные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлением детей, тематические занятия и утренники. Утренники в свою очередь подразделяются на 4 формы:
• затейничество - в основе лежит игровая идея (затея), которая разворачивается на определённом сюжете;
• концерт самодеятельности, демонстрирующий таланты детей;
• театрализованное представление, в основе которого игра драматизация, основанная на поиске действий и взаимодействий, вхождение в образ;
• утренники на основе фольклорных праздников.
Среди инновационных форм организации образовательной деятельности в рамках решения задачи интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности детей выделяют детско-родительские творческие клубы, творческие мастерские, литературные, художественные и музыкальные мероприятия.
В настоящее время как никогда стали актуальными различные формы онлайн-мероприятий, такие как веб-экскурсии, марафоны, онлайн-викторины, различные конкурсы-смотры. Данные формы работы вошли в жизнь образовательных организаций и приобретают все большую популярность в системе образования.
Дополнительное образование дошкольников является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, их художественного опыта, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени [9].
Следует отметить, что именно в условиях дошкольного обучения закладывают основы художественного вкуса, который потом активно развивается на протяжении всей жизни - в общеобразовательной школе, вузе [1; 11]
При этом в последнее время повышаются требования к педагогам дошкольного образования, в частности, к их эмоциональной культуре [4-6], Только педагог с высоким уровнем эмоциональной культуры может успешно осуществлять художественно-эстетическое и другие виды воспитания детей дошкольного возраста.
Свою специфику имеет воспитание детей с ограниченными возможностями, при этом сейчас нередко эти дети посещают не специализированные группы. В этой связи педагог так же должен уметь организовывать воспитание таких детей [2-3; 7-8].
Выводы. В современных условиях российского образования выдвигаются все большие требования к образовательному процессу. В связи с этим, важное место в образовательном процессе отводится формированию художественно-эстетических качеств личности. В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми в этом направлении.
Литература:
1. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Сулейманова Ф.М., Косцова С.А. Формы и методы художественноэстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 317-321.
2. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Изучение психолого-педагогической компетентности педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 26-29.
3. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Дружинин В.В.Музыкальное воспитание дошкольников с ОВЗ как условие их компенсаторного развития // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 25-28.
4. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2008. -№4. - С. 12-17.
5. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Дис... д-ра пед. наук. - М., 2012. - 411 с.
6. Рачковская Н.А. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога: монография. - Москва: МГОУ, 2011. - 201 с.
7. Рачковская Н.А. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Теоретические и практические исследования XXI века: труды Международной научно-практической конференции (Дедовск, 20-23.10.2014 г.). - Москва, 2014. - С. 317-321.
8. Рачковская Н.А., Сюрин С.Н. Реализация психолого-педагогических технологий в специализированном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимися формами поведения // Достижения вузовской науки: тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Дедовск, 15-20.09.2014 г.). - Москва, 2014. - С. 336-340.
9. Столяров Б.А. Студия в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие. -СПб., 2017. - 340 с.
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 // Электрон дан. Режим доступа Url: http://www.rg.ru/2015/06/08vospitanie - dok.html (дата обращения 16.04.2021)
11. Теленская Д.Ю. Ведущие факторы формирования художественного вкуса у студенческой молодежи средствами театрального и эстрадного искусства // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). -С. 170-171.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 96 с.
13. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 334 с.
Педагогика
УДК 37.04
кандидат филологических наук, преподаватель Бахор Тамара Андреевна
Истринский профессиональный колледж - филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования
Московской области "Государственный гуманитарно-технологический университет" (г. Истра); кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и языковой коммуникации Зырянова Ольга Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Смагина Вероника Юрьевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)
«АНТИПЛАГИАТ» - НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА ВУЗА И КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В статье предлагаются методические рекомендации по подготовке обучающихся вузов и колледжей к работе по предупреждению заимствований в учебно-исследовательских и научных работах студентов. Систематическое обращение к различным видам творческой учебно-исследовательской деятельности, итогом которой становятся работы разных жанров (сообщения/доклады рефераты, индивидуальные задания, курсовые и выпускные квалификационные работы), позволяет обучающимся не только привыкнуть к регулярным проверкам их трудов в системе «Антиплагиат», но и настроиться на серьезную самостоятельную работу, способствующую формированию их речевых умений.
Ключевые слова: образовательное пространство вуза, среднее профессиональное образование, Истринский профессиональный колледж, исследовательская деятельность, оригинальность исследовательских работ, система «Антиплагиат», интеллектуальная собственность, речевые умения обучающихся, Оксфордский Российский фонд.
Annоtation. The article offers guidelines for preparing students of universities and colleges to work to prevent borrowing in educational research and scientific works of students. A systematic appeal to various types of creative educational and research activities, the result of which are works of different genres (messages / reports, essays, individual assignments, coursework and final qualification works), allow students not only to get used to regular checks of their works in the Antiplagiat system, but and tune in to serious independent work, contributing to the formation of their speech skills.
Keywords: educational space of the university, secondary vocational education, Istra Vocational College, research activities, originality of research works, "Antiplagiat" system, intellectual property, speech skills of students, Oxford Russian Foundation.