Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева О.А., Гоппе А.К.

В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию школьников начального, среднего и основного уровня образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

Так интерес к живописному полотну стал основой активной познавательной деятельности обучающихся, позволившей им увидеть в картине П. Брейгеля младшего прославление о крестьянах как сословии, существующем в гармонии с природой, черпающем у нее силы, чтобы выжить в сложных условиях Европы XVII века.

Работа над интерпретацией картины Питера Брейгеля младшего позволила студентам осмыслить особенности учебного исследования, этапы его выполнения, правила оформления и представления его результатов. Так, решая собственные учебные задачи, студент, вовлеченный в процесс реализации учебного исследования, обучается организации и руководству этим видом деятельности.

Безусловно, знания, приобретенные обучающимися в процессе выполнения учебного исследования, могут быть ими использованы уже как учителями при изучении темы «Народные праздники» на уроках по окружающему миру. Так органично в образовательном процессе колледжа проявляется единство учебной и воспитательной деятельности Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021. №286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/ 0001202107050027 (дата обращения 30.07.2021).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах: утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1353. URL: https://edu.ru/documents/view/59902/ (дата обращения 30.07.2021).

© Бахор Т.А., Егоренкова И. А., Любина Е.В., 2021

УДК 371.4

Васильева О.А.

магистр, учитель биологии МБОУ гимназия 9,

г. Новосибирск, РФ Гоппе А.К.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация

В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию школьников начального, среднего и основного уровня образования.

Ключевые слова:

экология, воспитание, экологические ценности, экологическое образование

В современном веке экологическая ситуация в мире продолжает ухудшаться. Это вызывает тревогу за состояние биосферы, за условие жизни на нашей планете, что влияет на состояние живых организмов и здоровье человека. Экологическому воспитанию в Федеральном Государственном Образовательном стандарте уделено особое значение:

• формирование и развитие экологического мышления личности;

• умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

• развивает основы экологической культуры, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Такая ситуация происходит из-за того, что человек осознает природу, как нечто неизменное, не проходящее, т.е у людей отсутствует экологическое мышление, люди не осознают последствия своей деятельности. На наш взгляд, вопрос экологического сознания стоит особенно остро. В настоящий момент, человечеству необходимо изменить ценностные ориентиры, а именно, осознать свое истинное положение и место в природе [1].

Осознанное отношение человека к окружающему миру особенно интенсивно формируется в школьные годы, поэтому целью Образовательного Учреждения (далее ОУ) является-воспитание экологического сознания обучающихся.

Нам необходимо формировать у обучающихся «потребности к экологическому поведению», сюда можно отнести бережное отношение к природе, раздельный сбор мусора, что является очень актуальной проблемой на сегодняшний момент. Также поддержание животных в зимний период времени (изготовление кормушек). В настоящее время среди взрослого поколения наблюдается «экологическая безответственность», поэтому задачей школы является формирование экологического мышления всей семьи через ребенка. Ценностными ориентирами в экологическом образовании выступают такие категории как человек и его здоровье, природа, окружающая среда. Экологические ценности должны быть усвоены каждым членом цивилизованного общества, и немаловажную роль в этом играет школа.

В настоящее время в ОУ одним из важных направлений в обучении и внеурочной деятельности стоит тема экологического воспитания и изучение родного края. В рамках ФГОС тема экологического воспитания лежит в основе духовно-нравственного воспитания учащихся [2].

На сегодняшний день в школе предмет экология отсутствует в федеральном базисном учебном плане. За счет отдельных тем, вынесенных в предметах биология, география, химия формируется экологическое познание обучающихся.

На сегодняшний момент МБОУ гимназия №9 г. Новосибирск экологическое познание формирует через: открытые всероссийские уроки, используя современные образовательные ресурсы, классные часы, внеурочные мероприятия, вовлечение детей в волонтерскую деятельность по сбору макулатуры, крышечек и батареек, помощь приютам для животных, также ежегодно принимают участие в акции "Дети вместо цветов" взаимодействие с социальными партнерами (библиотеки, музеи).

На протяжении многих лет учителя вместе с обучающимися и их родителями МБОУ гимназии №9 принимает активное участие в волонтерской деятельности, направленное на экологическое воспитание. Ученики и родители активно ведут сбор макулатуры, собирают крышечки и сдают на переработку батарейки. Результатом данной работы является то, что дети начали проявлять активный интерес в этой области, и стали задавать множество вопросов на такие темы как: для чего это необходимо? В чем вред батареек для окружающей среды? Какие вторичные продукты можно получить?

Также учителя биологии, географии ведут активное сотрудничество с Всероссийским порталом "Экокласс", где используют для занятий интерактивные экологические уроки с презентациями и видеоматериалами, используют игровые интерактивные задания, флэшмобы, конкурсы и др.

Экологические мероприятия проводятся в нашей школе регулярно, согласно плану, что делает их значимыми для детей. Поддержание и сохранение добрых традиций сплачивает детей, формирует в них организаторские способности, чувство ответственности. Поэтому мне очень важно продолжить работу по теме «Экологическое воспитание школьников на уроках и во внеурочное время».

Список использованной литературы:

1. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с

2. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.

© Васильева О.А., Гоппе А.К., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.