8. Кожахметова Х.К., Жайсакова Р.Е. Казахско-русский фразеологический словарь. Алма-Ата, Мектеп, 1988. 224 с.
9. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М. Академический проект, 2001.
10. Казахские пословицы и поговорки. Сост. Тайжанова Г. Алматы: Ана тш, 1998. 160 с.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ Клейн Е.С.
Клейн Екатерина Сергеевна - учитель биологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 99, г. Кемерово
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня экологического образования обучающихся в современных условиях. В статье рассмотрены основные принципы экологического образования и формы экологического обучения.
Ключевые слова: экологическое образование, принципы экологического образования, формы экологического обучения.
...Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля.
Антуан де Сент-Экзюпери
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 07-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 73-75 Закона «Об образовании» (1996 год), постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года «О мерах по улучшению экологического образования населения», нормативных правовых актов РФ в сфере образования ведется работа по созданию системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования населения, цель которого - развитие экологической культуры народа, каждого члена общества.
К принципам экологического образования относятся:
- принцип экологизации:
- принцип культурологичности;
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип интегративности;
- принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней понимания экологических проблем;
- принцип единства познания, переживания, действия;
- принцип развития творческого, аналитического, критического мышления;
- принцип практической направленности;
- принцип интерактивности [1].
Несмотря на то, что после принятии концепции прошло уже 15 лет, до сих пор не в каждом образовательном учреждении выделен час на изучение учебного предмета «Экология», как правило, он реализуется через элективные курсы, внеурочную деятельность и учебный предмет «Биология».
А мы потом удивляемся возникновению «парникового эффекта», что приводит к повышению средней годовой температуры в некоторых районах нашей «Земли», боимся таяния ледников, что приведет к глобальному наводнению, и в большинстве наших болезней виновата «плохая экология». А кто её такой сделал? Если обратиться к определению термина «Экология»- это наука о взаимодействии живых организмов друг с другом и с окружающей средой, а человек является единственным животным на Земле,
способным изменять окружающую среду, значит, виноват человек. Все начинается с того момента когда мы в детстве кидаем фантик от конфеты на землю, а не в урну, «пока никто не видит». И с этой фразы «Пока никто не видит» мы начинаем жить.
Основная задача учителя биологии - научить обучающихся ценить жизнь, во всех её проявлениях. Как это сделать, разберем в этой статье.
При проведении занятий использую различные формы экологического обучения:
Решение проблем - постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
Моделирование - введение ученика в ситуации реального опыта.
Экспертиза - изучение части материала, исследование.
Мониторинг - наблюдение за живыми объектами.
Работа с научно-популярной литературой.
Практическая работа - использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта [3].
По завершении освоения содержания учебной программы в конце года каждый обучающейся защищает экологический проект, темы проектов могут быть самыми разнообразными:
- «Озеленение жилого района»;
- «Жизнь без ГМО»;
- «Утилизация мусора» и т.д.
На протяжении учебного года обучающиеся принимают участие в экологических акциях: «Помоги птице зимой», «Зеленый патруль» (обучающиеся проводят рейды по состоянию деревьев на пришкольном участке), «День птиц», «Скажи полиэтиленовому пакету «НЕТ!», «Соберем. Сдадим. Переработаем!» (сбор макулатуры) и т.д.
В рабочую программу по биологии для обучающихся 9-х и 10-11 классов включен раздел «Основы экологии», в котором рассматриваются следующие вопросы:
- экологические факторы;
- экологические ниши;
- типы экологических взаимодействий на примере нашего региона;
- экологические характеристики популяций;
- экологические сообщества, их структура на примере нашей области;
- пищевые цепи;
- экологическая сукцессия на примере нашей области;
- рациональное природопользование.
В учебный план для обучающихся 6-х классов, за счет часов компонента образовательного учреждения добавлен 1 час, который используется для реализации регионального компонента, так же по желанию участников образовательной деятельности в 10-11 класс введен элективный курс «Экология человека», на изучение которого отводиться 68 часов за два года обучения.
Для обучающихся 5-7-х классов предусмотрены экологические экскурсии (ведение экологического дневника):
1. Разнообразие и роль членистоногих в природе.
2. Разнообразие птиц и млекопитающих.
3. Осенние явления в жизни растений и животных
4. Весенние явления в жизни растений и животных [4].
Для обучающихся 5-7-х классов разработана программа внеурочной деятельности «Юный эколог», целью которой является:
- овладение обучающимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия.
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле [2].
Реализация содержания экологического образования, через уроки биологии, рабочие программы элективных курсов, внеурочной деятельности, проведение экскурсий, имеет положительные результаты: обучающиеся ежегодно принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, в экологических конкурсах, различного уровня и занимают призовые места.
Завершить статью хочется словами Л.Н. Толстого: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».
Список литературы
1. Концепция непрерывного экологического образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agroecoinfo.narod.ru/html/russian/Obras/f2_1.html/ (дата обращения: 26.12.2017).
2. Андреевских О.А. Формирование экологической культуры школьников / О.А. Андреевских // Справочник зам. директора школы МЦФЭР, 2011. № 5. С. 87-93.
3. Глущенко О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей / О. Глущенко // Воспитательная работа в школе. МЦФЭР, 2010. № 6. С. 44-52.
4. Программа основного общего образования по биологии. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2012. 112 с.
ИДЕИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ МОНТЕССОРИ Миронова М.С.
Миронова Мария Сергеевна - магистрант, факультет иностранных языков, кафедра английского языка и методики его преподавания, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск
Аннотация: в рамках настоящей работы рассматривается актуальность педагогической системы Монтессори через основные дидактические принципы реализации системно-деятельностного подхода.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, педагогика Монтессори, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Педагогическая наука располагает сегодня набором современных образовательных технологий, отвечающих потребностям динамично развивающегося общества. Технологии, реализуемые в рамках системно-деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС НОО [3], способствуют выполнению одного из требований стандарта — достижению планируемых результатов обучения, и позиционируются многими авторами как нечто инновационное.