Научная статья на тему 'Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся'

Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС БИОЛОГИИ 6 КЛАССА / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛЕВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомов Василий Иванович, Пахомова Татьяна Николаевна

Авторы делятся опытом создания методических рекомендаций по организации системы занятий полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса, которая направлена на развитие компетенций экологической компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся»

Внеурочная деятельность

ное с шоколадной начинкой «Медвежонок Барни», кекс ореховый «Мышкина поляна». Таким образом, нашему медвежонку мы присудили ещё один балл и решили, что в этом бою победила дружба и наши знания. Главное, что все ушли с праздника с хорошим настроение, девочки с игрушками - мышками, мальчики - с мишками.

А самое замечательное - они приобрели столько знаний, сколько не смог бы рассказать ни один учитель за урок. Вы не поверите, но когда я предложила взять домой и почитать понравившиеся книжки о наших героях, то на нашей выставке не осталось ничего! А дети ещё долго ходили и делились со мной всё новой и новой информацией. Не верите? Поведите это мероприятие у себя в классе - вы всё увидите сами!

Литература

1. Беляева Е. Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обуче-ния//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 3.

2. Прохорова С. Ю., Трубина З.Д., Еремеева О. А. Начальная школа полного дня: перспектива развития // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 1.

3. Дюмина С. В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьни-

ков // Инновационные проекты и программы в образовании-. 2009-№ 1.

4. Калинина Н. В. Формирование конструктивного поведения младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 3.

Адреса сайтов:

http://vidahl.agava.ru/

http://www.ozhegov.ru/

http://shkolazhizni.rU/archive/0/n-21634/

http://www.zooclub.ru/wild/hish/258.shtml

http://atlasov.milkovo.ru/theme_3.php

http://hunfish.ru/

http://ebftour.ru/articles.htm?id=466

http://www.sunhome.ru/image/15041

http://www.stihi.ru/2005/05/17-259

http://blokino.ru/?page_id=5116

http://www.zastavki.

com/rus/Animals/Beasts/wallpaper-15431-9.htm

http://www.ecosystema.ru/08nature/mamm/112.htm

http://saboy.livejournal.com/159230.html

http://madame.ucoz.ru/index/detskie_stikhi/0-15

http://nnm.ru/search?q=хомячки&in=tags

http://www.liveinternet.ru/showjoumal.

php?journalid=670716&tagid=847

http://koshki-mishki.ru/riddles.html

http://puzzle.fome.ru/ras-12-19-com.html

http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/2.htm

В. И. Пахомов Т. Н. Пахомова

ПОЛЕВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Каковы предпосылки создания методической системы полевой экологической практики в курсе биологии или зачем нужна такая практика в общеобразовательной школе?

Аннотация. Авторы делятся опытом создания методических рекомендаций по организации системы занятий полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса, которая направлена на развитие компетенций экологической компетентности обучающихся.

Ключевые слова: курс биологии 6 класса, методическая система, полевая экологическая практика, технологичность, содержание практики

В условиях стремительно меняющейся окружающей среды - информационной, образовательной, природной, социальной - уже недостаточно получение ребятами определённой суммы знаний, особое значение имеет формирование компетентностей, как способностей применять знания в своей реальной и профессиональной жизни. Эта мысль отражена как в цели программы «Столичное образование-5» и в одной из задач для общего образования в программе «Столичное образование - 5»: «создание условий

и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования».

Полевая экологическая практика, имеющая образовательное значение известна как эффективная форма дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования. В условиях общего образования в общеобразовательных школах - это редкий опыт учителей энтузиастов. Идея создания полевой экологиче-

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

61

Внеурочная деятельность

ской практики, определяющей формирование компетенций экологической компетентности обучающихся, отражает тенденцию на опережающее развитие личности обучающегося, что является лейтмотивом развития современной школы.

Не случайно в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Д. А. Медведевым сделан акцент на опережающее развитие обучающихся: «В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.». Идея опережающего развития легла в основу содержания экспериментальной работы по формированию методической системы полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса, несколько лет проводимой на базе школы № 1018 ЗОУО ДО г. Москвы и № 1 г. Московский Ленинского района Московской области. Работа проводилась в рамках программы эксперимента ГЭП «Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития» под руководством доктора химических наук Г. А. Ягодина.

Практика разработана на стыке 3 задач:

1.Повышение качества образования на основе ком-петентностно- ориентированного подхода.

2.Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования;

3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, улучшение качества личностно-ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на здоровье.

Но значение разработанной системы практики не только в том, что она находится в ключе целей и задач общего образования, а и в том, что она работает над решением проблем биологического образования и экологического образования как части образования для устойчивого развития. Традиционной проблемой биологического образования методистами и учителями биологии неоднократно отмечался недостаток занятий, организуемых в природной обстановке. Даже те экскурсии в природу, которые включены в современные общеобразовательные программы по биологии носят рекомендательный, а значит необязательный характер. И только 12 процентов московских учителей биологии, по нашим исследованиям, регулярно проводят экскурсии в природу. Получается, что природные объекты как главный источник знаний отсутствует в биологическом образовании. А в связи с сокращением объёма биологических в последние годы в 6 классе до 1 часа в неделю, что в значительной степени подрубает сук всего биологического образования, потому что: 1. В данном курсе формируются базовые и системные знания и этот недостаток в значительной степени компенсирует экологическая практика. 2. Сокращение числа уроков формирования и применения универсальных учебных действий (УУД), т. е. элементов образования,

которые лежат в основе компетенций. 3.Сокращение числа уроков обобщения и систематизации знаний, что в значительной степени затрудняет формирование мировоззренческих понятий, целостной картины биологических систем. Понятно, что при сокращении часов на все естественно-научные курсы экологическое образование, представлявшее и ранее фрагментарный характер остаётся в ещё более плачевном состоянии, а идея устойчивости и устойчивого развития вообще не находит своего места даже в естественно-научных курсах среднего звена обучения.

Цель работы создание методических рекомендаций по организации системы занятий полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса, которая направлена на развитие компетенций экологической компетентности обучающихся.

Задачи работы включают следующие направления, каждое из которых имеет свои предпосылки:

1. Разработать содержание практики, ориентированное на образовательные элементы курса биологии 6 класса, где экологический компонент является определяющим.

2. Разработать содержание и методику проведения практики, направленные на достижение педагогических результатов (развитие личности обучающегося):

- формирование представления об устойчивости природных экосистем как элемента мировоззрения устойчивого развития в подростковом возрасте;

- развитие ключевых образовательных и экологической компетентностей обучающихся;

- формирование системы знаний о популяционном и биогеоценотических уровнях организации живой природы.

3. Разработать методическую систему проведения практики в соответствии с учётом возрастных психологических особенностей детей и психологических закономерностей познания:

❖ ведущая потребность подросткового возраста -потребность в самостоятельной деятельности.

❖ подростковый этап - начальный период формирования научной картины мира.

❖ преобладают процессы эмоционального восприятия мира и конкретного мышления.

❖ недостаток развития навыков осмысления выявленных закономерностей, слабое развитие экологического сознания.

❖ недостаток развития навыков самоорганизации и самооценки на основе рефлексии своей деятельности.

4. Создать разработку и рекомендации к ней в соответствии с критерием технологичности, т. е. удобства применения учителем в массовой общеобразовательной школе.

► Для учёта ведущей психологической потребности подросткового возраста - потребность в самостоятельной деятельности разработать систему практикумов, каждый из которых посвящён изучению проблемы соответствующего дня практики.

► В условиях преобладания у подростков процессов эмоционального восприятия мира и конкретного мышления для развития аналитического мышления,

62

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

Внеурочная деятельность

формирования навыков обобщения и анализа на основе интерпретации полученных данных - разработать задания аналитического занятия на содержательной основе предшествующего ему практикума.

► Для учёта психологических особенностей подросткового этапа в развитии личности как начального периода формирования научной картины мира - разработать задания по формированию представлений о законах существования экосистем и причинах их устойчивости.

► Для развития навыков осмысления выявленных закономерностей на основе личностного восприятия, усиления мотивации на бережное отношение к природной среде и развитие экологического сознания, ориентированного на этический компонент личности включить в методику практики эколого-психологические задания.

► Для компенсации недостатка развития навыков самоорганизации и самооценки на основе рефлексии своей деятельности ввести рефлексивные занятия, завершающий цикл практики.

В соответствии с задачами определена её новизна.

Новизна в содержании:

► Предметом изучения практики являются не просто биологические объекты, а их экологические взаимоотношения, взаимосвязи, взаимодействия, то есть то, что является непосредственным предметом изучения экологии.

► Каждый день практики посвящён изучению взаимосвязей отдельной группы факторов с живыми организмами. При этом главный источник знаний -непосредственно наблюдаемые в природе объекты, процессы или явления.

► В процессе самостоятельной деятельности и под руководством учителя ребята подводятся к пониманию законов, правил и принципов существования природных систем, что не отражено в содержании естественно-научных курсов.

► Изучаются те закономерности, которые определяют устойчивость существования природных сообществ, понимание которой является центральным звеном в мировоззрении для устойчивого развития в подростковом возрасте.

В итоге полевая экологическая практика закладывает базу мировоззрения устойчивого развития в части понимания устойчивости экосистемы, как главного условия существования всех живых существ и человека

Экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии и её обоснование

С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р А К Т И К И

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

63

Внеурочная деятельность

в частности. Этой стержневой линии лишено существующее фрагментарное экологическое образование в условиях отсутствия предмета экология в среднем звене обучения.

Литература

1. Глебова В.Д., Лёшина Л. А. Создание условий для развития нравственно-волевых качеств личности в системе экологического образования в сельской национальной школе // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.

2. Дереполенко М. А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.

3. Курносенко В. И. Технология изучения природного краеведения с основами экологии // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 4.

4. Попова О. А. Экологический клуб как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 1.

5. Тимофеева О. Ю. Аспекты компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка» // Эксперимент и инновации в школе. -2008. - № 3.

6. Тимофеева О. Ю. Формирование компетенций на уроках экологии//Эксперимент и инновации в школе. - 2008.-№ 2.

МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛ

ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

То есть, та мировоззренческая идея об устойчивости экосистем, которая при традиционной схеме образования формируется только в курсе биологии 9 класса и то без изучения законов, осознаётся уже в 6 и 7 классах и это то мировоззренческое ядро, на которое наслаиваются знания из других предметов, что способствует преодолению кусочковости, фрагментарности и бессистемности экологических знаний в предметах естественно-научного цикла.

Новизна в методике:

Практика представляет собой трёхдневный (для общеобразовательных классов) и шестидневный (для предпрофильной подготовки) логически завершённый цикл занятий в природной обстановке

Ежедневные занятия организуются в соответствии с принципами познавательной деятельности обучающихся с преобладанием самостоятельной деятельности обучающихся и представляют собой систему

64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

Внеурочная деятельность

М Е Т О Д И К А

Система форм на практике

Введение отдельных этапов

Рационализация объёма нагрузки на этапах

Непрерывный трёхдневных цикл практики

Систематизация и г > Окончательный анализ и

первичный анализ обобщение

ПРАКТИКУМ

Система практических работ

45 мин.

-N

нЛ

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 30 мин.

ЭКСКУРСИЯ 30 мин.

Мотивация на бережное отношение к природной среде

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ЗАНЯТИЕ

20 мин.

Постановка Ч г

проблемы, цели и задач г л Эмоциональная оценка занятий и своего РЕФЛЕКСИВНОЕ ЗАНЯТИЕ

дня участия 10 мин.

ц и к л з а н я т и й о д н о г о д н я

/

занятий. Каждое из которых имеет своё значение: краткая экскурсия (вызов-постановка проблемы) - организация практикума (попытка решения проблемы)-аналитическое занятие (интерпретация полученных данных)- эколого-психологическое занятие (осмысление своего отношения к изучаемым объектам и явлениям - мотивация на бережное отношение к природе)- рефлексивное занятие (оценка своего участия на практике, анализ проблем и ошибок).

Каждый этап ежедневного цикла имеет оптимальную по времени длительность и объём нагрузки, соответствующий возрастным и психологическим особенностям подростка.

В целом экспериментальная модель практики состоит из 3 взаимосвязанных блоков: содержание практики, методика практики, результаты практики.

Технологичность разработки

1. В определении оптимального количества дней для практики общеобразовательного и предпрофильного вариантов.

2. В логическом построении цикла занятий каждого дня практики.

3. В соответствии принципам системно-деятельностного подхода.

4. В оптимальной длительности этапов практики и нагрузки на обучающихся в соответствии с возрастными особенностями.

5. В обеспечении учителя конкретными подробными рекомендациями по проведению всех занятий практики, включающей в себя: разработки отдельных этапов каждого дня практики, советы по проведению практикумов, справочные и информационные материалы по изучаемым объектам и методам исследований, в определении типичных ошибок обучающихся, формулировании выводов, закономерностей и законов, методических приёмов.

Практика разработана таким образом, чтобы любой учитель - преподаватель естественной науки мог использовать этот материал, и после определённой подготовки организовать практику даже не зная видов.

6. В отборе типичных объектов для изучения, что избавляет от необходимости уезжать далеко, а провести практику в ближайшем природном окружении.

Апробация методической системы практики

Методическая система практики кроме 2-х упомянутых школ успешно апробировалась в 8 школах: 5 школах Западного округа, и 1 школе центрального округа.

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

65

Внеурочная деятельность

Для апробации быпииспопьзованы психологические методи ки,оесты-вадония прирезаны х и-ёных в области экологического образования и анкеты, раз-работанныеавтодаыи.

Результаты апробации представлены на диаграм-на>(.

* Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» (Ясвин В. А.).

Диаграмма!. Отношение к природе как к источнику знаний.

Динграмма °. Отношеииекприроде как к объекту потребления.

66

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

Внеурочная деятельность

Диаграмма3.Отношениекприроде как к объекту красоты.

Методика«Диагностикаличностногороста» (Степанов П.В., шкала 3).

Использовались также: *Шкала социальной компетентности (ПрихожанА.М,потипу шкалыЕ. Долла). *Заданипдлыаценки уровни остпжиния рлзажьтатос экологического образования, предусмотренных госу-дарслренпы1мспандарЕом жТтазолания(Лжжлебный

А. Н., Дзятковская Е. Н.). *Анкета определения уровня мотивации изучения элективного курса «Взаимосвязи биосистем с экологическими факторами» экологической практики (составлена автором).

Тестирования проводились 3 раза в год: в сентябре в начале учебного года, в мае перед практикой и в маеиюне после практики.

Литература

1. Зверев А. Т. Законы экологии. М.: МИИГАиК, 2007.

2. Зверев А. Т. и др. Экология. Сборник задач и упражнений для6-8 класса. М.,МГУГК,1996.

3. Пахомов В. И. Методические аспекты организации экологической практики в среднем звене обучения. Статья в сборнике. М., МГУ, 2008.

4. Пахомов В. И. Методические рекомендации по организации учебной деятельности учащихся в городском экологическом лагере // Экологическое образование в школе, до школы,внешколы. -2005.-№ 2.

5. Пахомов В.И. Экологическая направленность летнего городского лагеря. «Современные методические аспекты экологического образования». Научно-методический сборник под ред. Д. В. Моргуна Выпуск 2. Экологические лагеря и экспедиции.- С. 29-44.- М.: Социально-политическая мысль, 2005.

6. Пахомов В. И. Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе. Сборник по экспериментальной работе ОМЦЗОУОДО,2008.

7. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2.

8. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2.

9. Стрижев А. Н. Календарь русской природы. М., «Олма -Пресс»,2000. - С. 47-48.

10. Тимофеева О. Ю. Формирование компетенций на уроках экологии // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 2.

11. Тимофеева О. Ю. Аспекты компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка» //Эксперимент и инновации в школе. - 2008. -№ 3.

12. Тимофеева О.Ю., Тимофеев А. П. Исследовательская деятельность старшеклассников при изучении элективных

жжкурсов естественнонаучного цикла //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

13. Ясвин В.Я. Психология отношения к природе. М.:Смысл,2000.

Экспернмелт и нлеовалнившЕ<:>лЕ2011р4

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.