Научная статья на тему 'Идеи системно-деятельностного подхода в педагогике Монтессори'

Идеи системно-деятельностного подхода в педагогике Монтессори Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Мария Сергеевна

В рамках настоящей работы рассматривается актуальность педагогической системы Монтессори через основные дидактические принципы реализации системно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи системно-деятельностного подхода в педагогике Монтессори»

- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

- формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия.

- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле [2].

Реализация содержания экологического образования, через уроки биологии, рабочие программы элективных курсов, внеурочной деятельности, проведение экскурсий, имеет положительные результаты: обучающиеся ежегодно принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, в экологических конкурсах, различного уровня и занимают призовые места.

Завершить статью хочется словами Л.Н. Толстого: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Список литературы

1. Концепция непрерывного экологического образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agroecoinfo.narod.ru/html/russian/Obras/f2_1.html/ (дата обращения: 26.12.2017).

2. Андреевских О.А. Формирование экологической культуры школьников / О.А. Андреевских // Справочник зам. директора школы МЦФЭР, 2011. № 5. С. 87-93.

3. Глущенко О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей / О. Глущенко // Воспитательная работа в школе. МЦФЭР, 2010. № 6. С. 44-52.

4. Программа основного общего образования по биологии. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2012. 112 с.

ИДЕИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ МОНТЕССОРИ Миронова М.С.

Миронова Мария Сергеевна - магистрант, факультет иностранных языков, кафедра английского языка и методики его преподавания, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Аннотация: в рамках настоящей работы рассматривается актуальность педагогической системы Монтессори через основные дидактические принципы реализации системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, педагогика Монтессори, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Педагогическая наука располагает сегодня набором современных образовательных технологий, отвечающих потребностям динамично развивающегося общества. Технологии, реализуемые в рамках системно-деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС НОО [3], способствуют выполнению одного из требований стандарта — достижению планируемых результатов обучения, и позиционируются многими авторами как нечто инновационное.

Однако эти идеи нельзя назвать новыми. Так, по мнению доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, директора Института образования человека Хуторского Андрея Викторовича, термин «системно -деятельностный подход» можно ассоциировать с любой педагогической теорией или системой обучения, так как любой тип обучения предполагает определенные виды деятельности, которые, в свою очередь, реализуются в рамках той или иной системы [4].

Концепция «учения через деятельность» была предложена ещё в начале ХХ века американским ученым Дж. Дьюи [2]. Ведущими принципами системы Дьюи являются: учет интересов обучающихся, образование через обучение мысли и действию; познание и знание это следствие преодоления трудностей; свободное и творческое взаимодействие. Подобные идеи встречаются у многих авторов прошлого века и, в частности, прослеживаются в работах итальянского педагога М. Монтессори. Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что реализация современных стандартов образования может и должна опираться на классические образовательные технологии ХХ века.

Среди основных дидактических принципов реализации системно-деятельностного подхода можно выделить следующие:

- принцип деятельности, заключающийся в том, что интеллектуально-творческое развитие (или развитие когнитивных способностей) ученика происходит в процессе его собственной работы над освоением нового материала и приобретением практического опыта;

- принцип психологической комфортности, согласно которому ученик должен находиться в спокойной доброжелательной среде и не испытывать стресс в процессе обучения;

- принцип творчества ориентирован на свободу самовыражения, творческий подход к учебной деятельности и приобретение опыта в данной области;

- принцип минимакса, при котором каждый ученик сможет выполнить задание по своим силам.

Деятельностный подход ориентирован на индивидуальность ученика и отличается от традиционного подхода тем, что учитель не является главной фигурой учебного процесса, а играет роль наставника, помощника, предоставляя учащимся возможность самим познавать новое, планировать варианты решения проблем и оценивать свою работу.

Последователи М. Монтессори также считают, что дети в силу своего любопытства способны познавать мир через самостоятельную деятельность, а это, в свою очередь, удовлетворяет их стремление к независимости и ответственности [1, 5]. Однако самостоятельность не подразумевает изолированность. Монтессори-группа, как правило, состоит из учеников разного возраста, и их взаимодействие друг с другом также играет важную роль в обучении: младшие с удовольствием учатся у старших, старшие же, помогая, развивают лидерские качества, и таким образом происходит процесс социализации. Монтессори-учитель является чутким наблюдателем, его задача — побуждать интерес и помогать ученику выполнить задание самостоятельно [1, 7]. Такие педагоги максимально доброжелательны, они работают деликатно, без авторитарного давления, не прерывая творческого процесса, не разделяя результаты на хорошие и плохие, но косвенно направляя, поэтому у учеников исчезает страх перед взрослыми людьми, который является одним из главных стрессообразующих факторов.

Немаловажную роль в достижении психологического комфорта играет специально оборудованное пространство для занятий: большая светлая комната, в которой мебель соответствуют детскому росту, дидактические материалы находятся в свободном доступе, а каждый предмет приятен на вид [1, 63]. Ученику важно не только знать, но и чувствовать, что рабочее пространство создано специально для него, и все материалы располагают к тому, чтоб он начал их познавать, ведь интерес и любопытство мотивируют, и именно это является основой успешного обучения [1, 6].

21

Возможность самостоятельного выбора деятельности открывает пространство для творчества, ведь по словам М. Монтессори, «детское творчество свободно только тогда, когда свободен ребенок» [1, 216]. Выбирая тот или иной дидактический материал, ученик ищет к нему подход и открывает возможные варианты работы с ним, догадывается, для чего и как именно могут быть применены заинтересовавшие его предметы не только внутри класса, но и в реальной жизни, и какие задачи могут быть решены с их помощью. Каждый ученик вправе выбрать занятие по своим способностям или возможностям, и, освоив необходимый минимум, сможет перейти на более высокую ступень.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогика Монтессори в наши дни не только не утратила свою актуальность, но и удовлетворяет современным тенденциям образования, в которых делается упор на самостоятельность ученика и его всестороннее развитие.

Список литературы

1. МонтессориМ. Мой метод. СПб.: АСТ, Астрель, 2006. 352 с.

2. Персоналии: Джон Дьюи // Гуманитарные технологии: аналитический портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/personnels/john-dewey/info/ (дата обращения: 12.11.2017).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/922/ (дата обращения: 16.11.2017).

4. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2012/0329-10.htm/ (дата обращения: 16.11.2017).

КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ КАК СВОЙСТВО ПОВЕДЕНЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ Мозжухина Ю.Н.

Мозжухина Юлия Николаевна - магистрант, кафедра английского языка и методики его преподавания, факультет иностранных языков, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Аннотация: способность мыслить критически в информационном потоке современного мира предопределяет эффективность деятельности. В статье рассмотрен ряд когнитивных искажений и их проявление в различных сферах жизни общества - от математической логики до педагогической деятельности. Знания о потенциальных дисфункциях мышления позволяют разрабатывать методы предотвращения их активизации человеческим мозгом.

Ключевые слова: когнитивные искажения, эвристика, «горячая» ошибка подтверждения, эффект третьего лица, фундаментальная ошибка атрибуции.

Приобретаемые в процессе обучения практические навыки должны соответствовать целям и задачам обучения на каждом из этапов этого процесса. В любой сфере жизни общества эффективность деятельности, выполняемой субъектом, зависит не только от набора фактических знаний, но и от возможностей человеческого разума, а именно - от способности мыслить, избегая заложенной природой иррациональности, или когнитивных искажений. Понятие «когнитивное искажение» впервые было

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.