Библиографический список
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст]: Литература, - М.: Просвещение, 2009. - 78 с.
2. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук./Г. В. Терехова. - Екатеринбург, 2002.: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.trizminsk.Org/e/prs/236003, свободный.
3. Хуторской, А. В. Структура эвристических способностей учащихся: [Электронный ресурс] Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: www.eidos.ru/journal, свободный. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005.
4. Хуторской, А. В. Планирование творческого урока: Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 2.0. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006.
УДК 373.51
Горутько Елена Николаевна
Аспирант, ведущий методист управления современных информационных технологий в образовании Оренбургского государственного университета, elena.gorutko@mail. ru, Оренбург
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ
Gorutko Elena Nikolaevna
A gradúate, a leading methodologist of management of modem information technologies in éducation in OrenburgState University, elena.gorutko@mail.ru, Orenburg
FORMATION OF THE WORLD IMAGE OF THE YOUNGER TEENAGER IN MONTESSORI-EDUCATION
Современное общество с каждым годом предъявляет все более жесткие требования к современному человеку. В послании Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации отмечается необходимость создания в системе общего образования таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [6]. Для этого необходимо, чтобы у них было сформировано собственное видение мира и отношение к окружающей действительности. Существенную роль в этом процессе играет формирование образа мира в подростковом возрасте, когда происходят не только физические, но и интеллектуальные, духовные, нравственные, ценностные изменения в структуре личности.
Е. И. Горутъко
Понятие «образ мира» впервые появляется в психологии в связи с разработкой теории восприятия (А. Н. Леонтьев, В. В. Петухов, С. Д. Смирнов и др.) [3; 5; 7]. В результате длительной опытно-экспериментальной работы ученые приходят к пониманию того, что «образ мира» это структура, в которой фиксируются не только знания об окружающей действительности, полученные через органы чувств, но и отношения, поступки человека. Поэтому можно говорить о том, что «образ мира» это эмоционально-когни-тивное субъективное образование. Субъект преломляет действительность через себя, в результате видит ее по-своему. Данная структура представляет собой нечто, опосредующее весь комплекс отношений субъекта с окружающим миром.
Целостный образ мира как представление человека об окружающей действительности строится на основе множества отдельных образов, возникающих в сознании человека, и включает не только образ окружающей действительности, но и «образ Я», «образ другого человека».
В нашем исследовании мы рассматриваем младший подростковый возраст (школьников 9-12 лет), который является начальным звеном в процессе полной психофизиологической перестройки организма человека.
Младший подросток вследствие развития основных психических образований, становится способным к анализу и синтезу, полученной через органы чувств информации, что служит толчком в развитии его познавательной деятельности. В этот же период у него начинает формироваться систематическое мышление, кроме этого значительные изменения происходят и в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.
В процессе построения образа мира младшего подростка принимают участие уже не только ощущения, восприятия и представления (на уровне чувственного познания), а также понятия, суждения и умозаключения (на уровне логического мышления).
Следует отметить такой характерный личностный феномен данного возраста как появление чувства взрослости, которое выражается в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.
Подобное возрастное измерение самосознания личности подростка выражает новую жизненную позицию по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, определяет восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Огромную роль в жизни младшего подростка играет общение, которое пронизывает всю его жизнь, накладывая отпечаток и на учение, и на вне-учебные занятия, и на отношения со взрослыми и сверстниками. В процессе общения он получает не только новые знания, но осознание того, что каждый человек уникален и индивидуален, а поэтому имеет свое представление о мире, свое отношение к миру.
Следовательно, формирование образа мира младшего подростка возможно только при условии достижения им определенного уровня развития основных психических образований.
В нашем исследовании мы рассматриваем формирование образа мира младшего подростка, который обучается в гимназии, работающей по системе, разработанной М. Монтессори, поэтому следует подробнее остановиться на ее образовательных возможностях. Они заключаются в следующем:
- предоставление свободы выбора в процессе обучения (свободная работа);
- индивидуальный подход к каждому ребенку (работа с дидактическим материалом, объяснение нового материала);
- признание педагогом уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.
Опытно-экспериментальная работа в обозначенном направлении проводилась на базе МОУ «Гимназия № 5» г. Оренбурга. В эксперименте участвовали учащиеся 5-6 классов и учителя, работающие в этих классах.
Основной формой обучения в данном образовательном учреждении является свободная работа с дидактическим материалом.
Свободная работа - это форма урока, при которой учащиеся в основном сами решают с чем, с кем, где и как долго они будут работать. Степень трудности и темп учебы подбирается в зависимости от индивидуальных способностей, причем учитель советует и помогает школьникам сделать самостоятельный выбор. По возможности результаты своей работы они контролируют сами. Однако это требует продуманной организации и тщательной проработанности как со стороны обучающего, так и со стороны учащегося.
Для организации свободной работы учащихся необходима специально подготовленная развивающая среда, а именно учебное помещение, в котором созданы все необходимые условия для удобства учеников, богатый выбор дидактического материала.
В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы: значимость материала для ребенка; определение трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций [2].
М. Монтессори изменяет не только сам обучающий дидактический материал, но и принципы воспитания с его помощью. В основу положена идея подготовленного пространства, в котором ученик имеет относительно свободный выбор четко ограниченный немногочисленными ключевыми правилами. Происходит изменение роли учителя. Он по большей степени воздействует на учащихся опосредовано и помогает им при вхождении в очередные зоны развития, предъявляя определенный алгоритм действия [4].
Используя Монтессори-материал для обучения младших подростков, основной акцент делается на развитие у них понятийного мышления, способности анализа и синтеза получаемой информации, способности к обобщению, полученных знаний, и способности самостоятельно сделать выводы.
185
Е. Н. Горутько
Дидактический материал построен так, что при работе с ним младший подросток может самостоятельно проконтролировать себя, тем самым у него появляется уверенность в своих силах и складывается реалистичная самооценка. Особенно важным в выборе материала является опора на принцип актуального и ближайшего развития, характеризующего разницу между тем, что ученик способен сделать самостоятельно, и тем на что он становится способен с помощью учителя. Каждое упражнение с дидактическим материалом Монтессори способствует актуальному движению младшего подростка. Такой подход по своей сути соответствует теории Л. С. Выготского, который видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированной [1].
Выбирая какое-либо задание, ученик ставит перед собой цель, распределяет время, ищет подходящее место для работы, выполняет инструкцию, контролирует себя, обосновывает решение - все это предполагает высокий уровень самостоятельности и ответственности и одновременно способствует развитию младшего подростка.
Существует у свободной работы и долгосрочная цель, которая ориентирована на продвижение дальше, выход за пределы узко структурированного материала, то есть на создание проектов, когда учащиеся вовлекаются в поиск тем, постановку целей, планирование отдельных задач и развитие стратегии решения.
Смысл метода, разработанного М. Монтессори, заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Задача учителя - помочь ученикам организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.
Исходя из всего вышеизложенного, мы предположили, что процесс формирования образа мира младшего подростка в Монтессори-образовании будет более эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- младшие подростки будут вовлекаться в процесс научно-исследовательской деятельности, посредством выполнения практических и лабораторных работ, подготовки проектов;
- будут использоваться в процессе обучения мультимедиа - презентации;
- будет осуществляться взаимодействие «человек - окружающий мир», посредством экскурсий и походов.
Формирующий этап эксперимента был направлен на внедрение, предложенных педагогических условий на уроках биологии, а также на реализацию их в рамках спецкурса «Мой окружающий мир» для учеников шестых классов Монтессори-гимназии. Спецкурс рассчитан на один дополнительный час в неделю.
Цель спецкурса - повысить качество усвоения теоретического материала, максимально индивидуализировав процесс обучения, вместе с тем, не лишая младшего подростка возможности общаться со своими сверстниками.
Спецкурс «Мой окружающий мир» разработан в виде Интернет-ресурса на основе обучающей среды МоосПе, в нем сосредоточены материалы, используемые для проведения дополнительных и урочных занятий по биологии для учеников шестых классов, также для проведения лабораторных, практических и экскурсионных занятий (рисунок 1). Однако это не значит, что все занятия ограничиваются только работой на компьютере. Используемые для проведения занятий спецкурса дидактические материалы представлены в таблице 1.
Каждое занятие спецкурса начинается и заканчивается «кругом», на котором учитель вместе с учениками определяет цели занятия. Младший подросток пытается ответить на вопросы «Что нового бы хотел узнать?», «Чему научиться?» и соответственно в конце занятия учитель спрашивает «Что нового узнал?», «Чему научился?».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод проблемного изложения Метод частично поисковый
31
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
[ Визуальные (зрительные) | Аудиальные (слуховые) Аудио-визуальные (зрительно-слуховые)
УЧЕБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
Персональные компьютеры ! с выходом в Интернет )
Мультимедийное оборудование
Электронная доска
Свободная работа с материалом
с=>
ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮШИЙ САЙТ
Учебные материалы
Аудио и видеоролики
Презентации
Развивающие задания
Рисунок 1
Ученик может выбрать материал по своему усмотрению и приступить к его изучению. Наиболее интересную тему для себя он изучает более детально самостоятельно и оформляет в виде исследовательского проекта на ежегодную научную конференцию, которая проводится в гимназии. Лучшие работы принимают участие в конференциях более высокого уровня.
Наиболее сложные темы учитель представляет в виде презентации либо индивидуальной, либо групповой.
Е. И. Горутъко
Таблица 1 - Дидактические материалы
Визуальные Аудиальные Аудиовизуальные
Учебное помещение гербарии, коллекции, влажные препараты, микропрепараты, чучела, модели демонстрационные, магнитные, рельефные, модели-аппликации, муляжи, печатные пособия, транспаранты и т. д. аудиозаписи видеофильмы
Информационно-обучающая среда электронные презентации, инструкции, развивающие задания, аннотированные каталоги, тренажеры и т. д. мультимедийные презентации, имитационные модели, демонстрационные ролики ИТ. д.
Задания, которые предлагаются для самоконтроля различаются по степени сложности. Однако ученик выбирает уровень сложности самостоятельно. Оценивание, как таковое, не предусмотрено. Это актуально для младшего подросткового возраста, который отличается повышенной чувствительностью к мнению окружающих его людей. Не допускается также сравнение уровня подготовки учащихся. Каждый человек индивидуален и уникален, поэтому каждое выполненное им задание это его личное достижение.
Учитель может использовать материал спецкурса при объяснении нового материала, для закрепления полученных знаний, для организации интерактивного общения между учащимися и собой во время урока, а также и во внеурочное время. Занятия при помощи данного ресурса проводятся как непосредственно на уроке, так и дистанционно.
Особая роль в спецкурсе отводится экскурсиям и походам. Изучение биологии невозможно только в учебном помещении, так как ни один дидактический материал не заменит общения с природой.
В цели спецкурса не входило детальное рассмотрение каждой темы. Мы стремились дать основные понятия, тем самым строя процесс обучения от общего к частному.
В процессе опытно-экспериментальной работы были проведены контрольные срезы, которые определили начальный и конечный результаты сформированности трех компонентов образа мира младшего подростка: когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностного. Полученные данные отражены на гистограмме, представленной на рисунке 2.
Полученные данные свидетельствуют о положительных результатах. Эффективность педагогических условий, способствующих формированию образа мира младшего подростка в Монтессори-образовании, подтверждена экспериментально.
И начало эксперимента низкий уровень
□ конец эксперимента низкий уровень
Э начало эксперимента средний уровень
0 конец эксперимента средний уровень
ЁЗ начало эксперимента высокий уровень
ЕЗ конец эксперимента высокий уровень
когнитивный эмоционально- деятельносгный
ценностный
компоненты образа мира
Рисунок 2 - Динамика сформированное™ когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов образа мира
Образ мира младшего подростка, становящийся в системе Монтессори-педагогического опосредования, представляет собой целокупность представлений о мире, о себе, об окружающих людях, сформированную в условиях Монтессори-развивающей среды посредством всестороннего ириро-досообразного развития (органов чувств) ребенка в логике восхождения от конкретного к абстрактному, чувственного к рациональному, эмоционального к духовному.
Библиографический список
1. Выготский, JL С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с.
2. Дичковская, И. Н. Особенности использования дидактического материала в системе Марии Монтессори [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// serdcevedenie.narod.ru/pedagog/mariastat2.htm.
3. Леонтьев, А. Н. Образ мира. Избр. психолог, произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983, с. 251-261.
4. Монтессори, М. Разум ребенка (главы из книги) [Текст]/ М. Монтессори -М.: Грааль, 1997.- 176 с.
5. Петухов, В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления [Текст] / В. В. Петухов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -1984,-№4.-С. 13-20.
6. Послание президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]: «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5038 (214) от 13 ноября 2009 г. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/ll/13/poslame-tekst.html.
7. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения [Текст] / С. Д. Смирнов. - М., 1985.