Научная статья на тему 'Использование обучающей среды Moodle для формирования образа мира младшего подростка в Монтессори#образовании'

Использование обучающей среды Moodle для формирования образа мира младшего подростка в Монтессори#образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ М.МОНТЕССОРИ / МЛАДШИЙ ПОД# РОСТОК / ОБРАЗ МИРА / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горутько Е. Н.

В статье рассматриваются возможности обучающей среды Moodle для формирования обра# за мира младшего подростка в Монтессори#образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование обучающей среды Moodle для формирования образа мира младшего подростка в Монтессори#образовании»

Горутько Е.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ MOODLE ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются возможности обучающей среды Moodle для формирования образа мира младшего подростка в Монтессори-образовании.

Ключевые слова: педагогическая система обучения М.Монтессори, Moodle, младший подросток, образ мира

Темпы развития современного общества предъявляют все более жесткие требования к современному человеку. Поэтому перед школой встает задача воспитать и подготовить подрастающее поколение, которое способно перейти на качественно новый этап развития постиндустриального пространства, связанный с его информатизацией. Одной из характеристик такого общества является индивидуализация, поэтому личность ученика, которая обладает своим собственным видением мира и отношением к окружающей действительности находится в центре внимания педагога.

Формирование образа мира в младшем подростковом возрасте это начальная ступень формирования мировоззрения взрослого человека, который обладает определенной совокупностью гражданских позиций, ценностных ориентаций, готовностью и способностью жить полноценной личной и социальной жизнью.

Проблемой построения образа мира в сознании человека занимались многие ученые, среди которых А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др. В результате все они приходят к пониманию того, что целостный образ мира как представление человека об окружающей действительности строится на основе множества отдельных образов, возникающих в сознании человека, и включает не только образ окружающей действительности, но и «образ Я», «образ другого человека». [2, 4]

В процессе построения образа мира младшего подростка принимают участие уже не только ощущения, восприятия и представления (на уровне чувственного познания), а также понятия, суждения и умозаключения (на уровне логического мышления). Это связано с физиологическими и личностными изменениями, происходящими в организме в этот период.

Мы предположили, что процесс формирования образа мира младшего подростка в Монтессори-образовании будет более эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- младшие подростки будут вовлекаться в процесс исследовательской деятельности, посредством выполнения практических и лабораторных работ, подготовки проектов;

- будут использоваться в процессе обучения мультимедиа - презентации;

- будет осуществляться взаимодействие «человек - окружающий мир», посредством экскурсий и походов.

На наш взгляд, именно обучающая среда Мооё1е в условиях современной школы позволяет в наибольшей степени реализовать на практике вышеназванные педагогические условия в рамках нашего исследования.

Опытно-экспериментальная работа по использованию модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (сокращенно Мооё1е) для формирования образа мира младшего подростка проводилась в МОУ «Гимназия №5» г. Оренбурга.

В качестве средства взаимодействия учителя и учащихся был разработан Интернет-ресурс, а именно спецкурс «Мой окружающий мир», в котором сосредоточены дидактические материалы, используемые для урочных и дополнительных занятий по биологии, а также для проведения лабораторных, практических и экскурсионных занятий для учеников шестых классов (рисунок 1).

Спецкурс состоит из пяти разделов: «Живая и неживая природа», «Клетка - основа живых организмов», «Ботаника», «Зоология», «Анатомия». В цели спецкурса не входило детальное рассмотрение каждой темы.

На изучение каждого раздела отведено определенное количество часов лекционных,

практических, лабораторных и экскурсионных занятий.

Занятия строились с учетом основных принципов педагогики М. Монтессори: антропологического; личностной свободы, как условия развития воспитанника; концентрации или «поляризации» внимания; специальной обучающей среды.

Антропологический принцип обучения выражается в уважении к личности каждого ребенка, его индивидуальности и уникальности.

Максимально возможная индивидуализация образовательной деятельности является особенностью системы М. Монтессори, использование четко продуманной и умело организованной программы стимулирует и способствует развитию личности каждого ребенка.

Принцип свободы условий развития личности является основным принципом педагогики М.Монтессори. Стремление младшего подростка к независимости, самостоятельности и стремление стать свободной личностью - должно уважаться, приниматься во внимание.

По Монтессори, свобода предполагает: свободу передвижения в подготовленной окружающей среде; свободу выбора места для

деятельности; свободу выбора предметов для удовлетворения познавательных интересов; свободу времени, то есть продолжительности процесса собственной деятельности; свободу выбора уровня образования; свободу коммуникации и объединения в работе с другими воспитанниками. [3]

Поэтому основной формой обучения младших подростков в Монтессори-образова-нии является свободная работа с дидактическим материалом.

Принцип концентрации или «поляризации» внимания предполагает умение сосредоточенно работать достаточно длительное время с материалом; доводить начатое дело до конца.

Весь спецкурс представлен в виде уроков, материал к которым выложен в виде текстовых файлов, презентаций, html-страниц, аудио и видеороликов. После изучения новой темы ученик получает задание, которое выполняет и отправляет по электронной почте. В зависимости от качества его выполнения учитель может выдать следующую порцию материала, либо вернуть ученика на исходный уровень, таким образом, подача информации происходит поэтапно.

В Монтессори-образовании оценивание как таковое не предусмотрено, поэтому ре-

Рисунок 1

зультатом выполнения задания может быть зачет или незачет. Однако по усмотрению педагога среда позволяет настроить традиционную пятибалльную оценочную шкалу или любую другую. Кроме этого учитель может написать свой отзыв или комментарий на присланную работу, а также выставить сроки выполнения задания.

Элемент курса «вики» позволяет нескольким учащимся совместно работать над файлом, редактировать его. Например, отчет по экскурсии ученики оформляют в виде одного документа. Возможности современных информационных технологий позволяют ученикам заносить свои наблюдения с помощью сотовых телефонов и ноутбуков в дневник экскурсии, выложенный на сайте. [1]

Использование основных элементов Мооё1е в рамках спецкурса «Мой окружающий мир» отмечено в таблице 1.

Благодаря возможностям данной обучающей среды происходит изменение роли учителя. Он по большей степени воздействует на ребенка опосредовано и помогает ему при вхождении в очередные зоны развития, предъявляя ученикам алгоритм действий.

Учитель может использовать материал спецкурса при объяснении нового материала, для закрепления полученных знаний, для организации интерактивного общения между учащимися и собой во время урока, а также и во внеурочное время. Занятия при по-

Список литературы:

1. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие 2-е изд. испр. и дополн. / А.М. Анисимов. - Харьков: ХНАГХ, 2009.- 292 с.

2. Леонтьев, А.Н. Образ мира. Избр. психолог. произведения / А.Н. Леонтьев - М.: Педагогика, 1983, с. 251-261.

3. Монтессори, М. Разум ребенка (главы из книги) / М. Монтессори - М.: Грааль, 1997. - 176с.

4. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / - М., 1985.

Сведения об авторе: Горутько Е.Н., ведущий методист научно-методического отдела информатизации образования управления современных информационных технологий в образовании Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд.3310, тел. (3532) 375391, е-mail: [email protected]

UDC 371.47.022 Gorutko E.N.

USING OF TEACHING SPHERE MOODLE FOR FORMING OF A WORLD OF A JUNIOR TEENAGER AT MONTESSORY-EDUCATION

In article deals with the possibility of learning environment Moodle for formation of the world image of the younger teenager in Montessori-education are considered.

Key words: M.Montessori’s pedagogical system, Moodle, younger teenager, the world image

Bibliography:

1. Anisimov, A.M. Work in distance learning system Moodle: uchebnoe posobie 2 izd. ispr. dopoln. / A.M. Anisimov. - Kharkiv: KhNAGKh, 2009. 292 p.

2. Leontev, A.N. Of the world image. The selected psychological products / A.N. Leontev - M.: Pedagogika, 1983, p. 251-261.

3. Montessori, M. Child’s mind (chapters from the book) / M. Montessori - M.: Graal, 1997. - 176p.

4. Smirnov, S.D. Psychology of an image: a problem of activity of mental reflection / M., - 1985.

Таблица 1. Использование элементов информационно-обучающей среды

Свободная работа с материалом Информационно-обучающий сайт (среда Moodle)

Виды занятий Элементы среды Назначение

Урок, практическая работа, лабораторная работа, экскурсия, подготовка проектов Урок (ролики, презентации, html-страницы), вики, форум, чат, глоссарий Поиск новых знаний

Тест, hot potatoes опрос, рабочая тетрадь, Контроль и закрепление знаний

Форум, чат, электронная почта Общение, консультация

мощи данного ресурса проводятся как непосредственно на уроке, так и дистанционно.

Положительные моменты при работе с системой Мооё1е заключаются в новизне обучения, в возможности изучения предмета на новом, современном уровне, в приобщении к информационно-образовательному пространству, в индивидуализации процесса обучения, так как учащиеся могут самостоятельно изучить или повторить какую-либо тему без помощи учителя, а значит повышается их ответственность за свое образование.

14.01.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.