естественно, что педагогу в работе с подростками группы риска следует учитывать общие возрастные особенности подросткового возраста - особая значимость коллектива сверстников и общения со сверстниками, протест против ущемления самостоятельности взрослыми, чувство взрослости, стремление к самоутверждению.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеева, И.А. Дети группы риска. - СПб., 2001.- 114 с.
2. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». - М., 2006. - 110 с.
3. Выготский ,Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - 231 с.
4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя.
- М., 1994 - 223 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика. - М.: Юрайт, 2015.- 720 с.
6. Молодцова, Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. -Ростов на Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 2005.- 254 с.
7. Молодцова, Т.Д., Тринитатская О.Г. Детские трудности: диагностика, коррекция. - Ростов н/Д.: РО ИПК и ПРО, 2005.
- 210 с.
8. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей учеб. пособ. - Архангельск: Просвещение, 1995.- 150 с.
9. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 592 с.
10. Психология совместного труда детей / Под ред. Я.Л. Коломинского. - Минск, 1987. - С. 5-76.
11. Сакату, X. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.. - М., 2000.- 23 с.
12. Содержание трудового воспитания школьников / Под ред. Я.А. Журкиной, И.И. Зарецкого. - М., 1989.- 144 с.
13. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. 6-е изд. -М.: Политиздат, 1988 -170 с.
14. Шульга, Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2008. - 256 с.
15. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные труды. - М. Воронеж. НПО «МОДЭК», 2001-. 417 с.
Н.М. Тарасова
МЕТОД М. МОНТЕССОРИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Аннотация: в статье рассмотрены основные положения антропологического метода М. Монтессори и описан опыт внедрения этой системы в практику начальной школы.
Ключевые слова: антропологический метод, развивающая среда, дидактические материалы, свобода выбора.
N. M. Tarasova
MONTESSORI METHOD: FROM THEORY TO PRACTICE
Abstract: the article describes the main provisions of anthropological method, Montessori describes the experience of introducing this system in practice primary school.
Key words: anthropological method, educational environment, educational materials, freedom of choice.
Методика Марии Монтессори по праву признается одной из наиболее актуальных в современной педагогике и принадлежит к числу наиболее востребованных в образовании. Об этом свидетельствует все возрастающее число школ, применяющих этот метод в работе с детьми) по некоторым данным, это число уже перевалило за 20 тысяч). Большой интерес эта методика, история которой насчитывает более 100 лет, вызывает и у родителей, выбирающих именно этот альтернативный подход к образованию для своих детей, тем самым инициируя создание тысяч школ Монтессори. Таким образом, существует устойчивый социальный запрос на смену парадигмы в системе образования.
Проанализируем, чем же вызван этот все более возрастающий интерес к известной методике со стороны педагогов и родителей, в чем проявляется ее специфика, позволяющая отдавать ей предпочтение при конструировании образовательного пространства? Ключевое отличие системы Монтессори в том, кто и в каком качестве выступает в образовательном процессе в качестве главного субъекта. Подход Монтессори заслуженно называется антропологическим, поскольку в центре - ребенок, с его темпом развития, уникальными индивидуальными эмоциональными, психическими и физическими потребностями.
Поэтому такую все более возрастающую с каждым годом популярность методики Марии Монтессори можно объяснить именно ее концепцией ценностного восприятия личности ребенка с акцентом на необходимость уважать мнение ребенка, его личность, личностные установки незави-
симо от возраста и особенностей.
Марией Монтессори был накоплен, проанализирован и обобщен огромный практический опыт, благодаря чему и родилась ее оригинальная методика, направленная на стимулирование познавательной активности ребенка, развитие у него способности к креативным самостоятельным решениям, формирование творческих способностей, богатого воображения благодаря гармоничному сочетанию интеллектуального и физического развития при наиболее оптимальном психологическом фоне. Методика М. Монтессори инициирует развитие у ребенка собственной мотивации к обучению, при этом вмешательство взрослого в деятельность ребенка минимизировано, а среда, в которой он обучается, организована с помощью специальных дидактических материалов. Отсюда - особая роль определенной развивающей среды для реализации данной методики. В этой среде используются самые обычные предметы, применение которых стимулирует ребенка к действию по изучению мира через опытное его познание. Это могут быть кубики, бусины, различные геометрические фигуры, разные по цвету и размеру, сосуды для опытов и т.д. [10].
Главные принципы методики - это максимум свободы и минимум вмешательства, что способствует реализации индивидуальных подходов к обучению. При этом принцип свободы не сводится к вседозволенности, но органично вписан в принцип проявления дисциплины в свободе, что предполагает формирование у ребенка осознанного стремления самореализовываться, не ограничивая при этом свободу других, то есть дисциплина изначально проявляется в рамках внутренней свободы. Таким образом, личность сама формирует внутренние границы, которые, будучи им восприняты как должное, становятся проявлением его свободного выбора быть членом общества.
Другим важнейшим принципом методики Марии Монтессори является самостоятельность как форма обучения, познания мира, осознанного действия и соответственно всяческое стимулирование самостоятельного стремления к действию и познанию [11, с. 77].
Следовательно, свобода в таком пространстве не превращается в анархию, поскольку поддерживается сознательным стремлением к деятельности и соблюдению норм взаимодействия между детьми и педагогом, при котором ребенок старается не мешать другим, осуществляя свое обучение. Следовательно, социализация личности в рамках осознания своей собственной свободы и свободы других происходит естественно, будучи «вплетенной» в систему взаимоотношений мира ребенка и окружающих его «миров».
Отсюда (во многом благодаря этой «естественности») методика Марии Монтессори становится все более популярной во всем мире, хотя многие практики и теоретики, исследующие ее метод, всячески подчеркивают, что применять методику, некритично копируя правила и задания, значит, разрушать саму ее суть, поскольку она предполагает именно творческое взаимодействие обучающего и обучаемого, постоянно порождающее новые ситуации и соответствующие им приемы, основанные на стремлении к осознанной свободе действий и самостоятельности в обретении знаний и навыков [8].
Педагогика Марии Монтессори предполагает глубокое сущностное понимание, рациональное применение установок, принципов и правил, сущность которых заключается в осознанном инициировании и поощрении стремления к деятельности, постоянному и ненавязчивому стимулированию познавательной активности, дисциплинированной свободе. Именно понятие дисциплинированной свободы является одним из доминант в методике Марии Монтессори, понятием, отмежевывающим ее принципы от вседозволенности и авторитарности.
Образовательная (и перманентно развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [11, 7].
Психологи Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин связывают механизм воздействия среды на личность с понятием «социальная ситуация развития», то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом [1], приобщение к которым в педагогике М. Монтессори происходит естественным, не навязываемым извне способом.
Динамика развития ребенка, формирование качественно новых психических образований находится в прямой зависимости от того, в каких взаимоотношениях со средой он находится, непосредственно коррелирует с изменениями как в этой среде, так и в самом ребенке. Соответственно отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней, поэтому последняя определяется в психологии как условие, процесс и результат творческого саморазвития и самораскрытия потенциала личности [4].
Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых, наиболее распространенная в современной педагогике при всех различных ее вариациях, согласно представлениям М. Монтессори, искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически наиболее правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную,
адекватную потребностям ребенка развивающую среду [7].
Перейдем к анализу дидактических основ педагогики Марии Монтессори, представляющих собой достаточно разветвленную сеть всевозможных приемов, материалов, упражнений.
1. Монтессори-материалы и упражнения с ними.
Важнейшим способом духовного развития ребенка, согласно М. Монтессори, является обучение его чувствованию, особому переживанию, восприятию. Отсюда направленность Монтессо-ри-материалов на обучение детей моторике и сенсорике, развитие у них навыков письма, чтения и счета. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала XX века, стали материалы для развития чувств и других познавательных процессов детей [5], которые органично вошли в состав так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Дидактические материалы М.Монтессори призваны способствовать духовному становлению ребенка через релевантное возрасту развитие его моторики и сенсорики [8, 2]. Ребенок действует осознанно и вполне самостоятельно, так как его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Монтессори-материалы для ребенка являются ключом к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При помощи этих материалов ребенок органично вживается в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
В созданной согласно Монтессори «подготовительной среде» ребенок имеет возможность практиковать все физические и духовные функции, целостно и всесторонне развиваться. Благодаря упорядочивания подготовительной среды он учится связать приобретенный опыт в единое целое, в стройную систему, что, собственно и является целью правильного воспитания. Таким образом, разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью» [11].
Особая притягательность материалов, необычность и эмоциональность их подачи инициирует интерес ребенка к вещи, любопытство и радость общения с которой порождает внутреннюю мотивация, которая, в свою очередь, помогает ребенку естественным образом постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и ненавязчиво опосредованно руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности [6]. Интерес и естественность здесь выступают ключевыми факторами в обучении.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками, которые он умеет находить исправлять, восстанавливая нарушенный порядок [10, 5].
В работе В.Л. Ефимовой представлены данные, позволяющие оценить вклад методики Монтессори в формирование столь трудных для многих первоклассников навыков овладения письмом [3]. Сопоставляя методику Монтессори с традиционным подходом «работы над ошибками», автор приходит к выводу, что занятия по системе М. Монтессори обеспечивают максимально благоприятные условия для формирования фоновых уровней управления движениями, необходимыми для овладения письмом (подтверждая теорию Н.А. Бернштейна об уровневом управлении движениями).
Инновационные программы, разработанные на основе метода М. Монтессори уже нашли широкое применение в отечественном современном педагогическом образовательном пространстве. Так, в начальных классах и средних образовательных учебных заведениях школ Москвы, Томска, Ростова-на-Дону и других городов России эти программы успешно реализуются, например, программа школы «Русская Монтессори-школа Анны Дурмановой» (для детей 6-12 лет) в Москве или программа школы «Эврика-развитие» в г. Томске.
Своеобразие педагогической методики школы состоит в замене традиционных оценок самооценкой и зачетной системой. Дети самостоятельно оценивают свою работу на уроках, при этом обсуждение оценки с педагогом гарантирует ее справедливость. В результате дети не только учатся объективно оценивать свою работу, быть самокритичными, но и занимаются не ради оценок, а потому, что им интересно учиться и познавать мир [9].
Другим примером эффективного внедрения опыта Монтессори в современную образова-
тельную практику может служить программа школы «Эврика-развитие» в г. Томске [8], построенная с использованием как традиционных форм и методов работы с младшими школьниками, включающими групповые уроки, фронтальную работу, так и событийных, предполагающими отработку материала не только в рамках стандарта начальной школы, но и за его пределами, так как использование метода Монтессори позволяет актуализировать дополнительные образовательные ресурсы подготовленной среды класса (автодидактичные материалы для самостоятельной работы, возможность выбора деятельности, разновозрастной коллектив учащихся, педагогический метод наблюдения для работы в зоне актуального и ближайшего развития и др.). Учителя и тьюторы классов-комплектов строят педагогическую деятельность на принципах, или правилах Монтессо-ри-педагогики (см. рис.), включающих создание обучающей среды в атмосфере доброжелательности и свободы.
Среди правил Монтессори-педагогики не случайно преобладают те, что начинаются со слова «свобода», так как к главному правилу можно, пожалуй, отнести как раз тотальный запрет на использование каких-либо строго сформулированных инструкций и руководств к действию, поскольку создание обучающей предметно-развивающей среды предполагает нежесткую заданность учебной ситуации, множество вариантов и траекторий, основанных по постоянном выборе ребенком места, материалов, партнеров для общения и совместной деятельности, времени и продолжительности работы. Как следствие - естественно создающаяся атмосфера доброжелательности и доверия, роль учителя скорее как тьютора, привитие ответственности за выбор и результат деятельности, осознание важности общения в решении самостоятельно поставленных задач при работе с наиболее значимыми и эмоционально приятными материалами.
Следовательно, Монтессори-упражнения - не просто набор дидактических материалов и инструкций при работе с ними, а постоянный поиск и выбор, решение и результат - как со стороны педагога, создающего наиболее подходящую предметно-развивающую среду для ребенка, так и со стороны самого ребенка, естественно и самостоятельно определяющего, какие именно и как (самостоятельно или вместе с другими, с поддержкой или без нее) материалы ему наиболее приятны и близки (с точки зрения методики - вызывают интерес и вопрос, инициируют познавательную активность).
Рис. 1 Правила педагогики М. Монтессори [8]
2. Основные событийные формы работы с учащимися в педагогике Монтессори:
□ индивидуальные занятия и уроки - помогают ускорить развитие ученика в личностном и академическом плане, дают возможность учителю определить «зону ближайшего развития» ребенка, позволяют инициировать интерес и вовлечь ребенка в процесс обучения, то есть способствуют появлению внутренней мотивации;
□ групповые занятия и дидактические уроки - направлены на приведение в систему полученного опыта и приобретенных знаний по тому или иному предмету, уточнение смысла понятий, введения терминологии, нового дидактического материала, «примерки» и обыгрывания различных социальных ролей, выстраивание процесса коммуникации;
□ групповые занятия и рефлексивные уроки - помогают осмыслить действительность, проанализировать и описать актуальное событие, средствами речи передать свои ощущения, впечатления; через эти способы осмыслить свою проблему;
□ творческие мастерские - способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий участникам образовательного процесса (педагогам, родителям, детям) проявлять творческую инициативу, способ, обеспечивающий их проектную деятельность;
□ «научные экспедиции» - способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий получать навыки работы: с разными источниками информации, проектной и исследовательской деятельности;
□ лаборатории - целенаправленная и систематизированная работа детей по экспериментированию, нацеленному на выявление условий происхождения знания и на поиск (самостоятельный или под руководством педагога) приёмов их применения [2].
Подведем итоги исследования проблемы внедрения идей М. Монтессори в современную отечественную систему образования.
1. Метод, разработанный М. Монтессори полностью адекватен основной цели современного опережающего образования, направленного на саморазвитие и самоопределение детей.
2. Система Марии Монтессори помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения и воспитания, а значит сделать его безболезненным для становления личности ребенка.
3. Создание атмосферы доверия, уважения к личности ребенка помогает детям стремительно продвигаться в своем развитии как активной, самостоятельной личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Выготский, Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. - 479 с.
2. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития М. Монтессори. - М., 2009.
3. Ефимова, В. Л. Педагогика М. Монтессори с точки зрения физиологии активности // Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. № 2. - URL: http://cvberlemnka.ru/article/n/pedagogika-m-montessori-s-tochki-zremva-fiziologii-aktivnosti (дата обращения 21.01.2017).
4. Значение подготовленной среды для развития ребенка: сбор. материалов II Всероссийской конференции «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» / под ред. К.Е. Сумнительного. -М.: АПК и ПППРО, 2011.
5. Исаева, И. Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. - URL: http://letidor.ru/article/irina isaeva montessori podkho 116629 (дата обращения 21.11.2015).
6. Монтессори, М. Антропология. - М., 2007.
7. Монтессори М. Мой метод. - М.: Центрполиграф, 2011. - 414 с.
8. Программа муниципального бюджетного ОУ СОШ «Эврика-Развитие» г. Томска. - URL: http://www.eurekatomsk.ru/education/1-4/montessori (дата обращения 21.11. 2015).
9. Русская Монтессори - Школа Анны Дурмановой г. Москва. - URL: http://www.rusmontessori.ru (дата обращения 21.11. 2015).
10. Скуднова, Т.Д. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики. Таганрог, 2007.-178 с.
11. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Владос, 2011. - 365 с.
И.И. Халепо
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЖСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация. Статья затрагивает актуальные вопросы эволюции института уголовной ответственности мужчин в российском уголовном праве дореволюционного периода. Проведен ретроспективный анализ норм уголовного законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности мужчин.
Ключевые слова: первобытная преступность, геронтоцид, убийства детей, кровная месть, Русская правда.
I. I. Halepo
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT MEN'S CRIME (HISTORICAL ASPECT)
Annotation. Article topical issues affecting the evolution of the criminal liability of the Institute of men in the Russian criminal law pre-revolutionary period. A retrospective analysis of criminal legislation governing the criminal liability of particular men.
Keywords: primitive crime gerontotsid, child murder, blood feuds, Russian Pravda.