Научная статья на тему 'Становление и развитие Монтессори-педагогики в Беларуси'

Становление и развитие Монтессори-педагогики в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1352
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / HISTORY OF PEDAGOGICS / ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ М. МОНТЕССОРИ / M. MONTESSORI'S TECHNOLOGY OF SELF-DEVELOPMENT / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION AND UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старжинская Наталья Степановна, Тукач Валентина Павловна

Раскрыты ценностные характеристики системы М. Монтессори, важнейшие аспекты ее метода свободного саморазвития в условиях подготовленной среды. Представлен исторический опыт адаптации системы М. Монтессори в дошкольных учреждениях Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старжинская Наталья Степановна, Тукач Валентина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICS OF MONTESSORI FORMATION AND DEVELOPMENT IN BELARUS

Valuable characteristics of M. Montessori’s system and the most important aspects of its methods of free self-development in conditions of prepared environment are revealed. Historical experience of M. Montessori’s system adaptation in preschool establishments of Belarus is presented.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие Монтессори-педагогики в Беларуси»

н. С. Старжинская, В. П. Тукач

Становление и развитие монтессори-педагогики

в беларуси

УДК 373.2.015.3. ББК 74.03(3)

Раскрыты ценностные характеристики системы М. Монтессори, важнейшие аспекты ее метода свободного саморазвития в условиях подготовленной среды. представлен исторический опыт адаптации системы М. Монтессори в дошкольных учреждениях Беларуси.

ключевые слова: дошкольное образование; история педагогики; технология саморазвития М. Монтессори; система обучения и воспитания.

N. S. Starzhynskaya V. P. Tukach

Pedagogics of montessori formation

AND DEVELOPMENT IN BELARUS

Valuable characteristics of M. Montessori's system and the most important aspects of its methods of free self-development in conditions of prepared environment are revealed. Historical experience of M. Montessori's system adaptation in preschool establishments of Belarus is presented.

Key words: Preschool education, history of pedagogics, M. Montessori's technology of self-development, system of education and upbringing.

Технология саморазвития Марии

Монтессори (1870—1952), по словам Г. К. Селевко, была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в Европе в конце XIX в. [19. С. 176—179]. Стратегия воспитания в системе М. Монтессори направлена

на сохранение и развитие индивидуальной природы ребенка. Основным условием этого, по М. Монтессори, является предоставление ему полной свободы и самостоятельности. Только тогда, с точки зрения знаменитого врача и педагога, могут проявляться индивидуальный характер ребенка,

его врожденная любознательность и познавательная активность. Поэтому М. Монтессори выступала против руководства действиями ребенка, навязывания ему какого-либо учебного материала [11].

Главной целью развития ребенка М. Монтессори считала развитие его интеллекта и познавательное развитие. Познавательные процессы основываются на восприятии. А интеллектуальное развитие начинается с умения собирать, различать, а затем классифицировать чувственные впечатления. С этой целью М. Монтессори разработала уникальный сенсорный дидактический материал, позволяющий детям осуществлять разнообразные, достаточно серьезные учебные упражнения. Упражнения направлены на различение и классификацию различных чувственных признаков предметов, что помогает детям развивать свой интеллект.

Дидактическим материалом определяется выбор ребенка, чем он будет заниматься в тот или иной день. Воспитатель может лишь мягко направлять его. Каждый ребенок работает за отдельным столом со своим материалом и в своем темпе. Такая работа с дидактическим материалом, по мысли М. Монтессори, стимулирует ребенка к саморазвитию. Важно, что в Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них.

При этом не ограничивается и свобода передвижения детей. Индивидуальная работа сочетается с общей групповой, например, ко-

роткими (15-минутными) сеансами общения. Но и здесь педагог скорее наблюдает за поведением детей и ходом их мысли, стимулируя их к самостоятельным высказываниям. Особое внимание на общих занятиях уделяется навыкам дисциплины.

Как отмечает известный психолог Е. О. Смирнова, система М. Монтессори на практике продемонстрировала необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку. Возможность свободного выбора материала и занятия, работа в своем индивидуальном темпе, сосредоточенность на своем деле, сознательная дисциплина — все это важные и несомненные преимущества данной системы. Воспитанники детских садов Монтессори отличались организованностью, ответственностью и умением работать самостоятельно [23. С. 29].

Вместе с тем, указывает автор, данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Например, выбор действий ребенка строго ограничен предлагаемым дидактическим материалом и жестко предписанными действиями с ним. В результате, действия детей становятся однообразными, стереотипными и автоматическими, а значит, несвободными.

Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, М. Монтессори ограничивает сферу воспитания детей работой с сенсорным материалом. Предлагаемые ею упражнения, считает психолог, обеспечивают лишь выработку элементарных сенсорных дифференцировок, но практически совсем не развивают мышление ребенка. А ограничение

активности ребенка только работой с сенсорным материалом существенно тормозит развитие творческого воображения и фантазии.

Особые ограничения система Монтессори накладывает на вербальную активность взрослого. Воспитатель должен дать ясное, отчетливое представление о предмете, не произнося ни одного лишнего слова. Нередко слова заменяются мимикой, выразительным жестом. Свободные разговоры детей также не поощряются, так как лишние разговоры отвлекают от работы других детей. Если работа поглощает внимание ребенка, он молчит. Однако именно посредством речи, напоминает Е. О. Смирнова, дошкольник учится осознавать свои действия, выделять существенные признаки предметов, классифицировать, создавать новое и пр. Развитие мышления и сознания ребенка невозможно представить без усвоения им языка и овладения речью.

[23. С. 29-30].

Таким образом, оценки метода М. Монтессори деятелями дошкольной педагогики неоднозначны, но в целом они позитивны. Именно поэтому система М. Монтессори на протяжении более 100 лет сохраняла свою популярность в США и странах Европы. Что касается дореволюционной России и затем - Советского Союза (в состав которых входила нынешняя Беларусь), то отношение к этой системе на протяжении ХХ в. несколько раз менялось.

Широкую известность и распространение система М. Монтессори получила в России еще в начале ХХ

в. после издания в 1913 году русского перевода основного труда М. Монтессори «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка». Согласно периодизации А. С. Никольской, 1912-1930 гг. являлись периодом теоретического осмысления метода Монтессори в контексте реформаторской педагогики. Система Монтессори справедливо воспринималась как нечто новое, революционное. Поэтому издавались ее труды, метод применялся в практике, осуществлялась и подготовка педагогов к работе по новому методу (так называемых «монтессо-риевок») и др. [3; 17]. Детские сады, работавшие по системе Монтессори, пишет директор Московского Центра Монтессори К. Сумнительный, выжили в самые голодные годы и были закрыты только в конце 20-х годов

[22. С. 19-21].

С начала 1930-х годов в педагогике наблюдался отказ от теории свободного воспитания, от педологии как «лженауки». Неудивительно, что система М. Монтессори в этот период подвергалась резкой критике как реакционная, оторванная от жизни, уводящая детей в мир искусственного дидактического материала и т. п. Цели воспитания в теории М. Монтессори на долгие годы оказались чуждыми идеалам советского общества (см., напр., статью Н. Б. Мчелидзе под весьма характерным названием [16.

С. 34-39]).

В сущности, на протяжении всего периода развития советского дошкольного воспитания отрицалась любая возможность альтернативы

единственной принятой в советской педагогике теории.

Повторное обращение к педагогике М. Монтессори и частичное ее возвращение произошло в 1950—1960-е годы в связи с разработкой проблемы сенсорного воспитания как предосно-вы умственного воспитания. В трудах таких советских педагогов — корифеев дошкольного воспитания, как

A. П. Усова, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина, Р. И. Жуковская,

B. Г. Нечаева и др. подчеркивалась необходимость использования методов М. Монтессори в разных направлениях педагогического процесса в детском саду и в подготовке педагогов, способных применить ее положения в отечественной практике [3.

C. 67-68].

Период 1930-1991 гг., характеризующийся, с одной стороны, запретом системы М. Монтессори, а с другой - использованием элементов ее опыта, А. С. Никольская назвала скрытым [17], а М. Г. Сорокина -латентным [21].

С начала 1991 г. начался, согласно периодизации А. С. Никольской, период с явно выраженной ретроиннова-ционной направленностью по отношению к Монтессори-педагогике [17]. К возрождению в стране уникального опыта педагогической системы М. Монтессори привело стремление педагогов дошкольных учреждений найти альтернативу заорганизованности, тотальной регламентации деятельности детей и воспитателей, характерных для советского детского сада, желание реализовать на деле индивидуальный подход к детям привели.

В Беларуси активное внедрение системы М. Монтессори в работу дошкольных учреждений началось со второй половины 80-х гг. Разработок, отвечающих современным требованиям к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, в то время еще почти не было, и система М. Монтессори оказалась вновь открытой, тем типом нового, о котором говорят, что это хорошо забытое старое.

Одними из первых систему Монтессори стали использовать детские сады, подведомственные Белорусской железной дороге под непосредственным руководством методиста отдела учебных заведений управления Белорусской железной дороги В. В.Трошиной и начальником этого отдела И. С.Макаренко. Так, в детском саду №9 53 БЖД г. Могилева педагогами, уже начиная с 1985 года, в основу деятельности с детьми были положены методы и принципы М. Монтессори.

Как справедливо отмечала В. В. Трошина, часто педагоги-практики делают попытку на основе Монтессори-педагогики создавать авторскую модель, возводя ее на уровень собственной методики. В выступлениях педагогов стала обычной фраза: «Используем элементы Монтессори», «А мне думается, — пишет автор, - что Монтессори-система или есть, или ее нет. Как можно использовать элементы такой стройной системы? И вообще, как можно использовать педагогические технологии в отрыве от базовых концепций?». По мнению В. В.Трошиной, есть в Беларуси рабо-

та по Монтессори-технологии и есть детские сады, работающие с дидактическим материалом М. Монтессори

[24. С. 8].

С дидактическим материалом М. Монтессори в начале 90-х гг. работали многие дошкольные учреждения Белорусской железной дороги: детский сад № 16 г. Гомеля, детский сад №9 53 г. Могилева, № 69 г. Барановичи. А вот определенно об использовании Монтессори технологии, как отмечает В. В. Трошина, можно говорить, что данная технология целиком использовалась только в детском саду № 40 г. Бреста. Воспитатели этого детского сада А. Н.Титенко, В. М.Чуешова были первыми в Беларуси по внедрению системы М. Монтессори.

Яркая иллюстрация воспитательной работы по Монтессори-педагогике — документальный видеофильм «Жизнь по-Монтессори», который был снят в детском саду № 40 БЖД г. Бреста отделом учебных заведений Белорусской железной дороги [25. С. 16].

Подлинным энтузиастом в деле внедрения системы М. Монтессори выступила преподаватель Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина Г. А. Любина. На базе упомянутого брестского детского сада № 40 ею была организована инновационная площадка по использованию системы М. Монтессори и распространению ее идей в стране. Впоследствии Г. А. Любиной был опубликован ряд работ, разъясняющих суть данной системы, условия внедрения ее в современный детский

сад [8; 9; 10; 11].

Поистине подвижницкая работа Г. А. Любиной оказала несомненное влияние на распространение системы М. Монтессори в нашей республике.

В Минске Монтессори-группы в начале 90-х были созданы в детском саду № 327, расположенном в Октябрьском районе, которым в то время руководила заведующая В. С. Веревкина. В дошкольном учреждении № 395 г. Минска заведующей М. Б. Павельчук также осуществлялась целенаправленная работа по формированию разновозрастных групп, которые благодаря финансированию со стороны попечительских советов из числа родителей, подшефных организаций были оснащены специальным культурно-развивающим игровым оборудованием.

Как отмечала Г. Д. Казакова — тогдашний преподаватель Минского областного института развития образования, одна из сторонников развития системы Монтессори — первыми в Минском районе внедряли систему М. Монтессори детские сады № 2, 4 г. Клецка, № 17 г. Борисова, № 4 г. Слуцка, № 6 г. Копыля, № 3 г. Крупки, № 6 г. Заславля. Монтессори-педагогика с успехом адаптировалась и в городских, и в сельских детских садах. Большой интерес проявляли к этой системе специалисты специализированных групп и детских садов. «Практика показывает, что дети с ограниченными возможностями, посещая Монтессори-группу, получают шанс продолжить обучение в обычной, а не в специализированной школе. Выпускники Монтессори-групп успешно обучаются в классах с

развивающим обучением, с усложненными и обычными программами», -подчеркивала Г. Д. Казакова [14. С. 30].

Региональными и Минским городским институтами повышения квалификации и переподготовки кадров на базе вышеперечисленных детских садов организовывались целевые курсы повышения квалификации педагогических кадров, где шло не только ознакомление с системой работы по методике М. Монтессори, но и проводились заседания клубов и творческих Монтессори-мастерских республиканского масштаба. Данные детские сады являлись базой практики как для слушателей Академии последипломного образования, Институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, так и для педагогических вузов страны.

Сначала педагоги пользовались публикациями в российской печати ([1; 4] и др.), затем работу М. Монтессори издали и в Беларуси [12]. Впоследствии появились и методические рекомендации по внедрению системы М. Монтессори в работу учреждения дошкольного образования [6].

К концу 90-х гг. использование системы М. Монтессори приобрело в дошкольных учреждениях страны массовый характер. Однако зачастую использование отдельных методов М. Монтессори, приемов, форм работы, носящих разрозненный характер, выдавалось в некоторых коллективах детских садов как целостная система М. Монтессори. У многих педагогов отсутствовало понимание целесооб-

разности использования системы М. Монтессори. Связано это было с незнанием основ Монтессори-педагоги-ки.

В целях упорядочения организации деятельности коллективов учреждений образования по использованию в работе новых образовательных технологий с сентября 1998 года началась широкомасштабная, поэтапная, целенаправленная работа по экспериментальной проверке содержания образования, технологий обучения и воспитания. Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.1999 № 567 «О проведении экспериментальной работы в средних общеобразовательных учебных заведениях в 1999/2000 учебном году» были открыты дошкольные группы в рамках эксперимента по адаптации педагогической технологии М. Монтессори к условиям массовых дошкольных учреждений Республики Беларусь. В каждой области и г. Минске было определено по 20 групп, где осуществлялась апробация педагогической технологии М. Монтессори.

Функционирование экспериментальных площадок по апробации и внедрению образовательных технологий было регулируемым процессом. Главным элементом любой технологии являются непосредственные ее исполнители - педагоги, к которым предъявлялись требования: быть специально подготовленными для процесса апробации, внедрения технологии, иметь четкое представление не только о сути, возможных путях реализации, но и об ожидаемых результатах такого внедрения. Главным условием

являлось наличие научного руководства этой деятельностью, основной функцией которого было оказание методической помощи коллективам экспериментальных детских садов. Научным руководителем экспериментальной деятельности по апробации Монтессори-педагогики выступила Г. А. Любина.

Итогом всей экспериментальной деятельности явился качественно новый уровень использования системы М. Монтессори в дошкольных учреждениях страны. На 1 сентября 2009 года в Беларуси насчитывалось 218 детских садов, применяющих педагогическую систему М. Монтессори. Осваивать ее помогают в областных и Минском городском институтах развития образования. Так, только в Минской области с 2008-2009 учебного года функционирует 16 Монтессори-групп. В Минском областном институте развития образования регулярно проходят целевые курсы повышения квалификации с участием преподавателей кафедры дошкольного образования [7]. Педагоги дошкольных учреждений Минского, Борисовского, Вилейского, Пуховичского, Столбцовского,

Любанского, Дзержинского и других районов Минской области выстраивают процесс развития и обучения дошкольников на основе использования развивающей предметно-пространственной среды с обязательным минимумом дидактических Монтессори-материалов. Стало традицией в Минском областном институте развития образования проводить научно-практические конференции, где

рассматривается опыт работы детских садов Минской области по системе М. Монтессори.

В Светлогорске раз в год проходит семинар «Реализация идей педагогической системы М. Монтессори в современном дошкольном учреждении» для педагогов-воспитателей дошкольных учреждений Гомельщины, работающих по системе М. Монтессори. Место проведения мероприятия областного семинара - детсад № 4 «Теремок» — единственное в области дошкольное учреждение, имеющее сразу три группы Монтессори. Участники семинара знакомятся с историей создания Монтессори-групп в Светлогорске, изучают на практике комплексное занятие «На круге», работу детей с Монтессори-материала-

ми [15; 18].

Бюджетных детских садов, полностью работающих по системе М. Монтессори, в Беларуси нет. Однако в отдельных детских садах существуют группы, в которых используются методики итальянского доктора. Их с каждым годом становится больше, однако спрос превышает предложение в несколько раз, даже несмотря на то что в большинстве случаев родителям приходится доплачивать некоторую сумму на учебные пособия (несколько десятков долларов США). Впрочем, далеко не всегда система М. Монтессори применяется полностью — чаще используются лишь отдельные методики [26].

Монтессори-группы сегодня работают в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Могилеве, Минске, Речице, Добруше, Житковичах и Ветке.

Вот, например, как устроена работа минского детсада № 395 [2].

Зона практической жизни оборудована достаточно простыми и в то же время полезными материалами для работы. Рамки с неким «фрагментом» рубашки с пуговицами и другими видами застежек, «методический» ботинок для обучения завязыванию шнурков, настоящая кухонная раковина, где с настоящим мылом можно помыть настоящую посуду. Обычная электроплитка, на которой дети сами могут испечь оладьи, конечно, под руководством воспитателя, но своими руками. Зона сенсорного развития, где ребенок учится определять высоту, длину, вес, цвет, звук, запах, температуру предметов. Есть языковая, математическая, географическая, естественно-научная зоны. Занятий как таковых нет: каждый ребенок может выбрать себе дело по душе, а задача воспитателя - координировать эти занятия.

Группы в белорусских детских садиках, как правило, разновозрастные, как это и предусмотрено системой Монтессори (от 3 до 6 лет), и младшие дети быстро и охотно учатся у старших, старшие чувствуют ответственность за младших. В каждой группе есть «тихий уголок»: отгороженное занавесками местечко с уютным диванчиком, телевизором. Если ребенку вдруг стало грустно или захотелось побыть одному, он может уединиться в этом уголке.

Педагоги считают, что система Монтессори своими средствами успешно реализует программу дошкольного образования (до 2011 г.

в Беларуси действовала программа «Пралеска», с 2011 - учебная программа дошкольного образования).

Основные проблемы, с которым сталкиваются детские сады, желающие работать по системе М. Монтессори, - это проблемы финансирования. Методические материалы для этой системы достаточно дороги. К тому же полная реализация программы М. Монтессори требует не только приобретения материалов, но и специальной мебели для групп. В связи с этим почти все работающие группы работают при поддержке родителей либо на коммерческой основе.

Проблемой внедрения идей М. Монтессори стало существующее предубеждение, что у детей, воспитывавшихся по ее методике в детских садах, возникают проблемы в обычной школе. В чем-то такая позиция имеет право на существование. Дело в том, что монтессори-дети более самостоятельны, и привычка все изучать самим и полагаться на собственные силы, привитая в садике, может доставлять им некоторый дискомфорт в школе, где не привыкли к такому поведению учеников. Как, впрочем, и необходимость целый урок слушать учителя (как уже говорилось выше, занятия в монтессори-группах длятся всего несколько минут). Однако все зависит от конкретного ребенка и его характера [26].

В настоящее время возможность использования адаптированной к условиям Беларуси Монтессори-педагогики в практике работы дошкольных учреждений не вызывает сомнений.

Сегодня систему М. Монтессори успешно внедряют в дошкольных учреждениях № 32, 156, 42, 47, 4 9, 140 г. Гомеля, в Урицком яслях-саду и Тереничском детском саду Гомельского района, в детских садах

№ 56, 200, 201, 327, 336, 407, 412 , 432, 490, 498, 522, 555 г. Минска, в детских садах № 28, 40, 92, 99 ОАО «Гродно Азот», в детском саду № 17 г. Витебска, № 29, 3, 11 г. Пинска.

Широкое распространение получила система М. Монтессори в практике работы учреждений специального образования, а также учреждений образования, реализующих программы специального образования, в пунктах коррекционно-педагогической помощи, в Центрах коррекционно-разви-вающего обучения и реабилитации. Это, например, детские сады №

549, 498, 522, 407, 412, 432, детский дом № 3 г. Минска, ясли-сады № 32, 42, 47, 125, 156 г. Гомеля, учреждение образования «Кленникский учебно-педагогический комплекс детский сад — средняя школа» Смолевичского района Минской области, Центры коррекционно-разви-вающего обучении и реабилитации городов Добруша, Жлобина, Могилева, Копыля, Молодечно, Минска [27 ].

С 1995 года и в настоящее время на базе первых Монтессори-групп детских садов № 40 г. Бреста, № 4 г. Слуцка, № 6 г. Копыля, № 17 г. Борисова, № 6 г. Воложина, № 327, 56, 555, 336, 490 г. Минска проходят обучение те, кто хочет внедрить систему Монтессори в свою работу. Эти детские сады являются своеобразными

центрами монтессори-ориентирован-ных педагогов, базовыми площадками для проведения практических занятий по системе М. Монтессори Минского областного и Минского городского институтов развития образования, Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Монтессори-педагогика получила свое развитие как в государственном секторе образования, так и в негосударственном. В каждом регионе Беларуси функционируют частные дошкольные учреждения и студии, где широко используются игры и материалы М. Монтоссори. Так, в г. Могилеве функционирует частная школа «Умка», в г. Минске — Монтессори-школа «Секреты детства», детский клуб «Монтессори-сити», центр развития «Кnowledgeknd» - в Витебске, центр развития «УМКАград» - в Гродно.

Результативность развития и воспитания по Монтессори-педагогике напрямую зависит от уровня компетентности педагогов и их мотивацией на эффективную деятельность.

Абсолютно справедливым является утверждение Г. А. Любиной, что в группах Монтессори воспитатель-новатор оказывается поставленным в условия, когда ему нужно иметь навыки исследовательской работы, быть одновременно и экспериментатором, и разработчиком адаптационной «версии» технологии Монтессори применительно к конкретным детям группы, к нашим традициям, к нашему менталитету [14. С. 37].

Государственная поддержка педагогики Монтессори в Беларуси

оказывает положительное влияние на качество белорусского Монтессори-образования. Работу дошкольных учреждений (групп), работающих по данной системе, координируют управления (отделы) образования. А системная работа региональных и Минского городского институтов развития образования, Академии

последипломного образования по повышению квалификации педагогов дошкольных учреждений, проведению с ними мастер-классов, обучающих курсов, тренингов позволяет обеспечить относительно устойчивое и осознанное применение педагогами данной технологии.

список литературы

1. Андрианова, Н. Н., Евтишина, М. О развитии методики М. Монтессори / Н. Н. Андрианова, М. Евтишина //Дошкольное воспитание. — 1998. — № 2.— С. 117—119.

2. Ахремчик, Т. Чудеса Монтессори// портал СБ»: URL: http://www.sb.by/post/16113/ {Дата обращения: 23.04.2014}.

2. Борисова, З. Н. Монтессори-пе-дагогика в Украине: взгляд в прошлое и современная оценка / З. Н. Борисова // Вестк 1нституту розвитку дитини, 2009.

— Випуск 6. — С. 62—69.

3. Валентинов, П. Мария Монтессори и ее метод / П. Валентинов // Педагогический вестник. — 1991. — № 34. — С. 3.

4.Комарова, И. А. Использование элементов системы М. Монтессори в работе дошкольных учреждений / И. А. Комарова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. — 56 с.

5. Ласминская, Л. Н. Внедрение Монтессори-педагогики в практику работы дошкольных учреждений Минской области / Л. Н. Ласминская // Монтессо-ри-педагогика в дошкольных учреждениях Минской области. Управление образования Миноблисполкома, Государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования».

— Минск: МОИРО, 2009. — 58 с.

6.Любина, Г. А. Использование элементов Монтессори-педагогики в разви-

тии речи детей в разновозрастной группе / Г. А. Любина. — Минск : Зорныверасень, 1998. - 124 с.

7. Любина, Г. А. Письма о Монтессо-ри-педагогике: пособие для педагогов детских дошкольных учреждений / Г. А. Любина. - Минск: НМЦентр, 1998.

- 192 с.

8.Любина, Г. А. Гармоническая атмосфера Монтессори / Г. А. Любина // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 11. - С. 47-52.

10. Любина, Г. А. Рука развивает мозг / Г. А. Любина, О. В. Желонкина. -Минск : Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Монтессори, М. Монтессори-ма-териал. Школа для малышей / М. Монтессори. - М. : Изд-во Мастер, 1992.

- 80 с.

12. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М. Мон-тессори // пер. с итал. С. Г. Займовско-го. - СПб; Гомель : Пролеска, 1993. -336 с.

13. Монтессори-педагогика в детских садах Беларуси: опыт, проблемы, перспективы / Редкол.: Г. Д. Казакова, Е. Г. Степанова. - Минск: МОИП-КиПРРиСО, 2001. - 74 с.

14. Монтессори-педагогика и программа «Первый шаг» в практике дошкольных учреждений Беларуси / Ред-кол.: Д. Н. Дубинина и др. - Минск: МОИПКиПРРиСО, 1998. - 118 с.

15. Монтессори методика URL://

www.diplom-legko.ru {Дата обращения:

23.02.2014}.

16. Мчедлидзе, Н. Б. Монтессори на службе американо-английского империализма / Н. Б. Мчедлидзе // Дошкольное воспитание. — 1952. — № 8. — С. 34-39.

17. Никольская, А. С. Исторический опыт адаптации педагогической системы М. Монтессори в образовании России и США / А. С. Никольская : автореф. дис. ... докт. пед. наук — М., 2009. — 26 с.

18. Романцов, В. Элитная педагогика в Светлогорске / В. Романцов URL: http://www.ranak.by/plus/viewrp.php {Дата обращения 23.02.2014}.

19. Селевко, Г. К. Технология саморазвития (М. Монтессори) / Г. К. Селевко // Школьные технологии.— 1998. — № 2. — С. 176—179.

20. Сорокова, М. Г. Развитие и применение идей М. Монтессори в современном мире / М. Г. Сорокова // Школьные технологии. — 2003. — № 6. — С. 74—83.

21. Сорокина, М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Уч. пос. для ст. высш. уч. зав. / М. Г. Сорокина. — М. : Изд. центр «Академия», 2005 — 384 с.

22. Сумнительный, К. Е. Беседы о Монтессори-педагогике / К. Е. Сумнительный // Пралеска. — 1998. — № 10. — С. 19-21.

23. Смирнова, Е. О.Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование» /.Е. О. Смирнова. — М. : Гу-манитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с.— (для ср. спец. уч. зав).

24. Трошина, В. В. На шляху да педа-гогш Марьп Мантэсоры» / В. В. Трошина //«Пралеска». — 2001. — № 11. — С. 16.

25.Трошина, В. В. Наш путь / В. В. Трошина //«Пралеска». — 1994. — № 9. — С. 8—9.

26. Потому что это модно? URL: www.interfax.by/article/6152 {Дата обращения: 23.02.2014}.

27. Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь//Педагогические технологии. Перечень педагогических технологий, используемых в работе с детьми с ОПФР// URL: http: www. asabliva.by {Дата обращения 26.03.2014}.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.