Научная статья на тему 'Реализация Монтессори-Метода в условиях современных требований к дошкольному образованию'

Реализация Монтессори-Метода в условиях современных требований к дошкольному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2101
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНТЕССОРИМЕТОД / МЕТОД МАРИИ МОНТЕССОРИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушарова Н.Ю.

В современной жизни постоянно происходят изменения, которые затрагивают любого человека. Эти изменения в первую очередь заметны в возникновении новых требований к современному человеку и к системе образования в целом. Методика воспитания и обучения детей, созданная Марией Монтессори, появилась еще в конце XVIII века, однако ее открытия актуальны и в современном образовании. В статье рассматриваются варианты использования метода Марии Монтессори в педагогической работе. Для этого анализируются некоторые принципы данного метода и исследования, направленные на развитие потенциала человека. В статье также представлены опыт работы детских садов Монтессори и те результаты, с которыми выходят дети из Монтессоришкол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are numerous changes in our life involving every individual. These changes are primarily notable in the educational system as a whole. The methodology of children’s education and care developed by Maria Montessori appeared as late as the end of the 18 century, however, these discoveries are important in modern education. Analyzed are some principles of the method concerned and studies aimed at development of the human potential. The author also discusses the experience of the Montessori kindergarten and the results of the graduates of Montessori schools.

Текст научной работы на тему «Реализация Монтессори-Метода в условиях современных требований к дошкольному образованию»

Ушарова Н.Ю.

зам. председателя Межрегиональной Монтессори-ассоциации,

руководитель НОЧУ «Семицветик» Долгопрудный, Россия Реализация Монтессори-метода в условиях современных требований

к дошкольному образованию

Аннотация: В современной жизни постоянно происходят изменения, которые затрагивают любого человека. Эти изменения в первую очередь заметны в новых требованиях к современному человеку и к системе образования в целом.

Методика воспитания и обучения детей, созданная Марией Монтессори, родилась еще в конце 18 века. Многие люди той эпохи признавали и поддерживали эту работу. Однако многие ее открытия актуальны и в современном образовании. Поэтому сегодня будет интересно рассмотреть варианты использования метода Марии Монтессори в педагогической работе. Для этого мы постараемся проанализировать некоторые принципы данного метода и исследования, направленные на развитие потенциала человека. А также рассмотрим опыт работы Монтессори детских садов и покажем те результаты, с которыми выходят дети из Монтессори-школ.

Ключевые слова: метод Монтессори, детский сад, школа, развитие человека. Тезисы

То, что казалось невозможным еще несколько лет назад, становится реальностью и быстро приобретает статус чего-то обыденного. Еще десять лет назад доступ в Интернет был для многих затруднен, сегодня в крупных городах человек практически не отключается от него все двадцать четыре часа в сутки. Быстро изменяются технологии во всех отраслях, люди находятся в лавинообразном потоке информации, им требуются новые знания и умения. На этом фоне требования к человеку не могут оставаться статичными, они изменяются, причем изменяются кардинально. Общество и государство стараются также подстроиться под существующие реальности, внедряя новые требования к образованию. Родители все внимательнее присматриваются к тому, что дает дошкольное учреждение их детям, насколько качественно оно готовит их к окружающей жизни, и делают осознанный выбор.

Для современного человека важно:

• быть самостоятельным и уметь принимать решения,

• иметь активную жизненную позицию,

• иметь позитивную самооценку и быть социально успешным,

• хотеть и уметь постоянно учиться, приобретать новые знания,

• уметь решать разноплановые, в том числе и довольно сложные жизненные задачи,

• уметь анализировать и выделять необходимое из огромного потока информации,

• Быть социально активным и социально ответственным.

За последние годы интерес к опыту Монтессори в обществе значительно возрос, и это не случайно. С одной стороны, при знании и правильном применении метода все необходимые качества для

формирования успешного современного человека как нельзя лучше развиваются в детских учреждениях, работающих по системе Монтессори.

В качестве доказательства этого можно привести фамилии известнейших выпускников Монтессори-школ: писатель Габриэль Гарсиа Маркес, Жаклин Кеннеди, наследники Британского престола принц Уильям и принц Гарри, Француа Миттеран, актер Джордж Клуни, основатели Google: миллиардеры Сергей Брин и Лэри Пэйдж, внуки Льва Толстого и уже сотни выпускников детских садов и школ в нашей стране. Они пока не так известны, но точно успешны в своей жизни, занимаются выбранным делом, свободны и трудолюбивы.

С другой стороны, Монтессори-педагогика привлекает многих прогрессивных и мыслящих педагогов, которые видят сложности в реализации поставленных гуманистических задач в образовании и в той форме, что нужно использовать. В Монтессори-группах решается ряд противоречий, которые сложно решить в обычных группах и при этом реализовывать новые федеральные требования:

• увеличение численности групп в детских садах и требование индивидуального подхода к ребенку,

• качественная подготовка детей к школе за довольно короткое выделенное время и привитие ребенку любви к учебе,

• организация присмотра за детьми и одновременно ведение планомерной, качественной методической работы, повышающей профессиональную компетенцию педагога, - как это реализовать?

• качественная социализация ребенка в большой группе детей одного возраста.

Принципы, используемые в Монтессори-системе, и их влияние на развитие личности ребенка:

1. Свобода и дисциплина.

Ребенок в Монтессори-классе может самостоятельно выбирать материал, партнера, место и время работы. Но при этом существуют ограничения, позволяющие свободе не перерасти во вседозволенность. Например: соблюдение порядка - все стоит на своих местах и должно быть возвращено на место; если место или материал заняты одним ребенком, другому нужно дождаться, когда оно освободится.

Этим принципом развивается одно из важнейших качеств человека - самостоятельность. Это основа духовного развития человека, позволяющая не просто осуществлять какую-то деятельность без помощи окружающих, но, прежде всего, способность находить опору в жизни в себе самом, уверенность в себе, независимость, умение делать свой собственный выбор и постоянно самосовершенствоваться.

«Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать» Щ, - говорила М.Монтессори.

История знает немало примеров, когда идея свободного воспитания была положена в основу деятельности детских учреждений. В России и за рубежом, кроме детского сада Монтессори Юлии Ивановны Фаусек в Петербурге, были еще и Яснополянская школа Л.Н.Толстого, колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого, «Кельнский дом» на Девичьем поле (руководитель А.АПерроте), сад под руководством А.П.Выготской, сад для глухонемых детей Н.П.Соколовой, а также «Дом свободного ребенка» К.Н.Вентцеля, «Сиротский дом Прево» и другие. Для всех для них главным критерием воспитания и обучения была нравственная и физическая свобода ребенка и создание вокруг него окружающей среды принятия и соучастия в развитии.

2. Обустройство специально подготовленной окружающей среды.

Окружающая среда формируется из дидактических материалов (в том числе и предметов, помогающих ребенку в обыденной жизни: при мытье рук, посуды, стирке белья и т.д.), она должна быть представлена в полном объеме и выстроена по четкой логике. При этом необходимо обеспечить свободный выбор материала ребенком. Подобный средовый подход позволяет реализовывать всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Также немаловажно, что при работе в такой организованной среде у воспитателя/учителя есть возможность следить не только за зоной актуального развития, но и за зоной ближайшего развития ребенка, реализуя идеи Льва Семеновича Выготского.

3. Отсутствие оценок взрослого позволяет формировать у ребенка уверенность в себе, объективную оценку себя, своих поступков и работы. Ребенок занимается только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку. Также Монтессори-материалы имеют проверку, т.е ребенок может самостоятельно убедиться в правильности или, наоборот, неверности выполнения задания, не прибегая к помощи взрослого. Это помогает формировать адекватную самооценку и развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку.

4. Разновозрастные группы.

Именно разновозрастные группы позволяют решить многие задачи, связанные с социализацией и адаптацией детей. В разновозрастной группе нет сравнения и оценки, поэтому дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу, формируется чувство взаимопомощи:

• младшие имеют возможность учиться у старших;

• старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, у них формируется чувство ответственности.

5. Подготовленный взрослый.

Монтессори-система строится на глубоком понимании природы ребенка, опираясь на базисные потребности. Смысл метода заключается в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Это невозможно реализовать без безусловного безоценочного понимания и принятия ребенка взрослым. И речь идет не только о педагогическом составе, но и о родителях, работа с которыми должна вестись планомерно и постоянно. Родительское понимание и осознанность - наиважнейшее условия при достижении результата работы педагога.

Лев Толстой говорил: «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях» [2]. К сожалению, подобные «родительские» установки зачастую переносятся педагогами и в работу с детьми в группе. Именно поэтому самой важной составляющей работы в Монтессори-системе является подготовка педагогов. И хотя процесс этот очень долгий и кропотливый, затрагивающий в первую очередь трансформацию личности и отношения как детям, так и к миру вообще, это то, без чего не может существовать качественное образование, так как именно через окружающих ребенка взрослых он воспринимает и понимает этот мир.

В теоритической и практической частях технологии М.Монтессори многое логично выстроено и проработано. Однако и сегодня есть масса вопросов, которые ждут совместной работы. Это и развитие русского языка, и особенности представления в окружающей среде именно русской национальной культуры, влияние и развитие новых информационных технологий, привлечение молодых кадров в образовательную сферу, работа с родителями и осознание их роли и многое другое. Все эти вопросы интересные и важные, и хотелось бы думать о них сообща, вместе со всем образовательным сообществом. Это могут быть совместные исследования, наблюдения работы педагогов, совместные обсуждения конкретных вопросов и другие мероприятия и методы взаимодействия.

Щ МонтессориМ. Помоги мне сделать это самому. М., 2004. С. 37. [2] Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.