Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка Монтессори-педагога'

Профессиональная подготовка Монтессори-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2931
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцева Н. А.

Гуманистические идеи, уникальная технологичность образовательного процесса, результативность в индивидуальном воспитании и социализации личности обусловливают высокий авторитет педагогической системы Марии Монтессори. В статье раскрываются некоторые аспекты подготовки и профессиональной деятельности Монтессори-педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка Монтессори-педагога»

Н.А.Каргапольцева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГА

Гуманистические идеи, уникальная технологичность образовательного процесса, результативность в индивидуальном воспитании и социализации личности обусловливают высокий авторитет педагогической системы Марии Монтессори. В статье раскрываются некоторые аспекты подготовки и профессиональной деятельности Монтессори-педагога.

Педагогическая система Марии Монтессори пользуется высочайшим авторитетом в мировом сообществе. Каковы же причины столь широкой популярности этой системы в таких различных по национальной культуре и менталитету странах, как Швейцария, Япония, Англия, Франция, США, Канада, Австралия, Германия, Италия, Чехия и др.? В чем специфика подготовки и профессиональной деятельности Монтессори-педагога?

Гуманистические идеи в сочетании с технологичностью образовательного процесса впервые были блестяще реализованы прежде всего самой М.Монтессори в ее практической работе с детьми. Педагогические взгляды М.Монтессори рождались и развивались в ходе научного наблюдения детей, наблюдения за их действительными потребностями. Рассматривая воспитание как помощь для сегодняшней жизни ребенка, она считала необходимым изучать среду, в том числе предметную, которая его окружает. Свой метод наблюдения М.Монтессори осуществляла в естественных условиях жизнедеятельности детей, причем наиболее важным было безоценочное фиксирование происходящего, без попытки преждевременной, даже мысленной интерпретации фактов, без вмешательства в ситуации на протяжении длительного времени. Увидеть естественное поведение ребенка можно только тогда, когда ребенок привык к педагогу. Известно, что в процессе наблюдения достаточно трудно удерживать концентрацию внимания, поддерживать истинный интерес, не отвлекаться от объекта наблюдения, не допускать посторонних мыслей и не настраивать себя заранее на ожидаемое. Фиксирование того, что видим и слышим, а не то, что думаем по этому поводу - вот одно из правил для практикантов школ Монтессори.

Только лонгитюдное наблюдение позволит узнать реального ребенка. Его истинный портрет будет постепенно выкристаллизовываться в процессе осмысления всего записанно-

го после окончания наблюдения. М. Монтессори считала, что после такого наблюдения и анализа фактов, педагог действительно может помочь ребенку в его самостоятельном развитии. В своей книге “Самовоспитание и самообучение в начальной школе” М.Монтессори подчеркивала, что через интерес к духовным проявлениям ребенка, через умение “наблюдать явления внутренней жизни” детей происходит подготовка учительницы, ее посвящение в обширную и прекрасную деятельность”. (5,86) Такое наблюдение требует специальной тренировки. Именно поэтому в программу подготовки Монтессори-педагогов вводят четырехнедельное “чистое” наблюдение за детьми (90 часов). Будущий педагог учится распознавать человеческие тенденции, их развитие в каждом из детей, приучаться к ежедневному фиксированию позитивных изменений, являющихся основой для дальнейшей индивидуальной работы.

Среди параметров педагогического наблюдения в Монтессори-педагогике выделяют следующие основные группы: наблюдения за подготовленной средой, поведением детей по отношению друг к другу и поведением отдельного ребенка.

Наблюдения за подготовленной средой включают: внешний вид здания, дизайн групповых помещений; четкость выделения различных групп дидактических материалов; количество свободного пространства; логичность расположения предметного материала; возможности для передвижения мебели самими детьми; представленность растений и животных; использование культурных ценностей и традиций при оформлении помещений; комфортность, безопасность атмосферы; психотехническое влияние педагога на детей.

Поведение детей по отношению друг к другу наблюдается в следующих аспектах: отношения между детьми разного возраста, разного пола; поведение группы детей относительно разных взрослых; ответственность за партнеров по совместной деятельности.

Важнейшим параметром наблюдения является поведение отдельного ребенка. Педагог, в основном графически, фиксирует мельчайшие детали его личностных проявлений: самостоятельность при выборе материала, отношение к предметной среде, предпочтения и их соответствие с сензитивными периодами, кривая изменений в концентрации внимания в процессе работы; особенности движения; социальное поведение, а именно: интерес к другим детям, отношение к их работе, направленность на созидательную помощь, самостоятельность, независимость, дисциплинированность и др.

Таким образом, наблюдения в Монтес-сори-системе становятся базисом педагогического открытия ребенка и этому учатся специально до начала профессиональной деятельности.

Научные исследования убедили М.Мон-тессори в том, что период младенчества и раннее детство непременно следует использовать для развития умственных способностей. Ребенок формирует основу своего интеллекта, своей психики впитывая эмоциональную информацию. Именно впечатления об окружающем ребенка мире формируют сознание, “умственную плоть”. М.Монтес-сори называла эту способность детского разума “абсорбирующий разум” чрезвычайно плодотворной формой мыслительной деятельности. (4, 34-35) Задача педагогов и взрослых по отношению к детям этого возраста состоит в том, чтобы поддержать разнообразные процессы перехода от неосознанного к осознанному, создания и развития человеческих способностей. Овладение языком происходит в первые годы детства с естественной легкостью, причем любая модель языка может быть построена и развита ребенком за тот же срок, что и освоение речи своих родителей, так как ребенок при помощи неосознанного абсорбирования конструирует речь своего окружения.

Аналогично развитию речевых навыков ребенок вбирает умение управлять движениями, многие поведенческие модели, привычки, обычаи и др.

Помощь ребенку со стороны взрослых состоит прежде всего в разумном обращении, в понимании его жизненных потребностей. Каковы же эти потребности? Построить себя как человека. М.Монтессори соотнесла различные стадии физической зрелости организма с физиологическим развитием нервной системы и пришла к выводу, что “психика человека имеет приоритет в развитии, а органы тела находятся некоторое время в состоянии ожидания, готовясь подчиниться ей. Когда же органы начинают действовать, последующее психическое совершенствование протекает через движение, через активное освоение окружающей

среды”. (4, 83-84)

Создание максимума возможностей для использования ребенком готовых к работе органов как инструментов познания и есть важнейшая помощь взрослых в его здоровом развитии, в развитии человеческой природы. Сильнейшая жизненная энергия (h orme) пробуждает ребенка к независимости, сензи-тивные периоды мотивируют его интересы к деятельности. Если же ребенок в первые три года не может следовать внутренним импульсам, жизненной энергии (horme), он отклоняется от нормального пути развития. М.Мон-тессори рассматривает это не в аспекте психических болезней, но говорит о чертах характера, о поведении нормального ребенка.

На первый взгляд, такие проявления в поведении ребенка, как боязливость, упрямство, сопротивление, противоречивость, агрессивность, чрезмерная привязанность к кому-либо, пугливость, недоверие к себе, чрезмерные фантазии, лень, жестокость, жадность, непоследовательность и другие трудно назвать психическими отклонениями, поскольку в той или иной степени они присущи каждому ребенку. Однако наблюдения М.Монтессори позволили ей установить следующую закономерность: дети, не подавляемые извне, увлеченные деятельностью в подготовленной среде, освобождаются от таких отклонений, спонтанно приобретают наилучшие черты человеческого характера. Именно эти наблюдения привели М.Монте-сори к мысли о возможности действительного изменения облика человеческого общества. Сравнивая жизненные силы ребенка с полноводной рекой, можно предположить, что всякая попытка остановить, блокировать огромное течение, приведет к тому, что энергия ребенка , как и вода, обязательно найдет отклонения, другие пути а, возможно, и вовсе уйдет внутрь.

Особенности психических отклонений по-разному проявляются в поведении сильных и слабых детей. Блокирование, каким-либо образом, жизненной энергии сильных детей изменяет лишь ее направление. Такие дети борются за свою независимость, сопротивляются подавлению, могут стать агрессивными. Они любят спорить, концентрировать внимание только на себе, невнимательны и беспорядочны в своих действиях. Внешне они выглядят бодрыми, а зачастую и артистичными. Таких детей легче направить в нормальное русло психического развития.

У слабых детей энергия уходить внутрь, сворачивается. Ими легко управлять, они покорны, не борются за свою независимость. Типичным для таких детей является неуверенность в себе, комплекс неполноценности, привязанность к кому-либо, отсутствие воли, а также

мечтательность, далеко не всегда связанная с реальностью.

Продуктивная деятельность притягивает прежде всего сильных детей, и взрослые всегда могут предоставить ребенку условия для позитивного проявления. Дети со слабыми качествами изменяются в психическом плане гораздо медленнее и нужно иметь огромное терпение, чтобы дождаться восстановления их деятельностной энергии.

Если у ребенка нет возможности вернуться к нормальному, т.е. оптимальному, здоровому психическому развитию, то эти отклонения в поведении приобретут постоянные черты и будут сказываться в характере человека всю его жизнь. Для их коррекции потребуется много усилий, и все равно в критических ситуациях они проявятся вновь. Именно до 3 лет закладываются основные личностные характеристики, а к 6 годам они обретают статус постоянных.

Открытие М.Монтессори феномена “нормализации” ребенка признано настоящим чудом, но это “чудо” ограничено временными рамками “абсорбирующего мышления”, т.е. возрастом до 6 лет. Сам термин “нормальный” М.Монтессори понимает как развивающийся оптимально в соответствии с человеческими тенденциями, заданными природными способностями, вплоть до самых наивысших точек в развитии своих возможностей.

В книге “Разум ребенка” исследователь пишет: “Переход от одного этапа развития к другому осуществляется только после того, как ребенок осваивает работу с предметами, и когда работа его рук сопровождается умственной концентрацией”.(4,138) Работая с детьми в разных социальных группах, расах, нациях, М.Монтессори заметила, что “нормализация происходит при концентрации детей на какой-то деятельности”. (4,142)

Важным для понимания сути нормализации является термин “поляризация внимания”, характеризуемый М.Монтессори как “интенсивное внимание”, “особая сосредоточенность”, “восприимчивость”, “настоящая сознательность”. (5,41-42) “Нормализованным” М.Монтессори называет такого ребенка, который любит продуктивную работу, имеет собственную волю, чтобы реализовать жизненную необходимость в выборе деятельности, места, варианта работы и др.; может владеть собой, сдерживаться; координирован и точен в движениях; способен продолжительно заниматься предметной деятельностью; осуществляет контроль ошибок, признает их и сознательно исправляет; дружелюбен, готов помогать другим; осознанно послушен, жизнерадостен.

Система родительского воспитания за-

частую базируется на зависимом поведении ребенка, почти исключающем проявление самостоятельности, на гиперопеке, тотальном недовольстве, нотациях, стремлении изменить его. Либо напротив, поведение родителей основывается на невнимании к физическому и духовному благополучию ребенка. Все эти воспитательные стили, по мнению одного из современных исследователей проблем Монтессори-педагогики Л.Р.Гребенникова, связаны с эмоциональным отвержением ребенка и влияют на отклонения в поведении.(3,94-96) Поэтому процесс нормализации психического развития ребенка зависит от профессионального взаимодействия Монтессори-педагога с семьей воспитанника.

К сожалению, уже несколько поколений родителей воспринимают подавление детей как норму, ссылаясь на собственный опыт: нас так воспитывали! М.Монтессори считает обоснованной подобную установку родителей, поскольку на подсознание последних уже оказало свое влияние абсорбирующее мышление: то, что взрослым заложили до 3-х лет, они подсознательно осуществят в своих детях. Поэтому очень важно не только объяснять юношеству возможности гармоничного развития будущих детей, но соответствующим образом их воспитывать, прежде чем они произведут на свет новое поколение.

В настоящее время в нормализации, в той или иной степени, нуждается практически каждый ребенок. Этот процесс требует времени, причем темп нормализации сугубо индивидуален, его нельзя произвольно ускорить или же замедлить. Исходя из чего педагог должен быть профессионально состоятельным, чтобы создавать условия для нормализации детей.

М.Монтессори теоретически обосновала и доказала практическим опытом собственной педагогической деятельности, что особая организация окружающей детей от 3 до 6 лет обстановки, становится важнейшим условием их нормального личностного развития, в процессе которого они сами освобождаются от “наносных недостатков”.(4,138) Знание основ развития детской психологии свидетельствует о том, что прямым, авторитарным путем воздействовать на внутреннюю жизнь ребенка невозможно. Косвенное же воздействие предполагает организацию таких условий окружающей среды, в которых ребенок способен “найти путь и способы концентрации” (4,146), сосредоточения на занятиях упорядоченной деятельностью, причем таким образом, чтобы процесс работы вызывал у него “искреннее уважение и интерес”.(4,143)

В уютной, эстетически оформленной сре-

де есть много места для движения, должен присутствовать логически выстроенный дидактический материал как необходимая “пища” для упражнения ума, необходима свобода выбора деятельности, места работы, количества упражнений. Ребенок должен иметь право на самостоятельное исправление ошибок и пользоваться всяческой духовной поддержкой взрослого. Таким образом, подготовленная среда является первым шагом на пути к оптимальному естественному развитию ребенка, где реализуются возрастные потребности в автономии, активности и самостоятельном познании мира.

Через предметы для продуктивной деятельности ребенок усваивает точные движения, алгоритм которых задает педагог на презентации материала. Спонтанная деятельность на основе внутренних импульсов позволяет ребенку многократно упражняться в предметнопространственной среде, преодолевать трудности, тренировать волю, почувствовать сосредоточенность внимания, потребность в дисциплине и самодисциплине, внутреннее спокойствие - таковы основные черты становления нормализации личности. М.Монтессори считает нормализацию отправной точкой, началом образовательного процесса. Педагог должен увидеть первые знаки нормализации: повтор работы, самостоятельное исправление ошибок, концентрацию внимания, чтобы поддержать “рост интереса” ребенка к продуктивному освоению окружающей среды. Какой же должна быть эта среда?

Термин “подготовленная среда” встречается в любом литературном источнике по Монтессори-педагогике. В естественных науках он означает не просто окружение для живого существа, но включает все необходимое для полного развития последнего. Для растения и животного подготовленная среда предусматривается самой природой: определенный климат, питание и др.

Оптимальное развитие ребенка возможно в условиях, которые подготовлены взрослыми. От рождения и до взросления подготовленная среда существенно изменяется, поскольку каждому из возрастных периодов соответствует специфический вид деятельности. До 3-летнего возраста лучшей подготовленной средой является дом, семья с отношениями любви не только к ребенку, но и родителей друг к другу. Дети этого возраста нуждаются не в тишине и покое, а в многообразии эмоциональных впечатлений, которые они должны получать постоянно, находясь в центре событий семейной жизни.

Ребенку от 3 до 6 лет уже нужна другая среда, приспособленная к активной самостоятельной деятельности. Система М.Монтессори в своих антропологических основах исходит из того, что ребенок творит себя сам, он активен и дея-

телен в педагогически организованной предметной среде, где есть возможность упражнять свои чувства и умения в различении звука, цвета, пространства, формы, времени, движения, а также научиться обращению с другими людьми, животными, растениями, вещами. Педагог, наблюдая за воспитанником, определяет фазы его развития и строит свою деятельность, исходя из идущего от ребенка принципа-девиза: “Помоги мне это сделать самому!”.

Деятельность Монтессори-педагога включает в себя следующие компоненты: наблюдение; пробуждение, развитие и утоление познавательных и других интересов ребенка; тщательное введение-презентация (т.е. первое индивидуальное предъявление наиболее рационального образца работы) каждого из дидактических материалов; доведение умений ребенка до уровня самоконтроля.

Педагогически подготовленная среда предоставляет каждому ребенку обширную совокупность возможностей выбора самодеятельности, возможность в индивидуальном темпе и в соответствии со своими наклонностями стать в центре активной работы с развивающими предметами. Основой подготовки к последующей школьной жизни, особенно на первых этапах развития ребенка (до 6 лет), М.Монтессори считала культуру мускулов (физическое развитие) и культуру внешних чувств (развитие сенсорных каналов получения информации об окружающем мире). Психологическая суть ее доктрины заключается в следующем: развитие сенсо-моторики в раннем возрасте в соответствии с сензитивными периодами является предварительным условием полной успешности развития ребенка в последующие периоды.

Помещение для подготовленной Мон-тессори-среды должно быть удобным и учитывать потребности как ребенка, так и взрослого. Недалеко от этого помещения должны располагаться места для прогулок, площадка для движений, участки для цветов и растений. Подготовленная среда включает в себя как дидактический материал, так и живой мир вокруг детского сада или школы. Кроме того, в этой среде должны быть предусмотрены и другие условия для самостоятельной жизнедеятельности детей: соответствующие росту ручки дверей, расположение кранов, раковин; светлый однотонный пол; по периметру стен - стеллажи или открытые полки для дидактического Монтессори-материа-ла; удобная, легкопереносимая мебель и др. Если дети занимаются по времени часть дня, то в помещении размещается только дидактический материал. Полный день пребывания ребенка в общеобразовательном учреждении предполагает также игровой материал, зону

для отдыха, питания и др.

Обязательными в Монтессори-подготов-ленной среде являются изящные, хрупкие, красивые вещи. Украшением помещения могут быть периодически сменяемые картины, а также портреты художников, композиторов, писателей. Предусматривается возможность не только группового, но и индивидуального прослушивания записей музыкальных произведений. Дидактический Монтес-сори-материал располагается строго по разделам, причем внутри каждого раздела соблюдается порядок усложнения. Кроме традиционных разделов для упражнения в практической жизни, сенсорном развитии, развитии математических способностей, космическом воспитании, речевом развитии детей, предусматриваются также специальные места для упражнений в движениях на линии, проведении лабораторных опытов и др.

Подготовленная среда для детей школьного возраста отвечает выше обозначенным требованиям, однако уже не ограничивается стенами учебного помещения, а постепенно включает ребенка в освоение внешней среды микрорайона: библиотеки, музея, театра и др. По мере взросления учащихся расширение среды происходит в том числе и за счет участия детей в производительном труде, детских общественных организациях, внешкольных объединениях, а позже и в деятельности профессионально ориентирующих центров.

Важнейшей профессиональной обязанностью Монтессори-педагога является умение блестяще продемонстрировать возможности использования дидактического материала из специально подготовленной среды. С этой целью он должен в совершенстве овладеть принципами и приемами Монтес-сори-системы, хорошо знать развивающие функции каждого из дидактических предметов. В дошкольной Монтессори-группе все презентации материала проводятся индивидуально для каждого воспитанника. В школе же объяснение учителя и демонстрация работы с таблицами, схемами, лабораторным оборудованием и др. предъявляется одновременно небольшой группе учащихся (от 1 до 5 человек). Учитель ведет еженедельный дневник, где отмечает все проведенные презентации, а также фиксирует разделы полностью освоенного каждым учеником программного материала.

Таким образом, презентации разделяются на индивидуальные, групповые и предназначенные для коллектива всего класса. Охарактеризуем особенности каждой из них.

Презентация учебного материала одному ребенку начинается с приглашения его учителем и пробуждения положительного мотива к предстоящему действию. Очень важно,

чтобы педагог своим внешним видом показывал действительное личное желание и интерес к предстоящему показу. Возле полки учитель показывает ребенку постоянное место презентуемого материала, называет его и демонстрирует способ переноски этого материала к столу или коврику. Во время презентации материала ребенок располагается (сидит) слева от педагога и наблюдает весь процесс работы с материалом от начала до конца, а затем самостоятельно повторяет увиденное такое количество раз, пока у него сохраняется интерес к упражнению. Затем учитель и ребенок возвращают материал на место, предварительно расположив его на подносе или в коробке в первоначальном виде. После такой презентации у ребенка появляется право на самостоятельную работу с этим материалом, причем не только повторяя действия учителя, но и открывая для себя огромное количество вариантов работы с этим материалом.

Следует подчеркнуть, что сама процедура приглашения учителем конкретного ребенка профессионально выстраивается педагогом с учетом сензитивного периода, психического состояния готовности к восприятию нового материала этим воспитанником в данный момент. В своем дневнике учитель фиксирует дату презентации материала, а также периодически записывает “открытие” ребенком особых, “своих” вариантов работы с материалом и дату окончательного, полного освоения материала.

Технология презентации материала для небольшой группы воспитанников характерна для работы с дошкольниками на том этапе, когда они осваивают предварительные, т.е. готовящие к другим, упражнения, таким, как переноска предметов (стола, стула, кувшина, подноса), пересыпание зерен, переливание жидкости, открывание и закрывание двери и др. Особенностью этого вида презентации является ее краткость с той целью, чтобы у каждого из детей была возможность повторить упражнение. Педагог вместе с детьми располагает стулья полукругом недалеко от места презентации. Учитель предлагает детям сесть и проводит одну из пальчиковых игр на внимание. Достигнув эффекта концентрации внимания детей на учителе, педагог начинает презентацию, т.е. пошагово показывает упражнение, комментируя пункты особой трудности. Затем дети поочередно выполняют упражнение и переходят к дальнейшей работе по своему выбору.

Как уже было отмечено ранее, презентация учебного материала небольшой группе детей школьного возраста является основной формой предъявления нового материала по всем разделам образовательной программы. Учитель переходит от одной группы к другой и проводит спланированные заранее презентации, являющиеся своеоб-

разным стимулом к последующей самостоятельной познавательной деятельности каждого школьника.

Подготовка к фронтальной работе, к работе в коллективе начинается с детьми дошкольного возраста при освоении правил социального поведения, при упражнениях на координацию движений, а также при повторной презентации какого-либо дидактического материала, ранее предъявленного индивидуально каждому.

На коллективной презентации упражнений социального поведения учитель проводит краткую беседу об одной из типичных ситуаций, возникающей между людьми, и приглашает ассистента для совместной демонстрации желаемого варианта поведения в ней. Затем дети разбиваются на небольшие группы и упражняются на примере увиденного. Эти упражнения формируют у ребенка понятия об уважении других и самого себя, учат быть независимыми в различных общественных ситуациях. В конце занятия учитель предлагает назвать варианты применения упражнения в реальной жизни.

Фронтальные презентации в школьном обучении проводятся в первые месяцы учебного года и связаны с предъявлением, так называемых, Пяти больших историй: о происхождении Земли, становлении человека, возникновении букв, чисел и др. Здесь от педагога требуется не только прекрасное знание текста этих историй, но и актерское мастерство при их воспроизведении, сопровождаемое целым рядом таблиц, схем, опытов, демонстрацией действующих моделей и др. Целью этой группы презентаций является приведение в действие важнейшего познавательного инструмента школьника - силы воображения, а вслед за этим и положительной произвольной мотивации к учебной деятельности.

Профессиональный Монтессори-педагог тщательным образом готовит каждую презентацию, анализирует упражнение в точной последовательности действий, показывает упражнение с абсолютной ясностью и интересом, является подлинным живым примером для ребенка в течение всего дня, уважает и верит в возможности каждого ученика.

Программирование содержания профессиональной подготовки Монтессори-педа-гога осуществляют Монтессори-институты различных Монтессори-обществ. Именно они способны через международные и национальные курсы подготовить Монтессори-учите-лей в соответствии со стандартом Международной Монтессори-Ассоциации (AMI). AMI является обучающим центром по подготовке международных тренеров, сохраняющих богатство гуманистической Монтессори-технологии, пер-

спективность и дальнейшее развитие исследовательской работы педагогов и ученых в парадигме Монтессори-образования.

В настоящее время около 50 постоянно действующих АМ1-Международных курсов занимаются подготовкой Монтессори-учителей. Кроме того, во многих странах сложилась система национальных курсов по освоению Монтессори-педаго-гики. Так, например, в США ежегодно действует 55 учебных курсов.

Монтессори-образование, как правило, получают те, кто уже имеет психолого-пе-дагогическую подготовку и рекомендованы к зачислению на определенный курс. Дифференциация содержания такой курсовой подготовки определяется возрастом будущих воспитанников: от 0 до 3 лет; 3-6 лет; 6-12 лет; 12-18 лет. Продолжительность каждого из учебных курсов 10 месяцев. Куратор курса организует действительное освоение каждым обучающимся различных разделов программы.

Философские, педагогические, психологические и другие аспекты изучаемой системы раскрываются группой квалифицированных лекторов, причем перед занятиями каждый обучающийся получает тезисный конструкт лекции, копии схем, иллюстрации и другие материалы. Такое обеспечение учебного процесса позволяет слушателям более активно участвовать в познавательной деятельности, воспринимать не только слуховой, но и зрительный ряд информации. Большинство лекций сопровождается показом технологических приемов, просмотром видеоматериалов. Конструкт лекции обязательно должен быть дополнен самим слушателем конспектами из работ М.Монтессори и ее последователей, а также аргументами, иллюстрациями, своим отношением к услышанному, краткой записью презентации дидактического материала и др. Эти материалы становятся страницами собственных педагогических книг обучающегося по всем разделам программы. Два раза в неделю аккуратно оформленные записи представляются преподавателям для рецензирования.

Для хорошего знания дидактического материала, по мнению М.Монтессори, “недостаточно ограничиться его рассмотрением, изучением его с помощью книги и освоением его применения на основе объяснений преподавателя курсов. Совершенно необходимо, чтобы она сама (будущая наставница -Н.К.) некоторое время поупражнялась с материалом и таким образом попыталась бы почувствовать, в чем могут заключаться сложности или привлекательные аспекты различных частей ма-териала”.(6, 9)

Программа курсовой подготовки наряду с теоретическими занятиями, наблюдени-

ем за детьми включает специальный раздел: работа с дидактическим материалом. Каждая группа упражнений осваивается в два этапа: сначала в сопровождении опытного педагога, а затем через индивидуальный тренинг. Такая практическая работа слушателей Монтессори-курса с классическим и адаптированным Монтессори-мате-риалом под руководством преподавателя и через индивидуальный тренинг способствует выявлению разносторонних возможностей его использования в образовательном процессе. Изготовление дидактических материалов в педагогической мастерской дополняет формы самообучения Монтессори-педагога.

Своеобразным тестом профессиональной готовности слушателя является 5-недельная практика в соответствующем Монтессори-образовательном учреждении, где будущий педагог проводит в маленькой группе детей все презентации дидактического материала, включенные в учебный курс. Это позволяет приобрести технологический опыт работы, овладеть “способностью тонко варьировать применение материала для того, чтобы привести разные индивидуальности к выполнению правильных упражнений так, чтобы, например, не задерживать уже более развитый ум работой с материалом, который отстает от уровня индивидуальных способностей и поэтому пробуждает скуку. Она (учительница - Н.К.) научится не предлагать ребенку те предметы, к которым он еще не готов и которые поэтому способны превратить первый детский энтузиазм в отчаяние”.(6,9) Итоговую квалификационную сессию, состоящую из 3-х письменных и 6-ти практических экзаменов проводят международные педагоги-тренеры, причем из числа тех, кто не являлся преподавателем на данном курсе.

Для профессионального становления Монтессори-педагога необычайно важной является работа по самосовершенствованию своей личности, развитию таких черт характера, как толерантность, любовь к порядку, независимость, доверие к ребенку, позитивный взгляд на мир, оптимизм, уважение к своему организму, творчество, стремление к обогащению своего духовного потенциала, освоению классических образцов речи и многое другое. “Любая учительница может изучить все теории и все прин-

Список использованной литературы

ципы воспитания, но уровень их приложения зависит только от нее. Хороший врач, как и хорошая учительница, являются индивидуальностями. Медицина и методы воспитания ничто без них” - так оценила М.Монтессори значение личностных качеств в профессиограмме педагога. (1, 64)

Высокий рейтинг в мировом сообществе педагогической системы М.Монтессори обусловлен - по мнению ее внука Марио - не только универсальностью и постоянством самого образовательного подхода, но прежде всего отбором “истинных учеников”, готовых “вести ребенка по его собственному внутреннему пути и независимости, с чистым экологическим видением его связи и родства с природным и социальным окружением и необходимостью бороться за идеалы мира во всем мире ради выживания всего человечества”.(2,4)

Кроме внешней привлекательности Монтессори-образования, результативности в индивидуальном воспитании и социализации личности, выбор педагогом Мон-тессори-технологии зачастую определяется и внутренним созвучием с гуманистическими взглядами М.Монтессори на процесс возможного педагогического влияния на душу ребенка. Только педагог уважающий - а не декларирующий уважение - достоинство другого (ребенка или взрослого), признающий и организующий свободную деятельность воспитанника, может стать истинным Монтессори-педагогом.

Профессиональное общение с опытными педагогами на всех этапах подготовки, увлеченность и мастерство, открытое обсуждение возникающих проблем способствуют духовному посвящению будущих Монтессо-ри-педагогов в уникальную образовательную деятельность.

1. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: 30 лет методу Монтессори. - М., 1994. 64 с.

2. Марио Монтессори. Прошлое, настоящее и будущее. Послание Ирландскому Монтессори-обществу. Дублин, 1989.//Бюллетень Монтессори-Ассоциации. - М., 1994. № 6. - С.4.

3. Монтесссори в России.Новый взгляд./ Под ред. К.Е.Сумнительного.- М.,1998. 123 с. - Вып.1.

4. Мария Монтессори. Разум ребенка. Главы из книги. /Под общ.ред.Е.Хилтунен, О.Лаптевой. - М.: Грааль, 1997. - ^ с.

5. Мария Монтессори. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Московский Монтессори-центр, 1993. - 203 с.

6. Осваивая Монтессори-метод. Выдержки из работ./Проект Метрополис. - М., 1993. - 30 с.

Статья поступила в редакцию 12.10.99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.