Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Татьяна Алексеевна, Бондаренко Светлана Николаевна, Лешкова Дарья Игоревна

В материале статьи представлены особенности организации гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной организации через призму преемственности и разнообразия содержания, форм программ внеурочной деятельности, поскольку в условиях внедрения ФГОС общего образования с учетом требований сегодняшнего дня этот вид деятельности является одним из ключевых направлений внеурочной работы с обучающимися в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Татьяна Алексеевна, Бондаренко Светлана Николаевна, Лешкова Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Евсеева Т.А.1, Бондаренко С.Н.2, Лешкова Д.И.3

1Евсеева Татьяна Алексеевна - заместитель директора по УВР;

2Бондаренко Светлана Николаевна - учитель географии;

3Лешкова Дарья Игоревна - учитель истории и обществознания,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 97, г. Новокузнецк

Аннотация: в материале статьи представлены особенности организации гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной организации через призму преемственности и разнообразия содержания, форм программ внеурочной деятельности, поскольку в условиях внедрения ФГОС общего образования с учетом требований сегодняшнего дня этот вид деятельности является одним из ключевых направлений внеурочной работы с обучающимися в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, внеурочная деятельность, программы внеурочной деятельности.

Ключевым фактором современного отечественного образования и приоритетной задачей в работе педагогов является духовно-нравственное и патриотическое развитие и воспитание гражданина России.

Отличительными особенностями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования являются:

- преемственность всех уровней общего образования, что служит основой непрерывности всего процесса обучения;

- системно-деятельностный подход, который позволяет организовать образовательную деятельность на каждом уровне общего образования «...с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.» [2; 3]; формировать «.активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.» [2; 3]; тем самым определяет адаптивность Стандарта по отношению к запросам личностного развития граждан России;

- личностные результаты освоения основной образовательной программы общего образования, в которых отражаются: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур; ценности гражданского общества; нравственные ценности; ценности личной, социальной и государственной безопасности.

Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно здесь есть возможность реализации гражданско-патриотического воспитания в полном объёме, поскольку в общеобразовательной организации сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося, реализуемая как через урочную, так и внеурочную деятельность.

Особенности внеурочной деятельности дают большие возможности для формирования гражданско-патриотической компетентности обучающихся, поскольку «.внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.» [2; 5]. Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Отличительным аспектом внеурочной деятельности в нашей школе является работа по подготовке школьников к практико-ориентированной деятельности, поэтому часы

внеурочной деятельности используются для реализации дополнительных образовательных и воспитательных программ.

Систему работы по данному направлению мы условно делим на три этапа: раскрытие личности (начальная школа); развитие личности (средние классы); становление и самоактуализация личности (старшие классы). Каждому этапу соответствуют цели и задачи в зависимости от возраста детей, специфики коллектива, особенностей отдельных учащихся. Внутриклассные мероприятия объединяются с внутришкольными делами, внеурочными занятиями в соответствии с программой развития школы «Я - гражданин».

В основе данной программы лежит один из принципов построения ФГОС общего образования - преемственность. Учащиеся начальной школы работают по подпрограммам: «Я и Я», «Я и Семья», «Я и школа», «Я и Отечество», цель которых - введение школьников в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей, воспитание и развитие чувства уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека. На уровне получения основного общего образования продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка, происходит формирование и развитие основных ключевых компетенций, необходимых для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе основой гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы внеурочной деятельности: «Я гражданин Росси», «Герои моего края», «Летопись школы», «Экология родного края», «Кузбасс - моя малая Родина», которые расширяют и углубляют содержание программа начального общего образования по данному направлению, при этом сохраняя преемственность в формах и методах реализации программ. При реализации среднего общего образования в рамках введения ФГОС среднего общего образования происходит углубление, расширение знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, осуществление познания философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Школа, реализуя систему гражданского и патриотического воспитания в старших классах, активно использует общественную деятельность учащихся в школьном объединении учащихся (ШОК), волонтерское движение (волонтерский отряд «Добрые бобры»), внутришкольные мероприятия гражданской и патриотической направленности, создавая тем самым условия для совершенствования готовности и умения защищать свои права и права других людей, умения строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям.

На примере двух программ внеурочной деятельности: «Экология родного края», «Кузбасс - моя малая родина» социального направления, созданных и реализуемых нашими педагогами попытаемся показать особенности организации гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 97» г. Новокузнецка.

Экологическая культура представляет собой высшую стадию экологизации сознания, совместное гармоническое развитие природы и человека, отношение к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности [3]. Важно отметить, выпускник школы должен знать, что экологически ответственное поведение должно быть продиктовано не только нравственными побуждениями, но и исполнением своих правовых -конституционных обязанностей в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Программа курса внеурочной деятельности «Экология родного края» направлена на развитие экологического образования, воспитание экологической культуры. Сотрудники заповедников и национальных парков стараются привлечь, в первую очередь, молодёжь к проблемам экологии родного края. В рамках изучения данной программы ученики нашей школы не остаются в стороне и при выполнении практической работы «Охраняемые территории Кемеровской области» посещают с экскурсиями Эко-центр заповедника «Кузнецкий Алатау». Живое зрительное восприятие заповедной фауны Кузбасса производит сильное впечатление на ребят. Уроки-экскурсии позволяют мотивировать познавательную активность учащихся, погружая их в естественную среду. Такой урок -

48

масштабное мероприятие, требующее подготовки. В ходе изучения курса «Экология родного края» проводится урок-экскурсия в этнографический музей-заповедник «Томская писаница». На организационно-подготовительном этапе сообщается тема, цель экскурсии. Ученики подготавливают краткий информационный материал об основных объектах музея-заповедника с целью заинтересовать, повысить мотивацию одноклассников. Ребята распределяют обязанности - подготовка фото или видеоматериала, возможные вопросы к экскурсоводу. На этапе актуализации они готовят небольшие карточки с заданиями, чтобы определить уровень знаний учащихся о коренных народах и природе родного края. Затем проходит сама экскурсия. На этапе рефлексии дети делятся своими впечатлениями - что они узнали нового, что понравилось, задают вопросы друг другу, которые готовили во время лекции экскурсовода. Пишут отзывы о поездке. Итогом является проектный продукт -плакат и короткий видеофильм о поездке. В рамках программы данного внеурочного курса проходят игра «Человечество и лес». Особое место занимает занятие-дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка». Ребята учатся грамотно обращаться с природными ресурсами (экономят много первосортной бумаги, прекращая распечатывать рефераты, статьи и доклады; школьники имеют электронные носители, гаджеты, на которых можно хранить почти неограниченный объем текстовых документов). Проводится и практическая деятельность по теме «Первичное производство и вторичная переработка», тесно связанная с технологиями экологического сбережения. Ежегодно в учебных заведениях выбрасываются десятки килограммов использованной бумаги, поэтому учениками нашей школы проводится сбор макулатуры. В конце изучения программы проходит отчётный урок «Альманах «Экология родного края»».

Программ внеурочной деятельности «Кузбасс - моя малая родина» имеет краеведческую направленность, где рассматриваются вопросы культуры, географии, истории, традиций своего народа, города и области. Основная идея программы заключается в том, что «краеведение - прекрасная школа воспитания гражданственности» [1]. Любить и знать свой край, свой город, в котором живешь, свой дом, свою родную школу, свою улицу, свою семью - это и есть проявление патриотизма и гражданственности. Основное направление занятий по краеведению с подростками - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Программа включает в себя теоретическую часть и практическую часть, предполагающую проведение экскурсий краеведческого характера: экскурсионная познавательная программа «Богатая углем Земля телеутов»; экскурсионная программа «Тайны города Н», посещение музея-заповедника «Кузнецкая крепость», который является архитектурным символом г. Новокузнецка и представляет собой выдающийся образец военно-инженерного искусства; экскурсионная программа «По старому Кузнецку» - посещение литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, посещение городского центра культуры и творчества МБУ Дом купца Фонарёва; экскурсионная познавательная программа «Новокузнецк - город металлургов» -обзорная экскурсия по городу, повествующая о нашем городе как о металлургическом гиганте советской эпохи; посещение научно-технического музея имени академика И.П. Бардина музейного центра ОАО "НКМК" - одного из самых интересных российских музеев эпохи индустриализации; выездная экскурсия: «Небо зовет. Аэропорт г. Новокузнецка» и т.д. Содержание данной программы помогает решать профориентационные вопросы нашего города, региона, поскольку включает в себя такие занятия как: «Мы славим рабочие профессии Кузбасса», «Предприятия города. Значение для области и страны» и т.п., которые дают возможность увидеть разнообразие рабочих профессий, знакомят с крупными предприятиями города, региона, дается представление о роли предприятий в экономике страны, представляются условия получения среднего профессионального образования, не выезжая за пределы области. Так занятие «Мы славим рабочие профессии Кузбасса» построено в форме виртуального путешествия, по техникумам и колледжам Кемеровской области, где можно приобрести профессии по типу человек - техника. Оно позволяет познакомить обучающихся 8 - 9 классов не только с разнообразием рабочих профессий, но и раскрывает перспективы постепенного карьерного

49

роста и плюсы обучения рабочим специальностям. В преддверии этого занятия «Мы славим рабочие профессии Кузбасса» проводится подготовительный этап: класс разбивается на группы, где одна из групп посещает средние специальные учебные заведения (Кузнецкого индустриального техникума, Кузнецкого металлургического техникума и посещение рельсобалочного цеха ОАО "НКМК") - с последующим составлением презентаций со своими фотографиями. Другая группа готовит презентацию отраслей производства Кузбасса, связанную с рабочими профессиями, третья готовит информацию о новых рабочих профессиях современного производств для дальнейшего обсуждения на занятии.

Таким образом, программа ориентирована не на запоминание информации, которой в изобилии снабжает педагог, а на активное участие самих учащихся в процессе её приобретения.

Список литературы

1. Лихачев Д.С. Раздумья // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://itexts.net/avtor-dmitriy-sergeevich-Htochev/191050-razdumya-dmitriy-lihachev/read/page-9.htmL_ 2014. С. 9 (дата обращения: 20.02.2021).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт: Начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373). Основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897). Среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413).

3. Бурова С.В. Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества // Человек и образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-ekologicheskogo-obrazovaniya-kak-neobhodimoe-uslovie-ustoychivogo-razvitiya-obschestva/viewer, 2011. № 1(26). С. 24-27 (дата обращения: 18.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.