Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ БАСЕН)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ БАСЕН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бавыкина А.И., Дронова А.Ю., Тарасенко А.И.

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности [3, с. 4]. Решению этой задачи способствует использование технологии проблемного диалога. Цель - изучить возможности использования технологии проблемного диалога на уроках литературного чтения. Методы исследования: теоретический анализ методической и психологопедагогической, социально-педагогический анализ действующих образовательных программ, учебных книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ БАСЕН)»

УДК 372.882

Бавыкина А.И.

магистр, учитель начальных классов МОУ «ООШ с. Крутой Лог»,

Белгородская область; РФ Дронова А.Ю.

учитель физической культуры МОУ «ООШ с. Крутой Лог»,

Белгородская область; РФ Тарасенко А.И. учитель истории МОУ «ООШ с. Крутой Лог», Белгородская область; РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ БАСЕН)

Аннотация

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности [3, с. 4]. Решению этой задачи способствует использование технологии проблемного диалога.

Цель - изучить возможности использования технологии проблемного диалога на уроках литературного чтения. Методы исследования: теоретический анализ методической и психолого-педагогической, социально-педагогический анализ действующих образовательных программ, учебных книг.

Ключевые слова:

Современные образовательные технологии, проблемный диалог, методика преподавания

литературного чтения, начальная школа.

Проблемно- диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В прилагательном «проблемно - диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога [2, с. 18].

В последнее время существует тенденция, что многие дети читают неохотно и мало. Возникает вопрос - как сделать уроки литературного чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Возвращаясь к теме нашего исследования важно учесть, что методика работы над басней обусловлена её спецификой как вида художественного произведения. Выделяют такие существующие признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Конечная цель чтения и анализа басни - это понимание её морали [1, с. 17].

Технология проблемного диалога на уроках литературного чтения при изучении басен применима на любых этапах учебного занятия. Ход урока при этом может быть следующим:

1. После прочтения басни «Лебедь, Щука и Рак» учащиеся рассматривают рисунок к басне,

говорят, что на нем изображено, какие строчки из басни к нему можно подобрать. Благодаря наглядному изображению некоторые не совсем понятные слова становятся детям доступными. После этого особое внимание уделяется работе над смыслом слов и некоторых выражений басни, которые стали «крылатыми». При таком использовании подводящего к знанию диалога обучающиеся находят синонимические выражения к таким словосочетаниям, как «а возу всё нет ходу» (воз не двигается с места), «из кожи лезут вон» (очень стараются), объясняют понимание выражения, «да только воз и ныне там» (так и не сдвинули с места воз). И в ходе решения проблемы приходят к выводу о том, почему эти выражения стали общеупотребительными.

2. В целях объяснения понятия «мораль» можно предложить работу над начальными строчками басни «Лебедь, Щука и Рак». Проблемный вопрос можно сформулировать так: «Почему именно с этих строк начинается басня?». В ходе рассуждений дети приходят к выводу о том, что это главная мысль произведения, этому хотел научить читателя Крылов. Далее можно связать эти строки с жизненным опытом учащихся, задав вопрос: «Когда дело у нескольких человек будет спориться? Случалось ли с вами подобное?»

3. Работа над текстом басни «Слон и Моська» начинается с выявления тех эмоциональных реакций, которые она вызвала у детей. Содержание басни вызывает у ребят смех, они чувствуют ее глубокий подтекст. При этом преобладает эстетическое восприятие текста: понимая смысл произведения, учащиеся стремятся осознать его художественную функцию, учатся за словами видеть образ. На этом уроке применяется мотивирующий прием «актуальность», которым в данном случае служит эмоциональный отклик детей.

4. Используя метод подводящего к теме диалога, знакомство с басней «Ворона и Лисица» начинается со словарной работы. На доске представлены ключевые слова басни «лесть», «льстец», «царь-птица», «вещунья», «каркать». После этого целесообразно выявить непонятные детям слова и в ходе совместного обсуждения дать их толкование. Далее следует задать проблемный вопрос: «Для чего эти слова помещены на доске?». Дети приходят к выводу о том, что они являются ключевыми к изучаемой сегодня басне и пытаются предположить ее содержание.

5. С целью раскрытия понятия «аллегория» можно предложить детям поразмышлять над следующим проблемным вопросом: «Для чего авторы употребляют большое количество изобразительно-выразительных средств? Почему зачастую героями басен являются животные?». В ходе рассуждения обучающиеся должны сделать вывод о том, что эпитеты, метафоры и сравнения применяются для того, чтобы более глубоко и точно указать на людские пороки. Далее учитель говорит о том, что аллегория - это перенесение людских негативных качеств на животных, которые ассоциируются у людей с данным описанием (лиса - хитрая, осел - упрямый).

6. При работе над басней «Ворона и Лисица» можно обратить внимание детей на частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В связи с этим целесообразно задать проблемный вопрос: «Для чего Крылов использует эти слова?». Поразмыслив, учащиеся замечают то, как постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев и приходят к выводу о том, что данные суффиксы придают словам особый ироничный оттенок; а использует их автор для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев.

Таким образом, использование технологии проблемного диалога при изучении басен позволяют учащимся более глубоко и точно осознать мораль басни, понять аллегорию, смысл неизвестных слов, а также прогнозировать ее содержание по опорным словам.

Список использованной литературы:

1. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басен в 1-3 классе // Начальная школа. 1980. № 6. С. 17- 19.

2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.

М.:Баласс, 2002. 168 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

© Бавыкина А.И., Дронова А.Ю., Тарасенко А.И., 2022

УДК 377.8

Бахор Т.А.

канд. филол. наук, доцент, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Карасёва В.П.

заместитель директора по учебной работе, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

Кузнецова Ж.В.

заместитель директора по УВР, преподаватель ИПК - филиала ГГТУ

г. Истра, Московская область, РФ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПОДГОТОВКИ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

Представлен опыт работы педагогов Истринского профессионального колледжа - филиала ГГТУ по подготовке будущих учителей начальных классов, их нацеленности на развитие творческого воображения, оригинальности реализации замысла, формированию коммуникативных навыков младших школьников при изучении ими учебных предметов. Основной акцент сделан на сохранении гуманистической составляющей творческой деятельности.

Ключевые слова

Среднее профессиональное образование, образовательный процесс, творческие способности, коммуникативные навыки, художественное произведение, интерпретация, Истринский

профессиональный колледж.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) направлен на осуществление качественно новой личностно - ориентированной модели начальной школы, которая нацелена на становление индивидуальности человека, его самовыражение и самореализацию. Главная цель современной школы - разностороннее развитие учеников, их познавательных интересов, творческих способностей, среди которых - умение познавать новое; умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; стремление к открытиям; умение применять в практической деятельности полученные знания, развивать творческое воображение; фантазию и интуицию, в результате которых появляются изобретение и открытия.

Как известно, ФГОС НОО (2021 г.) отражает специфику современной концепции начального образования. Развитие творческих способностей личности рассматривается в нем как основа личностного развития и саморазвития ребенка в целом. Эти положения ФГОС НОО (2021 г.) во многом определяют современную профессиональную подготовку учителей начальных классов в педагогических колледжах. Организации образовательного процесса в СПО основывается на воспитании у студентов бережного отношения к развитию творческого потенциала детей с учетом особенностей их физического и психического развития. В основе предметной подготовки обучающихся колледжа - положение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.