практика сыграла свою роль и улучшение анализа уже было заметно. А самое главное, что ученики сами задавали проблемные вопросы и были готовы уделять особое внимание при определении разницы между целью и ценностью источника. Результаты
Исследование моего вопроса дало положительную динамику так как ученики 10 класса при суммативном оценивании получили хорошие отметки по внутреннему оцениванию.
Подводя итоги своей работы хочется отметить, что исследование своего педагогического метода в первую очередь начинается с определения проблемы. Именно это дает импульс исследовать и улучшать свою практику в дальнейшем. Это несомненно, ведет к профессиональному развитию педагога. Список использованной литературы:
1. Individuals and societies guide For use from September 2014/January 2015. Published on behalf of the International Baccalaureate Organization, a not-for-profit educational foundation of 15 Route des Morillons, 1218 Le Grand-Saconnex, Geneva
2. Morin, E. 1999. Seven Complex Lessons in Education for the Future. Paris, France. UNESCO.
3. Tosh, J. 2010. The Pursuit of History: Aims, Methods and New Directions in the Study of Modern History. (Fifth Edition). Harlow, UK. Pearson Education Limited.
4. National Council for the Social Studies (NCSS). 2010. "Chapter 2—The Themes of Social Studies" in National Curriculum Standards for Social Studies: A Framework for Teaching, Learning, and Assessment. http://www. socialstudies.org/standards/strands (accessed 18 May 2011).
© Алиева A.M., 2018
УДК 372.881.161.1
А.И. Бавыкина
МОУ «Крутоложская ООШ», учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ Е-mail: [email protected] В.В. Костырко
МОУ «Крутоложская ООШ», учитель физической культуры,
г. Белгород, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности [3, с. 4]. В связи с этим современный учитель должен использовать в своей преподавательской деятельности те методы и приемы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания. Решению этой задачи способствует технология проблемного диалога.
Цель - изучить возможности использования технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе. Методы исследования: теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы в аспекте темы исследования, социально-педагогический анализ действующих образовательных программ, учебных книг.
Ключевые слова:
Современные образовательные технологии, проблемный диалог, методика преподавания русского языка, начальная школа.
Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В прилагательном «проблемно -диалогическое» первая часть означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога [1, с. 18].
Например, на уроке русского языка по теме «Заглавная буква в именах собственных» можно создать проблемную ситуацию следующего характера: один из учеников записывает у доски, остальные - в тетрадях под диктовку учителя предложение «У крыльца лежит шарик». После того, как возникают разногласия в вопросе написания слова «шарик», учитель сообщает, что каждый из детей по-своему прав и подводит детей к формулированию вывода о том, отчего зависит написание заглавной буквы [2, с. 24].
На уроке русского языка по теме «Формы слова. Окончание» после повторения знаний о корне слова с помощью метода «Побуждающий от проблемной ситуации диалог» учитель подталкивает детей к формулированию учебной проблемы. На доске записан текст «Снегири»: (Снегирь) живут в лесах
с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне. Целесообразно задать вопрос: «Понятен ли вам текст? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?» (Изменить слова в скобках). Далее учитель стимулирует детей к формулированию темы урока: «Спишите текст и подчеркните ту часть слова, которая меняется в слове «снегирь. Как вы думаете, какая часть слова была пропущена?» (Варианты детей). «Что нам предстоит сегодня узнать? Сформулируйте тему урока в виде вопроса».
На уроке русского языка по теме «Правописание приставок и предлогов» используется метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог». Учитель создает проблемную ситуацию со столкновением мнений обучающихся. Для этого на слайде записаны сочетания слов:
- (до)ехал (до)д .ревни
- Запишите словосочетания, раскрывая скобки.
- Задание было одно, а почему выполнили его по-разному? Чего мы еще не знаем? Сформулируйте тему урока в виде вопроса.
Далее, чтобы развеять сомнения учеников учитель задает ряд вопросов:
- Что такое приставка и для чего она служит? Как пишется приставка с корнем? Как найти приставку в слове?
После совместного анализа полученных ответов дети называют слова с приставками. Далее учитель задает ряд вопросов, касающихся словосочетаний с предлогами:
- Что такое предлог? Для чего он служит? Как пишется предлог с другими словами? Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.
После проделанной работы дети формулируют вывод: чтобы не ошибиться в написании приставок и предлогов, нужно между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.
Таким образом, педагогам, работающим с детьми начальной школы при использовании технологии проблемного диалога необходимо подбирать задания для работы таким образом, чтобы при их выполнении ребенок руководствовался своим субъективным жизненным опытом и образным мышлением, а также находился в позиции исследователя и добытчика знаний.
Список использованной литературы: 1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.:
Баласс, 2002. 168 с.
2. Меркулова В.В. Проблемный диалог в 1-м классе // Начальная школа плюс До и После. 2008. №8. С. 2326.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
© Бавыкина А.И., Костырко В.В., 2018
УДК373.24
Т.С. Бардеева,
воспитатель ДС №63 «Весняночка» АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти, Самарская область.
Г.В. Шмелева воспитатель ДС №63 «Весняночка» АНО ДО «Планета детства «Лада»
РАЗИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация
Личностно-ориентированная модель общения педагога с ребёнком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребёнка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей должно выступать на первый план в системе дошкольного образования. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребёнка рассказывать о своём внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. [1, 56 с.]
Ключевые слова:
Дошкольник, эмоции, эмоциональное развитие, коммуникативные навыки, сензитивный период.
Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделяют недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Конечно, эмоциональное развитие ребёнка - задача не из лёгких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Развивая эмоциональную сферу своего ребёнка, родителям следует обогащать активный словарь ребёнка словами, обозначающими различные эмоциональные состояния. Помогут в этом