Научная статья на тему 'Развитие творческих и личностно-профессиональных способностей будущих дефектологов в образовательном процессе'

Развитие творческих и личностно-профессиональных способностей будущих дефектологов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / CREATIVITY / CREATIVE PERSONALITY / ACADEMIC FORMS OF LEARNING / PROFESSIONAL CULTURE AND PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якубжанова Дилобар Батировна

Поставлена актуальная задача развития профессиональных качеств и способностей будущих дефектологов, соответствующих условиям современной профессиональной деятельности учителя. С использованием метода анализа научной литературы обоснованы требования к результатам образования и к личности педагога-дефектолога. Охарактеризованы профессиональные качества педагога-дефектолога. Выявлены и обоснованы элементы адекватной ожидаемым результатам технологии развития в образовательном процессе творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE AND PROFESSIONAL SKILLS OF FUTURE PATHOLOGISTS AT THE EDUCATIONAL PROCESS

The urgent task to develop the future pathologist professional skills and abilities that correspond to the conditions of professional activity of the teacher is posed. After analyzing scientific literature the rationale for the requirements to the education results and personality of the pathologist are given. The professional qualities of the pathologist are described. The elements of the effective technology aimed at the development of the creative personality in the educational process are defined and characterized.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих и личностно-профессиональных способностей будущих дефектологов в образовательном процессе»

Краткие сообщения

УДК 371.13 + 378.04 + 376.02 ББК Ч450 + Ч448.987

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Д.Б. Якубжанова

Поставлена актуальная задача развития профессиональных качеств и способностей будущих дефектологов, соответствующих условиям современной профессиональной деятельности учителя. С использованием метода анализа научной литературы обоснованы требования к результатам образования и к личности педагога-дефектолога. Охарактеризованы профессиональные качества педагога-дефектолога. Выявлены и обоснованы элементы адекватной ожидаемым результатам технологии развития в образовательном процессе творческой личности.

Ключевые слова: педагогические технологии, креативность, творческая личность, академические формы обучения, профессионально-педагогическая культура.

Современные социально-экономические, политические и социокультурные процессы, происходящие в современном обществе, затронули и Узбекистан, побуждая систему образования Узбекистана заново ставить вопрос о целях и результатах своей деятельности. В этой связи именно сегодня перед системой образования встает принципиально новая задача - поиск условий для формирования профессиональной позиции специалиста, способного в изменяющихся обстоятельствах найти свою жизненную и профессиональную траекторию, преодолеть принципиальную фрагментарность знания, обрести собственную интеллектуальную и нравственную целостность и самобытность.

Это означает, что проблема профессиональной подготовки не является прерогативой какого-либо одного или нескольких образовательных учреждений в регионе; сегодня она встает перед любым образовательным учреждением в той мере, в которой каждый специалист начинает самоопределяться по отношению к динамическому характеру современного общества.

Вместе с тем, комплексный характер проблемы формирования адекватной профессиональной направленности как складывающейся профессиональной позиции будущих специа-листов-дефектологов в процессе профессиональной подготовки определяется сложностью постановки самой проблемы.

Проблема изучения профессиональной направленности актуальна, поскольку ее практическое решение представляет собой одну из перспективных линий развития профессионала и, как показывает опыт и практика работы, в этой области уделяется в настоящее время в вузах еще крайне мало внимания.

Современные изменения в обществе ведут к пересмотру основной парадигмы высшего педагогического образования. Сегодня все чаще профессиональная подготовка рассматривается как процесс воспитания личности, осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в социуме, способной к самоопределению, саморазвитию и творческой деятельности, как процесс профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности. Интегративным показателем качества подготовки будущего педагога может выступать профессиональная компетентность дефектолога, «которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт» [3, с. 6].

Проблема формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов нашла отражение в работах Ш.А. Амона-швили, С.И. Архангельского, А.В. Барабанщикова, В.Л. Бенина, Е.В. Бондаревской, З.Ф. Еса-ревой, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой,

И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Н.Н. Тарасевич,

С.Т. Шацкого и других исследователей.

Анализ особенностей проектирования и требований к результатам образования и личности педагога-дефектолога указывает на необходимость изучения условий, позволяющих их преодолеть. Прогрессивная линия развития, предполагающая развитие творческих и специальных способностей студентов, наблюдается при оптимальном сочетании активных технологий с академическими формами обучения:

- увеличение роли проблемного обучения;

- самостоятельные виды деятельности, активность студентов по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации;

- освоение педагогом технологий уровне-вой дифференциации, помогающих раскрыть достоинства студентов, подчеркнуть их творческую индивидуальность;

- освоение интегративных программ, позволяющих давать навыки классификации и измерения изучаемых явлений, развивать научную интуицию;

- внедрение технических средств обучения;

- освоение приёмов алгоритмизации;

- освоение педагогической техники в качестве инструмента подготовки педагога к творческой деятельности.

Педагогическое мастерство и проявление творческих особенностей личности преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения и воспитания в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами, грамотно спроектировать педагогический процесс. При этом мы различаем элементарный и профессиональный уровни овладения педагогической технологией.

Анализ литературы показывает, что на современном этапе мало уделяется внимания изучению методов творческой деятельности педагога. Тем не менее формирование творческих умений и способностей необходимо активно проводить в вузе, ориентируя студентов на осознание педагогической деятельности как творческого процесса.

В структуре личности преподавателя особая роль принадлежит профессиональнопедагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности преподавателя. Профессиональ-

ная направленность личности преподавателя включает интерес к профессии преподавателя, педагогическое призвание, профессиональнопедагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности являются интерес к профессии преподавателя, который находит своё выражение в положительном эмоциональном отношении к студентам, педагогической деятельности в целом и к конкретным её видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями [2, 3].

Педагогическое призвание, в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего преподавателя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, так как профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызвать увлечённость

деятельностью, убеждённость в своей пригодности к ней. Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим преподавателем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего преподавателя [1, 7].

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность преподавателя. Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, преподаватель всегда спешит оказать помощь студентам и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенций; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали. Высшим проявлением педагогическо-

Краткие сообщения

го долга является самоотверженность преподавателя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Преподаватель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

Взаимоотношения преподавателя с коллегами и студентами, основанные на сознании профессионального долга и чувства ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения преподавателя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующий стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их коррективу.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса -любовь к преподаваемому предмету [4, 5].

Современный педагог-дефектолог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближе и дальше перспективы коррекционной работы. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основными признаками которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать её как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи [4, 6].

Содержание методической работы буду-

щего дефектолога целесообразно определять через составные части профессиональнопедагогической культуры: общекультурную составляющую, методическую и исследовательскую культуру, профессионально-нравственную культуру и культуру общения, дидактическую и воспитательную культуру, управленческую культуру. Содержание методической работы конкретизируется по каждому направлению формирования профессионально-педагогической культуры и может быть предметом изучения в течение длительного времени. Участие педагогов в методической инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической работы. Методическая работа в учебном заведении по охвату вопросов, глубине их проработки позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности будущего дефектолога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных для педагогического коллектива учебного заведения, так для педагогического сообщества в целом.

Литература

1. Ардаширова, Э.Т. Основы культуры и этики учителя / Э.Т. Ардаширова. - М.: ЮРАЙТ, 1997. - 315с.

2. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество педагога / В.И. Загвязинский. -М. : Педагогика, 1987. - 293 с.

3. Козырев, В.А. Направления модернизации педагогического образования / В.А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А.П. Тряпицина // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - Ч. 1.

4. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический

аспект / под ред. С.Г. Вершловского, Л.Н. Ле-сохиной. - М. : Педагогика, 1982. - 190 с.

5. Фридман, Л.М. Психологический справочник педагога / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М. : Просвещение, 1991. - 288 с.

6. Хохлов, А.Ф. Проектно-ориентированный университет / А. Ф. Хохлов, Р.Г. Строн-гин, А. О. Грудзинский // Высш. образование в России. - 2002. - № 2. - С. 16-19.

7. Яшина, В.П. Педагогическое взаимодействие / В.П. Яшина. - М. : ОЛМО-ПРЕСС, 2000. - 235 с.

Якубжанова Дилобар Батировна, старший научный сотрудник, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами (Узбекистан), sozomon@mail.ru.

Поступила в редакцию 12 февраля 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Educational Sciences” _____________2014, vol. 6, no. 3, pp. 130-133

DEVELOPMENT OF CREATIVE AND PROFESSIONAL SKILLS OF FUTURE PATHOLOGISTS AT THE EDUCATIONAL PROCESS

D.B. Yakubjanova, Tashkent State Pedagogical University named after Nizami, sozomon@mail.ru

The urgent task to develop the future pathologist professional skills and abilities that correspond to the conditions of professional activity of the teacher is posed. After analyzing scientific literature the rationale for the requirements to the education results and personality of the pathologist are given. The professional qualities of the pathologist are described. The elements of the effective technology aimed at the development of the creative personality in the educational process are defined and characterized.

Keywords: educational technology, creativity, creative personality, academic forms of learning, professional culture and pedagogical culture.

References

1. Ardashirova E.T. Osnovy kul'tury i etiki uchitelya [Foundation of Culture and Ethics of Teacher]. Moscow, YuRAYT Publ., 1997. 315 p.

2. Zagvyazinskiy V.I. Pedagogicheskoe tvorchestvo pedagoga [Pedagogical Creativity of Teacher]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 293 p.

3. Kozyrev V.A., Radionova N.F., Tryapitsina A.P. [Directions of Modernization of Teacher Education] . Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Sibiri: problemy i perspektivy. Ch. 1 [Modernization of Teacher Education in Siberia: Problems and Prospects. P. 1]. Omsk, OmGPU Publ., 2002.

4. Vershlovskiy S.G., Lesokhina L.N. Professional'naya deyatel'nost' molodogo uchitelya: Sotsial'no-pedagogicheskiy aspect [Professional Activities of the Young Teacher: Social and Pedagogical Aspect]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 190 p.

5. Fridman L.M., Kulaginal. Yu. Psikhologicheskiy spravochnik pedagoga [Psychological Reference Teacher]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 288 p.

6. Khokhlov A.F., Strongin R.G., Grudzinskiy A.O. [Design-Oriented University]. Higher Education in Russia, 2002, no. 2, pp. 16-19. (in Russ.)

7. Yashina V.P. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie [Pedagogical Interaction]. Moscow, OLMA-PRESS Publ., 2000. 235 p.

Received 12 February 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.