Научная статья на тему 'Компетентностный подход к отбору содержания дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании»'

Компетентностный подход к отбору содержания дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / SPECIAL EDUCATION TEACHER / COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Норкина Елена Леонидовна

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной подготовки педагогов-дефектологов. Содержание дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» связано с потребностями учреждений образования. Предложены разделы дисциплины и учебные темы, которые научно обоснованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Норкина Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence Approach to the Content Selection of the Subject “Information Technologies in Special Education”1

The article deals with the aspects of the improvement of special education teachers’ professional training. The content of the subject “Information Technologies in Special Education” is closely connected with the needs of educational institutions. The authors suggest scientifically-based course units and themes.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к отбору содержания дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании»»

УДК 378: 376:004

Е. Л. Норкина E. L. Norkina

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Компетентностный подход к отбору содержания дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании»

Competence Approach to the Content Selection of the Subject "Information Technologies in Special Education"

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной подготовки педагогов -дефектологов. Содержание дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» связано с потребностями учреждений образования. Предложены разделы дисциплины и учебные темы, которые научно обоснованы.

The article deals with the aspects of the improvement of special education teachers' professional training. The content of the subject "Information Technologies in Special Education" is closely connected with the needs of educational institutions. The authors suggest scientifically-based course units and themes.

Ключевые слова: подготовка, педагог-дефектолог, компьютерные технологии обучения.

Key words: training, special education teacher, computer technologies in education.

Профессиональная подготовка педагогов-дефекто-логов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями изучалась многими ведущими учеными: Н. М. Назаровой, Б. П. Пузановым и др. Процесс подготовки высококвалифицированных кадров для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, основывается на научных достижениях педагогики высшей школы (работы О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др.). Вместе с тем, содержание подготовки педагогов -дефектологов имеет особенности, связанные с предметом и объектом профессиональной деятельности в условиях специального учебного заведения. Совершенствование содержания профессиональной подготовки педагогов-дефектологов остается актуальным вопросом.

Смена образовательной парадигмы высшей школы активизировала пересмотр технологии, результата и, как следствие, содержания профессиональной подготовки в вузе. Качество подготовки педагогических кадров в новых стандартах образования связывается с компетентностным подходом — совокупностью положений, определяющих цель, содержание и логику процесса профессиональной подготовки. Суть подхода заключается в развитии у выпускников комплекса умений, способов профессиональной деятельности с получением конкретного образовательного продукта. Компетентностный подход задает результат профессионального образования — компетентность выпускника, то есть характеристику владения будущим специалистом профессиональной деятельностью (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя и др.).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация (степень) «бакалавр») раскрывает результат освоения основной образовательной программы подготовки педагогов-дефектологов через систему компетенций. Группа профессиональных компетенций определяет способность и готовность будущих педагогов-дефек-тологов осуществлять разнообразные виды профессиональной деятельности. На фоне информатизации общества ученые называют важной компетенцией будущего специалиста информационную. Под ней подразумевается интегральная характеристика личности, объединяющая мотивацию к усвоению соответствующих знаний и способность к применению информационно-коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности (П. В. Беспалов, Н. П. Табачук и др.).

Во ФГОС ВПО установлено следующее содержание информационной компетенции: способность будущих педагогов-дефектологов использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии. Данная компетенция определяет содержание профессиональной подготовки, но не дает четких дидактических единиц для изучения в рамках соответствующих дисциплин.

Под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, которая по мере ее изучения приводит к изменениям свойств и качеств личности обучающихся, вхождению в материальную, духовную культуру общества (В. С. Леднев,

Е. Л. Норкина

117

И. Я. Лернер и др.). Содержание дисциплины «Информационные технологии в специальном образова-нии» должно формироваться исходя из некоторых основных положений.

Во-первых, содержание дисциплины должны задавать потребности учреждений специального образования. Методология применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения основана на подходах «компьютер — новое средство коррекционного обучения» и «от ребенка — к компьютеру» (О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев и др.). В практической плоскости подходы проявляются в том, что информационно-коммуникационные технологии создают дополнительный путь коррекции нарушений развития и рассматриваются как инструмент процесса обучения. Кроме того, в центре обучения стоит ребенок с особыми образовательными потребностями. Информационно-коммуникационные технологии способствуют удовлетворению этих особых образовательных потребностей, а не являются исключительно учебным предметом, как в общеобразовательных школах.

Второе положение связано с содержанием основных образовательных потребностей воспитанников. Временные или постоянные нарушения в развитии детей препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания (Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская и др.). Состояние здоровья (анализаторных систем, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы) вызывает необходимость изучения студентами медицинских основ применения информационно-коммуникационных технологий.

Третье положение отбора содержания связано с субъект-субъектными отношениями в учебном процессе специального учреждения. Специальное образование имеет ярко выраженную гуманистическую направленность — признание ценности личности каждого воспитанника с особыми образовательными потребностями. Гуманистический подход в специальном образовании обязывает формировать у будущих педагогов-дефектологов не только профессиональные знания, умения и опыт деятельности, но и личностные качества (эмпатию, толерантность, терпеливость, внимательность и др.). В дидактической компьютеризированной среде возникают особые взаимоотношения, опосредованные информационно-коммуникационными технологиями. Обратная сторона их применения — ослабление связей между педагогом-дефектологом и воспитанником. Следовательно, в процессе изучения информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании следует формировать у студентов представления о личностно ориентированном подходе к этому процессу.

Содержание дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» следует формировать,

учитывая приведенные аргументы. Возможно предложить следующие разделы учебного курса:

- теоретико-методические основы компьютеризации системы специального образования: концепция компьютеризации системы специального образования, методические подходы к использованию компьютерных технологий обучения в специальном образовании, специализированные компьютерные продукты для специального образования;

- информационно-коммуникационные технологии и их средства: назначение компьютерных технологий обучения в педагогическом процессе, эргономические и дидактические требования к средствам компьютерных технологий обучения, телекоммуникационные технологии и образовательные ресурсы в коррекционно-педагогической деятельности;

- методические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий: содержание особых образовательных потребностей детей с различными нарушениями, психофизиологические основы использования компьютерных технологий обучения, персонализация средств компьютерных технологий обучения, организация коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютерных технологий обучения;

- психологические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий: построение субъект-субъектного взаимодействия в дидактической компьютерной среде.

Необходимо подчеркнуть важность формирования у студентов опыта применения информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании. Компетентностный подход к профессиональной подготовке предполагает усиление роли практической деятельности будущего педагога-дефектолога, ориентацию на самостоятельное и творческое выполнение профессиональных задач в меняющихся условиях профессиональной деятельности. Система непрерывной подготовки педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения на аудиторных занятиях и при прохождении педагогической практики включает программы практик. Документация с практики содержит конспекты занятий с применением компьютерных технологий обучения и самостоятельно выполненные средства обучения, предназначенные для демонстрации через компьютерные программы.

Мы приходим к выводу, что компетентностный подход к отбору содержания дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» должен учитывать объективно существующие процессы в практике специального образования. Соблюдение данного подхода призвано обеспечить будущего специалиста глубоким пониманием возможностей применения современных компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности, осознанием их преимуществ и недостатков, а также знаний и умений их использования в профессиональной деятельности.

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. 141 с.

2. Беспалов П. В. Компьютерная компетентность в контексте лич-ностно ориентированного обучения // Педагогика. 2003. № 4. С. 41-45.

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М, Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.

4. ЗимняяИ. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 22-27.

5. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности. Л.: ЛГУ, 1967. 183 с.

6. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 58 с.

7. Леднев В. С. Содержание образования: учеб. пособ. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.

8. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64 с.

9. Назарова Н. М. Факторы и тенденции развития профессиональной подготовки дефектологов в вузах Российской Федерации // Школьный логопед: научно-методический журнал. 2008. № 3 (24). С. 11-15.

10. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.

11. Табачук Н. П. Развитие информационной компетенции студентов в образовательном процессе гуманитарного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. 24 с.

1. Abdullina O. A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya: Dlya ped. spets. vyssh. ucheb. zavedeny. 2nd ed., revised and enlarged. М.: Prosveshche-nie, 1990. 141 p.

2. Bespalov P. V. Kompyuternaya kompetentnost' v kontekste lich-nostno orientirovannogo obucheniya // Pedagogika. 2003. No. 4. P. 41-45.

3. Zeer E. F., Pavlova A. M., Symanyuk E. E. Modernizatsiya pro-fessionalnogo obrazovaniya: kompetentnostny podkhod. M.: Moskovsky psikhologo-socialnyi institut, 2005. 216 p.

4. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii — novaya paradigma rezultata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. No. 5. 2003. P. 22-27.

5. Kuzmina N. V. Ocherki psikhologii truda uchitelya: Psik-hologicheskaya struktura deyatelnosti uchitelya i formirovaniya ego lichnosti. L.: LGU, 1967. 183 p.

6. Kukushkina O. I. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologiy v razlichnykh oblastyakh specialnogo obrazovaniya: abstract of a thesis ... doctor of pedagogical sciences. М., 2005. 58 p.

7. Lednev V. S. Soderzhanie obrazovaniya: ucheb. posob. M.: Vysshaya shkola, 1989. 360 p.

8. Lerner I. Ya. Didakticheskaya sistema metodov obucheniya. M.: Znanie, 1976. 64 p.

9. Nazarova N. M. Faktory i tendentsii razvitiya professionalnoi podgotovki defektologov v vuzakh Rossiyskoy Federatsii // Shkolny logoped: nauchno-metodichesky zhurnal. 2008. No. 3 (24). P. 11-15.

10. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: Innovatsionnaya deyatel'nost. M.: IChP "Izdatel'stvo Magistr", 1997. 224 p.

11. Tabachuk N. P. Razvitie informatsionnoi kompetentsii stu-dentov v obrazovatel'nom protsesse gumanitarnogo vuza: abstract of a thesis . candidate of pedagogical sciences. Khabarovsk, 2009. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.