Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 257-262 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):257-262
Проблемы социологии
Научная статья УДК 316
doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-257-262
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Светлана Алексеевна Литвинова1, Елена Юрьевна Золочевская2
1 2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия [email protected] [email protected]
Аннотация. Цифровая трансформация затрагивает и систему образования. Образовательные организации в период пандемии столкнулись с массовым переходом на онлайн-образование и стремительным развитие цифровых технологий. Однако, наряду с развитием цифровых технологий, необходимо отдельно уделять внимание развитию цифрового этикета. При этом успешная социальная адаптация иностранных студентов во многом зависит от развития цифрового этикета в вузе.
Ключевые слова: цифровая этика, этикет, иностранные студенты, социальная адаптация, образовательная среда, социокультурная среда, социальные сети
Для цитирования: Литвинова С. А., Золочевская Е. Ю. Развитие цифровой этики в вузе как фактор успешной социокультурной адаптации иностранных студентов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 257-262. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-257-262
Sociology Problems
Original article
THE DEVELOPMENT OF DIGITAL ETHICS AT THE UNIVERSITY AS A FACTOR OF SUCCESSFUL SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS
Svetlana A. Litvinova1, Elena Yu. Zolochevskaya2
1 2South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia
Abstract. Digital transformation also affects the education system. Educational organizations during the pandemic faced a massive transition to online education and the rapid development of digital technologies. However, along with the development of digital technologies, it is necessary to pay special attention to the development of digital etiquette. At the same time, the successful social adaptation of foreign students largely depends on the development of digital etiquette at the University.
Keywords: digital ethics, etiquette, foreign students, social adaptation, educational environment, socio-cultural environment, social networks
For citation: Litvinova S. A., Zolochevskaya E. Yu. The development of digital ethics at the university as a factor of successful socio-cultural adaptation of foreign students. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2):257-262. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-2-257-262
© Литвинова С. А., Золочевская Е. Ю., 2023
В процессе обучения в учебных группах, общения с представителями различных национальностей иностранные студенты, при освоении новых для себя видов деятельности и форм поведения, могут испытывать определенные проблемы в адаптации к образовательной среде, преодолевая ряд психологических, социальных, нравственных, религиозных барьеров.
Социокультурная адаптация представляет собой процесс интеграции личности в новую социокультурную среду.
Адаптация иностранного студента зависит от различных факторов. К таким факторам относятся: базовый уровень подготовки студента, знания русского языка, индивидуальная способность осваивать образовательную программу, менталитет обучающихся, коммуникативные компетенции всех участников образовательного процесса, личностные качества. При этом, невысокий уровень цифровых компетенций также затрудняет адаптацию иностранных студентов.
Но сегодня общение выходит за рамки аудитории и все активнее перемещается в цифровую среду. Цифровая трансформация затрагивает государство, бизнес, систему образования и практически каждого человека. Новые информационные технологии изменяют систему взаимодействия в цифровом пространстве, представления об этичном и неэтичном поведении в конкретных ситуациях. При этом, понимание правил поведения в цифровом пространстве, взаимодействия в социальных сетях, Интернете строится по «по умолчанию», методом проб и ошибок1. Поэтому развитие цифровой этики в настоящее время является важным элементом в социокультурной адаптации иностранных студентов. С развитием цифровых технологий появляются новые способы взаимодействия людей в цифровом пространстве. Интернет-коммуникация влечет за собой необходимость обозначить нормы, регулировать онлайн деятельность.
При взаимодействии в цифровом пространстве, студент, с одной стороны является создателем информации при общении в группах, ведении личных страниц в социальных сетях, формируя о себе представление и цифровую репутацию, и, с другой стороны, потребителем информации, необходимой для учебного процесса, в том числе через систему электронно-образовательной среды.
Для предотвращения возникающих конфликтных ситуации при взаимодействии в цифровой среде необходимо учитывать и следовать правилам цифрового этикета.
Цифровой этикет представляет собой правила взаимодействия в цифровом пространстве в эпоху стремительного развития Интернета.
Стоит отметить, что цифровым этикетом должны обладать все участники образовательного процесса: преподаватель, студент, работники образовательных организаций, отвечающих за организацию образовательного процесса и др.
В период пандемии COVID-19 в 2020 году произошел вынужденный перевод системы образования на дистанционное обучение, тем самым, ускорив процесс цифровой трансформации образования. Однако, новая система online-обучения позволила продолжить работу образовательных организаций и обозначила не только новые возможности для развития цифровых инновационных инструментов в образовательной деятельности, но и множество проблем, в том числе, этических [1].
По данным опроса, размещенного в докладе «Этика и «цифра»: от проблем к решениям» [2] сфера образования занимает 4 место, среди остальных, где вопросам этики необходимо уделять больше внимания.
Трансформация системы образования и переход на онлаин-формат в период коронавирус-ной инфекции обострил процессы коммуникации участников образовательного процесса в цифровом пространстве и овладения ими правилами поведения в сети Интернет. Отдельные образовательные организации начали разрабатывать правила цифрового этикета студентов в процессе дистанционного обучения [3]. Однако эти правила не носят единый характер.
В вопросах этики образования можно выделить три основных направления:
• этика как дисциплина в рамках образовательных программ обучения;
• этика как принцип, который заложены в систему образования через нормативные документы, например, этические кодексы студента;
• профессиональная этика преподавателей и сотрудников образовательной организации2.
1 Электронный ресурс, режим доступа: https://etЫcs.cdtoxenter/7_1. Дата обращения: 15.11.2021.
2 Там же.
258
State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2)
В каких сферах следует уделить больше внимания вопросам этики при внедрении цифровых технологий?
| 71,88% защита персональных данных 54,86% государственные услуги 53,47% медицина 41,67% образование 34,03% государственная безопасность 32,64% автоматизация рабочих мест
I 1,74% другое
Рис. 1. Результаты онлайн-опроса об этической стороне цифровых технологий Fig. 1. Results of an online survey on the ethical side of digital technologies
Несмотря но то, что формирование правил цифрового этикета и развитие цифровой этики произошло под влиянием стремительного развития цифровых технологий онлайн-взаимодей-ствия, цифровая этика основывается на компетенциях «soft skills»: коммуникации, лидерстве, работе в команде, управлении людьми, эмоциональном интеллекте, то есть социальных навыков, которые помогают человеку взаимодействовать наиболее эффективно [4].
В своем выступлении на международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных Artificial Intelligence (AI) Journey 2021 Президент РФ В. В. Путин отметил, что именно в семье и школе дети «должны осваивать те самые мягкие навыки, которые их родители, бабушки, дедушки получали в общении со сверстниками, когда учились дружить, помогать друг другу, преодолевать неудачи, формировать сплоченные команды, придумывать разные игры, затеи или совместные проекты»1. Поэтому элементы понимания взаимодействия в цифровом пространстве формируются у студентов еще до поступления в вуз.
По данным проведенного опроса (около 200 респондентов школьников) более 80 % опрошенных считают, что необходимо знать о правилах поведения в Интернете, в социальных сетях, и такой же процент опрошенных уверены, что знание правил цифрового этикета поможет избежать неловкостей при общении со сверстниками, учителями. При этом школьники хотели более подробнее узнать о том, как не нарушать границы собеседника, о правилах грамотной работы в интернете, цифровой гигиене и многом другом2.
С другой стороны, студенты как потенциальные будущие работники различных профессий и при построении карьеры должны понимать свою ответственность в позиционировании себя в цифровом пространстве. По данным опроса кадрового агентства UTEAM, 83 % специалистов по подбору персонала просматривают профили в социальных сетях лиц, претендующих на работу. При проверке кандидатур работодатели определяют ряд параметров (рис. 2).
Кроме того, работодатели все чаще следят за поведением сотрудников в социальных сетях. Чаще всего при просмотре профилей работодателей интересует личные высказывания и уровень профессионализма сотрудников.
Большая часть организаций отслеживают активность сотрудников в социальных сетях
(рис. 3).
1 Электронный ресурс, режим доступа:
https://tass.ru/ekonomika/12910701?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. Дата обращения: 15.11.2021 г.
2 Опрос проведен авторами статьи.
Характер и манера общения
Увлечения и взгляды на жизнь
Профессиональный статус и уровень экспертности кандидата
Соответствие данных в резюме и в профиле
65
65
79
SS
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 ■ %
Рис. 2. Параметры, определяемые работодателями при проверке кандидатур Fig. 2. Parameters determined by employers when checking candidates
Компании, которые не интересуются социальными сетями своих сотрудников никогда
Компании, которые наблюдают за активностью сотрудников в соцсетях время от времени
Компании, которые наблюдают за 18
активностью сотрудников в соцсетях постоянно
0 10 20 30 40 50 ■ %
Рис. 3 Данные опроса компаний Fig. 3. Company survey data
Выделяют три причины заинтересованности работодателей в просмотре аккаунтов своих сотрудников:
1. Риск ухудшения репутации организации из-за возможных высказываний на личных страницах работников.
2. Возможность случайного попадания внутренней информации и документов организации в социальные сети.
3. Возможность оценить, чем работник занимается во время удаленной работы либо рабочего дня1.
Общих принципов цифрового этикета в настоящее время нет, каждый автор, сообщество, организация прописывает правила для себя либо в формате устава, либо простого свода правил. Для образовательных организации особо актуален этот вопрос. Необходимо регламентировать правила онлаин-переписки, группового общения на форумах и вебинарах, в электронной-образовательной среде, правила ведения электронных журналов и другой документации.
1 Электронный ресурс, режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4958206 Дата обращения: 15.11.2021. 260 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2)
Обучение навыкам цифрового этикета студентов иностранцев, весьма важно, так как эта целевая группа вынуждена перестраиваться от своего национального окружения и адаптироваться к новому, сохраняя и поддерживая при этом свое эмоциональное благополучие.
Стоит еще раз подчеркнуть, что при проникновении образовательной системы в цифровую среду существенно меняется образ преподавателя и студента, их стиль взаимодействия [5].
По мнению Р. И. Маминой, С. И. Царевой, «поскольку цифровой этикет функционирует на базе новых и новейших информационно-коммуникативных технологии, он отражает не только специфику этикетнои коммуникации, но и природу этих технологии» [6].
В этои связи одним из важных направлении развития цифрового этикета является приобретение либо усовершенствование необходимых знании и навыков работы в области информационных технологии. При этом очень важно не забывать и об основах безопасного интернета. Так, принятая концепция безопасного интернета детей позволить защитить детей от информационных угроз и рисков в цифровой среде, что является ее главной целью.
В нашеи стране этикетная тематика в цифровом взаимодействии находится в состоянии осмысления. При этом закрепления цифровых правил поведения на законодательном уровне в настоящее время нет, но есть общепринятые правила поведения, а также неприемлемое поведение, которое осуждается пользователями сети. Так, общими принципами цифрового этикета являются:
1. Позитивное отношение к собеседнику при взаимодействии в цифровом пространстве.
2. Соблюдение субординации и личных цифровых границ собеседника в цифровом общении.
3. Выбор комфортного формата коммуникаций для всех участников процесса.
4. Договоренность о правилах цифрового этикета между участниками цифрового взаимодействия.
5. Готовность и принятие изменяющихся цифровых технологий и норм цифрового этикета.
Однако, несмотря на то, что цифровой этикет находится на этапе своего развития и только
формируется как новый вид этикетной коммуникации в условиях цифровой среды, в настоящее время уже можно говорить об основных направлениях его развития [6].
Таким образом, резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводам:
1. Необходимо учитывать специфику культурных особенностей различных национальностей в процессе взаимодействия в цифровом пространстве, руководствуясь общими принципами цифрового этикета.
2. Цифровой этикет должен учитывать быстро меняющиеся контексты онлаин-общения, используемые устройства, условия доступа в Интернет.
3. Цифровой этикет необходимо распространять не только на образовательную среду, но и на все остальное окружение и взаимодействие в глобальном интернет-пространстве и сообществах, чтобы сделать уважительное общение онлайн нормой во всех сферах жизни.
Ближайшее время глобальные изменения в образовании продолжаться. Внедрение и расширение возможностей цифровых сервисов в образовании преобразовывают образовательную среду, а также формируют новые требования к результатам образования, к компетенциям и навыкам, необходимым в цифровом мире. Эти изменения сопровождаются специфическими этическими проблемами и нуждаются в развитии цифрового этикета в образовании, с учетом специфики для иностранных студентов. Кроме того, стоит такие правила фиксировать в этических кодексах студентов, сотрудников и преподавателей образовательных организаций, внедрять в образовательный процесс курсы по цифровому этикету и развивать культуру цифрового взаимодействия.
Список источников
1. Валеева Г. В. Этические риски цифровой трансформации высшего образования // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 11. С. 2343-2347. - Б01 10.30853^^210398. - EDN ЯСХУКЛ.
2. Этика и «цифра»: от проблем к решениям / Под ред. Е.Г. Потаповои, М. С. Шклярук.
М.: РАНХиГС, 2021. 184 с. https://www.interfax-russia.ru/attachment/5946b125ac3355375c1836f443ceaf4a
3. Николаева А. Г. Цифровой этикет и его роль в формировании онлайн-идентичности // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: Материалы V Международной научно-практической конференции, Минск, 13-15 мая 2021 года. Минск: Белорусский государственный университет, 2021. С. 256-259. - EDN БК7СС7.
4. Иванова Е. И. Методическое обеспечение формирования soft-компетенций у детей дошкольного возраста // Народное образование Якутии. 2021. № 3(120]. С. 114-116. - EDN AZBQVD.
5. Бабушкин, Ю. А., Алешина С. А. Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной деятельности // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 2. С. 13-19. DOI 10.17748/2686-9969-2021-4-2-13-19. - EDN XFBPOT.
6. Мамина Р. И., Царева С. И. Цифровой этикет в структуре корпоративной культуры современной организации: философско-культурологический аспект. Электронный ресурс, режим доступа: https://discourse.etu.ru/assets/files/mamina-r.i.-careva-s.i(1].pdf. Дата обращения: 15.11.2021.
References
1. Valeeva G. V. Ethical risks of digital transformation of higher education. Manuscript. 2021;14(11]:2343-2347. - DOI 10.30853/mns210398. EDN RCXVKA. (In Russ.]
2. Ethics and "digit": from problems to solutions / Edited by E.G. Potapova, M. S. Shklyaruk. Moscow: RANEPA; 2021. 184 p. https://www.interfax-russia.ru/attachment/5946b125ac3355375c1836f443ceaf4a. (In Russ.]
3. Nikolaeva A. G. Digital etiquette and its role in the formation of online identity. In: Communication in social and humanitarian knowledge, economics, education: Materials of the V International Scientific and Practical Conference, Minsk, May 13-15, 2021. Minsk: Belarusian State University; 2021:256-259. EDN BRZCGZ. (In Russ.]
4. Ivanova E. I. Methodological support for the formation of soft competencies in preschool children. Public education of Yakutia = National education of Yakutia. 2021;3(120):114-116. EDN AZBQVD. (In Russ.]
5. Babushkin Yu. A., Alyoshina S. A. Digital educational environment as a new space educational activities. Pedagogika: istoriya, perspektivy = Pedagogy: history, prospects. 2021;4(2):13-19. DOI 10.17748/2686-99692021-4-2-13-19. EDN XFBPOT. (In Russ.]
6. Mamina R. I., Tsareva S. I. Digital etiquette in the structure of corporate culture of a modern organization: philosophical and cultural aspect. Electronic resource. Available from: https://discourse.etu.ru/assets/files/mamina-r.i.-careva-s.i (1).pdf. [Accessed 15 November 2021].
Информация об авторах
С. А. Литвинова - кандидат экономических наук, доцент, декан факультета управления ЮРИУ РАНХиГС.
Е. Ю. Золочевская - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора ЮРИУ РАНХиГС.
Information about the authors
S. A. Litvinova - Candidate of Economic Sciences, Dean of the Faculty of Management, Associate Professor of the Department of Taxation and Accounting, Associate Professor of the Department of Public and Municipal Administration of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA. E. Yu. Zolochevskaya - Doctor of Economics Sciences, Professor, Deputy Director of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.04.2023; одобрена после рецензирования 17.05.2023; принята к публикации 18.05.2023.
The article was submitted 18.04.2023; approved after reviewing 17.05.2023; accepted for publication 18.05.2023.
262
State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(2)