ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ЕЗОВА С.А. О НЕТИКЕТЕ, ЦИФРОВОМ ЭТИКЕТЕ И НОВОЙ ЭТИКЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Освещаются некоторые теоретические аспекты актуализированного в последние годы в деловой этике этикета в сети , цифрового этикета и получающей распространение в обществе новой этики. Раскрывается опыт обучения нетикету, цифровому этикету бакалавров и магистрантов на кафедре библиотечно-информационные ресурсы в Восточно-Сибирском государственном институте культуры.
Ключевые слова: компетенции, нетикет, цифровой этикет, новая этика, интерактивные методы обучения.
Ezova S.A.
About net etiquette, digital etiquette and new etiquette in the educational process
Some theoretical aspects of actualized business ethics of etiquette in the net in recent years, digital etiquette and new ethics spreading in the society are highlighted. The experience of teaching net etiquette, digital etiquette to the students studying at the Bachelor and Master's courses at the department of library and information resources at East Siberian state Institute of culture is described.
Keywords: competencies, net etiquette, digital etiquette, new ethics, interactive teaching methods.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ЕЗОВА С.А. О НЕТИКЕТЕ, ЦИФРОВОМ ЭТИКЕТЕ И НОВОЙ ЭТИКЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ_
В последние годы в подготовке библиотечных кадров уделяется серьезное внимание этической составляющей. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» в качестве категории общепрофессиональных компетенций, которыми должны овладеть все выпускники, включена «Профессиональная этика».
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - магистратура по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» включена
общепрофессиональная дисциплина «Профессиональная этика», в структуре которой выделена компетенция: ОПК-3 «Готов руководить коллективом в сфере профессиональной и педагогической деятельности на основе норм социальной и этической ответственности».
Профессиональная этика является регулятором профессионального общения, главные составляющие которого - профессиональные отношения и профессиональное поведение. Регулятором отношений служат кодексы этики, а регулятором поведения - правила поведения, т.е. различные виды этикета [1, с. 18-50].
Сетевой этикет (нетикет) возник в середине 80-ых годов прошлого века. В книгу Вирджинии Ши Netiquette, вышедшей в 1994 г. были включены первые 10 правил поведения в сети. Этикет классический и нетикет имеют общую смысловую общность, а также различия, касающиеся терминологии и содержания правил поведения [2].
Новый Web 3.0 породил принципиально иной уровень коммуникативных характеристик глобальной сети, появление цифрового этикета «как нормативно-этического регулятора коммуникативного взаимодействия развивающегося в условиях новой информационной реальности» [3, с. 208].
Цифровой этикет с точки зрения Р.И. Маминой охватывает три направления: 1) непосредственное общение в сети (электронная почта, мессенджеры и др.); 2) практики взаимодействия пользователей с гаджетами; 3) самопрезентация в сети, ее разновидности (видеосвязь, интернет-конференции, персональная и корпоративная самопрезентация) [3, с. 208].
Автор акцентирует внимание на негативных аспектах проявления цифрового этикета. Как явление «фаббинг» (phone - телефон, snabbing -относиться с пренебрежением к другому) появился в 2007 году, а рождение термина относят к 2021 году. «Фаббинг» означает зависимость человека от гаджетов, она может проявляться в пренебрежительном отношении к другому человеку, его игнорированию в пользу выбора разговора не с ним, а по гаджету (долгого, громкого, неприятного для окружения).
Р.И. Мамина считает, что этикетной тематикой должны заниматься как в сфере гуманитарных наук, так и в области информационно-компьютерных технологий.
В последние годы в обществе актуализируется и тема новой этики.
«Новая этика» - концепция, изложенная Эрихом Нойманном в книге «Глубинная психология и новая этика» (1949 г.), в которой он обнажает слабость существующей системы этических ценностей. Суть концепции заключается в отказе от деления окружающего мира на «хорошее и плохое»
[4].
В Новой этике выделяют три главных составляющих, первая касается разнообразия в обществе (толерантность к возрасту, полу, вероисповеданию); вторая затрагивает отношения между людьми, в частности, новое восприятие агрессии, давления во взаимоотношениях в процессе взаимодействия; третья составляющая имеет отношение к удаленной работе с новыми ИКТ, т.е. речь идет о цифровом этикете [6].
В соцсетях создаются группы, например, в Контакте образовалась группа «Новая этика».
Сотрудникам музеев и библиотек было предложено в ноябре 2020 года на Красноярской ярмарке книжной культуры (Фонд Михаила Прохорова) обсудить вопросы, касающиеся того, как современные социальные проблемы влияют на формирование новых этических норм в современных учреждениях культуры - музеях и библиотеках, каким образом она (новая этика) отражается
на их повседневной деятельности, а возможно, что ее влияние пока малозначимо.
В Интернете можно познакомиться с уроками обучения студентов сетевому этикету, с набором правил поведения в сети, с проектом Этического кодекса сети Интернет Е. Ядрышникова, с различными рекомендациями по использованию сетевого этикета, с детализацией правил цифрового этикета.
Переход на масштабное онлайн-обучение обострило ситуацию взаимодействия людей в сети, проблему овладения ими правилами поведения в сети, т.е. нетикетом, цифровым этикетом. Отдельные вузы начинают разрабатывать правила поведения студентов в процессе дистанционного обучения.
Далее кратко раскрою фрагменты опыта обучения студентов на кафедре библиотечно-информационные ресурсы ВСГИК [7, с. 311-319] правилам поведения в сети.
В учебной дисциплине «Этика библиотечного общения» (бакалавриат) читается лекция «Деловой этикет» и проводится деловая игра «Деловой этикет в библиотеке», в процессе изучения различных видов этикета акцент делается и на сетевой этикет (нетикет), цифровой этикет, их роль в межличностной коммуникации, в профессиональных коммуникациях: сущностные характеристики, кодексы нетикета, пути овладения нетикетом и другие вопросы. В процессе деловой игры организовано обучение студентов некоторым правилам поведения в социальной сети, в частности, в электронной почте, Контакте и т.д. Ведущие деловой игры учитывают те ошибки, которые допускают студенты во взаимодействии в сети (по результатам исследования, в рамках ВКР на тему «Студент и нетикет»).
В исследовании студентки А.В. Мурдоновой отношений обучаемых в ряде вузов Бурятии к нетикету было выявлено, что большинство из них не знает о существовании этикетных форм общения в сети. С виртуальным хамством сталкивались около 60% опрошенных. Предвидя такие результаты опроса, после его проведения, А.В. Мурдонова выступала в группах с мини-лекцией о правилах поведения в сети, знакомила слушателей с проектом кодекса Ядрышникова.
Онлайн-обучение студентов - это лучший способ представить объективную картину владения ими нетикетом, которая убеждает в актуальности и значимости данной проблемы.
Магистранты знакомятся с нетикетом, с цифровым этикетом на первом курсе, изучая учебную дисциплину «Деловой этикет». В процессе педагогической практики они проводят мастер-классы по Деловому этикету для разных читательских аудиторий в детско-юношеской, вузовской, школьной и других библиотеках, а также для будущих библиотекарей-бакалавров.
Сошлюсь на два примера, приведенные магистранткой О.В. Эрдыниевой в отчете о педагогической практике, они подтверждают, что знание библиотекарями правил поведения в цифровом пространстве оптимизируют их профессиональную деятельность.
«В нашей библиотеке (филиал №13 ЦГБ им. И. К. Калашникова) два администратора-модератора, которые следят не только за информационным наполнением групп в социальных сетях, но и работают с активными участниками. Очень неприятно, когда под новостью о работе библиотеки пишут негативные комментарии. У нас это было всего один раз, когда дочь бывшей сотрудницы-пенсионера решила за нее заступиться. И писала комментарии, не касающиеся затронутой темы, а о том, что мы не уважаем сотрудников, что желаем им всего плохого и пр. В этом случае, наш модератор, во-первых, вывел общение на личный аккаунт дочери сотрудницы, т.е. написал ей лично и она отвечала уже не в группе, а в персональном сообщении. Во-вторых, грамотно ей объяснил, что реновация библиотеки уже была в процессе и ее переоформление в молодежную библиотеку потребовало ротации кадров, что ее матери было предложено другое место работы, от которого она отказалась. В итоге конфликт был исчерпан. Администраторы-модераторы всегда отслеживают комментарии. В основном, именно от этикета администраторов-модераторов зависит общее настроение группы в социальных сетях».
Второй пример. «Очень часто незнакомые люди - пользователи задают свои вопросы о графике работы, о наличии конкретных книг или о времени организации мероприятия в неурочное время. Это происходит ближе к ночи или в ваш выходной день, или когда вы на больничном. Не надо на это остро реагировать. Я, либо, пересылаю сообщение тому сотруднику, у кого продолжается рабочий день, либо, дожидаюсь утра, и без лишних эмоций даю полную информацию по интересующему вопросу».
Подобные примеры могут послужить основой для создания кейсов по профессиональной этике, в частности, нетикету, цифровому этикету. Обучение студентов в цифровом формате обязывает педагогов высшей школы самим проявлять высокий уровень компетенции общения в сети, служить примером для подражания в использовании со студентами электронной почты, соцсетей, мессенджеров и т.д.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Езова С.А. Слагаемые библиотечной этики / С.А. Езова // Библиосфера. 2010. № 2. С. 48-50.
2.Лукинова О.В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете / О.В. Лукинова - «Эксмо». 2020. 210 с.
3.Мамина Р.И. Этикет и его измерения в информационном обществе / Р.И. Мамина // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Вып. 2. 2018. С. 204-216.
4.Новая этика - Википедия [Электронный ресурс]. URL:https://w.ru.wikipedia.org> (дата обращения 3.01.2021).
5. Новая этика - технология тотальной невротизации людей [Электронный ресурс]. URL:https:vz.ru>Мнения>2020/7/151049945html (дата обращения 25.12.2020).
6.Новая этика в компаниях, или как не потерять миллион [Электронный ресурс]. URL: https: forbes.ru>forbesHfe/409915-novaj a-etika... in-kak (дата обращения 17.01.2021).
7.Езова С.А. Кучмурукова Е.А. Этико-коммуникативная компетенция студентов: пути формирования и развития // Библиотековедение. 2019. Т. 68. № 3. С. 311-319.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Езова Светлана Андреевна - кандидат педагогических наук, профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры [email protected]