Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦИФРОВОМ ЭТИКЕТЕ У СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОРА ГОТОВНОСТИ К ОБМЕНУ ЗНАНИЯМИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦИФРОВОМ ЭТИКЕТЕ У СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОРА ГОТОВНОСТИ К ОБМЕНУ ЗНАНИЯМИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ / ОБМЕН ЗНАНИЯМИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Е.А.

Актуальность статьи связанна с необходимостью освоения педагогами этических аспектов профессиональных коммуникаций, которые стремительно переходят в цифровой формат. Для непрерывного развития педагогов большим потенциалом обладает обмен знаниями, который наиболее успешно осуществляется в виртуальной среде. Цифровой этикет, который соблюдают педагоги, является показателем их готовности к обмену знаниями в профессиональных сообществах. Ставиться цель, связанная с описанием направлений развития представлений и знаний педагогов о цифровом этикете в условиях дополнительного профессионального образования и других форм обучения педагогов. Теоретический анализ научных работ показал возможности повышения квалификации учителей в развитии их коммуникативной культуры, обмена знаниями в сетевых педагогических сообществах. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье сформулированы авторские содержательные линии, принимаемые во внимание при развитии представлений педагогов о цифровом этикете. Они предполагают: а) актуализацию знаний по основным вопросам коммуникативной стороны профессиональной деятельности учителя; б) определение специфики общения в виртуальной среде и освоение правил цифрового этикета; в) освоение метода обмена знаниями учителями, изучение цифровых платформ, на которых строятся современные профессиональные коммуникации . Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выделенные линии могут найти применение в развитии представлений педагогов о цифровом этикете в учреждениях дополнительного профессионального образования, при самообучении педагогов и в школе как самообучающейся системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERCEPTIONS OF DIGITAL ETIQUETTE IN THE MODERN EDUCATOR AS A FACTOR OF READINESS TO EXCHANGE KNOWLEDGE IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

The relevance of the article is related to the need for teachers to master the ethical aspects of professional communications, which are rapidly changing to a digital format. Knowledge sharing has great potential for teachers' continuous development, which is most successfully carried out in the virtual environment. The digital etiquette that educators observe is an indicator of their readiness to exchange knowledge in professional communities. The aim is to describe the directions of development of teachers' ideas and knowledge about digital ethics in the conditions of additional professional education and other forms of teacher training. Theoretical analysis of scientific works showed the possibilities of professional development of teachers in the development of their communicative culture, exchange of knowledge in the network pedagogical communities. Scientific novelty of the study - the article formulated the author's content lines, taken into account in the development of teachers' ideas about digital etiquette. They involve: a) updating knowledge on the main issues of the communicative side of professional teacher; b) determining the specifics of communication in a virtual environment and mastering the rules of digital etiquette; c) mastering the method of knowledge sharing teachers, the study of digital platforms, which are built on modern professional communications. Theoretical and practical significance of the study is that the highlighted lines can find application in the development of teachers' ideas about digital etiquette in institutions of additional professional education, in the self-study of teachers and in the school as a self-study system.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦИФРОВОМ ЭТИКЕТЕ У СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОРА ГОТОВНОСТИ К ОБМЕНУ ЗНАНИЯМИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Подготовка педагогов

УДК 371.12:004

Развитие представлений о цифровом этикете у современного педагога как фактора готовности к обмену знаниями в виртуальной среде

Development of perceptions of digital etiquette in the modern educator as a factor of readiness to exchange knowledge in a virtual environment

Селиванова Е.А., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, sel_lena@mail.ru

Selivanova E., Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, sel_lena@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.009

Ключевые слова: цифровой этикет, обмен знаниями, дополнительное профессиональное образование, цифровые ресурсы, виртуальная среда, сетевые педагогические сообщества.

Keywords: digital etiquette, knowledge exchange, additional professional education, digital resources, virtual environment, networked pedagogical communities.

Аннотация. Актуальность статьи связанна с необходимостью освоения педагогами этических аспектов профессиональных коммуникаций, которые стремительно переходят в цифровой формат. Для непрерывного развития педагогов большим потенциалом обладает обмен знаниями, который наиболее успешно осуществляется в виртуальной среде. Цифровой этикет, который соблюдают педагоги, является показателем их готовности к обмену знаниями в профессиональных сообществах. Ставиться цель, связанная с описанием направлений развития представлений и знаний педагогов о цифровом этикете в условиях дополнительного профессионального образования и других форм обучения педагогов. Теоретический анализ научных работ показал возможности повышения квалификации учителей в развитии их коммуникативной культуры, обмена знаниями в сетевых педагогических сообществах.

Научная новизна исследования заключается в том, что в статье сформулированы авторские содержательные линии, принимаемые во внимание при развитии представлений педагогов о цифровом этикете. Они предполагают: а) актуализацию знаний по основным вопросам коммуникативной стороны профессиональной деятельности учителя; б) определение специфики общения в виртуальной среде и освоение правил цифрового этикета; в) освоение метода обмена знаниями учителями, изучение цифровых платформ, на которых строятся современные профессиональные коммуникации. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выделенные линии могут найти применение в развитии представлений педагогов о цифровом этикете в учреждениях дополнительного профессионального образования, при самообучении педагогов и в школе как самообучающейся системе.

Abstract. The relevance of the article is related to the need for teachers to master the ethical aspects of professional communications, which are rapidly changing to a digital format. Knowledge sharing has great potential for teachers' continuous development, which is most successfully carried out in the virtual environment. The digital etiquette that educators observe is an indicator of their readiness to exchange knowledge in professional communities. The aim is to describe the directions of development of teachers' ideas and knowledge about digital ethics in the conditions of additional professional education and other forms of teacher training. Theoretical analysis of scientific works showed the possibilities of professional development of teachers in the development of their communicative culture, exchange of knowledge in the network pedagogical communities.

Scientific novelty of the study - the article formulated the author's content lines, taken into account in the development of teachers' ideas about digital etiquette. They involve: a) updating knowledge on the main issues of the communicative side ofprofessional teacher; b) determining the specifics of communication in a virtual environment and mastering the rules of digital etiquette; c) mastering the method of knowledge sharing teachers, the study of digital platforms, which are built on modern professional communications. Theoretical and practical significance of the study

is that the highlighted lines can find application in the development of teachers' ideas about digital etiquette in institutions of additional professional education, in the self-study of teachers and in the school as a self-study system.

Введение. На современном этапе развития системы образования и общества в целом возникает острая необходимость

совершенствования не только профессиональных компетенцией, но и психолого-педагогических знаний, коммуникативных качеств педагогов. Особенно это важно в условиях цифровизации всех процессов и выстраивания педагогической деятельности в виртуальной среде. Современному учителю приходится как вести уроки с использованием цифровых ресурсов, так и пополнять свои знания, обмениваться методическими идеями в сетевых профессиональных сообществах. Кроме прочего, работа с родителями переходит в удалённый онлайн формат, используя возможности мессенджеров, классные руководители доводят основные сведения до родителей обучающихся. Также учителям приходится быть осведомленным о виртуальной активности обучающихся, быть в курсе их общения и подписок в социальных сетях. Все указанные аспекты профессиональной деятельности учителя вызывают необходимость их общекультурного совершенствования, освоения медиаграмотности и этических норм цифрового общения.

Виртуальная среда, в которую погружен в той или иной мере практически каждый учитель, диктует свои условия взаимоотношений: дистанционный характер общения, трудности отслеживания эмоционального состояния коммуниканта (при электронной переписке), зависимость от технических возможностей гаджета, скорости интернета и пр. При этом есть и универсальные подходы к организации педагогического взаимодействия, одним из них является соблюдение этических норм общения, что требует освоения педагогами правил цифрового этикета. Важным условием развития учителей является их готовность к обмену знаниями. Современный формат непрерывного профессионального совершенствования

связывается не только с пассивными формами получения информации учителями, но и с их активностью, готовностью поделиться своими идеями, методическими решениями,

практическими разработками. Причем наиболее удобная для этого среда именно виртуальная, она предполагает возможность обмениваться знаниями с коллегами из других образовательных организаций, из школ различных регионов страны, концептуализировать отечественный и зарубежный опыт коллег. Однако общение в

такой среде должно быть очень грамотным, культурным, гуманным, профессиональным.

В связи с этим актуализируется потребность определения новых векторов развития профессионального мастерства педагогов, совершенствования их умений и освоения основ цифрового этикета в профессиональных сообществах, педагогических коммуникациях, которые могут являться показателями готовности педагогов к обмену знаниями в виртуальной среде. Это обусловливает постановку цели исследования, связанную с описанием направлений развития представлений и знаний педагогов о цифровом этикете в условиях дополнительного профессионального

образования и других форм обучения педагогов.

Методология исследования.

Методологическим основанием исследования выступают положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, в которой актуализируется идея о культурном восхождении личности. Каждый исторический этап развития общества характеризуется своими

особенностями, культурологическими

проявлениями, доминирующими ценностями. Человек каждой эпохи является отражением ее культурного аспекта. При этом существуют непреходящие ценности, актуальные в любой период развития общества, одной из которых является образование, совершенствование личности во всех аспектах (интеллектуальном, духовном, социальном, физическом). XXI век характеризуется доминированием виртуальных коммуникаций, соответственно сегодня важно осваивать не только техническую сторону профессионального общения в виртуальной среде, но и этическую. Позиция автора заключается в том, что педагогу важно быть гибким, обновляющимся в соответствии с веяниями времени, не смотря на стремительный рост различных технологий, в том числе цифровых, быть в них компетентным, уверенно ориентироваться в основных этических правилах общения в виртуальной среде, которые помогут ему эффективно обмениваться знаниями и професионально расти.

При этом важно понимать, что многие исследователи неоднозначно рассматривают проблему перехода педагогического процесса в цифровую среду. Высказываются серьезные опасения, связанные с переходом на цифровое общение, преподагающего отсуствие

непосредственного контакта между

коммуникантами, нарушением личных границ и искажением нравственных ценностей.

Мы согласны с мнением А.В. Сухоруких, утверждающей о неком духовном кризисе, который переживает современная система образования в связи со сменой педагогической парадигмы с гуманитарной педагогики на сетевую педагогику. Автор опасается, что внедрение цифровых технологий может отрицательно сказаться на когнитивно-творческом взаимодействии педагогов с обучающимися и коллегами, так как педагогическое общение влияет на рождение личности, а не на производство определенного продукта, «оцифрованного человека» [1]. Такие глубокие размышления требуют своевременного решения проблемы, необходимости поиска инструментов, регулирующих педагогические взаимоотношения, которые неумолимо движутся в направлении расширения цифровых коммуникаций.

В этой связи нам импонирует высказывание Е.Г. Ямщиковой, которая утверждает о потребности общества в возрождении гуманистических идеалов, «установлении разумного баланса между ... информационными технологиями и традиционными ценностями» [2, с.54]. Она комментирует существующие принципы общения в сети Интернет, выделяет некоторые правила общения в социальных сетях и обнаруживает их воспитательный потенциал, выраженный в презентации конструктивных моделей поведения педагогов в социальных сетях.

Н.А. Гуторова отмечает, что использование социальных сетей важно с точки зрения развития инновационных форм преподавания. В ее публикации речь идет о преподавателях вуза, утверждается, что они перестают быть носителями сакральных знаний, должны осваивать современные формы выстраивания образовательного процесса, в том числе используя широкие возможности сети Интернет. При этом ученым подчеркиваются и риски, которыми наполнено общение с обучающимися в социальных сетях, приводятся примеры из зарубежной практики, связанные с проявлением неудачного опыта виртуального общения педагогов. Эти риски связаны с несоблюдением конфиденциальности и личных границ педагога и обучающегося, нарушением культуры самопрезентации педагога и пр. [3]. Исследователь в этой связи вполне оправданно утверждает, что профилактика виртуальных конфликтов требует расширения знаний

современных педагогов в направлении применения основных норм цифрового этикета.

Принимая указанные риски Н.П. Шитякова, И.В. Верховых и И.В. Забродина провели опрос педагогических работников, направленный на выяснение их отношения к использованию цифровых технологий в образовательном процессе. Интересно, что в результате опроса были выделены и определенные преимущества обучения школьников на цифровых платформах (лучшее зрительное восприятие информации, учет индивидуальных особенностей детей и повышение их творческого потенциала). Иными словами педагоги указали возможности виртуального обучения в достижении предметных образовательных результатов. Но, к сожалению, воспитательный эффект цифровых образовательных технологий по их словам не наблюдается. Более того, учителя выделили такие риски цифровых технологий, как сокращение времени на живое общение (80%), снижение коммуникативной активности школьников и интереса к печатным продуктам (60%). Соответсвенно ученые предлагают провести глубокий анализ воспитательных возможностей цифрового контента, применяемого в системе образования, обратиться к созданию методик применения цифровых технологий для приобщения обучающихся к духовному и культурному наследию, обеспечить подготовку педагогических кадров, компетентных в сфере духовно-нравственного воспитания детей [4]. Эта идея может найти продолжение в описании направлений развития представлений и знаний педагогов о цифровом этикете в условиях дополнительного профессионального

образования.

Ученые также описывают особенности трансформации методической работы учителя в условиях цифровизации образования, выделяют факторы развития информационной культуры современного учителя [5], предлагают основные направления развития системы дополнительного образования в условиях цифровой экономики [6], описывают различные педагогические средства формирования цифровой компетентности педагогов. Среди них называются: а) совершенствование качества обучения студентов (будущих педагогов), направленного на овладение ими цифровыми инструментами, б) повышение квалификации педагогов с применением онлайн платформ, веб-мастерских и других цифровых сервисов, в) использование ресурсов сетевых педагогических сообществ для обмена опытом (положительным и отрицательным) работы в цифровой среде [7].

Данные педагогические средства, на наш взгляд, очень актуальны, особенно это относится к использованию возможностей непрерывного образования учителей. Сегодня

профессиональные сетевые сообщества являются достаточно эффективной площадкой для обмена знаниями между педагогами по наиболее проблемным вопросам профессиональной деятельности, к ним можно отнести и особенности коммуникации, ее соответствие этическим нормам взаимодействия.

Результаты исследования. Обозначенные методологические основания и теоретические положения исследователей являются общими ориентирами в выделении направлений развития цифрового этикета педагогов, лежащего в основе их готовности к обмену знаниями в виртуальной среде. Мы выделяем три основных направления, которые могут найти применение, как в традиционных курсах повышения квалификации, так и в неформальных способах профессионального развития педагогов: самообразования, внутриорганизационного обучения. Поэтому считаем обозначить непосредственные содержательные линии, направления, предполагающие: а) актуализацию знаний по основным вопросам коммуникативной стороны профессиональной деятельности учителя; б) определение специфики общения в виртуальной среде и освоение правил цифрового этикета; в) освоение метода обмена знаниями учителями, изучение цифровых платформ, на которых строятся современные

профессиональные коммуникации. Далее детализируем данные направления.

Первое направление развития представлений о цифровом этикете педагогов мы видим в актуализации знаний по основным вопросам коммуникативной стороны профессиональной деятельности учителя. Они включают в себя профессионально-коммуникативные характеристики личности, психологические знания в области общения, конфликтологии, социальной психологии. Сегодня процессы популяризации научных психолого-

педагогических знаний среди учителей [8] являются остро необходимыми. Работа с различными категориями школьников, в том числе и со «сложными контингентами» требует обновления не только предметных, но и психолого-педагогических знаний. Кроме того, педагогам уместно вспомнить правила применения языковых норм, основных этических принципов профессиональной деятельности и педагогических взаимоотношений.

В этом аспекте важно рассмотреть основные виды делового общения, функции языка, виды речи и различные стороны коммуникации. Целесообразно практически отработать разные виды общения: устное и письменное, вербальное и невербальное, очное и дистанционное. Для этого будет полезным смоделировать определенные ситуации, в которые педагоги погружаются и в которых должны выстроить свое взаимодействие. Также целесообразно познакомиться с основными барьерами в коммуникации, которые могут спровоцировать недопонимание и даже конфликты, обсудить особенности искажения информации при ее передаче через несколько лиц или с помощью различных технических средств. Иными словами этого направление предполагает освоение универсальных коммуникативных норм, которые важны при педагогическом взаимодействии в любых формах общения (очного или дистанционного).

Второе направление развития представлений о цифровом этикете педагогов связывается с освоением базовых правил общения виртуальной среде. Здесь педагоги выделяют специфику общения в виртуальном пространстве, его отличие от общения при очном, непосредственном взаимодействии. При очном взаимодействии с педагогами, например в рамках курсах повышения квалификации или внутриорганизационного обучения,

целесообразно провести дискуссию на тему: «Педагогическое общение в виртуальной среде: возможности и риски». Далее имеет смысл уточнить содержание понятия «цифровой этикет», рассмотреть его стороны: техническую, коммуникативную, нормативно-этическую.

Педагогам важно показать, что цифровой этикет выражается в трех аспектах: непосредственное общение в сети (с применением различных сервисов), культура пользования гаджетами и презентация личности в сети Интренет. В этой связи уместно более детально остановиться на этих аспектах. Важно обсудить, какие виртуальные средства применяются для организации цифрового общения. Внимание следует обратить на основные ошибки, которые допускают педагоги при виртуальном общении с обучающимися, их родителями, коллегами. Интересным может стать обращение к анализу способов самопрезентации учителей в социальных сетях, обсудить случаи, в которых были нарушены этические принципы поведения педагогов, последствия таких событий.

Имеет смысл обратиться к рекомендациям, представленным в Письме Министерства

просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». Развернуть обсуждение представленных в документе норм, таких как недопущение педагогами ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации их личности. Важно обсудить нормативно-правовую базу, регулирующую внедрение цифровой образовательной среды [9]. Кроме того, слушателям целесообразно освоить общие правила коммуникации в сети. Они достаточно просты и связаны с гуманностью общения, безопасностью и уместностью его в определенное время. Далее, опираясь на полученные ранее знания, педагоги могут составить рекомендации по общению в виртуальной среде с учетом специфики субъекта коммуникации, его возрастных особенностей, личностно-социальных характеристик и пр.

Третье направление развития представлений о цифровом этикете педагогических работников мы связываем с освоением метода обмена знаниями учителями. Данный метод нами рассматривается как совокупность приемов и средств организации профессиональной коммуникации педагогов, направленный на взаимообмен знаниями, полученными в результате концептуализации собственного профессионального опыта. Обмен знаниями между педагогами мы не приравниваем к обмену опытом, так как второй носит персоналистическую окраску. Обмен знаниями активизирует субъектный аспект коммуникации, придает ей профессиональный характер, он полезен для решения задач профессионального роста педагогов. С педагогами уместно рассмотреть различные цифровые платформы, на которых уже налажен процесс обмена знаниями: это сетевые педагогические сообщества федерального и регионального уровней, педагогические конференции и форумы, дискуссионные площадки.

В последние десятилетия используются возможности дистанционного обучения педагогов для осуществления между ними обмена знаниями в рамках форумов, обмена тестовыми сообщениями и пр. Также сегодня активно используются вебинарные площадки, платформа ZOOM и другие аналогичные сервисы, в которых педагоги могут, как слушать лектора, так и высказывать собственные идеи, мнения, проблемы, задавать вопросы и отвечать на них, опираясь на собственный опыт. В этом плане

важно обратить внимание на текст сообщения, который педагоги могут составлять и отправлять в чат, так как он может быть доступен широкому кругу подписчиков или пользователей. Отметить, что важно стремиться к исключению грамматических и пунктуационных ошибок, соблюдению правил деловой переписки: уважительное обращение, выражение

благодарности, корректные просьбы, уместные комментарии и пр. При необходимости осуществления обмена знаниями,

предполагающего не только письменное общение, но и видео встречи, обратить внимание на собственный внешний вид, визуальный образ выступающего и фон помещения, в котором происходит профессиональный обмен знаниями. Важно в целом выстроить обсуждение с практическими рекомендациями по

формированию профессионального имиджа педагога в виртуальной среде [10], который представляет собой комплекс характеристик самопрезентации личности через обмен знаниями.

Таким образом, данные направления развития представлений педагогов о цифровом этикете представляют собой: актуализацию знаний по основным вопросам коммуникативной стороны профессиональной деятельности учителя; определение специфики общения в виртуальной среде и освоение правил цифрового этикета; апробацию метода обмена знаниями учителями, изучение цифровых платформ, на которых строятся современные профессиональные коммуникации. Эти направления могут применяться в условиях дополнительного профессионального образования и других форм обучения педагогов. В практическом плане они нашли воплощение в повышении квалификации педагогов на базе ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на кафедре педагогики и психологии. На лекционных и практических занятиях, на очных и дистанционных курсах, в рамках конференций, августовских совещаний, фокус-групп проводятся обсуждения вопросов развития представлений и знаний педагогов о цифровом этикете.

Заключение. В статье рассмотрены тенденции усиления процессов цифровизации в профессиональной деятельности педагогов. В этой связи отмечается необходимость развития представлений у педагогов о культуре общения, цифровом этикете, который является показателем их готовности к обмену знаниями в цифровой среде. На этом основании актуализирована цель исследования - описание направлений развития

представлений и знаний педагогов о цифровом этикете в условиях дополнительного профессионального образования и других форм обучения педагогов.

Анализ научной литературы показал существующие возможности и риски осуществления педагогических коммуникаций в виртуальной среде. Исследователями предлагаются направления развития культуры коммуникации, связанные с повышением квалификации на основе применения цифровых технологий, а также с использованием возможностей обмена знаниями в сетевых педагогических сообществах.

Выводы ученых являются основаниями для выдвижения авторских содержательных линий, предполагающих развитие представлений педагогов о цифровой культуре. Они связаны с актуализацией знаний по основным вопросам коммуникативной стороны профессиональной

деятельности учителя; определением специфики общения в виртуальной среде и освоением правил цифрового этикета; освоением метода обмена знаниями учителями, изучением цифровых платформ, на которых строятся современные профессиональные коммуникации.

Прикладное значение данные

содержательные линии могут иметь для практической апробации их в учреждениях дополнительного профессионального

образования, при организации самообразования педагогов, их обучения в рамках школы как самообучающейся системы. Также высказанные идеи могут найти применение в расширении спектра профессиональных сетевых

педагогических сообществ либо обновления тематических форумов вопросами, связанными с развитием представлений педагогов о цифровом этикете.

Литература:

1. Сухоруких А.В. Аксиология гуманистической педагогики в условиях модернизации и цифровизации образования / А.В. Сухоруких // ШМОТНБТЖА: Философия. Социология. Право. - 2019. - № 44(1). - С. 19-28.

2. Ямщикова Е.Г. Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде / Е.Г. Ямщикова // Человек и образование. - 2017. - № 1(50). - С. 54-58.

3. Гуторова Н.А. Особенности общения преподавателя и студента в социальных сетях: этический аспект / Н.А. Гуторова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 2(32). - С. 7-16.

4. Шитякова Н.П. Изучение отношения педагогов к возможностям и рискам духовно -нравственного воспитания в условиях цифровизации / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых И.В. Забродина // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 6(48). - С. 446-458.

5. Гнатышина Е.В. Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования / Е.В. Гнатышина, А.О. Белоусов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2019. - № 2(39). - С. 47-52.

6. Колыхматов В.И. Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования в условиях становления цифровой экономики / В.И.

Колыхматов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - № 10(164). - С. 132-136.

7. Бороненко Т.А. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды школы / Т.А. Бороненко, В.С. Федотова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -2021. - № 27(1). - С. 51-61.

8. Ильясов Д.Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей: монография / Ильясов Д.Ф. - Челябинск: Издательство: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2019. - 232 с.

9. Погорелов Д.Н. Нормативно-правовая база, регулирующая внедрение цифровой образовательной среды / Д.Н. Погорелов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров / Материалы XXII Международной научно -практической конференции (Челябинск, 2021). - С. 324-335.

10. Красницкая Е.С. Формирование профессионального имиджа педагога в виртуальной среде / Е.С. Красницкая // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров / Материалы XX Международной научно-практической конференции (Челябинск, 2019). - С. 142-146.

References:

1. Sukhorukikh A.V. Axiology of humanistic pedagogy in the context of modernization and digitalization of education / A.V. Sukhorukikh //

NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right. 2019. - № 44(1). - S. 19-28.

2. Yamshchikova E.G. The problem of the formation of network etiquette and professional and ethical qualities of teachers in the information environment / E.G. Yamshchikova // Man and Education. - 2017. - № 1(50). - S. 54-58.

3. Gutorova N.A. Features of communication between teacher and student in social networks: ethical aspect / N.A. Gutorova // Sign: the problematic field of media education. - 2019. - № 2(32). - S. 7-16.

4. Shityakova N. P. Studying the attitude of teachers to the possibilities and risks of spiritual and moral education in the context of digitalization / N.P. Shityakova, I. V. Verkhovykh I.V. Zabrodina // Prospects for Science and Education. - 2020. - № 6(48). - S. 446-458.

5. Gnatyshina E.V. Transformation of the methodical work of a teacher in the context of digitalization of education / E.V. Gnatyshina, A.O. Belousov // Scientific support of the personnel development system. - 2019. - № 2(39). - S. 47-52.

6. Kolykhmatov V.I. The main directions of development of the system of additional professional education in the conditions of the formation of the digital economy / V.I. Kolykhmatov // Scientific Notes of the University of Lesgaft. - 2018. - № 10(164). - S. 132-136.

7. Boronenko T.A. Study of the digital competence of teachers in the context of digitalization of the educational environment of the school / T.A. Boronenko, V.S. Fedotova // Bulletin of the Samara University. History, pedagogy, philology. - 2021. - № 27(1). - S. 51-61.

8. Ilyasov D.F. Popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers: monograph / Ilyasov D.F. - Chelyabinsk: Publisher: Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators, 2019. - 232 p.

9. Pogorelov D.N. Legal framework governing the implementation of the digital educational environment / D.N. Pogorelov // Integration of methodical (scientific and methodological) work and the system of professional development of personnel / Materials of the XXII International Scientific and Practical Conference (Chelyabinsk, 2021). - S. 324335.

10. Krasnitskaya E.S. Formation of a professional image of a teacher in a virtual environment / E.S. Krasnitskaya // Integration of methodical (scientific and methodological) work and a system of professional development of personnel / Materials of the XX International Scientific and Practical Conference (Chelyabinsk, 2019). - S. 142-146.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторе:

Селиванова Елена Анатольевна (г. Челябинск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», e-mail: sel_lena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.