УДК 371.123: 004.9
Готовность педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде
Е. А. Селиванова
https://orcid.org/0000-0001-7326-3950 [email protected]
Educators' readiness to share knowledge in an online educational environment
Е. A. Selivanova
Аннотация
В статье актуализируется проблема поисках новых методов развития профессионализма педагогических работников. Анализируются требования к цифровой компетентности педагогов, их онлайн-коммуникациям. Отмечается значимость развития способности педагогов к непрерывному развитию, используя возможности метода обмена знаниями. Ставится цель определения и описания направлений развития готовности педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде.
Проводится обзор научных исследований в сегменте готовности педагогов осуществлять свою профессиональную деятельность в цифровой образовательной среде. Обнаруживаются проблемы, с которыми сталкиваются педагоги: их страхи и сопротивления, недостаточная цифровая компетентность. Предлагаются интересные решения данных проблем. Методологической основой исследования выступает положение деятельностной теории А. Н. Леонтьева, в частности идея «сдвига мотива на цель». Согласно данному положению вовлечение педагогов в деятельность по обмену знаниями в онлайн-среде, несмотря на первоначальное сопротивление, способствует наполнению ее новыми смыслами и развитию мотивации. В качестве методов исследования представлены теоретический анализ научных источников и эмпирическое исследование готовности педагогов к обмену знаниями в онлайн-среде. Описание результатов связывается с характеристикой направлений развития готовности педагогов к обмену знаниями в образователь-
ной онлайн-среде. Первое направление предполагает обучение педагогов инструментам тайм-менеджмента при осуществлении непрерывного профессионального саморазвития. Второе направление связывается с ознакомлением педагогов с различными платформами и формами для онлайн профессиональных взаимодействий. Третье направление подразумевает содействие педагогам в преодолении психологических барьеров презентации результатов своей профессиональной деятельности. Четвертое направление имеет целью ознакомление педагогов с основами концептуализации профессиональных знаний. Научная новизна заключается в обосновании метода обмена знаниями, обогащающего андрагогическое направление в педагогике. Практическая значимость представленных результатов находит отражение в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогических работников и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства. Отмечаются целесообразность применения этих направлений при условии сформированности психолого-педагогической, научной, цифровой компетентности преподавателей системы повышения квалификации.
Abstract
The article actualizes the problem of searching for new methods of developing the professionalism of teachers. The requirements for teachers' digital competence and their online communications are analyzed. The importance of the development of teachers' ability for continuous development, using the possibilities of knowledge sharing method is
noted. The aim is to identify and describe the directions of development of teachers' readiness to share knowledge in online educational environment. A review of scientific research in the segment of teachers' readiness to carry out their professional activities in the digital educational environment is conducted. The problems faced by teachers are revealed: their fears and resistances, insufficient digital competence. Interesting solutions to these problems are proposed. The methodological basis of the research is the position of A. N. Leontiev's activity theory, in particular the idea of "shifting the motive to the goal". According to this position, the involvement of teachers in knowledge-sharing activities in the online environment, despite initial resistance, contributes to filling it with new meanings and the development of motivation.
The theoretical analysis of scientific sources and empirical study of teachers' readiness to share knowledge in the online environment are presented as research methods. The description of the results is connected with the characteristic of the directions of development of teachers' readiness to share knowledge in online educational environment. The first direction involves teaching teachers time-management tools in the implementation of continuous professional self-development. The second direction is connected with teachers' acquaintance with different platforms and forms for online professional interactions.
The third area involves helping teachers overcome psychological barriers to presenting the results of their professional work. The fourth strand aims to familiarize teachers with the basics of conceptualizing professional knowledge. The scientific novelty lies in the substantiation of the method of knowledge sharing which enriches the andragogi-cal direction in pedagogy. The practical significance of the presented results is reflected in the institutions of additional professional education of pedagogical workers and centers for continuous improvement of professional skills. The expediency of application of these directions is noted under the condition of formation of psychological, pedagogical, scientific, digital competence of teachers in the system of professional development.
Ключевые слова: готовность педагогов к обмену знаниями, образовательная онлайн-среда, профессиональное мастерство, цифровые образовательные технологии, профессио-
нальные коммуникации, метод, тайм-менеджмент, концептуализация.
Keywords: teachers' readiness to share knowledge, online educational environment, professional mastery, digital educational technologies, professional communications, method, time management, conceptualization.
Введение. Цифровые технологии сегодня активно внедряются во все сферы жизни общества (экономику, культуру, здравоохранение), не является исключением и образование. В Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» предполагается серьезная трансформация всех уровней образования с применением педагогами цифровых сервисов для осуществления образовательной деятельности. В профессиональном стандарте педагога говорится о том, что ему необходимо владеть ИКТ-компетент-ностями: общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической. В связи с этим современному учителю приходится непрерывно совершенствоваться, перестраиваясь в соответствии с новыми запросами государства и общества к его предметной, психолого-педагогической и цифровой компетентности. Одним из методов такого совершенствования выступает обмен знаниями.
При этом при переходе на дистанционные формы обучения в 2020 году в связи с пандемией коронавируса COVID-19 многие учителя испытывали выраженную тревогу. И связана она была не столько с эпидемиологической обстановкой, сколько с необходимостью обновлять педагогическую деятельность в связи с переходом на удаленные формы коммуникации. Причем серьезный стресс испытывали не только учителя, но и дети, а также их родители. Переживания многих участников образовательных отношений были связанны с неготовностью осуществлять профессиональные и учебные коммуникации в онлайн-среде. Большинство образовательных организаций (всех уровней образования, включая дополнительное профессиональное образование) перешли на обучение в онлайн-среде.
Учителя не только учили, но и учились сами, обменивались знаниями в процессе повышения квалификации или самообразования на основе дистанционных образовательных технологий (с применением синхронных или асинхронных
электронных ресурсов). И, несмотря на то, что сейчас образовательный процесс осуществляется в традиционном режиме, сложно гарантировать, что подобный сценарий не повторится. Поэтому важно повышать готовность педагогов к эффективной коммуникации в образовательной среде, включающей не только пассивное получение информации, но и обмен знаниями. Это особенно важно для обеспечения эффективной профессиональной деятельности в современном цифровом пространстве.
Цель исследования - определение и описание направлений развития готовности педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде.
Обзор литературы. Ученые всего мира изучают способности педагогов к коммуникации и осуществлению своей профессиональной деятельности в онлайн-среде. M. L. Hung исследовали готовность учителей начальной и средней школы к онлайн-обучению. Оказалось, что учителя-мужчины продемонстрировали большую готовность к передаче знаний в онлайн-среде. Также обнаружилось, что длительность обучения педагога повышает его коммуникативную самоэффективность в цифровом пространстве [1]. F. Martin, K. Budhrani, C. Wang выявляли запросы преподавателей к повышению собственной компетентности к онлайн-преподаванию. Выяснилось, что преподавателям важно, чтобы при разработке программ профессионального развития включались вопросы по дизайну курса, коммуникации, тайм-менеджменту и техническим аспектам работы [2].
R. M. Cutri, J. Mena анализировали готовность к профессиональным коммуникациям онлайн у преподавателей высшей школы. Исследователи отмечают некоторую уязвимость преподавателей, их страхи потерять свою идентичность в цифровой среде. Отмечается, что в ближайшие годы онлайн-обучение станет преимущественным во всем мире в связи с влиянием пандемии коронавируса на данные процессы [3]. Поэтому делается вывод о необходимости научного обсуждения проблем преодоления профессиональной уязвимости педагогов.
Данную идею продолжат R. Scherer вместе с коллегами, которые исследовали готовность преподавателей вузов к преподаванию в он-лайн-пространстве. Они выделил 2 параметра: «личная готовность» (собственные знания и
навыки) и «контекстная готовность» (техническая оснащенность учреждения). Ученые отметили, что принудительный переход на дистанционное обучение вызывает чувства стресса, беспомощности, разочарования, низкой самооценки в связи с технологическими и педагогическими проблемами. При этом даже опытные и уверенные в себе преподаватели высших учебных заведений, успешно преподающие в очном формате, отказывались работать при переходе на онлайн-обучение. R. Scherer предлагает для решения некоторых подобных проблем использовать наставничество как успешный подход в поддержке профессионального развития учителей [4]. Говорится о том, что для облегчения перехода на онлайн-обучение педагоги, работающие в группах «наставник - наставляемый», могут мотивировать и поддерживать друг друга, обмениваться опытом, стратегиями и знаниями.
Е. Namaziandost, М. пишут о мотиви-
рующих возможностях использования социальных сетей в обучении студентов, которые предполагают обмен знаниями между преподавателями и студентами в неформальной, легкой, интересной обстановке [5]. Педагогам рекомендуется идти в ногу с современными достижениями и в связи с этим использовать возможности мессенджеров в профессиональном обучении. Важно при этом стимулировать обучающихся к обмену знаниями, что развивает их коммуникативную компетентность.
О наличии у педагогов трудностей, возникающих при работе в цифровой среде, пишут и отечественные ученые. О. Хацринова изучала факторы, препятствующие применению учителями дистанционных образовательных технологий.
Среди них тревога и страх, связанные с отсутствием технических навыков использования интернет-технологий. Особенно сложности возникают при преподавании технических дисциплин, для которых требуется специальное оборудование (виртуальные лаборатории). Однако отмечается, что выход из затруднений есть, он заключается в объединении учителей для совместного решения проблем и организации обмена опытом [6]. Данный вывод указывает на целесообразность осуществления между педагогами обмена знаниями, особенно в сложных для них вопросах.
Вопросы обмена и движения знаний становятся как никогда актуальными в условиях открытости и доступности информации. Однако специалистов беспокоит и «свобода движения знаний», в частности культурно-правовые аспекты управления такой информацией [7] (этические, юридические, экономические). Процессы непрерывного обмена информацией в интерактивной среде рассматриваются как важное условие непрерывного профессионального развития обучающихся и обучающих [8]. Ученые утверждают, что педагогика сегодня меняется, переходя в открытое пространство. Наблюдается выход институционального образования в неформальную область обмена знаниями, к ним относят социальные сети, открытые образовательные ресурсы, онлайн-курсы. Все это приводит к трансформации роли учителя, преподавателя, наставника, коуча. Происходят изменения в способе хранения информации, средствах ее визуализации и передачи. В открытой педагогике происходит присоединение субъектов образования к контекстному пространству опыта и практических навыков учителя, которое расширяется до глобальной информационной образовательной среды [9]. Итак, проведенный обзор позволяет сделать вывод об актуальности вопроса обмена знаниями между учителями в новых цифровых форматах, предполагающих смену ролей, освоение новых ресурсов оформления и презентации информации.
Обмен знаниями мы рассматриваем как метод педагогической науки. Метод имеет несколько интерпретаций: как способ исследования (в широком смысле) и как прием осуществления какой-либо деятельности (в узком смысле) [10]. Также он трактуется как совокупность приемов, операций познания и практической деятельности [11] и как способ достижения цели [12]. Метод рассматривается и как совокупность приемов, операций освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [13]. Таким образом, метод можно трактовать как совокупность способов, приемов, операций, направленных на достижения конкретной цели. При исследовании вопросов управления знаниями учеными говорится о целостном методе, включающем комплекс знаний (о продукте, о своих навыках, о целях) [14]. На данном основании можно утверждать, что обмен знаниями является методом. В данном случае обмен знания-
ми выступает методом, используемым для решения задач профессионального роста педагогов и достижения цели - повышения его профессионального мастерства. Соответственно этот метод может найти активное применение в таком разделе теории обучения как андрагогика.
Методология (материалы и методы). Методологическим основанием исследования выступает положение А. Н. Леонтьева о «сдвиге мотива на цель» [15]. Согласно этому положению деятельность, которой занимается человек, сначала может быть не очень привлекательной, но постепенно становится интересной. Выполняя какое-то дело в системе, на условиях необходимости, может быть даже в форме преодоления себя, сначала человек испытывает нежелание и сопротивление. Однако позже, входя в привычку, любая новая и неприемлемая деятельность становится понятной, знакомой, а затем приобретает определенные смыслы и развивает человека. В данном случае мотив становится самоцелью и способствует формированию новых мотивов саморазвития. Данное утверждение относится и к необходимости осуществления педагогической деятельности в цифровых форматах и выстраивания профессиональной коммуникации через обмен знаниями. Начиная постепенно осваивать способы организации профессиональных коммуникаций в цифровой среде, педагоги смогут увидеть в такой деятельности привлекательные для себя смыслы, новые открывающиеся возможности для поиска актуальной информации, способствующей профессиональному росту.
Результаты и их описание. С целью выявления готовности педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде нами был разработан опросник. Он включал в себя вопросы, направленные на исследование отношения учителей к цифровым коммуникациям, включающим готовность делиться и получать новые знания. Анкетирование проводилось анонимно и добровольно. В нем приняли участие 69 педагогов общеобразовательных организаций Челябинской области. Представим полученные данные. 86,9% указали, что их привлекает профессиональное общение в формате онлайн. Однако среди видов профессиональной коммуникации как предпочтительных (онлайн или офлайн / реальное общение) 71% выбрали второй вариант. В числе опрошенных 81% готовы делиться профессиональными знаниями с коллегами своей
образовательной организации и 68% - с педагогами из других школ. Причем педагоги предпочитают именно получать необходимую информацию для работы, нежели делиться ею (100%). Среди трудностей, которые возникают при обмене знаниями с коллегами в онлайн-среде, называются: занятость, отсутствие свободного времени (72%); недостаточная цифровая компетентность (65%), неумение аккумулировать и интересно презентовать свой опыт (52,2%) собственные страхи, тревожность онлайн-общения (47,8%), отсутствие навыков публичных выступлений в цифровом пространстве (44,9%), нежелание потерять свои конкурентные преимущества (23,1%). Проводя самооценку уровня готовности обмениваться профессиональными знаниями в онлайн-среде (по уровням от высокого до ниже среднего), 14,5% педагогов указали высокий уровень, 44,9% - выше среднего, 36,2% - средний и 4,4% - уровень ниже среднего. Таким образом, полученные данные выявили недостаточную готовность учителей делиться знаниями, связанную с разного рода трудностями: временными, техническими, психологическими, коммуникативными. Считаем важным учитывать полученные выводы теоретического и эмпирического исследований для определения направлений развития готовности педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде.
Анализ зарубежных и отечественных публикаций показал недостаточную разработанность вопроса готовности педагогов к обмену знаниями в виртуальном взаимодействии. При этом актуальность вопроса становится все более очевидной, на что указывают результаты про-
Проблемы обмена знан
веденного опроса среди учителей и реализуемые в образовании тренды цифровизации. В результате теоретико-эмпирического исследования нами были выделены 4 категории проблем, препятствующих обмену знаниями между педагогами в образовательной онлайн-среде, а также обозначены пути их решения (табл. 1).
Предлагаемые нами решения являются направлениями развития готовности педагогов к обмену знаниями в онлайн-среде. Раскроем их более детально.
Первое направление предполагает обучение педагогов инструментам тайм-менеджмента при осуществлении непрерывного профессионального саморазвития. Несомненно, что современному учителю приходится выполнять множество функций и параллельно решать ряд порой непростых задач. Учитель решает задачи не только образования, но и воспитания и развития личности ребенка. Ему необходимо проводить уроки, осуществлять внеурочную деятельность, вести профессиональную документацию, в том числе в электронном виде. Вполне логично, что в качестве основного препятствия к обмену знаниями педагоги указали нехватку времени. Вместе с тем цифровые технологии являются эффективным средством и высвобождения времени.
Поиск информации, ее обработка, анализ и оформление сегодня осуществляется гораздо быстрее, нежели 20-30 лет назад, когда цифровые технологии только входили в нашу жизнь. Поэтому важно помочь педагогам увидеть новые возможности онлайн-сервисов, которые значительно позволяют сэкономить время, а не потратить его.
Таблица 1
1ми и пути их решения
№ Проблемы обмена знаниями в онлайн-среде Предлагаемые решения для повышения готовности педагогов к обмену знаниями
1 Неспособность управлять временем и эффективно его использовать для саморазвития Обучение педагогов инструментам тайм-менеджмента
2 Неумение ориентироваться в многообразии цифровых ресурсов, применяемых для обмена знаниями Ознакомление с различными платформами и формами для онлайн профессиональных взаимодействий
3 Страх делиться своими знаниями с коллегами, недостаточность навыков публичных выступлений Содействие в преодолении психологических барьеров презентации результатов своей профессиональной деятельности
4 Неумение концептуализировать собственный опыт и успешные педагогические практики своих коллег Ознакомление педагогов с основами концептуализации профессиональных знаний
При этом педагогам стоит дозированно применять различные источники, технологии и сервисы, чтобы не заменить их содержание формой. Вопросы планирования сегодня решаются с применением цифровых ресурсов, среди них онлайн-календари, электронные записные книжки, планнеры, которые напоминают педагогу о текущих задачах. Кроме того, существуют сервисы для командной работы, способствующие планированию и решению долгосрочных и краткосрочных вопросов (Trello, Worksection, Padlet и пр.). Также разработаны специальные приложения для тайм-менеджмента (Todoist, Google Календарь, Notion), которые легко устанавливаются как на компьютер, так и смартфон. Соответственно они доступны в любое время и в любом месте и позволяют наиболее эффективно спланировать педагогу свою деятельность, в том числе и по саморазвитию. Таким образом, обмен знаниями может осуществляться как по основанию презентации практик применения данных сервисов в собственной практике, так и с использованием их ресурсов для командного обмена знаниями.
Второе направление мы связываем с ознакомлением педагогов с различными платформами и формами для онлайн профессиональных взаимодействий. Не умаляя значимость очного профессионального взаимодействия, к которому привыкло большинство педагогов, стоит организовывать и дистантные формы коммуникации. Мы считаем важным информировать педагогов о различных региональных (Сетевые сообщества педагогических работников, Методические объединения педагогов) и федеральных профессиональных сообществах (ПЕДСОВЕТ, Открытый класс, Proшколу.ru и т. п.) в сети Интернет. К примеру, в региональном сетевом сообществе «Взаимодействие со «сложным» контингентом», курируемом представителями ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» практически ежедневно выкладывается актуальная для учителей информация. Она связана с профилактикой агрессивного и противоправного поведения школьников и предлагается в форме книг, статей, видеолекций. Причем учителя могут не только читать эти материалы, комментировать и оценивать их, но и представлять свои знания в данном направлении: опыт работы, научные
статьи, проблемные ситуации. Таким образом, осуществляется обмен знаниями между педагогами, между педагогами и преподавателями и между преподавателями института.
Обмен знаниями также может осуществляться и при дистанционной форме обучения педагогов в освоения курса, который курирует преподаватель и методист. Обмен знаниями здесь будет происходить путем выступления на форме дистанционного курса, отправки личных сообщений, общения через электронную почту или мессенджеры, являющимися простым и удобным способом оперативной коммуникации педагогов. Причем стоит приветствовать инициативу самоорганизации педагогов, которые могут создавать локальные профессиональные сообщества в социальных сетях для обмена знаниями друг с другом. Кроме того, обучение сегодня активно осуществляется в онлайн-форме через различные вебинарные платформы Zoom, MyOwnConference, Jitsi Meet, Eyeson. Педагоги при таком обучении могут выступать не только в роли слушателя, но и докладчика на таких платформах. Педагоги при этом также могут выбирать удобные для себя формы коммуникации: устная или письменная, онлайн или офлайн, синхронная или асинхронная и т. п.
Третье направление развития готовности педагогов к обмену знаниями в онлайн-среде предполагает содействие им в преодолении психологических барьеров презентации результатов своей профессиональной деятельности. Некоторые учителя имеют небольшой опыт публичных выступлений, причем преимущественно очных и в своей общеобразовательной организации. Поэтому им достаточно сложно выступить для педагогов других школ, да еще и в формате онлайн. У части их них существуют страхи публичных выступлений; неуверенность в себе и своей профессиональной компетентности; боязнь вопросов, на которые они не смогут ответить. В результате только малая часть учителей соглашается добровольно выступить. В основном их выступления обусловлены некоторой необходимостью: участие в конкурсах профессионального мастерства, реализация инновационного проекта, предполагающего отчет о своей деятельности на вебинаре или конференции. Когда же предлагается педагогам высказать свое мнение, например в формате видео-конференц-связи, многие отказывают-
ся. Поэтому имеет смысл знакомить педагогов с практиками успешных публичных выступлений, приемами влияния на зрителей, эффективными инструментами привлечения внимания аудитории.
Кроме этого, необходимо предлагать упражнения на повышение самооценки, снятие тревожности, психологического настроя на выступления. Это могут быть психологические визуализации, аффирмации, релаксации и т. п. Однако уверенность в презентации своих знаний накапливается именно путем небольших пробных выступлений. Поэтому преподавателям, повышающим квалификацию педагогов, целесообразно организовывать мини-практики, на которых педагоги выступают перед своими коллегами. Для этого уместно создать благоприятную обстановку, всячески поддерживать особенно неуверенных в себе слушателей, хвалить их и поощрять за выступление.
Четвертое направление по развитию готовности педагогов в аспекте исследуемой темы мы связываем с их ознакомлением с основами концептуализации профессиональных знаний. В основе обмена знаниями базируется процесс перемещения наиболее актуальной, ценной, профессионально значимой информации между коммуникантами. Чтобы информация являлась именно таковой, педагогу важно выбрать среди большого объема информации именно нужную и полезную. Соответственно необходимо обеспечить их инструментами концептуализации знаний своих и чужих. Концептуализация трактуется как когнитивный процесс, результатом которого является осознание ведущей идеи и формирование о ней системного представления [16]. Концептуализация в процессе обмена знаниями предполагает выбор той информации, которая универсальна и может быть применима вне зависимости от ее носителя. Этим отличается процесс обмена знаниями от обмена опытом, который является личным, а соответственно, уникальным и сложно применимым другими.
Целесообразно познакомить учителей с алгоритмом концептуализации педагогического знания, включающим: а) анализ информации с точки зрения ее прикладного применения; б) выявление ведущей идеи; в) описание существенных элементов; г) выявление закономерностей и связей между полученными результа-
тами; д) обобщение знания и его презентация. Для ознакомления педагогов с особенностями осуществления концептуализации уместно применить рефлексивные техники, методы развития критического мышления, коллективно-поисковой деятельности. Среди них могут быть мозговой штурм, анализ педагогических ситуаций, дискуссия, деловая игра. Именно в процессе интерактивного обсуждения информации педагоги обнаруживают целесообразность педагогических решений, ценность их для других, целесообразные способы получения и передачи знаний, применяемые для этого адекватные цифровые ресурсы.
Итак, развитие готовности педагогов к обмену знаниями в онлайн-среде может включать в себя следующие направления:
- обучение педагогов инструментам тайм-менеджмента при осуществлении непрерывного профессионального саморазвития;
- их ознакомление с различными платформами и формами для онлайн профессиональных взаимодействий;
- содействие педагогам в преодолении психологических барьеров презентации результатов своей профессиональной деятельности;
- изучение основ концептуализации профессиональных знаний.
Обсуждение. Описываемые направления развития готовности педагогов к осуществлению профессиональных коммуникаций в виртуальных формах являются своевременными. Они выделены исходя из проблем, обоснованных теоретическим анализом научных работ и эмпирическим исследованием педагогических работников. Данные направления могут найти отражение при организации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в системе дополнительного профессионального образования. Кроме того, описанные направления развития готовности педагогов к обмену знаниями в онлайн-среде будут полезны специалистам центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. При этом есть некоторое требования к преподавателям, реализующим указанные позиции. Они должны быть ИКТ-компетентны, ориентироваться в различных цифровых ресурсах, способствующих успешному обмену знаниями. Также преподавателям необходимо вла-
деть психологическими, андрагогическими и научными знаниями.
Заключение. Профессиональное развитие педагога обеспечивает эффективность его профессиональной деятельности. Оно может осуществляться во всевозможных формах и на основе разных методов, одним из которых является обмен знаниями. Сегодня обмен знаниями активно осуществляется как в реальной, так и виртуальной среде. Признавая значимость освоения педагогами цифровых образовательных технологий, считаем важным развивать готовность педагогов к обмену знаниями в онлайн-среде. При этом выявляются различные затруднения, которые испытывают педагоги при такой форме профессиональной коммуникации. Среди них: проблемы управления временем, ориентировки в многообразии цифровых ресурсов, применяемых для обмена знаниями, страхи делиться своими знаниями, недостаточность презентационных навыков и неумение концептуализировать педагогический опыт. Исходя из выявленных затруднений, предложены направления развития готовности педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде.
Это: а) обучение педагогов инструментам тайм-менеджмента при осуществлении непрерывного профессионального саморазвития; б) ознакомление педагогов с различными платформами и формами для онлайн профессиональных взаимодействий; в) содействие педагогам в преодолении психологических барьеров презентации результатов своей профессиональной деятельности; г) ознакомление с основами концептуализации профессиональных знаний. Предложенные направления могут быть реализованы в различных формах повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в институтах ДПО и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов.
Библиографический список:
1. Hung, M. L. Teacher readiness for online leaming: Scale development and teacher perceptions / Computers & Education, 2016, V. 94, pp.120-133.
2. Martin F., Budhrani K., Wang C. Examining Faculty Perception of Their Readiness to Teach Online. Online Learning, 2019, V. 23, No. 3, pp.97-119.
3. Cutri, R. M., Mena, J. A critical reconceptu-alization of faculty readiness for online teaching / Distance Education, 2020, V. 41, No. 3, pp.361-380.
4. Scherer, R. et al. Profiling teachers' readiness for online teaching and learning in higher education: Who's ready? Computers in Human Behavior, 2021, Vol. 118, pp. 106-675.
5. Namaziandost, E., Nasri, M. The impact of social media on EFL learners' speaking skill: a survey study involving EFL teachers and students. Journal of Applied Linguistics and Language Research, 2019, Vol. 6, No. 3, pp. 199-215.
6. Хацринова, О. Готовность учителей к дистанционному обучению / О. Хацринова. -Текст : непосредственный // Подготовка инженеров для будущих промышленных революций. - 2021. - Т. 1329. - С. 453.
7. Скурко, Е. В. «Свобода движения знаний»: юридические стимулы и ограничения / Е. В. Скурко. - Текст : непосредственный // Юридическая наука и практика : вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. -№ 2 (46). - С. 38-42.
8. Полупан, К. Л. Интерактивная интеллектуальная среда - цифровая технология непрерывного образования / К. Л. Полупан. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2018. - № 11. - С. 90-95.
9. Стародубцев, В. А. Открытая педагогика в информационном обществе / В. А. Стародубцев. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. -С. 145-150.
10. Стернин, И. А. О понятиях «метод», «методика», «прием» / И. А. Стенин. - Текст : непосредственный // Вопросы психолингвистики. - 2008. - № 7. - С. 24-25.
11. Философия: Энциклопедический словарь / под редакцией А. А. Ивина. - Текст : непосредственный. - Москва : Гардарики. -
2004. - 151 с.
12. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - Москва : Политиздат, 1987. - 590 с.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. - Москва,
2005. - С. 79. - Текст : непосредственный.
14. Телемтаев, М. М. Целостная модель знания специалиста / М. М. Телемтаев, А. М. Те-лемтаев. - Текст : непосредственный // Вестник
Университета Российской академии образования. - 2008.- № 5. - С. 167-171.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. - Текст : непосредственный. - В 2 т. Т. 2. - Москва : Педагогика, 1983. - 320 с.
16. Ильясов, Д. Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей : монография / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск : ЧИППКРО, 2019. - 232 с. - Текст : непосредственный.
References:
1. Hung, M. L. Teacher readiness for online learning: Scale development and teacher perceptions. Computers & Education, 2016, V. 94, pp.120-133.
2. Martin, F., Budhrani K., Wang C. Examining Faculty Perception of Their Readiness to Teach Online. Online Learning, 2019, V. 23, No. 3, pp. 97-119.
3. Cutri, R. M., Mena, J. A critical reconceptu-alization of faculty readiness for online teaching. Distance Education, 2020, V. 41, No. 3, pp.361-380.
4. Scherer, R. et al. Profiling teachers' readiness for online teaching and learning in higher education: Who's ready? Computers in Human Behavior, 2021, Vol. 118, pp. 106-675.
5. Namaziandost, E., Nasri, M. The impact of social media on EFL learners' speaking skill: a survey study involving EFL teachers and students. Journal of Applied Linguistics and Language Research, 2019, Vol. 6, No. 3, pp. 199-215.
6. Khatsrinova, O. Teachers' readiness for distance learning [Gotovnost' uchitelej k distancion-nomu obucheniyu], Training engineers for future industrial revolutions, 2021, Vol. 1329, pp. 453.
7. Skurko, E. В. "Freedom of movement of knowledge": legal incentives and limitations
["Svoboda dvizheniya znanij": yuridicheskie stim-uly i ogranicheniya], Legal science and practice. Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, No. 2 (46), pp. 38-42.
8. Polupan, K. L. Interactive intelligent environment - a digital technology of continuous education [Interaktivnaya intellektual'naya sreda -cifrovaya tekhnologiya nepreryvnogo obrazovani-ya], Higher Education in Russia, 2018, No. 11, pp.90-95.
9. Starodubtsev, V. A. Open pedagogy in the information society [Otkrytaya pedagogika v in-formacionnom obshchestve], Pedagogical education in Russia, 2017, No. 6, pp. 145-150.
10. Sternin, I. A. About the concepts of method, technique, reception [O ponyatiyah metod, metodika, priem], Questions of Psycholinguistics, 2008, No. 7, pp. 24-25.
11. Philosophy: Encyclopedic Dictionary [Filo-sofiya: Enciklopedicheskij slovar'], Moscow: Gar-dariki. Edited by A. A. Ivin, 2004. 151 p.
12. Philosophical Dictionary [Filosofskij slovar'], Edited by I. T. Frolov, Moscow, 1987. 590 p.
13. Kojaspirova, G. M. Pedagogical Dictionary [Pedagogicheskij slovar'], Moscow, 2005, p. 79.
14. Telemtaev M. M., Telemtaev A. M. Integral model of specialist's knowledge [Celostnaya model' znaniya specialista], Bulletin of the University of Russian Academy of Education, 2008, No. 5, pp.167-171.
15. Leontiev, A. N. Selected psychological works [Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya], Moscow: Pedagogika Publisher, 1983. 320 p.
16. Ilyasov, D. F. Popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers: monograph [Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej: monografiya], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2019. 232 p.