Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Д.Ф., Буров К.С., Селиванова Е.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью освоения ресурсов цифровой образовательной среды в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом учитывается, что одним из ведущих средств обеспечения повышения квалификации является дополнительная профессиональная программа. На основе анализа научной литературы делается вывод, что формулирование единых методологических подходов и принципов существенно повышает качество разработки образовательных программ, основанных на применении цифровых технологий. Утверждается, что успешный опыт разработки образовательных программ, реализующихся с привлечением ресурсов цифровой образовательной среды, требует уточнения в соответствии со спецификой образования взрослых обучающихся. Ставится цель - формулирование принципов разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье сформулированы авторские методологические установки, принимаемые во внимание при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, реализующихся с использованием цифровых технологий. Обозначенные методологические основания послужили основой для определения принципов, которые необходимо учитывать для разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, функционирующих в условиях цифровизации системы образования и реализующихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. Впервые представлены принципы, охватывающие процесс разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий. Теоретическая значимость разработанных методологических оснований и принципов заключается в том, что их применение обеспечивает фокус на ключевых целях и назначении образовательного процесса, особенностях взрослых обучающихся, снижает риск нарушения баланса между формой и содержанием, повышает эффективность в выборе ресурсов и технологий. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные основания могут быть полезными для научно-педагогических работников и преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования, задействованных в разработке и реализации программ повышения квалификации с привлечением ресурсов цифровой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Д.Ф., Буров К.С., Селиванова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS USING DIGITAL TECHNOLOGY

The relevance of the article is due to the need to master the resources of the digital educational environment in institutions of additional professional education. It is taken into account that one of the leading means of providing advanced training is an additional professional program. Based on the analysis of scientific literature, it is concluded that the formulation of common methodological approaches and principles significantly improves the quality of the development of educational programs using digital technologies. It is argued that the successful experience of developing educational programs that are implemented using the resources of the digital learning environment requires clarification in terms of taking into account the specifics of adult education students. The aim is to formulate principles for the development and implementation of additional professional programs using digital technology. Scientific novelty of the study consists in the fact that the article formulated the author's methodological guidelines, taken into account in the design and implementation of additional professional programs implemented using digital technologies. These methodological foundations served as the basis for determining the principles that should be taken into account for the development and implementation of additional professional programs that operate in the context of digitalization of the education system and implemented using information and communication technologies. For the first time the principles covering the process of development and implementation of additional professional programs using digital technology is presented. The theoretical significance of the developed methodological foundations and principles is that their application provides a focus on the key objectives and purpose of the educational process, the characteristics of adult learners, reduces the risk of imbalance between form and content, increases efficiency in the choice of resources and technologies. The practical significance of the study includes the fact that these foundations may be useful for scientific and pedagogical workers and teachers of institutions of further professional education involved in the development and implementation of professional development programs involving the resources of the digital learning environment.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Подготовка педагогов

УДК 37:004; 37.02; 37.013.83

Принципы разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий

Principles of development and implementation of additional professional programs using digital technology

Ильясов Д.Ф., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, dinaf_chel@mail.ru

Буров К.С., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, kos_chel@mail.ru

Селиванова Е.А., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, sel_lena@mail.ru

Ilyasov D., Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, dinaf_chel@mail.ru

Burov K., Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, kos_chel@mail.ru

Selivanova E., Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, sel_lena@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.005

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы, цифровые технологии в образовании, дидактические принципы, образование взрослых.

Keywords: additional professional programs, digital technologies in education, didactic principles, adult education.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью освоения ресурсов цифровой образовательной среды в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом учитывается, что одним из ведущих средств обеспечения повышения квалификации является дополнительная профессиональная программа. На основе анализа научной литературы делается вывод, что формулирование единых методологических подходов и принципов существенно повышает качество разработки образовательных программ, основанных на применении цифровых технологий. Утверждается, что успешный опыт разработки образовательных программ, реализующихся с привлечением ресурсов цифровой образовательной среды, требует уточнения в соответствии со спецификой образования взрослых обучающихся. Ставится цель - формулирование принципов разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье сформулированы авторские методологические установки, принимаемые во внимание при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, реализующихся с использованием цифровых технологий. Обозначенные методологические основания послужили основой для определения принципов, которые необходимо учитывать для разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, функционирующих в условиях цифровизации системы образования и реализующихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. Впервые представлены принципы, охватывающие процесс разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий. Теоретическая значимость разработанных методологических оснований и принципов заключается в том, что их применение обеспечивает фокус на ключевых целях и назначении образовательного процесса, особенностях взрослых обучающихся, снижает риск нарушения баланса между формой и содержанием, повышает эффективность в выборе ресурсов и технологий. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные основания могут быть полезными для научно-педагогических работников и преподавателей учреждений дополнительного

41

профессионального образования, задействованных в разработке и реализации программ повышения квалификации с привлечением ресурсов цифровой образовательной среды.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to master the resources of the digital educational environment in institutions of additional professional education. It is taken into account that one of the leading means of providing advanced training is an additional professional program. Based on the analysis of scientific literature, it is concluded that the formulation of common methodological approaches and principles significantly improves the quality of the development of educational programs using digital technologies. It is argued that the successful experience of developing educational programs that are implemented using the resources of the digital learning environment requires clarification in terms of taking into account the specifics of adult education students. The aim is to formulate principles for the development and implementation of additional professional programs using digital technology. Scientific novelty of the study consists in the fact that the article formulated the author's methodological guidelines, taken into account in the design and implementation of additional professional programs implemented using digital technologies. These methodological foundations served as the basis for determining the principles that should be taken into account for the development and implementation of additional professional programs that operate in the context of digitalization of the education system and implemented using information and communication technologies. For the first time the principles covering the process of development and implementation of additional professional programs using digital technology is presented. The theoretical significance of the developed methodological foundations and principles is that their application provides a focus on the key objectives and purpose of the educational process, the characteristics of adult learners, reduces the risk of imbalance between form and content, increases efficiency in the choice of resources and technologies. The practical significance of the study includes the fact that these foundations may be useful for scientific and pedagogical workers and teachers of institutions offurther professional education involved in the development and implementation ofprofessional development programs involving the resources of the digital learning environment.

Введение. На современном этапе многие инновации в социальной, экономической, политической и духовной сферах нашего общества сопряжены с использованием цифровых технологий. Это вполне объясняется уровнем научно-технологического развития, обеспечившим доступность информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для организаций и населения. Идея использования цифровых ресурсов для повышения качества жизни поддерживается целым рядом государственных стратегических инициатив, направленных на развитие информационного общества. В частности, совершенствование цифровой образовательной среды является одним из целевых направлений реализации национального проекта «Образование».

Можно утверждать, что цифровизация является одним из ведущих направлений развития современного образования. Освоение современных информационно-

коммуникационных технологий хорошо согласуется с реализацией принципов демократизации, открытости, доступности образования. Стоит отметить, что цифровые средства являются универсальными, т.е. востребованы на всех уровнях образования, в том числе в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Система повышения квалификации традиционно гибко реагирует на изменения и инновации, происходящие в жизни нашего общества. Это обеспечивает ее эффективность, сохраняет структурную целостность на протяжении многих

десятилетий, делает конкурентной в плане содействия кадрам в преодолении профессиональных затруднений и

удовлетворении новых потребностей.

На важность учета тенденций цифровизации указывается в ряде публикаций, описывающих перспективы развития учреждений

дополнительного профессионального

образования. Использование цифровых носителей информации предоставляет широкие

возможности в расширении информационного поля, организации асинхронного взаимодействия, диверсификации форм получения образования. Данные тенденции весьма востребованы в системе дополнительного профессионального образования и играют значительную роль для интеграции формального и информального повышения квалификации [1]. При этом стоит учитывать, что цифровая образовательная среда, в условиях которой происходит образовательное взаимодействие, включает в себя не только сами цифровые ресурсы, но и способы коммуникации обучающихся и преподавателей. С этой особенностью реализации содержания дополнительного профессионального образования связаны риски, снизить которые можно с помощью изучения опыта и разработки стратегии реализации образовательных программ [2].

В практике образования накоплен успешный опыт разработки образовательных программ, ориентированных на развитие профессиональной компетентности, реализующихся с привлечением ресурсов цифровой образовательной среды.

Подобные программы реализуются на разных уровнях образования.

В исследованиях, характеризующих возможности использования цифровых технологий в системе высшего образования, делается акцент на выработку методологических оснований, обеспечивающих качество разработки и реализации образовательных программ. Так, Е.В. Гнатышина пишет о том, что использование информационно-коммуникационных технологий существенно влияет на формирование цифровой культуры будущего педагога. При этом при отборе содержания образования необходимо опираться на принципы аксиологического, социокультурного подходов, учитывать вариативность образовательных траекторий, предусматривать использование актуальных цифровых технологий [3].

О.Г. Смолянинова и Н.А. Иванов, рассматривая проблему электронной поддержки образовательной программы, предусматривают интеграцию содержания образования с цифровой образовательной средой вуза [4]. Очевидно, что возможности образовательной среды будут выступать в качестве одного из оснований для отбора содержания образования и методов его реализации. В публикации М.А. Балакина указывается на необходимость разработки единых принципов проектирования электронной платформы управления образовательными программами в вузе: открытости, интегрированности, интерактивности,

персонификации, нелинейности. Это условие, по мнению автора, обеспечит целесообразность использования цифровых средств в образовательных программах и их унификацию

[5].

Существует ряд исследований, описывающих ориентиры для разработки дополнительных профессиональных программ. Среди таких ориентиров выделяются учет требований профессиональных стандартов и

профессиональных затруднений педагогов, персонификация содержания образования. Публикация О.П. Осиповой посвящена разработке принципов, на которые можно ориентироваться при разработке дополнительных профессиональных программ с учетом их направленности на освоение педагогами цифровой компетентности [6]. Указывается на

необходимость опоры на методологию андрагогики в организации повышения квалификации педагогов с использованием ресурсов электронного обучения. В публикациях авторов статьи также указывалось на то, что отбор содержания дополнительного

профессионально образования, выбор соответствующих форм и методов в значительной степени определяются закономерностями и принципами образования действующих педагогов.

При этом стоит отметить, что в научной литературе слабо отражены ключевые идеи и принципы разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий. Возможно, это связано с тем, что цифровизация дополнительного

профессионального образования является инновационной сферой деятельности. Апробация цифровых инструментов в образовательном взаимодействии со взрослыми обучающимися заставляет задуматься о регламентации проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ в условиях цифровизации образования.

В связи с этим актуализируется необходимость осмысления статуса дополнительной

профессиональной программы как

образовательного средства, функционирующего в условиях цифровизации системы образования и реализующегося с использованием

информационно-коммуникационных технологий. Это обусловливает постановку цели исследования как формулирование принципов разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий.

Методология исследования. Методология выступает в качестве научно-обоснованной стратегии, определяющей замысел и основные правила организации какой-либо деятельности. Применительно к разработке и реализации дополнительных профессиональных программ следование подобным правилам обеспечивает фокус на ключевых целях и назначении образовательного процесса, особенностях взрослых обучающихся, снижает риск нарушения баланса между формой и содержанием, повышает эффективность в выборе ресурсов и технологий. В этой связи необходимо сформулировать положения, которые играют роль методологических установок при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ.

Первое методологическое положение декларирует сохранение дополнительной профессиональной программой своей основной функции - служить средством реализации дополнительного профессионального

образования и профессионального развития педагогов. С этой точки зрения дополнительная профессиональная программа должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к ее структуре, условиям реализации, ожидаемым результатам. Это означает сохранение специфики функционального назначения программы -направленность на повышение квалификации работников образования или их переподготовку. При этом цифровые технологии необходимо рассматривать в качестве такого элемента дополнительной профессиональной программы, который расширяет их функциональность, гибкость в реализации форм и методов педагогического взаимодействия, оперативность развертывания в разных условиях, территориальную доступность, охват контингента обучающихся.

Второе методологическое положение фокусирует внимание на учете особенностей взрослых обучающихся при разработке и реализации дополнительной профессиональной программы. Как показывает научное знание, андрагогические принципы действуют независимо от среды их реализации [7]. Следовательно, целесообразность применения цифровых технологий обусловливается опорой на особенности образования взрослых

обучающихся. Использование цифровых технологий в данном случае позволит ярче проявлять потенциал андрагогики и применять подходящие средства [8].

Третье методологическое положение определяет направленность дополнительной профессиональной программы на

профессиональное развитие педагогов с учетом ресурсов формального, неформального и информального повышения квалификации. Можно утверждать, что программа, разрабатываемая и реализуемая в условиях цифровой образовательной среды, может являться существенным основанием для проектирования персональной стратегии повышения квалификации в различных формах. Цифровые ресурсы в данном случае усиливают функции информационного обеспечения, позволяют указать на позитивный педагогический опыт, служат «дорожной картой» для совершенствования педагогической компетентности, способствуют развитию культуры самообразования. Данное положение

указывает на перспективный характер дополнительной профессиональной программы в аспекте поддержки профессионального роста педагога.

Результаты исследования. Обозначенные методологические основания являются общими ориентирами, которые требуют детализации, с точки зрения их прикладного использования. Предлагается перечень принципов, которые стоит учитывать при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, функционирующих в условиях цифровизации системы образования и реализующихся с использованием информационно-

коммуникационных технологий.

Первая группа принципов характеризует основания разработки дополнительных профессиональных программ. Необходимость их формулирования обусловливается задачей обеспечения системности разработки дополнительных профессиональных программ с учетом их функциональной направленности и ресурсов цифровой образовательной среды.

Принцип профессиональной дополненности предполагает повышение качества разработки дополнительных профессиональных программ с учетом интеграции усилий специалистов высокой квалификации в разных областях знаний. Принцип основан на идее использования синергетических эффектов в социальных системах. Одним из эффектов применения системно-синергетической методологии является повышение результативности деятельности на основе интеграции личных ресурсов [9]. Иными словами, командное взаимодействие в проектировании методического продукта обеспечивает его качество.

В проектировании программ принцип реализуется через создание внутрикафедральных, межкафедральных, межорганизационных команд. Появляется возможность привлекать на роли генераторов идей и экспертов

высококвалифицированных специалистов. В этом случае содержательное наполнение модулей программы обеспечивается наиболее

компетентными специалистами в

соответствующей области. Содержание программы формируется в ходе открытого обсуждения, обмена практиками. Присутствует технология обмена знаниями, что может положительно сказаться и на повышении профессионализма разработчиков.

Принцип функциональной целесообразности ориентирует на необходимость функциональной регламентации процесса разработки

дополнительных профессиональных программ.

Он обусловливается необходимостью учитывать функциональный подход к управлению сложными процессами, разработанный в теории управления [10]. Адекватное делегирование и четкое распределение полномочий позволяют оптимизировать производственные процессы, исключая дублирование функций и нерациональное использование ресурсного потенциала сотрудников.

В качестве такого процесса можно рассматривать разработку дополнительных профессиональных программ, реализуемых в условиях цифровизации образования. Очевидно, что для успеха данной деятельности требуется интеграция усилий научно-педагогических работников, методистов, ГГ-специалистов. Прикладное значение данного принципа при разработке программ можно представить в двух аспектах. С одной стороны, проектирование содержательных, методических,

организационных, технических и других аспектов делегируется соответствующим специалистам, что способствует оптимизации процесса разработки. С другой стороны, специалисты сосредоточиваются на той области знаний, в которой они являются специалистами, и собственных трудовых функциях, что экономит их интеллектуальные ресурсы и обеспечивает психологический комфорт. Иными словами, нецелесообразно «нагружать» специалиста выполнением тех трудовых действий, которые не входят в его функционал. И, наоборот, разработку «специальных» разделов, содержательных линий или тем следует поручать специалистам в соответствующем направлении.

Принцип информационной достаточности предполагает направленность на актуальное и объективное информационное наполнение дополнительных профессиональных программ. Данный принцип базируется на таком положении теории управления образованием, которое констатирует, что любая образовательная система отражает характерные признаки общественной информации, более того, является ее частью. Следовательно, одной из характеристик образовательной программы, как системного объекта, является мера информационной обеспеченности участников образования в аспектах социально-культурного и

профессионального опыта [11].

При разработке дополнительных

профессиональных программ этот принцип реализуется посредством учета современных нормативных требований, научных оснований и позитивного педагогического опыта при определении содержания образования. Данные

основания должны отвечать приоритетам образовательной политики, современному уровню научных знаний, тенденциям практики образования, индивидуальным запросам слушателей и состоянию их готовности к выполнению профессиональных функций. При этом исключается возможность воспроизведения устаревших знаний, материала, не соответствующего уровню восприятия взрослого обучающегося (например, программ,

реализуемых на уровне профессионального образования).

Принцип направленности на развивающиеся практики внутриорганизационной

информационно-образовательной и

технологической среды предполагает ориентирование разработчиков дополнительных профессиональных программ на освоение доступных цифровых ресурсов и технологий и своевременное их обновление. Данный принцип базируется на идее позитивного влияния научно-технического прогресса на социум, в рамках которой наращиваются темпы развития информационного общества и цифровизации образования. Кроме того, учитывается положение теории управления образованием,

предполагающее при определении средств достижения цели производить ревизию имеющихся ресурсов, т.е. регулировать эволюционирование.

Данный принцип ориентирует разработчиков программ на современные образовательные и цифровые технологии, имеющиеся в распоряжении кадровые и методические ресурсы. При отборе необходимого содержания, форм и методов реализации программы разработчики соотносят их с возможностями тех ресурсов и средств, которые доступны во

внутриорганизационной информационно-

образовательной и технологической среде. Вместе с тем использование возможностей соответствующей среды является обязательным критерием качества проектируемой программы. Кроме того, учитывается развивающийся, перспективный характер среды.

Принцип единства содержания и формы способствует оптимизации установления соответствия содержательных и реализующих элементов (формы, методы, средства) программы заявленным целям. Источником данного принципа можно считать законы диалектической логики познания, констатирующие взаимосвязь внутреннего (содержательного) и внешнего (формального) аспектов функционирования явления или процесса.

Применительно к разработке программ этот принцип отражает согласование процессов проектирования содержания образования и отбора соответствующих педагогической цели цифровых ресурсов и информационно-коммуникационных технологий. Иными словами, используемые методические средства отвечают необходимости совершенствования той или иной компетенции или расширению круга знаний по теме программы. В этом случае нивелируется так называемый эффект «бюджетной новогодней елки», когда для повышения привлекательности в проектируемой программе используется избыточное количество средств, которые не могут быть качественно и полноценно реализованы в процессе реализации.

Принцип сочетания полезности,

информативности и многоаспектности ориентирует на учет данных критериев при разработке дополнительных профессиональных программ. Принцип базируется на идее учета объективных и субъективных факторов в организации дополнительного

профессионального образования. Развитие данной идеи предполагало выбор критериев качества проектирования дополнительных профессиональных программ.

Прикладное значение данных критериев следующее. Полезность обеспечивает точность в удовлетворении индивидуальных

образовательных запросов, соответствие приоритетам развития образовательной системы, ориентацию на актуальные научные психолого-педагогические знания. Информативность обеспечивает содержательную наполненность необходимой для освоения программы информацией. Многоаспектность проявляется в том, что слушателю представляется комплексный взгляд на реализуемую проблематику с точки зрения интеграции научных знаний и образовательной практики. Применение данных критериев при проектировании программ, реализуемых в условиях цифровизации образования, характеризует представление о вариативности используемых ресурсов. Также учитывается возможность использования осваиваемых знаний и технологий в работе со школьниками. Последнее позиция является особенной ценной с точки зрения реализации данного принципа.

Вторая группа принципов характеризует основания реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий. Содержание данных принципов базируется на идее обеспечения педагогической целесообразности

реализации форм и методов повышения квалификации с учетом специфики образования взрослых обучающихся.

Принцип сохранения ведущей роли преподавателя. Суть данного принципа заключается в том, что при реализации дополнительной профессиональной программы, основанной на применении цифровых технологий, сохраняется ведущая роль педагогических функций преподавателя. Применяемые цифровые технологии и ресурсы являются средством, помогающим реализации педагогической деятельности. В этом случае преподаватель фокусируется на выстраивании педагогического процесса в образовательной среде.

Данный принцип поддерживается положениями деятельностного подхода, согласно которому обучение является деятельностью, несмотря на другой (цифровой) формат его осуществления [12]. Преподаватель сохраняет за собой активную позицию, учитывая возможность асинхронного (опосредованного и отсроченного) взаимодействия со слушателями. Акцент делается на новых функциях преподавателя, таких как тьюторство, наставничество, педагогическое сопровождение слушателей. Иными словами, привлекательные цифровые технологии не должны доминировать, они выполняют роль «хороших» педагогических средств в руках преподавателя.

Принцип интенсификации персонализации обучения взрослых. Одна из основных идей организации образования взрослых - это персонализация повышения квалификации. При этом цифровые технологии предоставляют большие возможности в выстраивании индивидуальных траекторий, выборе доступных и многообразных средств освоения предложенного содержания образования. Это обусловливает интенсификацию в использовании персонализации обучения взрослых, опору на многообразие цифровых средств для поддержки профессионального саморазвития слушателей. Данный принцип поддерживается положениями андрагогического подхода, согласно которому усиливается индивидуализация образовательного процесса. Находят отражения такие андрагогические принципы, как: ориентация на потребности взрослых обучающихся, гибкий учебный график, вариативность содержания изучаемых вопросов, возможность выбора слушателями темпа и удобного времени освоения курса [8].

Соответственно в реализации

дополнительных профессиональных программ

данный принцип выражается в следующем. Сами программы могут быть представлены с возможностью синхронного взаимодействия (через вебинар, чат, текущую переписку в различных мессенджерах) или полностью реализовываться на платформе МооШе, то есть без прямого контакта преподавателя со слушателями. Слушатели могут выбирать для себя актуальные темы через краткосрочные модульные курсы (от 8 часов) или осваивать более насыщенные образовательные программы повышения квалификации с пролонгированными сроками (от 16 до 108 часов и более). Также слушателям важно дать возможность повышать квалификацию в удобное для себя время (в независимости от времени суток). Кроме того, материалы курса должны отличаться многообразием как в форме предоставления изучаемой информации (конспекты лекций, презентации, видеозаписи, учебные пособия, научные публикации, ссылки на информационные ресурсы), так и форме отчетности по результатам ее освоения (мини-проекты, ситуационные задачи, тесты и т.п.). Таким образом, слушателю будет предоставлен наиболее комфортный формат освоения образовательной программы.

Принцип продуктивной коммуникации. Роль педагога в реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий, направлена на выстраивание продуктивной коммуникации независимо от форм их реализации. Иными словами, преподаватель не только дистанционно оценивает работу слушателя, а организует персональное общение, обратную связь по поводу достигнутых слушателем результатов: освоенных знаний, приобретённых смыслов, разработанных продуктов. Результаты такой продуктивной коммуникации могут быть выражены как в материальной, так и ценностной формах. Материальная форма продуктивной

коммуникации может быть представлена в виде совместной или самостоятельной учебной деятельности слушателей: решение кейса, подготовка проекта, итоговой аттестационной работы и т.п. Ценностная сторона продуктивной коммуникации находит выражение в приобретаемых компетенциях, причем, как слушателем, так и преподавателем.

Данный принцип поддерживается положениями синергетического подхода, согласно которому именно в продуктивном взаимодействии можно получить новый качественный продукт, выражающийся как в личностном развитии слушателей, так и в

конкретном материальном продукте. Именно совместная работа (слушателей друг с другом, слушателей с преподавателем) позволяет выйти на новые оригинальные решения [9].

Принцип продуктивной коммуникации может быть применен в процедурах реализации дополнительного профессионального

образования следующим образом. Преподаватель показывает готовность к продуктивному диалогу со слушателями в формате группового общения на форуме, индивидуального контакта при оценке работы конкретного слушателя.

Принцип взаимодополняемости оценочной деятельности и рефлексии преподавательских способностей. Данный принцип предполагает направленность оценочной деятельности не только на выявление уровня образованности слушателя и степени освоенности предложенного содержания образования, но и на рефлексию деятельности самого преподавателя по поводу качества подготовки слушателей, качества предлагаемых оценочных материалов, качества своей преподавательской деятельности. Теоретическими основаниями данного принципа являются положения теории качества, согласно которой удовлетворение запросов потребителей может осуществляться при грамотном менеджменте в организации, предполагающим внутриорганизационное обучение работников [13].

Анализируя качество выполнения заданий слушателями и успешность освоения ими материала программы, преподавателю уместно вносить определенные корректировки. Они могут относиться как к процедурам оценки выполненных слушателями заданий, так и качеству представленных материалов. Иными словами, обнаруживая неудовлетворительное качество работ слушателей, выполненных при промежуточной, текущей, итоговой аттестации, важно обнаружить причину этого явления. Соответственно, наблюдая у себя системность в недостаточном качестве повышения

квалификации слушателей, преподаватель может определить направления своего

профессионального развития. Кроме того, о необходимости пересмотра подходов к обучению слушателей с применением цифровых технологий можно сделать на основе данных мониторинга удовлетворённости слушателей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессиональной деятельностью конкретного преподавателя.

Принцип взаимосвязи культурно-

просветител ьской, информационной,

методической, научно-исследовательской и экспертной деятельности. Взаимосвязь

информационной, методической и научно-исследовательской деятельности является основанием для развития возможностей в образовании взрослых в цифровой образовательной среде. Эта функция наиболее точно отвечает специфике деятельности преподавателя учреждения повышения квалификации. Выявление новых

информационных компонентов или

перспективных технологий должно соотноситься с их методическим и научным осмыслением, определением педагогической целесообразности и перспективности использования и обобщения как элементов образования взрослых. Теоретические основания поддерживаются акмеологическим подходом, согласно которому преподаватель может наиболее эффективно осуществлять свою деятельность при непрерывном многостороннем

совершенствовании [14].

Применимость данного принципа выражается в следующем: осуществляя реализацию дополнительных профессиональных программ, преподаватель ссылается на последние разработки в науке и практике образования, в том числе учитывая адекватные и понятные для слушателей цифровые технологии. Разрабатывая учебные, учебно-методические, методические пособия для слушателей, осваивающих дополнительные профессиональнее программы, преподаватели ориентируются на актуальные тенденции в образовании и реальные запросы слушателей. Кроме того, на курсах преподаватель ссылается не только на исследованиях других ученых, но и собственные научно-исследовательские продукты и выводы, тем самым повышая свой профессиональный имидж.

Итак, представленный комплекс принципов разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий, позволяет обеспечить системность их разработки с учетом их функциональной направленности и ресурсов цифровой образовательной среды, а также педагогическую целесообразность реализации форм и методов повышения квалификации с учетом специфики образования взрослых обучающихся. Данные принципы охватывают целый ряд аспектов, которые стоит учитывать при отборе содержания повышения квалификации и проектирования способов его реализации с использованием ресурсов цифровой образовательной среды.

Заключение. В статье рассмотрены тенденции цифровизации общественной жизнедеятельности

и их значение для развития системы дополнительного профессионального

образования. На основе анализа научной литературы сделан вывод, что в практике образования накоплен успешный опыт разработки образовательных программ, реализующихся с привлечением ресурсов цифровой образовательной среды. Вместе с тем не все предложенные способы могут быть привлечены для организации образования взрослых обучающихся. В связи с этим актуализирована цель исследования -формулирование принципов разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий.

Данная цель позволила сформулировать авторские методологические установки, принимаемые во внимание при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, реализующихся с использованием цифровых технологий. Обозначенные методологические основания послужили основой для определения принципов, которые стоит учитывать для разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, функционирующих в условиях цифровизации системы образования и реализующихся с использованием информационно-

коммуникационных технологий. Впервые представлены принципы, охватывающие процесс разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий.

Прикладное значение данные основания могут иметь для разработки методических рекомендаций, адресованных научно-педагогическим работникам и преподавателям учреждений дополнительного

профессионального образования,

задействованным в разработке и реализации программ повышения квалификации с привлечением ресурсов цифровой

образовательной среды. Представленные принципы играют роль правил, которые определяют отбор содержания образования и средств его реализации. Следование обозначенным методологическим установкам и принципам в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ обеспечивает фокус на ключевых целях и назначении образовательного процесса, особенностях взрослых обучающихся, снижает риск нарушения баланса между формой и содержанием, повышает эффективность в выборе ресурсов и технологий.

Литература:

1. Колыхматов В.И. Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования в условиях становления цифровой экономики / В.И. Колыхматов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - № 10(164). - С. 132-136.

2. Тебекин А.В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования / А.В. Тебекин // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - № 9(1). - С. 2558-2566.

3. Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога / Е.В. Гнатышина // Вестник ЮУрГГПУ. - 2018. - № 3. - С. 46-54.

4. Смолянинова О.Г. К вопросу об электронной поддержке образовательной программы вуза / О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 2(27).

- С. 97-101.

5. Балакин М.А. Проектирование современной цифровой среды для управления основными образовательными программами в вузе / М.А. Балакин // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

- 2020. - № 2(31). - С. 31-34.

6. Осипова О.П. Проектирование дополнительных профессиональных программ в сфере цифровой грамотности / О.П. Осипова, Т.Н. Данилова // Проблемы современного образования. - 2019. - № 4. - С. 187-201.

7. Теслинов А.Г. Андрагогика развития: базисные

теоремы / А.Г. Теслинов // Образование и наука. - 2016. -№ 4(133). - С. 134-154.

8. Змеёв С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России / С.И. Змеёв // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3(24). - С. 94-101.

9. Игнатова В.А. Системно-синергетический подход и перспективы его развития в педагогических исследованиях / В.А. Игнатова // Образование и наука. -2010. - № 1. - С. 3-10.

10. Ташкинов А.Г. Анализ применения функционального и процессного подходов при формировании организационной структуры предприятия / А.Г. Ташкинов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2012. - № 3(149). -С.77-80.

11. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография / Г.Н. Сериков. -Челябинск: Факел, 1998. - 664 с.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М: Политиздат, 1977. - 304 с.

13. Нодельман В.А. Развитие теории управления комплексным качеством (TQM) / В.А. Нодельман // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2004. - № 2. - С. 68-86.

14. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма / В.Г. Зазыкин // Акмеология. - 2013. - № 2(46). - С. 25-31.

References:

1. Kolykhmatov V.I. The main directions of development of the system of additional professional education in the conditions of the formation of the digital economy / V.I. Kolykhmatov // Scientific Notes of the University of Lesgaft. -2018. - № 10(164). - S. 132-136.

2. Tebekin A.V. Perspectives and risks of digitalization of additional professional education / A.V. Tebekin // Professional education in the modern world. - 2019. - № 9(1). -S. 2558-2566.

3. Gnatyshina E.V. Pedagogical tools for the formation of digital culture of a future teacher / E.V. Gnatyshina // Bulletin of the South Ural State Pedagogical University. - 2018. - № 3. -P. 46-54.

4. Smolyaninova O.G. To the issue of electronic support for the educational program of the university / O.G. Smolyaninova, N.A. Ivanov // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2019. - № 2(27). - S. 97-101.

5. Balakin M.A. Design of a modern digital environment for managing basic educational programs at a university / M.A. Balakin // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2020. - № 2(31). - S. 31-34.

6. Osipova O.P. Designing additional professional programs in the field of digital literacy / O.P. Osipova, T.N. Danilova // Problems of modern education. - 2019. - № 4. - S. 187-201.

7. Teslinov A.G. Andragogy of development: basic

theorems / A.G. Teslinov // Education and Science. - 2016. - № 4(133). - S. 134-154.

8. Zmeyov S.I. Adult education and andragogy in the implementation of the concept of lifelong learning (LLL) in Russia / S.I. Zmeyov // Russian and foreign pedagogy. - 2015. - № 3(24). - S. 94-101.

9. Ignatova V.A. System-synergetic approach and perspectives of its development in pedagogical research / V.A. Ignatova // Education and Science. - 2010. - № 1. - S. 3-10.

10. Tashkinov A.G. Analysis of the application of functional and process approaches in the formation of the organizational structure of an enterprise / A.G. Tashkinov // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. - 2012. - № 3(149). - P.77-80.

11. Serikov G.N. Education management: system interpretation: monograph / G.N. Serikov. - Chelyabinsk: Fakel, 1998. - 664 p.

12. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leontiev. - M.: Politizdat, 1977. - 304 p.

13. Nodelman V.A. Development of the theory of integrated quality management (TQM) / V.A. Nodelman // Bulletin of St. Petersburg University. Management. - 2004. -№ 2. - S. 68-86.

14. Zazykin V.G. The scale of personality as an acmeological condition of professionalism / V.G. Zazykin // Acmeology. - 2013. - № 2(46). - S. 25-31.

13.00.08 -Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторах:

Ильясов Динаф Фанильевич (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: dinaf_chel@mail.ru

Буров Константин Сергеевич (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: kos_chel@mail.ru

Селиванова Елена Анатольевна (г. Челябинск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: sel_lena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.