Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА'

ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PHYGITAL / УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Г. В.

Цель статьи - рассмотрение этикетной коммуникации и определение значения цифрового этикета в виртуальном образовательном пространстве университета. Новизна исследования заключается в том, что на основании выявленных характерных особенностей этикетной коммуникации и рисков «коммуникационных провалов» в дистанционном образовании как одной из составляющих виртуального образовательного пространства, определено, что правила цифрового этикета являются отражением и продолжением нравственных отношений в реальности. Показано, что интерактивные формы дистанционного образования (синхронное и асинхронное ДО), образующие пространство Phygital, формируют цифровую культуру и правила цифрового этикета, которые способствуют эффективному взаимодействию преподавателей и студентов, что отражается на успешном освоении учебной программы в формате online. Автор делает вывод о том, что цифровой этикет как эквивалент традиционных нравственных норм в виртуальном образовательном пространстве университета, является неотъемлемым компонентом цифровой трансформации высшего образования и требует своего оформления в виде кодификации норм и правил поведения в цифровой реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ETIQUETTE IN THE VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The purpose of the article is to consider etiquette communication and determine the meaning of digital etiquette in the virtual educational space of the university. The novelty of the research lies in the fact that based on the identified characteristic features of etiquette communication and the risks of "communication failures" in distance education as one of the components of the virtual educational space, it is determined that the rules of digital etiquette are a reflection and continuation of moral relations in reality. It is shown that interactive forms of distance education (synchronous and asynchronous TO), forming the Phygital space, form a digital culture and rules of digital etiquette,which contribute to effective interaction between teachers and students, which is reflected in the successful development of the curriculum in the online format. The author concludes that digital etiquette, as an equivalent of traditional moral norms in the virtual educational space of the university, is an integral component of the digital transformation of higher education and requires its formalization in the form of codification of norms and rules of behavior in digital reality.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЦАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Г. В. Валеева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА

Цель статьи - рассмотрение этикетной коммуникации и определение значения цифрового этикета в виртуальном образовательном пространстве университета. Новизна исследования заключается в том, что на основании выявленных характерных особенностей этикетной коммуникации и рисков «коммуникационных провалов» в дистанционном образовании как одной из составляющих виртуального образовательного пространства, определено, что правила цифрового этикета являются отражением и продолжением нравственных отношений в реальности. Показано, что интерактивные формы дистанционного образования (синхронное и асинхронное ДО), образующие пространство Phygital, формируют цифровую культуру и правила цифрового этикета, которые способствуют эффективному взаимодействию преподавателей и студентов, что отражается на успешном освоении учебной программы в формате online. Автор делает вывод о том, что цифровой этикет как эквивалент традиционных нравственных норм в виртуальном образовательном пространстве университета, является неотъемлемым компонентом цифровой трансформации высшего образования и требует своего оформления в виде кодификации норм и правил поведения в цифровой реальности.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, виртуальное образовательное пространство, Phygital, университет, интерактивные формы дистанционного образования, коммуникация, цифровой этикет.

G. V. Valeeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

DIGITAL ETIQUETTE IN THE VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE OF THE

UNIVERSITY

The purpose of the article is to consider etiquette communication and determine the meaning of digital etiquette in the virtual educational space of the university. The novelty of the research lies in the fact that based on the identified characteristic features of etiquette communication and the risks of "communication failures" in distance education as one of the components of the virtual educational space, it is determined that the rules of digital etiquette are a reflection and continuation of moral relations in reality. It is shown that interactive forms of distance education (synchronous and asynchronous TO), forming the Phygital space, form a digital culture and rules of digital etiquette,

which contribute to effective interaction between teachers and students, which is reflected in the successful development of the curriculum in the online format. The author concludes that digital etiquette, as an equivalent of traditional moral norms in the virtual educational space of the university, is an integral component of the digital transformation of higher education and requires its formalization in the form of codification of norms and rules of behavior in digital reality.

-: digital transformation of education, virtual educational space, Phygital, university, interactive forms of distance education, communication, digital etiquette.

DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -3-104-115

Актуальность исследования. Современные инновационные технологии, активно применяющиеся в высшей школе, не только трансформируют классические формы и методы обучения, создавая при этом виртуальное образовательное пространство, но и формируют цифровую коммуникативную культуру, одной из составляющих которой является цифровой этикет. Цифровой этикет - новый коммуникативный феномен, отражающий свойства и специфику этикетной коммуникации в виртуальном пространстве [6, с. 15] и выявляющий риски «коммуникативных провалов» в цифровой реальности. В этой связи возникает вопрос о роли цифрового этикета в виртуальном образовательном пространстве университета.

Целью статьи является рассмотрение этикетной коммуникации и определение значения цифрового этикета в виртуальной образовательной среде ВУЗа.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

• рассмотреть понятие «цифровой этикет» и раскрыть его смысловое значение;

• выявить особенности этикетной коммуникации и риски «коммуникационных провалов» в дистанционном образовании как одной из составляющих виртуального образовательного пространства;

• определить значение цифрового этикета в виртуальном образовательном пространстве университета.

Этикет, «как форма регуляции поведения..., своего рода «малая этика», представляет собой «правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном обществе представлений о подобающем» [10, с. 597598]. Становление цифрового общества обуславливает существование этикета как в реальном, так и виртуальном мире: сетевой этикет, нетикет, цифровой -отражают специфику этикетной коммуникации в виртуальном пространстве и формируют новые правила поведенческой культуры.

Развитие цифровых технологий и Глобальной сети Internet обусловили формирование новой системы ценностей и ценностных ориентаций, определяющих «становление инновационной, личностно-креативной культуры» [7, с. 21]. Вместе с тем, изменение ценностной парадигмы за счет инновационных технологий и средств коммуникаций порождает девальвацию традиционных ценностей, которые всегда были основой развития социума. С появлением цифрового общества отношение личности «к Другому/Другим как

к ценности постепенно утрачивает свое смысловое значение, соответственно, и персональную ответственность каждого по отношению к Другому/Другим, что нашло свое выражение, прежде всего, по отношению к соблюдению норм поведенческой культуры в сети Интернет» [7, с. 20]. Поэтому возникает необходимость в цифровом этикете как нормативно-этическом регуляторе коммуникативного взаимодействия «в виртуальном пространстве цифровой реальности» [7, с. 20].

Цифровой этикет - новый вид этикета, возникающий на фоне развития web-системы - «взаимосвязанных гипертекстовых документов, доступных через Интернет, с помощью которых пользователь просматривает вебстраницы, содержащие текст, изображения, видео, другие мультимедийные материалы и производит переход между ними с помощью гиперссылок» [2, с. 19]. Глобальная сеть Internet за прошедшие десятилетия прошла несколько этапов развития:

• Web 1.0, характеризующийся созданием веб-сайтов доступных только для чтения, электронной перепиской и отсутствием невербального общения;

• Web 2.0 - появление социальных сетей, интернет-сообществ, блогов и возможности передавать информацию в online-режиме;

• Web 3.0 - современное виртуальное пространство взаимодействия интернета с человеком, обозначающееся термином Phygital - «объединение двух реальностей, физической и цифровой: Physics + Digital» [1].

Правила поведения в сети на этапах Web 1.0 и Web 2.0 регулировались «сетевым этикетом» или «нетикетом» - предписывающие правила, соблюдение которых делает комфортным и гармоничным процесс коммуникации пользователей интернета. Основой «нетикета» можно считать правила общения в виртуальном пространстве, которые были предложены Викторией Ши в книге «Netiquette» («1. Помните, что вы говорите с человеком, а не с компьютером, и можете его ранить. 2. Придерживайтесь тех же правил и стандартов поведения, которых вы придерживаетесь в реальной жизни и т.д.» [4, с. 12]) и Кодекс поведения блогеров «Blogger's Code of Conduct» [13]. Несмотря на то, что общение происходит в сети, данные правила совпадают с правилами письменной и речевой этикетной коммуникации в физической реальности: вежливость, доброжелательность и т.д. Так же, важно отметить, что активному пользователю сети Internet требуются не только знания этикетной культуры, но и знания работы с информационными цифровыми ресурсами, что является базой для использования, передачи и принятия решений в контексте цифрового пространства. Так, помимо «сетевого этикета», на данных этапах развития интернета, появляется термин «цифровая грамотность»: 1) способность понимать работу с информацией и различными цифровыми ресурсами; 2) понятие, направленное на получение знаний из различных источников [12, с. 90].

Цифровой этикет возникает на этапе развития Глобальной сети Internet Web 3.0, когда искусственный интеллект стал «понимать» информацию, а

пользователи обрели возможность создавать своего виртуального дойника. В настоящее время Web 3.0 представляет собой виртуальное пространство Phygital, в котором пользователи могут не только контролировать, но и транслировать субъективную реальность, что сказывается на их поведении и этикетной коммуникации, как в сети, так и в реальной жизни, поскольку web-технологии постепенно интегрируются в повседневность современного человека [5]. Как отмечает директор лаборатории Цифровой этики Оксфордского университета Лучано Флориди: «мы все больше живем в особом пространстве - инфосфере, то есть аналоговом и цифровом, оффлайн и онлайн» [11]. Коммуникационные процессы внутри виртуального пространства выходят на иной уровень, в связи с чем, формируется цифровая культура и возрастает значение цифрового этикета.

Цифрой этикет - термин, который понимается в нескольких смыслах:

• синоним «сетевого этикета» и «нетикета»;

• общий свод правил в виртуальном пространстве;

• «нормативно-этическая многоуровневая система регуляции отношений в виртуальной среде» [5];

• правила общения и поведения при взаимодействии физической и цифровой реальности;

• online-норма в виде установленных рамок, стандартов, правил надлежащего поведения в контексте цифровой среды [12, с. 90].

Важно отметить, что в отличие от «сетевого этикета», ориентированного на письменный формат на этапе Web 1.0 и Web 2.0, цифровой этикет выступает как регулятор коммуникативного взаимодействия в виртуальном пространстве Web 3.0. всех форматов общения: письменного, речевого, поведенческого. По мнению Р. И. Маминой, цифровой этикет, отражающий специфику Web 3.0, охватывает следующие направления: общение в сети (социальные сети, мессенджеры, электронная почта); взаимодействие пользователей с современными гаджетами (смартфоны, планшеты и т.п.); самопрезентация в виртуальном пространстве цифровой реальности [5]. Указанные направления имеют свою специфику и характерные черты, этическую проблематику и решение. Как видим, цифровой этикет обеспечивает возможность построения эффективной коммуникации в тех сферах деятельности человека, которые связаны с внедрением цифровых технологий и формированием коммуникативной виртуальной среды.

Сфера высшего образования, в динамично развивающихся условиях цифровой эпохи, претерпевает качественные изменения, связанные с использованием цифровых технологий и созданием среды нового типа -техногенной образовательной среды ВУЗа [3]. Инновационной составляющей новой образовательной среды является виртуальное образовательное пространство, предоставляющее большие возможности для реализации цифровой трансформации системы образования в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [9].

Виртуальное образовательное пространство университета, образующее эффективную коммуникацию вех участников образовательного процесса, включает: интернет-портал образовательного учреждения, аналитические системы учета успеваемости студентов и научной активности преподавателей, системы управления учебным процессом (Learning Management System), электронно-информационные образовательные среды (Moodle), а так же системы дистанционного образования (Google Classroom, ВКС-технологии). С одной стороны, широкий спектр инновационных нововведений в системе высшего образования, безусловно, содействует модернизации и повышению качества образовательных услуг, создает условия для эффективной деятельности университета в современных реалиях, обеспечивает подготовку востребованных и конкурентоспособных специалистов, обладающих цифровой грамотностью, мобильностью, способностью к непрерывному образованию и решению профессиональных задач. С другой стороны, цифровые технологии и инновации изменяют внутренние и внешние отношения университета, что обнаруживает множество проблемных зон, в том числе в коммуникативном взаимодействии.

В полной мере актуализирует проблему этикетной коммуникации в виртуальном образовательном пространстве университета дистанционное образование (ДО), поскольку представляет собой инновационный формат обучения, основанный на удаленном взаимодействии преподавателей и студентов посредством цифровых технологий и сети Internet.

ДО предполагает две интерактивные формы виртуальной коммуникации: синхронная (взаимодействие в режиме реального времени) и асинхронная (взаимодействие, при котором участники образовательного процесса разделены в пространстве и времени). Синхронное ДО реализуется с помощью цифровых ВКС-технологий (видеоконференцсвязь посредством сервисов Zoom, GoogleMeet, VideoMost и т.п.). Асинхронное ДО опирается на такие цифровые технологии как e-mail, мессенджеры, онлайн-курсы, чаты, форумы и т.д.

Интерактивные формы дистанционного образования создают Phygital пространство, в котором этикетная коммуникация «ценностно обусловлена», и направлена «на признание ценности Другого/Других» [6, с. 16]. А именно, при общении преподавателей и студентов в виртуальном образовательном пространстве университета, этикетным будет то взаимодействие, «которое обусловлено ценностной установкой, эстетически оформлено посредством этикетной нормы и направлено на Другого/Других» [6, с. 16]. На наш взгляд, источником ценностных ориентаций является физическая реальность: если в жизни человек соблюдает нравственные правила, то в виртуальной среде ориентиром будут те же установки и наоборот. Следовательно, цифровой этикет, являясь эквивалентом традиционных нравственных норм в цифровой реальности, регулирует взаимодействие преподавателей и студентов в соответствии с общепринятой системой нравственных правил, норм и манер поведения. Поэтому уважение, внимательность, корректность, тактичность, деликатность функционируют в виртуальном образовательном пространстве в

том же виде, что и в реальности. Вместе с тем, формы выражения этикетной коммуникации (письменный, речевой, поведенческий этикет) приобретают свои характерные особенности в цифровой реальности образовательной среды.

Асинхронное ДО, как правило, предполагает образовательное взаимодействие посредством письма через e-mail, чаты, мессенджеры, блоги и т.п. В данном случае, этическая установка «Другой/Другие как ценность» реализуется в этикетной коммуникации, которая обусловлена следующими правилами:

• название e-mail, персонального чата или блога должно соответствовать реальным данным пользователя, что является гарантом взаимодействия преподавателя и студенческой аудитории в виртуальной реальности. Нередко студенты, являясь более «продвинутыми» пользователями сети Internet, в качестве «ника» или названия электронной почты указывают не фамилию и имя, а аббревиатуры, иностранные синонимы, имена героев компьютерных игр или фильмов и т.д., что в значительной мере усложняет поиск адресата и в целом усложняет достижение преподавателем коммуникативной цели;

• лаконичность письма или сообщения - экономит время на обработку информации и ускоряет ответ. Излишним в сообщении будет являться ненужные подробности, неоправданные повторы, излишние слова не несущие необходимой информации (например, объяснение студентом причин не своевременно выполненного задания), что в целом может сказаться на взаимопонимании и затруднить процесс взаимодействия преподавателя и студентов;

• грамотность помогает понимать друг друга, наладить взаимодействие, сформировать мнение об адресате. Во избежание двусмысленности или искажения информации, как преподавателю, так и студентам, необходимо соблюдать правила орфографии, пунктуации, грамматики;

• соблюдение делового стиля письма/сообщения: приветствие; вступительное слово, объясняющее цель послания; основная часть (содержание); заключение, в котором сообщается о том, что необходим ответ; прощание. Практика показывает, что, к сожалению, не все студенты владеют навыками создания электронного письма в деловом стиле: например, не указывается цель сообщения («Мне нужно пересдать дисциплину», без указания ее названия и курса на котором обучается студент), вместо вежливого окончания письма устанавливается gif-картинка с машущей рукой или смайл. Несоблюдение делового стиля письма зачастую затрудняет взаимопонимание и согласие между преподавателем и обучающимися;

• пересылаемые файлы должны иметь название, хорошее качество и допустимый объем. Как правило, препятствием для преподавателя является отправленный студентами файл «нечитаемого» формата, что усугубляет проверку результативность работы обучающихся на дистанционном обучении;

• сохранение диалога в переписке или «цифровой след» - залог эффективного взаимодействия, особенно в ситуациях, когда необходимо напомнить адресату о ситуации общения. Частым бывает, что студент «не получал» никакого задания, поэтому не готов вовремя сдать проект/тест/контрольную. Цифрой след в данном случае указывает на исходное послание и укрепляет позиции преподавателя в спорной ситуации;

• соблюдение времени для отправки письма/сообщения. Размытие границ личного и рабочего времени на дистанционном обучении - одна из многочисленных этических проблем цифровой трансформации образования. Получение от студентов сообщений или писем, как правило, сопровождающихся звуковым сигналом смартфона/планшета, может быть в любое время суток. Исключить получение писем в нерабочее время возможно благодаря установке «блока» на входящие сообщения в определенный период или четким указаниям студентам по времени взаимодействия в сети.

Также, в асинхронном ДО используются online-курсы, развивающие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию за счет самостоятельного изучения учебного контента и взаимодействия с электронной образовательной средой. Информационно-образовательный контент курсов не только передает информацию и выступает источником знаний, но и влияет на систему норм и правил поведения, отражает нравственные ценности студентов (честность, порядочность, исполнительность, что проявляется в добросовестном выполнении заданий курса). Следовательно, контент должен отображать не только профессионализм разработчика, но и его культуру. Поэтому, при разработке содержания online -курса, необходимо уделять внимание отбору учебного и методического материала, который будет достигать поставленной цели в коммуникации «человек-электронная среда»: контент должен быть актуальным, достоверным, доступным и профессионально оформленным.

Синхронное ДО возможно благодаря ВКС-технологиям (Zoom, GoogleMeet, Scype и др.), позволяющим проводить учебные мероприятия в режиме реального времени и создавать «эффект присутствия». Поэтому, занятия в формате видеоконференцсвязи, как и очные занятия, требуют соблюдения правил поведенческой культуры. Многие разработчики цифровых платформ на своих сайтах размещают советы по этикету удаленных встреч. Однако, сложность заключается в том, что в настоящее время отсутствует кодификация норм и правил поведения участников видеовстреч: они зависят от мнения разработчиков цифровых платформ и самих пользователей исходя их конфликтных ситуаций и проблем, возникающих во время проведения видеоконференцсвязи. Как отмечает А. А. Сычев, «традиционные правила деловой этики и этикета переосмысливаются применительно к условиям групповых встреч в онлайн-режиме... Зрительный контакт трансформируется в правило смотреть в камеру, требование не перебивать собеседника в правило держать выключенным микрофон, когда другой говорит» [8, с. 76] и т.д. Тем не

менее, соблюдение этих правил содействует эффективному взаимодействию пользователей в цифровой реальности.

Применительно к виртуальному образовательному пространству, созданному при помощи ВКС-технологий, важно обратить внимание на вербальный, визуальный, организационный и технический аспекты [6, с. 17] этикетной коммуникации преподавателей и студентов.

Вербальный аспект коммуникации осуществляется посредством речи, следовательно, проведение занятий в online-формате требует соблюдения следующих правил: приветствие в начале учебного мероприятия и прощание в конце; использовать спокойный тон разговора и соблюдать принцип вежливости, придерживаться общепринятой лексики; следить за вовремя включенным/выключенным микрофоном/камерой. Во избежание коммуникативных провалов и психологической напряженности, преподавателю, помимо следования указанных правил, во время видеовстречи со студентами необходимо быть лаконичным в изложении учебного материала, деликатным и корректным в оценке суждений и поступков обучающихся, держать субординацию в общении, вне зависимости от того, что занятие происходит в «виртуальной аудитории». Данные правила цифрового этикета ведут к взаимоуважению и установлению доверительного общения в виртуальном образовательном пространстве, что является вспомогательным фактором успешного освоения студентами учебной программы в формате online.

Визуальный аспект взаимодействия преподавателей и студентов в виртуальной аудитории осуществляется с помощью зрительно воспринимаемых образов: внешний вид участников образовательного процесса, невербальные сигналы (мимика, жесты), фон, на котором работает видеокамера, а так же инфографика, изображения, презентации, которые используются на online-занятии. Цифровой этикет предполагает:

• опрятность в одежде - повседневная, в нейтральной цветовой гамме, «пижама и строгий деловой костюм оцениваются как две крайности в рамках практик образовательной среды» [6, с. 17];

• мимика, жесты, интонации, выражающие эмоциональное отношение как преподавателя, так и студентов к происходящему на занятии -необходимый элемент образовательного процесса. Особенно важным является проявление преподавателем невербальных сигналов, которые «включают» (например, приглашающие жесты) обратную связь от студентов и повышают ее интенсивность (например, жесты одобрения). Монотонное чтение лекционного материала в монитор компьютера/планшета и заслушивание докладов обучающихся не способствует эффективному учебному процессу в online-формате. Поэтому, невербальные методы должны присутствовать на занятии в «виртуальной аудитории», однако, в выдержанном темпе, поскольку видеоканал может передавать информацию/действие с задержкой и нарушать их смысловое содержание;

• фон видеокамеры, который транслирует рабочее место преподавателя и студентов, отражает новое правило проведения занятий при помощи ВКС-технологий - «положение спиной в стену» [6, с. 17], во избежание попадания в виртуальную аудиторию посторонних (например, членов семьи студента), что может привести к задержке или срыву учебного мероприятия. Решением проблемы так же может быть использование функции цифровых платформ «размытие фона» или работа с выключенными камерами. В последнем случае, коммуникация осуществляется посредством инфографики;

• изображения, презентации, медиафайлы и т.п., использующиеся на online-занятии, должны быть подготовлены преподавателем заранее, являться содержательными, лаконичными и профессионально оформленными. Работа с инфографикой, с одной стороны, усиливает визуальный аспект взаимодействия преподавателей и студентов в «виртуальной аудитории». С другой -существует риск того, что при выключенной камере, за «аватаром» электронного профиля, обучающиеся могут заниматься сторонними делами, не вникая в образовательный процесс.

Организационный аспект обусловлен особенностями интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов в виртуальном образовательном пространстве. Коммуникация на занятии, организованном при помощи ВКС-технологий, может стать неэффективной в силу того, что одновременно требуется максимальная концентрация внимания на предмете и работе с цифровыми платформами. Поэтому, как преподавателю, так и студентам необходимо структурировать учебный материал таким образом, что бы достичь оптимального баланса между усвоением полученной информации и вниманием аудитории: подача материала должна быть краткой и содержательной, исключающая растянутость или поспешность речи, паузы.

Кроме того, online-занятие, в отличие от традиционного, характеризуется отсутствием коллективной работы - «коллективного мы», что в значительной мере усложняет коммуникацию преподавателя и студентов в виртуальном образовательном пространстве. «Нарушение коммуникации идет и в плане обратной связи по каналу невербального языка общения, который присутствует в формате видеоконференций в весьма минимизированном объеме» [6, с. 18]. Цифровой этикет в данном случае предполагает соблюдение этикетной культуры: умение сдерживать чувства и эмоции, управлять поведением и реакциями.

Технический аспект заключается в подготовке к online-занятию цифровых платформ: рассылка «приглашений» на видеовстречу, оповещений, настройка входа/выхода, автоматическое приветствие участников и т.п. При этом важно учитывать правила цифрового этикета, касающиеся взаимодействия посредством электронной переписки (e-mail, чаты, мессенджеры): деловой стиль письма, грамотность, лаконичность, соблюдение времени отправки сообщения и ответа и т.д. Следование данным правилам обеспечивает построение эффективной коммуникации участников образовательного процесса в виртуальном пространстве.

Как видим, синхронное и асинхронное ДО, образующие Phygital пространство, формируют правила цифрового этикета в котором «ценность Другого/ Других не теряет своего значения, но имеет не только прямой, но и опосредованный новыми технологиями характер» [6, с. 18]. Уважительное, честное, тактичное взаимодействие в виртуальном образовательном пространстве, безусловно, способствует единству интересов преподавателя и студентов в учебном процессе и положительным образом влияет на освоение учебной программы в ДО. Вместе с тем, риски «коммуникативных провалов» (не достижение коммуникативной цели, отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками образовательного процесса online), указывают на необходимость разработок или дополнения кодексов этики, правил поведения в виртуальном образовательном пространстве университета; включения в учебный план курсов, способствующих овладению знаниями, навыками и умениями эффективного взаимодействия в виртуальном пространстве («Цифровой этикет», «Цифровая грамотность» и т.п.)

Выводы. Цифровой этикет - новый вид этикетной коммуникации, который возникает в Глобальной сети Internet поколения Web 3.0 и обеспечивает возможность эффективной коммуникации в тех сферах, которые связаны с использованием современных цифровых технологий, образующих виртуальной пространство Phygital. Интерактивные формы дистанционного образования (синхронное и асинхронное ДО), образующие виртуальное образовательное пространство, формируют цифровую культуру и правила цифрового этикета, которые способствуют эффективному взаимодействию преподавателей и студентов, что отражается на успешном освоении учебной программы в формате online. Характерные особенности функционирования нравственных правил в виртуальной образовательной среде не изменяют их сущности: опосредованные цифрой они являются отражением и продолжением нравственных отношений в реальности. Цифровой этикет как эквивалент традиционных нравственных норм в виртуальном образовательном пространстве университета, является неотъемлемым компонентом цифровой трансформации высшего образования и требует своего оформления в виде кодификации норм и правил поведения в цифровой реальности.

Литература

1. Вьюшкова Л. В., Вьюшков А. А. Теоретические и практические аспекты изучения цифрового этикета // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2022. Т. 16, № 2. С. 85 -91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48291696 (дата обращения: 10.08.2022).

2. Итинсон К. С. WEB 1.0, WEB 2.0, WEB 3.0: этапы развития веб-технологий и их влияние на образование // Карельский научный журнал. 2020. № 1 (30). С. 19-21.

3. Крылов Д. А. Виртуальное образовательное пространство как инновационная составляющая техногенной образовательной среды ВУЗа //

Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-1. С. 118-123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26497508 (дата обращения: 10.08.2022)

4. Лукинова О. В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. М.: Эксмо, 2020. 240 с.

5. Мамина Р. И. Этикет и его измерения в информационном обществе // ОpenBooks : репозиторий Университета ИТМО. URL: https://openbooks.itmo.ru/ru/file/8472/8472.pdf (дата обращения: 10.08.2022)

6. Мамина Р. И., Пирайнен Е. В. Цифровой деловой этикет в дистанционном формате высшего образования // Studia humanitatis borealis. 2020. № 4. С. 15-20.

7. Мамина Р. И., Почебут С. Н. Цифровой этикет и его специфика: философско-методологический аспект // Дискурс. 2021. № 2. С. 16-27.

8. Сычев А. А. Этикет и этика видеоконференций // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 74-82.

9. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» // Минпросвещения России : офиц. интернет-ресурс / Министерство просвещения Российской Федерации. М., 2019-2022. URL: https://edu. gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 10.08.2022)

10. Этика : энцикл. словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.

11. Floridi L. Soft Ethics and the Governance of the Digital // Philosophy & Technology. 2018. Vol. 31. P. 1-8. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s13347-018-0303-

9?error=cookies not supported&code=85470925-76f6-4094-896e-2cf582390f59 (дата обращения: 10.08.2022).

12. Mangkhang C., Kaewpanya N. The Digital Etiquette Enhancing to Global Citizenship of Social Studies Teachers in a New Normal Society // Higher Education Studies. 2021. Vol. 11. No. 3. P. 89-94.

13. O'Reilly T. Draft Blogger's Code of Conduct // OreillyRadar : site. URL: http://radar.oreilly.com/archives/2007/04/draft-bloggers-1.html (data of request: 10.08.2022).

References

1. Vyushkova L. V., Vyushkov A. A Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty izucheniya tsifrovogo etiketa [Theoretical and practical aspects of studying digital etiquette]. Aktual'nyye problemy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov. [Topical issues of philology and methods of foreign language teaching]. 2022. Volume 16. No. 2. Pp. 85-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48291696 (accessed: 10.08.2022).[In Russian]

2. Itinson K.S. WEB 1.0, WEB 2.0, WEB 3.0: etapy razvitiya veb-tekhnologiy i ikh vliyaniye na obrazovaniye [WEB 1.0, WEB 2.0, WEB 3.0:stages of development of web technologies and their impact on education]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal. 2020. No. 1 (30). Pp. 19-21.[In Russian]

3. Krylov D. A. Virtual'noye obrazovatel'noye prostranstvo kak innovatsionnaya sostavlyayushchaya tekhnogennoy obrazovatel'noy sredy VUZa [E-learning space as an innovative component of the university educational environment]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 2016. No. 9-1, Pp 118-123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26497508 (accessed 10.08.2022). [In Russian]

4. Lukinova O. V. Tsifrovoy etiket. Kak ne besit' drug druga v internete [Netiquette. How not to annoy each other on the Internet]. Moscow, Eksmo Publ, 2020, 240 p. [In Russian]

5. Mamina R. I. Etiket i yego izmereniya v informatsionnom obshchestve [Etiquette and its Measurement in the Information Society]. OpenBooks : repozitoriy Universiteta ITMO [OpenBooks: ITMO University repository]. URL: https://openbooks.itmo.ru/ru/file/8472/8472.pdf (accessed: 10.08.2022) [In Russian]

6. Mamina R. I., Piraynen E. V. Tsifrovoy delovoy etiket v distantsionnom formate vysshego obrazovaniya [Digital business etiquette in the distance format of higher education]. Studia humanitatis borealis. 2020. No, 4. Pp. 15-20. [In Russian]

7. Mamina R. I., Pochebut S. N. Tsifrovoy etiket i yego spetsifika: filosofsko-metodologicheskiy aspect [Digital Etiquette and Its Specification (Philosophical and Methodological Aspect)]. Diskurs [Discourse]. 2021. No. 2. Pp. 74-82. [In Russian]

8. Sychev A. A. Etiket i etika videokonferentsiy [Etiquette and ethics of videoconferencing]. Vedomosti prikladnoy etiki. 2021. No. 57. Pp. 74-82. [In Russian]

9. Federal'nyy proyekt «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» [The National Project "Digital educational environment"]. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii [The Ministry of Education of the Russian Federation]. Moscow. 2019-2022. URL: https://edu. gov.ru/national-project/projects/cos/ (accessed:10.08.2022) [In Russian]

10. Etika : entsiklopedicheskiy slovar' [Ethics: encyclopedic dictionary]. Ed. by R. G. Apresyan, A. A. Guseynov. Moscow, Gardariki Publ. 2001. 671 p.[In Russian]

11. Floridi L. Soft Ethics and the Governance of the Digital. Philosophy & Technology. 2018. Vol. 31. Pp. 1-8. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s13347-018-0303-

9?error=cookies not supported&code=85470925-76f6-4094-896e-2cf582390f59 (accessed: 10.08.2022)

12. Mangkhang C., Kaewpanya N. The Digital Etiquette Enhancing to Global Citizenship of Social Studies Teachers in a New Normal Society. Higher Education Studies. 2021. Vol. 11. No. 3. Pp. 89-94.

13. O'Reilly T. Draft Blogger's Code of Conduct. OreillyRadar : site. URL: http://radar.oreilly.com/archives/2007/04/draft-bloggers-1.html (accessed: 10.08.2022 )

Статья поступила в редакцию 07.09.2022 Статья допущена к публикации 15.11.2022 The article was received by the editorial staff07.09.2022 The article is approved for publication 15.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.