Научная статья на тему 'Особенности и отличия интернет-этикета от традиционного речевого этикета'

Особенности и отличия интернет-этикета от традиционного речевого этикета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5953
637
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / НЕТИКЕТ / ЭТИКЕТНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / INTERNET BEHAVIOR / INTERNET COMMUNICATION / NETIQUETTE / ETIQUETTE MODEL OF BEHAVIOR / INTERNET COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мосейко Анна Александровна

Характеризуются реальные процессы коммуникации, в частности проблема речевого этикета в интернет-коммуникации. Сделан вывод о том, что модели взаимодействия и механизмы их регуляции интернет-коммуникации и реального общения в основном совпадают за исключением некоторых особенностей сетевого пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the current processes of communication, in particular, the problem of speech etiquette in Internet communication. The author highlights some peculiarities and differences of netiquette and traditional speech etiquette. The conclusion is drawn that the interaction models and the mechanisms of their regulation mostly coincide in Internet communication and real-life interaction, with the exception of some specificities of the network space.

Текст научной работы на тему «Особенности и отличия интернет-этикета от традиционного речевого этикета»

пластико-когнитивной терапии тело выступает как универсальный посредник между сознанием и бессознательным: сознательно сосуществуя с телом, мы проникаем в бессознательное, проявляющее себя как отклик состояния тела. Научившись "читать" ощущения своего тела, мы научаемся познавать свою первоначальную природную сущность и характер ее взаимодействия с социальной и естественной средой. Значение когнитивной сферы здесь так же велико, как и сенситивной» [5, с. 18].

Список литературы

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005.

2. Алпатов В.М. История лингвистических учений: учеб. пособие. М.: Яз. рус. культуры, 1998.

3. Гируцкий А.А. Общее языкознание: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. Минск: ТетраСистемс, 2001.

4. Лурия А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

5. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1999.

6. Реформатский А.А. Введение в языковедение / под ред. В.А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1976.

8. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / пер. с англ. под ред. А.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976.

9. Шалина Л.А. Краткое пособие по теории музыки. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

* * *

1. Alefirenko N.F. Sovremennye problemy nauki o yazyke: ucheb. posobie. M.: Flinta: Nauka, 2005.

2. Alpatov V.M. Istoriya lingvisticheskih uchenij: ucheb. posobie. M.: Yaz. rus. kul'tury, 1998.

3. Giruckij A.A. Obshchee yazykoznanie: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. 2-e izd., stereotip. Minsk: TetraSistems, 2001.

4. Luriya A.R. Yazyk i soznanie / pod red. E.D. Homskoj. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1979.

5. Nikitin V.N. Psihologiya telesnogo soznaniya. M.: Aleteja, 1999.

6. Reformatskij A.A. Vvedenie v yazykovedenie / pod red. V.A. Vinogradova. M.: Aspekt Press, 1996.

7. Rozental' D.E., Telenkova M.A. Slovar'-spra-vochnik lingvisticheskih terminov: posobie dlya uchi-telej. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Prosveshchenie, 1976.

8. Slobin D., Grin Dzh. Psiholingvistika / per. s angl. pod red. A.A. Leont'eva. M.: Progress, 1976.

О Мосейко А.А., 2019

9. Shalina L.A. Kratkoe posobie po teorii muzyki. Rostov n/D.: Feniks, 2012.

Body motor functions as a physiological basis of speech activity

The article reviews the main concepts and theories of linguistics, as well as the views of researchers on the physiological source of speech activity. On the basis of the experiments performed, the role of physical motility in speech production is described.

Key words: phonetics, psycholinguistics, rhythm, sounds, body motility, speech activity, experiment.

(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)

А.А. МОСЕЙКО (волгоград)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЭТИКЕТА И ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ТРАДИЦИОННОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА*

Характеризуются реальные процессы коммуникации, в частности проблема речевого этикета в интернет-коммуникации. Сделан вывод о том, что модели взаимодействия и механизмы их регуляции интернет-коммуникации и реального общения в основном совпадают за исключением некоторых особенностей сетевого пространства.

Ключевые слова: интернет-поведение, интернет-коммуникация, нетикет, этикетная модель поведения, интернет-сообщества.

В современном обществе компьютерная сеть все более становится особой средой социализации и самореализации личности, в которой постепенно стираются культурные границы и разрушаются социальные коммуникационные барьеры. «Человек всегда жил в двух реальностях - материальной и духовной, объ-

* Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6-8 декабря 2018 г.).

ективной и субъективной. Но второй тип коммуникации играет все больший вес в жизни людей, создавая возможности для расширения коммуникационной деятельности, связанной с созданием и распространением знаков, которые оказывают все усиливающееся влияние на жизнь. Усиливается виртуализация общественной жизни» [6, с. 34].

В настоящее время Интернет является наиболее мощной и интенсивной платформой виртуальной коммуникации. в интернет-коммуникации имеют место столкновения различных текстов, групп, мнений, принципов. Интернет стал доступной и повсеместной средой общения самых разных людей, которые принадлежат к различным социальным группам, коллективам, этносам, имеют разные интересы, политические и религиозные взгляды, предпочтения, потребности, настроения. Интернет-коммуниканты дифференцируются по статусу, возрасту, полу, уровню образованности, воспитанности, принадлежности к определенной группе, месту жительства, но при вступлении в интернет-коммуникацию все эти различия не имеют значения, поскольку виртуальный мир отменяет иерархические отношения и нивелирует статусные различия собеседников, анонимность собеседника позволяет вести себя фамильярно, игнорируя статусно-ролевые предписания общества, без ущерба для своего авторитета. Моральная ответственность за последствия своих действий ослабевает, правила, нормы, стандарт общения перестают быть значимыми, снимается целый ряд социокультурных и психологических ограничений, обычно налагаемых на речевое поведение в несетевой коммуникации, человек раскрепощается, позволяет себе высказывания, за которые в реальном общении могут последовать определенные санкции.

В Сети практически невозможно проверить ни подлинность виртуальной личности, ни искренность высказываний, человек находится в маске и может выступать в множестве виртуальных ролей, меняя как роли-маски, так и виртуальное окружение без ущерба для своего имиджа. В процессе интернет-коммуникации человек принимает на себя какую-то роль, надевает маску, по мере необходимости может быть самим собой, при желании может свободно замаскироваться, скрыть нечто подлинное. Все важные в реальной коммуникации моменты, такие как социальный статус, возраст, пол, национальность, религиозная принадлежность, могут быть как виртуально присвоены, так и отброшены благодаря анонимности и безопасности речевых партнеров

(вследствие их физической непредставленности), опосредованности коммуникации, рав-ностатусности и неинституциональности общения.

За более чем пятидесятилетнюю историю исследования речевого этикета учеными были выделены и описаны коммуникативные ситуации бытования речевого этикета и этикетные формулы, ориентированные на конкретные ситуации общения, охарактеризованы статусно-ролевые позиции коммуникантов. Однако новая речевая формация - интернет-коммуникация, которая снимает ряд коммуникативных ограничений, имеющих место в процессе обычного общения, меняет устоявшиеся правила, ломает когнитивные стереотипы, устанавливает новые формы поведения. Интернет - это то виртуальное пространство, в котором рождаются и реализуются разнообразные процессы и структуры, и коммуникация в сети обладает определенной спецификой общения и культурой со своими особенными атрибутами, среди которых отдельное место занимает этикет.

В электронном диалоге рождаются и развиваются нормы речевого этикета, отличные от общепринятых в реальной коммуникации, этикетные модели поведения в интернет-коммуникации несколько иные, и причина нарушения речевого поведения кроется в тех факторах, которые этому способствуют. Мы полагаем, что можно выделить следующие моменты.

• В связи с дистантностью общения теряются живость, искренность, эмоциональная окрашенность интонацией, тембром, темпом, логическим ударением, выражением лица, которые выдают истинное отношение автора, его оценку события, настрой. Это может привести к неправильной интерпретации высказывания.

• свобода, отсутствие ограничений и зависимости от принятых в обществе норм приводят к тому, что пропадает функция контроля речевого поведения человека, в связи с чем возможно отклонение от стандарта общения, что может выражаться в нарушении формульных моделей поведения.

• Анонимность, отсутствие знания о статусно-ролевых различиях приводят к сокращению как социальной, так и тематической дистанции, неспособности прогнозировать речевые поступки. Анонимность дает ощущение вседозволенности и безнаказанности, провоцирует людей на грубость, хамство, агрессию, а следовательно, ведет к конфликту.

• Установка на языковую игру. Игра - это деятельность, в результате которой человек

испытывает радость, удовольствие, что скорее есть отклонение от нормы, трансформация этикетных норм.

Все перечисленные факторы определяют возникновение специфических норм речевого поведения в интернет-коммуникации, которые часто трактуют как нарушение традиционного этикета.

В коммуникативной среде Всемирной паутины живут и действуют особые правила, модели поведения, формы общения, отличные от тех, которые существуют в реальной жизни. Мы также можем говорить о модели поведения личности с установками, направленными на соблюдение правил поведения в коммуникативном пространстве, которая получила название нетикет (от англ. Net + Etiquette) -свод правил, советов и рекомендаций по поведению и общению в сети Интернет [7, р. 333].

Приведем некоторые основные правила поведения в виртуальном пространстве:

• вести адекватное общение, не забывая, несмотря на наличие посредника-компьютера, о том, что коммуникация происходит между людьми;

• уважать правила и законы различных интернет-сообществ;

• бережно относиться ко времени других людей;

• соблюдать правила грамматики и орфографии;

• не переходить грани дискуссии, т. е. ни при каких обстоятельствах не прибегать к ругательствам;

• уважать право на анонимность;

• не злоупотреблять собственной властью в Сети;

• терпимо относиться к несоблюдению правил сетевого этикета другими и выполнять их самому [8, р. 32-45].

Нарушение правил нетикета может случиться как по незнанию (и, как следствие, повлечь за собой коммуникативные неудачи), так и намеренно для достижения конкретных целей (например, привлечь внимание участников интернет-сообщества к своей персоне, вызвать агрессию, втянуть других участников в спор).

«В настоящее время каждая социально-демографическая и особенно социально-профессиональная группа, наряду с общепризнанными, вырабатывает свои собственные правила приличий, собственный этикет, который становится составной частью групповой субкультуры» [5, с. 7]. Поэтому закономерно возникновение и существование собственных уникальных правил и норм общения как в сетевом общении, в виртуальной коммуника-

ции с помощью компьютеров, так и в любом другом социальном пространстве. они имеют свою специфику и выполняют важную роль в моральной саморегуляции глобальной сети [5, с. 187].

Как уже отмечалось ранее, в интернет-коммуникации отсутствуют статусно-ролевые отношения и индивид не занимает никакого места в групповой иерархии, что свидетельствует об отсутствии дифференцирующей функции в нетикете. Это отмечает и Е.Ю. Маль-кова: «В строгом смысле этого слова сетевой этикет этикетом не является, поскольку он не выполняет (и не может выполнять) основную функцию традиционного этикета - функцию дифференциации, т. е. определения места индивида в общественной иерархии, так как виртуальная коммуникация носит принципиально нестатусный характер. Соответственно коммуникативная, интеграционная функция преобладает» [3, с. 17]. А.К. Байбурин утверждает, что этикет выступает в качестве одного из факторов стабилизации социальных норм поведения, способствуя поддержанию социальной иерархии. Этикетна лишь та ситуация, для которой существенны различия (половые, возрастные, социальные и др.) между участниками общения. Этикет там, где взаимодействуют люди, имеющие разный социальный и коммуникативный статус, без этого этикет не «живет».

Как отмечает Е.Ю. Малькова, интеграционная, коммуникативная функция проявляет себя двояко. С одной стороны, посредством нетикета члены виртуального сообщества выстраивают коллективную идентичность, вырабатывая собственные уникальные правила поведения и тем самым осознают себя как целое, дифференцируясь и противопоставляя себя другим. С другой стороны, нетикет способствует индивидуальной социокультурной идентификации участника коммуникации, т. к. знание и выполнение норм нетикета позволяет индивиду подтвердить принадлежность к данному сообществу, т. е. показать, что он «свой». Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Как заметил В.Е. Гольдин, «у этикетных действий есть функция пароля: он ведет себя так, как мы, - значит, он свой, пароль ему известен» [1, с. 33]. Если один из участников сообщества начинает вести себя иначе, нарушая правила нетикета, могут последовать санкции в виде изгнания из виртуального пространства, «социума», блокировки провинившегося от данного интернет-сервиса. Таким образом, в интернет-коммуникации, как и

в реальном общении, существуют правила и нормы поведения, а усвоение этих групповых норм - успех социализации участников виртуальной среды. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить свое формальное согласие с ними.

Соблюдение этикета является одним из способов группового воздействия на индивида, и общественное мнение выступает сдерживающим элементом, если индивид хочет удержаться в группе, чате, на форуме. Хотя и в реальной социальной среде, и в виртуальной коммуникации, несмотря на анонимность последней, нормы этикета действуют только в том случае, если каждый участник взаимодействия добровольно и сознательно принимает на себя определенные обязательства.

Интернет-сообщество отличается неоднородностью, различиями в национальной, расовой принадлежности, социальном происхождении, уровне культуры и образовании, возрастным диапазоном. Интернет-коммуникация в современном обществе открыта для людей, которые не обладают высоким уровнем образования, культуры, не получили соответствующего воспитания, а иногда страдают расстройством психики. У этого контингента людей отсутствует понятие о нетикете, или же они не собирается его соблюдать. Другой контингент пользователей с достаточно высоким уровнем образования намеренно желает поупражняться в своем остроумии, выделиться, соригинальничать, сострить, самовыразиться под маской, пользуясь определенной анонимностью коммуникаций в Сети. Отсюда закономерно возникают те этические проблемы, с которыми приходится сталкиваться в интернет-пространстве.

В рамках сетевых сообществ устанавливаются четкие правила, которые в соответствии с локальными потребностями и условиями регулируют отношения в группе, причем сами индивиды могут менять эти правила. Существует система санкций, которые налагаются на участника сообщества в случае нарушения им принятых правил поведения, и самая жесткая из всех - своеобразное изгнание из сообщества, группы, социума, виртуального пространства. Это наказание позволяет сделать вывод о том, что нетикет не только существует в интернет-пространстве, но и действует, так же, как и этикет в реальном общении.

Этика и этикет интернет-среды - это своего рода моральные и этикетные принципы. В свою очередь, принципы и нормы, лежащие в основе нетикета виртуального мира, не так силь-

но отличаются от традиционных норм этикета. Специфика сетевого общения и интернет-коммуникации базируется на реальной жизни. Наряду с универсальными морально-этическими нормами и правилами общего этикета существует ряд специфических требований, правил и норм нетикета, которые регулируют процесс коммуникации и воплощают социальные ожидания применительно к поведению индивида как члена определенного виртуального сообщества. В основе нетикета лежат принципы равноправия, справедливости и взаимного уважения. Таким образом, можно утверждать, что модели взаимодействия и механизмы их регуляции как интернет-коммуникации, так и реального общения по большому счету совпадают за исключением некоторых особенностей сетевого пространства.

Список литературы

1. Гольдин E^. Речь и этикет. M.: Просвещение, 1983.

2. Лазар M.R Сетевой этикет как форма регуляции виртуальной коммуникации // Уч. зап. Рос. гос. гидрометеоролог. ун-та. 2006. № 3. С. 184-193.

3. Maльковa ETO. Этические проблемы виртуальной коммуникации: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. СПб., 2004.

4. Mорослин П.В. Eca ли речевой этикет в Интернете? // Рус. речь. 2009. № 4. С. 50-54.

5. Протанская E.C Профессиональная этика. Mорaльнaя пропедевтика делового поведения. СПб.: Aлетейя, 2003.

6. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Aвaлон, Aзбyкa-классика, 2006.

7. Encyclopedia of distributed learning / ed. by A. Di Stefano, K.E. Rudestam, R.J. Silverman. London: Sage Publications, 2004.

8. Shea V. Netiquette. San Francisco: Albion Books, 1994.

* * *

1. Gol'din E.V. Rech' i etiket. M.: Prosveshchenie, 1983.

2. Lazar M.G. Setevoj etiket kak forma regulyacii virtual'noj kommunikacii // Uch. zap. Ros. gos. gid-rometeorolog. un-ta. 2006. № 3. S. 184-193.

3. Mal'kova E.Yu. Eticheskie problemy virtual'noj kommunikacii: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. SPb., 2004.

4. Moroslin P.V. Est' li rechevoj etiket v Internete? // Rus. rech'. 2009. № 4. S. 50-54.

5. Protanskaya E.S. Professional'naya etika. Mo-ral'naya propedevtika delovogo povedeniya. SPb.: Aletejya, 2003.

6. Yakovlev I. P. Klyuchi k obshcheniyu. Osnovy teorii kommunikacij. SPb.: Avalon, Azbuka-klassika, 2006.

языкознание

Etiquette patterns of behavior in modern Internet communication

The article describes the current processes of communication, in particular, the problem of speech etiquette in Internet communication. The author highlights some peculiarities and differences of netiquette and traditional speech etiquette. The conclusion is drawn that the interaction models and the mechanisms of their regulation mostly coincide in Internet communication and real-life interaction, with the exception of some specificities of the network space.

Key words: Internet behavior, Internet communication, netiquette, etiquette model of behavior, Internet communities.

(Статья поступила в редакцию 20.02.2019)

Н.А. шЕвчЕНКо (Мурманск)

тема поэта и поэзии И ЕЕ лексическая репрезентация в стихах мурманского поэта н.в. Колычева

Рассматривается тема поэта и поэзии в творчестве известного мурманского поэта Н.В. Колычева. Анализируются лексические средства воплощения образа поэта, семантическое поле «Поэзия».

Ключевые слова: поэзия Н.В. Колычева, тема поэта и поэзии, художественный образ поэта, семантическое поле «Поэзия».

тема поэта и поэзии традиционна в творчестве русских поэтов. Это обусловлено стремлением осознать себя как творца, осмыслить значение своих стихов в собственной жизни и литературном контексте. В филологии названная тема неоднократно рассматривалась на материале творчества авторов Х1Х-ХХ вв. Современные исследователи также обращаются и к этой теме, и к художественному воплощению образа поэта, и к проблеме функционирования лексемы поэт [1; 6; 7].

Николай Владимирович Колычев (19592017) - известный мурманский поэт, член Со-

О Шевченко H.A., 2019

юза писателей России, лауреат Большой литературной премии России (2009 г.). Признанному мастеру поэтического слова Н.В. Колычеву также не чужды размышления о роли поэта в мире, о своем призвании.

Целью данной статьи является анализ лексических средств воплощения образа поэта в стихах Н.В. Колычева. В связи с этим важно рассмотреть характерные черты этого литературного персонажа.

В ряде произведений Н.В. Колычева в символической форме определено место поэта в мире. Стихотворение «Устами ста дорог свистят пустоты века...» [5] представляет поэта одним из многих живущих на земле. Автор рисует безрадостную картину существования человека в современном мире. Аллегорический пейзаж планеты пугает своей безнадежностью. В мире царит вселенская пустота, все в прошлом, все погружено в вековой сон и забвение, и на этом фоне растерзанный, ослепший человек горько сожалеет о гибели Слова. таков удел настоящих поэтов: непонимание, забвение, поругание. Поэт - это вчерашний человек, у него нет будущего.

В диптихе «На земле, где кончается все» также дана картина гибели мира. В первом стихотворении появляется «хрипящий пророк», предвещающий голод, смерть разума, превращение человека в зверя и его смерть. Но, как известно, нет пророка в своем отечестве, и здесь он не был услышан:

Но никто не хотел отвечать

И спасать обреченный народ [3, с. 209].

И далее (второе стихотворение) на землю приходит смерть. Мы слышим стоны потерявшей сон ночи, видим появление огнедышащего зверя. Повторяющаяся с небольшими изменениями строка «На земле, где кончается все» -трагический рефрен этих мрачных стихов.

В пророке Колычева угадывается поэт. Если провести параллель с пушкинским пророком, то можно утверждать, что «глаголом жечь сердца людей» современный пророк не будет, потому что умирает вместе со всеми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современный мир не несет радости и вдохновения, это угнетает, и Н. Колычев пишет о муках рождения стихов и даже об их гибели и похоронах. Надрывно звучит признание «не-допоэта, изрыгнувшего стихов недоноски»:

Думы о всечеловеческой гибели

Больше не можется в сердце вынашивать

(«Похороны стихов») [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.