Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА'

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЦИФРОВОЙ РЫНОК / ЭТИЧЕСКИЕ РИСКИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЭТОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Г. В.

Актуальность темы обусловлена тем, что с одной стороны, цифровая трансформация университета является необходимым условием для развития и устойчивости образовательной организации в динамично развивающихся условиях современного общества. С другой стороны, цифровизация процесса обучения и административной деятельности университета, основанная на алгоритмизации и автоматизации, лишает образование «человекомерности»; закрывает возможность культивирования норм и ценностей университетского этоса; преобразует «негласный кодекс», устанавливающий «стиль жизни» участников образовательного процесса; фундаментально изменяет цель и задачи университета и превращает его в субъект цифрового рынка. В статье, на основе анализа основных аспектов цифровизации высшего образования, выявлены трудности и этические риски цифровой трансформации классического университета; определены перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании и становления «цифрового университета». Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на происходящую трансформацию, для сохранения университетом своей ниши в системе образования будущего, необходимо, что бы у преподавателя оставалась возможность реального общения со студентами, возможность передачи знания и контроля над его усвоением, а также культивирования норм и ценностей университетского этоса. Это видится возможным лишь при сохранении автономности преподавателя, творческом использовании цифровых технологий, модернизации методики преподавания и совместной работы субъектов образовательной деятельности университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL ASPECTS OF THE UNIVERSITY'S DIGITAL TRANSFORMATION

The relevance of the topic is due to the fact that, on the one hand, the digital transformation of the university is a necessary condition for the development and sustainability of an educational organization in the dynamically developing conditions of modern society. On the other hand, digitalization of the learning process and administrative activities of the university, based on algorithmization and automation, deprives education of "human dimension"; closes the possibility of cultivating norms and values of the university ethos; transforms the "unspoken code" that establishes the "lifestyle" of participants in the educational process; fundamentally changes the purpose and objectives of the university and turns it into a subject of the digital market. The article, based on the analysis of the main aspects of digitalization of higher education, identifies the difficulties and ethical risks of the digital transformation of a classical university; identifies the prospects for the use of digital technologies in higher education and the formation of a "digital university". The author comes to the conclusion that, despite the ongoing transformation, in order for the university to preserve its niche in the education system of the future, it is necessary that the teacher has the opportunity to communicatewith students, the possibility of transferring knowledge and control over its assimilation, as well as cultivating the norms and values of the university ethos. This seems possible only with the preservation of the teacher's autonomy, the creative use of digital technologies, the modernization of teaching methods and the collaboration of the subjects of the university's educational activities.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА»

Г. В. Валеева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

УНИВЕРСИТЕТА

Актуальность темы обусловлена тем, что с одной стороны, цифровая трансформация университета является необходимым условием для развития и устойчивости образовательной организации в динамично развивающихся условиях современного общества. С другой стороны, цифровизация процесса обучения и административной деятельности университета, основанная на алгоритмизации и автоматизации, лишает образование «человекомерности»; закрывает возможность культивирования норм и ценностей университетского этоса; преобразует «негласный кодекс», устанавливающий «стиль жизни» участников образовательного процесса; фундаментально изменяет цель и задачи университета и превращает его в субъект цифрового рынка. В статье, на основе анализа основных аспектов цифровизации высшего образования, выявлены трудности и этические риски цифровой трансформации классического университета; определены перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании и становления «цифрового университета». Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на происходящую трансформацию, для сохранения университетом своей ниши в системе образования будущего, необходимо, что бы у преподавателя оставалась возможность реального общения со студентами, возможность передачи знания и контроля над его усвоением, а также культивирования норм и ценностей университетского этоса. Это видится возможным лишь при сохранении автономности преподавателя, творческом использовании цифровых технологий, модернизации методики преподавания и совместной работы субъектов образовательной деятельности университета.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, высшее образование, трансформация, цифровой университет, цифровой рынок, этические риски, университетский этос

G. V. Valeeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

ETHICAL ASPECTS OF THE UNIVERSITY'S DIGITAL TRANSFORMATION

The relevance of the topic is due to the fact that, on the one hand, the digital transformation of the university is a necessary condition for the development and sustainability of an educational organization in the dynamically developing conditions of modern society. On the other hand, digitalization of the learning process and administrative activities of the university, based on algorithmization and automation, deprives education of "human dimension"; closes the possibility of cultivating norms and values of the university ethos; transforms the "unspoken code" that establishes the "lifestyle" of participants in the educational process; fundamentally changes the purpose and objectives of the university and turns it into a subject of the digital market. The article, based on the analysis of the main aspects of digitalization of higher education, identifies the difficulties and ethical risks of the digital transformation of a classical university; identifies the prospects for the use of digital technologies in higher education and the formation of a "digital university". The author comes to the conclusion that, despite the ongoing transformation, in order for the university to preserve its niche in the education system of the future, it is necessary that the teacher has the opportunity to communicate

with students, the possibility of transferring knowledge and control over its assimilation, as well as cultivating the norms and values of the university ethos. This seems possible only with the preservation of the teacher's autonomy, the creative use of digital technologies, the modernization of teaching methods and the collaboration of the subjects of the university's educational activities.

Keywords: digitalization, digital technologies, higher education, transformation, digital university, digital market, ethical risks, university ethos

DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -1 -65-74

Основным трендом эффективного развития современного общества является цифровизация и внедрение инновационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности человека и социальные институты. Обусловлено это тем, что «цифра» способна создать «бескрайнее поле новых технологических и коммуникативных возможностей» [10, с. 49]; обеспечить экономический рост, появление новых специалистов и рабочих мест; повысить качества услуг, сформировать «цифровую зрелость» и т.д. Сфера образования так же подверглась цифровой трансформации, которая выявила множество проблем, в том числе этического характера, «способных поставить под сомнение само существование образования, особенно в традиционном университетском его понимании» [12]. Тенденция цифровизации в системе высшего образования, постепенно распространяющаяся на образовательные и управленческие процессы, ведет к появлению «цифрового университета» - учебного заведения нового формата, отвечающего за организацию обучения в современных условиях.

Целью настоящего исследования является рассмотрение этических аспектов текущей трансформации классического университета в цифровой.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

• рассмотреть основные аспекты цифровизации высшего образования;

• выявить трудности и этические риски перехода классического университета в цифровой;

• определить перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании и становления «цифрового университета».

Научная новизна исследования определена тем, что на основании выявленных трудностей и этических рисков цифровой трансформации классического университета, определены перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании и становления «цифрового университета».

Теоретическая база исследования: нормативные документы [8; 11]; публикации современных исследований [1; 3; 4; 5; 6; 7; 9; 10; 12; 13; 14]; публикации периодических изданий [2].

Цифровые технологии, коренным образом изменившие окружающую действительность, уже несколько десятков лет используются в высшей школе. Так, реализация образовательных программ осуществлялась при помощи online -систем обучения, online-тестирования, обучающих аудио- и видео-, электронных email-сообщений и т.д. Однако, с развитием инновационных технологий и появлением цифровой экономики, изменились требования к будущим специалистам и формам организации учебного процесса. В приоритетном проекте в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ»

указано, что для подготовки компетентных и конкурентоспособных кадров «необходимо модернизировать систему образования ... привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики ... внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни» [8].

Как видим, указанные в проекте требования ведут к созданию принципиально новой системы образования, направленной на создание компетенций будущего и непрерывного, доступного образования. Такая модель видится возможной лишь при использовании инноваций. Так, к современным цифровым технологиям, дающим новые возможности для развития и устойчивости университета, можно отнести:

• e-learning (дистанционные формы обучения);

• online-курсы (MOOC - открытые и SPOC - закрытые);

• blended learning (смешанные формы обучения);

• learning through open data (обучение с помощью открытых баз данных);

• learning from animations (обучение с использованием анимации);

• online-лаборатории;

• геймификация (введение в процесс обучения элементов игры);

• облачные технологии (Web 3.0);

• online-симуляторы и тренажеры;

• artificial intelligence in education (искусственный интеллект);

• автоматизированные системы управления образовательной организацией и т.д.

Применение указанных технологий позволяет говорить о дигитализации образования [13] как процессе перевода обучения, обучающих методов и административной деятельности ВУЗа из аналоговой (очной) среды в виртуальную реальность или «цифровой университет». Согласно «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования», цифровой университет - это долгосрочный проект, целью которого является «создание и развитие цифровых сервисов в сфере науки и высшего образования . направленных на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса» [11]. Исследователи сходятся во мнении о том, что речь идет о становлении новой институциональной модели университета, кардинально отличающейся от классической. Если прежде цифровые технологии применялись как средства усовершенствования образовательного процесса и имели зависимость от целей и ценностных установок, принятых в ВУЗе, то в настоящее время дигитализация выступает как социальный процесс, а образование - как инструмент его обслуживания. А. А. Сычев, анализируя будущее университетов в условиях тотальной цифровизации, отмечает, что «деятельность университета в таком понимании подчинена экономической конъюнктуре и требованиям цифровизации общества» [12, с. 13-14]. В данном случае, цель трансформации заключается в развитии инновационных технологий, обеспечивающих

конкурентоспособность университета, отвечающего за подготовку компетентных кадров для цифровой экономики, которые обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Характерные для традиционного университетского образования ценности: передача знания и контроль над его усвоением, совместный поиск истины, всесторонне развитие личности, единство преподавания и исследования, служение в профессии, добросовестность, честность, академическая свобода [1, 6, 10, 12] уходят на второй план, так как «ключевые направления развития не предполагают качественного развития гуманитарного знания, а критерии качества цифровой трансформации образования носят сугубо количественный, технический характер» [12, с. 14]. Эффективность, доступность, мобильность, технологичность, экономичность - являются преобладающими критериями цифрового образования. Современный университет, приспосабливаясь к цифровой реальности, изменяет свои цели и задачи, и становится субъектом цифрового рынка.

Стоит заметить, что пандемия новой коронавирусной инфекции (Covid-19) ускорила процесс цифровой трансформации высшей школы и определила, как успешные практики перехода образования в виртуальную реальность, так и риски. Каждый университет «получил уникальный опыт проживания ситуации, исходя из особенностей своего бэкграунда» [1, с. 122], однако, исследователи выделяют преимущества и недостатки нового опыта работы в формате online специфичные практически для всех высших учебных заведений.

Характерной чертой современного общества является возрастающее значение информации, а ключевым ресурсом развития - знание [5] (научное, технико-технологическое, знание правил пользования цифровыми технологиями, и т.д.). Университет - это не только транслятор знания, это само знание, которое не сводится к информации. Знание в отличие от информации - «человекомерно», поскольку его получение и дальнейшее использование предполагает обсуждение, дискуссию, аргументацию, что не является возможным без личного общения между преподавателем и студенческой аудиторией [14]. Цифровые технологии, с одной стороны, способны предоставить открытый доступ к знанию, совершить революцию в передаче знания и вывести образование на качество новый уровень [12]. С другой стороны, цифровизация высшего образования создает виртуальную модель учебного процесса, лишенную «университетского дидаскала» (совместного производства знания), рефлексии и дискурса, «контекстов для многократного рождения» знания и разрушает «сакральность» его постижения. А. Ю. Согомонов уверен, что использование цифровых технологий, особенно «умных машин» и искусственного интеллекта, способно уничтожить традиционную университетскую культуру, его прежние цели и сформировать новую ценностно-нормативную среду [10].

Виртуальное образовательное пространство, лишенное атрибутов традиционного образования, изменяет отношение студентов к учебе, преподавателю и к университету в целом.

Ценностная установка вынужденного online-обучения, заключающаяся в том, что использование цифровых технологий направлено на формирование у студентов, отлично ими владеющими, способностей к самообучению, мотивации

и успешному усвоению образовательной программы, потерпела поражение. Большинство студентов пренебрежительно отнеслись к исполнению своего долга: анонимные аватары вместо реального присутствия на опНпе-занятии; подмена интеллектуального поиска фрагментами готовых решений; фальсификация научных результатов с помощью «машинного перевода» и т.д. Следовательно, широкий доступ к цифровому образовательному контенту, порождает установку к работе с готовой информацией: не читать и анализировать, а искать готовое решение/ответ на поставленную задачу, что закрывает возможность развития критического мышления, креативности, аналитических способностей.

Кроме того, сведение преподавателя к «цифровому тьютору» снижает не только творческую активность студентов и провоцирует интеллектуальный коллапс, но и влечет за собой неуважительное отношение к его труду и профессии в целом. Это проявляется в отсутствии субординации, падении общепринятых норм общения и поведения; нарушении дисциплины во время проведения опНпе-занятия и т.д. Из этого следует, что для современных студентов виртуальное образовательное пространство выступает неким «полем готовой информации и развлечений», в котором сосредоточиться на продуктивной работе им достаточно сложно, тогда как для преподавателя - это «поле работы и труда», где взаимодействие происходит в деловом стиле, чуждым для студенческой аудитории [7]. Вместе с тем, исследователи отмечают, что «цифра» предъявляет новые требования к преподавателям, в том числе к стилистике, корректности и дистанции в общении со студентами: «не риск получить обвинения в нарушении прав..., оскорблении каких-либо их чувств, в харрасменте и т.п., а именно понимание и признание за молодыми людьми их достоинства и прав» [14, с. 89]. Игнорирование требований, продиктованных цифровой трансформацией высшего образования, «разрушает университетский конструктивный этос, снижает доверие и лояльность студентов по отношению к университету, профессуре» [14, с. 89].

В условиях цифровой трансформации университета, как отмечает А. В. Прокофьев, происходит изменение и обязанностей преподавателя, которые «классифицируются в соответствии с вопросами: «чему учить?», «как учить?», «как оценивать?»» [6, с. 31].

Обязанностью профессорско-преподавательского состава в соответствии с первым вопросом, является сохранение академической свободы и творческой деятельности. Цифровые технологии, такие как, например, опНпе-курсы (МООС), вполне могут ограничить право выбора форм и методов работы в виртуальном образовательном пространстве. Алгоритмизация и стандартизация высшего образования, ограничение академической свободы и автономии превращают преподавателя в «оператора цифрового образовательного взаимодействия», исполняющего задачи, которые перед ним ставят администрация ВУЗа, цифровое общество и государство [12]. Важно отметить, если снизить роль «живого» общения и свести лишь к алгоритмизации педагогическую деятельность (размещение в электронную оболочку учебного контента, формирование электронной базы тестовых заданий и т.д.), то «цифра» вполне может заменить преподавателя, а опНпе-курсы повысить эффективность обучения. Однако, не все

студенты смогут самостоятельно без вмешательства преподавателя и контроля с его стороны, выполнить и усвоить соответствующие знания, навыки и умения. Отсюда следует следующая задача университетского преподавателя («как учить?»), осуществляющего свою деятельность в виртуальной реальности: «сохранение в новых условиях возможностей... межличностного контакта между преподавателем и студентами; ... локализованное™ преподавания; соблюдение этических границ при использовании образовательной аналитики» [6, с. 31]. Это видится возможным благодаря: разработкам новых методов и форм проведения занятий с использованием инновационных технологий, которые обладают мощным коммуникативным ресурсом и способны усилить содержательный аспект преподавания; принятию новых ценностных установок (равенство в освоении цифровых образовательных технологий, желание развиваться, взаимное доверие, совместная работа в виртуальной реальности) [7].

Отвечая на вопрос «как оценивать?» в условиях цифровой трансформации университета, Прокофьев акцентирует внимание на необходимости поиска «способов формирования культуры академической честности и этически обоснованных методов наблюдения за выполнением отчетных заданий» [6, с. 31]. Система опНпе-прокторинга выполненных студентами заданий предполагает использование искусственного интеллекта и прокторинговых опНпе-платформ, которые могут породить такие этические проблемы как: сохранение доверительных отношений между преподавателем и студенческой аудиторией, защита автономии и границ личного пространства студента и т.д. [6].

В условиях цифровой трансформации университета изменяется и административно-управленческая деятельность: появляется электронное расписание; электронные рабочие программы и учебные планы; роботизированная аналитика успеваемости студентов и научной активности профессорско-преподавательского состава; электронный деканат, выполняющий функцию «единого окна» для студентов и т.д. Указанные инновации, несомненно, являются неотъемлемым компонентом проекта «Цифровой университет», и направлены на «формирование ключевых компетенций цифровой экономики и на управление учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории» [3]. Однако, важным остается то, что «умные машины» и искусственный интеллект лишены моральной рефлексии: являясь лишь «репликой рационального разума», принципиально и честно выдают свое решение и чисто технически делают выбор за человека [9]. Тем не менее, по словам заместителя руководителя Администрации президента Российской Федерации, Д. С. Пескова: «ни электронное расписание, ни элементы онлайн-образования сами по себе не делают университеты цифровыми. Трансформация должна затронуть суть учебного процесса, повысить качество итогового образовательного результата и мотивацию студентов и преподавателей» [2].

Таким образом, цифровая трансформация высшего образования способствует эффективному обучению и развитию университета в современных условиях:

• студенты становятся непосредственными участниками учебного процесса в online-формате;

• преподаватели могут изменять методы обучения за счет использования цифровых технологий, персонализированного обучения и широкого спектра инновационных стратегий преподавания;

• более гибкой становится административно-управленческая деятельность за счет привлечения искусственного интеллекта и использования автоматизированных систем управления;

• «новые информационные технологии трансформируют пространственные границы образовательной среды» [4, с. 162], благодаря чему появляется возможность сетевой модели взаимодействия ВУЗов и совместных научных проектов.

Вместе с тем, цифровая трансформация процесса обучения и административной деятельности университета основанная на алгоритмах, роботизации и автоматизации, лишает образование «человекомерности»; закрывает возможность привнесения и культивирования норм и ценностей университетского этоса, «ориентирующих научно-образовательную деятельность университета» [1, с. 122]; преобразует «негласный кодекс», устанавливающий стиль жизни, общения и деятельности участников образовательного процесса; ограничивает академическую свободу профессорско-преподавательского состава; изменяет не только внутренние, но и внешние отношения образовательной организации; фундаментально изменяет цель и задачи университета и превращает его в субъект цифрового рынка.

Научному сообществу стоит принять тот факт, что цифровые технологии будут только развиваться и становление виртуального образовательного пространства «цифрового университета» - это новая реальность современного цифрового общества. Однако, для того чтобы университету сохранить свою нишу в системе образования будущего, несмотря на происходящую трансформацию, необходимо, что бы у преподавателя оставалась возможность реального общения со студентами, возможность передачи знания и контроля над его усвоением, а также культивирования норм и ценностей университетского этоса. Это становится возможным лишь при творческом использовании цифровых технологий, сохранении автономности преподавателя, модернизации методики преподавания и совместной работы субъектов образовательной деятельности университета.

Литература

1. Богданова М. В., Бакштановский В. И. Цифровизация образования и университетская этика - две вещи совместны ли? // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 20-146.

2. Дмитрий Песков: цифровой университет - это не только онлайн-курсы [Электронный ресурс] // Vogazeta.ru : сайт. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/10/2/quality_of_education/9713-

dmitriy peskov tsifrovoy universitet eto ne tolko onlayn kursy (дата обращения: 10.01.2022).

3. Кузина Г. П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «Цифровой университет» [Электронный ресурс] // E-management. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-tsifrovoy-transformatsii-klassicheskogo-universiteta-v-tsifrovoy-universitet (дата обращения: 10.01.2022).

4. Мелешко Е. Д. Трансгуманистические ценности в цифровой этике образования // Материалы XII международной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2020. Философия. Этика. Практика» (Санкт-Петербургский государственный университет, 19-21 ноября 2020 г.). СПб.: Сборка, 2020. С. 162-163.

5. Новиков А. П. Постиндустриальное общество - общество знаний [Электронный ресурс] // Агроинженерия. 2008. № 6-2. С. 7-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postindustrialnoe-obschestvo-obschestvo-znaniy (дата обращения: 10.01.2022).

6. Прокофьев А. В. Этика профессора в цифровом университете // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58.С. 31-53.

7. Скворцов А. А. Этика в цифровом образовании: как «любовь к дальнему» развивает «любовь к ближнему» // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57.С. 64-73.

8. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации [Электронный ресурс] : сайт / Минобрнауки РФ. 2017-2022. URL: http://neorusedu.ru (дата обращения: 10.01.2022).

9. Согомонов А. Ю. Цифровая этика для цифрового образования в цифровом мире // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 17-30.

10. Согомонов А. Ю. Цифровой университет в информационном обществе: этические аспекты цифровой трансформации // Ведомости прикладной науки. 2021. № 57. С. 48-63.

11. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электронный ресурс] // Minobrnauki.gov.ru : офиц. сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.p df (дата обращения: 10.01.2022).

12. Сычев А. А. Будущее университетского образования в условиях цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 9-16.

13. Топоров Д. А. Дигитализация образования: за и против, перспективы // Педагогика. 2018. № 6. С. 109-116.

14. Тульчинский Г. Л. Университетская этика и этикет в условиях цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 86-90.

References

1. Bogdanova M. V., Bakshtanovskiy V. I. Tsifrovizatsiya obrazovaniya i universitetskaya etika - dve veshchi sovmestny li? [Digital Education And University Ethics: are they Compatible?]. Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 57. Pp. 20-146. [in Russian]

2. Dmitriy Peskov: tsifrovoy universitet - eto ne tol'ko onlayn-kursy [Dmitry Peskov: digital university is not only online courses] Vogazeta.ru: website. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/10/2/quality of education/9713-

dmitriy peskov tsifrovoy universitet eto ne tolko onlayn kursy (accessed: 10 January 2022) [in Russian]

3. Kuzina G. P. Kontseptsiya tsifrovoy transformatsii klassicheskogo universiteta v «Tsifrovoy universitet» [The Concept of a Digital Transformation of a Traditional University to A "Digital University"]. cyberleninka.ru: website, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-tsifrovoy-transformatsii-klassicheskogo-universiteta-v-tsifrovoy-universitet (accessed: 10 January 2022) [in Russian]

4. Meleshko E. D. Transgumanisticheskiye tsennosti v tsifrovoy etike obrazovaniya [Transhumanist values in the digital ethics of education]. Materialy XII mezhdunarodnoy konferentsii «Teoreticheskaya i prikladnaya etika: traditsii i perspektivy - 2020. Filosofiya. Etika. Praktika» (Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet, 19-21 noyabrya 2020 g.) [Proceedings of the XII International Conference "Theoretical and Applied Ethics: Traditions and Prospects - 2020. Philosophy. Ethics. Practice" (St. Petersburg State University, November 19-21, 2020)]. St. Petersburg: Sborka publ., 2020. Pp. 162-163. [in Russian]

5. Novikov A. P. Postindustrial'noye obshchestvo - obshchestvo znaniy [Post-industrial society - knowledge society]. cyberleninka.ru: website. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postindustrialnoe-obschestvo-obschestvo-znaniy (accessed: 10 January 2022) [in Russian]

6. Prokofyev A. V. Etika professora v tsifrovom universitete [Ethics of a professor at a digital university]. 2021. Issue 58. Pp. 31-53. [in Russian]

7. Skvortsov A. A. Etika v tsifrovom obrazovanii: kak «lyubov' k dal'nemu» razvivayet «lyubov' k blizhnemu» [Ethics in Digital Education: How "Love for the Distant" Develops "Love for the Neighbor"]. Vedomostiprikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 57. Pp. 64-73. [in Russian]

8. Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiyskoy Federatsii [Modern digital educational environment in the Russian Federation]. http://neorusedu.ru: website. URL: http://neorusedu.ru/about (accessed: 10 January 2022) [in Russian]

9. Sogomonov A. Yu. Tsifrovaya etika dlya tsifrovogo obrazovaniya v tsifrovom mire [Digital ethics for digital education in a digital world]. Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 58. Pp. 17-30. [in Russian]

10. Sogomonov A. Yu. Tsifrovoy universitet v informatsionnom obshchestve: eticheskiye aspekty tsifrovoy transformatsii [Digital University in the Information Society: Ethical Aspects of Digital Transformation]. Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 57. Pp. 48-63. [in Russian]

11. Strategiya tsifrovoy transformatsii otrasli nauki i vysshego obrazovaniya [Strategy for digital transformation of science and higher education]. https://minobrnauki.gov. ru: website. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.p df (accessed: 10 January 2022) [in Russian]

12. Sychev A. A. Budushcheye universitetskogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii [The future of university education in the context of digitalization].

Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 58. Pp. 9-16. [in Russian]

13. Toporov D. A. Digitalizatsiya obrazovaniya: za i protiv, perspektivy [Digitalization of education: pros and cons, prospects]. Pedagogika [Pedagogy]. 2018. Issue 6. Pp. 109-116. [in Russian]

14. Tul'chinskiy G. L. Universitetskaya etika i etiket v usloviyakh tsifrovizatsii [University ethics and etiquette in the context of digitalization]. Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 58. Pp. 86-90. [in Russian]

Статья поступила в редакцию 08.02.2022 Статья допущена к публикации 15.03.2022

The article was received by the editorial staff08.02.2022 The article is approved for publication 15.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.