УДК 37.091.33:004.5:172+378.66(470.41-25)
Проблемы цифровой этики высшего образования (на примере Казанского ГМУ)
The problems of digital ethics in higher education (using Kazan SMU as an example)
Рябова Т.В., ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, tatry@rambler. ru
Ryabova T., Kazan State Medical University, tatry@rambler.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.009
Ключевые слова: цифровая этика, цифровизация образования, «цифровые ассистенты», взаимодействие преподаватель - студент, высшее образование.
Keywords: digital ethics, digitalization of education, "digital assistants", teacher-student interaction, higher education.
Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена проблемой отсутствия системной области научного знания, всесторонне исследующего цифровизацию образования в период пандемии COVID-19.
Цель данной статьи - выявление проблем цифровой этики высшего образования, обусловленных переструктурированием классической образовательной среды, изменением образовательного пространства, норм и правил поведения преподавателей во взаимодействии со студентами, коллегами, администрацией.
Ведущими методами исследования проблем являлись анализ педагогических, психологических источников, периодических профессиональных изданий, общенаучные идеи системного подхода. Экспериментальная часть заключалась в проведении опросов, бесед со студентами, преподавателями, администрацией Казанского ГМУ.
В статье рассмотрены некоторые этические проблемы, связанные с использованием цифровых информационных потоков внутри образовательной среды. Изменение способов коммуникации со студентами (на примере «цифровых» ассистентов преподавателя), внедрение новых методов преподавания (на примере технологии «равный - равному» (peer - to - peer), повышение контроля за деятельностью преподавателя со стороны администрации требуют пересмотра норм и правил профессиональной этики преподавателя высшей школы.
В статье даются рекомендации о необходимости разработки нового этического кодекса, учитывающего использование цифровых технологий в образовательных учреждениях. А также организации мастер - классов для преподавателей по выстраиванию этичных взаимоотношений со студентами, коллегами, администрацией с учетом новых реалий.
Материалы статьи представляют практическую ценность для преподавателей высших учебных заведений, администрациям вузов, исследователям, занимающихся данной проблематикой.
Abstract. The urgency of this study is caused by the problem of absence of the field of scientific knowledge examining comprehensively the digitalization of education in the period of COVID-19 pandemic.
The aim of this article is to reveal the problems of digital ethics in higher education due to reorganization of classical educational environment, change of educational environment, behavioral norms and rules for teachers in interaction with students, colleagues, and authorities.
The leading methods of the problems' study were analysis of pedagogical, psychological sources, professional periodicals, and general scientific ideas of system approach. The experimental part consisted in carrying out surveys, conversations with students, teachers, and authorities of the Kazan SMU.
The article deals with some ethical problems associated with application of digital information flows within the educational environment. The change of ways of communication with students (as exemplified by "digital" assistant teachers), the introduction of new methods of teaching (as in the case of "peer - to - peer" techniques), exercising stronger control of the teacher's activities by the authorities require the revision of norms and rules of professional ethics of a teacher in higher education.
Recommendations on the necessity of developing a new code of ethics, considering the application of digital technologies in educational institutions, as well as arrangement of master classes for teachers on building up ethical relationships with students, colleagues, and authorities with account of new realities are given in the article.
The materials of the article are ofpractical relevance for the teachers of higher educational institutions, university authorities, and researchers dealing with these issues.
Введение. Актуальность данного
исследования обусловлена проблемой отсутствия системной области научного знания, всесторонне исследующего цифровизацию образования в период пандемии СОУГО-19. Ещё в «доковидный» период, до форс - мажорного перехода в дистанционный формат обучения, Е.Ю. Левина показала необходимость создания новой образовательной парадигмы, способной преодолеть кризисные проявления в образовании в условиях цифровизации, проанализировала направления педагогических исследований с сфере цифровизации [1]. Цифровая этика современного высшего образования выходит за пределы классической педагогики, базирующаяся на философии образования, психологии, этики, информатики, кибернетики.
Цель данной статьи - выявление проблем цифровой этики высшего образования, обусловленных переструктурированием
классической образовательной среды, изменением образовательного пространства, норм и правил поведения преподавателей во взаимодействии со студентами, коллегами, администрацией на примере Казанского ГМУ.
Материалы и методы исследования. Ведущими методами исследования проблемы являлись анализ педагогических,
психологических источников, периодических профессиональных изданий, общенаучные идеи системного подхода. Экспериментальная часть заключалась в проведении опросов, бесед со студентами, преподавателями, администрацией Казанского ГМУ.
Д.А. Алексеева, И.Ю. Алексеева рассматривают перспективы изменения роли и статуса университетского преподавателя с учетом проекта цифровизации образования [2]. Кроме вопроса о функциях преподавателя, авторы предупреждают об опасности превращения «цифровой педагогики» в средство манипуляции студентом. Вместе с тем многократное увеличение нагрузки на преподавателя и возможность манипуляции со стороны студентов. Например, среди проблем дистанционного обучения на платформе МООБЬБ отмечались массовое копирование заданий, огромное количество работ студентов на проверке.
М.В. Богданова, В.И. Бакшатновский акцентируют внимание на факторах морального
свойства, влияющие на качество научно-образовательной деятельности в эпоху пандемии COVID-19 [3]. Они показывают, что ценности университетской этики (в том числе служение в профессии, саморегулирование, моральный выбор) сохраняют для образовательной деятельности в онлайн значение базовых ориентиров. Выявленные «слепые пятна» и «зоны роста» в новой ситуации работы университета требуют согласования моральных ориентиров в профессии.
О.А. Донских, анализируя резкое повышение уровня контроля со стороны создателей обучающих платформ, подчеркивает, что обучение в цифровом формате позволяет осуществлять полный контроль над личностью
[4]. Т.В. Рябова, Р.Г. Петрова Р.Г. отмечают, что 63,6% опрошенных преподавателей ВУЗов испытали «очень жесткий контроль образовательной деятельности со стороны руководства кафедры и администрации вуза». Контроль со стороны руководства за своей профессиональной деятельностью вызвал у преподавателей полярные чувства. Половина респондентов (50,5%) «отнеслась с пониманием к предпринятым жестким мерам контроля», 19,6% «восприняли все спокойно». У 38,3% опрошенных «жесткий контроль вызвал чувство напряжения», у 14% «раздражение», у 12,1% «чувство унижения достоинства преподавателя»
[5].
К общим принципам профессиональной этики преподавателя высшей школы относятся беспристрастность, объективность,
конфиденциальность, исполнение
профессионального долга и др. Неожиданный переход на дистанционный формат обучения в период пандемии в 2020 году вызвал необходимость введения учебных («цифровых») ассистентов из числа студентов [6]. Они были призваны помогать преподавателям в организации и проведении онлайн мероприятий, оказывать техническую поддержку и консультирование преподавателей. В целом со стороны профессорско-преподавательского состава в адрес «цифровых» ассистентов поступало множество положительных отзывов. Однако возникают морально - этические вопросы, связанные с оценкой учебной деятельности ассистентов, которым заранее
известны правильные ответы тестирования, кейсов, так как они размещают их на портале, могут передать студентам своей группы. Кроме того, взаимодействие и некоторая доля «зависимости» от ассистентов подчеркивает «разрыв» между опытными преподавателями и студентами, принадлежащими к «цифровому поколению».
Широкое распространение, особенно в период дистанционного формата, в системе высшего образования получил метод обучения «равный - равному» (peer - to - peer), при котором источником знаний становится не преподаватель, а студент. С одной стороны, студенты лучше понимают друг друга, свои интересы и потребности. С другой стороны, студенты зачастую готовят презентацию по материалам интернета (а не учебника), не всегда способны акцентировать внимание на приоритетных вопросах, не несут ответственности за ошибки, не умеют выстраивать процесс «обратной связи», что в целом приводит к обесцениванию, снижению качества образования. Здесь, по мнению автора, нужен контроль и сопровождение педагога для обеспечения корректности образовательной деятельности.
J. Sandars, R. Correia, M. Dankbaar, et al. приводят пример создания образовательных ресурсов в период пандемии совместно студентами и преподавателями [7]. По мнению авторов, это способствует пониманию студентами собственной эффективности,
командообразованию, экспериментальному
обучению, получению баллов в портфолио.
М.А. Маниковская, исследуя изменения морально - этических аспектов цифровизации образования, анализирует риски и негативные следствия этого процесса [8]. Автор анализирует преимущества персонализированного
образования, отмечая при этом, что при цифровизации общение «лицом к лицу» сведено к минимуму, а мораль проявляется в отношениях между людьми. Отсутствие живой коммуникации, диалога, дискуссии между преподавателем и студентами превращает обучение к передаче информации без приобретения навыков осмысления, применения полученных знаний, критического мышления, креативности.
И.Р. Гафуров с соавторами считает, что «отсутствие живого общения в условиях онлайн-образования, цифровая имитация традиционных курсов ведут к возникновению проблемы передачи неявного знания, которое неотделимо от человека» [9]. Вследствие дистанционного
формата обучения у студентов наблюдаются низкий уровень эмоциональных связей, эмоционального «заражения», эмпатийные потери, что в дальнейшем может привести к отсутствию умения выстраивать комплаентных взаимоотношения «врач - пациент».
Особенность медицинского образования заключается в том, что формируемые компетенции (коммуникативные навыки, практические манипуляции) будущих медицинских работников связаны с формами обучения, требующими личного присутствия. Р.М. Харвен, Д.М. Лейдлоу подчеркивают, что медицинские преподаватели оказывают большое влияние на опыт, приобретаемый студентами во время прохождения ими учебной программы, на достигаемые ими результаты и на то, какими врачами они в итоге станут [10].
По мнению А.Ю. Алексеевой, З.З. Балкизова, обычно медицинское сообщество «ожесточенно критикует любое применение дистанционных образовательных технологий в медицинском образовании» [11]. Однако форс - мажорные обстоятельства пандемии привели к быстрой реорганизации медицинского образовательного процесса, общекультурные и профессиональные компетенции будущие врачи осваивали в дистанционном формате.
О.В. Лисовский, А.В. Гостимский с соавторами проанализировали проблемы получения и оценки практических навыков медицинских студентов в режиме онлайн [12]. Авторы приводят примеры об оценке некоторых навыков студентов по фотографиям, в то же время оценка формирования практических навыков по инвазивным манипуляциям, а также умений оказания экстренной и неотложной медицинской помощи при использовании дистанционных образовательных технологий является косвенной и требует изучения выживаемости полученных знаний.
L. Mukharyamova, M. Kuznetsov et al. представили результаты использования в Казанском ГМУ инновационной симуляционной технологии CyberPatient [13]. В исследовании делается вывод, что данная технология воспринимается студентами как эффективная в обучении клиническим навыкам, принятии клинического решения, особенно во время пандемии, когда доступ к базам практики ограничен.
Примеры организации обучению
практическим коммуникативным навыкам студентов на онлайн платформе Microsoft Teams представили M. Sudhir, S. Mascarenhas, J.Isaac, J. Alfroukh, et al [14]. Студенты - участники
исследования отметили, что занятия онлайн проходили более интенсивно, они были более сосредоточенными, чем в привычном очном формате обучения.
Сложно оценить формирование и правильность выполнения практических и коммуникативных навыков студентов - медиков, полученных при обучении в дистанционном формате, непросто определить выживаемость знаний, полученных в данный период. Но какие изменения в процессе обучения в дистанционном формате происходят в поведении студента и как это можно оценить?
Результаты исследования. Под руководством первого ректора Казанского ГМУ проф. Л.М. Мухарямовой, сотрудниками Казанского ГМУ в 2019 году разработана оригинальная «Анкета преподавателя для этической оценки поведения студента Казанского ГМУ на клинической базе». При составлении анкеты авторы руководствовались документами:
Международный кодекс медицинской этики (составлен Всемирной Медицинской Ассоциацией); Этический Кодекс Российского врача; Этический кодекс медицинского работника Республики Татарстан; Кодекс студента КГМУ.
Анкета состоит из 5 групп вопросов, направленные на этическую оценку студентов в областях:
1) взаимоотношений с коллегами (студентами) и медицинским персоналом (в том числе с младшим медицинским персоналом) (деловые, уважительные, студент не допускает публично ставить под сомнение знания и квалификацию коллеги (сотрудника), его деловые или личные качества);
2) взаимоотношений с пациентом и его родственниками (студент умеет вести корректный, вежливый разговор, без использования сорных слов, не раздражается, демонстрирует заинтересованность в проблеме пациента);
3) отношения к делу (посещает все занятия, не отвлекается на использование гаджетов и пр., принимает активное участие в занятии, проявляет ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, мотивированность);
4) демонстрации должного примера в отношении здоровья и общественных норм: здоровается с больными, сотрудниками, коллегами, соблюдает чистоту, не допускает антисанитарного поведения (обувь, руки, верхняя одежда, предметы индивидуального питания и др.), не курит, не допускает нестандартной лексики в разговорах с окружающими, помогает недееспособным и др.);
5) аккуратного внешнего вида (чистый деловой медицинский халат, отсутствие лишних аксессуаров, резких парфюмерных запахов, аккуратная прическа, деловая сменная обувь);
Оценка этической компетенции студентов проводилась на клинических базах (медицинских учреждениях) в процессе овладения практическими основами специальности. Анкету заполняли преподаватели Казанского ГМУ и руководители практики на клинических базах однократно в конце семестра. Если поведение студента соответствовало пунктам, описанным в анкете в полном объеме, то обучаемый получал 91 - 100 баллов; соответствовало частично - 70 -90 баллов; не соответствовало - от 0 до 69 баллов.
Было проведено пилотажное исследование в 2019 и 2020 году с участием студенток факультета социальной работы и высшего сестринского образования при прохождении психологической практики в медицинских учреждениях. В анкетировании принимали участие 46 студенток. Принципиальным отличием между студентками групп 2019 и 2020 года было то, что весной 2020 года обучение проводилось полностью в дистанционном формате в период локдауна. При анализе полученных данных выявлено, что студентки в 2019 году активно и результативно выстраивали взаимоотношения с коллегами (студентами) и медицинским персоналом (полное соответствие отмечено у 75%), им лучше удавалась работа в команде (у 82%). 90% студенток старательно выстраивали взаимоотношения с пациентом: терпеливо отвечали на вопросы, демонстрировали желание помочь и др.
Все студентки и в 2019, и в 2020 году имели аккуратный внешний вид: чистый медицинский халат, аккуратная прическа, деловая сменная обувь и др.
У студенток в 2020 году оказались выше показатели «отношение к делу», чем у студенток в 2019 году. Они проявляют ответственность, трудолюбие, исполнительность (у 77% студенток полностью соответствует). При этом 64% студенток демонстрируют пример в отношении здоровья и общественных норм (здоровается с больными, сотрудниками, коллегами, соблюдает чистоту, не допускает антисанитарного поведения и др.).
Таким образом, оценка этической компетенции студентов показала, что период пандемии СОУГО-19 негативно повлиял на формирование коммуникативных и командных навыков у студентов, и положительно на их отношение к делу, они стали более
ответственные, дисциплинированные,
исполнительные.
Заключение. Полагаем, что полученные в пилотажном исследовании результаты можно трактовать следующим образом:
- в условиях цифрового образования, обучаясь в дистанционном формате, не имея перед собой явные образцы поведения, передающиеся в личном общении, у студентов снизился уровень коммуникативных навыков, им сложнее выстраивать взаимоотношение как с одногруппниками, так и с медицинским персоналом;
- «обезличенность» общения преподавателей и студентов на образовательных платформах приводит к «боязни общения» с пациентами, это проявляется в затруднениях выстраивания разговора, использования невербальных сигналов и др.;
- вынужденное саморегулирование своей деятельности студентов при работе в цифровой среде приводит к повышению у них самоконтроля, дисциплины, исполнительности; а также ответственного отношения к своему здоровью и соблюдению санитарно -эпидемиологических норм.
Изменения личности студентов при цифровом образовании представляют собой сложное интегральное явление, проявляющееся на
социально-психологическом, индивидуально-психологическом, педагогическом уровнях [15]. Проведенное исследование расширяет научное представление об этом интегральном явлении, включая морально - этический уровень.
По мнению С.А. Грязнова, диапазон и сложность потенциальных этических проблем, связанных с использованием цифровых технологий, в будущем будет расширяться [16]. Автор рекомендует всем образовательным учреждениям разработать этический кодекс использования цифровых технологий. Мы также считаем, что необходима не только разработка нового этического кодекса, всесторонне учитывающего использование цифровых технологий в образовательных учреждениях, но и организация мастер - классов для преподавателей по выстраиванию взаимоотношений со студентами, коллегами, администрацией в новых реалиях цифровизации образования, развитию умений и навыков преодолевать этические проблемы, кризисные проявления, предотвращать эмоциональное выгорание.
Материалы статьи представляют
практическую ценность для преподавателей высших учебных заведений, администрациям вузов, исследователям, занимающихся данной проблематикой.
Литература:
1. Левина Е.Ю. Цифровизация условие или эпоха развития системы высшего образования / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2019. -№ 5(136). - С. 8-13.
2. Алексеева ДА., Алексеева И.Ю. Преподаватель в контексте цифровизации образования / Д.А. Алексеева, И.Ю. Алексеева // Вопросы прикладной этики. - 2021. - № 57. - С. 83-92.
3. Богданова М.В., Бакшатновский В.И. Цифровизация образования и университетская этика -две вещи совместны ли? / М.В. Богданова, В.И. Бакшатновский // Вопросы прикладной этики. - 2021. -№ 57. - С. 120-146.
4. Донских О.А. «Новая нормальность» / О.А. Донских // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 10. - С. 56-64.
5. Рябова Т.В., Петрова Р.Г. Психическое здоровье преподавателей вузов в условиях пандемии: факторы риска и способы их преодоления / Т.В. Рябова, Р.Г. Петрова // Неврологический вестник. -2021. - Т. КШ. - Вып. 1. - С. 23-28.
6. Ахмедиева Д.В. Учебные («цифровые») ассистенты» в Казанском ГМУ / Д.В. Ахмедиева: сборник статей по итогам конференции // VIII Международный молодежный научный медицинский
форум «Белый цветы. - Казань, КГМУ. - 2021. - С. 379380.
7. Маниковская Д.А. Цифровизация образования: этический аспект / Д.А. Маниковская // Проблемы высшего образования. - 2019. - № 1. - С. 3538.
8. Sandars J., Corrsia R., Dankbaar M., de Jong P., et al. Twelve tips for rapidly migrating to online learning during the COVID-19 pandemic. MedEdPublish. 2020. 9 (1). - Р. 82-96.
9. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И. «Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки» / И.Р. Гафуров, Г.И. Ибрагимов, А.М. Калимуллин, Т.Б. Алишев // Высшее образование в России. - 2020. - № 10. - С. 101-112.
10. Харвен Р.М., Лейдлоу Д.М. Ключевые навыки медицинского преподавателя: введение в преподавание и изучение медицины / Р.М. Харвен, Д.М. Лейдлоу. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 376 с.
11. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения / А.Ю. Алексеева, З.З. Балкизов // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - Т. 11. - № 2(38). - С. 8-24.
12. Лисовский О.В., Гостимский А.В. Возможности дистанционного обучения практическим
навыкам в условиях пандемии COVID-19 / О.В. Лисовский, А.В. Гостимский, И.А. Лисица, И.В. Карпатский, М.В. Гавщук // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2021. - Т. 12. - № 1. - С. 54-65.
13. Mukharyamova L., Kuznetsov M., Izmailov A., Koshpaeva E., Stumborg S. and Qayumi K. (2020) Kazan State Medical University Survey after the Use of CyberPatient during COVID-19. Creative Education, 11, 2153-2175.
1. Levina E.Yu. Digitalization is a condition or era of development of the higher education system / E.Yu. Levin // Kazan pedagogical journal. - 2019. - № 5(136). - S. 8-13.
2. Alekseeva D.A., Alekseeva I.Yu. Teacher in the context of digitalization of education / D.A. Alekseeva, I. Yu. Alekseeva // Questions of Applied Ethics. - 2021. - № 57. - S. 83-92.
3. Bogdanova M.V., Bakshatnovsky V.I. Digitalization of education and university ethics - are two things together? / M.V. Bogdanova, V.I. Bakshatnovsky // Questions of Applied Ethics. - 2021. - № 57. - S. 120-146.
4. Donskikh O.A. "New normality" / O.A. Donskikh // Higher education in Russia. - 2020. - T. 29. - № 10. - S. 5664.
5. Ryabova T.V., Petrova R.G. Mental health of university teachers in a pandemic: risk factors and ways to overcome them / T.V. Ryabova, R.G. Petrova // Neurological Bulletin. - 2021. - T. LIII. - Issue. 1. - S. 2328.
6. Akhmedieva D.V. Educational ("digital") assistants "in the Kazan State Medical University / D.V. Akhmedieva: collection of articles on the results of the conference // VIII International Youth Scientific Medical Forum "White Flowers. - Kazan, KSMU. - 2021. - S. 379380.
7. Manikovskaya D.A. Digitalization of education: ethical aspect / D.A. Manikovskaya // Problems of higher education. - 2019. - № 1. - S. 35-38.
8. Sandars J., Correia R., Dankbaar M., de Jong P., et al. Twelve tips for rapidly migrating to online learning during the COVID-19 pandemic. MedEdPublish 2020.9 (1). - R. 82-96.
9. Gafurov I.R., Ibragimov G.I. "Transformation of education in higher education during a pandemic: pain
14. Sudhir M., Mascarenhas S., Isaac J., Alfroukh J., et al. Adapting to the need of the hour: Communication skills simulation session using an online platform during COVID-19. MedEdPublish. 2020. 9 (1). - Р. 85-96.
15. Рябова Т.В. Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студентов / Т.В. Рябова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 5. - С. 196-202.
16. Грязнов С.А. Образование и цифровая этика новой эпохи / С.А. Грязнов // Инновации в образовании. - 2021. - № 2. - С. 88-95.
ce:
points" / I.R. Gafurov, G.I. Ibragimov, A.M. Kalimullin, T.B. Alishev // Higher education in Russia. - 2020. - № 10. - S. 101-112.
10. Harven R.M., Laidlaw D.M. Key skills of a medical teacher: an introduction to teaching and learning medicine / R.M. Harven, D.M. Laidlaw. - Moscow: GEOTAR-Media, 2021. - 376 p.
11. Alekseeva A.Yu., Balkizov Z.Z. Medical education during the COVID-19 pandemic: problems and solutions / A.Yu. Alekseeva, Z.Z. Balkizov // Medical education and professional development. - 2020. - T. 11. - № 2(38). - S. 824.
12. Lisovskiy OV, Gostimskiy A.V. Opportunities for distance learning practical skills in the context of the COVID-19 pandemic / O.V. Lisovsky, A.V. Gostimsky, I.A. Lisitsa, I.V. Karpatsky, M.V. Gavshchuk // Medical education and professional development. - 2021. - T. 12. -№ 1. - S. 54-65.
13. Mukharyamova L., Kuznetsov M., Izmailov A., Koshpaeva E., Stumborg S. and Qayumi K. (2020) Kazan State Medical University Survey after the Use of CyberPatient during COVID-19. Creative Education, 11, 2153-2175.
14. Sudhir M., Mascarenhas S., Isaac J., Alfroukh J., et al. Adapting to the need of the hour: Communication skills simulation session using an online platform during COVID-19. MedEdPublish. 2020.9 (1). - R. 85-96.
15. Ryabova T.V. Study of the influence of the distance learning format on the personal characteristics of students / T.V. Ryabova // Kazan Pedagogical Journal. -
2020. - № 5. - S. 196-202.
16. Gryaznov S.A. Education and digital ethics of a new era / S.A. Gryaznov // Innovations in education. -
2021. - № 2. - S. 88-95.
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Сведения об авторе:
Рябова Татьяна Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, руководитель Центра исследования медицинского образования ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, e-mail: tatry@rambler.ru