rpQfnoTQ Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 11. С. 2343-2347 | 2021. Volume 14. Issue 11. P. 2343-2347
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Этические риски цифровой трансформации высшего образования
Валеева Г. В.
Аннотация. Цель исследования заключается в выявлении этических рисков цифровой трансформации высшего образования. В статье на материалах современных исследований рассматриваются основные аспекты цифровизации высшего образования; конкретизируются этические проблемы использования цифровых технологий в условиях вынужденного дистанционного обучения; выделены и анализируются возможные этические последствия внедрения цифровых технологий в систему высшего образования. Научная новизна исследования определена тем, что на основании этических проблем, обнаруживших себя в ходе опКпе-обучения, выявлены и обусловлены этические риски внедрения и использования цифровых технологий в образовательном процессе вуза в условиях подготовки кадров для цифровой экономики и перехода к цифровому обществу; даны рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности университетов в условиях цифровизации. В результате доказано что цифровая трансформация высшего образования, с одной стороны, - необходимое условие развития современного социума, с другой - вызов для классической системы образования и университетской этики, возможные последствия которого: дегуманизация и инструментализация процесса обучения, утрата истинного «духа» университета, распад нравственной идентичности личности человека.
EN
Ethical Risks of Digital Transformation of Higher Education
Valeeva G. V.
Abstract. The aim of the study is to identify the ethical risks of digital transformation of higher education. The article examines the main aspects of higher education digitalization basing on the materials of modern research; the ethical problems of using digital technologies in conditions of forced distance learning are concretized; the possible ethical consequences of digital technologies introduction into the higher education system are highlighted and analysed. The scientific originality of the research is determined by the fact that, on the basis of ethical problems that revealed themselves in the course of online education, the ethical risks of introducing and using digital technologies in the educational process of a university in the context of training personnel for the digital economy and the transition to a digital society are identified and determined recommendations on the organization and implementation of educational activity of universities in the context of digitalization are given. As a result, it was proved that the digital transformation of higher education, on the one hand, is a necessary condition for the development of modern society, and on the other, it is a challenge for the classical education system and university ethics, the possible consequences of which are the following: dehumanization and instrumentalization of the learning process, loss of the true "spirit" of the university, disintegration of the moral identity of an individual's personality.
Введение
Цифровая трансформация высшего образования, вызванная становлением цифрового общества и развитием цифровой экономики, с одной стороны, способствует плодотворному развитию науки и современного образования; повышает эффективность учебного процесса; обеспечивает доступность образования; формирует персональный образовательный маршрут обучающихся; расширяет границы свободного самоопределения преподавателей и студентов и т.д. Безусловно, это является свидетельством долговременной перспективы использования потенциала инновационных технологий в образовательной деятельности. С другой стороны, применение цифровых технологий обнаруживает множество проблем, в том числе этических, влекущих за собой падение сложившихся академических и корпоративных норм университета. Ценности, определяющие смыслы и цели университета (трансляция и передача знания, единство преподавания и исследования, интеллектуальное и нравственное развитие, академическая свобода, профессиональный долг, ответственность, честность и т.д.),
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210398
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
2344
Этика
претерпевают изменения, что отражается не только на процессе обучения, но и нравственной культуре участников образовательного процесса. Таким образом, выявление этических рисков цифровой трансформации высшего образования видится весьма актуальным, особенно в условиях тотальной цифровизации и перехода к цифровому обществу.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, рассмотреть основные аспекты цифровизации высшего образования; во-вторых, конкретизировать этические проблемы, вызванные использованием цифровых технологий в образовательном процессе вуза в условиях вынужденного дистанционного обучения; выявить этические риски цифровой трансформации высшей школы.
В исследовании для выявления этических рисков цифровой трансформации высшего образования применяются методы анализа и синтеза теоретических исследований по заявленной теме.
Теоретическая база исследования основана на нормативных документах (Цифровая экономика Российской Федерации, 2017; Современная цифровая образовательная среда..., 2016; Цифровая образовательная среда, 2021); публикациях современных исследователей (Апресян, 2021; Богданова, Бакштановский, 2020; Ваганова, Гладков, Коновалова и др., 2020; Гаспарян, 2020; Ларионов, Шереметьева, Горшкова, 2021; Маниаковская, 2019; Плужни-кова, 2021; Прокофьев, 2021; Согомонов, 2021; Тульчинский, 2021); публикациях периодических изданий (https://www.kommersant.ru/doc/4011570), философских источниках (Шлейермахер, 2018).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в разработке рекомендаций по адаптации работы университетов в условиях цифровизации образования.
Основная часть
Стремительное развитие цифровых технологий обусловило становление цифрового общества и появление цифровой экономики, задающих новые ориентиры для высшего образования, которое призвано «обеспечить переход социума в цифровую эпоху через обучение и подготовку совершенно новых специалистов, обладающих цифровым мышлением и цифровыми компетенциями» (Ларионов, Шереметьева, Горшкова, 2021, с. 62). Согласно Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017), приоритетной задачей является цифровая трансформация системы образования, без которой невозможна подготовка специалистов, гарантированно востребованных на современном рынке труда, конкурентоспособных, компетентных, владеющих цифровой грамотностью и способных изменяться вместе с экономикой государства. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (2021) предусматривает «внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды и обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования».
Цифровая трансформация высшего образования предполагает использование цифровых технологий, которые расширяют возможности для решения образовательных задач. Для этого необходимо «внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте» (Современная цифровая образовательная среда., 2016). В настоящее время в образовательном процессе вуза применяются такие цифровые технологии, как: открытые (MOOC) и закрытые (SPOC) online-курсы; электронные системы обучения (Moodle); технологии передачи данных (вебинары, видеоконференцсвязь); online-тренажеры; игровые обучающие платформы; электронные учебники и программы; цифровые библиотеки, интеллектуальные системы построения процесса обучения; электронные ведомости и т.д. Указанные технологии способствуют построению образовательного процесса в университете (например, электронное расписание; online-занятия с использованием цифровых платформ Zoom, Google Meet); разработке цифровых систем управления вузом и отдельно взятым студентом (например, индивидуализированная система оценивания успеваемости студента; построение индивидуального маршрута обучающегося); обучению цифровым компетенциям для профессиональных целей (например, повышение квалификации или переподготовка) (Ларионов, Шереметьева, Горшкова, 2021). Современные исследователи отмечают, что «различные цифровые технологии в образовательном пространстве направлены на всестороннее развитие обучающихся.», а также «являются необходимым условием для повышения эффективности и результативности учебного процесса» (Ваганова, Гладков, Коновалова и др., 2020, с. 53). Вместе с тем, инновационные технологии коренным образом изменяют форму и содержание образования в соответствии с требованиями к новым кадрам цифровой экономики и преобразуют классическую образовательную систему вуза в модель «Цифрового университета», т.е. создается двойник университета, существующий в цифровой реальности. Отметим, что характерной чертой цифровой реальности является замена реальных интересов человека на цифровые потребности и формирование иного видения действительности. В таких условиях, по мнению современного исследователя Н. Н. Плужниковой (2021), «происходит подмена реальных ценностей и потребностей на виртуальные, что грозит качественной перестройкой мировоззрения личности» (с. 19). Как видим, с одной стороны, цифровая трансформация высшего образования содействует повышению его качества и эффективному обучению будущих специалистов - кадров для цифровой экономики. С другой стороны, она приводит к «увеличению дистанции между очевидностью (цифровая реальность) и адекватным умозрением» (Маниаковская, 2019, с. 100); распаду идентичности человека, «сведению к профайлу («цифровому человеку»), девальвации ныне существующих морали и этики» (Маниаковская, 2019, с. 101), изменению академических ценностей высшего образования.
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 11
2345
Вынужденный переход учебных заведений на дистанционное обучение, спровоцированный пандемией COVID-19, ускорил процесс цифровой трансформации образования. Цифровая реальность позволила продолжить работу вузов в условиях вынужденного перехода в online-формат и обозначила не только новые возможности для развития образовательной деятельности при помощи инновационных технологий, но и множество проблем, этических в том числе. Современные ученые М. В. Богданова и В. И. Бакштановский (2020) отмечают, что каждый университет, при сходстве и различии преимуществ и проблем работы в условиях online, «получил уникальный опыт проживания ситуации, исходя из особенностей своего бэкграунда» (с. 122). Несмотря на определенные сложности, быстрая адаптация к дистанционному обучению и гибкость приобретаемых цифровых компетенций явились показателем профессионального опыта преподавателей в обучении посредством цифровых технологий и технической подкованности студентов. Однако участники образовательного процесса оказались в ситуации соотнесения морального опыта, сформировавшихся нравственных норм и академических ценностей с изменившимися обстоятельствами, что оказалось вызовом для всех университетов и университетской этики в частности.
Позволим себе согласиться с высказыванием немецкого мыслителя Ф. Шлейермахера (2018) о том, что целью университета является не учение как таковое, а познание, осуществимое в полной свободе духа. Трансляция и передача знания в online-формате (например, чтение лекций или проведение семинара в Zoom, где общение происходит с безликими профайлами студентов) сводятся к простой репродукции текста, лишенной дискурса и рефлексии, соучастия в поиске и рождении истины. Цифровые технологии, по мнению А. Ю. Согомонова (2021), уничтожают «университетский дидаскал» - синтез «дисциплины ума и дисциплины урока, сосредоточенный в едином теле Учителя» (с. 55). В классическом, очном обучении преподаватель производит знание и, свободно распоряжаясь временем и идеями, создает «контексты для его многократного рождения». Тогда как в цифровой реальности «совместное производство знания» и «формирование истинного духа познания» заменяются дидактикой, что, несомненно, сказывается и на процессе обучения, и на его нравственной культуре (Согомонов, 2021).
Отметим, что процесс обучения с использованием цифровых технологий (например, online-курс, содержащий интерактивный учебный контент и требующий самостоятельного изучения) закрывает возможность присутствия студента в процессе оспаривания старого знания и утверждения нового, который, по словам научного руководителя НИУ ВШЭ Я. И. Кузьминова, является смыслом университета (https://www.kommersant.ru/doc/4011570). В данном случае цифровизация препятствует единству преподавания и исследования, которое ориентировано, прежде всего, на получение студентами образования, интегрированного с наукой.
Ограничение академической свободы профессорско-преподавательского состава - еще одна этическая проблема, которая обнаружила себя в ходе дистанционного обучения. Академическая свобода - категория университетской этики, носителями которой являются преподаватели, предоставляющая право по своему усмотрению излагать учебный предмет, выбирать формы и методы преподавания, а также тему научного исследования. Проведение занятий в online-формате, ограниченное количество online-курсов, контроль деятельности преподавателя со стороны администрации вуза и различных стандартов, активирующий «критичные позиции преподавателей, мотивированных потребностью проявлять субъектность» (например, возможность экспериментировать на «дистанте» с различными цифровыми технологиями) (Богданова, Бакштановский, 2020, с. 139) и т.д., ограничивают свободу выбора в преподавательском и научном направлении.
Кроме того, исследователи отмечают, что такие аспекты организации и реализации дистанционного обучения, как массовый перевод учебных материалов «в цифру», разработка/дополнение online-курсов, коммуникации преподавателей и студентов в цифровой реальности и т.д., актуализируют следующие проблемы этического характера:
• исчезновение границы между личным и рабочим времени (консультации, направление заданий, проверка работ и т.п. становятся почти круглосуточными (Богданова, Бакштановский, 2020));
• отсутствие влияния индивидуальности преподавателя на студенческую аудиторию (преподаватель рассматривается скорее как блогер или тьютор online-обучения);
• размытие профессиональной идентичности, основанной на опыте традиционных методов обучения (Апресян, 2021, с. 68);
• согласование моральных обязательств в исполнении профессии (выбор конструктивных методов и форм работы с использованием цифровых технологий или монотонное чтение лекций с экрана ПК) (Богданова, Бакштановский, 2020);
• формирование образовательного пространства вуза и его нравственное содержание (определение границы пространства университета в цифровой реальности и личного пространства студента (Богданова, Бак-штановский, 2020, с. 129));
• новые формы обмана (например, недобросовестное заимствование; использование студентами поисковых систем для решения той или иной задачи);
• проблема этикета и культуры общения (например, неподобающее поведение студентов во время online-занятий; несоблюдение речевого этикета в виртуальном общении и т.п.) (Тульчинский, 2021);
• «совершенствование профессионально-этического регулирования в академической среде в условиях нарастающей цифровизации» (Прокофьев, 2021, с. 10).
Таким образом, вынужденное дистанционное обучение обнаружило ряд этических проблем, которые, на наш взгляд, обусловливают этические риски внедрения и использования цифровых технологий в образовательном процессе вуза в условиях подготовки кадров для цифровой экономики и перехода к цифровому обществу.
2346
Этика
Цифровая трансформация высшего образования и реализация концепции перехода классического университета в «цифровой» сопряжены со следующими этическими рисками:
• формирование новой системы ценностей и постклассической университетской этики (новой этики) (Согомонов, 2021) как следствие изменения академических ценностей, определяющих цели и смыслы университета;
• цифровая реальность, как новое пространство для осуществления образовательной деятельности вуза в условиях цифровой трансформации, провоцирует размытие идентичности человека и сведение его к «цифровому человеку» (профайлу), лишенному реальных интересов; интеллектуальный коллапс, лжетворчество, снижение креативности (Маниаковская, 2019); падение существующих сегодня норм морали и нравственности, культуры поведения и общения;
• изменение отношений между ключевыми участниками образовательного процесса: влияние индивидуальности преподавателя на студентов уменьшается, ключевым актором в процессе обучения становится организатор online-обучения (Ваганова, Гладков, Коновалова и др., 2020, с. 101);
• нарушение прав, интересов человека как частного лица и работника (Апресян, 2021) вследствие формирования цифрового пространства университета и определения его нравственного содержания;
• новые методы и формы обучения, основанные на цифровых технологиях, могут понизить качество образования (целью которого является, прежде всего, гармоничное развитие личности студента и воспитание потребности в повышении уровня знаний) за счет совмещения преподавателем организации online-обучения и взаимодействия со студентами; моральных обязательств в исполнении профессионального долга; утраты профессионального самоопределения («переход на цифровые методы обучения оказывается угрозой для внутренней профессиональной идентичности преподавателей со стажем, которая в разных индивидуальных случаях может переживаться по-разному, в том числе и как то, что цифровизация является разрушительной для образования как такового» (Апресян, 2021, с. 68));
• сокращение профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего условия для усвоения студентами знаний, умений и навыков, в результате изъятия у преподавателя права решать, как использовать ту или иную цифровую технологию в учебном процессе; «ограничения его функцией правильного исполнения работы в качестве тьютора online-курсов» (Богданова, Бакштановский, 2020, с. 132); замены его на «цифру».
Этические риски цифровой трансформации высшего образования, обусловленные этическими проблемами, обнаруженными в ходе вынужденного дистанционного обучения в связи с пандемией COVID-19, указывают на следующее:
- во-первых, цифровое образование не сможет в полной мере заменить традиционное, а цифровая платформа - преподавателя;
- во-вторых, ценности, определяющие смыслы и цели классического университета, должны быть базовыми ориентирами в online-образовании;
- в-третьих, модель «Цифрового университета», изменяющая форму и содержание образования в соответствии с требованиями к новым кадрам цифровой экономики, требует включения в образовательный процесс таких курсов, как «Этика цифровых технологий», «Этика искусственного интеллекта», «Цифровой этикет» и т.п., способных осуществить задачу всестороннего развития личности за счет качественного развития гуманитарного знания;
- в-четвертых, необходима реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по овладению навыками работы с цифровыми технологиями, освоению цифрового тезауруса для решения конкретных образовательных задач, а также соблюдению норм и принципов профессиональной этики в ходе online-обучения;
- в-пятых, необходима разработка (или дополнение) этических кодексов, правил поведения, уточнение регламента комиссий по этике, регулирующих научно-образовательную деятельность университета в условиях цифровизации.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ показал, что цифровая трансформация высшего образования, вызванная переходом к цифровому обществу и развитием цифровой экономики, с одной стороны, - необходимое условие для развития современного социума, а с другой - является вызовом для классической системы образования и университетской этики, который может привести к дегуманизации и инструментализации процесса обучения; упадку «духа» университета, утрате его истинных целей, ценностей и смыслов; распаду нравственной идентичности личности человека.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более глубоком изучении этических проблем, характеризующих процесс цифровой трансформации высшего образования.
Источники | References
1. Апресян Р. Г. Специфичны ли этические проблемы, связанные с цифровизацией образования? // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58.
2. Богданова М. В., Бакштановский В. И. Цифровизация образования и университетская этика - две вещи
совместны ли? // Ведомости прикладной этики. 2020. № 57.
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 11
2347
3. Ваганова О. И., Гладков А. В., Коновалова Е. Ю., Воронина И. Р. Цифровые технологии в образовательном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2 (31).
4. Гаспарян Д. Э. Этические дилеммы применения информационных технологий в сфере образования: российский и зарубежный опыт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.
2020. № 1 (93).
5. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия «Экономика». 2021. № 2.
6. Маниаковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87).
7. Плужникова Н. Н. Цифровизация образования в период пандемии: социальные вызовы и риски // Logos et Praxis. 2021. № 1.
8. Прокофьев А. В. Цифровизация университета: угрозы и возможности // Ведомости прикладной этики.
2021. № 57.
9. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации: приоритетный проект в области образования. 2016. URL: http://neorusedu.ru/about
10. Согомонов А. Ю. Цифровой университет в информационном обществе: этические аспекты текущей трансформации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57.
11. Тульчинский Л. Г. Университетская этика и этикет в условиях цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58.
12. Цифровая образовательная среда: федеральный проект. 2021. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/cos/
13. Цифровая экономика Российской Федерации: программа. 2017. URL: http://static.government.ru/media/ files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
14. Шлейермахер Ф. Нечаянные мысли о духе немецких университетов. М.: Канон +, 2018.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Валеева Галина Викторовна1, к. филос. н., доц.
1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Valeeva Galina Viktorovna1, PhD
1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 24.09.2021; опубликовано (published): 15.11.2021.
Ключевые слова (keywords): цифровизация образования; этические проблемы; этические риски; академические ценности; нравственная идентичность человека; digitalization of education; ethical problems; ethical risks; academic values; moral identity of a person.