МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Г. В. Валеева
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ)
Актуальность темы обусловлена, тем, что с одной стороны, цифровизация высшего образования повышает устойчивость университета в современных, динамично развивающихся условиях; расширяет возможности образовательной деятельности; содействует реализации концепции непрерывного образования. С другой стороны, трансформирует внутренние и внешние отношения университета, что, несомненно, влечет за собой множество этических проблем. В статье, на основании анализа опыта образовательной деятельности университетов в условиях вынужденного дистанционного обучения конкретизированы этические проблемы цифрового образования. Определена роль и значение традиционных ценностей университетской этики в цифровом образовании. Указаны перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании. Автор делает вывод о том, что цифровые технологии скорее могут стать дополнительными возможностями для развития образовательного пространства университета, а цифровое образование никогда не заменит традиционное (очное).
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, дистанционное обучение, концепция непрерывного образования, трансформация, высшее образование, университет, университетская этика, традиционные ценности, этические проблемы
G. V. Valeeva
TSPU (Tula, Russia)
ETHICAL PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION (ANALYTICAL REVIEW OF CURRENT RESEARCH)
The relevance of the topic is due to the fact that, on the one hand, the digitalization of higher education increases the stability of the university in modern, dynamically developing conditions; expands the possibilities of educational activities; promotes the implementation of the concept of continuing education. On the other hand, it transforms the internal and external relations of the university, which undoubtedly entails many ethical issues. The article defines the ethical issues of digital education, based on the analysis of the experience of educational activities of universities in the conditions of forced distance learning. The author defines the role and significance of traditional values of university ethics in digital education. The work indicates the prospects for the use of digital technologies in higher education. The author concludes that digital technologies can rather become additional opportunities for the development of the educational space of the university, and digital education will never replace.
Keywords: digitalization, digital technologies, distance learning, concept of continuous education, transformation, the higher education, university, university ethics, traditional values, ethical problems
DOI 10.22405/2304-4772-2021 -1 -2-51 -61
Инновационные технологии, используемые в высшем образовании, трансформируют не только учебный процесс, в корне изменяя его содержание, но и обуславливают появление новых этических проблем. С одной стороны, использование цифровых технологий повышает эффективность обучения; позволяет расширить возможности для реализации образовательных задач; способствует самоопределению студентов и преподавателей; дает «возможность не просто усваивать необходимые знания, но и развивать умения активно работать с информацией, воспринимать ее как динамический процесс» [5, с. 162] и т.д. С другой стороны, цифровизация образования приводит к трансформации внутренних и внешних отношений университета, что, безусловно, актуализирует проблему «поддержания сложившихся в российском образовании традиций в целом и имеющегося в конкретном университете опыта инновационной деятельности как ресурсов для его устойчивости и стратегии развития в современных обстоятельствах» [2, с. 145].
Современные исследователи сходятся во мнении о том, что процесс цифровизации образования начал развиваться достаточно давно, однако, пандемия коронавируса (Covid-19) стала своеобразным катализатором для стремительного перехода образовательной деятельности в виртуальную среду. Действительно, цифровые технологии, радикально изменившие окружающий мир, уже несколько лет активно применяются в учебном процессе. Обозначенная в законе «Об образовании» реализация образовательных программ с использованием дистанционных технологий и электронного обучения, изначально осуществлялась с помощью электронных сообщений (email), обучающих видео- и аудио-, online-систем обучения (Moodle) и т.д. С развитием цифровой экономики появились новые требования к подготовке специалистов: конкурентоспособных, компетентных, обладающих цифровой грамотностью, готовым к непрерывному образованию и ориентированным на самообразование. Решение данной задачи предполагается в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», цель которого заключается в «...повышении доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий online-обучения, а также потенциала ведущих вузов страны, образовательных online -платформ.» [6]. К современным цифровым технологиям, используемым в высшем образовании можно отнести: дистанционное обучение, online-курсы, online-тренажеры, симуляторы, игровые обучающие приложения и т.д., предполагающие не только интерактивный образовательный контент, но и использование искусственного интеллекта («имитация интеллектуальных функций человека» [9, с. 26]). Указанные технологии трансформируют классическую образовательную систему ВУЗа в модель «Цифрового университета», которая «позволит изменить форму и содержание образования в
соответствии с требованиями к новым кадрам цифровой экономики» [3]. Однако, как справедливо замечает А. Ю. Согомонов: «... оцифрованное образование пока остается преимущественно в лоне традиционной модели., хотя виртуально и опосредованной. Но пандемия на глазах меняет status q uo» [12, с. 50].
Когда учебные заведения, в том числе и университеты, вынужденно перешли в дистанционный режим работы из-за пандемии, мир науки и образования стремительно погрузился в цифровое пространство. С одной стороны, это позволило продолжить работу ВУЗов в условиях самоизоляции и обозначило новые возможности развития образовательной деятельности с помощью цифровых технологий. С другой - обнаружилось множество этических проблем, что послужило «.громадным вызовом для всех университетов. И университетской этики в особенности» [12, с. 54].
В этой связи, на основании анализа опыта образовательной деятельности университетов в условиях дистанционного обучения предполагается:
• определить роль и значение традиционных ценностей университетской этики в цифровом образовании;
• конкретизировать этические проблемы цифрового образования;
• определить перспективы использования цифровых технологий в высшем образовании.
Университетская этика как единство профессиональной и прикладной этики, представляет собой: систему взаимоотношений между участниками образовательной деятельности, которая выражается в кодексах и миссии университета; систему ценностей, «лежащих в основе программы обучения в целом и образовательной деятельности, которую ведет данное учебное заведение» [1]. Базисным основанием университетской этики являются ценности, ориентированные на «содержательную учебную, научную и культурно-просветительскую работу» [11, с. 65]. Такие традиционные ценности как: передача знания, поиск истины, интеллектуальное и нравственное развитие, служение в профессии, профессиональная ответственность, честность, добросовестность, академическая свобода, единство преподавания и исследования [2; 8; 10; 11; 12], отражают сложившиеся академические и корпоративные нормы университета, а так же определяют его смыслы и цели. К данному комплексу, как отмечает А. В. Прокофьев, «добавляется участие университета в достижении некоторых общесоциальных целей, таких как повысить уровень социального равенства и качества жизни всех членов общества, вне зависимости от их принадлежности к академическому миру» [10, с. 15], что, несомненно, усиливает значимость и престиж учебного заведения в социуме. Однако, процесс цифровизации образования сказывается не только на процессе обучения, в корне изменяя его содержание, но и нравственной культуре: «.опосредованное цифрой образовательное пространство преобразует университетские смыслы и ценности» [12, с. 55].
Так, рассуждая об этических аспектах текущей трансформации, А. Ю. Согомонов обращается к термину «университетский дидаскал» и рассматривает его как телесное явление: «дисциплина ума и дисциплина урока - как две
неотделимые друг от друга составляющие образовательного процесса - были в буквальном смысле сосредоточены в едином теле Учителя» [12]. Для классического, очного образования характерным является то, что преподаватель не только передает знание, но и может выйти за пределы учебного материала и выстроить дискурс так, чтобы студенты могли быть вовлечены в дискуссии и рассуждения, способны анализировать и высказывать свою точку зрения по различным проблемным вопросам. Преподаватель в данном случае производит знание и создает «контексты для его многократного рождения», имея при этом право по своему усмотрению распоряжаться временем, мыслями, намерениями, «а так же телом своих учеников» [12]. Использование цифровых технологий изменяет ситуацию: появляется иная модель учебного процесса без дискурса, рефлексии, сопереживания, соучастия в рождении истины. Проведение занятий в режиме online, где происходит формальное общение с «безликими» аватарами студентов (будь то лекция или семинар) - уничтожает телесный характер образовательной деятельности и разрушает «сакральность» постижения знания. Доверие и когнитивное соучастие заменяются дидактикой. Замена преподавателя цифрой утрачивает воспитательную компоненту в формировании и развитии личности будущего специалиста и закрывает возможность культивировать ценности и нормы профессиональной этики. Кроме того, цифровизация нарушает право на ошибку, которая необходима для «формирования истинного духа познания» [12, с. 61]. В виртуальном образовательном пространстве, высказывание какого-либо мнения или использование нового метода проведения занятий с применением цифровой технологии, может стать «публичным достоянием» (например, запись занятия на камеру смартфона и размещение в социальных сетях), что ведет к утрате желания рисковать и испытывать что-то новое в поиске истины. Согомонов уверен: цифровизация образования и использование искусственного интеллекта «обрушит традиционную университетскую культуру и сформирует новую ценностно -нормативную среду и постклассическую университетскую этику» [12, с. 48].
Иной подход в разрешении вопроса о влиянии цифровизации на университетскую этику предпринимает А. А. Скворцов. Он выделяет две системы ценностей, сложившиеся в настоящее время в академической среде. Первая - этика содержательной работы, ориентированная на интеллектуальное и нравственное развитие студентов и преподавателей; основанная на свободе выбора исследований, методики преподавания и т.д. Ценностную систему характеризует два основных компонента: превалирование духа исследования над выгодой и безграничное доверие к университету со стороны студентов, преподавателей и общества. Скворцов отмечает, что «такую ценностно -образовательную систему невозможно ускоренными темпами, без существенного ущерба, полностью перевести на анонимно-дистантное обучение... Трудно сказать, что в эпоху полной цифровизации может заменить профессиональную практику, когда ученик обретает мастерство, глядя на действия учителя» [11, с. 66].
Вторая система ценностей - формализационная, сокращающая пространство традиций этики образования; не ориентированная на смыслообразующие, традиционные ценности университетской этики, а подменяющая их статистическими данными («исследовательская деятельность - имитация, а педагогическая - погоня за часами нагрузки» [11, с. 66]). В период перехода на дистанционное обучение, ценностные системы «находились в состоянии напряжения», а опыт online образования позволил выявить «сильные стороны одной и абсурдность другой». Скворцов указывает на то обстоятельство, что формализованные университеты, свели учебный процесс на «удаленке» к полной имитации образовательной деятельности: преподаватели получили дополнительное свободное время для написания отчетов, студенты - возможность не посещать занятия, делая вид, что находятся в виртуальной аудитории.
Однако, те университеты, в которых «сохранился дух традиционной системы ценностей, педагоги сразу поняли, что дистант, несмотря на трудности, дает новые возможности для содержательной работы в плане развития и собственных интересов, и способностей учеников» [11, с. 67]. В данном случае, принципиально новый подход к образовательному процессу предполагает:
• в методическом плане: на первый план выдвигается интерес к дисциплине, достигаемый благодаря различным формам и методам проведения занятий с использованием цифровых технологий, обладающих мощным образовательным потенциалом и способных усилить содержательный аспект преподавания;
• в этическом плане: принятие новых ценностных установок (равенство двух сторон образовательного процесса в освоении цифровых возможностей обучения, взаимное доверие, желание учиться и развиваться, совместная работа в проектировании учебных занятий) [11].
По мнению Скворцова, цифровое образование не должно проиграть эффективности. Для этого необходимо, что бы ориентирами научно-образовательной деятельности были: ценности университетской этики, направленные не только на качество получения знаний, но и на всестороннее развитие личности студентов и преподавателей; новые ценностные установки, способствующие содержательной работе в виртуальном образовательном пространстве.
М. В. Богданова и В. И. Бакшатановский так же указывают на то, что ценности университетской этики, «восходящие к предназначению данного института в обществе», «сохраняют для образовательной деятельности в онлайн значение базовых ориентиров» [2]. Вместе с тем исследователи выделяют ряд этических проблем, выявленных в ходе вынужденного дистанционного обучения:
• формирование образовательного пространства и его нравственное содержание (определение границ пространства университета и личного пространства студента в виртуальной реальности);
• проблема согласования моральных обязательств в исполнении профессии (дифференциация преподавателей с точки зрения их заинтересованности в работе: исходя из моральных обязательств перед исполнением своего профессионального долга, одни преподаватели применяли средства и методы конструктивной работы со студентами, другие - читали несколько часов подряд лекцию с монитора компьютера);
• проблема моральной ответственности (за успешную реализацию учебного процесса со стороны преподавателя, за качество усвоения знания со стороны студента);
• проблема мотивации (обеспечить качество образования в online-формате гораздо сложнее, чем в традиционном, поскольку отсутствие самомотивации у студентов приводит к поверхностному изучению учебного материла, неспособности в полной мере использовать ресурсы образовательных online -платформ);
• проблема контроля (не всегда можно достоверно определить уровень знаний студентов, которые могут воспользоваться возможностями поисковых систем интернета для получения верного ответа);
• проблема этикетного характера, которая обнаруживает себя: во время занятий (например, неподобающее поведение студентов во время занятий с использованием технологии «Видеоконференцсвязь»); в работе преподавателя в целом (исчезает граница между рабочим и личным временем); в отсутствии компьютерной техники, как у студентов, так и преподавателей, необходимой для осуществления качественной online-коммуникации [2].
Отметим, что обесценивание и утрата моральных норм - одна из проблем этики цифрового образования, на которой акцентируют внимание исследователи. Когда существующие в университете нормы и правила коммуникации исчезают посредством цифровизации, когда «остается студент со своим правом, преподаватель со своей обязанностью» [2, с. 131] то, несомненно, происходят изменения в отношениях между людьми. Ю. Н. Москвич и Е. Н. Викторук, указывают на то, что в связи с цифровизацией в университете происходит утрата таких моральных норм как: общепринятые нормы общения; эмпатия между участниками образовательного процесса; представления о приватности; субординация (дистанция взаимодействия преподавателя и студента); ценность труда и уважение к чужому труду; ценность личного участия, вклада в образовательный процесс; ответственность, честность, обязательность к исполнению своего долга, как студентов, так и преподавателей [7].
А. В. Прокофьев, исследуя угрозы и возможности цифровизации университета, указывает на то, что цифровизация образования предполагает использование массовых открытых online-курсов (MOOC). С одной стороны, MOOC обладают неоспоримыми преимуществами:
• способствуют конкурентоспособности ВУЗа в условиях перехода к цифровой экономике;
• содержат потенциал (доступность, мобильность, гибкость, интерактивность) для привлечения большого числа обучающихся;
• формируют сообщество преподавателей разных университетов, реализующих курсы.
С другой стороны, использование online-курсов в высшем образовании, приводит к возникновению этических проблем:
• трансформация педагогического труда - разработка и организация курсов, синхронный и асинхронный формат работы, создают дополнительную нагрузку на преподавателя, что может негативно отразиться на качестве образования;
• единство преподавания и исследования - цифровизация может как содействовать данному процессу (использование в учебном процессе цифровых технологий, в том числе и MOOC, позволит студентам получить образование, «интегрированное с наукой», а преподавателю высвободить время для исследований), так и препятствовать. «Смысл университета в том, что студент присутствует в процессе оспаривания старого и утверждения нового знания» [10], однако, online-обучение закрывает такую возможность;
• ограничение академической свободы - обладая свободой выбора, как в исследовательском, так и преподавательском направлении, преподаватель высшей школы дает возможность студентам освоить не только знания, но и развить способность к критическому мышлению, рефлексии. Цифровизация образования, отмечает Прокофьев, «может способствовать превращению академической свободы в свободу для немногих - тех, кто формируют контуры послания, содержащегося в том или ином учебном курсе» [10, с. 25];
• сокращение преподавательского состава за счет тотального перехода на MOOC или ограничения права выбора форм и методов работы в online (например, использование определенной online -платформы, online-курса, запись занятий и т.д.).
По мнению А. В. Прокофьева, необходима оценка академическим сообществом происходящей трансформации с целью определения того, «что в процессе цифровизации высшего образования действительно содействует повышению его качества, а что всего лишь инструмент. оптимизации университета» [10, с. 10].
Кроме того, необходимо совершенствование профессионально -этического регулирования университетской среды, путем разработок/дополнения этических кодексов, правил поведения в виртуальном образовательном пространстве, уточнения регламента этических комиссий.
Таким образом, анализ опыта образовательной деятельности университетов в условиях дистанционного обучения, позволил конкретизировать этические проблемы цифрового образования в следующих направлениях:
• проблемы, связанные с характером цифрового пространства: для молодого поколения виртуальная среда - «поле развлечений», в котором им трудно сосредоточиться и настроиться на продуктивную работу, тогда как для
преподавателя - это «поле труда», где общение происходит в деловом стиле, чуждым для студенческой молодежи;
• проблемы, связанные со способом восприятия цифрового пространства: для успешных занятий в online формате от студентов требуется самоорганизация и самомотивация, в ином случае виртуальная реальность, призывающая расширять информационные потоки и работать с различными образовательными ресурсами, не даст плодотворных результатов [11];
• проблемы, связанные с учебным процессом в формате online: разрушение «сакральности» постижения знания; утрата совместного поиска истины; отсутствие возможности культивировать ценности и нормы профессиональной этики; размытие границ между рабочим и личным пространством; моральные обязательства в исполнении профессионального долга; падение культуры общения и поведения; нечестное поведение студентов на занятии/экзамене («лжетворчество»);
• проблемы, связанные с выходом университетов в цифровое пространство: снижение качества образования за счет совмещения преподавателем работы со студентами и «цифрового тьютора»; цифровое образование, ориентированное, прежде всего на online-курсы, способно привести к «утрате возможности соединения преподавания и исследовательской практики» [2]; ограничение академической свободы; совершенствование профессионально-этического регулирования университетской среды; сокращение профессорско-преподавательского состава;
• проблемы, связанные с жизнью человека: допустимое вторжение «цифры» в личное пространство человека, его образование и профессиональную подготовку; «инструментализация жизни человека; интеллектуальный коллапс; девальвация ныне существующих морали и этики»
[4];
В тоже время цифровое образование содержит позитивный потенциал для формирования гармоничной личности и становления новых моральных норм, который раскрывается в следующих аспектах:
• практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам, учебным контентам, online-курсам и обратная связь с преподавателем позволяет реализовать концепцию непрерывного образования;
• интерактивность способствует вовлечению студентов в процесс обучения и стимулирует их интерес к освоению нового материала, способствует развитию критического мышления;
• работа с цифровыми технологиями в процессе обучения способствует овладению медиаграмотности, а так же появлению новых норм коммуникаций и правил общения в виртуальном пространстве;
• развивается новая культура письма, необходимая для работы с электронными письмами, чатами, социальными сетями и т.д.;
• повышение ценности личного общения между преподавателем и студентами;
• повышается взаимная ответственность преподавателей и студентов;
• повышаются требования профессионализма, ответственности, чувства долга [6].
Однако, среди современных исследователей нет единого мнения относительно того является ли цифровизация угрозой или возможностью для университетского образования. С одной стороны, использование цифровых технологий способно повысить устойчивость университета в современных, динамично развивающихся условиях; расширить возможности образовательной деятельности; содействовать реализации концепции непрерывного образования как потребности современного общества и цифровой экономики. С другой стороны, выявленные в ходе вынужденного дистанционного обучения этические проблемы, указывают на то, цифровые технологии скорее могут стать дополнительными возможностями для развития образовательного пространства университета, а цифровое образование никогда не заменит традиционное (очное). Исследователи акцентируют внимание на том, что базовыми ориентирами вне зависимости от формата обучения должны служить традиционные ценности университетской этики, определяющие смыслы и цели университета.
Литература
1. Апресян Р. Г. Этика в высшем образовании [Электронный ресурс] // Институт философии Российской академии наук : офиц. сайт. URL: https ://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/kaunas/apr1.html (дата обращения: 15.04.2021).
2. Богданова М. В., Бакштановский В. И. Цифровизация образования и университетская этика - две вещи совместны ли? // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 20-146.
3. Кузина Г. П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «Цифровой университет» [Электронный ресурс] // E-Management. 2020. Т. 3, № 2. С. 89-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43843945 (дата обращения: 15.04.2021).
4. Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали [Электронный ресурс] // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). С. 100-106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39374705 (дата обращения: 15.04.2021).
5. Мелешко Е. Д. Трансгуманистические ценности в цифровой этике образования // Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы -2020. Философия. Этика. Практика: материалы XII междунар. конф. (СПбГУ, 19-21 ноября 2020 г.) / отв. ред. В. Ю. Перов. СПб.: Сборка, 2020. С. 162-163.
6. Мироненко Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура [Электронный ресурс] // Социальное пространство. 2019. № 4 (21). С. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41244396 (дата обращения: 15.04.2021).
7. Москвич Ю. Н., Викторук Е. Н. Этические проблемы университетов в условиях вынужденного удаленного обучения: взгляд преподавателей // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 147-158.
8. Назаров В. Н. Прикладная этика : учебник. М.: Гардарики, 2005.
302 с.
9. Назарова Ю. В., Каширин А. Ю. Дилеммы этики искусственного интеллекта [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 4 (36). С. 23-31. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2020/№4%20(36)/23/index.html (дата обращения: 15.04.2021).
10. Прокофьев А. В. Цифровизация университета: угрозы и возможности // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 10-33.
11. Скворцов А. А. Этика в цифровом образовании: как «Любовь к дальнему» развивает «Любовь к ближнему» // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 64-73
12. Согомонов А. Ю. Цифровой университет в информационном обществе: этические аспекты текущей трансформации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 48-63.
References
1. Apresyan R. G. Etika v vysshem obrazovanii [Ethics in higher education]. RAS Institute of Philosophy: website. URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/kaunas/apr1.html (accessed: 15 April 2021) [In Russian]
2. Bogdanova M. V., Bakshtanovskiy V. I. Tsifrovizatsiya obrazovaniya i universitetskaya etika - dve veshchi sovmestny li? [Digital Education and University Ethics: are They Compatible?]. Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 57. Pp. 20-146. [In Russian]
3. Kuzina G. P. Kontseptsiya tsifrovoy transformatsii klassicheskogo universiteta v «Tsifrovoy universitet» [The concept of a digital transformation of a traditional university to a "digital university"]. Website: elibrary.ru URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43843945 (accessed: 15 April 2021) [In Russian]
4. Manikovskaya M. A. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: vyzovy traditsionnym normam i printsipam morali [Digitalization of Education: Challenges to Traditional Norms and Moral Principles]. Website: elibrary.ru URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39374705 (accessed: 15 April 2021) [In Russian]
5. Meleshko E. D. Transgumanisticheskiye tsennosti v tsifrovoy etike obrazovaniya [Transhumanistic values in digital ethics of education]. XII mezhdunarodnaya konferenciya «Teoreticheskaya i prikladnaya etika: Tradicii i perspektivy - 2020. Filosofiya. Etika. Praktika». Sanktpeterburgskij Gosudarstvennyj Universitet, 19-21 noyabrya 2020 g. [XII International Conference Theoretical and
Applied Ethics: Traditions and Prospects - 2020 (19-21 November)]. St. Petersburg: Sborka Publ., 2020. Pp. 162-163. [In Russian]
6. Mironenko E. S. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda: ponyatiye i struktura [Digital Educational Environment: Concept And Structure]. Sotsial'noye prostranstvo [Social Area]. 2019. Issue 4 (21). P. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41244396 (acessed: 15 April 2021). [In Russian]
7. Moskvich Yu. N., Viktoruk E. N. Eticheskie problemy universitetov v usloviyah vynuzhdennogo udalennogo obucheniya: vzglyad prepodavatelej '[Ethical Problems Of Universities During Forced Remote Learning: The View Of The University Teachers]. Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 57. Pp. 147-158. [In Russian]
8. Nazarov V. N. Prikladnaya etika : uchebnik [Applied Ethics: A Textbook]. Moscow: Gardariki Publ., 2005. 302 p. [In Russian]
9. Nazarova Yu. V., Kashirin A. Yu. Dilemmy etiki iskusstvennogo intellekta [Dilemmas of the Artificial Intelligence Ethics]. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2020. Issue 4 (36). Pp. 23-31. [In Russian]
10. Prokofyev A. V. Cifrovizaciya universiteta: ugrozy i vozmozhnosti // Vedomosti prikladnoj etiki [The Digitalization Of The University: Threats And Opportunities]. Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 57. Pp. 10-33. [In Russian]
11. Skvortsov A. A. Etika v tsifrovom obrazovanii: kak «Lyubov' k dal'nemu» razvivayet «Lyubov' k blizhnemu» [Ethics In Digital Education: How "Love For The Distant" Develops "Love For The Neighbor"]. Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 57. Pp. 64-73. [In Russian]
12. Sogomonov A. Yu. Tsifrovoy universitet v informatsionnom obshchestve: eticheskiye aspekty tekushchey transformatsii [Digital University In Information Society: Ethical Issues Of Current Transformation]. Vedomosti prikladnoy etiki [Proceedings of Applied Ethics]. 2021. Issue 57. Pp. 48-63. [In Russian]
Статья поступила в редакцию 21.05.2021 Статья допущена к публикации 10.07.2021
The article was received by the editorial staff21.05.2021 The article is approved for publication 10.07.2021