УДК 378.14 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-31-158-163
Науч. спец. 13.00.08
марина петровна данилкова
Новосибирский государственный технический университет, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, Новосибирск, Россия e-mail: danilkova_marina@mail.ru
Проблемы гуманитарного образования в условиях новых вызовов
Аннотация. Статья посвящена проблеме качества образования, возникшей на этапе высокотехнологичной модернизации современного общества, в условиях доминирования цифровых технологий в системе общественных отношений. Обосновывается необходимость «переформатирования» системы высшего профессионального образования с учетом применения инновационных технологий в образовательном процессе. Акцентируется внимание на значении как традиционных, так и инновационных подходов в образовательной среде, в частности при трансляции гуманитарного знания. Актуализируется необходимость усиления гуманитарной составляющей в университетском образовании, в том числе и в технических университетах, с целью подготовки специалистов, успешно адаптирующихся к условиям новой социальной реальности.
Ключевые слова: гуманитарное знание, качество образования, новые информационные технологии.
Marina p. Danilkova
Novosibirsk State Technical University, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy, Novosibirsk, Russia e-mail: danilkova_marina@mail.ru
Problems of Humanitarian Education in the Context of New Challenges
Abstract. The article is devoted to the problem of the quality of education that arose at the stage of high-tech modernization of modern society, in the context of the dominance of digital technologies in the system of public relations. Justifying the need to "reformat" the system of higher professional education, taking into account the use of innovative technologies in the educational process. Attention is focused on the importance of both traditional and innovative approaches in the educational environment, in particular, when broadcasting humanitarian knowledge. The article highlights the need to strengthen the humanitarian component in university education, including technical universities, in order to train specialists who successfully adapt to the conditions of the new social reality.
Keywords: humanitarian knowledge, quality of education, new information technologies.
Введение (introduction)
На современном этапе общественного развития значительно усиливается внимание к вопросам применения достижений технического прогресса в социальной среде. Происходящие радикальные преобразования глобального масштаба, прежде всего технологического уклада, определяют научный интерес к проблемам практического внедрения новейших технологий в образовательные структуры, особая значимость которых обусловлена их неограниченным потенциалом в области трансляции культурного опыта. Эффективность использования современных технологий в социальной среде напрямую зависит от уровня образованности и профессиональной подготовленности молодых специалистов-интеллектуалов, способных конструктивно и оперативно решать возникающие перед обществом конкретные проблемы. В нынешней научно-технической и социально-экономической ситуации для решения поставлен-
ных задач наибольшая ответственность возлагается на систему образования, которая вынуждена реагировать на веяния нового времени.
Обращение к данной теме вызвано также тем, что процессы стремительного расширения новейших цифровых форматов в образовательной среде представляются весьма дискуссионными. С одной стороны, человечество уже не мыслит себя без цифровых технологий, которые кардинально изменили существование человека в информационном поле; с другой стороны, возникает не менее сложная проблема, суть которой состоит в отсутствии умения осознавать и оценивать полученную информацию. Последнее, к сожалению, приводит к невозможности различения информации по степени истинности, актуальности, достоверности и т. п. Дискуссии по поводу использования современных технологий в образовании ведутся давно, и если ранее их участники были полны скептицизма, то сегодня ситуация
© Данилкова М. П., 2021
Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 2 (31), с. 158-163. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 2 (31), pp. 158-163.
постепенно меняется. Вместе с тем вопрос о том, смогут ли новые технологии повысить качество образовательного процесса, остается открытым [1; 2].
Целью работы стал анализ проблем, касающихся современного гуманитарного образования в высшей школе, в связи с включением новейших технологий, в том числе и цифровых, в учебный процесс и расширением поиска новых инструментов для совершенствования качества образования в контексте новых социальных вызовов.
методы (Methods)
На данном этапе социального развития гуманитарное образование выполняет важную миссию, связанную с необходимостью повышения общекультурного уровня выпускников высшей квалификации. Поэтому вопросы реформирования высшего образования в обстановке обострения социальных конфликтов и формирования новых социальных запросов общества находятся в центре философского и педагогического дискурса. В качестве теоретико-методологических источников для написания статьи были использованы работы У. Г. Боуэна, Н. В. Кузнецова, Б. В. Маркова, Б. И. Пружинина, Т. Г. Щедриной, А. Ю. Шеманова и др. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и философские методы, в частности анализ, синтез, сравнительный подход.
результаты и обсуждение (Results and Discussions)
Прежде всего, отметим, что технологические трансформации, столь характерные для нынешнего этапа общественного развития, не могли не коснуться образовательной системы. В последнее время встраивание электронных средств обучения в образовательный процесс получает широкое распространение в высшей школе. На данный момент дистанционное обучение и онлайн-курсы представляют собой важные тенденции в организации обучения специалистов высшего профессионального уровня. Они открывают ряд широких возможностей как для преподавателей, так и для обучающихся студентов, среди которых следует выделить следующие: доступность и объем информации, гибкость и удобство использования, возможность постоянного обновления предлагаемых учебных материалов и многие другие.
Сегодня мы находимся на начальном этапе становления цифровой образовательной среды, последствия которой можно будет оценить спустя некоторое время. Но уже сейчас понятно, что цифровизация — это неизбежный результат развития инновационных технологий, непрерывно усиливающих степень своего воздействия на всю систему общественных отношений.
Вместе с тем процесс перехода от традиционных форм образования к электронному формату обучения вызывает немало споров и обсуждений. Несмотря на явные преимущества, цифровые платформы образования не способны в полной мере решить важнейшую на сегодняшний день проблему высшего образования: обеспечение высокого качества и эффективности образовательного процесса. По мнению некоторых исследователей, современные образовательные программы с применением цифровых технологий не обеспечивают должный
уровень качества образования [3]. В условиях, когда лекции превращаются в презентации, следует акцентировать внимание не на технических характеристиках образовательных технологий, а исключительно на содержательности и наполненности учебных программ для трансляции знаний и навыков.
Речь идет, прежде всего, о качественной стороне образовательного процесса в ситуации доминирования инновационных технологий. В данный момент для решения этой сложнейшей задачи необходимо сосредоточить усилия на смысловой составляющей учебного процесса, а также активизировать разработку новых методологических подходов в образовательной среде, обеспечивающих более успешное усвоение учебного материала. Такую задачу невозможно реализовать только лишь на основе использования новейших технологий. Это относится к подготовке студентов как по техническим, так и по гуманитарным направлениям. Например, технические устройства и установки желательно изучать не по «картинке на экране», а на практике, в специально оборудованных лабораториях.
Другой, не менее важный, аспект указанной проблемы — отсутствие обратной связи с обучающимися. В ситуации традиционного формата обучения указанные проблемы вообще не имели места. В условиях включения в образовательный процесс электронных технологий резко повышается риск ограничения непосредственного общения обучающегося и преподавателя и, следовательно, открываются новые возможности для виртуального общения, что, в свою очередь, вызывает надобность в контроле над смысловым содержанием передаваемой информации. Возникшая проблемная ситуация требует тщательной проработки и осмысления.
Особая нагрузка в этом контексте возлагается на социально-гуманитарные дисциплины, в первую очередь на философию. Не секрет, что сегодня происходит вытеснение философских дисциплин из учебных программ в технических вузах за счет общего снижения часов на социально-гуманитарные циклы. Вместе с тем человек — общительное существо, как по причине своих пороков, так и в силу своей природы [4, с. 176]. Поэтому для гуманитариев важна беседа, обсуждение проблемных вопросов, дискуссия. Понимающая, вдумчивая аудитория нужна и студентам, и преподавателям. Не следует забывать, что философия, как методологическая основа процесса обучения, формирует целостность восприятия действительности, что выступает необходимым условием адекватного осмысления социальной практики в целом.
Сегодня в связи с разработкой новых стандартов вновь обсуждается вопрос о том, какая философия нужна современному университету. Если нужна, то в каком объеме [5]?
В нынешних условиях многообразия мнений и обилия информационных потоков особенно актуальными становятся открытые философские беседы, в ходе которых каждый может выразить свою точку зрения, приводя аргументы либо «за», либо «против». Погружение в философский диалог формирует потрясающий личностный опыт для студента при становлении его общекультурных компетенций и личностных качеств. К сожалению, в условиях дистанционного
обучения получение этих навыков оборачивается серьезной проблемой.
Следует также остановиться еще на одном из ключевых аспектов гуманитарного обучения, касающемся вопросов воспитания. В этой связи именно к философским дисциплинам, например этике, следует привлечь дополнительное внимание и интерес. Философия, как образовательная дисциплина, не только включает в себя знания, но и выполняет другие важные функции: формирует мировоззренческие позиции, закладывает основы нравственности, развивает критическое мышление. Философская культура — одно из важнейших условий повышения качества профессиональной подготовки компетентных специалистов мирового уровня [6].
Не случайно в последнее время научно-педагогическое сообщество активизирует обращение к проблемам социально-гуманитарного образования в университетах технического профиля. Ученые, изучающие данные проблемы, настаивают на необходимости углубления и расширения гуманитарных курсов в обновленных моделях образовательного процесса, поскольку они позволяют сформировать творчески и критически мыслящих личностей, способных достойно отвечать на вызовы современной реальности. Сегодня всё активнее поднимаются вопросы новых ракурсов образования, связанных с ролью инновационного знания в отношении новых форм обучения. Предметное поле образования, с учетом происходящих социальных трансформаций, в недалеком будущем должно обладать такими важными характеристиками, как содержательность, познавательная гибкость, социокультурное взаимодействие и др. [7].
Вышесказанное явно свидетельствует о том, что в условиях современной социальной динамики миссия системы образования коренным образом меняется. Согласно новым требованиям к стандартам обучения, истоки которых, как известно, следует искать в западных образовательных концепциях, российская высшая школа нацелена не только на получение знаний, но и на усиление важнейших базовых компетенций [8]. Понятно, что в ситуации быстро меняющейся социальной действительности университеты обязаны выпускать специалистов-профессионалов, успешно адаптирующихся к усложненным реалиям и ориентированных на непрерывное самостоятельное обучение. Такое понимание образовательного процесса обеспечивает приобретение учащимися важнейших навыков, среди которых способность к критическому осознанию своих поступков, становление творческого мышления, включающего такие элементы, как открытость к новым идеям, наличие собственного мнения, рефлексии собственных суждений. Однако на деле сегодняшний гуманитарный уровень подготовки выпускников оставляет желать лучшего.
К сожалению, приходится констатировать, что результаты модернизационных процессов в системе университетского образования не привели к желаемым результатам и, безусловно, требуют дополнительной проработки [9]. Сегодня наблюдается «переформатирование» университетов из научно-исследовательских центров в бизнес-структуры, в которых такая деятельность, как «зарабатывание денег», превращается в один из важнейших критериев оцен-
ки эффективности функционирования образовательного учреждения. К сожалению, в такой ситуации университеты утрачивают прежние позиции интеллектуальных и культурных центров и превращаются в «предприятия» по оказанию образовательных услуг [10]. Ориентация на западные стандарты, коммерциализация образования вызывают острую критику всего университетского сообщества. Постоянная смена образовательных стандартов, непрерывная корректировка учебных программ делает систему образования неустойчивой, а учебный процесс — нестабильным, что не может не сказываться на его базовых характеристиках.
Выбор подобных стратегий образования, в основании которых находятся не продуцирование новаторских идей, а образовательные услуги, лишает университеты статуса «культуротворящих центров». Будущим специалистам стараются вложить готовое знание и ориентируют на получение навыков в практической деятельности, нацеленной на разработку проектов, успешных с финансовой точки зрения. Всё это ставит под сомнение самоценность и самодостаточность университетов.
Отдельно отметим, что наибольшее потрясение в сложившихся обстоятельствах всё-таки испытывает гуманитарное образование как один из динамично меняющихся компонентов общей структуры образования. Сегодня серьезный урон наносится преподаванию социально-гуманитарных циклов в российских университетах, которые постепенно перемещаются на «второстепенные» позиции. Участники «круглого стола», посвященного значимости образования, высказывали мнение о том, что современное образование постепенно утрачивает функцию воспитания и превращается в простую трансляцию знаний [5]. Между тем цель университетского образования состоит не только в передаче знаний, но и в формировании человека будущего, обладающего мотивацией к самообразованию. В условиях доминирования современных технологий, в этом контексте, важным инструментом становится гуманитарное знание. Но на данный момент процессы формирования общекультурных компетенций сопряжены с множеством трудностей, одна из которых состоит в том, что сегмент гуманитарных дисциплин в целом и философии в частности неуклонно сокращается.
Несмотря на усиливающуюся потребность в специалистах широкого профиля с критическим мышлением и высоким общекультурным уровнем, технические университеты продолжают тенденцию «однобокого» образования и подготовку профессионалов только в рамках базовых технических направлений. Современное гуманитарное образование остается оторванным от технического и по сей день.
Между тем в условиях техногенного мира возрастает повышенное внимание к учебным программам инженерных специальностей, поскольку научно-технический прогресс неразрывно связан с деятельностью инженерно-технических специалистов. Вследствие этого значительно возрастает роль этической ответственности в инженерной практике. Доминирование техники и высокая степень ее социального воздействия диктуют необходимость незамедлительного внедрения этических дисциплин в учебные программы инженерно-технического профиля.
Отдельно подчеркнем, что существенное увеличение научных исследований, относящихся к философии техники, в том числе к этическим проблемам в инженерной сфере, актуализирует вопросы управления и контроля в области использования новейших технологий в социальном пространстве. Последнее всё чаще свидетельствует о необходимости встраивания этических дисциплин, как важного компонента, в учебные программы для бакалавриата инженерных направлений [11]. В эпоху технологических прорывов именно инженеры выступают в качестве проектировщиков и создателей современных технологий, а функционирование и состояние инженерной деятельности определяет вектор новых будущих стратегий развития и обновления общества.
В новых социальных условиях значимость инженерной этики, отражающей конкретные этические проблемы, возникающие в связи с внедрением нанотехнологий и новых разработок в электронике, робототехнике, медицине и других сферах, ощущается особенно остро. Так, например, новейшие западные образовательные концепции, отвечая на запросы общества, акцентируют внимание на инженерной этике, в частности, существенно расширяют профессиональную подготовку преподавателей, специалистов в области этики и исследуют условия и возможности более широкого интегрирования инженерной этики в учебный процесс для инженерных направлений [12].
Следует еще раз подчеркнуть, что социальные потрясения, в том числе наличие ценностного и духовного кризисов, настоятельно требуют более существенного усиления гуманитарных позиций в образовательных программах в высшей школе как основного инструмента для становления ценностного мировоззрения и ценностных ориентаций у молодого поколения. Нет необходимости доказывать, что гуманитарное образование, включающее базовые знания о человеке, его природе, его ценностном мире, поступках и убеждениях, выполняет важнейшую функцию — воспитание и формирование духовно-нравственной личности.
Подводя некоторые итоги, можно резюмировать, что основные проблемы гуманитарного образования связаны, во-первых, с необходимостью переосмысления целей образования и подготовкой не узких специалистов для конкретных потребностей общества, а высокообразованных, творческих личностей с активной жизненной позицией; во-вторых, с потребностью расширения и увеличения сегмента гуманитарных циклов в образовательных программах, в частности философии, этики и других, без которых воспитание и становление всесторонне развитой личности и подготовка специалистов с высоким уровнем общекультурных компетенций весьма проблематична. В-третьих, решение ранее обозначенных проблем невозможно без внедрения новейших методик для реализации запросов, касающихся качества образовательного процесса, и здесь очень важно сочетание традиционных форм обучения с новаторскими подходами, в том числе и цифровыми технологиями.
Наконец, еще один важный момент рассматриваемых проблем. В настоящее время остается открытым вопрос о значении формирования у студентов личной мотивации
к самообразованию, поскольку личная мотивация на приобретение новых знаний формируется и поддерживается только при условии личного общения преподавателя и обучающегося [2, с. 101]. Этот фактор имеет приоритетное значение в ситуации оценки качества образования и эффективности степени подготовки специалистов, интегрированных в современную реальность высокотехнологичного мира.
В решении указанных проблем особое место принадлежит гуманитарным циклам как важнейшему элементу всей структуры образовательного процесса. Сегодня, наряду с другими неотложными задачами гуманитарного сектора образования, остро поднимается вопрос о том, как в поиске ответов на непрерывно появляющиеся вызовы не потерять саму личность учащегося, его индивидуальность и подготовить его к существованию в условиях новых реалий.
Исследуя проблемы гуманитарного образования в эпоху цифровизации, еще раз обратим внимание на вопросы, связанные с использованием новых технологий в образовании. В данный момент применение цифровых технологий представляет собой неизбежный процесс, имеющий как своих сторонников, так и своих противников [13; 14]. Как уже было отмечено ранее, включение в учебный процесс современных образовательных технологий, разработка онлайн-кур-сов, бесспорно, расширяют возможности передачи философского знания и трансляции учебного материала. Однако подчеркнем, что в силу специфики философского знания осуществлять подготовку гуманитариев, только опираясь на электронные ресурсы, не целесообразно. Дело в том, что философия — это не только знание концепций и учений, «...это ...умение мыслить, умение мыслить философски, что невозможно без традиционных форм постижения философии...» [1, c. 89]. Ясно, что здесь без опоры на традиционные лекции и семинары, без дискуссий и обмена мнениями, без вопросов и ответов практически не обойтись.
Заключение (conclusions)
Проведенное исследование позволяет подвести некоторые итоги. Прежде всего, отметим, что кардинальные социальные преобразования в ситуации стремительно развивающегося высокотехнологичного мира детерминируют модернизацию системы высшего образования, которая призвана наметить потенциальные стратегии, возможности и пути решения проблем, порождаемых глобальными трансформациями. Подготовка специалистов нового поколения с высоким уровнем общекультурных компетенций, в формировании которых ключевые позиции отводятся гуманитарному знанию, следует рассматривать как важнейший инструмент в поиске ответов на глобальные социальные и технологические вызовы. Предлагаемая ориентация на активизацию использования в гуманитарном сегменте университетского образования оптимального сочетания традиционных и инновационных технологий обучения, в том числе и цифровых, обеспечивает раскрытие творческого и личностного потенциала специалистов высшей квалификации, нацеленных на эффективное решение актуальных проблем современности.
Библиографический список
1. Кузнецов Н. В. Философское образование и информационные технологии // Вопросы философии. 2020. № 5. С. 87-89. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-5-87-89
2. Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Культурные смыслы образования и медиамир // Вопросы философии. 2020. № 5. С. 99102. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-5-98-102
3. Антропология субъективности и мир современной коммуникации : сб. ст. / под ред. А. Ю. Шеманова. М. : [б. и.], 2010. 383 с.
4. Монтень М. Опыты. Полное издание в одном томе. М. : Эксмо, 2015. 1216 с.
5. Какое образование для нас ценно? Материалы «круглого стола» / Б. И. Пружинин, Ф. Е. Джимов, А. А. Арламов [и др.] // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 34-58. DOI: 10.7868/S0042874418060031
6. Кирабаев Н. С. Воспитание гражданина: о преподавании философии в высших учебных заведениях России // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 27-28.
7. Карпов А. О. Общество знаний: слабое звено // Вестн. Рос. акад. наук. 2010. Т. 80, № 7. C. 616-622.
8. Холстед М., Орджи Т. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании // Современные подходы к компе-тентностно-ориентированному образованию : материалы семинара / под ред. А. В. Великановой. Самара : Профи, 2001. 124 с.
9. Красинская Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73-82.
10. Щелкунов М. Д. Университеты перед лицом глобальных вызовов: российский путь // Поиск. Альтернативы. Выбор. 2016. № 3. С. 48-54.
11. Allie S. Learning As Acquiring a Discursive Identity: Improving Student Learning in Engineering Education // European Journal of Engineering Education. 2009. Vol. 34, no. 4. P. 359-367.
12. Exploratory Investigation of Personal Influences on Educators' Engagement in Engineering Ethics and Societal Impacts Instruction / M. Polmear, A. Bielefeldt, D. Khight [et al.] // Science and Engineering Ethics. 2020. Vol. 26, issue 6. P. 3143-3165. DOI: 10.1007/s11948-020-00261-x
13. Боуэн У. Г. Высшее образование в цифровую эпоху / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Смирнова. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 224 с.
14. Марков Б. В. Проблема качества образования в условиях цифровой экономики // Вопросы философии. 2020. № 5. С. 90-93. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-5-90-93
References
Allie S. (2009) Learning As Acquiring a Discursive Identity: Improving Student Learning in Engineering Education, European Journal of Engineering Education, vol. 34, no. 4, pp. 359-367. (in English)
Bowen W. G. (2018) [Higher Education in the Digital Age]. Moscow, Izdatel'skii dom Vysshei shkoly ehkonomiki Publ., 224 p. (in Russian)
Holsted M., Ordzhi T. (2001) Klyuchevye kompetentsii v sisteme otsenki Velikobritanii [Key Competencies in the UK Assessment System]*, Velikanova A. V. (ed.) Sovremennye podkhody k kompetentnostno-orientirovannomu obrazovaniyu [Modern Approaches to Competence-Based Education]*. Samara, Profi Publ., 124 p. (in Russian)
Karpov A. O. (2010) Obshchestvo znanii: slaboe zveno [Knowledge Society: A Weak Link], Vestnik Rossiiskoi Akademii nauk [Herald of the Russian Academy of Sciences], vol. 80, no. 7, pp. 616-622. (in Russian)
Kirabaev N. S. (2018) Vospitanie grazhdanina: o prepodavanii filosofii v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossii [Education of Citizens: About Teaching Philosophy in Higher Educational Institutions in Russia]*, Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]*, no. 6, pp. 27-28. (in Russian)
Krasinskaya L. F. (2016) Modernizatsiya, optimizatsiya, byurokratizatsiya... Chto ozhidaet vysshuyu shkolu zavtra? [Modernization, Optimization, Bureaucratization... What Awaits Higher School Tomorrow?], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], no. 3, pp. 73-82. (in Russian)
Kuznetsov N. V. (2020) Filosofskoe obrazovanie i informatsionnye tekhnologii [Philosophical Education and Information Technology], Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]*, no. 5, pp. 87-89, doi: 10.21146/0042-8744-2020-5-87-89 (in Russian)
Markov B. V. (2020) Problema kachestva obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoi ehkonomiki [The Problem of Quality Education in the Digital Economy], Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]*, no. 5, pp. 90-93, doi: 10.21146/0042-8744-2020-5-90-93 (in Russian)
Monten' M. (2015) Opyty. Polnoe izdanie v odnom tome [Experiments. Complete Edition in One Volume]*. Moscow, Eksmo Publ., 1216 p. (in Russian)
Polmear M., Bielefeldt A., Khight D., Swan Ch., Canney N. (2020) Exploratory Investigation of Personal Influences on Educators' Engagement in Engineering Ethics and Societal Impacts Instruction, Science and Engineering Ethics, vol. 26, issue 6, рр. 31433165, doi: 10.1007/s11948-020-00261-x (in English)
Pruzhinin B. I., Azhimov F. E., Arlamov A. A., Valitskaya A. P., Gachko G. A., Granovskaya O. L., Gryakalov A. A., Dan'kova L. I., Dokuchaev I. I., Ignat'ev D. Yu., Kirvel' Ch. S., Kiturko I. F., Korol'kov A. A., Korol' A. D., Korshunova N. L., Kostritsa S. Ya.,
Letyagin S. A., Nazarov M. S., Semernik S. Z., Tarantei V. P., Shchedrina T. G., Yachin S. E. (2018) Kakoe obrazovanie dlya nas tsenno? Materialy "kruglogo stola" [What Kind of Education is Most Worth for Us? The Materials of the Round Table], Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]*, no. 6, pp. 34-58, doi: 10.7868/S0042874418060031 (in Russian)
Pruzhinin B. I., Shchedrina T. G. (2020) Kul'turnye smysly obrazovaniya i mediamir [Cultural Meanings of Education and the Media World], Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]*, no. 5, pp. 99-102, doi: 10.21146/0042-8744-2020-5-98-102 (in Russian)
Shchelkunov M. D. (2016) Universitety pered litsom global'nykh vyzovov: rossiiskii put' [Universities Facing Global Challenges: The Russian Way]*, Poisk. Al'ternativy. Vybor [Search. Alternatives. Choice]*, no. 3, pp. 48-54. (in Russian)
Shemanov A. Yu. (ed.) (2010) Antropologiya sub"ektivnosti i mir sovremennoi kommunikatsii [Anthropology of Subjectivity and the World of Modern Communication]*. Moscow, 383 p. (in Russian)
* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by author of the article.