Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1039
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникации / профессиональная деятельность / цифровизация образования / цифровое образование / цифровой этикет / Communication / professional activity / digitalization of education / digital education / digital etiquette

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Ольга Ивановна

Статья посвящена актуальному направлению развития современного образования − цифровизации. Цифровизация образования привела к необходимости формирования у педагогов новых профессиональных и личных компетенций, разработке новых норм и правил профессионального поведения и коммуникаций. На первый план выходят вопросы организации цифровых коммуникаций в профессиональной деятельности работников системы образования, понимания и осознания важности и сложности организации данной формы общения всех участников образовательных отношений. Изменения, произошедшие в образовании в последние 5 лет, привели к необходимости пересмотра профессиональной этики современного педагога, требований к уровню его профессиональной, личной, цифровой и общей культуры в целом. Цифровизация образования на всех его уровнях поставило перед педагогами вопросы о качестве применения цифровых технологий, организации цифровых коммуникаций со всеми участниками образовательного процесса. Несмотря на то, что цифровые коммуникации стали неотъемлемой частью педагогической деятельности и в настоящее время активно применяются во многих сферах жизни человека, единых и четких требований к нормам и правилам цифровых коммуникаций не разработано. В статье приводятся результаты исследований, целью которых является изучение сформированности представлений о профессиональной этике в цифровых коммуникациях. Автор отмечает, что нормы и правила профессиональной этики, в том числе цифровой, является отражением той социальной среды, в которой живет и работает человек. Данная статья позволит более системно подойти к вопросу изучения норм и правил профессионального и цифрового этикета педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ETIQUETTE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

The article is devoted to the current direction of development of modern educationdigitalization. Digitalization of education has led to the need for teachers to form new professional and personal competencies, develop new norms and rules of professional behavior and communication. The issues of the organization of digital communications in the professional activities of employees of the education system, understanding and awareness of the importance and complexity of the organization of this form of communication of all participants in educational relations come to the fore. The changes that have taken place in education in the last 5 years have led to the need to revise the professional ethics of a modern teacher, the requirements for the level of his professional, personal, digital and general culture in general. Digitalization of education at all its levels has raised questions for teachers about the quality of the use of digital technologies, the organization of digital communications with all participants in the educational process. Despite the fact that digital communications have become an integral part of pedagogical activity and are currently actively used in many areas of human life, uniform and clear requirements for the norms and rules of digital communications have not been developed. The article presents the results of research aimed at studying the formation of ideas about professional ethics in digital communications. The author notes that the norms and rules of professional ethics, including digital ethics, are a reflection of the social environment in which a person lives and works. This article will allow a more systematic approach to the issue of studying the norms and rules of professional and digital etiquette of teachers.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 17-26. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 11. P. 17-26.

Научная статья УДК 378.1

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-11-17-26

ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Ольга Ивановна Герасимова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, kostocka1021 @yandex. ru

Аннотация. Статья посвящена актуальному направлению развития современного образования — цифровизации. Цифровизация образования привела к необходимости формирования у педагогов новых профессиональных и личных компетенций, разработке новых норм и правил профессионального поведения и коммуникаций. На первый план выходят вопросы организации цифровых коммуникаций в профессиональной деятельности работников системы образования, понимания и осознания важности и сложности организации данной формы общения всех участников образовательных отношений. Изменения, произошедшие в образовании в последние 5 лет, привели к необходимости пересмотра профессиональной этики современного педагога, требований к уровню его профессиональной, личной, цифровой и общей культуры в целом. Цифровизация образования на всех его уровнях поставило перед педагогами вопросы о качестве применения цифровых технологий, организации цифровых коммуникаций со всеми участниками образовательного процесса. Несмотря на то, что цифровые коммуникации стали неотъемлемой частью педагогической деятельности и в настоящее время активно применяются во многих сферах жизни человека, единых и четких требований к нормам и правилам цифровых коммуникаций не разработано. В статье приводятся результаты исследований, целью которых является изучение сформированности представлений о профессиональной этике в цифровых коммуникациях. Автор отмечает, что нормы и правила профессиональной этики, в том числе цифровой, является отражением той социальной среды, в которой живет и работает человек. Данная статья позволит более системно подойти к вопросу изучения норм и правил профессионального и цифрового этикета педагогов.

Ключевые слова: коммуникации, профессиональная деятельность, цифровизация образования, цифровое образование, цифровой этикет

Для цитирования: Герасимова О.И. Цифровой этикет в профессиональной деятельности педагога // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 17-26. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-11-17-26

Original article

DIGITAL ETIQUETTE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

Olga I. Gerasimova

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, kostocka1021@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the current direction of development of modern education-digitalization. Digitalization of education has led to the need for teachers to form new professional and personal competencies, develop new norms and rules of professional behavior and communication. The issues of the organization of digital communications in the professional activities of employees of the education system, understanding and awareness of the importance and complexity of the organization of this form of communication of all participants in educational relations come to the fore. The changes that have

© Герасимова О.И., 2022

taken place in education in the last 5 years have led to the need to revise the professional ethics of a modern teacher, the requirements for the level of his professional, personal, digital and general culture in general. Digitalization of education at all its levels has raised questions for teachers about the quality of the use of digital technologies, the organization of digital communications with all participants in the educational process. Despite the fact that digital communications have become an integral part of pedagogical activity and are currently actively used in many areas of human life, uniform and clear requirements for the norms and rules of digital communications have not been developed. The article presents the results of research aimed at studying the formation of ideas about professional ethics in digital communications. The author notes that the norms and rules of professional ethics, including digital ethics, are a reflection of the social environment in which a person lives and works. This article will allow a more systematic approach to the issue of studying the norms and rules of professional and digital etiquette of teachers.

Keywords: Communication, professional activity, digitalization of education, digital education, digital etiquette.

For citation: Gerasimova O.I. Digital etiquette in the professional activity of a teacher. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;11:17-26. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-11-17-26

Введение

Профессиональная этика является важной составляющей профессиональной деятельности человека. Именно она зачастую определяет специфику взаимоотношений людей в организации, выступает мерилом профессиональных отношений. В настоящее время большое внимание уделяется разработке так называемых Кодексов профессиональной этике - нормативных документов, регламентирующих нормы и правила профессиональных отношений в Организации или на предприятии. Анализ Кодексов профессиональной этики ряда образовательных организаций показал, что большую часть данных документов содержат нормы и правила общения с родителями и обучающимися, этические нормы и правила коммуникаций. Большинство Кодексов профессиональной этики базируется на как правило, на общепринятых нормах поведения и общепринятом видении конкретной профессии, например учителей, врачей, юристов, военных и т. д. Но надо отметить, что это не дань моде или желание какой-либо Организации выделиться на рынке услуг, которые она оказывает, это в какой-то степени исторически сложившиеся подходы к реализации профессиональной деятельности людей.

Первые упоминания о профессиональной этике, как нормах и правилах поведения в процессе выполнения какого-либо вида деятельности появились ещё в эпоху развития ремесленного производства, становление которого приходится на период XI-XII вв. Ремесленные цехи имели свои уставы, которые регламентировали график работы работников, цену и качество товара, размеры цеховых комнат и т. д. Конечно, мы не найдем в этих уставах требования к правилам профессионального общения и деловых коммуникаций. Однако, анализируя содержание данных уставов, мы может говорить о том, что уже в то время они являлись средством регулирования как отношений внутри цехов, так и между цехами и государством.

С изменением количества профессий, исчезновением части профессий и появлением новых меняется отношение общества к содержанию профессиональной деятельности, понимания важности конкретной профессии в развитии современного общества. Новые технологии существенно меняют понимание содержания педагогической профессии, переосмыслить подход к организации процесса обучения и воспитания [Атлас новых профессий 2021: 445].

Профессиональная этика, как отмечает А.М. Новиков, состоит в достижении такого уровня профессиональной деятельности педагогов, когда следование требованиям профессиональной этики становятся нравственной нормой поведения педагогов, неотъемлемой частью его профессиональной культуры [Новиков 2010: 163]. Смена парадигмы актуальных профессий влечет за собой пересмотр не только необходимых умений и навыков современного человека, но и трансформацию формирования самой

профессиональной культуры. Особо остро вопросы профессиональной культуры в целом, и профессиональной этики в частности, звучат в контексте формата дистанционных форм профессионального взаимодействия. Отсутствие постоянного прямого контакта специалистов, опосредованное общение с коллегами в сочетании с демократизацией в целом процессов коммуникации привели к размытым представлениям о профессиональной этике и стихийным процессам ее формирования. Изменения в жизни людей в 2020-2021 гг. привели к массовому переходу людей в цифровое пространство, что повлекло за собой необходимость выстраивания новых коммуникаций, поиску новых способов и форм общения. Появились новые формы групповой и личной коммуникации. Общение в новой реальности отличается от уже принятого и сформированного тысячелетиями, тех правил и норм, на которых оно строилось.

Основная часть

Появление новых форм коммуникаций, прежде всего цифровых в период самоизоляции, привело к тому, что многие люди оказались к этому не готовы. По данным исследователей, которые изучали изменения в обществе, связанное с антиковидными1 ограничениями, у людей значительно ухудшилось общее психическое здоровье, так как значительно изменился привычный образ жизни людей, были утрачены или трансформированы прежние формы общения.

В своей статье Алан Брэдшоу «Коронавирусная культура: вопросы, которые социологи задают о нашей новой повседневной жизни» известный маркетолог, руководитель курса MA Marketing в университете Роял Холлоуэй (Royal Holloway, University of London) пишет о том, что период 2019-2020 гг. характеризуется не только появлением вакцины от COVID-19, но и новой коронавирусной культурой [Брэдшоу 2020]. Автор обращается к вопросу появления новых социальных ролей и новых форм общения людей, рассматривает новые правила этики и делового общения, появление которых связано с коммуникациями в социальных сетях, в Интернете. В статье анализируется «цифровой этикет», как системы норм и правил коммуникаций в социальной сети. Например, он отмечает такие особенности цифрового этикета как «поднятая рука», сообщения в чате и т. д. Отдельным вопросом профессор маркетинга Лондонского королевского университета Холлоуэй Алан Брэдшоу рассматривает проблемы занятости людей, изменений в профессиональной сфере. Социолог акцентирует внимание, что новая коронавирусная культура привела к тому, что ничего уже не будет прежним, в том числе коммуникации людей [там же].

В статье Анны Седовой «Какие коммуникации эффективны в переломный период» анализируются «плюсы» и «минусы» коммуникаций в Интернет-пространстве. Рассматривая новые формы коммуникаций в бизнес среде, автор говорит о том, что использование цифровых коммуникаций значительно затрудняют общение с клиентами (партнерами). Это вызвано высоким уровнем так называемого «белого шума», отсутствием личного контакта и т. д. Сложности коммуникаций через Интернет также зачастую связаны с невозможностью определения реального эмоционального состояния собеседника, его чувств и настроения. Подводя итоги своих исследований, интернет-автор пишет, что в современных условиях, в рамках цифровых коммуникаций роль делового имиджа, высоких навыков делового общения и профессиональной этики как никогда важна и приоритетна [Седова 2020].

В настоящее время на различных форумах можно прочитать большое количество публикаций, статей, материалов, посвященных проблемам профессиональной занятости населения в новых экономических, политических и социальных условиях. Учеными, исследователями, педагогами, психологами, блогерами рассматриваются и обсуждаются

1 Ограничения по всему миру, связанные с распространением опасной потенциально тяжёлой острой респираторной инфекции, вызываемой коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-п&^), 2020-2022 гг. (запрет массовых мероприятий, обязательное ношение масок, посещение общественных мест по Qr-коду, обязательная вакцинация, запрет на передвижения между странами и т. д.)

разные аспекты профессиональной деятельности, это и новые формы командного взаимодействия в онлайн-формате и изменение профессиональных компетенций работников разных сфер и новые требования к организации рабочих мест сотрудников, работающих на «удаленке».1 Особый интерес вызывают публикации по данной теме на сайте Theory & practice. Все публикации затрагивают разные аспекты развития современного общества, экономики, образования и т. д. [Theory & practice 2020-2022].

Однако стоит отметить, что почти все авторы единодушны в том, что цифровизация всех сфер жизни и деятельности человека потребует формирования таких компетенций как: умение проявлять настойчивость, управлять групповым обсуждением, критически мыслить, самостоятельно организовывать свое рабочее место, планировать деятельность, выстраивать коммуникации на «большом» расстоянии. И, конечно, для всего этого необходим высокий уровень владения цифровыми технологиями и компьютерной грамотности. Цифровизация, как отмечено выше, стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Данные технологии получили широкое применение во всех сферах: здравоохранение, экономика, образование. Рассматривание развития профессиональной деятельности педагогов на современном этапе невозможно без изучения и анализа цифровой составляющей образовательной системы. Так как же в России обстоят дела с цифровизацией в системе образования? Обратимся прежде всего к понятию цифровизация и цифровизация образования. В словаре терминов и понятий цифровой дидактики дается следующее определение «цифровизации»: - «Цифровизация - процесс, направленный не только на оцифровку всех мировых ресурсов (создание цифровых копий), но и формирование сетевых платформ взаимодействия, с целью получения прогнозируемого и гарантированного результата от любого управляющего воздействия» [Словарь терминов и понятий цифровой дидактики 2021: 31]. В этом же словаре дается определение «цифровое образование» и рассматривается оно как образовательная деятельность, ключевым компонентом в котором, становятся данные в цифровом формате, их получение, обработка и анализ, позволяющие в свою очередь достичь новых качественных результатов образования и применить их к конкретным жизненным ситуациям [там же].

В статье Андриянова Л.А. дается следующее определение: - «Цифровизация образования» - это переход на электронную систему обучения. Все учебные материалы (пособия, сборники упражнений), а также журналы и дневники имеют возможность находиться в режиме онлайн [Андриянов 2020]. Как мы видим из определений, это не только новая система получения, обработки и хранения информации, но и новая организация образовательного процесса, требующая от всех участников образовательных отношений новых компетенций. В сентябре 2019 г. в рамках II Российско-китайской конференции исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект», рассматривались проблемы и перспективы цифровизации образования [Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» 2019]. Участники данной конференции представили различные точки зрения по проблеме включения системы образования в мировой процесс цифровизации [Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» 2019: 1214, 21-26].

Необходимо отметить, что цифровизация образования ставит перед системой образования и перед педагогами новые задачи. Приоритетными в соответствии с Указом Президента России являются: - «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды» и «формирование системы непрерывного обновления работающими

1 Работа вне офиса, организации, на удалении. Активно использовалась в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 2020-2022 гг., примечание автора

гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими» [Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204, пункт 5б.]. В Указе есть и ряд других задач, но уже из вышеуказанных видно, что данные изменения ведут к необходимости формирования новых профессиональных и личностных компетенций, что как указано в материалах конференции, требует «формирование соответствующего настроя в коллективе, поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы» [Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» 2019: 36]. Цифровизация образования требует обновления целей образования, его содержания, обновления организации образовательного процесса, образовательной среды и конечно же роли педагога [Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» 2019: 40].

Изменения всех сфер человеческой жизни, связанные с эпидемиологическими ограничениями, привели к тому, что большая часть коммуникаций между участниками образовательных отношений перешла в онлайн-формат. И тут встает ряд вопросов, связанных с организацией данного вида коммуникаций. По каким правилам организуются цифровые коммуникации? Какие требования предъявляются к ним? И если рассматривать цифровые коммуникации как часть профессиональной деятельности современного педагога, то существуют ли такие понятия как «цифровая этика» или «цифровой этикет»? В рамках исследования данного вопроса мы обратились к материалам книги Ольги Владимировны Лукиновой «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете». Автор книги, преподаватель РАНХиГС в своей книге размышляет над вопросом что же такое «цифровой этикет», существует ли на данном этапе развития цифровых технологий этические нормы онлайн общения, существует ли понимание что этично, а что нет при общении в социальных сетях в процессе деловой и личной переписки? [Лукинова 2020: 11]. Исследователь начинает изучение данных вопросов с анализа становления данной формы коммуникаций людей и делает акцент на том, что первые упоминания о нормах и правила поведения в «киберпространстве» встречаются в работе Вирджинии Ши «Нетикет». «Нетикет» понимается как определенные правила поведения и общения в сетях Интернет. По мнению исследователей «нетикет» имеет ряд отличительных особенностей, которые заключаются в следующем:

1. Общаясь в Интернете, необходимо всегда помнить, что, даже не видя собеседника -это живой человек, и надо уметь «визуализировать» его, представляя, что общение происходит «глаза в глаза», как будто это общение в офлайн.

2. Соблюдать те же нормы и правила общения, что соблюдаются в повседневной жизни.

3. Изучать правила того информационного пространства, в котором происходит общение. Каждое цифровое пространство имеет свои особенности коммуникаций.

4. Проявлять уважение к собеседнику, не настаивать на общении, если, он в данный момент не желает этого делать.

5. Необходимо быть грамотным. Важно соблюдать грамотность при написании сообщений.

6. Обращать внимание на свой внешний вид. В данном случае можно добавить, что по мнению психологов 55% внимания людей обращено на ваш внешний вид, манеру одеваться, аккуратность и соответствие вашего внешнего вида месту и форме общения.

7. Транслировать свой опыт и свои знания.

8. Держать конфликтные ситуации под контролем, уметь находить решения проблем, выражать свое мнение по вопросу в корректной форме.

9. Уважать частную жизнь других, не читать чужую переписку.

10. Не злоупотреблять своим положением и помнить, что все когда-то были новичками в этом новом пространстве [Лукинова 2020: 89-122].

На наш взгляд данный список не является полным, и может быть дополнен, например, такими требованиями как: в процессе Интернет-общения не додумывать за собеседника; не придавать сообщениям ложную эмоциональную окраску; не поддаваться на провокации и уметь корректно отстаивать свои границы.

Говоря об использовании цифровых коммуникаций в системе образования, нельзя также забывать и о том, что педагог являетесь представителем данной системы, а общество считает педагогическую профессию деятельностью с повышенными требованиями профессиональной этики, а следовательно цифровые коммуникации педагога также подвергаются оценке со стороны не только участников образовательного процесса-обучающихся, родителей, коллег и администрации, но и общественности в целом.

В 2021 г. в рамках исследования цифрового этикета в деловых коммуникациях, проведенных среди представителей системы образования, учащихся ВУЗов, представителей бизнес структур некоторых регионов России, было выявлено, что почти 50% отметили, что соблюдают нормы и правила этикета в процессе общения в социальных сетях, при этом 31% опрошенных дали утвердительный ответ на вопрос «Существуют ли в социальных сетях свои нормы и правила этикет?» [Чарушина, Герасимова 2022: 225-267].

Исследования Е.И. Чарушиной и О.И. Герасимовой показали, что у людей в большинстве сформировано представление об этике профессионального и делового общения. В свою очередь 52% респондентов считают, что руководители Организаций должны осуществлять контроль за соблюдением этических норм общения и поведения в интернет-пространстве [Чарушина, Герасимова 2022: 225-267].

Изучению цифровых коммуникаций в профессиональной деятельности посвящены исследования О.И. Герасимовой и О.П. Лопатиной. В процессе опроса свыше 150 респондентов, было установлено, что 89% участников считают, что, есть профессии, в том числе педагогические, к которым предъявляются повышенные этические требования [Герасимова, Лопатина 2022: 162]. Опрос также показал, что 28 % респондентов считают, что это прежде всего нормы и правила общения между коллегами в Организациях, 4 % выделили такое требование как - внешний вид работника (специалиста), 2 % опрошенных отметили, что к профессиональной этике относятся в том числе правила и нормы ведения и оформления документации и деловой переписки, а 66 % отметили, что все выше перечисленное отражает содержание профессиональной этики [там же: 164]. Очень важным в рамках данного исследования является понимание участниками качества профессиональной деятельности педагога. Почти 90 % интервьюируемых утвердительно ответили на вопрос о том, что профессиональная этика напрямую отражает уровень культуры и моральные ценности специалиста [там же: 170].

Общими выводами в результате данных исследований стали следующие идеи: «Сотрудники не владеют преставлениями о требованиях к деловому общению в социальных сетях, считая, что их нет, или они не отличаются от принципов общения в офлайн. Отсутствует понимание профессиональной этики, её значения, требований, влияния на формирование социально-значимых ценностей профессиональной деятельности» [Герасимова, Лопатина 2022: 171; Чарушина, Герасимова 2022: 265].

Активное использование цифровых коммуникаций в педагогической деятельности в России привело к необходимости рассмотрения единых требований к требованиям профессиональной этики и цифрового этикета.

2019 год ознаменовался общероссийским флешмобом в поддержку педагогов, уволенных за нарушения профессиональной этики. Причиной послужили откровенные фотографии учителя одной из школ г. Барнаула.

Данное дело получило большой резонанс, что привело к необходимости разработки «Примерного Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников»

[Письмо Министерства просвещения РФ от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников 2019].

Анализируя содержание данного нормативного документа, можно выделить ряд основополагающих положений: уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися; соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы; воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей; избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность [Письмо Министерства просвещения РФ от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников 2019, Глава II].

Как мы видим большинство пунктов Примерного положения относятся к правилам и нормам профессионального поведения педагогов в офлайн формате. А что же тогда с цифровыми коммуникациями представителей системы образования? В августе 2019 году Профсоюз работников образования дал разъяснения по содержанию Примерного положения о нормах профессиональной этики педагогических работников, сделав акцент на том, что положения данного документа распространяются в том числе и на общение и поведение педагогов в сети Интернет, при этом каждый случай нарушения данных норм должен быть объективно рассмотрен. [Интервью с Председателем Профсоюза 2019].

Заключение

Попытки сформулировать требования и нормы цифровых коммуникаций, цифрового этикета педагогических работников предприняты на государственном уровне и напрямую связаны с трансформацией современного образования, вызовами общества. А значит рассматривать профессиональную этику и цифровой этикет педагогических работников вне тех преобразований, которые происходят в России и мире в целом просто невозможно. Цифровые коммуникации в свою очередь являются отражением того, как меняется содержание самого образования и понимания роли и места педагога в формировании ценностей будущих поколений.

Нормы и правила делового общения являются качественными характеристиками педагогической деятельности. Профессиональная этика строится на позициях эффективных коммуникаций, умении грамотно и логично излагать свои мысли как устно, так и в письме, вести диалог и уметь договариваться, выстраивать коммуникации с разными участниками образовательных отношений, учитывая их потребности, интересы и личностные качества.

Необходимость стандартизации профессиональной деятельности педагогов привело к необходимости разработки единых требований, которые в настоящее время зафиксированы в нормативно-правовых документах на уровне государства.

Профессиональная этика, в том числе в системе цифровых отношений участников образовательного процесса, ее содержание отражает вызовы современного общества и развивается в контексте новых направлений, таких как биоэтика, экологическая этика, ситуативная этика, компьютерная этика и другие.

Указы и нормативно-правовые акты

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/? (дата обращения: 01.04.2022).

2. Письмо Министерства просвещения РФ от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561100358 (дата обращения: 02.04.2022).

Список литературы

1. Андриянов Л.А. Цифровизация образования [Электронный ресурс] // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: <a href="https://scienceforum.ru/2020/article/2018021619?ysclid=l3l9ue1dih">https://scienceforum.ru/2020/art icle/2018021619?ysclid=l3l9ue1dih</a> (дата обращения: 01.04.2022).

2. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина ПРО, 2021.

472 с.

3. Брэдшоу А. Коронавирусная культура: вопросы, которые социологи задают о нашей новой повседневной жизни [Электронный ресурс]. URL: https://theconversation.com/coronavirus-culture-the-questions-social-scientists-are-asking-about-o (дата обращения: 01.04.2022).

4. Герасимова О.И., Лопатина О.П. Исследование профессиональной этики в парадигме современного образования // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Том 5. № 1. С. 151174.

5. Лукинова О.В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2020. 240 с.

6. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: «Эгвес», 2010. 208 с.

7. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае [Электронный ресурс] // II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155, [1] с. URL: <D6E8F4F05FF2F0E0EDF1F4EEF0ECE0F6E8FF2E696E6464> (hse.ru) (дата обращения: 04.05.2022).

8. Седова Анна. Какие коммуникации эффективны в переломный период vc.ru — крупнейшая в рунете платформа для предпринимателей и высококвалифицированных специалистов малых, средних и крупных компаний [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/marketing/136233-kakie-kommunikacii-effektivny-v-perelomnyy-period (дата обращения: 01.04.2022).

9. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2005. 200 c.

10. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; авт.-сост.: Ломовцева Н.В., Заречнева К.М., Ушакова О.В., Ярина С.Ю. Екатеринбург: РГППУ: Ажур, 2021. 84 с.

11. Чарушина Е.И., Герасимова О.И. Исследование цифрового этикета в деловых коммуникациях [Электронный ресурс] // Международная экономика. № 3. 2022. URL: https://panor.ru/articles/issledovanie-tsifrovogo-etiketa-v-delovykh-kommunikatsiyakh/79193 .html (дата обращения: 04.05.2022).

12. Theory and practice. [Электронный ресурс]. URL: https://theoryandpractice.ru/? (дата обращения: 04.05.2022).

13. Интервью с Председателем профсоюза. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eseur.ru/ Profsouz_za_sovremennie_normi_professionalnoy_etiki_pedagoga/ (дата обращения: 16.05.2022).

References

1. Andriyanov L.A. Tsifrovizatsiya obrazovaniya [Digitalization of education]. Materialy XII Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchnoi konferentsii «Studencheskii nauchnyi forum». (In Russ.). Available at: <a href="https://scienceforum.ru/2020/article/2018021619?ysclid=l3l9ue1dihM>https://scienceforum.ru/2020/article/201 8021619?ysclid=l3l9ue 1 dih</a> (accessed: 01.04.2022).

2. Atlas novykh professii 3.0. [Atlas of new professions 3.0.]. Moscow, Al'pina PRO, 2021, 472 p. (In Russ.).

3. Bredshou A. Koronavirusnaya kul'tura: voprosy, kotorye sotsiologi zadayut o nashei novoi povsednevnoi zhizni [Bradshaw A. Coronavirus Culture: Questions Sociologists Are Asking About Our New Everyday Life]. (In Russ.). Available at: https://theconversation.com/coronavims-culture-the-questions-social-scientists-are-asking-about-o (accessed: 01.04.2022).

4. Gerasimova O.I., Lopatina O.P. Issledovanie professional'noi etiki v paradigme sovremennogo obrazovaniya [The study of professional ethics in the paradigm of modern education]. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie. 2022, vol. 5, no. 1, pp. 151-174. (In Russ.).

5. Lukinova O.V. Tsifrovoi etiket. Kak ne besit' drug druga v internete [Digital etiquette. How not to annoy each other on the Internet]. Moscow, OOO «Izdatel'stvo «Eksmo», 2020, 240 p. (In Russ.).

6. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavatelei [Foundations of Pedagogy: A Guide for Textbook Authors and Teachers]. Moscow, «Egves», 2010, 208 p. (In Russ.).

7. Problemy i perspektivy tsifrovoi transformatsii obrazovaniya v Rossii i Kitae [Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае]. II Rossiisko-kitaiskaya konferentsiya issledovatelei obrazovaniya «Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya i iskusstvennyi intellekt». (In Russ.). Available at: <D6E8F4F05FF2F0E0EDF1F4EEF0ECE0F6E8FF2E696E6464> (hse.ru) (accessed: 04.05.2022).

8. Sedova Anna. Kakie kommunikatsii effektivny v perelomnyi period vc.ru - krupneishaya v runete platforma dlya predprinimatelei i vysokokvalifitsirovannykh spetsialistov malykh, srednikh i krupnykh kompanii. [What communications are effective in a critical period vc.ru - the largest platform in RuNet for entrepreneurs and highly qualified specialists of small, medium and large companies] (In Russ.). Available at: https://vc.ru/marketing/136233-kakie-kommunikacii-effektivny-v-perelomnyy-period (accessed: 01.04.2022).

9. Solonitsyna A.A. Professional'naya etika i etiket [Professional ethics and etiquette].Vladivostok, Izd-vo Dal'nevostochnogo universiteta, 2005, 200 p. (In Russ.).

10. Slovar' terminov i ponyatii tsifrovoi didaktiki [Glossary of terms and concepts of digital didactics]. Ekaterinburg, RGPPU: Azhur, 2021, 84 p. (In Russ.).

11. Charushina E.I., Gerasimova O.I. Issledovanie tsifrovogo etiketa v delovykh kommunikatsiyakh [Study of Digital Etiquette in Business Communications]. Mezhdunarodnaya ekonomika. No. 3, 2022. (In Russ.). Available at: https://panor.ru/articles/issledovanie-tsifrovogo-etiketa-v-delovykh-kommunikatsiyakh/79193.html (accessed: 04.05.2022).

12. Theory and practice. [Электронный ресурс]. (In Russ.). Available at: https://theoryandpractice.ru/? (дата обращения: 04.05.2022).

13. Interv'yu s Predsedatelem profsoyuza. [Interview with the Chairman of the trade union]. (In Russ.). Available at: https://www.eseur.ru/Profsouz__za_sovremennie_normi_professionalnoy_etiki_pedagoga/ (accessed: 16.05.2022)

Информация об авторе О.И. Герасимова - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author O.I. Gerasimova - Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 15.07.2022; одобрена после рецензирования 10.08.2022; принята к публикации 20.09.2022

The article was submitted 15.07.2022; approved after reviewing 10.08.2022; accepted for publication 20.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.