Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЦИФРОВОГО ЭТИКЕТА КАК КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОТРУДНИКА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЦИФРОВОГО ЭТИКЕТА КАК КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОТРУДНИКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
499
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / КОМПЕТЕНЦИЯ СОТРУДНИКА / РЕКОМЕНДАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаше Е. А., Чалова А. С., Шульженко И. С., Лобачева А. С.

Данная статья посвящена исследованию актуальной на сегодняшний день теме - значимости цифрового этикета, как компетенции сотрудника. Процент коммуникаций современного работника в онлайн-пространстве возрастает, все больше рабочих вопросов решается с использованием компьютерных технологий и электронных систем. Такая тенденция требует развития новой цифровой культуры общения, включающей в себя правила, которые необходимы для выстраивания четких деловых отношений. Чтобы сформировать актуальный, понятный и ёмкий набор рекомендаций, требуется оценить нынешний уровень знаний цифрового этикета. Для этого был составлен опрос, который включал в себя вопросы, определяющие поведение человека в различных ситуациях, которые могут возникнуть во время деловых онлайн-коммуникаций. На основе проведенного исследования с привлечением 120 респондентов были разработаны рекомендации по темам делового этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE IMPORTANCE OF DIGITAL ETIQUETTE AS A COMPETENCE OF A MODERN EMPLOYEE

This article is devoted to the study of the current topic - the importance of digital etiquette as an employee competence. The percentage of modern employee's communications in the online space is increasing, more and more work issues are solved using computer technology and electronic systems. This trend requires the development of a new digital culture of communication, which includes the rules that are necessary to build clear business relationships. In order to form a relevant, understandable and succinct set of recommendations, it is required to assess the current level of knowledge of digital etiquette. To do this, a survey was compiled that included questions defining human behavior in various situations that may arise during online business communications. Based on the survey with 120 respondents, recommendations on business etiquette topics were developed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЦИФРОВОГО ЭТИКЕТА КАК КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОТРУДНИКА»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЦИФРОВОГО ЭТИКЕТА КАК КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОТРУДНИКА

RESEARCH ON THE IMPORTANCE OF DIGITAL ETIQUETTE AS A COMPETENCE OF A MODERN EMPLOYEE

ПОЛУЧЕНО 12.11.2021 ОДОБРЕНО 15.11.2021 ОПУБЛИКОВАНО 28.12.2021

УДК 331.1 DOI 10.12737/2305-7807-2022-10-6-48-52

гаше е.а.

Студент 4 курса направления управление персоналом организации, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

gashe e.a.

Student, Majoring "Personnel Management of the Organization", State University of Management, Moscow

e-mail: Ekaterina@gashe ru

чалова а.с.

Студент 4 курса направления управление персоналом организации, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

chalova a.s.

Student, Majoring "Personnel Management of the Organization", State University of Management, Moscow

e-mail: nastia_chalova@mail .ru

шульженко и.с.

Студент 4 курса направления управление персоналом организации, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

shulzhenko i.s.

Student, Majoring "Personnel Management of the Organization", State University of Management, Moscow

e-mail: shuljenkoirina1@yandex .ru

лобачева а.с.

Канд. экон. наук., доцент кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

lobacheva a.s.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, State University of Management, Moscow

e-mail: aslobacheva@mail ru

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию актуальной на сегодняшний день теме — значимости цифрового этикета, как компетенции сотрудника. Процент коммуникаций современного работника в онлайн-пространстве возрастает, все больше рабочих вопросов решается с использованием компьютерных технологий и электронных систем. Такая тенденция требует развития новой цифровой культуры общения, включающей правила, которые необходимы для выстраивания четких деловых отношений. Чтобы сформировать актуальный, понятный и емкий набор рекомендаций, требуется оценить нынешний уровень знаний цифрового этикета. Для этого был составлен опрос, который включал вопросы, определяющие поведение человека в различных ситуациях, которые могут возникнуть во время деловых онлайн-коммуни-каций. На основе проведенного исследования с привлечением 120 респондентов были разработаны рекомендации по темам делового этикета.

Ключевые слова: цифровой этикет, деловой этикет, компетенция сотрудника, рекомендации, интернет-коммуникации.

Abstract

This article is devoted to the study of the current topic — the importance of digital etiquette as an employee competence. The percentage of modern employee's communications in the online space is increasing, more and more work issues are solved using computer technology and electronic systems. This trend requires the development of a new digital culture of communication, which includes the rules that are necessary to build clear business relationships. In order to form a relevant, understandable and succinct set of recommendations, it is required to assess the current level of knowledge of digital etiquette. To do this, a survey was compiled that included questions defining human behavior in various situations that may arise during online business communications. Based on the survey with 120 respondents, recommendations on business etiquette topics were developed.

Keywords: digital etiquette, business etiquette, employee competence, recommendations, the Internet communication.

ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ КАК ЧАСТь НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Мы живем в XXI веке, в то время, когда технологии развиваются невероятно быстро. Каждый из нас проводит много времени в интернете ежедневно. Учеба, работа, развлечения — все связано с интернетом, социальными сетями, мессенджерами и прочими цифровыми сервисами. Однако знает ли современное общество о том, что в интернете существуют свои правила поведения — цифровой этикет?

Цифровой этикет очень актуален и является неотъемлемой частью нашего общества, ведь мы живем в век науки, прогресса и процессов, где много коммуникаций и деятельности проходит через интернет. Этикет начинает работать тогда, когда у нас нет формальных правил и договоренностей с собеседником.

Соблюдают ли цифровой этикет все пользователи интернета? Зачем нужен цифровой этикет? Какие именно правила стоит соблюдать? Почему стоит соблюдать цифровой этикет? Ответам на эти вопросы посвящено наше исследование, а также общему изучению значимости цифрового этикета, как компетенции современного сотрудника, чтобы повысить грамотность населения в этом вопросе и разработать определенные рекомендации по обозначенным темам.

На данный момент значимость цифрового этикета повышается, так как все больше сфер деятельности переходят в цифровое пространство, особенно это обострилось после начала пандемии. Если еще 15 лет назад общение в Интернете только набирало обороты, создавались системы обмена текстовыми сообщениями, первые социальные сети, то сейчас большинство коммуникаций переходят в виртуальное пространство и проходят через мессенджеры, видеоконференции, электронную почту и другие способы связи. Пользователи интернета стали задумываться о правилах поведения при деловом общении и о цифровом этикете. У сотрудников появилась новая компетенция, связанная со знаниями делового этикета, которая сейчас выходит на первый план. Именно от знания правил цифрового этикета зависит первое впечатление при общении в интернете, конструктивные взаимодействия и отношение с коллегами и клиентами.

Правила хорошего тона и знание этикета всегда ценилось при деловом общении, их важность также передалась и интернет-пространству, поэтому мы провели исследование, в котором раскрыли суть понятия и оценили важность распространенности правил цифрового этикета в современном мире. Также нами был проанализирован уровень осведомленности о них в обществе и разработаны рекомендации, которые в дальнейшем помогут вести деловые онлайн-ком-муникации более грамотно.

реальная статистика

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ

Мы провели опрос респондентов, в котором приняли участие 120 человек, где 79% — это лица до 25 лет и 21% — 26 и старше. Преобладали лица женского пола — 83%. Большинство, то есть 73,3%, на данный момент работают или

совмещают работу с учебой. Структура респондентов по полу и возрасту приведена на рис. 1 и 2 соответственно.

Женщины ■ Мужчины

Рис. 1. Структура респондентов по полу

16-20 лет

■ 21-25 лет 26-30 лет

■ 31-35 лет

Рис. 2. Структура респондентов по возрасту

По результатам было выявлено, что 51% респондентов знакомы с определением цифрового этикета, стараются его придерживаться и это не зависит от возраста, так как данные распределились равномерно по возрастной структуре. Однако не все из них знают точный смысл данного понятия. Оставшиеся 49% не встречались ранее с цифровым этикетом, поэтому разработка рекомендаций будет полезна, актуальна и внесет ясность в содержание данного понятия для большинства.

Цифровой этикет нужен для общения с людьми в цифровом пространстве для того, чтобы не доставлять неудобств и уметь отстаивать свои границы. Так вы оставите хорошее мнение о себе и будете иметь положительную репутацию. Он позволяет сохранять нужную дистанцию и делает жизнь максимально приятной и удобной при общении друг с другом, сглаживает все возможные острые углы, предостерегает от случайных претензий и бед. Например, 30,4% наших респондентов с удовольствием отправляют и получают голосовые сообщения в деловой переписке, но вряд ли они знают, что эксперты считают уместным данный вид сообщения

только после получения разрешения от собеседника. Поэтому разработанные нами рекомендации, в которых мы раскрыли не только правила голосовых сообщений, но и многие другие, послужат отличным проводником в мир цифрового этикета.

Мы задали опрашиваемым вопрос «Вам предстоит выступление с презентацией в Zoom. Нужно ли включать камеру или достаточно одного микрофона?» и получили интересную статистику. Респонденты до 20 лет предпочитают включать камеру только во время выступления или при обращении к нему, более 20% из них не собираются включать камеру вовсе. Лица от 21 до 35 лет уже с большим энтузиазмом относятся к камерам в Zoom, чаще включают их на протяжении всей конференции, а респонденты от 36 лет и старше более чем в 60% случаев готовы, чтобы собеседники их видели не только во время поступления, но и в течение всей онлайн-конференции.

Таким образом, люди с возрастом начинают более уважительно относиться к собеседникам и понимают, что для более комфортного общения в видеоконференциях необходимо поддерживать зрительный контакт. Однако более молодые респонденты не желают включать камеру, из-за чего иногда возникает некий дисбаланс. Именно поэтому стоит найти к каждой возрастной группе свой подход и найти слабые места. Важно донести до всех правила цифрового этикета так, чтобы люди их принимали и соблюдали осознанно. Только тогда деловое общение станет более удобным и комфортным.

Также мы решили уточнить вопросы по теме «Время отправления сообщений». Мы узнали, готовы ли участники опроса отвечать на важные сообщения от руководителя в свое нерабочее время, даже после 22:00. 76% опрошенных выбрали вариант «В предпросмотре прочитаю сообщение и отвечу, если это что-то важное». 13,6% решительно высказались, что не готовы решать никакие вопросы в нерабочее время, однако эти люди также входят в число тех, кто и сам не собирается писать по важным вопросам ночью или в позднее время. Что немаловажно, лишь 32,8% участников опроса пишут по важным вопросам даже в нерабочее время, обусловливая это тем, что иначе они могут забыть свой вопрос или идею. Поэтому необходимо правильно донести информацию до всех пользователей интернета о необходимости соблюдения личного пространства. У каждого сотрудника есть свободное время, которое не должно быть связано с работой.

На вопрос «В социальных сетях Вы используете свое настоящее имя?» 59,2% ответили, что у них везде указано настоящие Фамилия и Имя, лишь 1,6% опрошенных не указывают свои Имя и Фамилию, а остальные 39,2% в некоторых социальных сетях используют никнеймы. Однако 70,4% участников опроса используют в социальных сетях в качестве аватара свою фотографию, и лишь 29,6% используют чужие фотографии или не устанавливают фотографию на аватар. Это означает, что при необходимости общения через социальные сети с коллегами у многих могут возникнуть проблемы и трудности, если их собеседник не узнает по «Ник-нейму» и ненастоящей фотографии.

В опросе мы также рассмотрели вопрос о написании писем в электронной почте. На вопрос «Как Вы считаете, какой порядок написания письма в электронной почте будет самым универсальным?», в котором предложили распределить пункты заполнения «Адресат», «Тема», «Тело письма» и «Вложения» в нужном порядке, 91% опрошенных ответили следующим образом: 1 — Адресат, 2 — Тема, 3 — Тело Письма, 4 — Вложения. Однако нередко встречается проблема, когда отправитель забывает добавить вложения, которые чаще всего являются основой письма. На основании чего можно

сделать вывод, что одним из ключевых факторов этой проблемы является неправильный, нерациональный порядок написания письма, которого придерживается 91% опрошенных.

Также мы опросили респондентов на предмет того, все ли заполняют поле «Тема» при отправлении письма, и получили следующие ответы: 36,8% заполняют, только когда ведут переписку по работе и учебе, а 7,2% не заполняют вовсе. Почти половина опрошенных не считает нужным заполнять «Тему» письма во всех случаях. При этом 9% опрошенных и вовсе не считают заполнение «Темы» письма обязательным.

А по вопросу предпочитаемого способа связи по деловым вопросам мы получили следующие результаты: на первом месте стоит электронная почта (52%), на втором месте — мессенджеры (44,8%). Намного реже и с меньшим энтузиазмом опрошенные используют для решения рабочих моментов социальные сети. Для большинства респондентов до сих пор электронная почта остается самым приемлемым, удобным и безопасным способом связи по деловым вопросам. Однако мессенджеры набирают оборот и, возможно, уже в ближайшие несколько лет займут лидирующую позицию и станут наиболее предпочтительным способом связи по работе и деловым вопросам.

ПРАВИЛА ЦИФРОВОГО ЭТИКЕТА

Помимо опроса нами были проанализированы рекомендации специалиста в области цифрового этикета Ольги Лу-кининой и книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Новые правила деловой переписки».

На основе сопоставления результатов опроса и исследования нами были разработаны рекомендации по следующим темам (рис. 3—7):

1. Правила электронной почты;

2. Правила видеоконференций;

3. Правила хорошего тона в мессенджерах;

4. Правила деловой переписки.

Основные рекомендации, выявленные и сформулированные нами.

1. Голосовые сообщения можно использовать по предварительной договоренности с собеседником. В противном

СОБЛЮДАЕМ

ЦИФРОВОЙ

ЭТИКЕТ

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В DIGITAL-СРЕДЕ

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

случае у Вашего оппонента может не быть возможности или даже желания прослушать аудиосообщение. Чаще всего пользователи интернета готовы общаться голосовыми сообщениями только в том случае, если они очень хорошо знают собеседника. Поэтому с малознакомыми коллегами, партнерами, клиентами и другими людьми стоит воздержаться от аудиосообщений или заранее уточнить, удобно ли будет в данный момент прослушать их. Всегда ставьте себя на место оппонента: Вам всегда удобно слушать чужие аудиосообще-ния? Мало людей прослушивают все голосовые сообщения сразу же, так как они требуют дополнительного времени на обработку.

2. Писать только в рабочее время. Необходимо соблюдать личные границы собеседника, связываться с ним в удобное для него время. Всегда необходимо учитывать рабочий график коллег, партнеров и других людей или предварительно

договариваться с ними о времени для связи. Не пишите коллеге ночью или в его выходной день. У всех должно быть свободное время, которое подразумевает отдых от работы, и его нужно уважать.

3. Электронное письмо стоит начинать заполнять с вложения, затем пишется основной текст. Заполнение строки с адресатом следует оставить на самый конец. Данный порядок помогает вспоминать о самых главных моментах: вложение и тема, которые так часто пользователи электронных почт забывают добавить в письмо. Заполнение письма снизу вверх — идеальный метод для всех пользователей.

4. При прикреплении во вложении и при отправке файла стоит его подписывать так, чтобы в дальнейшем собеседник понимал, что в этом документе находится. Следует написать название содержимого (тему), а также добавить свою фамилию (отправителя). Таким образом получателю будет легче

>АЗНИЦА

Рис. 6

Рис. 7

ориентироваться в полученных файлах, а значит, больше вероятности, что он быстрее ответит на Ваш вопрос и даст обратную связь.

5. При подключении к видеоконференции стоит включать камеру и звук. Вам необходимо всегда быть на связи, то есть поддерживать разговор. Поэтому необходимо включать звук. А также Вашему собеседнику будет удобнее разговаривать, видя Ваше лицо. Согласитесь, что легче рассказывать информацию людям, а не черному экрану компьютера.

6. В видеоконференции стоит выбирать нейтральный фон. Выбирайте наиболее спокойный «уголок» в Вашей квартире, который будет подходить под офисный формат. Наиболее приемлемыми будут однотонная стена, книжный шкаф, кабинет. Можно использовать размытие фона. Однако стоит избегать экстравагантных, вызывающих фонов-картинок, которые привлекают чрезмерное внимание к себе.

7. При подключении к видеоконференции стоит надевать официально-деловую или повседневную одежду. Следует одеваться опрятно, чтобы собеседнику было приятно с Вами вести беседу. Не стоит забывать, что онлайн-конференция — это та же работа, поэтому и вид должен быть соответствующий. Ваша одежда — это ваш имидж, характер и личность, поэтому старайтесь выбирать наряд, который лучше всего будет подходить для вопроса, по которому проходит видеоконференция.

8. Во время подключения к онлайн-конференции следует воздержаться от курения, употребления еды, а также появления посторонних людей в кадре. Эти факторы могут отвлекать и быть неприятны некоторым собеседникам в чате. Однако в то же время большинство пользователей онлайн-конференций не против, если в кадр попадут животные. Также не считается грубостью выпить воды во время конференции.

9. В социальных сетях при общении с покупателями, коллегами, партнерами на своей странице стоит использовать свои настоящие Имя и Фамилию, а также свою личную фотографию. Так собеседнику будет проще понимать, с кем он общается в данный момент. Настоящая фотография вызовет больше доверия к Вам.

10. При общении в интернете, мессенджерах, социальных сетях и по электронной почте необходимо соблюдать правила орфографии и грамматики. Важно всегда следить за правильностью написания текста, ведь наличие ошибок может показать Вас перед собеседником с плохой стороны.

Цифровой этикет нужен для грамотной коммуникации в цифровом пространстве. Он позволяет сохранять деловые отношения, создает максимально благоприятную атмосферу, позволяет вести конструктивный диалог в сети, что является важной компетенцией для современного работника. Разработанные нами рекомендации послужат отличными советами для поддержания рабочей деятельности. Все эти правила стоит соблюдать ради уважения к собеседнику. Благодаря заботе о его интересах Вы сможете быстрее найти или не потерять с ним общий язык, расположить к себе людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильяхов М., Сарычева Л. Новые правила деловой переписки. — М.: Альпина, 2018. — URL: https://www.alpinabook. ru/catalog/book—469181/ (дата обращения: 23.04.2021)

2. Цифровой этикет: как не бесить друг друга в сети. — URL: https: //thewallmagazine.ru/kak-ne-besit-drug-druga-v-seti/ (дата обращения: 20.04.2021)

3. Как себя вести во время видеовстреч? — URL: http:// digitaletiquette.ru/videoresults (дата обращения: 18.04.2021)

4. Как себя вести во время видеовстреч? 50 правил цифрового этикета. — URL:http://digitaletiquette.ru/videorules (дата обращения: 20.04.2021)

5. Новые правила деловой переписки и работы с Людмилой Сарычевой. — URL: https://www.youtube.com/watch?v= uuIR6J_3hCA (дата обращения: 18.04.2021)

6. Негласные стандарты онлайн-коммуникаций в digital-отрасли // URL: https://cmsmagazine.ru/journal/research-tacit-standards-of-online-communications/ (дата обращения: 21.04.2021)

7. Лобачева А.С., Каштанова Е.В. Цифровая грамотность и цифровая культура общества // Шаг в будущее: Искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства: Материалы III Международного научного форума. Вып. 2. — М.: Издательский дом ГУУ, 2020. — С. 218-225.

8. Каштанова Е.В., Гришаева С.А., Лобачева А.С. Цифровая грамотность потребителя как условие развития IT-услуг в России // 2020 5th International Conference on Education Science and Development (ICESD 2020) — Pp. 318-323.

REFERENCES

1. Ilyakhov, M. and L. Sarycheva. Novye pravila delovoj perepiski [New rules of business correspondence]. Moscow, Alpina Publ., 2018. Available at: https://www.alpinabook.ru/catalog/book-469181 (accessed 23 April 2021).

2. Cifrovoj etiket: kak ne besit' drug druga v seti [Digital etiquette: how not to piss each other off online]. Available at: https:// thewallmagazine.ru/kak-ne-besit-drug-druga-v-seti/ (accessed 23 April 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kaksebya vesti vo vremya videovstrech? [How to behave during a video meeting?]. Available at: http://digitaletiquette.ru/vid-eoresults (accessed 18 April 2021).

4. Kak sebya vesti vo vremya videovstrech ? 50pravil cifrovogo etiketa [How to behave during a video meeting? 50 rules of digital etiquette]. Available at: http://digitaletiquette.ru/videorules (accessed 20 April 2021).

5. Novye pravila delovoj perepiski i raboty s Lyudmiloj Sarychevo [New rules of business correspondence and work with Lyud-mila Sarycheva]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=uuIR6J_3hCA (accessed 18 April 2021).

6. Neglasnye standarty onlajn-kommunikacij v digital-otrasli [Unspoken standards of online communications in the digital industry]. Available at: https://cmsmagazine.ru/journal/research-tacit-standards-of-online-communications/ (accessed 21 April 2021).

7. Lobacheva A.S., Kashtanova E.V. Tsifrovaya gramotnost' i tsi-frovaya kul'tura obshchestva [Digital literacy and digital culture of society]. «SHag v budushchee: Iskusstvennyj intellekt i cifro-vaya ekonomika: Smart Nations: ekonomika cifrovogo ravenstva: Materialy IIIMezhdunarodnogonauchnogo foruma» [Sat. «Step into the Future: Artificial Intelligence and Digital Economy: Smart Nations: The Economy of Digital Equality: Materials of the III International Scientific Forum»]. Moscow. 2020, I. 2, 218-225 pp.

8. Kashtanova E.V., Grishaeva S.A., Lobacheva A.S. Tsifrovaya gramotnost' potrebitelya kak uslovie razvitiya IT-uslug v Rossii [Consumer digital literacy as a condition for the development of IT services in Russia]. 2020 5th International Conference on Education Science and Development (ICESD 2020). Pp. 318-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.