Научная статья на тему 'Цифровой этикет как фактор формирования информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел'

Цифровой этикет как фактор формирования информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
937
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационная безопасность / Интернет / цифровой этикет / органы внутренних дел / полиция / информационная гигиена / ответственность / социальные сети / работа в Интернете / коммуникация / information security / Internet / digital etiquette / internal affairs bodies / police / information hygiene / responsibility / social networks / work on the Internet / communication

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Владимирович Баранов, Ольга Николаевна Рудакова

В статье представлен анализ парадигмы цифрового этикета как неотъемлемого компонента информационной безопасности сотрудника органов внутренних дел в современном контексте. Кроме того, авторы выработали предложения по совершенствованию анализируемого концепта. Объектом исследования является информационная безопасность как важный элемент современной рабочей среды сотрудника органов внутренних дел. Предметом исследования является цифровой этикет, являющийся не только частью информационной безопасности, но также и фактором, улучшающим работу сотрудника органов внутренних дел. Целью исследования является обобщенный анализ парадигмы цифрового этикета как основы информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел. Задачей исследования является изучить цифровой этикет на конкретных примерах применения этого феномена в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел с последующей выработкой предложений по совершенствованию механизма данного явления. Методы исследования: для изучения цифрового этикета как части информационной безопасности сотрудника органов внутренних дел используются общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, противопоставление, обобщение, анализ нормативно-правовых актов и документов. Методология исследования базируется на анализе нормативно-правовых актов, а также научных статей и прочих источников литературы, раскрывающих состояние цифрового этикета как компонента информационной безопасности сотрудника органов внутренних дел. Научная новизна авторских идей состоит в том, что в работе содержится анализ парадигмы цифрового этикета как компонента информационной безопасности сотрудника органов внутренних дел не только в разрезе российских реалий, но также и зарубежных. Кроме того, автор выработал предложения по совершенствованию поведения сотрудников органов внутренних дел в социальных сетях глобальной компьютерной сети Интернет. Выводы: цифровой этикет является одним из самых важных компонентов профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время, принимая во внимание увеличивающуюся потребность в коммуникации с использованием интернет-технологий. Парадигма цифрового этикета сотрудников органов внутренних дел существует не только в российских, но и зарубежных реалиях, в частности в странах Европы. Один из самых передовых опытов в этой сфере принадлежит Великобритании, где на государственном и муниципальном уровнях имеются нормативные акты, определяющие характер коммуникации в Интернете. В России цифровой этикет сотрудников органов внутренних дел тоже развивается, однако требует разработки более полных и конкретных правил коммуникации. В связи с этим в работе были выработаны предложения, которые помогут улучшить формирование сетевого этикета в Российской Федерации в контексте служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Владимирович Баранов, Ольга Николаевна Рудакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Etiquette as a Factor in the Formation of Information Security of Employees of Internal Affairs Bodies

The article presents an analysis of the digital etiquette paradigm as an integral component of the information security of an internal affairs officer in the modern context. In addition, the authors have developed proposals for improving the analyzed concept. The object of the study is information security as an important element of the modern working environment of an internal affairs officer. The subject of the study is digital etiquette, which is not only part of information security, but also a factor that improves the work of an internal affairs officer. The purpose of the study is a generalized analysis of the digital etiquette paradigm as the basis of information security of internal affairs officers. The aim of the study is to study digital etiquette on specific examples of the application of this phenomenon in the official activities of internal affairs officers, followed by the development of proposals for improving the mechanism of this phenomenon. The research methods: To study digital etiquette as part of the information security of an internal affairs officer, general scientific methods are used: analysis, synthesis, comparison, juxtaposition, generalization, analysis of normative legal acts and documents. The research methodology is based on the analysis of normative legal acts, as well as scientific articles and other literature sources that reveal the state of digital etiquette as a component of information security of an internal affairs officer. The scientific novelty of the author’s ideas is that the work contains an analysis of the paradigm of digital etiquette as a component of information security of an internal affairs officer not only in the context of Russian realities, but also foreign ones. In addition, the author has developed proposals for improving the behavior of internal affairs officers in social networks of the global computer network Internet. The conclusions: Digital etiquette is one of the most important components of the professional activity of internal affairs officers at the present time, taking into account the increasing need for communication using Internet technologies. The paradigm of digital etiquette of internal affairs officers exists not only in Russian, but also in foreign realities, in particular in European countries. One of the most advanced experiences in this area belongs to the UK, where there are regulations at the state and municipal levels that determine the nature of communication on the Internet. In Russia, the digital etiquette of internal affairs officers is also developing, but it requires the development of more complete and specific rules of communication. In this regard, the work developed proposals that will help improve the formation of network etiquette in the Russian Federation in the context of the official activities of internal affairs officers.

Текст научной работы на тему «Цифровой этикет как фактор формирования информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел»

20

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ БАРАНОВ,

старший преподаватель кафедры информационных технологий Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва,

ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: de_la_sergio@mail.ru

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА РУДАКОВА,

помощник начальника (по работе с личным составом), руководитель Группы по работе с личным составом Отдел МВД России по району Восточное Дегунино г. Москвы Российская Федерация, 127540, г. Москва, ул. Дубнинская, д. 18 E-mail: olg.rudackova@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная

деятельность.

УДК 343.341

DOI 10.24412/2072-9391-2021-359-20-31

Дата поступления: 22 января 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 сентября 2021 г.

Цифровой этикет как фактор формирования информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел

Digital Etiquette as a Factor in the Formation of Information Security of Employees of Internal Affairs Bodies

VLADIMIR VLADIMIROVICH BARANOV, Senior Lecturer

of the Department of Information Technologies Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: de_la_sergio@mail.ru

OL'GA NIKOLAEVNA RUDAKOVA,

Assistant to the Chief

(for Work with Personnel),

Head of the Group for Work with Personnel

Department of the Ministry of Internal Affairs

of Russia for the Vostochnoye

Degunino District of Moscow

Russian Federation, 127540, Moscow,

Dubninskaya St., 18

E-mail: olg.rudackova@yandex.ru

Scientific Specialty: 12.00.11 - Judicial Activity, Prosecutor's Activity,

Human Rights And Law Enforcement Activities.

Аннотация

В статье представлен анализ парадигмы цифрового этикета как неотъемлемого компонента информационной безопасности сотрудника органов внутренних дел в современном контексте. Кроме того, авторы выработали предложения по совершенствованию анализируемого концепта.

Объектом исследования является информационная безопасность как важный элемент современной рабочей среды сотрудника органов внутренних дел.

Предметом исследования является цифровой этикет, являющийся не только частью информационной безопасности, но также и фактором, улучшающим работу сотрудника органов внутренних дел.

Abstract

The article presents an analysis of the digital etiquette paradigm as an integral component of the information security of an internal affairs officer in the modern context. In addition, the authors have developed proposals for improving the analyzed concept.

The object of the study is information security as an important element of the modern working environment of an internal affairs officer.

The subject of the study is digital etiquette, which is not only part of information security, but also a factor that improves the work of an internal affairs officer.

The purpose of the study is a generalized analysis of the digital etiquette paradigm as the basis of information security of internal affairs officers.

Целью исследования является обобщенный анализ парадигмы цифрового этикета как основы информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел.

Задачей исследования является изучить цифровой этикет на конкретных примерах применения этого феномена в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел с последующей выработкой предложений по совершенствованию механизма данного явления.

Методы исследования: для изучения цифрового этикета как части информационной безопасности сотрудника органов внутренних дел используются общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, противопоставление, обобщение, анализ нормативно-правовых актов и документов.

Методология исследования базируется на анализе нормативно-правовых актов, а также научных статей и прочих источников литературы, раскрывающих состояние цифрового этикета как компонента информационной безопасности сотрудника органов внутренних дел.

Научная новизна авторских идей состоит в том, что в работе содержится анализ парадигмы цифрового этикета как компонента информационной безопасности сотрудника органов внутренних дел не только в разрезе российских реалий, но также и зарубежных. Кроме того, автор выработал предложения по совершенствованию поведения сотрудников органов внутренних дел в социальных сетях глобальной компьютерной сети Интернет.

Выводы: цифровой этикет является одним из самых важных компонентов профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время, принимая во внимание увеличивающуюся потребность в коммуникации с использованием интернет-технологий. Парадигма цифрового этикета сотрудников органов внутренних дел существует не только в российских, но и зарубежных реалиях, в частности в странах Европы. Один из самых передовых опытов в этой сфере принадлежит Великобритании, где на государственном и муниципальном уровнях имеются нормативные акты, определяющие характер коммуникации в Интернете. В России цифровой этикет сотрудников органов внутренних дел тоже развивается, однако требует разработки более полных и конкретных правил коммуникации. В связи с этим в работе были выработаны предложения, которые помогут улучшить формирование сетевого этикета в Российской Федерации в контексте служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

The aim of the study is to study digital etiquette on specific examples of the application of this phenomenon in the official activities of internal affairs officers, followed by the development of proposals for improving the mechanism of this phenomenon.

The research methods: To study digital etiquette as part of the information security of an internal affairs officer, general scientific methods are used: analysis, synthesis, comparison, juxtaposition, generalization, analysis of normative legal acts and documents.

The research methodology is based on the analysis of normative legal acts, as well as scientific articles and other literature sources that reveal the state of digital etiquette as a component of information security of an internal affairs officer.

The scientific novelty of the author's ideas is that the work contains an analysis of the paradigm of digital etiquette as a component of information security of an internal affairs officer not only in the context of Russian realities, but also foreign ones. In addition, the author has developed proposals for improving the behavior of internal affairs officers in social networks of the global computer network Internet.

The conclusions: Digital etiquette is one of the most important components of the professional activity of internal affairs officers at the present time, taking into account the increasing need for communication using Internet technologies. The paradigm of digital etiquette of internal affairs officers exists not only in Russian, but also in foreign realities, in particular in European countries. One of the most advanced experiences in this area belongs to the UK, where there are regulations at the state and municipal levels that determine the nature of communication on the Internet. In Russia, the digital etiquette of internal affairs officers is also developing, but it requires the development of more complete and specific rules of communication. In this regard, the work developed proposals that will help improve the formation of network etiquette in the Russian Federation in the context of the official activities of internal affairs officers.

Ключевые слова: информационная безопасность; Интернет; цифровой этикет; органы внутренних дел; полиция; информационная гигиена; ответственность; социальные сети; работа в Интернете; коммуникация.

Key words: information security; Internet; digital etiquette; internal affairs bodies; police; information hygiene; responsibility; social networks; work on the Internet; communication.

22

В настоящее время общемировой ландшафт стремительно меняется в разных плоскостях: географической, политической, социально-экономической и информационной. Еще в конце XX в. человечество вступило в эру информационных технологий. Технологизация, информатизация, развитие постиндустриального типа общества — все это, так или иначе, создает облик XXI в., обладая амбивалентностью как в положительной, так и отрицательной коннотации. Информационные технологии и аспекты, связанные с этим, оказывают влияние на множество рабочих отраслей общества, предполагая создание определенных правил, которым необходимо следовать. В связи с этим одну из превалирующих ролей в «новом обществе» стала играть парадигма информационной безопасности.

В целом, феномен информационной безопасности приобрел экспоненциальное значение из-за более широкого использования компьютеров и Интернета. Неудивительно, что сейчас существует большое количество журналов, ежегодных конференций и семинаров, посвященных аспектам безопасности информационных систем и вычислений. Сюда входят вклады криптологов, инженеров-электриков и компьютерных инженеров, а также ученых в области информационных технологий. Однако эти участники часто имеют достаточно разные взгляды на ключевые проблемы информационной безопасности и их соответствующие решения. Равно как и имеется различный подход к информационной безопасности со стороны разных рабочих групп в плане профессиональной занятости.

В настоящее время информационное наполнение ресурса имеет одно из превалирующих значений, и все больше государственных структур «выходят» в Интернет, чтобы инициировать коммуникацию с обществом посредством информационных технологий, включая веб-сайты, социальные сети и другие источники. И к одной из самых важных групп, для которых информационная безопасность является приоритетом, относятся органы внутренних дел. К их парадигме коммуникации предъявляются всегда довольно высокие требования, формирующие своеобразный цифровой этикет, который становится компонентом профессиональной этики и которого должны придерживаться сотрудники с учетом их положения и влияния на составляющую информационной материи, располагающейся в Интернете. Важность понятия сетевого этикета как компонента информационной безопасности в целом и в отношении сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД) в частности обуславливает актуальность данной темы.

По мнению многих исследователей, формирование глобальной цифровой инфраструктуры, которое сопровождается определенны-

ми трансформациями современной реальности, приводит к созданию и развитию так называемого сетевого общества, которое, в свою очередь, выступает в виде «нового социального порядка информационного века, выдвигающего новые требования к культуре виртуальности» [1, с. 66—74]. К основным характеристикам сетевого взаимодействия относятся такие, как скорость передачи и распространения информационного воздействия, глобальный характер и развитие системы управления знанием. Цифровые технологии разрушают привычные и создают новые социальные ритмы, определяют иные форматы передачи и распространения информации.

Технологической основой нового цифрового общества стало развитие конвергентных технологий нового формата, которые не просто преобразовывают иерархическую структуру современного общества, но и стремятся к замещению государственного влияния глобальными сетевыми корпорациями, которые характеризуются межнациональным характером развития и осуществлением контроля над сетевыми коммуникациями [10, с. 93—114].

Глобальное сетевое взаимодействие становится удобным форматом для ведения сетевых войн, продвижения тех или иных идей, развития межличностных, социальных и межнациональных конфликтов, позволяющим создавать, контролировать и продвигать интересы определенных групп и сообществ путем воздействия на когнитивно-эмоциональную сферу участников онлайн-общения при наличии неосознанности данного воздействия людьми, которые подвержены такому влиянию и невольно становятся участниками запрограммированных процессов. В этой связи достаточно вспомнить роль сетевого взаимодействия в многочисленных цветных революциях на постсоветском пространстве, в частности в событиях августа 2020 г. в связи с выборами в Республике Беларусь, во время которых сетевое воздействие на сознание граждан, в том числе и сотрудников ОВД, вынуждало их переходить на сторону мятежников.

О проблеме расширения масштабов информационно-психологического воздействия в информационном пространстве со стороны специальных служб или влиятельных групп, которые направлены на реализацию тех или иных целей, связанных, в частности, с подрывом исторических основ и патриотических традиций многонационального народа нашей страны, говорится и в п. 12 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. В документе подчеркивается необходимость мер по нейтрализации данного информационно-психологического воздействия с целью обеспечения информационной безопасности

страны и ее граждан. В отношении правоохранительных органов данное воздействие выражается в искажении понятия и формата угроз безопасности, дезориентации и демотивации сотрудников, формировании искаженного восприятия действительности, информационных атаках на представителей российской полиции [8, с. 12].

Впервые понятие сетевого этикета в качестве свода правил поведения в сети возникло в научном дискурсе в 90-х годах прошлого столетия в эпоху Web 1.0 на начальной стадии развития глобальной сети. Еще одним названием данного понятия является неологизм Netiquette, или не-тикет (от англ. «network» и фр. «etiquette»), который формировался на основе Кодекса поведения блогеров «Blogger's Code of Conduct» (Т. О'Рейли, Дж. Уэйлс, 2007) и представлял собой свод правил сетевого поведения этической направленности [5].

В настоящее время эпохи Web 3.0 на смену сетевому этикету пришло более широкое понятие — цифрового этикета, феномену которого посвящены многочисленные исследования современных ученых [11]. Цифровой этикет не только является этическим регулятором письменного, поведенческого и речевого сетевого взаимодействия, но и направлен на регулирование взаимоотношений участников сетевого взаимодействия с цифровым и физическим миром в целях обеспечения безопасности человека с точки зрения информационно-психологического воздействия на него, противостояния реальным угрозам фишинга, утечке данных, подбору паролей, кибератакам и т. д.

Таким образом, цифровой этикет сотрудника ОВД является комплексным феноменом, включающим в себя взаимодействие на множестве уровней, которые по сути и формируют информационную безопасность. Апеллируя к теоретической стороне анализируемого предмета, можно обратиться к работе Бецкова А. В. и Север-цева Н. А., которые определили информационную безопасность как невозможность нанесения вреда средствам объекта безопасности, обуславливаемым информацией и информационной структурой [9, с. 92]. Грошева Е. К. и Невмер-жицкий П. А. определяют это понятие как состояние защищенности данных, при котором обеспечена их доступность, конфиденциальность и целостность [3, с. 36]. Вострецова Е. В. трактует анализируемый феномен как состояние защищенности информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз, способных нанести ущерб интересам личности, общества, государства [2, с. 15].

Также можно сказать, что информационная безопасность — это набор инструментов и методов, которые пользователь любой категории может

применять для защиты цифровой и аналоговой информации. В целом, информационная безопасность охватывает широкий спектр 1Тобластей, включая безопасность инфраструктуры и сети, аудит и тестирование, производя имплементацию таких инструментов, как аутентификация и разрешение на разных уровнях, для ограничения доступа неавторизованных пользователей к личной информации. По мнению автора, именно эти меры помогут предотвратить вред, связанный с кражей, изменением или потерей информации. Gladden M. под информационной безопасностью понимает защищенность информации и информационных систем от неавторизованных пользователей, использования, изменения и нарушений, для того чтобы защитить конфиденциальность, обеспечив интеграцию и доступ к самой информационной системе [15]. Laybats C. и Tredinnick L. в своем исследовании резонно заметили, что большинство определений информационной безопасности охватывают ряд различных вопросов, касающихся информации и управления данными: конфиденциальность, целостность и доступность. Конфиденциальность связана с ограничением доступа к информации для неуполномоченных лиц или организаций, что существенно предотвращает попадание информации в руки нежелательных для пользователей лиц. С другой стороны, целостность относится к поддержанию точности и полноты сбора информации на протяжении ее жизненного цикла, включая управление и аудит изменений данных или их набора. Доступность информации должна обеспечиваться для процессов, в которых она требуется, а средства управления безопасностью и процессы должны соответствовать назначению [21, с. 77]. Таким образом, конфиденциальность, целостность и доступность — это три базиса информационной безопасности, что подчеркнул и Ahmed K. [12].

Обращаясь к статистике, релевантной тематике информационной безопасности, можно сказать, что главной проблемой данной парадигмы являются преступления, связанные с этим феноменом. Следующие данные от консалтинговой IT-компании Fortinet характеризуют состояние информационной безопасности по всему миру [13].

1. Согласно исследованиям Gartner к 2022 г. мировой рынок информационной безопасности прогнозируется на уровне 170,4 млрд долларов США. Несмотря на такие огромные расходы, согласно исследованию Varonis только 5 % организаций надежно защищают свои папки с данными по всему миру.

2. Утечки данных и атаки на систему безопасности происходят все чаще. Согласно отчету RiskBased Security только за первые шесть месяцев 2019 г. выявлено не менее 4,1 млрд случаев утечки данных.

24

3. По данным Accenture, количество нарушений безопасности увеличилось на 11 % с начала 2019 г. и на 67 % с начала 2014 г.

Кроме того, Henriquez M. отмечает, что рост угроз информационной безопасности в области персональных данных с каждым годом экспоненциально увеличивается, причем связано это с тем, что пользователи зачастую не знают, как обеспечить сохранность всех персональных данных — как в личной, так и профессиональной среде. Например, в 2020 г. было несколько значительных краж персональной информации: 22 января 2020 г. американский IT-гигант Microsoft сообщил об утечке 250 млн записей персональных данных; в марте того же года китайская социальная сеть Weibo заявила о краже 538 млн записей, IT-стартап BlueKai сообщил об утечке 1 млрд личных данных; а самым крупным происшествием за 2020 г. в плане кражи личных данных является случай, связанный с компанией CAM4, — всего было украдено 10,8 млрд данных объемом 7 террабайт, среди которых были имена и фамилии, адреса электронной почты, IP-адреса, номера платежных карт и т. д. [17]

Несмотря на то что парадигма информационной безопасности становится все более обсуждаемым объектом и затраты на ее поддержание увеличиваются практически в геометрической прогрессии, IT-агентство Cyber Observer предоставило информацию, согласно которой 80 % проблем, связанных с информационной безопасностью, могут быть решены посредством «информационной гигиены» [19], нежели разработкой новейших протоколов защиты информационных систем, что указывает на необходимость внедрения концепта «правильного поведения» в Интернете. И особенно это поведение должно культивироваться сотрудниками, имеющими влияние на общественные коммуникации между государством и обществом (например, сотрудниками ОВД), вследствие чего к синергии «поведение сотрудника ОВД + Интернет» должны предъявляться определенного рода требования, связанные с этикой их профессионального поведения. Именно этика, как отмечает Деккерт Д. В., является частью контекста развития профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции. Профессионально-нравственная культура сотрудников полиции состоит из этического триумвирата, представленного ниже [4, с. 56]:

1) профессиональные знания;

2) профессиональные ценности и ценностные ориентации;

3) профессиональная мотивация, нравственное содержание служебных поступков и их особенность.

Однако нельзя сказать, что профессиональная этика сотрудника ОВД — это неизменный

феномен, и с развитием Интернета в категорию этического поведения стал включаться компонент компьютерно-информационной грамотности, создавая теперь более холистический подход к определению анализируемой парадигмы. В связи с этим к поведению сотрудников ОВД предъявляют определенные требования, связанные с цифровым этикетом [14].

1. Сотрудники честны, не идут на компромисс и не злоупотребляют собственным служебным положением.

2. Сотрудники действуют добросовестно, открыто и правдиво в своих отношениях с общественностью и коллегами, так что доверие к ОВД охраняется и поддерживается.

3. Сотрудники не делают заведомо ложных, вводящих в заблуждение или неточных устных высказываний или письменных заявлений, связанных с деятельностью полиции.

4. Сотрудники не преследуют и не запугивают коллег либо представителей общественности.

5. Сотрудники используют соответствующий язык и поведение в своих отношениях с коллегами и общественностью. Они не должны вести себя оскорбительно.

6. Сотрудники уважительно относятся к информации и получают доступ к ней или раскрывают ее только в рамках надлежащих полицейских обязанностей.

7. Сотрудники не предоставляют информацию третьим лицам, не имеющим на это права. Это включает, например, запросы от семьи или друзей, обращения частных детективов и несанкционированное раскрытие информации СМИ.

8. Сотрудники делятся информацией с другими агентствами и общественностью в рамках своей законной деятельности по охране правопорядка. Сотрудники ОВД никогда не должны разглашать любую информацию, которая не соответствует информационной этике поведения полиции. Стоит отметить, что сотрудники, которые не уверены, следует ли им получать доступ к информации или раскрывать ее, всегда должны запросить консультацию со своим руководителем или отделом, занимающимся защитой данных или свободой информации, прежде чем получить доступ к информации или раскрыть ее.

9. Если сотрудник дает какую-либо информацию в частном порядке, а не по официальному запросу, тогда он или она проясняет это предполагаемому получателю, подчеркивая, что это предоставляется в частном порядке и никакая полицейская информация не была доступна или раскрыта при такой информационной передаче.

Но несмотря на то что правила информационной этики поведения в работе ОВД существуют, иногда случаются прецеденты, связанные

с неправомерным использованием и распространением информации. Так, к примеру, в 2019 г. старший констебль Квинсленда (Австралия) Нил Панчард был приговорен к двум месяцам тюремного заключения с отсрочкой исполнения на 18 месяцев за передачу личных данных заявительницы о домашнем насилии ее бывшему партнеру. Панчард девять раз в период 2015—2016 гг. обращался к конфиденциальным полицейским базам данных, в том числе Q-PRIME, и передал адрес проживания женщины ее бывшему мужу, который подчинялся юрисдикции Распоряжения о домашнем насилии (англ. DVO), проходя как главный обвиняемый о насилии над бывшей женой [20]. В России тоже имеются случаи нарушения информационной этики сотрудниками ОВД. Так, сотрудница Амзина А., ранее занимавшая должность старшего следователя по особо важным делам в московском ОВД, подписывала протоколы, предполагающие передачу квартир третьим лицам, работая вместе с «черными риелторами». Всего она подписала документов на сумму около 200 млн рублей, тем самым помогая украсть 44 квартиры у обманутых дольщиков [7]. В 2020 г. большой общественный резонанс получило распространение непристойного контента сотрудницы Санкт-Петербургского Управления по контролю за соблюдением законодательства об административных нарушениях.

Чтобы не создавать дальнейших инцидентов, связанных с нарушением поведения сотрудников ОВД в глобальной сети, в Российской Федерации создаются определенные кодексы поведения, содержащие набор правил, которые базируются на нормативно-правовых актах и связаны с информационной безопасностью и персональными данными.

В странах Евросоюза данная сфера регулируется следующими нормативно-правовыми актами: The General Data Protection Regulation 2016/679 (Общий регламент по защите данных), The European Convention on Human Rights (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод), The NIS Directive (Согласованная Директива ЕС по кибербезопасно-сти), EU Cybersecurity Act (Акт ЕС о кибербезо-пасности) и др. [18, с. 101—105].

Переходя к рассмотрению сводов правил поведения сотрудников полиции, в особенности в информационном пространстве, стоит отметить более богатый в этом плане опыт европейских стран в сравнении с российской практикой в плане разработки и принятия положений кодекса полицейской этики. Например, Европейский кодекс полицейской этики был принят в 2001 г. Комитетом министров Совета Европы. В Кодекс вошли различные положения, которые касаются таких сегментов, как руководящие принципы деятельности/операций по-

лиции, исследования и сотрудничество в международном масштабе, цели полиции и т. д. Но учитывая, что интерес лежит в плоскости анализа сетевого этикета сотрудников полиции, можно упомянуть следующие положения [6].

1. Большинство полицейских служб Европы, наряду с обеспечением соблюдения закона, играют определенную социальную роль и оказывают определенные услуги в рамках общества.

2. Полиция несет ответственность за обеспечение безопасности и соблюдения прав человека.

3. Сотрудники полиции должны нести ответственность за свои действия.

4. Полицейские службы должны предоставлять объективную информацию о своей деятельности населению, при этом не разглашая конфиденциальных данных.

5. Сбор, хранение и использование полицией данных личного свойства должны соответствовать международным принципам защиты данных и, в частности, ограничиваться тем, что необходимо для достижения законных, справедливых и конкретных целей.

Нельзя не подчеркнуть, что в данном Кодексе этика работы с информацией для достижения и развития парадигмы информационной безопасности не прописана детально, вследствие чего полицейские структуры европейских стран вырабатывают свои правила поведения в отношении сетевого этикета сотрудников ОВД. Например, в Великобритании разработаны и действуют Руководящие указания по безопасному использованию Интернета и социальных сетей сотрудниками полиции (Guidelines on the Safe use of the Internet and Social Media by Police Officers and Police Stuff), изданные в 2012 г. Ассоциацией начальников полиции Великобритании и обновленные в связи с требованиями времени в 2015 г. Базисом данного документа является то, что любая информация, выпущенная в Интернет, становится всеобщим достоянием, вследствие чего необходимо проявлять особую бдительность, нацеленную на качество предоставляемой информации как онлайн, так и офлайн [16].

Что касается фокуса цифрового этикета сотрудников полиции, им рекомендовано использовать социальные сети в личных целях в соответствии с политикой коммуникации органов правопорядка с общественностью, не рекомендуется использовать соцсети в рабочее время с личных мобильных устройств. Офицеры и сотрудники при социальном взаимодействии в глобальной сети должны руководствоваться соответствующими положениями силовых структур в отношении политики информационной безопасности. Кроме того, в документе отмечено, что сотрудники полиции должны избегать использования Интерне-

26

та и социальных сетей под воздействием алкоголя, когда объективность их суждений может быть нарушена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особая роль в сетевом этикете отводится работе с конфиденциальной информацией. Сотрудники полиции в Великобритании в целом несут юридическую обязанность не разглашать информацию, полученную от третьих лиц при исполнении своих служебных обязанностей. Поэтому такую информацию нельзя публиковать в Интернете или социальных сетях.

Также сотрудникам полиции настоятельно рекомендуется не делать отрицательных комментариев в отношении коллег или полицейской службы в целом в Интернете или социальных сетях, а также использовать внутренние средства онлайн-общения для высказывания любых таких комментариев.

Учитывая, что сотрудники полиции получают доступ к конфиденциальным данным как своих коллег, так и общественности, разглашение этих данных находится под строгим запретом.

Каждый сотрудник английской полиции перед началом служебной деятельности проходит трехдневный тренинг по информационной безопасности, не только изучая правовую базу этого вопроса, но также получая теоретическую информацию по защите мобильных девайсов, с помощью которых информация может быть украдена. Доминирующим источником информации для такого обучения является веб-ресурс «Get Safe Online» (https://www.getsafeonline. org/), где каждый сотрудник может найти всю интересующую информацию [16].

Что касается более детальных правил цифрового этикета как компонента информационной безопасности, сотрудникам полиции рекомендуется не публиковать в Интернете или социальных сетях следующую информацию [16]:

1) реквизиты работодателя;

2) информацию о занимаемой должности;

3) изображения в форме (за исключением официальных аккаунтов в социальных сетях и веб-ресурсов полиции);

4) номера мобильных телефонов и домашний адрес;

5) адрес личной электронной почты;

6) данные членов семьи;

7) хобби и посещаемые места;

8) детали транспортных средств (марка автомобиля, регистрационный номер и др.);

9) конфиденциальные личные данные;

10) изображения или данные коллег без их согласия.

Помимо этого, сотрудникам полиции рекомендуется [16]:

1) не рекламировать социальные мероприятия, связанные с работой, в Интернете или социальных сетях;

2) использовать внутреннюю сеть интранет для всех социальных уведомлений, связанных с работой;

3) изменять геолокацию мест, часто посещаемых для общественных мероприятий, связанных с работой.

Кроме вышеобозначенных общих правил некоторые отделения полиции разрабатывают собственные внутренние регламенты, которые детализируют цифровой этикет сотрудников на основе специфических отличий регионального развития. Например, полицейское управление Уилтширской полиции в 2018 г. разработало документ «Social Media and Internet Messaging Policy and Guidance» («Политика и руководство в отношении коммуникации в Интернете и социальных сетях»), который был обновлен в 2020 г. и содержит в себе нормы, регулирующие поведение сотрудников полиции в сети Интернет [22].

Данное полицейское управление представлено тремя официальными аккаунтами в социальных сетях — Twitter (@wiltshirepolice), Instagram (@wiltshirepolice) и Facebook (https:// www.facebook.com/wiltshirepolice/), а также имеет собственный веб-сайт (https://www.wiltshire. police.uk/). Учитывая, что коммуникация в Интернете является мощным инструментом общественного взаимодействия, возможность сообщения о преступлении через социальные сети находится под строгим запретом.

Характер поведения сотрудников Уилтшир-ской полиции в сети Интернет определяется сводом правил, которые регулируют их взаимодействие в сети [22].

Все офицеры и персонал обязаны гарантировать, что они не используют личный адрес электронной почты для любой коммуникации, связанной с профессиональной деятельностью; не участвуют в любом взаимодействии, нарушающем служебные отношения между офицерами, сотрудниками, партнерскими агентствами, представителями общественности и другими заинтересованными сторонами; не делают оскорбительных комментариев о деятельности полиции; не допускают дискриминационных высказываний; не обнародуют конфиденциальную информацию, напрямую касающуюся профессиональной деятельности; не используют личные учетные записи в социальных сетях для поиска людей, представляющих профессиональный интерес, включая подозреваемых, потерпевших, свидетелей или пропавших без вести; не публикуют и не делятся материалами или ссылками на них в сети Интернет, которые являются оскорбительными или незаконными.

Невыполнение или нарушение данных правил влечет за собой инициацию дисциплинарного производства.

При поступлении на работу будущий сотрудник полиции проводит ознакомление и с другими правилами, имеющими непосредственное отношение к сетевому этикету, как, например, Политика допустимого использования электронной почты, Интернета, факса и мобильной связи (Acceptable Use of Email, the Internet and Fixed & Mobile Telephone Policy), Политика информационной безопасности (Information Security Policy), Политика расследований, основанных на использовании открытого программного обеспечения и Интернета (Open Source and Internet based Research and Investigation Policy), а также с другими документами [22].

В Российской Федерации образ поведения сотрудника полиции формируется не только в офлайн-пространстве, но также и в онлайн-сфере, а потому онлайн-коммуникации представителей ОВД имеют важное значение как для укрепления и продвижения деловой репутации, так и для сохранения информационной безопасности. Взаимодействие представителей правоохранительных органов с представителями общественной сферы имеет под собой определенную нормативно-правовую основу, выражающуюся следующими документами:

1) Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197, гл. 14;

2) Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ;

3) Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ;

4) Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;

5) постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

6) приказ МВД России от 29.12.2016 № 925 «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России»;

7) приказ МВД России от 26.06.2020 № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» и др.

Автор считает, что сотрудников правоохранительных органов, наряду с государственными служащими, необходимо обучать навыкам социальной интернет-коммуникации, что может помочь выстроить деловую репутацию ведомства в онлайн-пространстве с положительной коннотацией. Если совершить переход к рассмотрению цифровой этики поведения работников ОВД Российской Федерации, то здесь превалирующим направляющим документом является Кодекс профессиональной этики со-

трудника органов внутренних дел, который включает в себя и паттерн сетевого кодекса поведения в Интернете. К данному аспекту относятся следующие его положения1:

1) наличие единой системы убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики;

2) защита прав человека, его свобод, чести и достоинства;

3) культивация профессионального долга, чести и достоинства;

4) объективность и беспристрастность при принятии служебных решений;

5) нетерпимость к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство;

6) наличие культуры речи — речь должна быть ясной, грамотной, логичной, доказательной, лаконичной и уместной;

7) запрет употребления нецензурной брани, жаргонизмов и других речевых элементов криминальной субкультуры;

8) инициация коммуникации с твердым знанием, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, а также своего доброго имени;

9) речь должна характеризоваться доброжелательностью и корректностью, а также отсутствием дискриминационных высказываний;

10) запрет на вступление в дискуссии, которые могут провоцировать противоправное поведение.

Помимо этого, важным нормативно-правовым актом, регулирующим поведение российского сотрудника ОВД в Интернете, является приказ МВД России от 26.06.2020 № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», в документе которого в пункте V имеются отдельные этические требования при обращении со служебной и личной информацией. Так, в спектр данных требований входят следующие2:

1) служебная информация сотрудником ОВД не должна передаваться третьим лицам, если это не входит в его должностные обязанности;

2) правилами обращения с конфиденциальной информацией сотрудником ОВД должны стать соразмерность, разумность, корректность и сдержанность;

3) сотруднику ОВД необходимо воздерживаться от публикации информации (независимо от того, личная это страница в Интернете либо официальная), которая содержит негатив-

1 Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.

2 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460.

28

ные высказывания разного рода; также нельзя публиковать материалы, дискредитирующие образ сотрудника и связанные с передачей как собственных персональных данных, так и сотрудников, причастных к служебной деятельности в ОВД.

Принимая во внимание, что коммуникативная компетентность является одним из базовых элементов положительного имиджа сотрудников ОВД, следование сетевому кодексу в Интернете позволит сделать социальные сети и прочие официальные веб-ресурсы значимым инструментом, нацеленным на улучшение имиджа сотрудников ОВД, в том числе при помощи использования правил цифровой этики. Учитывая вовлеченность населения России в паттерн пользования социальными сетями, Министерство внутренних дел создало следующие официальные каналы коммуникации:

1) группа в социальной сети «ВКонтакте» — 228 тыс. пользователей;

2) группа в социальной сети «Одноклассники» — 201 тыс. пользователей;

3) группа в социальной сети Facebook — 22 тыс. пользователей;

4) аккаунт в социальной сети Instagram — 274 тыс. пользователей;

5) аккаунт в социальной сети Twitter — 152 тыс. пользователей;

6) аккаунт в социальной сети YouTube — 56 тыс. пользователей;

7) официальный интернет-сайт МВД России.

При помощи вышеприведенных каналов осуществляется коммуникация с гражданским населением. Обновление информации происходит несколько раз в день с ее дублированием по всем официальным каналам с использованием следующих хэштегов: #МВДРоссии, #Полиция, #По-лицияРоссии, #Россия, #СпасибоПолицейский, #СилаИЗабота, #MVDRussia, #RussianPolice, #Police, #Russia, однако хэштеги меняются в зависимости от коннотации выпускаемой новости. Анализируя информационное составляющее новостной ленты в каналах коммуникации, можно сказать, что выпускаемые сообщения характеризуются следующими чертами:

1) доброжелательность послания;

2) информационная ценность;

3) достоверность сообщения;

4) релевантность обращения;

5) разнообразие затрагиваемых тем (имеющих отношение к деятельности ОВД);

6) следование правилам русского языка в передаваемых сообщениях;

7) отсутствие конфиденциальной информации в посланиях;

8) корректность передаваемой информации;

9) четкость и логичность сообщения;

10) общедоступность послания.

Помимо этого, важным фактором сетевого этикета сотрудников ОВД в частности, равно как и МВД в целом, является общедоступность не только информационных сообщений, но также и прочей релевантной МВД информации. К примеру, в социальной сети Twitter в строке описания аккаун-та указано, куда может обратиться гражданин для получения помощи по разным вопросам, а в Instagram в категории «Актуальное» имеются такие рубрики, как «Памятки», «Приложение МВД», «Прием обращений» и «МВД Медиа», содержащие необходимую информацию для общественности, тем самым подтверждая готовность вести диалог. Также во всех официальных каналах цифровой коммуникации отмечается, что они созданы с целью информирования граждан и не уполномочены принимать и регистрировать заявления. Во всех аккаунтах гражданам рекомендуется сообщать о правонарушениях либо лично в управлении МВД, либо вызвав полицию по номеру 102, либо воспользовавшись услугой автоинформирования по номеру 8-495-667-04-02. Данная мера также направлена на повышение транспарентности коммуникационной деятельности в плане соблюдения цифрового кодекса поведения в сети.

Поскольку феномен цифрового этикета является одним из компонентов информационной безопасности, в каналах коммуникации ОВД выпускают памятки, нацеленные на повышение грамотности в отношении поведения людей в Интернете. И принимая во внимание рост онлайн-торговли как одного из трендов интернет-поведения, в конце декабря 2020 г. была разработана памятка о безопасности осуществления покупок в интернет-сети. Она содержит в себе следующие правила:

1) необходимо изучение отзывов покупателей о магазинах;

2) нельзя доверять магазинам, если у них сомнительные способы оплаты;

3) важно использовать системы безопасных платежей;

4) никогда нельзя сообщать посторонним лицам данные банковской карты и коды из СМС;

5) слишком низкая цена на товар должна насторожить.

Поскольку цифровой кодекс для сотрудника ОВД является не только имиджевым компонентом, но также несет в себе этическую составляющую современной профессиональной конъюнктуры, на основе всего вышеизложенного можно выявить следующие меры для фа-силитации грамотной работы в сети Интернет для сотрудников ОВД — как в плане личной, так и общественной коммуникации.

1. Правила сетевого кодекса в рабочей обстановке:

1.1. Следование правилам родного языка с точки зрения грамматики и стилистики.

1.2. Проверка каждого сообщения, выкладываемого в Интернет, на релевантность, достоверность и фактическую точность.

1.3. Создание межведомственной социальной сети для сотрудников ОВД для повышения эффективного взаимодействия.

1.4. Введение несения ответственности за содержание информации, которая выкладывается в Интернет с официальных аккаун-тов, а также за такие действия, как репосты, лайки и комментарии.

1.5. Создание официальных правил поведения сотрудников ОВД в сети Интернет.

1.6. Проведение занятий с сотрудниками ОВД, направленных на повышение знаний в области информационной безопасности и информационной гигиены.

1.7. Отсутствие предвзятости, националистической тематики и дискриминации в информационных сообщениях, публикуемых сотрудниками ОВД в официальных аккаунтах.

1.8. Запрет на использование Интернета и официальных аккаунтов для поисков личного характера либо личных публикаций.

1.9. Инициация коллабораций с ведомствами, компаниями и структурами, которые могут усилить параметры информационной безопасности в ОВД.

1.10. Запрет на использование личных ак-каунтов в сети Интернет на рабочем месте и в рабочее время.

2. Правила цифрового кодекса в неформальной обстановке:

2.1. Нельзя выкладывать в личные акка-унты в Интернете информацию, которая могла бы не только дискредитировать профессиональную деятельность сотрудника ОВД, но также и дискриминировать различные группы населения.

2.2. Нельзя выкладывать в личные акка-унты в Интернете фотографии или видеоролики, подрывающие достоинство и авторитет органов власти.

2.3. Нельзя выкладывать в личные аккаун-ты в Интернете персональную и конфиденциальную информацию как о себе и о своей семье, так и о коллегах.

2.4. Важно соблюдать осторожность при выставлении лайков, комментариев и репо-стов в личных аккаунтах в Интернете.

2.5. Нельзя использовать личный адрес электронной почты для профессиональной коммуникации.

2.6. Важно следовать правилам родного языка в личных аккаунтах в Интернете.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время феномен информационных технологий характеризуется экспоненциальным развитием, которое создает не только большое количество возможностей, но и большие объемы угроз. Количество пользователей Интернета и социальных сетей с каждым годом увеличивается, и в этой коммуникации теперь участвуют не только рядовые граждане, но также и различные компании, группы и сообщества различных стран мира. ОВД являются структурой, главная задача которой — обеспечение безопасности, общественного порядка, а также борьба с преступностью и правонарушениями прочего характера. Помимо этого, сейчас ОВД все больше осуществляют коммуникацию с населением, инициируя информационный обмен в социальных сетях и других ресурсах Интернета, что также является одной из современных задач ведомства.

В связи с этим важной парадигмой становится следование цифровому этикету — своеобразному набору правил, регулирующих безопасную, грамотную и эффективную коммуникацию в виртуальном пространстве. К числу таких правил относятся: слежение за публикуемой информацией в социальных сетях и Интернете в целом; развитие социальной сети для сотрудников ОВД; разделение на профессиональное и личное пользование Интернетом; улучшение информационной безопасности; профилактическая работа с сотрудниками ОВД, направленная на повышение их цифровой грамотности, и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно помнить о том, что современные глобальные интернет-коммуникации не только направлены на обеспечение функций социального взаимодействия, но и являются мощным орудием формирования общественного мнения, управления и направления в нужное русло потоков информационного воздействия, осуществления тотального контроля и слежения со стороны отдельных групп и структур, которые стирают границы и усиливают давление на идентичность личности, основы духовно-нравственных устоев, правовые и исторические основы российского общества.

Поэтому сохранение нравственно-культурной составляющей в целом и формирование цифрового этикета в качестве стабилизирующего фактора виртуального общества в частности призваны актуализировать задачи информационной грамотности представителей правоохранительных органов в целях развития их психологической устойчивости и приверженности главным человеческим, национальным и профессиональным ценностям — любить и беречь свою Родину и ее традиции, служить Закону и России.

30

Список литературы:

1. Балаян А. А., Томин Л. В. Современные дискуссии о сетевых организациях и сетевом взаимодействии. Методология анализа и проблемы практического применения // Научные труды СЗИУ — филиал РАНХиГС. 2017. Т. 8. Вып. 1 (28).

2. Вострецова Е. В. Основы информационной безопасности: учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 2019.

3. Трошева Е. К, Невмержицкий П. И. Информационная безопасность: современные реалии // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 3 (8).

4. Деккерт Д. В. Деонтология и этика в контексте развития профессионально-нравственной культуры сотрудников полиции // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 1 (20).

5. Доклад Центра стратегических разработок «Государство как платформа». 2019. URL: https:// www.csr.ru/wp-content/up-loads/2018/05/G0SUDARSTV0-KAK-PLATFORMA_internet.pdf (дата обращения: 06.06.2021).

6. Европейский кодекс полицейской этики. URL: http://os.x-pdf.ru/20yuridicheskie/542467-1-evropeyskiy-kodeks-policeyskoy-etiki-rekomendaciya-rec200110-prin.php (дата обращения: 13.01.2021).

7. Московский следователь организовала кражу у дольщиков 44 квартир. URL: https:// ufa.cian.ru/novosti-moskovskaja-sledovatel-organizovala-krazhu-u-dolschikov-44-kvartir-287058/ (дата обращения: 13.01.2021).

8. Психологические аспекты информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел // Психология и право. 2020. Т. 10. № 1.

9. Северцев Н. А, Бецков А. В. Информационная безопасность и принципы ее обеспечения // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2018. Т. 1.

10. Сидоренко Э. Л., Барциц И. Н, Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2.

11. Сладкова Н. М, Ильченко О. А., Степа-ненко А. А., Шапошников В. А. Особенности оценки компетенций по информационной безопасности. Проблемы кадровой политики. Москва, 2021.

12. Ahmed K. What is information security? Definition, principles, and policies. URL: https:// www.infoguardsecurity.com/what -is -informa-tion-security-definition-principles-and-pol-icies/ (дата обращения: 13.01.2021).

References:

1. Balayan A. A., Tomin L. V. Sovremennye dis-kussii o setevyh organizaciyah i setevom vzaimodejstvii. Metodologiya analiza i prob-lemy prakticheskogo primeneniya // Nauch-nye trudy SZIU - filial RANHiGS. 2017. T. 8. Vyp. 1 (28).

2. Vostrecova E. V. Osnovy informacionnoj bezo-pasnosti: uchebnoe posobie dlya studentov vu-zov. Ekaterinburg, 2019.

3. Grosheva E. K., Nevmerzhickij P. I. Informa-cionnaya bezopasnost': sovremennye realii // Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij. 2017. № 3 (8).

4. Dekkert D. V. Deontologiya i etika v kontekste razvitiya professional'no-nravstvennoj kul'tury sotrudnikov policii // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2019. № 1 (20).

5. Doklad Centra strategicheskih razrabotok «Go-sudarstvo kak platforma». 2019. URL: https:// www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/G0-SUDARSTV0-KAK-PLATF0RMA_internet. pdf (data obrashcheniya: 06.06.2021).

6. Evropejskij kodeks policejskoj etiki. URL: http://os.x-pdf.ru/20yuridicheskie/542467-1-evropeyskiy-kodeks-policeyskoy-etiki-rekomendaciya-rec200110-prin.php (data obrashcheniya: 13.01.2021).

7. Moskovskij sledovatel' organizovala krazhu u dol'shchikov 44 kvartir. URL: https://ufa. cian.ru/novosti-moskovskaja-sledovatel-or-ganizovala-krazhu-u-dolschikov-44-kvar-tir-287058/ (data obrashcheniya: 13.01.2021).

8. Psihologicheskie aspekty informacionnogo vozdejstviya na sotrudnikov organov vnutrennih del // Psihologiya i pravo. 2020. T. 10. № 1.

9. Severcev N. A., Beckov A. V. Informacionnaya bezopasnost' i principy ee obespecheniya // Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma «Na-dezhnost' i kachestvo». 2018. T. 1.

10. Sidorenko E. L., Barcic I. N, Hisamova Z. I. Ef-fektivnost' cifrovogo gosudarstvennogo uprav-leniya: teoreticheskie i prikladnye aspekty // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2019. № 2.

11. Sladkova N. M., Il'chenko O. A, Stepanen-ko A. A., Shaposhnikov V. A. Osobennosti ocen-ki kompetencij po informacionnoj bezopasnosti. Problemy kadrovoj politiki. Moskva, 2021.

12. Ahmed K.. What is information security? Definition, principles, and policies. URL: https:// www.infoguardsecurity.com/what-is-informa-tion-security-definition-principles-and-pol-icies/ (data obrashcheniya: 13.01.2021).

13. Cybersecurity Statistics. URL: https://www. fortinet.com/resources/cyberglossary/cy-bersecurity-statistics (data obrashcheniya: 13.01.2021).

13. Cybersecurity Statistics. URL: https://www. fortinet.com/resources/cyberglossary/cyberse -curity-statistics (дата обращения: 13.01.2021).

14. Full List of Standards of Behaviour. URL: https://www.whatdotheyknow.com/re-quest/192076/response/479363/at-tach/4/1%20FULL%20LIST%20OF%20 STANDARDS%20OF%20BEHAVIOUR. pdf?cookie_passthrough=1 (дата обращения: 13.01.2021).

15. Gladden M. An Introduction to Information Security in the Context of Advanced Neuropros-thetics // The Handbook of Information Security for Advanced Neuroprosthetics. Second Edition. 2017.

16. Guidelines on the Safe Use of the Internet and Social Media by Police Officers and Police Stuff. URL: https://www.btp.police.uk/pdf/ F0I%20Response%20319-14%20ACP0%20 Guidance.PDF (дата обращения: 13.01.2021).

17. Henriquez, M. The Top-10 data breaches of 2020. URL: https://www.securitymagazine. com/articles/94076-the-top-10-data-breaches-of-2020 (дата обращения: 13.01.2021).

18. Jasmontaite L, Fuster G. G. Cybersecurity Regulation in the European Union: The Digital, the Critical and Fundamental Rights // The Ethics of Cybersecurity. 2020. Vol. 21.

19. Must-know Cybersecurity Statistics for 2020. URL: https://www.cyber-observer.com/cyber-news-29-statistics-for-2020-cyber-observer/# (дата обращения: 13.01.2021).

20. Queensland police officer sentenced over releasing domestic violence complainant's details to former partner. URL: https://www.abc.net. au/news/2019-10-14/queensland-police-offic-er-neil-punchard-sentenced/11598696 (дата обращения: 13.01.2021).

21. Tredinnick L, Laybats C. Information security // Business Information Review. 2016. Vol. 33(2).

22. Wiltshire Police Force Policy. Social Media and Internet Messaging Policy and Guidance. URL: https ://www .wiltshire .police.uk/media/468/ Social-Media-Policy/pdf/Social_Media_Pol-icy.pdf?m=636972416667170000 (дата обращения: 13.01.2021).

14. Full List of Standards of Behaviour. URL: https://www.whatdotheyknow.com/re-quest/1920 7 6/response/479 3 6 3/at-tach/4/1%20FULL%20LIST%20OF%20 STANDARDS%20OF%20BEHAVIOUR. pdf?cookie_passthrough=1 (data obrashcheni-ya: 13.01.2021).

15. Gladden M. An Introduction to Information Security in the Context of Advanced Neuropros-thetics // The Handbook of Information Security for Advanced Neuroprosthetics. Second Edition. 2017.

16. Guidelines on the Safe Use of the Internet and Social Media by Police Officers and Police Stuff. URL: https://www.btp.police.uk/pdf/F0I%20 Response%20319-14%20ACP0%20Guidance. PDF (data obrashcheniya: 13.01.2021).

17. Henriquez, M. The Top-10 data breaches of 2020. URL: https://www.securitymagazine. com/articles/94076-the-top-10-data-breaches-of-2020 (data obrashcheniya: 13.01.2021).

18. Jasmontaite L, Fuster G. G. Cybersecurity Regulation in the European Union: The Digital, the Critical and Fundamental Rights // The Ethics of Cybersecurity. 2020. Vol. 21.

19. Must-know Cybersecurity Statistics for 2020. URL: https://www.cyber-observer.com/cyber-news-29-statistics-for-2020-cyber-observer/# (data obrashcheniya: 13.01.2021).

20. Queensland police officer sentenced over releasing domestic violence complainant's details to former partner. URL: https://www.abc.net. au/news/2019-10-14/queensland-police-offic-er-neil-punchard-sentenced/11598696 (data obrashcheniya: 13.01.2021).

21. Tredinnick L, Laybats C. Information security // Business Information Review. 2016. Vol. 33 (2).

22. Wiltshire Police Force Policy. Social Media and Internet Messaging Policy and Guidance. URL: https://www.wiltshire.police.uk/media/468/ Social-Media-Policy/pdf/Social_Media_Poli-cy.pdf?m=636972416667170000 (data obrashcheniya: 13.01.2021).

Для цитирования:

For citation:

Баранов Владимир Владимирович, Рудакова Ольга Николаевна. Цифровой этикет как фактор формирования информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59). С. 20-31.

Baranov Vladimir Vladimirovich, Rudakova Ol'ga Nikolaevna. Digital etiquette as a factor in the formation of information security of employees of Internal Affairs Bodies // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3 (59). P. 20-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.