Развитие цифровизации контрактной системы в сфере закупок
Холкина Наталья Александровна,
канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы»
Швец Анжелика Владиславовна,
магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы
Цифровая трансформация и внедрение современных цифровых технологий в закупочную систему позволяет расширять географические границы рынка, привлекать большее количество участников закупок, обеспечивать высокую конкуренцию между участниками закупок, соблюдать принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Ключевые слова: цифровая трансформация, контрактная система, цифровизация, информационные ресурсы, эффективность.
е
СП
о Сч]
Развитие системы закупок является одним из основных критериев развития цифровизации контрактной системы в целом. Цифровая трансформация и внедрение цифровых технологий в закупочную систему позволяет осуществлять процессы закупок, делая их более открытыми и прозрачными, повышать эффективность всего закупочного процесса для реализации потребностей государственных заказчиков, минимизирует риски при подготовке и размещении закупочных процедур,
Нововведение в законодательстве призвано упростить и ускорить процесс проведения закупок, а также сделать его более прозрачным. Огромный массив работы, связанный с подачей заявок, вскрытием конвертов, рассмотрением и оценкой поступивших предложений, будет проходить электронно. Несмотря на дополнительные сложности, которые непременно возникнут на пути перехода к электронным процедурам, они будут иметь ряд неоспоримых преимуществ:
- повышение прозрачности закупок, снижение субъективности, чем меньше взаимоотношения, бумажных документов и конвертов между заказчиком и поставщиком, тем меньше шансов на сговор;
- повышение конкуренции, возможность участия в процедурах поставщиков из других регионов;
- доступность, простота в работе, открытость, удобство;
- развитие автоматизированного контроля.
Безусловно, отход от бумажных процедур закупок идет на пользу не только для заказчиков, но и для поставщиков. Подавать заявки на участие в закупочных процедурах поставщики смогут в любое время суток, не ограничиваясь месторасположением. Ведь чтобы подать заявку в бумажном виде, необходимо самому ее принести или отправить почтой. Можно попросту не успеть поучаствовать в закупке. Поставщикам не придется тратить дополнительные средства на пересылку бумажных версий своих заявок заказчику, что позволит предлагать более низкие цены на товары и услуги.
С 01 января 2019 года заказчики обязаны проводить все конкурентные процедуры исключительно в электронной форме. К таким процедурам относятся: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений. За нарушение формы проведения закупочных процедур заказчики могут быть привлечены к административной ответственности, а проведенная с нарушением закупка может быть аннулирована. Внедрение новых технологий в закупки продиктованы необходимостью технологического развития российской экономики и российского рынка. Еще несколько лет назад «электронные закупки» воспринимались как прогресс. На сегодняшний день эти процессы являются стандартом рынка. Электронные торги обеспечивают повышение эффективности управления издержками, контролируют все этапы закупочного
процесса, оптимизируют финансовые расходы. Также немаловажным фактором является и оптимизация трудозатрат: в среднем нагрузка на профильных специалистов по закупкам снизилась на 25-30%.
По данным мониторинга, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, только за первый квартал 2018 года по результатам электронных процедур заключено контрактов на сумму более 650 миллиардов рублей. Данные свидетельствуют о том, что географические границы рынка существенно расширились, субъекты из всех регионов страны привлекаются для повышения конкуренции. Использование таких систем, как портал поставщиков, обеспечивают добросовестную конкуренцию, снижают риск сговора между участниками закупок, увеличивают экономию бюджетных средств. На портале поставщиков зарегистрировано более 127 тысяч участников закупок из всех регионов Российской Федерации. Только с начала 2018 года количество участников на портале увеличилось на 22 тысячи потенциальных поставщиков и исполнителей. Причиной такого роста является проведение котировочных сессий на закупку товаров, работ, услуг для нужд государственных и муниципальных заказчиков, а также подключение региональных заказчиков. Практика проведения котировочных сессий доказала свою эффективность в экономии бюджетных средств.
Развитие Единой автоматизированной информационной системы торгов (ЕАИСТ) города Москвы является основополагающим фактором для столичных заказчиков. Модернизация интеграции с внешними информационными системами, формирование структурированных технических заданий и требований к товарам позволяет избежать ошибок, как на начальном этапе планирования закупки, так и на этапе формирования закупочной документации. Перечень унифицированных наименований категорий товаров, работ, услуг постоянно обновляется, расширяется и приводится к единому стандарту объектов закупок. Система управления закупками (СУЗ) активно используется и развивается Департаментом образования и науки города Москвы. Система позволяет сократить планирование и формирование закупок. Созданная на базе Единой комплексной информационной системы (ЕКИС) подпрограмма СУЗ позволяет сформированную заказчиками потребность интегрировать в ЕАИСТ.
Стандартизация и перевод всех закупок в электронную форму стал большим стимулом для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Специальный перечень товаров, работ и услуг дает возможность осуществлять закупки только у субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, наблюдается постоянный рост объемов закупок у данного вида участников. Есть очевидная тенденция к расширению допуска субъектов МСП к государственным закупкам: в 2015 году объем закупок у МСП составлял порядка 100 миллиардов рублей, а до конца текуще-
го года показатель объема закупок приближается к 3 триллионам рублей. В среднем в электронных торгах принимают участие от 3 до 5 таких компаний. Основными преимуществами для привлечения субъектов МСП являются минимальные ставки обеспечения контрактов, открытый доступ через портал поставщиков, закупки до 3 миллионов рублей, осуществляемые исключительно среди МСП.
Цифровая трансформация и технологическая модернизация изменяют подходы к осуществлению закупочной деятельности и приводят к необходимости ежедневно решать текущие проблемные ситуации. Возникают новые требования к коммуникациям, информационным системам и сервисам. Увеличивается общая нагрузка на системы в связи с большим количеством пользователей в режиме онлайн. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, электронные системы постоянно модернизируются и обновляются.
Создание комплекса управленческих механизмов для решения возникающих проблем информационного обеспечения закупок в электронной форме является частью решения задач социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе. Цифровая трансформация процессов закупочной деятельности заказчиков и содействие цифровой трансформации системы государственных закупок путем внедрения систем аналитики и поддержки принятия решений, основанных на данных - оптимальные направления для внедрения и развития современных цифровых технологий в сфере государственных закупок.
Система государственных закупок стремительно развивается и совершенствуется. Технологические изменения требуют большей гибкости от системы закупок. Важность осуществления цифровой трансформации процессов закупочной деятельности заключается также в чрезвычайной сложности и объемности закупочного законодательства. В целях повышения эффективности управленческих решений в сфере закупок необходимо методологическое сопровождение закупочной деятельности, включающее широкий круг вопросов и совершенствование управленческих подходов.
Литература
1. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок, / Журнал экономического регулирования / (Вопросы регулирования экономики) № 1, 2018.
2. Гладилина И.П. Критерии оценки эффективности деятельности работников контрактных служб столичного мегаполиса: статья // Актуальные вопросы развития профессионализма заказчиков в системе закупок города Москвы: сборник научных статей, 2016.
3. Гладилина И.П., Деминская Т.А. Подготовка специалистов в сфере закупок к управлению рисками в условиях цифровизации закупочной деятельности// Современное педагогическое образование, №3, 2019.
£
>
Н
э я Ы
71 >
Н
4. Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха //Инновации и инвестиции № 5, 2019. Стр. 62-65.
5. Дегтев Г.В. Информационные ресурсы как основа формирования эффективной контрактной системы в сфере закупок города Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы 2017 // научно-практический журнал Московского городского университета Правительства Москвы, 2017.
6. Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.07.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
7. Шмелева М.В. Цифровая трансформация системы государственных и муниципальных закупок // Юрист. 2019.
DEVELOPMENT OF DIGITALIZATION OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT
Holkina N.A.,
Cand. Phys.-Math. sciences, associate professor of the department
of public and municipal procurement GAOU VO "Moscow City University of Management of the Government of Moscow"
Shvets A.V.,
undergraduate in the department of public administration and municipal procurements GAOU VO "Moscow City University of Management of the Government of Moscow"
Digital transformation and introduction of modern digital technologies into the procurement system allows expanding the geographical boundaries of the market, attracting more procurement participants, ensuring high competition between procurement participants, observing the principles of openness and transparency of information about the contract system in the field of procurement.
Keywords: digital transformation, contract system, digitalization, information resources, efficiency.
References
1. Bizhoev B.M. Fundamentals of the intellectual contract system in the field of public procurement, / Journal of Economic Regulation / (Issues of economic regulation) №. 1, 2018.
2. Gladilina I.P. Criteria for assessing the effectiveness of the work of contractual services workers in a metropolitan metropolis: article // Actual issues of developing professionalism of customers in the procurement system of Moscow: collection of scientific articles, 2016.
3. Gladilina I.P., Deminskaya T.A. Training of specialists in the field of procurement for risk management in the context of digi-talization of procurement // Modern pedagogical education, No. 3, 2019.
4. Gladilina I.P., Kadyrov N.N., Stroganova E.V. Digital literacy and digital competencies as a factor of professional success // Innovations and Investments No. 5, 2019. Pages 62-65.
5. Degtev G.V. Information resources as the basis for the formation of an effective contract system in the procurement of the city of Moscow // Bulletin of the University of Moscow 2017 // Scientific and Practical Journal of Moscow City University of the Government of Moscow, 2017.
6. Federal Law dated 04/05/2013 No. 44-FZ (as amended on 07/31/2018) "On the contract system in the field of procurement of goods, work, services to meet state and municipal needs." -[Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.
7. Shmeleva M.V. Digital transformation of the state and municipal procurement system // Lawyer. 2019.
LO
s
Q.
e
СП rH
о Сч]
Сч]