Цифровая трансформация сферы закупок города Москвы
Дёгтев Геннадий Валентинович
доктор юридических наук, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками Университета Правительства Москвы
Анализ публикаций по цифровой экономике указывает на отсутствие единого понимания термина «цифровизация» в российской науке и практике, притом, что цифровая трансформация - один из главных трендов развития экономики. Зарубежная практика демонстрирует примеры цифровизации управления в медицине, сфере финансов, энергетике, транспорте, экологии. Для России сегодня актуальна концепция государства как платформы. Воплощение такого масштабного проекта требует серьезной теоретической базы, и отечественные ученые уже могут предложить ряд идей управления цифровой трансформацией в масштабе государства. В прикладном плане цифровую трансформацию систем управления можно наблюдать в городе Москве в сфере закупок. Здесь создано единое цифровое пространство, включающее цифровую платформу торгов ЕАИСТ и Портал поставщиков. Внедрение цифровых технологий позволило оптимизировать процесс закупок, в том числе сократить финансовые и временные расходы, облегчило взаимодействие между заказчиками и поставщиками. Удобные онлайн-сервисы для инвесторов также предоставляет Инвестиционный портал. 1Т-решения города Москвы находят широкое применение в регионах. Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровое управление, государство как платформа, управление закупками, цифровая платформа закупок Москвы, цифровизация.
о
CSI
0
CSI
см
01
п
S I-О ш m х
<
m о х
X
Цифровизация - один из трендов мирового социально-экономического развития. Цифровую трансформацию рассматривают в основном как внедрение во все отрасли экономики систем автоматизации и роботизации, искусственного интеллекта и других цифровых технологий. Однако единых подходов к определению сущности данного термина нет. Можно привести несколько толкований, которые убеждают в необходимости сформировать четкое понимание того, что же подразумевается под таким распространенным и неоднозначным термином - «цифровая трансформация». М. В. Петров, М. В. Потеев и М. С. Шклярук [2, с. 2] отмечают: цифровая трансформация - «это управленческая задача, как правильно проводить изменения, которые бы позволили создать интегрирующиеся между собой платформенные решения; как найти людей (в том числе госслужащих) с совершенно иными компетенциями сначала для того, чтобы провести процесс трансформации, а затем - чтобы суметь принять культуру решения». Представители компании Hewlett Packard Enterprise утверждают, что «цифровая трансформация - это процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг» [7]. Интерес представляет высказывание о сущности термина «цифровая трансформация», представленное на сайте Microsoft: «Цифровая трансформация позволяет переосмыслить способы взаимодействия людей, данных и процессов. Стратегия цифровой трансформации, которая фокусируется на этих трех основных компонентах, позволит вашей компании стать полезнее для клиентов и получить конкурентные преимущества в ориентированном на цифровые технологии мире» [8]. А. Прохоров и Л. Коник [6] анализируют зарубежные и отечественные взгляды на суть термина «цифровая трансформация». Их работа содержит разнообразные трактовки, начиная от понимания этого понятия как переход от аналоговых данных к цифровым. В диссертационном исследовании Ю. И. Грибанова [4] достаточно глубоко представлены сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии социально-экономических систем. Здесь обоснованы ключевые аспекты теории цифровой трансформации, дано видение цифровой трансформации системы государственного управления в условиях цифровизации экономики.
Цифровизация находит воплощение в различных управленческих моделях [3]. Анализ зарубежных практик позволяет обозначить существующую на сегодняшний день отраслевую специализацию цифрового управления:
• медицинская сфера (дистанционное медицинское взаимодействие и мобильные медицинские возможности апробированы в Израиле и Сингапуре);
• финансовая сфера (площадки, занимающиеся криптовалютой и технологиями блокчейна, апробированы в США, Израиле и Сингапуре);
• энергетика (система распределения энергии на базе разработок умных сетей апробирована в Сингапуре);
• автономный транспорт (апробирован в Германии и Сингапуре);
• экология (системы распределения, вывоза и переработки отходов апробированы в Сингапуре).
Что касается цифровой трансформации в России, тут следует согласиться с утверждением из доклада «Государство как платформа: люди и технологии» [2]: концепция «государство как платформа» требует в первую очередь переосмысления принципов и подходов к системе государственного управления. М. В. Петров, М. В. Потеев и М. С. Шклярук [2, с. 67-71] предлагают структуру управления цифровой трансформацией, которая подразумевает решение следующих задач: управление данными, разработка стратегий и планов, практическая реализация цифровой трансформации. Ученые обосновывают предложения, касающиеся структуры деятельности подразделений, которые должны отвечать за цифровую трансформацию в следующих направлениях:
• «Проекты» - включает в себя контроль и мониторинг апробации проектов цифровизации, создание и поддержку работоспособности системы взаимодействия участников цифрового пространства, мониторинг работы региональных и отраслевых программ;
• «Архитектура централизации» - организация таких видов деятельности, как эффективная интеграция требуемых процессов в различных ведомствах; обеспечение гибкости и изменчивости системы, необходимой для цифровизации; координация развития и апробации систем, нужных для цифровизации; составление архитектуры цифровизации;
• «Управление данными» - одно из главных направлений, включает в себя управление системой получения информации, составление методик для последующего анализа получаемой информации, контроль работоспособности процессов управления данными, создание системы хранения и распространения данных;
• «Процессная трансформация» - изучение текущей работы государственных органов и потребностей конечных пользователей, апробация процессного подхода;
• «Компетенции» - все необходимые компетенции участников цифровизации, обеспечивающие успешное функционирование структуры деятельности подразделений цифровой трансформации; включает экспертную, методическую и консультационную поддержку ответственных государственных сотрудников; экспертную деятельность; обучение специалистов; экспертную составляющую цифровизации;
• «Поддержка» - объединяет в себе все аспекты поддержки созданной системы.
Наглядное воплощение идеи цифровой трансформации можно наблюдать в сфере государственных закупок. В Москве принят комплекс управленческих решений, позволивших создать цифровую платформу закупок в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Общее цифровое пространство управления закупками
города Москвы представлено Единой автоматизированной информационной системой торгов города Москвы (ЕАИСТ; eaist.mos.ru) и Порталом поставщиков. Названная система включает в себя библиотеку документации; модули планирования и осуществления закупок; аналитический блок; функционал расчета и экспертизы цен; возможности ведомственного, отраслевого и межведомственного согласования потребностей; администрирование контрактных обязательств; инструменты мониторинга и контроля (АСКД) [9].
Цифровизация столичных закупок к настоящему моменту дала следующие положительные результаты:
• автоматическое формирование типовой документации - сокращение времени подготовки процедур до 80%;
• интеграция с отраслевыми системами - сокращение трудозатрат заказчиков до 40%;
• форматно-логический контроль вносимых сведений, в том числе исключение ввода недопустимых символов;
• система предельных ценовых показателей -автоматический расчет цен контрактов, гарантированная обоснованность цен;
• автоматизированное исполнение контрактов -своевременность исполнения и гарантированная оплата.
К преимуществам единой цифровой платформы торгов города Москвы относится гибкая система осуществления закупок: прямые сделки, котировочные сессии, закупки по потребности (техническому заданию) и др. [9].
Своего рода агрегатором закупок выступает Портал поставщиков (zakupki.mos.ru). Среди его преимуществ - бесплатное подключение пользователей из всех регионов Российской Федерации, а также интеграция с существующими системами регионов (возможность цифровой трансформации закупок с сохранением сложившихся региональных практик).
В области закупок малого объема Портал поставщиков позволяет решать как заказчикам, так и поставщикам ключевые задачи управления закупками (рис. 1).
Рис. 1. Возможности, предоставляемые Порталом поставщиков, при закупках малого объема [9]
Портал поставщиков города Москвы можно рассматривать как:
1) витрину системы закупок (планы, закупки, контракты, котировочные сессии);
2) витрину предложений поставщиков (оферты);
3) электронный магазин закупок малого объема;
4) агрегатор сведений о ценах на продукцию, о заказчиках и поставщиках.
Оперативное проведение закупок - ускорение процесса взаимодействия участников торгов дает позитивные экономические эффекты и для заказчиков, и поставщиков. Необходимо отметить, что подключение к ресурсу и пользование им как для заказчиков, так и для
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о
CS
о
CS CS
о ш m
X
<
m о x
X
поставщиков бесплатные. Исключены расходы на разработку и сопровождение собственного программного продукта. Кроме того, осуществляется мониторинг и контроль цен.
Заместитель Мэра Москвы по экономической политике и земельно-имущественным отношениям В. В. Ефимов отметил: «свыше 58 тыс. котировочных сессий прошли на Портале поставщиков с начала этого года, это на 26% больше, чем за первое полугодие 2018 г. Одной из основных причин роста стало масштабирование проекта "Портал поставщиков" в регионы» [5]. В настоящий момент ЕАИСТ и Портал поставщиков наряду с другими московскими цифровыми сервисами (облачной бухгалтерией, ЕМИАС, системой ЖКХ, МЭШ, «Нашим городом», «Активным гражданином», «Мобильным инспектором») весьма востребованы в регионах Российской Федерации. Передача решений Москвы на платформу региональных ИТ-решений осуществляется безвозмездно. Предусмотрена методическая, консультационная и техническая поддержка [9].
Среди онлайн-площадок, предназначенных для работы с инвестициями, необходимо также отметить Инвестиционный портал города Москвы, служащий единой витриной аренды и продажи городского имущества [10]. Портал предлагает следующие онлайн-сервисы и возможности: информационный киоск; панорамный просмотр объектов и их 3D-визуализация, онлайн-консультации; подача заявок на осмотр объектов торгов, на роуд-шоу, на ознакомление с конкурсной документацией; подписка на новые торги и др. Инвестиционный портал обеспечивает дистанционное предоставление 64 услуг для бизнеса.
Сегодня приняты стратегические документы, определяющие приоритетные цели и задачи цифровых изменений в стране: национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 203 от 09.05.2017 г.) и др. В сфере международного сотрудничества для развития экономики и общества на новой технологической основе утверждены «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» (приняты 11.10.2017 г. решением Высшего Евразийского экономического совета № 12). Результаты цифровизации, полученные для Москвы, позволяют говорить о том, что поставленные на государственном уровне стратегические цели и задачи по цифровой трансформации можно эффективно решать с активным включением и государства, и бизнеса, и гражданского общества, и научно-образовательного сообщества. Объединение усилий всех заинтересованных сторон - это обязательное условие согласованного и успешного управления происходящими изменениями в экономике.
Литература
1. Паспорт национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 г. № 7). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
2. Государство как платформа: Люди и технологии / под ред. М. С. Шклярук. М: РАНХиГС, 2019. 111 с.
3. Гладилина И. П. Основы цифровой экономики и кадровое обеспечение сферы закупок // Современное педагогическое образование. 2018. № 4. С. 98-100. URL:
http://spo.expert/upload/iblock/3c3/%D0%A1%D0%9F%D0 %9E%20%E2%84%964%202018.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
4. Грибанов Ю. И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: дисс. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб., 2019. 355 с.
5. Около 60 тыс. котировочных сессий состоялось на Портале поставщиков в первом полугодии 2019 года. URL: https://www.mos.ru/news/item/59291073 (дата обращения: 20.11.2019).
6. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: АльянсПринт, 2019. С. 15-17.
7. Что такое цифровая трансформация. URL: https://www.hpe.com/ru/ru/what-is/digital-transformation.html (дата обращения: 20.11.2019).
8. Что такое цифровая трансформация. URL: https://www.microsoft.com/ru-
ru/dig italtransformation/defa u It.aspx (дата обращения: 20.11.2019).
9. Департамент города Москвы по конкурентной политике. uRL: https://www.mos.ru/tender (дата обращения: 19.11.2019).
10. Инвестиционный портал города Москвы. URL: https://investmoscow.ru (дата обращения: 19.11.2019).
Digital Transformation of Moscow's Procurement Sphere Degtev G.V.
University of Moscow Government
An analysis of publications on the digital economy indicates a lack of a common understanding of the term "digitalization" in Russian science and practice, despite the fact that digital transformation is one of the main trends in economic development. Foreign practice shows examples of digitalization of management in medicine, finance, energy, transport, and ecology. For Russia, the concept of the state as a platform is relevant today. The implementation of such a large-scale project requires a serious theoretical base, and domestic scientists can already offer a number of ideas for managing digital transformation at the state level. In applied terms, the digital transformation of control systems can be observed in the city of Moscow in the field of procurement. A single digital space has been created here, including the EAIST digital trading platform and the Supplier Portal. The introduction of digital technologies allowed us to optimize the procurement process, including reducing financial and time costs, and facilitated the interaction between customers and suppliers. Convenient online services for investors are also provided by the Investment Portal. Moscow IT solutions are widely used in the regions. Keywords: digital transformation, digital management, the state as a platform, procurement management, Moscow's digital procurement platform, digitalization. References
1. National project passport national program "Digital Economy of
the Russian Federation" (approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects dated June 4, 2019 No. 7). Access mode: ATP "Consultant Plus".
2. The state as a platform: People and technology / ed. M.S.
Shklyaruk. M: RANEPA, 2019.111 p.
3. Gladilina I. P. Fundamentals of the digital economy and staffing
of the procurement sphere // Modern Pedagogical Education. 2018. No. 4. P. 98-100. URL: http://spo.expert/upload/iblock/3c3/%D0%A1%D0%9F%D0%9
E%20%E2%84%964%202018.pdf (accessed November 20, 2019).
4. Gribanov Yu. I. Digital Transformation of Socio-Economic Systems Based on the Development of the Service Integration Institute: Diss. ... Dr. Econ. Sciences: 08.00.05. SPb., 2019.355 s.
5. About 60 thousand quotation sessions took place on the Supplier Portal in the first half of 2019. URL: https://www.mos.ru/news/item/59291073 (accessed date: 11/20/2019).
6. Prokhorov A., Konik L. Digital transformation. Analysis, trends,
world experience. M.: AlliancePrint, 2019.S. 15-17.
7. What is digital transformation. URL: https://www.hpe.com/ru/ru/what-is/digital-transformation.html (accessed: 11/20/2019).
8. What is digital transformation. URL: https://www.microsoft.com/ru-
ru/digitaltransformation/default.aspx (accessed: 11/20/2019).
9. Moscow Department of Competition Policy. URL: https://www.mos.ru/tender (accessed date: 11/19/2019).
10. The investment portal of the city of Moscow. URL: https://investmoscow.ru (access date: 11/19/2019).
X X
o
OD A C.
X
OD m
o
2 O ho o