Научная статья на тему 'Цифровая трансформация и влияние её на развитие конкуренции в сфере закупок в условиях перехода к цифровой экономике'

Цифровая трансформация и влияние её на развитие конкуренции в сфере закупок в условиях перехода к цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохоров Ю. Н., Самойлов М. Г.

На сегодняшний день закупочная сфера ведет активный курс на развитие электронных закупок, следовательно, она стала развиваться путем цифровой трансформации, что на сегодняшний день позитивно влияет на конкуренцию, а также на удобство работы в данной сфере. В настоящий момент наша страна идет процессом цифровизации национальной экономики, что, следовательно, подразумевает переход всей закупочной отрасли в «цифру» тем самым становясь неким локомотивом для привлечения инвестиций в регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прохоров Ю. Н., Самойлов М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация и влияние её на развитие конкуренции в сфере закупок в условиях перехода к цифровой экономике»

экономика отраслей и регионов

Цифровая трансформация и влияние её на развитие конкуренции в сфере закупок в условиях перехода к цифровой экономике

Прохоров Юрий Николаевич,

канд. экон. наук, доцент кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы»

Самойлов Михаил Геннадьевич,

магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы

На сегодняшний день закупочная сфера ведет активный курс на развитие электронных закупок, следовательно, она стала развиваться путем цифровой трансформации, что на сегодняшний день позитивно влияет на конкуренцию, а также на удобство работы в данной сфере. В настоящий момент наша страна идет процессом цифровизации национальной экономики, что, следовательно, подразумевает переход всей закупочной отрасли в «цифру» тем самым становясь неким локомотивом для привлечения инвестиций в регионы. Ключевые слова: цифровая трансформация, конкуренция, информационные технологии, цифровая экономика, государственные и муниципальные закупки.

На современном этапе мир все больше сталкивается с растущей глобализацией и цифровизаци-ей. За последние годы произошло значительное развитие цифровых технологий, которые оказали огромное влияние на все аспекты повседневной жизни государства и общества.

Развитие цифровой экономики предопределило в том числе новые подходы к регулированию всех сфер экономики, включая область государственных закупок.

Согласно распоряжению Правительства РФ № 1662-р сегодня перед государством стоит цель масштабного технологического обновления экономики на основе передовых научных разработок, формирования у общества и предпринимателей модели инновационного поведения, формирования конкурентоспособного национального сектора разработок и исследований, обеспечивающего переход России на инновационный путь развития, поддержки создания и распространения инноваций во всех сферах экономики [4].

Для достижения указанной цели Правительством запланированы меры по таким основным направлениям:

- стимулирование инновационного развития сферы государственных закупок путем усиления инновационной направленности;

- использование в целях усиления поддержки российских компаний возможностей системы государственных закупок.

Одним из основных мировых трендов в сфере государственных закупок является курс на широкое использование современных информационных технологий, базирующихся на развитых компьютерных и коммуникационных системах. В настоящий момент этот процесс активно развивается по двум основным направлениям. Во-первых, компьютеризации подвергаются внутренние процессы -внедряются модули e-procurement и системы Supply Chain Management. Во-вторых, активно используются внешние ресурсы - электронные торговые площадки [6, с.144].

Такая тенденция прослеживается и в России. Так, можно наблюдать, как традиционные способы проведения закупочных процедур все больше отходят на второй план, уступая место электронным закупочным процедурам. С 1 января 2019 г. электронные конкурентные процедуры для всех заказчиков стали обязательными. Электронными помимо аукциона стали конкурс, запрос котировок, запрос предложений и все двухэтапные открытые конкурентные процедуры.

Действующая редакция Закона о закупках также с 1 января 2019 г. содержит жесткие указания

> Н

э я Ы

7Í >

Н

по выбору способов закупок. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках все заказчики должны осуществлять конкурентные закупки в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке [2].

Большое значение в сфере закупок в России имеет сервис «Совместные закупки» ЕКИС. Система ЕКИС полностью соответствует концепции программы «Цифровая экономика». Система постоянно развивается, в том числе в части информационного сопровождения совместной закупочной деятельности. Следующим шагом развития данной системы может стать автоматическая (программная) интеграция с системами регионального уровня, в частности, с ЕАИСТ [5, с.210].

Большое влияние на электронизацию государственных закупок оказывает также растущая асимметрия между информационными технологиями и правовой системой, в том числе блокчейн-индустрией. Блокчейн-технология стала основным вызовом для общества и регуляторов. Отчасти это обусловлено децентрализованным и автономным характером технологии и структуры блокчейнов, а также абсолютной независимостью блокчейнов от государственных институтов.

Несмотря на сложность применения блокчейна, представляется, что указанная технология должна быть внедрена в систему государственных закупок, учитывая следующие обстоятельства:

- она позволит упразднить использование посредников и промежуточных звеньев, а следовательно, сократит временные и финансовые затраты на проведение закупок;

- она сможет обеспечить проведение закупок в цифровом виде

- она позволит защитить закупки от несанкционированного доступа, а следовательно, не будет срыва процедуры закупки, возникшей по вине заказчика или участника закупки);

- она позволит минимизировать возможность сговора заказчика с участниками закупки;

- внедрение цифровых платформ работы с данными в закупках позволит осуществлять автоматический поиск любой информации.

Цифровизация государственных закупок - это не просто вопрос приобретения самых передовых технологий. Это также требует изменения инструментов и способов закупок, которые позволили бы государству осуществлять взаимодействие с новыми технологиями, а также эффективно и быстро интегрировать их в практическую действительность. В противном случае страна будет тратить миллиарды рублей на покупку устаревших технологий или приобретать такие технологии, которые к моменту их использования уже устареют. Частный сектор сейчас использует много технологических нововведений, за которыми государство не успевает.

Так, электронная торговая площадка «Центр электронных торгов», построенная на сервисе, основанном на предиктивной аналитике, показала свою эффективность в использовании технологии машинного обучения при проведении корпоратив-

ных закупок. Каждому поставщику на основе анализа предыдущей его деятельности площадка с высокой долей вероятности прогнозирует, закупки какого заказчика будут ему интересны [8].

На современном этапе в условиях перехода к цифровой экономике необходимо использовать преимущества электронной торговли, особенно для закупок малого объема: воспользоваться услугами действующих электронных торговых площадок или создать свою. При этом площадки, оперирующие в рамках 44-ФЗ [3], не всегда могут предоставить гибкий и удобный механизм для заказчика и поставщика. Они «заточены» на проведение аукционов, которые удобны скорее посредникам, чем производственному малому бизнесу. Поэтому лучше выбирать электронные площадки, умеющие успешный опыт работы именно по 223-ФЗ [2], некоторые из них предоставляют весьма удобный инструмент для небольших закупок. Яркий пример - интернет-магазины закупок малого объема.

Если рынок недостаточно конкурентнен, нужно налаживать открытый обмен инженерной информацией с поставщиками, своевременно извещать поставщиков об изменениях и т.п. Чтобы привлекать новых потенциальных поставщиков в свои закупки, заказчики должны иметь актуальную инженерную информацию для поставщиков (чертежи, требования) всегда готовую к пересылке, искать потенциальных поставщиков, как в открытых, так и в закрытых источниках [7].

Система государственных закупок должна адаптироваться и развиваться с такой же скоростью, как меняющийся мир. Стремительные технологические изменения требуют большей гибкости от системы закупок. Например, гибкий магнитный диск, произведенный в 1987 г., содержал всего 1.44 МВ. А всего 30 лет спустя он был заменен флешкой с 1 ТВ памятью, который может содержать больше информации, чем 728 177 000 магнитных дисков. То же самое касается и вычислительной мощности компьютеров. Так, производственная мощность ¡РИопе 6 в 120 000 000 раз превосходит мощность компьютера, который человек использовал для полета на Луну [9].

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Развивать конкуренцию необходимо через стимулирование общественного контроля государственных закупок посредством современных цифровых технологий, корректировку антимонопольной политики государства, развитие инноваций и закупки целевых эффектов. Кроме того, необходимо унифицировать и автоматизировать размещение контрактов и закупочной документации, поддержать развитие малого и среднего бизнеса через реализацию соответствующей дорожной карты.

Литература

1. Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. 18.07.2019) -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Кон-сультантПлюс.

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 02.08.2019) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

3. Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р ред. от 02.10.2018) «О концессионном соглашении в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

5. Гладилина И.П., Ковчегова С.Ю., Попова Е.А. Особенности совместных закупок в системе образования в условиях цифровизации закупочной деятельности (на примере города Москвы) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Том 9. - № 3А. - С. 208-215.

6. Гладилина И.П., Деминская Т.А. Подготовка специалистов в сфере закупок к управлению рисками в условиях цифровизации закупочной деятельности// Современное педагогическое образование, №3, 2019.

7. Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха //Инновации и инвестиции № 5, 2019. Стр.62-65.

8. Рахматуллина В.Р., Горшенин В.Ф. Особенности закупочной деятельности российской промышленной корпорации на электронных торговых площадках // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. Вып. 62. - 2018. - N 8(418). - С. 144.

9. Зеленькова А. Как обеспечить конкуренцию поставщиков при проведении закупок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://umestentorg.com/point-of-view/konkurenciyu-postavshchikov/

10. Официальный сайт Центра электронных торгов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.b2b-center.ru/.

11. Your Smartphone is Millions of Times More Powerful Than All of NASA's Combined Computing in 1969"ZME Science. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.zmescience.com/ research/technology/smartphone-power-compared-to-apollo-432/.

DIGITAL TRANSFORMATION AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF COMPETITION IN PROCUREMENT IN THE TRANSITION TO A DIGITAL ECONOMY

Prohorov Yu.N.,

Cand. econ. sciences, associate professor of the department of public and municipal procurement GAOU VO "Moscow City University of Management of the Government of Moscow"

Samoilov M.G.

undergraduate in the department of public administration and municipal procurements GAOU VO "Moscow City University of Management of the Government of Moscow"

To date, the procurement sector is actively pursuing the development of electronic procurement, therefore, it began to develop through digital transformation, which today has a positive impact on competition, as well as on the convenience of work in this area. At the moment, our country is in the process of digital-ization of the national economy, which, therefore, implies the transition of the entire procurement industry in the "figure" thereby becoming a locomotive for attracting investment in the regions.

Keywords: digital transformation, competition, information technology, digital economy, state and municipal procureme.

References

1. Federal Law of July 26, 2006 No. 135-FZ "On the Protection of Competition" (as amended on July 18, 2019) - [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

2. Federal Law of July 18, 2011 No. 223-03 "On Procurement of Goods, Work, and Services by Certain Types of Legal Entities" (as amended on August 2, 2019) - [Electronic resource]. -Access mode: ConsultantPlus.

3. Federal Law dated 04/05/2013 No. 44-FZ (as amended on 06/27/2019) "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs". - [Electronic resource]. - Access mode: Consultant-Plus.

4. Order of the Government of the Russian Federation of August 29, 2014 No. 1662-r ed. dated 02.10.2018) "On the concession agreement with respect to facilities intended for charging used to ensure the functioning of the system of charging for compensation for damage caused to public roads of federal significance by vehicles having a permissible maximum mass of over 12 tons" - [Electronic resource]. - Access mode: Con-sultantPlus.

5. Gladilina I.P., Kovchegova S.Yu., Popova E.A. Features of joint procurement in the education system in the context of digitalization of procurement (for example, the city of Moscow) // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2019. - Volume 9. - No. 3A. - S. 208-215.

6. Gladilina I.P., Deminskaya T.A. Training of specialists in the field of procurement for risk management in the context of dig-italization of procurement // Modern pedagogical education, No. 3, 2019.

7. Gladilina I.P., Kadyrov N.N., Stroganova E.V. Digital literacy and digital competencies as a factor of professional success // Innovations and Investments No. 5, 2019. Pages 62-65.

8. Rakhmatullina V.R., Gorshenin V.F. Features of the procurement activities of the Russian industrial corporation on electronic trading floors // Bulletin of the Chelyabinsk State University. Economic sciences. Vol. 62. - 2018.- N 8 (418). - S. 144.

9. Zelenkova A. How to ensure competition between suppliers during the procurement [Electronic resource]. Access Mode: https://umestentorg.com/point-of-view/konkurenciyu-postavshchikov/

10. The official website of the Center for electronic bidding. [Electronic resource]. Access Mode: https://www.b2b-center.ru/

11. Your Smartphone is M illions of Times More Powerful Than All of NASA's Combined Computing in 1969 "ZME Science. [Electronic resource]. Access mode: http: //www. zmescience.com/research/technology/smartphone-power-compared- to-apollo-432 /.

£

>

Н

T

э я Ы

7i

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.