Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции заказчиков в области управления рисками в условиях цифровизации закупочной деятельности'

Профессиональные компетенции заказчиков в области управления рисками в условиях цифровизации закупочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЗАКАЗЧИКА / БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЗАКУПОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилина И.П., Данилова А.Ю.

Государственные закупки занимают ведущее место в деятельности каждого государства. В государственных (муниципальных) закупках, как и в любой области деятельности, есть риски. Риски встречаются разной степени серьезности, бывают незначительные, последствия которых не оказывают серьезного влияния на результат закупки, а есть и такие, последствия которых могут привести к ущербу и утрате денежных средств. Определение возможных зон рисков, предотвращение рисковых ситуаций по результатам, прогнозирование возможных последствий актуальная научная задача, требующая теоретического обоснования и практических решений. Многие риски связаны с низким уровнем профессиональной подготовки специалистов в сфере закупок. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать базовая модель компетенций специалистов в сфере закупок. Базовая модель компетенций заказчика это важнейший инструмент совершенствования закупочной деятельности в целом и управления рисками заказчиков в частности. Формирование базовой модели компетенций как ключевого инструмента индивидуализации обучения позволит выстроить работу с каждым заказчиком по его потребностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гладилина И.П., Данилова А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции заказчиков в области управления рисками в условиях цифровизации закупочной деятельности»

Профессиональные компетенции заказчиков в области управления рисками в условиях цифровизации закупочной деятельности

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», gladilinaIP@edu.mos.ru

Данилова Анастасия Юрьевна

Магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы, ugmzmag@yandex.ru

Государственные закупки занимают ведущее место в деятельности каждого государства. В государственных (муниципальных) закупках, как и в любой области деятельности, есть риски. Риски встречаются разной степени серьезности, бывают незначительные, последствия которых не оказывают серьезного влияния на результат закупки, а есть и такие, последствия которых могут привести к ущербу и утрате денежных средств. Определение возможных зон рисков, предотвращение рисковых ситуаций по результатам, прогнозирование возможных последствий - актуальная научная задача, требующая теоретического обоснования и практических решений. Многие риски связаны с низким уровнем профессиональной подготовки специалистов в сфере закупок. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать базовая модель компетенций специалистов в сфере закупок. Базовая модель компетенций заказчика - это важнейший инструмент совершенствования закупочной деятельности в целом и управления рисками заказчиков в частности. Формирование базовой модели компетенций как ключевого инструмента индивидуализации обучения позволит выстроить работу с каждым заказчиком по его потребностям. Ключевые слова: государственные закупки, управление рисками, профессионализм заказчика, базовая модель компетенций, закупочная документация, цифровизация закупок.

Статья подготовлена в рамках гранта 19-010-00014\19 РФФИ

Государственные закупки занимают ведущее место в деятельности каждого государства [2;8]. Современные социально-экономические условия в России характеризуются динамичным развитием закупочной деятельности. Эволюционный путь от системы, занимающейся простым размещением заказов со стороны государства к контрактной системе в области закупок необходимых услуг и товаров для нужд государства стал точкой отсчета в формировании единых теоретических подходов и методического обеспечения контрактных отношений «заказчик-поставщик». Постоянно изменяющаяся нормативно-правовая база с одной стороны требует от специалистов в сфере закупок быть в поиске наиболее оптимальных управленческих решений, с другой - усложняет процесс осуществления закупки. Рост контроля за закупочным процессом и анализ полученных в ходе контроля результатов позволяет выделить как один из приоритетных факторов качественного управления закупками - управление рисками заказчиков[6;8].

Анализ цифровизации управления закупками в городе Москве позволил определить основные эффекты цифровизации закупок от планирования закупок до приемки по контрактам [10]. Так, автоматическое формирование типовой документации дает возможность бесшовной интеграции с ЕИС, что влияет на сокращение времени подготовки процедур до 80% [10]. Формально - логический контроль вносимых сведений предусматривает снижение рисков ввода неполных или некорректных данных (исключение ввода недопустимых символов) и др. Вместе с тем, управление рисками заказчиков в процессе подготовки закупочной документации в условиях цифровизации подвержено абсолютно новым рискам, «старым» рискам с обновленным содержанием и др.

Цифровизация закупочной деятельности многие вопросы требует рассматривать с позиции формирования цифровых компетенций специалистов в сфере закупок. «Цифровизация сегодня — это вызов контрактной системе, главными направлениями которой являются эффективность, конкуренция и, соответственно, минимизация рисков, для того чтобы реализовывать потребности города», — считает руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Г. Дегтев[10]. И мы сталкиваемся с очень серьёзной проблемой - отсутствие у заказчиков цифровых компетенций и сформированных профессиональных компетенций в области управления рисками. Базовая модель компетенций заказчика - это важнейший инструмент совершенствования закупочной деятельности в целом и управления рисками заказчиков в частности. Формирование базовой модели компетенций как ключевого инструмента индивидуализации обучения позволит выстроить работу с

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

о

сч

О Ш

m

X

<

m о х

X

каждым заказчиком по его потребностям. Данный подход заложен в основу Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Университетом НТИ «20.35» под руководством директора сервиса, диагностики и отбора А. Комисаровой был проведён анализ компетентностных моделей 50 ведущих компаний, среди которых компании ресурсных и производственных сфер («Газпром нефть», «Новатэк» и др.), энергетики («Росатом», «Россети» и др.), телекома («Ростелеком», «МТС», «Билайн» и др.), финансов (Сбербанк, Альфа банк и др.) и др. Анализ компетент-ностных моделей 50 ведущих компаний, интервью с сотрудниками позволили выделить 211 компетенций. Методом обработки естественного языка (NPL) выделенные 211 компетенций обобщили в девять компетентностных блоков

1 - мышление;

2 - работа с системами;

3 - работа с процессами;

4 - саморегуляция;

5 - взаимодействие людей;

6 - работа с новизной и изменениями;

7 - работа с информацией;

8 - предпринимательство;

9 - ценностно-нормативные компетенции[11].

Среди компетенций лидируют по результатам проведённого анализа следующие:

• лидерство;

• ориентация на результат;

• открытость к изменениям;

• системной мышление;

• ориентация на клиента;

• эффективная коммуникация [11].

Главный специалист управления подбора и развития персонала департамента по работе с персоналом и организационному развитию АО «Росэлектроника» С. Кар-наух обосновала цифровой профиль компетенций работников АО «Росэлектроника». Компетенции soft skills:

• умение решать нестандартные задачи;

• эмоциональный интеллект;

• умение работать в команде;

• способность постоянно учиться;

• эффективная коммуникация;

• управление изменениями.

Компетенции hard skills:

• IT-грамотность;

• робототехника;

• фотоника;

• основные технические дисциплины;

• программирование;

• новые системы обработки данных [12] .

На основе современных подходов к формированию базовых компетенций у всех специалистов и управленцев в области управления рисками в сфере закупок в ходе исследования была обоснована необходимость разработки индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросом обучающегося. И особого внимания заслуживает профессионализм заказчика в части работы с закупочной документацией.

Одно из приоритетных направлений в профессиональной деятельности заказчиков - разработка закупочной документации. Цифровизация закупок расширяет

содержание профессиональных компетенций заказчиков в части работы с закупочной документацией и существенно облегчает такую деятельность за счет автоматического формирования типовой документации. Контрактные службы приступают к работе с документацией задолго до проведения самой закупочной процедуры. Как свидетельствует анализ закупочных практик для эффективной работы такого плана важно умение работать со статистической информацией, но большинство заказчиков не владеют навыками сбора и обработки нужной статистической информации[7].До этапа планирования закупки необходимо подготовить целый комплект важных документов. Каждый этап закупки от планирования закупок до приемки по контрактам характеризуется определенным набором возможных рисков. При этом, как показал анализ закупочных практик, множество рисков можно избежать при профессиональном, грамотном формировании закупочной документации. Критерии и показатели эффективности управления закупками должны включать оценку прогнозирования рисков[4;5].

Закупочная документация включает в себя:

- гражданско-правовой договор бюджетного учреждения

- техническое задание

- расчет НМЦК

- обоснование расчета НМЦК

- приказ на осуществление закупки

- отчётные данные об отсутствии целесообразности или невозможности применения других методов выбора подрядчика.

Контрактное взаимодействие базируется на условиях, которые прописаны в закупочном извещении или приглашении для подрядчика к участию в закупочном конкурсе, закупочной документации, предложениям со стороны подрядчика, кроме ситуаций, в которых, на основании текущего законодательства, приведённые выше методики не применяются (статья 34).

Обязательное приложение к контракту - техническое задание. Техническое задние - документ, включающий в себя наименование закупки, описание, характеристики товара, работ и услуг. Также, техническое задание включает в себя приложения. Приложение к техническому заданию включает - адресный перечень, спецификацию, график поставки.

Таблица 1

Основные ошибки и нарушения заказчиков при составлении технического задания

Ошибка Описание

«Конкретика» Указывается конкретный товар, с его точными комплектующими, отдельными составляющими, марка. Без указания эквивалента.

«Угадай-ка» Нет подробного технического задания. Отсутствие важной информации не дает возможности потенциальному поставщику, заинтересованному в закупки рассчитать итоговую стоимость поставляемого товара, оказываемой услуги, выполняемой работы.

«Импортная продукция» Заказчик указывает в Техническом задании ограничение для российских производителей

«Избыточные свойства» В Техническом задании прописываются характеристик к товару, которые могут быть, только у авторских работ.

Практика показывает, что не редко встречаются рисковые ситуации, которые создает сам заказчик. Для улучшения конкурентоспособности контрактной системы в Москве необходимо реализовывать поэтапно стратегию развития системы закупок в целом и развития системы закупок на основе управления рисками заказчиков в процессе подготовки закупочной документации, в частности. Стратегия развития города Москвы отображена в Постановлении Правительства Москвы № 513-ПП от 26 июня 2007 года «О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года» [1]. Данная стратегия охватывает большую часть отраслей и направлений для развития города: уровень и качество жизни, образование, культура, транспорт и инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика, экология, безопасность, наука и промышленность, развитие экономического потенциала города и т.д. Достижение стратегических целей во многом зависит от качества осуществляемых госзакупкок. Одним из глобальных факторов развития государственных и муниципальных закупок является полный переход к цифровым технологиям. С 1 января 2019 года закупки поэтапно переводятся в электронный формат. В Москве типовая техническая документация формируется в Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы автоматически.

Типовой комплект документации, формнрующннс: вЕАИСТ я автоматически

Типовое техническое задание Типовой контракт Требования к продукции Критерии опенки

Рис.1. Типовой комплект закупочной документации, формирующийся автоматически в системе ЕАИСТ

Управление закупками на основе предотвращения рисков заказчиков в процессе цифровизации закупочной деятельности позволит идентично структурировать описание одинаковых потребностей разных заказчиков, повысит конкурентную борьбу между участниками рынка и др. Особую актуальность приобретает формирование и развитие у специалистов в сфере закупок соответствующих цифровых компетенций.

Таким образом, развитие цифровых компетенций заказчиков в целом и профессиональных компетенций в части разработки закупочной документации позволят решать задачи достижения заданных результатов каждой закупки с максимально положительным эффектом.

Литература

1. Постановление Правительства Москвы от № 513-ПП от 26 июня 2007 года «О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года». - [Электронный ресурс]. Режим доступа: КонсультантПлюс.

2. Антонова Ю.В. Зарубежный опыт государственных закупок в развитых странах.//Экономикс. Иваново. № 7(16) 2016. с. 35.

3. Дегтев Г.В. Добросовестная конкуренция и открытость конкурсных процедур как экономические категории

// Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2009.

- № 1. - С. 33-39.

4. Качалов, Р.М. Управление экономическим риском: Теоретические основы и приложения: монография— М.; СПб.: Нестор-История, 2012. — 248 с.

5. Кузнецова М.Н. Система оценочных показателей эффективности управления закупками // Экономика и социум. — 2016. — № 4-1 (23). — С. 1072—1075.

6. Клинтух Е. П. Управление рисками в закупочной деятельности организации // Молодой ученый. — 2018.

- №50. — С. 141-142. — URL https://moluch.ru/archive/236/54758/ (дата обращения: 06.05.2019).

7. Сергеева С.А. Государственные закупки как предмет статистического анализа// Инновации и инвестиции. 2016. №11. С. 121-122.

8. Шибанов А.А. Международный подход в управлении закупками как эффективный инструмент управления рисками закупочной деятельности организации // Международное публичное и частное право.2013.№1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pravo.gov.ru

9. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

10. Официальный сайт Департамента города Москвы по конкурентной политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mos.ru/tender.

11. Университет НТИ «20.35» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://2035.university/

12. Карнаух С. Цифровой профиль компетенций работников АО «Росэлектроника». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ruselectronics.ru.

Professional competencies of customers in the field of risk management in the context of digitalization of procurement activities Gladilina I.P., Danilova A.Yu.

Moscow City University of Management of the Government of Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Public procurement takes a leading place in the activities of each state. In state (municipal) procurement, as in any field of activity, there are risks. Risks vary in severity, with minor consequences that do not have a serious impact on the outcome of the procurement, but also with consequences that can lead to damage and loss of money. Identification of possible risk zones, prevention of risk situations by results, prediction of possible consequences is a pressing scientific task requiring theoretical justification and practical solutions. Many risks relate to the low level of training of procurement professionals. One solution to this problem can be the basic model of competence of specialists in the field of procurement. The customer 's basic competency model is the most important tool for improving procurement in general and managing customer risks in particular. The formation of a basic competency model as a key tool for individualization of training will allow to build work with each customer according to his needs. Key words: public procurement, risk management, customer professionalism, basic competency model, procurement documentation, digitalization of procurement. References

1. Decree of the Moscow Government of No. 513-PP of June 26,

2007 "On the development strategy of the city of Moscow for the period until 2025". - [Electronic resource]. Access mode: ConsultantPlus.

2. Antonova Yu.V. Foreign experience in public procurement in

developed countries. // Economics. Ivanovo No. 7 (16) 2016. p. 35.

X X

О

го А

с.

X

го m

о

to о

to

3. Degtev G.V. Fair competition and open tender procedures as

economic categories // Stage: economic theory, analysis, practice. - 2009. - No. 1. - S. 33-39.

4. Kachalov, R.M. Management of economic risk: Theoretical foundations and applications: monograph— M .; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2012 .-- 248 p.

5. Kuznetsova M.N. The system of performance indicators for procurement management // Economics and society. - 2016. -No. 4-1 (23). - S. 1072-1075.

6. Klintuh E. P. Risk management in the procurement activities of

the organization // Young scientist. - 2018. - No. 50. - S. 141142. - URL https://moluch.ru/archive/236/54758/ (accessed: 05/06/2019).

7. Sergeeva S.A. Public procurement as a subject of statistical

analysis // Innovations and investments. 2016. No. 11. S. 121122.

8. Shibanov A.A. The international approach to procurement management as an effective tool for managing the risks of the organization's procurement activities // International public and private law. 2013.№1. [Electronic resource]. - Access mode: http://www .pravo.gov.ru

9. Website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru

10. The official website of the Moscow Department of Competition Policy [Electronic resource]. - Access mode: www.mos.ru/tender.

11. University of NTI "20.35" [Electronic resource]. - Access Mode: https://2035.university/

12. Karnaukh S. Digital competency profile of employees of JSC "Roselectronics". [Electronic resource]. - Access mode: www.ruselectronics.ru.

o

CS

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.