Научная статья на тему 'Развитие толерантности молодежи в образовательном пространстве юга России'

Развитие толерантности молодежи в образовательном пространстве юга России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / TOLERANCE / EDUCATIONAL SPACE / INTERETHNIC COMMUNICATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Антонина Павловна, Карпова Галина Федоровна

Рассматривается решение проблемы воспитания толерантности молодёжи в поликультурном образовательном пространстве Юга России на основе действующей региональной «Концепции развития межнациональных отношений, укрепления толерантности и предупреждения экстремизма на Дону» и развивающих её положения мер по воспитанию терпимого отношения учащейся молодёжи к представителям иных национальностей и вероисповеданий. Описан опыт формирования культуры межнационального общения в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения Института архитектуры и искусств Южного федерального университета, отвечающий положениям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Youth Tolerance in the Educational Space of Southern Russia

The article deals with the problem of youth tolerance education in the multicultural educational space of Southern Russia on the basis of the existing regional concept of the development of interethnic relations, promotion of tolerance, prevention of extremism in the Rostov Region. The article develops its provisions on the instilling in students tolerance to representatives of other nationalities and religions. The experience of education of interethnic communicational culture in the educational process of the higher educational institution, the Institute of Architecture and Arts of the Southern Federal University, is also described in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантности молодежи в образовательном пространстве юга России»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

УДК 376

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮГА РОССИИ

© 2012 г. А.П. Марченко, Г.Ф. Карпова

Институт архитектуры и искусств

Южного федерального университета,

просп. Будённовский, 39, г. Ростов-на-Дону, 344082,

raai@aaanet.ru

The Institute of Architecture and Arts of the Southern Federal University, Budennovsky Lane, 39, Rostov-on-Don, 344082, raai@aaanet.ru

Рассматривается решение проблемы воспитания толерантности молодежи в поликультурном образовательном пространстве Юга России на основе действующей региональной «Концепции развития межнациональных отношений, укрепления толерантности и предупреждения экстремизма на Дону» и развивающих ее положения мер по воспитанию терпимого отношения учащейся молодежи к представителям иных национальностей и вероисповеданий. Описан опыт формирования культуры межнационального общения в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения - Института архитектуры и искусств Южного федерального университета, отвечающий положениям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Ключевые слова: толерантность, образовательное пространство, культура межнационального общения.

The article deals with the problem of youth tolerance education in the multicultural educational space of Southern Russia on the basis of the existing regional concept of the development of interethnic relations, promotion of tolerance, prevention of extremism in the Rostov Region. The article develops its provisions on the instilling in students tolerance to representatives of other nationalities and religions. The experience of education of interethnic communicational culture in the educational process of the higher educational institution, the Institute of Architecture and Arts of the Southern Federal University, is also described in the article.

Keywords: tolerance, educational space, interethnic communicational culture.

Юг России, в частности, Ростовская область и Северный Кавказ были и остаются по составу населения многонациональными и не могут отгородиться от тенденций нарастания напряжённости в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, которые наблюдаются в мире и в стране. Более того, Северный Кавказ - в своём роде модель мира. Здесь проживает 157 национальностей из 182, которые, согласно переписи, зарегистрированы на территории Российской Федерации. Здесь массово представлены все традиционные мировые религии: христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Именно это обстоятельство на протяжении многих веков воспитывало у населения южного региона взаимное уважение и веротерпимость. Однако события последних лет актуализировали работу по воспитанию толерантности молодёжи.

Учёные Ростовской области (Ю.А. Жданов, Н.С. Ав-дулов, М.А. Аствацатурова и др.) внесли заметный вклад в разработку теоретической стороны проблемы межнациональных отношений и межнационального общения на Юге России [1 - 9]. В Ростовской области принята региональная «Концепция развития межнациональных отношений, укрепления толерантности и предупреждения экстремизма на Дону», выполненная по заказу администрации Ростовской области [10].

В данной концепции конкретизированы основные положения проекта Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России на 2008-2012 годы» применительно к условиям и характеру межнациональных отношений в Ростовской области.

Развитие межнациональных отношений, укрепление толерантности имеют многоаспектный характер и осуществляются различными государственными, муниципальными и общественными структурами, учебными заведениями. Центральное место занимают педагогические, образовательные и воспитательные мероприятия, которые ориентированы на политическое, патриотическое, правовое, нравственное воспитание, на формирование таких качеств, как уважение к человеку другой национальности, терпимость к инакомыслию, чужой культуре, на привитие навыков обеспечения своей безопасности. При этом предусмотрено использование всего арсенала известных методов, форм, технологий, механизмов формирования культуры межнационального общения.

Наряду с функционирующей региональной вышеупомянутой Концепцией нами разработана и воплощается в образовательных учреждениях «Модель терпимого отношения подростка к представителям иной национальности и вероисповедания» [11]. Она пред-

ставляет собой описание своего рода стандарта, образца, воспроизводящего основные существенные параметры такого отношения. В ней представлены важнейшие зависимости поведения подростка в многонациональной среде, указаны те обстоятельства, которые обусловливают те или иные отношения межнационального характера.

В институте архитектуры и искусств Южного федерального университета в городе Ростове-на-Дону для студентов всех специальностей с 2002 г. читается учебный курс «Культура межнационального общения», базирующийся как на теоретических психолого-педагогических положениях воспитания и формирования культуры межнационального общения, так и на практическом опыте межнационального взаимодействия, накопленном в Южном регионе [9, 12 - 17].

Актуальность этой учебной дисциплины обусловлена полинациональным составом студенческой молодежи Южного федерального университета, аккумулирующим в своей среде различные настроения, а также возросла с введением ФГОСТ нового поколения, в соответствии с которым целью освоения дисциплины «Культура межнационального общения» являются:

- ознакомление с основными направлениями развития культуры межнационального общения, с формами и методами её совершенствования;

- создание условий для осознанного толерантного восприятия культур различных национальностей;

- усвоение теоретических основ культуры межнационального общения.

Изучение дисциплины также направлено на рассмотрение основных тенденций, внешних и внутренних факторов, способствующих как торможению, так и становлению и развитию культуры межнационального общения; формирование компетенций, обеспечивающих способность решения профессиональных задач в контексте многонационального, полимультикультур-ного общества, а также развитие гуманистического мышления будущих архитекторов и дизайнеров.

Изучение дисциплины способствует повышению общей психолого-педагогической культуры будущего специалиста, формированию целостного представления о факторах обеспечения успешности его профессиональной деятельности в многонациональном коллективе.

В процессе изучения данного курса студент овладевает рядом профессионально значимых компетенций: способами интегрирования и координации усилий специалистов разных национальностей, привлекаемых для выполнения практических задач; методами прогнозного социального проектирования развития мультикультурно-национального пространства; умением использовать на практике базовые знания из области психологии, политики, педагогики и образовательной деятельности; способностью применять теоретические положения курса к анализу современных социальных процессов, протекающих в районе, городе, области, крае, республике, в целом в Российской Федерации; умением учитывать культурные по-

требности человека, интересы различных национальных, этнических групп населения при создании архитектурно-художественного пространства; умением осуществлять проектные решения, ориентированные на создание гармонизированной среды обитания человека в межнациональном пространстве; строить отношения на диалогической основе с любыми представителями национальных культур; приобретает знание основных положений культуры межнационального общения; современных методов общения и развития своих коммуникативных способностей на межличностном уровне.

У студентов формируется также социально-личностная компетенция: владение культурой межличностного диалога в многонациональном и поликонфессиональном обществе, соблюдение принципов и норм толерантного отношения к носителям иных этнокультурных традиций, религиозных и политических взглядов; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения [17, с. 100 - 102].

Нормативно-правовую основу курса «Культура межнационального общения» составляют нормы международного права, Конституции Российской Федерации, основные положения государственной национальной политики, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, решения Правительства Российской Федерации [5] и др. При этом в содержание курса включены результаты научных исследований, а также опыт интернационального воспитания, накопленный органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями и национальными диаспорами, учебными заведениями и отражение этой работы средствами массовой информации. В процессе изучения данного курса студенты осваивают теоретико-методологические основы культуры межнационального общения (понятийный аппарат, принципы, методы, цели, задачи, степень разработанности в отечественной и зарубежной науке), знакомятся с теоретическим наследием таких отечественных ученых, как Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Г.Д. Гачев, В.А. Тишков, Р.Г. Абдулатипов, А.В. Авксентьев, Н.С. Авдулов, на базе которого в современных условиях возможно решение наиболее актуальных проблем межэтнического общения с учётом культурно-исторических традиций, национальной психологии, национальной педагогики.

Лекции носят теоретический, информационный, просветительский характер, затрагивают обширный круг концептуальных, теоретических основ культуры межнационального общения. Материалы лекций служат формированию толерантного сознания, личностной позиции в межнациональном общении. Те или иные теоретические положения, содержащиеся в лекциях, дополняются и конкретизируются различными примерами и фактами межнационального общения как из литературных источников, так и из повседневной жизни молодёжи, что служит развитию умения осуществлять творческий поиск способов адекватного поведения в тех или иных конкретных ситуациях.

В содержании курса прослеживается установка на освоение гуманистических ценностей, таких как защита жизни, здоровья и достоинства человека любой национальности; отказ от насилия; приверженность принципам свободы, справедливости, сотрудничества и терпимости.

Изучение курса «Культура межнационального общения» обеспечивает не только формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих глубоко понимать сущность и специфические особенности межнациональных отношений, но и умение правильно ориентироваться в непростых реальных ситуациях межэтнического общения, находить такие решения и совершать такие поступки, которые бы утверждали подлинное равноправие и плодотворное сотрудничество людей различных национальностей.

Курс также включает ряд основополагающих модулей, касающихся современной этнополитической обстановки в мире, стране и регионе.

В рамках методического обеспечения данной учебной дисциплины издано учебно-методическое пособие «Культура межнационального общения» (Ростов-на-Дону, 2003), разработан электронный учебник, пособие для самостоятельной работы студентов. Содержание учебных пособий отражает основные модули учебного курса, в них представлен базовый материал, позволяющий приобрести знания и понимание законодательных и нормативных актов, регулирующих межнациональные отношения, раскрывается понятийный аппарат, а также теоретические и методологические основания формирования культуры межнационального общения. По каждой теоретически изучаемой проблеме предлагаются различные практические ситуации, требующие для их решения либо альтернативного суждения, либо самостоятельного выбора варианта своего поведения в предложенной ситуации. Студентам предлагаются задания научно-исследовательского и практического характера, тесты и контрольные вопросы, позволяющие при их выполнении проявлять и развить личностные качества, необходимые в ситуации межнационального общения.

В процессе изучения курса последовательно проводится мысль о неразрывности теоретических установок с практикой и психологией межнационального общения. Поэтому в содержание курса включены социально-психологические аспекты культуры межнационального общения, акцентирующие в сознании студентов мысль о том, что этническая коммуникация является сферой тонких, деликатных человеческих отношений, и её регулирование исключает бестактность, неучтивость, невоздержанность, нетерпимость, грубость, раздражительность, применение волевых решений и методов силы. Теоретические знания закрепляются вовлечением студентов в реальную практику межнациональных отношений. На занятиях заслушиваются сообщения студентов о состоянии законности, защиты прав и свобод человека в сфере межнациональных отношений, способах этнической идентификации, работе национальных объединений, диаспор, землячеств, культурных центров; проводятся дискуссии, «круглые столы», конкурсы, фестивали, выставки студенческих творческих работ, отражающих проблемы межнационального общения.

Изучение курса «Культура межнационального общения» дополнено внеаудиторной работой, в которой более полно раскрываются национальный характер, менталитет, психология, культура, обычаи, традиции различных национальных культур, носителями которых являются наши студенты. В течение ряда лет в институте архитектуры и искусств ЮФУ работает клуб межнационального общения. Заседания клуба носят регулярный, плановый характер и посвящены обсуждению различных проблем, например, «Возможно ли единое культурное пространство в современной России?»; «Мы-рас-сияне - т.е., рас-терявшие сияние душевного света?» (А.И. Солженицын); «Можно ли отказаться от интернационализма?»; «Роль русской культуры в развитии культур народов России»; «Семантические особенности культур Кавказа»; «Смыслы семантического пространства национальных культур»; «Трансляция в семантическом пространстве национальных культур», что позволяет прикоснуться к уникальному самобытному образу мышления студентов различных национальностей и этнических групп как отдельных представителей региональных национальных сообществ.

Межнациональные отношения не могут развиваться стихийно. Меры, направленные на повышение их культуры, должны быть комплексными и системными, централизованными как в стране в целом, так в отдельном регионе. Неслучайно Президентом Российской Федерации задан международный вектор разработки Комплексной программы по работе с молодёжью на Северном Кавказе [18], что стало ещё одним шагом на пути формирования международной системы социального и межконфессионального сотрудничества. В рамках реализации данной программы в ноябре 2009 г. в г. Ростове-на-Дону прошла Международная конференция «Кавказская Молодёжная Модель ООН», организованная Российской Ассоциацией содействия ООН (РАС ОНН), Кавказским региональным отделением РАС ООН при содействии Департамента коммуникации и общественной информации ООН, МИД России [19]. Она была ориентирована на решение практических задач государственного и регионального развития, позволяющих не только про-имитировать деятельность, но и разработать реальные проекты решения социальных, экономических проблем региона, опираясь на систему ООН.

Опыт работы по формированию культуры межнационального общения, накопленный в институте архитектуры и искусств Южного федерального университета, способствует выстраиванию траектории личностного развития и карьеры будущих архитекторов и дизайнеров в соответствии с современными международными установками.

Литература

1. Аствацатурова М.А. Ценность этносов и этнические ценности в поликультурном пространстве // Ценностные основания государственной власти и управления России на рубеже веков: докл. и сообщ. на межрегион. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, апрель 2000 г.). Пятигорск, 2000. С. 91 - 95.

2. Головачева С.Л. Этноисторические мифы и проблемы безопасности региона // Проблемы региональной безопасности и регионального экономического развития в условиях дифференцированной этнокультурной среды: докл. и сообщ. на Ме-ждунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, июнь 2000 г.). Ростов н/Д, 2000. С. 139 - 141.

3. Зинченко Г.П. Технология изменения административной культуры // Ценностные основания государственной власти... С. 18 - 23.

4. Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия: тез. докл. и сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 22 - 23 декабря, 1999 г.) / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д, 2000. 268 с.

5. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ 15 июня 1996 г., № 909. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 3010.

6. Культура межнационального общения: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, 2003. 172 с.

7. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации // Язык и образование в диалоге культур: материалы 44-й науч.-метод. конф. «Университетская наука региону». Ставрополь, 2000. С. 3 - 15.

8. Марченко А.П. Взаимодействие культур: проблемы свободы и преемственности // Взаимодействие народов и культур на юге России: история и современность: тез. докл. регион. науч. конф. / отв. ред. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д, 2007. С. 72 - 73.

9. Марченко А.П. Преемственность архетипов материально-телесных вещей в культуре межнационального общения // Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы. Ростов н/Д, 2002. С. 132 - 148.

10. Формирование культуры межнационального общения на Дону... 225 с.

Поступила в редакцию

11. Модель терпимого отношения подростка к представителям иной национальности и вероисповедания. Ростов н/Д, 2004. 32 с.

12. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989. 247 с.

13. Вопросы межнационального согласия и профилактика конфликтов в Ростовской области: материалы регион. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2005. 132 с.

14. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999. 390 с.

15. Марченко А.П. Принципы интегрального обучения в гуманитарном образовании (на примере создания курса «Суггестивные методы (методы информационного воздействия на собеседника) во взаимоотношениях людей») // Проблемы интеграции гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в техническом образовании: материалы на-уч.-метод. конф. Новочеркасск, 2001. С. 76 - 77.

16. Марченко А.П. Суггестивные методы (методы информационного воздействия на собеседника) во взаимоотношениях людей. Ростов н/Д, 1997. 34 с.

17. Марченко А.П. Культура межнационального общения как основа социальной адаптации будущих специалистов // От толерантности к сотрудничеству: социально-экономические и гуманитарные проблемы развития общества XXI века: сб. статей и материалы Междунар. конф. Ростов н/Д, 2008.

18. Дмитрий Медведев: «Разработать комплексную программу по работе с молодёжью на Северном Кавказе» // Южный федеральный. 2009. № 34 (398).

19. Из выступления заместителя Министра иностранных дел России А.В. Яковенко на ежегодной конференции «Московская международная модель ООН», МГИМО, 12 апреля 2010 года. URL: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/917098EDE 13C7F01C325770400256D61?OpenDocument (дата обращения: 07.01.2012).

13 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.