УДК 37.035.6
О. В. Башун, И. И. Прошина
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В статье раскрыта актуальность формирования межнациональной толерантности в современной школе как важной составляющей социального потенциала общества; освещены пути совершенствования межнациональных отношений в образовательных организациях, раскрыты возможности учебного процесса в решении проблемы формирования межнациональной толерантности.
Ключевые слова: толерантность, межнациональная толерантность, формирование межнациональной толерантности, современная школа.
О. V. Bashun, I. I. Proshina INTER-ETHNIC TOLERANCE FORMATION IN MODERN SCHOOL
The article reveals the topicality of inter-ethnic tolerance formation in modern school as an important constituent of the society's social potential; ways of improving inter-ethnic relationships in educational organizations are highlighted and opportunities provided by the educational process for solving the problem of inter-ethnic tolerance formation are revealed.
Key words: tolerance, inter-ethnic tolerance, inter-ethnic tolerance formation, modern school.
Одной из важных задач современного образования становится воспитание толерантности у подрастающего поколения. Разрабатывается содержание нового направления педагогической науки — педагогики толерантности (А. М. Байбаков, В. А. Тишков, В. В. Шалин и др.), появляются фундаментальные и прикладные исследования по проблеме воспитания толерантности (А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, Н. М. Борытко, С. Г. Вершловс-кий, Б. З. Вульфов, В. Н. Гуров, П. Ф. Комогоров, В. С. Кукушин, З. Ф. Мубинова, Б. Риэрдон, М. И. Рожков, Е. О. Смирнова, П. В. Степанов, В. В. Уланов и др.). Реализация на практике ведущих идей педагогики толерантности во многом зависит от усилий специально подготовленных педагогов к воспитанию толерантности у школьников.
На воспитание культуры межнациональной толерантности оказывает влияние совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколения накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Среди них на первом месте, разумеется, семья, то есть живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Едва ли не столь же существенны влияния образовательной среды ребенка, несущей свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды обязательной и свободной деятельности. Весьма действенны и такие источники, как личные впечатления от отдельных людей, читаемых книг, потока «образцов», транслируемых СМИ. Все эти и другие источники
и создают, формируют разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем и их опыт толерантности. Опыт толерантности и есть не что иное, как реализованное отношение: множество источников стихийно влияет на формирование толерантности как качества личности и развитие толерантности как своеобразного состояния человека, его действительного отношения к тем или иным явлениям жизни. Стихийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности — целенаправленной организации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, то есть создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими — иными по внешности, культуре, взглядам или поведению — людьми [1].
Значительными возможностями в решении проблемы формирования межнациональной толерантности располагает учебный процесс. Многие изучаемые предметы содержат информацию об истории и культуре народов мира, страны, региона, о межнациональных отношениях. Так, изучение своей Родины обеспечивают непосредственно три предмета: родной язык, отечественная история и отечественная литература. Эту проблему решают также география, биология, музыка, изобразительная деятельность, технология и другие предметы.
Преимущество учебных заведений в том, что они по своему составу чаще всего многонациональны, поэтому в молодёжном коллективе надо фор-
О.В. Башун, И.И. Прошина Формирование межнациональной толерантности в современной школе
мировать уважение к национальной культуре, языку, к человеку. Этому во многом благоприятствует возраст молодых людей — период проявления интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой активности, а также морально-психологический и нравственный климат школы.
Формирование межнациональной толерантности базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать:
• индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
• национальный состав коллектива учащихся;
• проблемы в отношениях между детьми, их причины;
• культурные особенности окружающей среды;
• этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях [3].
Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников межнациональной толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.
Следует исходить из того, что межнациональная толерантность базируется на общечеловеческих ценностях. Ее основа — гуманные отношения между людьми, независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любой образовательной организации.
Формирование межнациональной толерантности — длительный и многогранный процесс, который связан с формированием культуры межличностных отношений. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность нашего социально-исторического развития. Дети накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Это помогает преодолеть чувство национальной исключительности. Задача педагогов — сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого. Главное — в самом
человеке, каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку, а не народу[2].
В условиях школы формирование межнациональной толерантности начинается в начальных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости.
В средних классах задачи нравственного воспитания усложняются. Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетерпимость к национальному чванству.
У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.
Наиболее благоприятна для формирования межнациональной толерантности совместная деятельность с общественно значимым смыслом. Важно, чтобы учащиеся могли проявить своё личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми [1].
Успешное решение этой задачи во многом зависит от знания характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Так, можно предложить учащимся сочинения-эссе с последующим обсуждением на темы: «Религиозные культы опасны для общества?», «Кто друг, а кто враг?», «Жить в большом городе лучше, чем жить в маленькой деревне?», «Толерантность — дорога к миру?», «Быть человеком трудно?», «Мудрость человеческая в терпимости?», «Толерантность — другое на-
звание для безразличия?» и др. Школьники определяют в процессе обсуждения, на каких правилах базируется их общение с людьми, какие ценности они исповедуют, на что ориентируются.
Важно, чтобы в ходе обсуждения школьники пришли к следующим выводам: никому, никогда, нигде не удалось решить какой-либо вопрос насилием. Сопротивление насилию — высшая добродетель, поощрение насилия — высшее зло, насилие над волей и чувствами другого — нравственное преступление. Человек побеждает силой духа, стойкостью, душевным спокойствием.
На уроках, диспутах можно обсудить такие вопросы: «Мои идеалы сегодня!», «Легко ли быть другим?», «Что значит быть патриотом?», «Национальное и интернациональное: конфронтация или согласие?» и др.
На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям [2].
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов и т. д.).
Особую актуальность проблема формирование межнациональной толерантности приобретает в условиях коллективов, где учатся дети различных национальностей.
Важно искать точки соприкосновения интересов в культуре, используя для этого возможности учебно-воспитательной, внешкольной работы, опираясь на общечеловеческие ценности морали, искусства, религии разных народов. Для этого нужно, чтобы любое школьное или классное мероприятие было обращено к личности ученика, чтобы учащиеся разных национальностей, обучаясь в одной школе, не
оставались равнодушными друг к другу, а проявляли взаимный интерес к личностным качествам, духовным запросам. При этом необходимо сочетать коллективные и индивидуальные формы работы с детьми.
Серьезное внимание должно быть уделено формированию собственной гражданской позиции ребенка. Именно практическая деятельность стимулирует гражданскую активность, позволяет подростку и молодому человеку перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова.
Важно создавать детские организации, ведущей идеей которых является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Эффективным средством воспитания могут быть этнографические экскурсии, способствующие близкому знакомству с нравственными ценностями народов Камчатки, формированию представлений у учащихся о быте, культуре, образе жизни народов полуострова, воспитания бережного отношения к истории края. Учащиеся могут собирать и изучать этнографический материал, знакомиться с историей, культурой и искусством народов, сами изготавливают копии предметов быта, шить и демонстрировать модели национальной одежды, организовывать народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.
Могут быть организованы исследовательские группы, школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах — это основа формирования межнациональной толерантности в любом возрасте.
В рамках внеучебной работы могут быть организованы творческие встречи с представителями разных национальностей, других стран. Целесообразна организация творческих коллективов, представляющих искусство и культуру разных народов.
Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, учением, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Дети могут совершать игры-путешествия в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (волонтерское движение).
Можно дифференцировать содержание игры по классам. Так, в 1-м классе дети знакомятся с народным фольклором, посещают краеведческий музей.
О.В. Башун, И.И. Прошина Формирование межнациональной толерантности в современной школе
Во 2-м классе учащиеся изучают историю своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город весёлых мастеров». В 3-м и 4-м классе дети погружаются в культуру, литературу и искусство народов Камчатки. Проводят игру-путешествие «Имена в улицах города», выставки народного творчества, организуют школьные концерты и спектакли, участвуют в мини-походе «Мой край родной».
Эффективное средство воспитания в начальной школе — устное народное творчество. В нем художественно отражены воззрения народа на природу, его житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав фольклора разнообразен — это сказки, эпические легенды, предания, загадки, пословицы, песни и т. д. Любят дети сказки о животных, богатырские, волшебные, бытовые сказки.
В 5-7 классах основу формирования межнациональной толерантности составляют поиск и пропаганда интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное — это деятельность, направленная на воспитание патриотических и интернациональных чувств, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре.
Безусловно, мудрость народного воспитания, основанного на историческом опыте, должна учитываться при организации учебно-воспитательной работы, однако это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и методов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях, являются привлекательными для школьников.
Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, спектакль-импровизация «Уроки народных мудростей», содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. В творческой форме могут быть представлены сюжетно-ролевые игры: «Русская семья», «Корякская семья», «Украинская семья», «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Белорусская семья», и т. д. Соответствуют возрастным особенностям старшеклассников дебаты, например, «Суд над этническим стереотипом», «Где находятся границы толерантности?», «Где кончается толерантность и начинается политкоррект-
ность?», «Все мы разные?»; организация диалоговой рефлексии.
Формированию межнациональной толерантности с 1 по 11 класс будет способствовать использование художественной литературы, кинофильмов. В ходе изучения темы учитель русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранного языка, ОБЖ и иного предмета может дать в качестве домашнего задания, или во время самостоятельной работы чтение какого-либо художественного, философского, публицистического, исторического произведения или его фрагмента, связанного с проблемой толерантности или интолерантно-сти и попросить ученика прокомментировать прочитанное или ответить на вопросы.
На духовное, нравственное воспитание ученика воздействуют различная социокультурная и этнокультурная среда, традиционно-бытовой уклад семьи. Проблема воспитания культуры межнационального общения — общая для учителей и родителей. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Часто дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности.
В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей межнациональной толерантности. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах.
Личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, вероисповеданию.
Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедания.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что воспитание толерантности — общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, и др.
В этом деле необходимы: во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях; во-вторых, представление о возможных средствах — технологиях такого вос-
питания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях; в-третьих, толерантность необходима и самому педагогу.
Библиографический список
2.
Воспитание культуры мира и межнационального согласия в школьной среде / под ред. С. Г. Вер-шловского, И. А. Персианова. — СПб.: СПбАППО, 2007. — 32 с.
Воспитание толерантности у школьников: учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. — Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2003. — 191 с.
3. Уланов В. В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека / В. В. Уланов // Директор школы. — 2004. — № 2. — С. 43-49.