СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассматривается факторы, обусловливающие формирование межнациональной солидарности, проблемы и необходимые условия для солидарности. К факторам, относящихся к формированию межнациональной солидарности автор выделяет: внешнесредовые, средовые и личностные факторы.
Ключевые слова: межнациональная солидарность, внешнесредовые факторы, средовые факторы, личностные факторы, толерантность, межнациональное взаимодействие.
FACTORS OF FORMATION OF ETHNIC SOLIDARITY
Annotation. The study of ethnic solidarity is today a keen interest of scientists in various fields. This article examines the factors that contribute to the formation of inter-ethnic solidarity, problems and necessary conditions for solidarity. The factors related to the formation of ethnic solidarity, the author distinguishes: inter-ethnic solidarity, external environmental factors, internal environmental factors, personal factors.
Keywords: inter-ethnic solidarity, external environmental factors, internal environmental factors, personal factors, tolerance, inter-ethnic interaction.
Исследование межнациональной солидарности возможно несколькими средствами, с помощью теорий различного уровня и характера. На данный момент, можно предположить, что состояние межнациональной солидарности определяется целым набором определенных факторов.
1. Внешнесредовые факторы. К факторам этой группы относятся: экономическая ситуация в стране и конкретном регионе, политическая обстановка. Роль политических факторов отмечается в каждом исследовании, посвященным социальным взаимодействиям. Политическая обстановка в стране или регионе может служить фактором сплочения или разобщения. Сплачивание людей, даже испытывающих не толерантные позиции по отношению друг к другу, происходит в случае осознания различными этническими группами общего для них внешнего «врага». Например, обострение политической обстановки на Украине в 2014 г, в результате которой ущемлению подверглось русскоязычное население восточной части страны, вызвало многократные митинги россиян. Народы России выступили единым национальным фронтом в поддержку жителей Крыма.
Экономическая ситуация в стране и регионе может рассматриваться также как фактор межнациональной солидарности. Ухудшение экономической ситуации и рост безработицы влияет на этнические отношения в этно-гетерогенных регионах в связи с ростом экономической конкуренции между представителями различных этнических групп.
2. Средовые факторы. К факторам этой группы относятся: гетерогенность межнационального состава региона как условие первичной социализации, культурные традиции, сформированное общественное мнение по поводу различных национальных групп. Индивид, находясь в своем первичном окружении -в семье, формирует личное мировоззрение на основе референтного влияния своих
© Баканач А.О., 2016
УДК 316.454.3 А.О. Баканач
Anastasiya Bakanach
Вестник университета № 10, 2016
родителей. В случае, когда родители представляют собой различные национальные группы, референтная ориентация переходит и на эти национальности. Дальнейшая социализация осуществляется в дошкольных воспитательных учреждениях - детские сады, сады-интернаты, где разнородный этнический состав будет способствовать появлению опыта полиэтнического социального взаимодействия в условиях «вынужденной» толерантности. Воспитание в условиях национально неоднородного коллектива порождает отношения взаимного доверия и ожидания. Учебные группы, классы начальной школы представляют для индивида определенные условия социализации, где процессы адаптации и интериоризации проявляются более наглядно.
Толерантные установки в данной социальной среде подвергаются более жесткой проверке, происходит самостоятельная оценка и переоценка позиций. Институциональное воздействие младшей и средней школы настолько велико, что способно не только сформировать мировоззрение, но и переучить, переубедить уже сформированные социальные качества не просто у индивида, а у целых социальных групп. Именно поэтому больше всего научных исследований и публикаций по вопросам формирования этнической толерантности и межнациональных отношений касаются школьников.
Культурная традиция одной межнациональной группы может быть фактором конфликта, если она противоречит культурной традиции другой группы.
Общественное мнение представляет собой действенный фактор формирования личного отношения. Следует особо подчеркнуть тот факт, что общественное мнение является одним из проявлений массового сознания. Но, в отличие от массового сознания, которое может существовать как безоценочное, принимая информацию к сведению, не давая ей ни положительной, ни отрицательной оценки, общественное мнение проявляется только в оценочной форме, следовательно, и определенные представители той или иной национальности могут получить более или менее дружелюбные оценки. В отличие от традиций, общественное мнение может часто и полярно варьироваться, а также быть явно ошибочным. Как отмечает социолог У. Липман, общественное мнение ограничено в своих возможностях, и не может адекватно отражать существующую реальность, а в кризисных ситуациях может оказаться ошибочным [2].
Существуя в социальной среде, со специфическими характеристиками и особенностями, проходя этапы первичной и последующей социализации, индивид постоянно подвергается воздействию средств массовой информации (СМИ). Современный этап развития российского общества отличается глобальной информатизацией, где главенствующие позиции занимают СМИ. В целях формирования солидарности и толерантности к представителям других национальностей, влияние средств массовой информации должно быть исключительно гуманизирующим, что требует жесткого государственного институционального контроля при условиях гарантий свободы слова.
3. Личностные факторы отличаются от вышеуказанных большей степенью субъективизации. К личностным факторам относятся: уровень образования, социальные установки, усвоенные межнациональные стереотипы. Одним из требований к образованию является его гуманизация и гуманитаризация. В настоящее время гуманистическое образование является одной из прогрессивных и утверждающихся тенденций мирового образовательного процесса, также в полной мере охватившей и образовательную практику России. Только через внутреннее понимание самого себя человек может прийти к пониманию другого человека, а также своих отношений с окружающим миром. В свою очередь самореализация предусматривает реализацию всех способностей и талантов личности, исходя из своих умственных, физических, психических социальных и других возможностей.
Таким образом, подводя итог, можно сказать что, один из главных акцентов в возрождении солидарных отношений между народами, в реализации стимулов межэтнической солидарности - это акцент на живом человеке, на подрастающем поколении. Нужно совместно с психологами продумать, что надо для этого сделать в процессе воспитания подрастающего поколения.
Социальные структуры, институты и процессы
Задача солидарности - это, помимо всего прочего, необходимость активизировать целенаправленные усилия формирования многоэтничной российской нации. Речь идет о формировании российской идентичности, и, естественно, возникает вопрос: а на какой основе. Ясно, что только на основе солидарных отношений народов, культур, языков общероссийского государства.
Необходимое условие солидарности - создание государством предпосылок для реализации общезначимых проектов, и на это должна быть направлена его политическая деятельность. Всегда будут противоречия, но их способны перекрывать общие интересы солидарности. Практические механизмы солидарности должны создаваться и историей, и социологией, и культурой, и в них заложены все возможности общества - от познания истории друг друга до понимания, что является наиболее выгодным, какие ценности и задачи отвечают общим интересам народов, независимо от уровня их развития и численности [1].
Современные тенденции развития общественных явлений актуализируют проблемы межнационального взаимодействия, которые трансформируются в угрозу национальной безопасности. Разнообразие национального состава населения России, сложности, связанные с процессами межэтнической коммуникации, внешнеполитическая обстановка, характеризующаяся межэтнической агрессией, приводят к возникновению межнациональных противоречий. Трансформация индивидуального и коллективного сознания выступают в качестве катализатора смены идеологических предпочтений, обострения межнациональных отношений, укрепления кризиса межнациональной солидарности.
Библиографический список
1. Дашдамиров, А. Ф. Возможности и социальные механизмы межнациональной солидарности / А. Ф. Даш-дамиров. - М., 2004. - 136 с.
2. Липман, У. Общественное мнение / У. Липман. - М. : Институт фонда «Общественное мнение», 2004. -146 с.