Научная статья на тему 'Современные аспекты регулирования межнациональных отношений в России'

Современные аспекты регулирования межнациональных отношений в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
818
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTER-ETHNIC RELATIONS / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ETHNIC CONFLICT / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICIES / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Погосян Нунэ Юриковна

В современной России переход к новой модели управления межнациональными отношениями должен стать преградой на пути проникновения в общество ксенофобии и экстремистских настроений. Работа по формированию культуры межнационального общения, должна начинаться с системы воспитания и образования. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Погосян Нунэ Юриковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF REGULATION OF INTERETHNIC RELATIONS IN RUSSIA

In modern Russia the transition to a new model of management of interethnic relations should become an obstacle to the penetration in the society, xenophobia and extremist sentiments. Work on formation of culture of international communication should begin with the system of upbringing and education. Education is the most effective means of preventing intolerance in the modern society.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты регулирования межнациональных отношений в России»

УДК 323

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

MODERN ASPECTS OF REGULATION OF INTERETHNIC RELATIONS IN RUSSIA

Погосян Нунэ Юриковна, магистр факультета политологии Южно-Российского института управления-филиала РАНХиГС

Nune Poghosyan, Master of Political Science South-Russian Institute RANEPA

В современной России переход к новой модели управления межнациональными отношениями должен стать преградой на пути проникновения в общество ксенофобии и экстремистских настроений. Работа по формированию культуры межнационального общения, должна начинаться с системы воспитания и образования. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости в современном обществе.

Ключевые слова: межнациональные отношения, межэтнический конфликт, национальная политика, воспитание, толерантность.

In modern Russia the transition to a new model of management of interethnic relations should become an obstacle to the penetration in the society, xenophobia and extremist sentiments. Work on formation of culture of international communication should begin with the system of upbringing and education. Education is the most effective means of preventing intolerance in the modern society.

Keywords: inter-ethnic relations, ethnic conflict, national policies, education, tolerance.

Современный этап трансформации общественных ценностей и институтов в России вызванный деидеологизацией, разрушением традиционных институтов социализации, что приводит к необходимости модернизации механизмов регулирования межнациональных отношений. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки, привели к усложнению структурных связей социальных групп и этносов. Отсутствие продуманной и эффективной государственной национальной политики способствует напряжённости в межнациональных отношениях, сопровождающейся межэтническими конфликтами, формированием «оппозиции», добивающейся желаемого результата через конфликты.

Понимая под межнациональными отношениями — совокупность политических, культурных, социально-экономических и иных взаимоотношений между субъектами разной этнической принадлежности, считаем наиболее важными задачами современного многонационального государства - оптимизацию инструментов регулирования межнациональных отношений, поиск и внедрение наиболее эффективных способов взаимодействия субъектов различных национальностей.

Исторический опыт показывает, что отношения между нациями нередко были напряженными и трагическими.

В современном мире стало очевидным, что прежние варианты решений национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие — как правило, следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике. К основным причинам таких конфликтов эксперты относят: территориальные - борьба за изменение границ, за присоединение к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства;

экономические - борьба этносов, национальных элит за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра;

социальные - требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти;

культурно-языковые - требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности и др.

В современной России только новая модель управления межнациональными отношениями обеспечить действенный заслон на пути проникновения в общество ксенофобии, экстремистских настроений, правового нигилизма, криминальной субкультуры. По нашему мнению профилактическую работу надо настраивать с уровня муниципального образования - с самого близкого к населению уровня управления. Особенно важно укрепление материальной базы правоохранительных органов, прежде всего - участкового звена. Именно здесь ежегодно рассматривается до 80 процентов всех обращений граждан в их числе и по проблемам межнациональных отношений.

Деятельность по формированию культуры межнационального общения, начинается с системы дошкольного воспитания, школьных и вузовских образовательных программ.

Межнациональному миру и согласию могут способствовать специализированные теле- и радиопрограммы, проведение конкурсов на лучшее освещение в СМИ положительного опыта в сфере межнациональных отношений, возрождение фестивалей культуры народов России. Полезными являются сериалы и художественные фильмы с интернациональной, этнической тематикой. Российскому многонациональному народу нужна объединяющая идея, которая могла бы заключаться в принадлежности к единому государству. На этой основе представители всех национальностей, населяющих нашу страну, будут идентифицировать себя как россияне -граждане единой страны, единого общества, единого культурного пространства.

В тоже время национальной политикой должны заниматься не только специальные органы, разрозненные эксперты, но и общественные организации, местное сообщество. Для решения существующих проблем недостаточно только одной политической воли - требуется создание серьезных институтов и дееспособных механизмов. К таким механизмам можно отнести следующие:

— на конкурсной основе определить учреждения, которым будет присвоен статус опорных в реализации принципов государственной национальной политики на муниципальном уровне с единым координационным центром;

— совместно с общероссийскими и региональными СМИ формировать общественное мнение, поддерживающее развитие системы работы по месту жительства.

— воспитание через образование. Как известно, развитие

толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важным является формирование у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре доверия, добрососедства и сотрудничества.

Как известно территории России многообразны, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям страны. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, она носит глобальный характер.

Как показывает управленческая практика особую актуальность для современной системы регулирования межнациональных отношений на Юге России представляют:

— развитие фундаментальных научных исследований, касающихся социально-экономических, юридических, психологических основ регулирования межнациональных отношений (формирование научных школ, исследовательских лабораторий);

— постоянный мониторинг и научное прогнозирование развития межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации;

— формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации политики в области регулирования межнациональных отношений (имиджевые, рекламные акции, форумы, конгрессы, саммиты, ситуационные и деловые игры);

— организация работы информационного Интернет портала, консультационного центра распространяющего информацию об условиях переезда, трудоустройства и проживания в субъектах РФ;

— разработки и реализации региональных программ;

— создания системы научного обеспечения и профессиональной подготовки кадров по вопросам регулирования межнациональных отношений.

Важным этапом в развитии механизмов управления межнациональными отношениями стал Указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - Стратегия) уже из названия свидетельствует, что данный документ позволяет государству и обществу дезавуировать и профилактировать проявления ксенофобии, экстремистских и радикальных настроений, национализма и религиозной нетерпимости, причем как внутри страны, так и в международных отношениях.

Стратегия как основной политический документ предполагает постановку и решение многих актуальных проблем:

— сохранение целостности и государственного суверенитета РФ, совершенствование федерализма как формы государственного устройства и принципа территориально-политической организации государственной власти;

— поддержание уникальности полиэтничной и мультикультурной российской этносферы, повышение эффективности управления этнокультурными процессами;

— обеспечение развития этносов и этнических групп, а также эффективного функционирования личности в системе межэтнических отношений;

— предотвращение межэтнического противостояния, профилактика этнополитических конфликтов, их эффективное урегулирование и постконфликтная реконструкция;

— упрочение общероссийских традиционных ценностей и российской гражданской идентичности как идентичности российской гражданской полиэтничной нации;

— оптимизация отношений и конкуренции российской, региональной гражданской и собственно этнической идентичностей;

— утверждение гуманистических принципов, толерантности, миротворческого идейно-мировоззренческого комплекса в противовес агрессии, национализму, ксенофобии. [1]

В современной России необходимо предлагать наиболее эффективные технологии решения приоритетных задач, которые на данный период предусмотрены стратегиями и программами социально-экономического развития территорий.[2]

Важной проблемой является включение вопросов эффективного управления межнациональными отношениями в стратегии территориального развития и иные стратегические документы государства и территорий. Особенно важным, для целей развития страны и обеспечения национальной безопасности, является взаимоувязка целей и задач стратегических документов начиная с федерального уровня и завершая муниципальным. Данный аспект регулирования межнациональных отношений обеспечить стабильность и бесконфликтность развития страны, эффективность и её конкурентоспособность.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»// Собрание законодательства РФ. 24.12.2012. № 52 ст. 7477.

2. Овакимян М.А. Местное самоуправление в современной России: модернизационные и инновационные решения//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011.№ 3. С.18-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.