■ ■ ■ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ: КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
Автор: НАЗАРОВА Е.А.
НАЗАРОВА Елена Александровна - доктор социологических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУП РАНХиГС).
Адрес: 119606 Москва, проспект Вернадского, 84.
Тел.: +7(916)3441854. E-mail: [email protected]
Аннотация: в России проходит формирование правовой и институциональной основы государственной национальной политики. Основными целями современной национальной политики России определены укрепление государственного единства, общероссийского гражданского самосознания, с другой стороны, сохранение и развитие этнокультурного многообразия и самобытности народов России. Эти цели универсальны, но они по-разному реализуются на местах, в субъектах Федерации и в муниципалитетах. Сегодня в России разработаны 45 региональных программ в дополнение к стратегиям и планам мероприятий по их реализации в области межнациональных отношений, однако качество и содержание этих документов не всегда отвечают требованиям Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, и, соответственно, требуют корректировки в соответствии с программно-целевым подходом.
Ключевые слова: межнациональные отношения, гражданское самосознание, этнокультурное многообразие, миграционные процессы.
Разработка и принятие в 1996 году Концепции государственного регулирования национальной политики в России [1] стало заметной вехой в государственном строительстве и общественно-политической жизни страны, поскольку в этом документе содержались ответы на насущные вопросы, связанные с регулированием межнациональных отношений как в постсоветской России в целом, так и в ее полиэтнических регионах. И хотя жизнь с каждым годом диктовала все новые требования, а упомянутая Концепция зафиксировала ситуацию, характерную для России в середине 1990-х гг., и все больше отставала в осмыслении встающих проблем, выработке новых подходов, однако, в кругу политиков и экспертов эта Концепция сохраняла свой высокий научно-методический авторитет и оставалась матрицей для выработки региональных концепций и программ.
Так, уже с начала 2000-х гг. в региональных документах раньше, чем в общефедеральных, появились попытки осмысления новой этносоциальной ситуации - начавшей появляться в больших масштабах неуправляемой этнической трудовой миграции, в основном из стран СНГ. Этномиграционная составляющая не сразу, но все уверенней стала входить в региональные модели концепции и программ. Нередко эти две, до того периода самостоятельные сферы общественной жизни, стали рассматриваться как взаимосвязанные. И лишь только различная ведомственная принадлежность (Федеральная миграционная служба, ФМС России, и до 2004 г. - Министерство национальной политики) не позволяли тогда, да и сегодня, рассматривать эти две проблемы, во многом пересекающиеся, комплексно, в одной федеральной программе. Даже появив-
шиеся в 2012 г. два важнейших документа - Концепция государственной миграционной политики [2] и Стратегия государственной национальной политики, оба рассчитаны до 2025 года [3], даже в методологическом плане содержат размытые дефиниции и терминологию по взаимопересекающимся проблемам. В частности, это касается, например, такой важной составляющей, как социальная адаптация и интеграция этнических мигрантов из СНГ и отдельной группы граждан РФ, прибывающих в мегаполисы и крупные города, в основном, из Северо-Кавказских республик.
Однако дискуссии относительно содержания Стратегии продолжаются и сейчас, тем более что в п. 6 Стратегии отмечено: «Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений», что говорит о необходимости корректировки основных положений Стратегии в соответствии с меняющейся ситуацией.
Среди главных целей Стратегии обозначены: укрепление государственного единства, общероссийского гражданского самосознания, с другой стороны, сохранение и развитие этнокультурного многообразия и самобытности народов России. На разрешение кризиса российской гражданской идентичности была ориентирована и Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [4]. Судя по высказываниям зарубежных аналитиков, эта проблема не только общероссийская, а, скорее, мировая [5].
В Стратегии поставлена задача выработки единых подходов к решению проблем национальной политики государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами. Однако эта политика реализуется в конкретных условиях местных полиэтнических сообществ, различающихся уровнем социально-экономического развития, особенностями этнодемографической структуры, интенсивностью и направленностью миграционных процессов, остротой межнациональных отношений и, в целом, состоянием локальных этносоциальных процессов. Следует отметить положительный опыт реализации региональных программ в ряде субъектов Федерации, о чем свидетельствует опыт таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург.
С середины 1990-х гг. комплекс задач по реализации государственной национальной политики, в том числе по профилактике ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости в Москве, в основном, также решается посредством общегородских целевых программ.
Мировоззренческая основа каждой из таких программ, несмотря на преемственность, имеет свои особенности, обусловленные доминирующими на момент их разработки теоретико-методологическими подходами. Однако по-прежнему актуальной остается проблема формирования единого стратегического видения решения вопросов межнациональных отношений, миграции, социальной политики и т.д. в органах исполнительной власти города Москвы.
Вместе с тем эффективность реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве во многом зависит от наличия адекватной теоретико-методологической основы и интегрирующего мировоззрения, способствующего эффективному утверждению в городском сообществе общеразделяемых ориентиров, принципов и приоритетов.
Как показывает опыт, реализация государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве - многолетняя и системная деятельность власти и граж-
данского общества по осуществлению нормативно-правовых и организационных мер, учитывающих конституционные права граждан на свободу этнической самоидентификации в процессе регулирования социальных отношений, направленная на сплочение городского сообщества на основе гражданственности, культурных и нравственных ценностей российского общества.
При этом учитывается роль города Москвы как политического, экономического и культурного центра многонационального федеративного государства, его особое консолидирующее значение для укрепления единства и солидарности народа как единой гражданской российской нации.
Один из последних документов такого рода - Концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве [9] направлена на поддержание и развитие исторически сложившихся традиций внутригородской жизни, решение общенациональных задач государства, развитие гражданской идентичности и обеспечение прав граждан на удовлетворение их этнокультурных, языковых и религиозных запросов.
Государственная политика в сфере межэтнических отношений в столице направлена на защиту интересов городского сообщества, обеспечение прав и свобод жителей города Москвы и временно находящихся на ее территории иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
Концепция основана на гуманистических ценностях справедливости, свободы, человеческого достоинства, взаимопонимания, а также на ценностях российского патриотизма и интернационализма. Она учитывает взаимосвязанность этнокультурных, демографических, миграционных и экономических процессов, их влияние на сферу межэтнических отношений и предусматривает согласованность усилий органов исполнительной власти города Москвы, межотраслевую и межведомственную координацию деятельности по поддержанию социальной стабильности в сфере межэтнических отношений в городе Москве.
Концепция определяет также стратегию интеграции городского сообщества как наиболее эффективную в условиях столичного мегаполиса и является основой для создания целостной системы нормативно-правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер по регулированию этносоциальных процессов в городе Москве.
Большинство участников современных миграционных потоков привыкли ориентироваться на традиционную жесткую систему правил и норм, а в силу естественного стремления к объединению по признакам этнической принадлежности предпочитают компактное проживание. В свою очередь, специфика современной московской культуры не воспринимается ими как устойчивая и определенная культурная целостность. В результате внутри городского сообщества наметились тенденции к воссозданию привычной этнокультурной среды, определенной субкультуры, которая затем может воспроизводиться в следующем поколении и являться основой для разрастания барьеров к взаимопониманию.
Несмотря на то, что этнические и миграционные процессы представляют собой, по сути, два разных феномена, в сознании москвичей они предстают в виде единого целого, а призывы борьбы с нелегальной миграцией зачастую имеют именно межэтнический контекст. Однако подавляющая часть жителей Москвы русской национальности не имеет националистических убеждений, а возросшая в последнее время значимость своей этнической принадлежности является реакцией на резкое изменение привычного
этнокультурного фона городской среды, опасением утраты культурных границ и понижения статуса. Кроме того, особенность негативных установок у части городского сообщества не в тотальном отвержении других народов, а в избирательном негативном отношении к определенным этническим группам, что свидетельствует не о низкой толерантности вообще, а о негативном образе отдельных национальностей, в основном, сформированном информационной средой.
Подавляющая часть москвичей в той или иной мере отрицательно относятся к радикальным националистическим объединениям. Вместе с тем, негативные тенденции в общественном сознании могут получить развитие в связи с продолжающимся процессом социального расслоения, пробелами миграционной политики, а также использованием этнополитического фактора экстремистскими и безответственными политическими силами. Ультраправые группы активно используют тактики эскалации напряженности, в том числе с использованием средств массовой коммуникации, развивая сетевые структуры, в том числе в сети Интернет.
Показательным примером воздействия информационной среды на массовое сознание является то, что большинство москвичей, принимавших участие в социологических опросах, считают, что межэтнические отношения в городе Москве в той или иной мере напряженные. Но лишь малая часть из них (около 6%) непосредственно сталкивались с ситуациями, которые были охарактеризованы ими как противоречия на почве межэтнических отношений.
Социальные принципы являются базовыми в реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве и заключаются в сследующих принципиальных подходах:
- равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, этнической принадлежности, отношения к религии;
- обеспечении соответствия законов и иных правовых актов в области реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений реалиям социально-экономического развития;
- запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, этнической, языковой или религиозной принадлежности;
- непримиримости к проявлениям шовинизма, агрессивного национализма и расизма;
- пресечении деятельности, направленной на возбуждение этносоциальной, расовой, национальной и религиозной розни, на подрыв основ безопасности государства;
- развитии интегрирующей роли русского языка в укреплении единства соционор-мативного пространства городского сообщества;
- совместимости и взаимодополняемости гражданской и этнической составляющих в идентичности гражданина;
- утверждении стратегии интеграции в качестве базовой в реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве;
- сохранении исторического и культурного наследия города Москвы, исторически сложившихся традиций городского сообщества, основанных на русском культурном базисе с обеспечением условий для удовлетворения этнокультурных запросов жителей Москвы, относящим себя к различным национальностям;
- содействии интеграции в городское сообщество иммигрантов, добровольно переселяющихся на постоянное место жительства в город Москву;
- воспитании молодежи в духе российского патриотизма и интернационализма;
- раннем предупреждении, профилактике и мирном разрешении противоречий и конфликтов на этнической, расовой или религиозной почве;
- утверждении принципов взаимопонимания в вопросах межрелигиозного диалога.
Концепция подтверждает, что права человека должны согласовываться с другими общечеловеческими ценностями и сочетаться с определенными обязанностями. Концепция ориентирует на то, что гражданская солидарность городского сообщества основывается не только на признании и защите гуманистических ценностей, но и на противодействии деструктивным явлениям общественного развития, в том числе межэтнической и межрелигиозной ненависти и вражде, радикальному национализму, ставящим интересы какой-либо этнической группы выше гуманности и справедливости.
Стратегическими целями столичной концепции регулирования межнациональных отношений признаны, во-первых, формирование единства и гражданской солидарности городского сообщества на основе российской гражданственности, патриотизма и интернационализма, духовных и нравственных ценностей российского общества, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве; во-вторых, - создание условий по удовлетворению этнокультурных запросов жителей города Москвы; в-третьих, - обеспечение прав граждан на свободу совести и вероисповедания.
Указанные цели могут быть достигнуты в условиях упрочения общероссийской гражданской общности, утверждения принципов гражданственности на основе прав и свобод, уважения достоинства человеческой личности, различных политических убеждений, национальных, культурных и религиозных традиций жителей Москвы. Эффективность достижения стратегических целей и задач Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве связана с разработкой и реализацией единого концептуального подхода при принятии управленческих решений на всех уровнях исполнительной власти города Москвы.
Весьма интересен и показателен опыт Санкт-Петербурга в нормализации межнациональной ситуации посредством применения программно-целевого подхода. Так, при разработке Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы [6] принимался во внимание опыт реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 N 629 [7], и Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа "Толерантность") [8], утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 N 848. Выполнение этой Программы, благодаря комплексному характеру мероприятий по воспитанию гражданской солидарности, поддержанию мира и согласия, в целом, заложило основы толерантного сознания и поведения всех социальных групп населения города.
За предшествующий период в северной столице были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс комплексы образовательных программ и модулей, направленных на укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи; налажена научно-просветительная деятельность в сфере образования по
формированию толерантной среды среди разных возрастных и этнических групп населения; обеспечен доступ широких слоев населения города к объективной информации об этнических и религиозных организациях, действующих в Санкт-Петербурге; организован и проведен ряд этнокультурных и межнациональных мероприятий, как на общегородском, так и на уровне районов.
Приобретенный практический опыт позволил более точно оценивать ключевые потребности в сфере укрепления толерантных отношений, а соблюдение принципа системности при формировании толерантной среды Санкт-Петербурга обеспечило активное и сбалансированное осуществление мероприятий всех разделов этого документа. Все это способствовало, в том числе, сокращению числа правонарушений, совершаемых в Санкт-Петербурге на почве межнациональной ненависти, и, соответственно, уменьшению негативных информационных поводов, наносящих серьезный ущерб имиджу города.
Вместе с тем в современных условиях повышенное значение приобретают проблемы социокультурной адаптации мигрантов, особенно, в первом поколении. Органичное включение этой категории жителей города в специфическую петербургскую социокультурную среду выступает важнейшей задачей, от решения которой зависит качество жизни в городе и темпы его социально-экономического развития. В то же время интеграция в новый социум - это сложный, длительный и подчас болезненный социальный процесс, предполагающий освоение новых, отличающихся от имевших место в предыдущем жизненном опыте человека, моделей взаимодействия с окружающим миром.
При этом Программа исходит из того, что формирование толерантности - это встречный процесс и уважение личности каждого человека, взаимную толерантность нужно воспитывать как у жителей Петербурга, так и у "новых петербуржцев".
Цель Программы - совершенствование усилий исполнительных органов государственной власти и гражданского общества в деле формирования и укрепления в Санкт-Петербурге толерантной городской среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского социально-культурного самосознания, создание условий для успешной социальной интеграции и культурно-языковой адаптации мигрантов.
Задачами Программы являются, во-первых, - обеспечение конструктивного взаимодействия всех представленных в городском сообществе этноконфессиональных групп, утверждение ценностей гражданской солидарности, а также создание условий для профилактики межэтнических и межкультурных конфликтов, искоренения проявлений ксенофобии, мигрантофобии, расизма.
Во-вторых, - выработка и реализация системного подхода к процессу языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество. Реализация комплексных интеграционно-адаптационных мероприятий, направленных на включение российских и зарубежных мигрантов в новую для них культурную среду и систему социальных отношений. При этом первоочередное внимание Программа уделяет языковой и культурной интеграции детей и молодежи, принадлежащей к данной группе жителей города.
В-третьих, - воспитание у молодежи позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие сконцентрированного в Санкт-Петербурге многообразия культур способствует созданию благоприятной атмосферы межкультурного и межконфессио-нального взаимодействия в петербургском сообществе, расширение форм этнокультурного сотрудничества.
Таким образом, логика концепции, положенной в фундамент Программы, связывает процессы воспитания культуры толерантности, профилактики проявлений ксенофобии, адаптации мигрантов и создания условий для этнокультурного взаимодействия в единую цепь факторов, необходимых для достижения поставленных целей.
Методами достижения цели и решения задач Программы приняты:
I. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в этноконфессиональных отношениях, разработка и внедрение мер превентивного предупреждения ксенофобии на почве национальной и религиозной розни.
II. Улучшение существующих механизмов миграционной политики в Санкт-Петербурге, выработка и осуществление проектов, нацеленных на социальную интеграцию и культурно-языковую адаптацию мигрантов в петербургское сообщество, использование зарекомендовавших себя общемировых практик в области создания толерантной городской среды и успешного включения мигрантов в городское сообщество.
III. Усиление роли медиасообщества в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным стереотипам и установкам.
С учетом положительного опыта научно-экспертного сопровождения предшествующих мер, существенно расширяется научно-методическая составляющая в новой Программе (диагностика этноконтактной ситуации; мониторинг межконфессиональных отношений, этносоциальной стратификации и этнодемографических процессов в мегаполисе; социометрия и тестирование; социолингвистическая экспертиза; прогностика состава и уровня миграционных потоков; осуществление исследований по изучению криминальной ситуации в среде мигрантов; подготовка и публикация аналитических и статистических отчетов по проблемам миграции, поддержка специализированных центров при ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях Санкт-Петербурга по изучению проблем толерантности и адаптации; проведение экспертных семинаров и круглых столов с участием профильных специалистов: этнопсихологов, культурологов, конфликтологов, социологов, религиоведов).
Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, подобные Концепции реализации национальной политики были разработаны и подлежат реализации в более чем 45 регионах России и не только на региональном, но и на городском, муниципальном уровне. Так, можно отметить положительный опыт г. Новосибирска, где в апреле 2013 г. на заседании Консультационного совета по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии была утверждена Концепция реализации национальной политики в городе Новосибирске [10]. Она фокусируется на позитивном опыте взаимодействия мэрии и национально-культурных организаций и на ее основе разработан комплексный план мероприятий по реализации национальной политики и соответствующего раздела Целевой программы «Новосибирск - территория партнерства» с перспективой разработки самостоятельной межведомственной программы «Многонациональный Новосибирск».
Однако при разработке городских программных документов, регламентирующих реализацию национальной политики, регионы сталкиваются с серьезной правовой проблемой. Национальная политика, согласно Конституции РФ, находится в ведении Федерации. А органы местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», всего-навсего имеют право на «оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ» и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на своей территории. К сожалению, эти полномочия не предполагают воз-
можности на городском уровне определять дополнительно к принятой Стратегии цели, принципы, приоритетные направления и задачи национальной политики, а сама Стратегия не предусматривает возможности разработки муниципальных концепций реализации национальной политики, что представляется парадоксальным, неправомерным и, на наш взгляд, требует внесения соответствующих корректив.
Список литературы
1 Концепция государственного регулирования национальной политики в России 1996 г./ УКАЗ Президента РФ от 15.06.96 N 909 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - http://www.referent.rU/1/59660
2 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/402320/
3 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года / Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" - http://www.garant.ru/hotlaw/federal/437675/
4 Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»/ Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151043/?frame=4
5 Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности/ пер с англ. А. Башкирова. М., АСТ Москва, 2008. С. 33-34.
6 Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы/ Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 г. N 1256 "О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011 - 2015 годы (программа "Толерантность")" - ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/hotlaw/peter/ 284955/#ixzz2zaiY7ezZ
7 Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 N 629/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.08.2001 N 629 (ред. от 06.09.2004) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2001 - 2005 ГОДЫ)" -http://www.zakonprost.ru/content/base/part/419131
8 Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа "Толерантность") Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 N 848/ О Программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа "Толерантность") -http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/bz-dokumenty/h1k.htm
9 Концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве/ Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. N 522-ПП "О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве" - ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/295067/#ixzz2zajoPLuQ
10 Новосибирская мэрия примет концепцию реализации национальной политики в городе. -http://nsk.sibnovosti.ru/society/232314-novosibirskaya-meriya-primet-kontseptsiyu-realizatsii-natsionalnoy-politiki-v-gorode.
■ ■ ■ CONCEPTUAL APPROACHES TO THE REGULATION OF INTERETHNIC RELATIONS IN ! REGIONS:
COMMUNICATIVE ASPECTS
Author: NAZAROVA E.A.
NAZAROVA Elena Aleksandrovna, Doctor of Social Sciences, Professor of the Department of Public Relations and Media Policy, Institute of State Service and Human Resources of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).
Address: 84, Vernadsky Prospect, 84, Moscow, Russia, 119606.
Tel.: +7 (916) 344-1854. E-mail: [email protected]
Annotation. Russia is experiencing formation of the legal and institutional basis of the state national policy. The main targets of modern Russian national policy are strengthening of national unity, national civic consciousness, on the other hand, the preservation and development of ethnic and cultural diversity and identity of Russian nations. These targets are universal and they are implemented in the the regions and municipalities. Today, in Russia there are developed 45 regional programs in addition to the strategies and plans of the events for their implementation in the field of international relations, but the quality and content of these documents are not always in accordance with the requirements of the State National Policy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025. And these programs demand amendments in accordance with the target-program approach.
Keywords: international relations, civic consciousness, ethnic and cultural diversity, migration processes.
References
1. Kontceptciya gosudarstvenogo regulirovaniya nacionalnoi politiki v Rossii 1996 g./UKAZ Prezidenta RF ot 15,06,96 N 909 “Ob udtverjdenii koncepcii gosudarstvennoi nacionalnoi politiki Rossiiskoi Federacii” The concept of state regulation of national policy in Russia in 1996 / Presidential Decree of 15.06.96 N 909 "On Approving the Concept of State National Policy of Russian Federation" - http://www.referent.ru/V59660 - [The Concept of the state regulation of national policy in Russia 1996 / The Presidential Decree of 15.06.96 N 909 "About approving the Concept of State National Policy of the Russian Federation" - http://www.referent.ru/V59660”].
2.Konceptciya gosudarstvennoi migracionnoi politiki Rossiiskoi Federacii na period do 2025 goda (utv. Pres-identom RF ot 13 iunya 2012 g.).[The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period until 2025 (approved by the President of the Russian Federation on June 13, 2012].
3. Strategiya gosydarstvennoi nacionalnoi politiki Rossiiskoi Federacii na period do 2025 goda/Ukaz Presi-denta RF ot 19 dekabrya 2012 g. N 1666 “ O Strategii gosudarstvennoi nacionalnoi politiki Rossiiskoi federacii na period do 2025 goda)http://www.garant.ru/hotlaw/federal/437675/. [The Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025 / Presidential Decree of December 19, 2012 N 1666 "About the Strategy of the State Ethnic Policy of the Russian Federation for the period up to 2025"].
4. Federalnaya celevaya programma “Ukreplenie edinstva rossiiskoi nacii I etnokulturnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 godi)”/ Postanovlenie Pravitelstva RF ot 20.08.2013 N 718 “O federalnoi celevoi programme “ Ukreplenie edinstva rossiiskoi nacii I etnokulturnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 godi)- http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_151043/?frame=4. [The Federal program "Strengthening the unity of the Russian nation and ethno-cultural development of Russian nations (2014-2020 years)" / The Government Decree of 20.08.2013 N 718 "About the federal target program" Strengthening the unity of the Russian nation and ethnic and cultural development of Russian nations (2014 - 2020) http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_151043/?frame=4].
5. Hantington S. Kto mi? Vizovi amerikanskoi nacionalnoi identichnosti/per. S angl. A. Bashkirova M.,AST Moskva,2008. C. 33-34.[Huntington, S. Who are we? Challenges to America's National Identity / tranlated from English. Bashkirov. M., AST Moscow, 2008. p. 33-34].
11885749
6. Programma garmonizacii mezhkulturnih,mezhetnicheskih I mezhkonfessionalnih otnoshenii,vospitaniya kulturi tolerantnosti v Sankt-Peterburge ot 23 sentyabrya 2010 g. N 1256 “O Programme garmonizacii mezhkul-turnih,mezhetnicheskih I mezhkonfessionalnih otnoshenii,vospitaniya kulturi tolerantnosti v Sankt-Peterburge na 2011-2015 godi (programma “Tolerantnost”)-IA “Garant”. http://www.garant.ru/hotlaw/peter/ 284955/#ixzz2zaiY7ezZ. [The program of harmonization of intercultural, interethnic and interfaith relations, education of tolerance in St. Petersburg in 2011-2015 / The Resolution of the Government of St. Petersburg on September 23, 2010 N 1256 "About harmonization intercultural, interethnic and interfaith relations, education of tolerance St. Petersburg 2011 - 2015 years (the "Tolerance") "- NA" GARANT ": http://www.garant.ru/ hotlaw/peter/284955/ # ixzz2zaiY7ezZ.]
7. Federalnaya celevaya programma “Formirovanie ustanovok tolerantnogo soznaniya I profilaktika ekstrem-izma v rossiiskom obchestve (2002-2005 gg.)”,utverjdennaya postanovleniem Pravitelstva RF ot 25.08.2001 N 629 (red. Ot 06.09.2004) “ O federaalnoi celevoi programme “Formirovanie ustanovok tolerantnogo soznaniya I profilaktika ekstremizma v rossiiskom obchestve (2002-2005 godi)”- http://www.zakonprost.ru/ content/base/part/419131. [The Federal Target Program "Formation of tolerance and preventing extremism in Russian Society (2001-2005).", Approved by the Government of the Russian Federation of 25.08.2001 N 629 / RF Government Decree of 25.08.2001 N 629 (amended on 06.09. 2004) "The federal target program" Formation of tolerance and preventing extremism in Russian society (2001 - 2005) "- http://www.zakonprost.ru/ content/base/part/419131.]
8. Programma garmonizacii mezhetnicheskih I mezhkulturnih otnoshenii,profolaktiki proyavlenii ksenofobii,ukrepleniya tolerantnosti v Sankt-Peterburge na 2006-2010 godi (programma”Tolerantnost”) Postanovlenie Pravitelstva Sankt-Peterburga ot 11.07. 2006 N 848/ O Programme garmonizacii mezhetnicheskih I mezhkulturnih otnoshenii,profilaktiki proyavlenii ksenofobii,ukrepleniya tolerantnosti v Sankt-Peterburge na 20062010 godi (programma “Tolerantnost”)- http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/bz-dokumenty/h1k.htm.[The program of the harmonization of interethnic and intercultural relations, prevention of xenophobia, education of tolerance in St. Petersburg, 2006-2010 (the "Tolerance") The Resolution of the Government of St. Petersburg of
11.07.2006 N 848].
9. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/295067/#ixzz2zajoPLuQ . Konceptciya realizatcii gosu-darstvennoy politiki sfere mezhetnicheskih otnoshenii v gorode Moskve/ Postanovlenie pravitelstva Moskvi ot 22 iuniya 2010 g. N 522-PP “ Konceptcii realizatcii gosudarstvennoy politiki v sfere mejetnicheskih otnoshenii v gorode Moskve”-IA “Garant”. [The concept of state policy in the sphere of interethnic relations in Moscow /The Moscow Government Decree of June 22, 2010 N 522-PP "The Concept of the state policy in the sphere of interethnic relations in Moscow" - "GARANT"].
10. Novosibirskaya meriya primet konceptciyu realizatcii natcionalnoy politiki v gorode. http://nsk.sibnovosti.ru/society/232314-novosibirskaya-meriya-primet-kontseptsiyu-realizatsii-natsionalnoy-politiki-v-gorode. [The Novosibirsk Town Hall will accept the Concept http://nsk.sibnovosti.ru/society/232314-novosibirskaya-meriya-primet-kontseptsiyu-realizatsii-natsionalnoy-politiki-v-gorode].