Научная статья на тему 'Социокультурный механизм гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом регионе'

Социокультурный механизм гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
307
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горлова Ирина Ивановна, Бычкова Ольга Ивановна

В статье рассматриваются региональные и национальные особенности этнокультурной политики Российской Федерации, нашедшие свое выражение в целевых программах развития культуры. В рамках подобных проектов реализуются мероприятия, направленные на сохранение и развитие этнокультурного потенциала народов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный механизм гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом регионе»

References

1. Krizis mul'ticul'turalizma i problemy nacional'noj politiki [Crisis of multiculturalism and national policy issues]: monogr. M., 2013. S. 120.

2. «Vremya, vperyod! Cul'turnaya politika v SSSR» [«Time, forward!» Cultural policy in the USSR]: sb. tr. M., 2013. S. 60. Здесь и далее произведение цитируется по этому источнику, в скобках указываются страницы.

3. Tyornborn G. Mul'ticul'turnye obshchestva [Multicultural society] // Sociologicheskoe obozrenie. 2001. № 1. S. 50-67.

4. Velikaya hartiya vol'nostey [Great charter of Carta] // Petrushevskiy D. M. Pamyatniki istorii Angliy XI-XIII vv. M., 1936. S. 96-117.

УДК 008 И. И. ГОРЛОВА, О. И. БЫЧКОВА

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

В статье рассматриваются региональные и национальные особенности этнокультурной политики Российской Федерации, нашедшие своё выражение в целевых программах развития культуры. В рамках подобных проектов реализуются мероприятия, направленные на сохранение и развитие этнокультурного потенциала народов Российской Федерации.

Ключевые слова: межэтнические отношения, региональные целевые программы, этнокультурная политика. UDK 008 I. I. GORLOVA, O. I. BYCHKOVA

CULTURAL MECHANISM FOR HARMONIZATION OF INTER-ETHNIC RELATIONS IN A MULTI-ETHNIC REGION

This article discusses regional and national characteristics, cultural policy in the Russian Federation, as reflected in the programs for cultural development. Within the framework of such projects implemented activities aimed at the preservation and development of the ethno-cultural potential of the peoples of the Russian Federation. Key words: inter-ethnic relations, regional target programs, ethno-cultural policy.

Сегодня важнейшая роль культуры в укреплении единства и межэтнического согласия народов России, в сохранении и развитии культурно-нравственных ценностей признана государством. Одним из основных принципов современной культурной политики России является изучение национально-культурных традиций, разработка ценностных ориентаций всего комплекса явлений, которые можно объединить в понятие «культурное наследие».

Последние десятилетия в массовом сознании социума отмечены недоверием к институтам гражданского общества, снижением воспитательного воздействия культуры на формирование гражданского самосознания. Одновременно происходит резкое разделение мировой цивилизации по социокультурным, экономическим, этническим составляющим и связанное с этим разделением проявление религиозного экстремизма, приводящее к локальным войнам, вынужденной миграции, обострению межнациональной розни.

Проявление указанных факторов связано с отсутствием современных механизмов сотрудничества, с углублением процессов этнического самосознания и трансформацией ценностей многонационального общества. Поэтому очень важным шагом в преодолении указанных вызовов становится формирование нового вектора социокультурного развития, определённого в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, где впервые сформулированы основы национальной безопасности отечественной культуры [1].

В настоящее время информационное общество формирует новую модель культурного развития, которая характеризуется следующими особенностями:

- в социокультурном пространстве развиваются новые типы трансляторов культуры (Интернет, СМИ, субкультуры);

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (58), 2015

- расширяется само социокультурное пространство за счёт новых субъектов культурно-образовательной деятельности, конкурирующих с традиционными образовательными институтами.

В связи с усилением межкультурной коммуникации возникает необходимость активного использования средств культуры в формировании новых отношений взаимопонимания и открытости между людьми, а также на уровне социальных институтов, таких как семья, школа, коллективы организаций.

Этнокультурная политика Российской Федерации в настоящее время отличается регионализмом, строится на основе принципов мультикультурализма и обеспечения равенства прав жителей региона независимо от национальной принадлежности. Учитывается специфика автономий, которые фактически продолжают выполнять функции «особой поддержки» развития титульных этносов республик [2]. Использование программно-целевого подхода в решении этнокультурных проблем позволяет сопровождать и корректировать региональные концепции и модели национальной политики, программы этнокультурного развития.

В построении указанных документов можно выделить несколько основополагающих принципов:

- ориентация на федеральное законодательство;

- обеспечение равенства прав граждан независимо от этнической принадлежности;

- мультикультурализм с целью обеспечения сохранения этнокультурного многообразия;

- поддержка этнических меньшинств;

- создание единого поликультурного пространства, соблюдение интересов различных этнических групп, укрепление межэтнического согласия и сотрудничества;

- обеспечение взаимного уважения традиций и обычаев народов Российской Федерации, противодействие экстремизму, предотвращение этнических конфликтов.

Гармонизация межнациональных отношений предполагает сокращение этнической социокультурной дистанции и создание единства интересов, целей и задач. Взаимодействие на уровне межличностной коммуникации находит выражение в совместной деятельности, направленной на решение общих проблем, а на институциональном уровне оно проявляется в сотрудничестве этнокультурных организаций и конфессий с органами власти.

На сегодняшний день перспективными способами поддержки этнокультурных организаций являются частно-государственное партнерство, грантовая поддержка проектов, связанных с развитием современной профессиональной культуры, спонсорство коммерческих организаций. В связи с этим, одновременно с сохранением народных традиций, необходимо обратить внимание на развитие современной профессиональной культуры разных народов и создание этнической коммуникационной среды (этническая музыка, этнические СМИ).

К основным аспектам гармонизации межэтнических отношений относятся толерантность в качестве значимой характеристики межгрупповых отношений, равенство этнических групп в правовом поле, межкультурная интеграция, преобладание в социуме установок на межэтническое сотрудничество.

К социокультурным предпосылкам гармонизации следует отнести совокупность исторически сложившихся традиций и отношений между представителями различных национальностей, опору на межэтническое сотрудничество, общие ценности, оптимальное соотношение этнической, региональной и общероссийской идентичности, формирование и поддержание этнических культурных символов (язык, традиционная культура, религия), составляющих основу культуры межнационального общения.

Идея гармоничного межэтнического взаимодействия связана с потребностью человечества обеспечить стабильность собственного существования путём снятия напряжённости между этносами и религиями и признания ценности каждого человека независимо от его религиозной, национальной и социальной принадлежности.

В современных научных исследованиях выделяют четыре модели межнациональных отношений:

- этническое доминирование, когда иные нормы и традиции рассматриваются как несовершенные, менее развитые;

- напряжённость, т. е. невозможность взаимопонимания, так как все культуры несоизмеримы по системам взглядов и ценностей;

- консоциация, т. е. нейтральное отношение к существованию различных подходов и взглядов;

- гармонизация, когда взгляды вступивших в межкультурную коммуникацию сторон уважительны к иной позиции и сочетаются с установкой на взаимное изменение.

Культурное наследие нашей страны вобрало в себя всё многообразие ценностей народов, проживавших на её территории. При этом русская культура, имеющая богатейшие традиции и огромный потенциал, выступает как ядро, вокруг которого объединяется культурная общность всего российского народа. Учитывая определяющую, ключевую роль культуры в формировании толерантности, противодействии проявлениям экстремизма, поддержании стабильности в социуме, особую актуальность приобретает взвешенная и объективная оценка сложившейся ситуации и динамики происходящих изменений в сфере духовно-нравственного воспитания.

Сегодня наиболее актуальной предметной областью этнокультурных исследований остаются межэтнические отношения в регионах - субъектах Российской Федерации, особенно в национальных республиках, так как характер межэтнических отношений в этих регионах определяется региональными элитами.

Современные тенденции трансформации межнациональных отношений в разной степени интенсивности проявляются в субъектах РФ, наиболее значимым из которых является Южный регион России. Это одна из крупнейших многонациональных территорий Российской Федерации, где проживают представители более 100 народов и народностей. Сложность национального и конфессионального состава населения определяется мало контролируемой миграцией из дальнего и ближнего зарубежья, которая, меняя этнонациональный облик региона, способствует росту напряжённости.

Опрос населения Северного Кавказа Фондом «Общественного мнения» в 2010 году показал, что идея «дружбы народов» не пользуется в национальных республиках поддержкой населения: значительная часть респондентов по-прежнему говорит об этнических проблемах в национальных терминах. Вместе с тем популярность приобретают также идеи гражданского патриотизма, объединения усилий для решения социальных проблем, стоящих перед страной [3].

Опыт Южного региона показывает, что именно формула мультикультурности в наибольшей степени отвечает цели гармонизации межэтнических отношений. К числу приоритетных направлений этнокультурной политики эксперты Кубани и Северного Кавказа относят поддержку соответствующих организаций и развитие этнокультурного образования. Эффективным также является сотрудничество в рамках действующего законодательства с религиозными организациями. Пример Краснодарского края показывает, что конфессиональная политика на региональном уровне дает позитивный результат в плане сохранения стабильности в межэтнических отношениях в той степени, в которой учитываются этнические функции религии и её надэтнический интегрирующий потенциал.

Региональные и национальные особенности этнокультурной политики в Российской Федерации нашли свое наиболее полное выражение в региональных целевых программах развития культуры. Познавая важность вопросов гражданского и патриотического воспитания через изучение истории и культуры народа, языка, обычаев предков, через знакомство с культурным наследием других народов, региональные власти, ориентируясь на приоритеты государственной политики, разрабатывают собственные программы и проекты. Данные программы направлены на комплексное развитие культурного потенциала территорий, сохранение материального и нематериального культурного наследия, а их реализация внесла заметный вклад в решение широкого спектра проблем социокультурной жизни регионов.

В качестве примера вдумчивой политики в развитии национальных культур, эффективных региональных программ Юга России можно назвать государственную программу Республики Адыгея «Укрепление межнациональных отношений и патриотическое воспитание на 2014-2018 годы»; государственную программу Краснодарского края «Казачество Кубани»,

государственную программу Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан», государственную программу Краснодарского края «Региональная политика и развитие гражданского общества», государственную программу Ростовской области «Региональная политика», государственную программу Ставропольского края «Межнациональные отношения и поддержка казачества».

В рамках региональных программ реализуются проекты и мероприятия, направленные на сохранение и развитие этнокультурного потенциала народов Российской Федерации. Основное внимание при этом уделено вопросам сохранения и изучения традиций, духовно-нравственного воспитания молодёжи и школьников.

При учреждениях культуры субъектов Российской Федерации создаются межнациональные областные и городские центры, центры социально-культурной адаптации мигрантов, проводятся культурно-образовательные мероприятия, включая форумы и конференции, фольклорные фестивали и ярмарки ремёсел.

Реализация государственной политики в сфере межнациональных отношений осуществляется сегодня в соответствии с утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 1226-р Планом мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и включает следующие основные направления:

- оказание методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- финансовое обеспечение реализации государственной национальной политики;

- создание системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов;

- создание духовно-просветительских центров и восстановление исторического, духовного и культурного наследия;

- этнокультурное развитие народов России [4].

Основным инструментом реализации государственной национальной политики в настоящий момент является федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 [5]. В ней взаимоувязаны федеральный и региональный уровни поддержки этнокультурной политики. Общий объём финансирования Программы за период с 2014 до 2020 год составляет 8,44 млрд. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета - 6,26 млрд. рублей, региональных и местных бюджетов - 2,18 млрд. рублей.

В рамках Программы в регионах Российской Федерации в 2014 году проведено более 500 мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений, укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, содействие этнокультурному многообразию народов России, в том числе:

- Форум черкесской молодёжи России и зарубежья (21 апреля 2014 г., г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика);

- научная конференция «Черкесы (адыги): история и современность» (25 апреля 2014 г., г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика);

- всероссийский форум-диалог «Гражданское единение: региональный аспект» (г. Пермь, 17-20 сентября 2014 г.);

- международный политологический форум «Российский Кавказ» (г. Махачкала, Республика Дагестан, 14-21 сентября 2014 г.);

- ставропольский форум Всемирного русского народного собора «Глобальные вызовы -русский ответ» (г. Ставрополь, 26-27 ноября 2014 г.).

В рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 г.) знаковым событием стало проведение Форума-выставки «Многонациональная Россия», который прошёл в Москве 17-18 ноября 2014 года.

Этот проект включал в себя комплекс мероприятий: фотоконкурс «Многонациональная Россия», конкурсную программу «Национальный костюм», «Традиционные ремёсла России». Одной из основных задач мероприятия является формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развитие культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России. В экспозиции Форума-выставки были представлены дефиле национальных костюмов, мастер-классы лучших ремесленников России, выступления фольклорных коллективов, интерактивные игры и обряды [6].

Большое значение в сфере реализации государственной политики Российской Федерации играет деятельность по возрождению казачества. В 2014 году была принята Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, в которой предусмотрено:

- совершенствование организации государственной и иной службы российского казачества;

- совершенствование системы взаимодействия с российским казачеством;

- поддержка экономического развития российского казачества;

- содействие организации работы с казачьей молодёжью, её военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию, сохранению и развитию казачьей культуры;

- содействие развитию международной деятельности российского казачества;

- геральдическое обеспечение деятельности российского казачества [7].

Кроме того, в 2014 году были разработаны типовые модельные законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам казачества.

Сегодня перед организациями культуры и органами управления всех уровней стоят очень важные задачи: исследование культур и методов сохранения многонациональных и разнообразных культурных ценностей, изучение факторов развития межкультурного диалога, участие в разработке технологии реализации стратегии проникновения культуры во все сферы жизнедеятельности общества, противодействие негативным вызовам современности, таким как ксенофобия, проявление нетерпимости и экстремизма. Грамотная государственная этнокультурная политика и программы в сфере культуры должны способствовать укреплению солидарности, улучшению взаимопонимания между нациями, этническими и религиозными группами, отдельными людьми. Поэтому от того, какие формы, принципы и механизмы будут использованы в разработке и развитии этнокультурной политики России, как она будет соотноситься с этнокультурными политиками регионов, будут зависеть перспективы развития межэтнических отношений в стране.

Литература

1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://base.garant.ru/195521/#ixzz3dyumEay3/

2. Богатова О. А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Саранск, 2004.

3. Ситуация на Северном Кавказе. Опрос населения Фондом «Общественного мнения». URL: http://bd. fom.ru/report/cat/reg_ros/eur/d100412

4. Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2013 № 1226-р (ред. от 10.04.2015) «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http:// www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 178073/

5. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 (ред. от 25.03.2015) «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_177464/

6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2015/

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1417-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2014-2016 годах Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 167045

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g. № 537 «O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [Ukaz the President of the Russian Federation dated May 12, 2009 № 537 «On National Security Strategy of the Russian Federation until 2020»]. URL: http:/ /base. garant .ru/195521 /#ixzz3dyumEay3 /

2. Bogatova O. A. Garmonizatsiya mezhetnicheskih otnosheniy v regional'nom sotsiume [The harmonization of interethnic relations in the regional society]: avtoref. dis. ... d-ra sociol. nauk. Saransk, 2004.

3. Situatsiya na Severnom Kavkaze. Opros naseleniya Fondom «Obshchestvennogo mneniya» [The situation in the North Caucasu. A poll by the Fund «Public Opinion»]. URL: http://bd.fom.ru/ report/cat/reg_ros/eur/d100412/

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.07.2013 № 1226-r (red. ot 10.04.2015) «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po realizatsii v 2013-2015 godah Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» [Rasporyazhenie the Government of the Russian Federation of 15.07.2013 № 1226-r (ed. by 10.04.2015) «On approval of the action plan for implementation in 2013 - 2015 Strategy of the state national policy of the Russian Federation until 2025»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178073

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.08.2013 № 718 (red. ot 25.03.2015) «O federal'noy tselevoy programme «Ukreplenie edinstva rossiyskoy natsii i etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 gody)» [Government Decree of 20.08.2013 № 718 (ed. by 25.03.2015) «On the federal target program» Strengthening the unity of the Russian nation and the ethnic and cultural development of the peoples of Russia (2014-2020)]. URL: http://www.consultant.ru/ document / cons_doc_LAW_177464

6. Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravleniyah deyatel'nosti Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii za 2014 god i zadachah na 2015 god [Doklad on the results and main activities of the Ministry of Culture of the Russian Federation for 2014 and tasks for 2015]. URL: http://mkrf.ru/ upload/mkrf/ mkdocs2015/

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.07.2014 № 1417-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po realizatsii v 2014-2016 godah Strategii razvitiya gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v otnoshenii rossiyskogo kazachestva do 2020 goda» [Rasporyazhenie the Government of the Russian Federation of 29.07.2014 № 1417-r «On approval of the action plan to implement the 2014-2016 Development Strategy of the State Policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks to 2020»]. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_167045

УДК 78.071.1 О. Б. СОКУРОВА

СЛОВО В МУЗЫКЕ И ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЯХ Г. В. СВИРИДОВА

В 2015 году исполняется 100 лет со дня рождения Г. В. Свиридова. Статья посвящена центральному месту слова в музыкальном творчестве великого русского композитора, а также его размышлениям о слове, содержащимся в дневниковых записях. Свиридов соединил в своем творчестве древние пласты культуры и современность, в синтезе музыки и слова стремился найти истину бытия. Ключевые слова: творчество Г. В. Свиридова, синтез мелодии и слова, традиции в музыке.

UDK 78.071.1 O. B. SOKUROVA

WORD IN MUSIC AND DIARY ENTRIES OF G. V. SVIRIDOV

In 2015 it will be 100 years since G. V. Sviridov's birthday. The article is dedicated to the central place of the word in the musical art of the great Russian composer and his deep reflections about the word which are contented in his diary. In his music Sviridov united the ancient cultural traditions and modern times, as well as he tried to find the truth of being in the synthesis of music and the word. Key words: G. V. Sviridov's creativity, synthesis of melodies and words, traditions in music.

Ведущее место в музыке Г. В. Свиридова занимают жанры, связанные со словом, -оратории, вокальные циклы на стихи Пушкина, Блока, Есенина, хоровые концерты, наконец,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.