Научная статья на тему 'Этнокультурное многообразие России как важный элемент ее международного имиджа (программно-целевой подход)'

Этнокультурное многообразие России как важный элемент ее международного имиджа (программно-целевой подход) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3703
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД РОССИИ / ETHNIC AND CULTURAL DIVERSITY / THE INTERNATIONAL IMAGE OF RUSSIA / INTERETHNIC RELATIONS / TAR- GET-ORIENTED APPROACH / THE MULTIETHNIC PEOPLE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гафаров Рустам Рафикович

Поликультурный и полиэтнический состав населения России требует комплексного подхода к решению задач, связанных с поддержкой этнокультурного многообразия. Сложное территориальное деление России требует слаженного взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Это может достигаться благодаря комплексным федеральным программам. Их успешная реализация формирует позитивный имидж России на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND CULTURAL DIVERSITY OF RUSSIA AS AN IMPORTANT ELEMENT OF ITS INTERNATIONAL IMAGE (PROGRAM-TARGETED APPROACH)

Multicultural and multi-ethnic structure of the population of Russia requires a complex approach to solving the problems associated with maintaining ethnic and cultural diversity. Complicated territorial division of Russia requires the coordinated interaction of federal and regional authorities. This can be achieved through comprehensive federal programs. Their successful implementation creates a positive image of Russia in the international arena.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное многообразие России как важный элемент ее международного имиджа (программно-целевой подход)»

■ ■ ■ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ РОССИИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЕЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА (ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД)

Автор: ГАФАРОВ Р.Р.

ГАФАРОВ Рустам Рафикович - аспирант кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУП РАНХиГС) Адрес: 1195716 Россия, Москва, проспект Вернадского, 84.

Тел.: 8(926)398-88-08. E-mail: plehman@mail.ru

Аннотация: Поликультурный и полиэтнический состав населения России требует комплексного подхода к решению задач, связанных с поддержкой этнокультурного многообразия. Сложное территориальное деление России требует слаженного взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Это может достигаться благодаря комплексным федеральным программам. Их успешная реализация формирует позитивный имидж России на международной арене.

Ключевые слова: этнокультурное многообразие, международный имидж России, межнациональные отношения, программно-целевой подход, многонациональный народ России.

Российская Федерация является одним из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами. Ныне в ней проживают представители 193 народов (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Культурное и языковое многообразие российских народов защищено государством. В стране существуют 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.

В этих условиях серьезным вызовом и системной задачей является управление этнокультурным многообразием. Полагаем, что осуществить это возможно только с использованием программно-целевого подхода, в противном случае меры поддержки этнокультурного многообразия ограничиваются отдельными мероприятиями несистемного характера с возрастанием рисков.

Как известно, реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в России [1] столкнулись в 1990-е годы со значительными трудностями, обусловленными внешними и внутренними вызовами и угрозами. В этот период имели место тенденции этнотерриториального обособления, что привело как к росту несбалансированного регионального развития, межрегиональной дифференциации, влияющей на состояние межнациональных отношений в субъектах Федерации, так и к росту ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничению в некоторых регионах прав нетитульного, в том числе русского, населения.

Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что, произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в

постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества.

И в настоящее время еще сохраняется негативное влияние на межнациональные отношения некоторых последствий советской национальной политики (например, репрессий и депортаций в отношении отдельных народов, неоднократных изменений административно-территориальных границ). На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют и такие негативные факторы, как, во-первых, размывание традиционных нравственных ценностей народов России, во-вторых, правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти, в-третьих, попытки политизации этнического и религиозного фактора, в том числе в период избирательных кампаний, в-четвертых, недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов.

В немалой степени на обострение ситуации в сфере межнациональных отношений сказывается также и высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации, распространенность негативных стереотипов в отношении других народов; недостаточность реализуемых мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов; недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Федерации; влияние таких факторов как столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

В этих условиях этнический и религиозный факторы трансформируются в болезненные проблемы национальной безопасности, что зафиксировано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 [2]. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России становятся основой общероссийской идентичности. В этой связи укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополити-ческому и религиозно-политическому экстремизму приобретает важнейшее значение для дальнейшего устойчивого развития страны.

Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются [3]:

- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

- сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;

- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;

- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;

- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

- недостаточная координация как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

- сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;

- сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;

- усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации.

Современные вызовы и угрозы, имеющие как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуализируют укрепление гражданского и духовного единства российской нации. Все очевиднее становится, что решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности, что обусловливает необходимость применения программных методов.

В связи с этим представляется, что заявленные в Программе [3] задачи поддаются эффективному решению только в комплексе, с применением системного подхода и использованием программно-целевого метода, что позволяет целостно решать весь комплекс проблем. Несомненно, что это способно обеспечить координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.

Кроме этого, программно-целевой метод создает системную основу для реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными сообществами, поскольку обеспечивает реализацию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, которые носят межотраслевой характер и затрагивают все сферы государственной национальной политики, что позволит проводить единую федеральную политику в сфере межнациональных отношений, обеспечит эффективное межведомственное и межрегиональное взаимодействие и координацию в сфере реализации государственной национальной политики, включая вопросы укрепления единства российской нации, этнокультурного многообразия и противодействия экстремизму.

Цели и задачи Программы обусловлены приоритетами, которые определены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 [4], Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 [2] (в части вопросов, касающихся обеспечения гражданского мира и национального согласия, формирования гармоничных межнациональных отношений), Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. N Пр-1355 [5], Федеральным законом "О государственной службе российского казачества" [6]. Другие федеральные законы и нормативные правовые акты, а также соответствующие международные нор-

мативные правовые акты регулируют вопросы государственной национальной политики, социальной политики, этнокультурного развития народов России, реализации и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.

В качестве цели Программы [3] рассматривается всемерное укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации). Для ее достижения предполагается реализация таких задач, как укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России.

Важную роль в укреплении гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений играет поддержка проектов, направленных на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и гражданской ответственности. Исключительно важно развитие взаимного уважения традиций и обычаев народов России, обеспечение преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов страны, формирование в обществе атмосферы уважения к их историческому наследию и культурным ценностям, развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей всех народов, населяющих Россию.

Полагаем, что потребуется обеспечить сохранение и приумножение духовного и культурного потенциала многонационального народа России на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма. Важную роль в укреплении российского патриотизма играет поддержка патриотических и историко-культурных традиций российского казачества, в состав которого входят представители многих народов России.

Вполне закономерно ставится вопрос о распространении знаний об истории и культуре народов России, формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов, развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей, в том числе путем принятия и реализации соответствующих региональных программ.

Значительно возрастает необходимость проведения информационной кампании с использованием возможностей новых информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, сети "Интернет" и социальной рекламы. Одновременно с этим предусматриваются также организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия, укрепление гражданственности и патриотизма, знаний о народах России. Важна поддержка производства и размещения в теле- и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, создание тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, издание учебников, учебных пособий, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийной продукции.

Важной задачей для научно-педагогической общественности становится разработка учебных программ по истории народов России и культуре межэтнического общения, по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, совершенствование учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения.

Решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов России предусматривает государственную поддержку их этнических традиций, что является основным фактором гармоничного развития общества в этнокультурной сфере и обусловливается необходимостью реализации правовых норм, закрепленных в отечественном законодательстве.

Развитие этнокультурного потенциала народов России, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрели-гиозное сотрудничество, преодоление этнического изоляционизма и экстремизма приобретает важное значение в укреплении общественно-политической и социальноэкономической стабильности российского общества.

Международные обязательства Российской Федерации в сфере защиты прав национальных меньшинств (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации [7], Рамочная конвенция Совета Европы о защите прав национальных меньшинств [8]) предусматривают, помимо обеспечения их прав на сохранение этнической самобытности, традиций и языка, также и укрепление межнационального согласия, гармонизацию межэтнических отношений, профилактику ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по признаку расовой, этнической или религиозной принадлежности.

На наш взгляд, данная Федеральная целевая Программа [3] способна содействовать формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений. Важное значение в этом вопросе играет взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях обеспечения прав и защиты национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Список литературы

1. Концепция государственной национальной политики РФ: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909. М., 1996

2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Российская газета - Федеральный выпуск №4912, 12 мая 2009.

3. Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)":- Утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718. М., 2013.

4. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666. М., 2012.

5. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества: Утверждена Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. N Пр-1355. М., 2008.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Российская газета - Федеральный выпуск № 3945, 8 декабря 2005 г.

7. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 года. United Nations, Treaty series, vol. 660, p.240-266.

8. Рамочная конвенция Совета Европы о защите прав национальных меньшинств. Принята 1 февраля 1995 года. Интернет ресурс: http://www.coe.ru/20Russian/FCNM.php

■ ■ ■ ETHNIC AND CULTURAL DIVERSITY OF RUSSIA AS AN IMPORTANT ELEMENT OF ITS INTERNATIONAL IMAGE (PROGRAM-TARGETED APPROACH)

Author: GAFAROV R.R.

GAFAROV Rustam Rafikovich - postgraduate student at the Department of public relations and media policy, Institute of state service and human resources of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Abstract: multicultural and multi-ethnic structure of the population of Russia requires a complex approach to solving the problems associated with maintaining ethnic and cultural diversity. Complicated territorial division of Russia requires the coordinated interaction of federal and regional authorities. This can be achieved through comprehensive federal programs. Their successful implementation creates a positive image of Russia in the international arena.

Keywords: ethnic and cultural diversity, the international image of Russia, interethnic relations, target-oriented approach, the multiethnic people of Russia.

References

1. Kontseptsiya gosudarstvennoy natsional’noy politiki RF. M., 1996. [Concept of the State National Policy of Russia: - Approved by Presidential Decree June 15, 1996 N 909. - Moscow. 1996].

2. Strategiya natsional’noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii. M., 2009. [The National Security Strategy of the Russian Federation to 2020: Approved by the Presidential Decree of May 12, 2009 N 537. Moscow. 2009].

3. Federalnaya tselevaya programma “Ukreplenie edinstva rossiyskoy natsii I etnokul’turnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 gg.)”. M., 2013. [Federal target program "Fortification of the unity of the Russian nation and ethno-cultural development of peoples of Russia (2014 - 2020 years)". Approved by RF Government Decree of August 20, 2013 N 718. Moscow. 2013]

4. Strategiya gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. M., 2012. [The strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period to 2025. Approved by the Presidential Decree of December 19, 2012 N 1666. 2012. Moscow].

5. Kontseptsiya gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v otnoshenii rossiyskogo kazachestva. M., 2008. [Concept of State Policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks. Approved by the President of the Russian Federation on July 2, 2008 N-1355 Pr. 2008. Moscow].

6. Federal'nyy zakon ot 5 dekabrya 2005 g. N 154-FZ "O gosudarstvennoy sluzhbe rossiyskogo kazachestva". [Federal Law of December 5, 2005 N 154-FZ "On State Service of the Russian Cossacks". 2005. Moscow].

7. Mezhdunarodnaya konventsiya o likvidatsii vsekh form rasovoy diskriminatsii:- Prinyata rezolyutsiyey 2106 (XX) General'noy Assamblei OON ot 21 dekabrya 1965 goda. [International Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination: - Adopted resolution 2106 (XX) of the UN General Assembly December 21, 1965 United Nations, Treaty series, vol. 660, p.240-266].

8. Ramochnaya konventsiya Soveta Yevropy o zashchite prav natsi onal'nykh men'shinstv:- Prinyata 1 fevralya 1995 goda.- Strasburg, 1995. [Council of Europe framework convention on the protection of national minorities -Adopted on 1 February 1995. - Strasbourg, 1995] Available: http://www.coe.ru/20Russian/FCNM.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.