Научная статья на тему 'Особенности формирования общероссийской гражданской идентичности: коммуникологический аспект'

Особенности формирования общероссийской гражданской идентичности: коммуникологический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
880
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RUSSIAN IDENTITY / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА / HE STATE NATIONAL POLICY STRATEGY / ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / THE HARMONIZATION OF INTER-ETHNIC AND INTER-FAITH RELATIONS / CIVIL IDENTITY (NATIONAL)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тория Жанна Нодаровна

Автор рассматривает необходимость выработки общероссийской идентичности. Кратко раскрываются понятия «идентичность», «гражданская идентичность», «этническая идентичность». Автором анализируются ранние русские философско-религиозные труды «Слово о законе и благодати» и «Повесть временных лет». Следует обратить внимание, что в «Слово о законе и благодати» отвергается сама теория «избранного народа» и проповедуется идея равенства перед Богом. Россия складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, на протяжении многих столетий совместной истории россияне не утратили того самого главного, что составляет основу российского бытия, каждого из наших народов, не утратили свою национальную культуру, традиции, язык. Россия всегда славилась и гордилась таким культурным многообразием, и в этом заключалась ее сила. И то, что удалось на протяжении веков не утратить это многообразие, сохранить его, это чрезвычайно важно. В России проживает 193 народа и народности, говорящих на 171 языке. Россия это уникальная мировая цивилизация. Действительно, для нашей страны характерна региональная специфика, этнокультурное и религиозное многообразие, которое на протяжении столетий не подавлялось, а сберегалось. В Стратегии государственной национальной политики РФ сформулированы ключевые вопросы государственной национальной политики: сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, их связей с Россией. Проведенный анализ показывает, что широко востребуется налаживание диалога между институтами гражданского общества, научными экспертами, религиозными организациями, для обмена инициативами и проектами, направленными на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, преодоление ксенофобии и разногласий на религиозной почве, борьбу с экстремизмом во всех его проявлениях, решение проблем, связанных со слабым общероссийским гражданским самосознанием (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF RUSSIAN CIVIC IDENTITY FORMATION: COMMUNICOLOGICAL ASPECT

The author addresses necessity to work out the Russian identity (the identity of Russian Federation's citizens). Also analyzed are concepts "identity", "civil identity" (Russia), and "ethnic identity". The author also describes the early Russian philosophical-religious works "The word of the law and the grace" and "The Tale of bygone years". In the "The word of the law and the grace ", it was rejected the theory of" the chosen people" and the idea of equality before God was preached. Russia is a multinational and multiconfessional state, for many centuries of their common history; the Russians have not lost the main thing, the basis of our existence, namely, national culture, tradition and language. Russians were always proud of this cultural diversity; it is a home to 193 nations and ethnic groups. In this respect Russia is a unique world civilization. Its regional specifics, interethnic and religious diversity is a subject of pride of its people. The key issues are formulated in the Strategy of State national policy of the Russian Federation: the preservation and development of cultures and languages of nations of Russian Federation, the strengthening of their spiritual community, ensuring the rights of indigenous people and national minorities; the creation of the additional socio-economic and political conditions for lasting national and international peace and harmony in the North Caucasus; and also the support of compatriots living abroad

Текст научной работы на тему «Особенности формирования общероссийской гражданской идентичности: коммуникологический аспект»

■ ■ ■ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: КОММУНИКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Автор: ТОРИЯ Ж.Н.

Тория Жанна Нодаровна - аспирант кафедры общественных связей и ме-диаполитики отделения журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Адрес: 119571, Россия, г.Москва, Проспект Вернадского, 84. E-mail: [email protected]

Аннотация: Автор рассматривает необходимость выработки общероссийской идентичности. Кратко раскрываются понятия «идентичность», «гражданская идентичность», «этническая идентичность». Автором анализируются ранние русские философско-религиозные труды «Слово о законе и благодати» и «Повесть временных лет». Следует обратить внимание, что в «Слово о законе и благодати» отвергается сама теория «избранного народа» и проповедуется идея равенства перед Богом. Россия складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, на протяжении многих столетий совместной истории россияне не утратили того самого главного, что составляет основу российского бытия, каждого из наших народов, не утратили свою национальную культуру, традиции, язык. Россия всегда славилась и гордилась таким культурным многообразием, и в этом заключалась ее сила. И то, что удалось на протяжении веков не утратить это многообразие, сохранить его, - это чрезвычайно важно. В России проживает 193 народа и народности, говорящих на 171 языке. Россия - это уникальная мировая цивилизация. Действительно, для нашей страны характерна региональная специфика, этнокультурное и религиозное многообразие, которое на протяжении столетий не подавлялось, а сберегалось.

В Стратегии государственной национальной политики РФ сформулированы ключевые вопросы государственной национальной политики: сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, их связей с Россией. Проведенный анализ показывает, что широко востребуется налаживание диалога между институтами гражданского общества, научными экспертами, религиозными организациями, для обмена инициативами и проектами, направленными на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, преодоление ксенофобии и разногласий на религиозной почве, борьбу с экстремизмом во всех его проявлениях, решение проблем,

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

связанных со слабым общероссийским гражданским самосознанием (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации.

Ключевые слова: общероссийская идентичность, гражданская идентичность, этническая идентичность, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений.

Необходимость выработки общероссийской идентичности настоятельно диктуется целом рядом объективных обстоятельств, среди которых одна из главных — сохранение единого информационно-коммуникационного пространства нашего государства. На протяжении целого ряда веков народы России жили вместе, что является, несомненно, весьма значительным духовным и материальным воплощением дружбы и солидарности народов страны. Естественно, это предполагает формирование идентичности, которая является свойством психики человека, в концентрированном виде выражает его принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам и отождествляет индивида с той или иной социальной группой, как воплощение присущих им свойств. Современные ученые и специалисты не без основания утверждают, что общероссийскую идентичность можно определить как единство российской нации, достигаемое посредством развития и укрепления информационно-коммуникационных контактов и связей.

Так, по мнению психолога М. Чибисовой, идентичность - это совокупность представлений человека о себе, в широком смысле идентичность — это ответ на вопрос «Кто я такой?» [1].

Весьма интересно трактует этот термин проф. С.В. Чешко, который определяет идентичность как элемент номенклатуры человека в той или иной группе. Он также выделяет способность самосознания и самоидентификации меняться в зависимости от условий развития общества. На семинаре «Соотношение гражданской и этнической идентичности» в Институте славяноведения РАН, он, в частности, приводил примеры из постсоветского времени, когда произошло возрождение национальной идеи, считая, что т. н. «Путинская эпоха закономерно выводит на первый план общероссийское самосознание» [2].

Разделяя оценку В.В. Путиным, данную России как уникальному государству с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур, следует подчеркнуть, что в одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов «Слово о законе и благодати» [3] отвергается сама теория «избранного народа» и проповедуется идея равенства перед Богом. А в «Повести временных лет» [2] многонациональный характер древнерусского государства характеризуется следующим образом:

«Вот только кто по-славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полчане, дреговичи, северяне, бужане. А вот другие народы: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы- эти говорят на своих языках...» [5]. Пологаем, что именно об этом особом характере государственности в свое время писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину... всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему, и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство» [5].

Большое внимание формированию и развитию российской идентичности уделяют общественные и государственные деятели.

Так, в свое время Алексий II, патриарх Московский и всея Руси особо подчеркивал, что Православная церковь рассматривает национальную нетерпимость и вражду как проявления греха ненависти. Алексий II также отметил, что необходимо с самого раннего возраста знакомить подрастающее поколение с традициями, обычаями и религиями народов России. По его убеждению, человек духовно просвещенный никогда не станет агрессивным националистом, а экстремизм, как правило, есть попытка болезненного самоутверждения человека, не уверенного в своих силах и нетвердого в своем мировоззрении [7].

С ним во многом солидарен Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин, считающий, что многие века, живя бок о бок, принадлежа одной российской культуре, создавая вместе славную историю нашего Отечества, верующие традиционных вероучений недостаточно знают о вере и обычаях друг друга, часто питаясь ложными представлениями и устаревшими мифами. Это обстоятельство рождает взаимное недоверие и даже становится нередко источником конфликтов на религиозной и национальной почве. Поэтому, воспитывая наше будущее поколение, необходимо давать знание не только о достоинствах своей религии, но и знания о традициях и обычаях, культуре и религии живущих с нами народов нашей страны, прививать чувства уважения и доверия по отношению к ним. Задача духовных лидеров состоит в том, чтобы, формируя так необходимую сегодня культуру открытого диалога, помочь нашим верующим в собственном религиозном наследии обрести необходимый духовный потенциал, который бы послужил делу взаимопонимания и углубления взаимодоверия в нашем обществе [8].

Ему во многом вторит проф. В.А. Михайлов, который считает, что наступил момент разрыва, дистанции между культурами и он стремительно расширяется, но от деятелей культуры, ученых зависит остановить движение в пропасть, подчеркнуть нашу общую историческую память. Также он считает, что мы должны в нашей общей родине найти все самое лучшее, которое нас всегда соединяло [9].

Весьма объективно, с учетом современной теории и практики, национальной политики, В.В. Путин на одном из первых заседаний Совета по

межнациональным отношениям особо подчеркивал, что Россия складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, на протяжении тысячелетий совместной истории россияне не утратили того самого главного, что составляет основу нашего бытия, каждого из наших народов, не утратили нашу национальную культуру, традиции, язык. Россия всегда славилась и гордилась таким культурным многообразием, и в этом всегда заключалась ее сила. И то, что нам удалось на протяжении веков не утратить это многообразие, сохранить его, - это чрезвычайно важно. В России проживает 193 народа и народности, говорящих на 171 языке. В государственной системе образования используется 89 национальных языков, то есть в школах преподается 89 национальных языков. Такого уровня защиты этнокультурных прав граждан, наверное, нет ни в одной европейской стране [10].

Упомянутый Совет, который возглавляется с 2012 года Президентом РФ В.В. Путиным, стал плодотворной научно-теоретической и практической площадкой и выработал современные подходы в осмыслении и реализации государственной национальной политики. Что немаловажно, главными направлениями работы Совета являются следующие.

Во-первых, укрепление России как уникальной мировой цивилизации. Действительно, для нашей страны характерна региональная специфика, этнокультурное и религиозное многообразие, которое на протяжении столетий не подавлялось, а сберегалось. Его сохранение - это не только залог но и великое конкурентное преимущество. Важнейшая роль в этом принадлежит русскому языку, русскому народу, его великой культуре.

Во-вторых, укрепление гражданского единства многонационального народа России. Несомненно, в этой деятельности следует учитывать весь позитивный опыт, который был накоплен в предыдущие десятилетия, но, конечно же, ничего не стоит идеализировать, в том числе и политику Советского Союза в этой сфере.

В-третьих, гармонизация межнациональных отношений и предотвращения межэтнических конфликтов. Следует помнить, что единое пространство России складывалось веками, но ценности межнационального согласия — это не подарок наших предков на все времена. Жизнь идет вперед, появляются новые вызовы, новые риски, новые угрозы, поэтому нельзя поддаваться на разъединительные тенденции в нашей стране. Мы должны добиться того, чтобы одним из ключевых понятий в жизни нашего общества стали толерантность, уважительное отношение к культуре и к образу жизни других людей, других народов, других этносов [10].

Этот тезис хорошо коррелирует с социологическими исследованиями Института социологии РАН. Так исследования акад. М.К. Горшкова показали, что на вопрос «Ощущаем ли мы общероссийскую гражданскую идентичность в себе?» в 1991 году положительно ответили 45 % населения России, в 2008 году — 65 %, а в 2014 году 85-90% населе-

ния. В связи с этим, мы можем уверенно говорить о российской нации [11]. Это дает основание утверждать о серьезной трансформации психологического настроя населения страны, которая все больше идентифицирует себя с общероссийской гражданской нацией.

В своем выступлении на II Международной научно-практической конференции «Единство в различиях» (30 октября 2014 года) проф. В.Ю. Зорин, отмечал новую черту российской нации - ее открытость. Он закономерно считает, что формирование российской нации - это, в первую очередь, формирование патриотизма, независимо от национальности, русские ли мы, чеченцы ли мы, татары ли мы, но мы все россияне. Мы любим свою страну [12].

Однако, В.Ю. Зорин не склонен отрицать мультикультурализм как несомненное достижение эпохи глобализации. Но он уверен, что наша практика намного шире и глубже. В России 277 языков, наречий и диалектов, 30 из которых являются языками обучения, а 59 являются языками изучения. Бесконфликтного общества не бывает, даже в семье есть конфликты. Существует конфликт интересов и всегда есть возможность развития конфликтов. Общество вместе с властью должны умело предвидеть и разрешать конфликты, и иметь опыт послеконфликтного регулирования [12].

На наш взгляд, немаловажно, что весьма актуальную проблему формирования общегражданской российской нации через призму информационно-коммуникационного воздействия плодотворно разрабатывает ряд ученых и специалистов РАНХиГС. Так, на международной научно-образовательной конференции «Вера, этнос, нация в эпоху кризиса и перемен», организованную Духовным Управлением мусульман РФ, Институтом стран Азии и Африки МГУ, Московским Исламским институтом, Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, (4-6 ноября 2015 года) с большим вниманием были заслушаны интересные и полезные доклады таких ученых кафедры общественных связей и медиаполитики отделения журналистики ИГСУ РАНХиГС, как проф. Ф.И. Шарков - заведующий кафедрой, проф. А.Д. Назаров, проф. Ш.С.Сулейманова, проф. Е.А. Назарова и других, которые в своих сообщениях остановились на наиболее значимых и ключевых вопросах этой темы. В частности, поднимался вопрос влияние СМИ, в особенности, интернета, на сознание россиян. Подчеркивалось, что СМИ — это один из потенциальных источников разжигания межнациональных конфликтов, но также и один из эффективных механизмов решения этих проблем, что актуализирует необходимость привития любви и уважения у подрастающего поколения к истории нашего государства, истории традиционных религий, воспитания у подрастающего поколения общероссийской гражданской идентичности [13].

Неслучайно, что в Стратегии государственной национальной политики РФ сформулированы ключевые вопросы государственной наци-

ональной политики, требующие особого внимания государственных и муниципальных органов, экспертного сообщества, руководителей и активистов национальных и культурных общественных объединений. Среди них особенно выделяются, во-первых, сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; во-вторых, обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; в-третьих, создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; и, в-четвертых, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, их связей с Россией.

Полагаем, что содержащиеся в ст. 19 Стратегии основные принципы государственной национальной политики Российской Федерации в значительной мере отвечают современным вызовам. Они касаются, государственной целостности, национальной безопасности РФ, единства системы государственной власти; равноправия и самоопределения народов России; равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особенно акцентируется внимание на предотвращении и искоренении любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; обеспечение уважения национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; государственной поддержки и защите культуры и языков народов России, уважение их традиций и обычаев.

Следует подчеркнуть, что с момента принятия в декабре 2012 года Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года в стране проделана большая работа, которая позволяет россиянам независимо от их национального происхождения чувствовать себя комфортно в нашем общем доме - России. С этой целью сформированы экспертные площадки для обсуждения и решения актуальных проблем межэтнического и межконфессионального общения, среди которых следует выделить Московский дом национальностей, в котором на регулярной основе проводятся лекции и семинары, другие мероприятия, направленные на укрепление гражданского мира, межнационального согласия, развития диалога культур.

Проведенный анализ показывает, что сейчас особенно широко требуется налаживание диалога между институтами гражданского общества, научными экспертами, религиозными организациями для обмена инициативами и проектами, направленными на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, преодоление ксено-

фобии и разногласий на религиозной почве, борьбу с экстремизмом во всех его проявлениях, на решение проблем, связанных со слабым общероссийским гражданским самосознанием (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации.

Несомненно, что предстоит мобилизовать российский социум на противостояние этнополитическому радикализму и экстремизму; профилактику возникновения националистических настроений в среде различных этнических общностей, особенно среди молодежи.

Видимо, потребуется более тесно развивать сотрудничество органов государственной власти, научного экспертного сообщества, общественных организаций в целях создания эффективной системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах России.

Список литературы

1. Чибисова М. Понятие этнической идентичности: теоретические основы. Biz-Во!е № 2, 2010.

2. Семинар «Соотношение гражданской и этнической идентичности», Институт славяноведения РАН, 7 октября 2014 года

3. Митрополит Илларион. Слово о законе и благодати. Москва // Институт русской цивилизации, 2011.

4. Сборник законодательных актов в области государственной национальной политики и межнациональных отношений. М., 2014.

5. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, ч. 1., с. 212.

6. Ильин И. Три Речи. О России. Интернет ресурс: http://www.libok.net/writer/9634/ ктда/36204^Пп^ап_а1ек8ап^оуюИ/о_го88п_М_гесЫ/геас1

7. Алексий II. Национальная нетерпимость есть грех ненависти. Этносфера, № 5(92), 2006.

8. Конференция «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития» 2007 г., РАГС.

9. Михайлов В. Дистанцию между культурами надо сокращать.//Этносфера. №11, 2001.

10. Выступление Президента на заседании Совета по межнациональным отношениям 24 августа 2012 года, Саранск. Интернет ресурс: www.kremlin.ru

11. Интернет ресурс: http://lib.sale/antropologiya-istoriya/gorshkov-sotsialnyie-osnovyi-formirovaniya-41189.html

12. II Международная научно-практическая конференции «Единство в различиях», 30 октября 2014 года, Москва, пресс-центр МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ». Организатор: Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы.

13. Международная научно-образовательная конференция «Вера, этнос, нация в эпоху кризиса и перемен», 4-6 ноября 2015 года.

14. Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 года. Интернет ресурс: http://base.garant.ru/70284810

15. Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)". Интернет ресурс: http://Cocs.cntd.ru/document/49900473

KOMMYHMKomrnq - communicology

■ ■ ■ THE SPECIFICS OF RUSSIAN CIVIC IDENTITY FORMATION: COMMUNICOLOGICAL ASPECT

Author: TORIYA J.N.

TORIYA Janna Nodarovna, the graduate student of the Chair of public relations and media planning, Journalism department, Institute of State Service abd management of the Russian Presidential Academy of National Academy and Public Administration (RANEPA).

Address: 84, Prospect Vernadskogo, 119571, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract: The author addresses necessity to work out the Russian identity (the identity of Russian Federation's citizens). Also analyzed are concepts "identity", "civil identity" (Russia), and "ethnic identity". The author also describes the early Russian philosophical-religious works "The word of the law and the grace" and "The Tale of bygone years".

In the "The word of the law and the grace ", it was rejected the theory of " the chosen people" and the idea of equality before God was preached. Russia is a multinational and multiconfessional state, for many centuries of their common history; the Russians have not lost the main thing, the basis of our existence, namely, national culture, tradition and language. Russians were always proud of this cultural diversity; it is a home to 193 nations and ethnic groups. In this respect Russia is a unique world civilization. Its regional specifics, interethnic and religious diversity is a subject of pride of its people. The key issues are formulated in the Strategy of State national policy of the Russian Federation: the preservation and development of cultures and languages of nations of Russian Federation, the strengthening of their spiritual community, ensuring the rights of indigenous people and national minorities; the creation of the additional socio-economic and political conditions for lasting national and international peace and harmony in the North Caucasus; and also the support of compatriots living abroad.

Key words: Russian identity, civil identity (national), ethnic identity, he State National policy strategy, the harmonization of inter-ethnic and inter-faith relations.

References:

1. Chibisova M. Ponyatiye etnicheskoy identichnosti: teoreticheskie osnovi. // BizBote. № 2, 2010. [Chibisova M. The term "Ethnic identity": theoretical basis. // Biz-Bote. №2, 2010].

2. Seminar "Sootnoshenie grajdanskoy I rtnicheskoy identichnosti", Institut Slavyanovedeniya RAN, 7 oktyabrya 2014 goda [The seminar "The interrelation of civic and ethnic identity" The Institute of Slavonic Studies, RAS, the 7th of October, 2014].

3. Mitropolit Ilarion. Slovo o zakone I blagodati / Moskva, Institut russkoy tcivilizatcii, 2011. [Metropolitan Illarion. The word about the law and the grace. Moscow. The Institute of Russian Civilization, 2011].

4. Sbornik zakonodatelnih aktov v oblasti gosudarstvennoy natcionalnoy politiki I mejnacionalnih otnoshenii / Moskva, 2014. [The publication of legal acts in the sphere of State national policy and inter-ethnic relations. / Moscow, 2014].

5. Povest vremennih let. M.-L., ch.1 , s. 212. [The tale of bygone years. M.-S., Part 1, p.212].

6. Iliin I. Tri rechi. O Rossii. Internet resurs: http://www.libok.net/writer/9634/ kniga/36204/ilin_ivan_aleksandrovich/o_rossii_tri_rechi/read [Ivan Iliin I. Three speeches. About Russia. URL: http://www.libok.net/writer/9634/kniga/36204/ilin_ivan_ aleksandrovich/o_rossii_tri_rechi/read

7.Aleksii II. Natcionalnaya neterpimost est greh nenavisti". // Etnosfera, No 5 (92),

2006. [Aleksii II. National intolerance is a sin of hatred. // Etnosfera, No 5 (92), 2006].

8. Konferentciya "Mejkulturnii I mejreligioznii dialog v tcelyah ustoichivogo razvitya".

2007, RAGS. [The conference "Intercultural and interreligious dialogue for substainable development". 2007, RANEPA].

9. Mihailov V. "Distantciyu mejdu kulturami nado sokrajat". Etnosfera №11 (38), 2001. [Mikhailov V. The distance between the different cultures should be reduced. Etnosfera №11 (38), 2001].

10. Vistuplenie Prezidenta na zasedanii Soveta po mejnatcionalnim otnosheniyam 24 avgusta 2012 goda, Saransk, Interner resurs: www.kremlin.ru [The President's Speech in the meeting of the Council of interethnic relations, 24th of August, 2012, Saransk].

11. URL: http://lib.sale/antropologiya-istoriya/gorshkov-sotsialnyie-osnovyi-formirovaniya-41189.html

12. II Mejdunarodnaya mauchno-prakticheskaya konferentciya "Edinstvo v razlichiyah", 30 oktyabrya 2014goda, Moskva, press-tcentr MIA "Rossiya -Segodnya" Organizator: Departament mejegionalnogo sotrudnichestva, natcionalnoy politiki I sviyazey s religioznimi organizatciyami Moskvi. [The Second International scientific-practtical conference "The Unity in differences", the 30th of October, 2014, Moscow, press center of MIA "Russia Today". Organizer: the Department of interregional cooperation, multicultural policy and relations with religious organizations of Moscow].

13. Mejdunarodnaya nauchno-obrazovatelnaya konferentciya "Vera, Etnos, Natciya v epohy krizisa I peremen".4-6 noyabrya 2015 goda [The International scientific- educational conference "Faith, ethnicity, nation in the period of crisis and changes", the 4th -6th of November, 2015].

14. Strategiya gosudarstvennoy politiki do 2025 goda. M., 2012. [The Strategy of State National policy until 2025 year. URL: http://base.garant.ru/70284810].

15. Federalnaya tcelevaya programma"Ukreplenie edinstva rossiyskoy natcii I etnokulturnoe razvitie narodov Rossii"(2014 - 2020 godi). [The Federal target program: "The consolidation of the unity of the Russian nation and ethnic development of the nations of Russia (2014-2020 years)". URL: http://docs.cntd.ru/document/49900473].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.