УДК 323.17
этнокультурная политика в саратовской области: проблемы и перспективы
А. А. Вилков, н. С. Толкунов
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского E-mail: vil57@yandex.ru, niktolkunov@gmail.com
В статье рассматривается опыт реализации этнокультурной политики на региональном уровне на примере Саратовской области. Анализируется нормативно-правовое обеспечение этнокультурной политики в регионе. Рассматриваются вопросы реализации права на культурное самоопределение, получение этнокультурного образования и сохранение родного языка, взаимодействие с этническими общественными объединениями. Ключевые слова: этнокультурная политика, этническая общность, программно-целевой подход, национально-культурная автономия, этнокультурное развитие, этнокультурное образование.
Ethnocultural Policy in saratov Region: Problems and Prospects
A. A. Vilkov, N. s. Tolkunov
The article considers the experience of implementing ethnocultural policy at the regional level by the example of Saratov region. The author analyzes the normative-legal provision of ethnocultural policy in the region. The questions of realization of the right to cultural self-determination, receipt of ethnocultural education and the preservation of the native language, interaction with ethnic public associations. Key words: ethnocultural policy, ethnic community, program and target approach, national-cultural autonomy, ethnocultural development, ethnocultural education.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2017-17-3-320-325
Проблема гармонизации этноконфессио-нальных отношений в регионах современной России по определению является одной из самых актуальных и политически значимых. Обусловлено это тем, что состояние данной сферы во многом является индикатором благополучия/ неблагополучия экономического, социального и культурного развития конкретного субъекта Российской Федерации и важнейшим параметром эффективности политического управления в регионе.
Опыт Саратовской области в этой сфере представляет особый интерес, обусловленный, прежде всего, тем, что регион является многонациональным, поликонфессиональным территориальным образованием. Область представляет собой этноконтактную зону, на территории которой проживают: русские, татары, казахи, украинцы, немцы, армяне, мордва, белорусы, чуваши и представители многих других российских народов. Ее специфика связана также с приграничным положением и вхождением в
так называемый «миграционный коридор Восток - Запад», являющийся транзитным для представителей стран Средней Азии, Ближнего Востока. По разным подсчетам, в год через регион проезжают около 260 тыс. мигрантов, из которых около 15 тыс. остаются в регионе. В связи с этим в данной работе необходим анализ фактической реализации этнокультурной политики и законотворческой деятельности по ее реализации на политико-правовом уровне.
По своей этнической структуре Саратовская область представляет собой определенный срез Российской Федерации. На момент переписи 2010 г. в области было зарегистрировано 135 этнических групп, в то время как во время переписи 1989 г. их было 1111. Каждая из этих групп имеет свои социокультурные особенности, традиции, которые важно учитывать при реализации этноконфессиональной политики на территории региона.
Подавляющее большинство политической элиты области представляют русские, однако такая картина не является результатом чьих-либо целенаправленных действий или проводимой политики, а связана с фактическим численным доминированием русских в населении региона. Вместе с тем различные этнические группы представлены среди глав администраций, в структурах органов власти и местного самоуправления.
Концепция государственной национальной политики в Саратовской области в определяющей степени дублирует концепцию государственной национальной политики Российской Федерации с учетом национально-культурных особенностей населения региона. Для реализации практических мер в сфере национальных отношений в области в конце 1990-х гг. была разработана и принята программа «Социальное и национально-культурное развитие народов Саратовской области на 1998-2001 годы». Принципы и цели данной концепции также полностью соответствовали принципам и целям общефедеральной концепции. Отдельный раздел был посвящен главным направлениям реализации государственной национальной политики, основным инструментом которой в регионе, как и на общефедеральном уровне, провозглашался программно-целевой подход.
К основным задачам концепции относились вопросы создания областных программ социально-экономического и национально-культурного развития народов, инициирования вопросов совершенствования законодательства области в соответствии с нормами международного права, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и с учетом этносоциальных и этнокультурных процессов в области. Кроме того, государственная поддержка была направлена на содействие различным формам местного самоуправления, создание условий для выражения инициативы всех групп населения области, а также учет их интересов в деятельности органов местного самоуправления. Акцент делался на необходимости выстраивания диалога между органами власти и национальными общностями. В связи с этим в концепции подчеркивалась необходимость активизации деятельности Совета по взаимодействию с национальными объединениями при губернаторе области, Ассамблеи народов области и Ассоциации национально-культурных объединений Саратовской области.
Данные направления этнополитики были подкреплены программами национально-культурного развития народов в Саратовской области на 2003-2006, 2008-2010, 2011-2013 гг. Основными задачами этих программ были обозначены: предупреждение межнациональных конфликтов, этнокультурное развитие народов Саратовской области, сохранение и приумножение культурно-исторического наследия региона, формирование установок толерантного сознания жителей области, содействие гармонизации межэтнических отношений, обеспечение интеграции иммигрантов в жизнь местных сообществ в муниципальных образованиях области, формирование на местах атмосферы сотрудничества и доверия. Также эти программы делали акцент на необходимости проведения мероприятий национально-культурных объединений, органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Анализ данных программ позволил выявить их некоторые особенности. Например, специфика программы на 2003-2006 гг. заключалась в акценте на необходимости создания нормативно-правовой базы и информационной базы для обеспечения удовлетворения национально-культурных интересов многонационального населения области2. Программа развития на 2008-2010 гг. одной из целей ставила недопущение социальной стратификации по этническому признаку, ориентировала на улучшение экономических показателей, социально-экономического климата в регионе, а также совершенствование процедуры интеграции мигрантов в жизнь местных сообществ3. Программа 2010-2013 гг. среди основных целей ставила также поддержку российского казачества4.
Реализация данных программ предусматривала, как правило, три этапа. Первый этап пред-
усматривал деятельность по разработке стратегии и нормативно-правовой, организационно-методической базы и базы инвестирования этнокультурных проектов в рамках реализации программы. На втором этапе предполагалась уже непосредственная реализация пилотных проектов в сфере инновационных стратегий этнокультурного развития области, формирование ресурсной базы проведения конкурсов этнокультурных проектов, организационное и нормативно-правовое обеспечение финансирования инициатив в этнокультурной сфере. На заключительном этапе реализации данных программ предусматривались мероприятия, направленные на распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, корректировка их с учетом достигнутого5.
В данный момент этнополитика в регионе осуществляется на основе действия подпрограммы 13 «Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Саратовской области на 2014-2020 годы» программы «Культура Саратовской области до 2020 года». Цели и принципы программы сохраняют преемственность с предшествующими программами. Отмечается необходимость обеспечения единства народов, проживающих на территории области, укрепления этноконфессионального диалога, снижения конфликтного потенциала для укрепления общественно-политической стабильности и роста инвестиционной привлекательности области. Наибольшее внимание в данном документе уделяется необходимости создания на областном и муниципальном уровнях системы мониторинга состояния этноконфес-сиональных отношений и необходимости интеграции ее в общефедеральную систему.
Кроме того, среди основных задач подпрограммы следует отметить противодействие любому виду экстремизма и ксенофобии на территории области. Подпрограмма важное место отводит использованию потенциала гражданского общества для улучшения состояния межнациональных отношений, укрепления роли национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, в том числе для адаптации мигрантов.
В рамках программы предусматривается проведение ряда мероприятий. Среди них можно выделить мероприятия: по информационному сопровождению деятельности в сфере эт-ноконфессиональных отношений; организации мониторинга в данной области; организации мероприятий, в том числе на территории этнографического комплекса «Национальная деревня народов Саратовской области», для гармонизации межнациональных отношений; организация семинаров и дополнительного образования для госслужащих, профессиональная деятельность которых лежит в сфере межнациональных отношений. Отдельно выделена необходимость популяризации наследия российского казачества6.
Программами предполагался переход от дотационной политики к политике финансирования этнокультурного развития через механизмы самоорганизации национально-культурных объединений. Предусматривалось развитие сети этнокультурных организаций, чья деятельность направлена на социально-экономическое развитие муниципальных образований области, активизацию процессов межрегионального этнокультурного развития.
На региональном уровне вопросы управления этноконфессиональной сферой курирует вице-губернатор области. Среди прочих его полномочий значится взаимодействие с национальными и религиозными объединениями.
Что касается непосредственно управления этнополитическими процессами, то в структуре Правительства Саратовской области есть комитет, специализирующийся на этом. 30 марта 2007 г. постановлением губернатора комитет общественных отношений был преобразован в комитет общественных связей и национальной политики Саратовской области7. 22 сентября 2014 г. управление внутренней политики и общественного мониторинга Правительства Саратовской области было реорганизовано и присоединено к комитету общественных связей и национальной политики области8. Данный комитет как орган исполнительной власти наделен рядом полномочий в сфере общественных, национальных и государственно-конфессиональных отношений9.
Именно комитет общественных связей и национальной политики, главным образом, ответственен за осуществление управления эт-нополитическими процессами. Он является исполнителем уже рассмотренной нами ранее подпрограммы 13 «Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Саратовской области на 2014-2020 годы», других областных программ, действующих в данной сфере, в том числе Плана мероприятий по реализации в 2017-2019 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. на территории Саратовской области10. В плане обозначено 56 мероприятий, многие из которых проводятся ежегодно. Мероприятия разделены на 12 направлений, связанных с улучшением государственной политики в этнонациональной области, обеспечением равных прав граждан в этой сфере, поддержанием и развитием этнокультурного разнообразия, обеспечением межнационального согласия, укреплением единства российской нации. В целом можно сказать, что мероприятия, проводимые в рамках данного плана, действительно необходимы. Однако, на наш взгляд, недостаточное внимание уделено проблемам по воспитанию этнокультурной терпимости в среде молодежи.
28 ноября 2016 г. было принято положение об Общественном совете при комитете обще-
ственных связей и национальной политики Саратовской области11. Совет состоит из 12 человек и является консультативно-совещательным органом. Основной его задачей является укрепление взаимодействия комитета с общественными организациями. Функционально совет обеспечивает выработку предложений по разрабатываемым планам реализации национальной политики, оказывает консультативную помощь комитету, участвует в экспертизе программ, принимаемых комитетом в этноконфессиональной сфере. На наш взгляд, инициатива создания такого совета является правильной и при должной реализации позволит укрепить связи органов власти, занимающихся реализацией национальной политики в области с гражданским обществом.
В Саратовском регионе функционирует ряд общественных консультативно-совещательных органов при губернаторе. В 2005 г. был создан совет по взаимодействию с религиозными объединениями, а в 2006-м - совет по взаимодействию с национальными объединениями. В 2014 г. эти два совета объединились в совет по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при губернаторе Саратовской области. Основной целью данного совета является оказание содействия областным органам исполнительной власти в осуществлении мер, направленных на «укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории области, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, информирование вице-губернатора области о положении дел в указанной сфере, подготовку предложений Губернатору области по вопросам, входящим в компетенцию Совета»12.
Особую роль в регулировании этнополити-ческих процессов играют общественные организации и структуры гражданского общества. В структуре Общественной палаты Саратовской области функционирует комиссия по взаимодействию с национальными, религиозными объединениями и миграционной политике. Данная комиссия имеет свою группу в социальной сети «ВКонтакте»13, однако материалы о деятельности комиссии там активно не публикуются, кроме того, она охватывает малую аудиторию. Тем не менее, публикации в региональных СМИ свидетельствуют о проведении комиссией систе-магической работы по обеспечению межэтнического взаимодействия.
Общественная палата часто выступает в качестве переговорной площадки для межэтнического диалога, играет немаловажную роль в адаптации мигрантов, проводит воспитательную
и разъяснительную работу в этнокультурной сфере.
Анализ показал, что основная часть полномочий в сфере управления этнополитическими процессами замыкается на органах исполнительной власти области. Представительные органы власти включены в данную область общественных отношений лишь в сфере законодательных инициатив, затрагивающих сферу этнополитики. В Саратовской областной думе существует профильная комиссия по этноконфессиональным отношениям. Основное направление ее деятельности состоит в том, чтобы следить за соответствием регионального законодательства общефедеральному в сфере реализации национальной политики и не допускать ухудшения условий работы социально ориентированных организаций, в том числе национально-культурных объединений и автономий.
На местном уровне реализацию управления этноконфессиональными отношениями в области курируют специально назначенные лица из администрации муниципального образования. Кроме того, в районах функционирует система колл-центров, позволяющих представителям органов местного самоуправления своевременно получать информацию о возможных проблемах в сфере межнациональных отношений. Как правило, номер телефона колл-центра - это номер сотрудника районной администрации, ответственного за состояние межнациональных отношений.
В 2014 г. были выработаны Методические рекомендации для администраций муниципальных районов и городских округов Саратовской области по организации деятельности в сфере межнациональных отношений14. Этот документ унифицирует подходы к реализации национальной политики и дает более полное представление о реализации этнополитики в Саратовской области на местном уровне. Среди полномочий органов местной власти в данной сфере отмечены разработка и осуществление программ по обеспечению этнокультурного развития на муниципальном уровне.
Большинство этнических общностей, проживающих на территории области, имеют национальные общественные организации. Цель функционирования данных организаций - наиболее полная реализация тех интересов и потребностей, которые возникнут у представителей этнических общностей. Как правило, эти интересы лежат в области всестороннего вовлечения представителей этих групп в социокультурное пространство региона, а также сохранения культуры, языка и традиций. Данные вопросы успешно решались в рамках областных целевых программ, реализованных в 2008-2010 гг., и долгосрочной целевой программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Саратовской области на 2013-2015 годы».
В период реализации данных программ только с 2008 по 2012 г. число национальных общественных организаций увеличилось с 12 до 32. Было подготовлено и проведено свыше 130 мероприятий, способствующих развитию культурного многообразия этнических общностей Саратовской области, гармонизации межнациональной обстановки, а также развитию казачества (подпрограмма 13 «Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Саратовской области»)15. Кроме того, областным правительством был утвержден «План мероприятий по реализации на территории Саратовской области в 2015-2017 годах Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года»16.
Что касается национальных общественных организаций, то на конец 2016 г. на территории области было зарегистрировано 33 организации. Свои национальные общественные организации имеют представители 21 национальной группы населения. Кроме этого, на конец 2016 г. в регионе зарегистрировано 16 национально-культурных автономий, шесть из которых имеют региональный статус: Немецкая, Казахская, Татарская, Азербайджанская, Чувашская, Белорусская; десять имеют местный статус: три из них образованы представителями курдской этнической общности, по две национально-культурных автономии зарегистрировано представителями немцев, казахов и евреев, одна - представителями азербайджанцев17.
Во многих регионах нашей страны осуществляют деятельность дома дружбы народов. В Саратове с 2000 г. действует муниципальное учреждение культуры «Городской дом культуры национального творчества», которое ведет активную деятельность в этнокультурной сфере. На его сайте регулярно публикуется информация о проводимых мероприятиях (так, за 2014 г. было проведено 646 мероприятий, направленных как на развитие этнокультурного многообразия, так и на укрепление патриотизма в обществе)18. Однако существует проблема неудобного расположения центра и недостатка помещений. В настоящий момент постоянными кабинетами там обладают только польская, казахская и немецкая общины. Остальные национально-культурные организации в этой связи сталкиваются с проблемой отсутствия официальных помещений.
Ассоциация национально-культурных объединений Саратовской области создавалась как общественная коалиция, учрежденная следующими организациями: Курдской национально-культурной автономией, СРОО «Азербайджанское общество "Ватан"», СРОО «Грузинская община "Иверия"», СРОО «Общество представителей народов Дагестана "Дагестан"», СРОО «Армянская община "Крунк"», СРОО АВП «Саратовский источник», СРОО НКЦ народов Центральной Азии
«Евразия», Фондом Социально-правовой помощи иностранным гражданам. В настоящее время Ассоциация включает более 15 национально-культурных общественных организаций и оказывает юридическую помощь мигрантам, беженцам, вынужденным переселенцам. Она принимает активное участие в разработке региональной нормативной базы, регулирующей межнациональную сферу, в координационных советах различных уровней, проводит национальные праздники, конференции, круглые столы.
В Саратове работает татарская гимназия. Это первая гимназия, открытая за пределами Республики Татарстан, в ней обучаются около 300 детей. Инициативу при ее создании проявила татарская диаспора совместно с отделом образования Волжского района г. Саратова19. Значительную поддержку оказал и председатель Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов. Помимо этого, в регионе действует Духовное управление мусульман Саратовской области, что является, безусловно, позитивным фактором в процессе реализации этнокультурной политики и регулирования межнациональных отношений. К примеру, в Пензенской и Оренбургской областях такое управление отсутствует.
В Саратове действует этнографическая деревня, где представлены образцы быта народов, населяющих Саратовскую область. Она позволяет посетителям больше узнать об этносах, проживающих на территории области, служит своеобразной площадкой для построения межэтнического диалога. Деревня была создана в 2003 г., и на сегодняшний день на ее территории располагается 15 национальных подворий. Также в районах области создаются свои этнокультурные музеи, как правило, на базе национально-культурных организаций.
Проведенный анализ основных направлений этнокультурной политики в Саратовской области позволяет констатировать следующее. Несмотря на возросшую в последнее время миграционную активность, этнокультурный баланс в области сохраняется и находится под контролем региональных и муниципальных органов власти. Однако риск нарушения данного баланса остается и требует пристального внимания и целенаправленных последовательных управленческих действий по гармонизации межэтнических отношений и профилактике возможного роста напряженности в данной сфере.
Чаще всего при управлении этнополитиче-скими процессами в Саратовской области используется программно-целевой подход, обусловленный государственной стратегией федерального уровня. В ее рамках принимается большое количество целевых программ и нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу национальной и этнокультурной политики, осуществляются планы мероприятий, направленных
на реализацию стратегии национальной политики и гармонизацию межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов области. В то же время важно отметить, что реализация данной государственной стратегии в регионе представляет собой не механическое воплощение спущенных сверху нормативных и административных документов, а их адаптацию к конкретным условиям региона, специфике его этноконфессио-нального состава и особенностям динамики миграционных процессов. После памятных событий в Пугачеве особое внимание региональной властью уделяется разработке системы мониторинга этноконфессиональных отношений, которая реализуется совместно с представителями местного самоуправления и институтами гражданского общества.
Опыт Саратовской области в реализации государственной национальной политики наглядно подтверждает необходимость взаимодействия государственной власти, власти субъекта РФ и институтов гражданского общества, в том числе национально-культурных автономий. Такое взаимодействие способствует сохранению этнокультурного многообразия, взаимообогащению данных культур, распространению знаний о культуре и истории народов, населяющих Саратовскую область и Российскую Федерацию.
В качестве одной из проблем можно отметить определенное противоречие, обусловленное тем, что кроме НКА вопросами развития культуры, сохранения самобытности и языка могут заниматься и другие общественные организации, у которых в уставе закреплены подобные цели. Такое дублирование в ряде случаев сопровождается тем, что лидеры данных организаций вступают в конкуренцию между собой за преимущественное право представлять интересы той или иной этнической группы во взаимоотношениях с региональными органами власти.
Не решена проблема с финансированием НКА, они по-прежнему финансируются по «остаточному принципу», что затрудняет их эффективную работу с населением. Кроме того, до сих пор отсутствует федеральный орган, который бы координировал деятельность национально-культурных автономий различного уровня.
Важно отметить, что большинство ведущих субъектов политики (несмотря на имеющиеся разногласия и конкуренцию в определении стратегии политического и социально-экономического развития страны и региона), тем не менее, единодушны в том, что конечной целью этнокультурной политики в Саратовской области является решение двуединой задачи: с одной стороны, обеспечение интересов и прав граждан, связанных с их этнокультурными запросами, а с другой - формирование единой гражданской нации, ориентированной на интересы и национальную безопасность страны в целом.
Примечания
1 См.: Окончательные итоги Всероссийской переписи населения-2010 по Саратовской области. Первый блок. URL: http://srtv.gks.ru/VPN/vpn/itogi_1bl.pdf (дата обращения: 19.04.2017).
2 См.: О национально-культурном развитии народов в Саратовской области : постановление Правительства Саратовской области от 30.01.2003 № 9-П (с изм. на 21 окт. 2005 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/933004840 (дата обращения: 07.05.2016).
3 См.: Об областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы : закон Саратовской области от 11.09.2007 № 166 ЗСО. URL: http://docs.cntd.ru/ document/933010145 (дата обращения: 07.05.2016).
4 См.: О долгосрочной областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2011-2013 годы : постановление Правительства Саратовской области от 18.10.2010 № 479-П. URL: http://docs.cntd.ru/document/933015300 (дата обращения: 07.05.2016).
5 Там же.
6 См.: О государственной программе Саратовской области «Культура Саратовской области до 2020 года» : постановление Правительства Саратовской области от 20.11.2013 № 642-П. URL: http://docs.cntd.ru/ document/467701348 (дата обращения: 01.06.2016).
7 См.: О преобразовании комитета общественных отношений Саратовской области в комитет общественных связей и национальной политики Саратовской области : постановление Правительства Саратовской области от 30.03.2007 № 130-П. URL: http://docs.cntd. ru/document/933009650 (дата обращения: 01.06.2016).
8 См.: О реорганизации управления внутренней политики и общественного мониторинга Правительства Саратовской области : постановление правительства Саратовской области от 22.09.2014 № 541-П. URL: http://rg.ru/2014/09/29/saratov-post541-reg-dok.html (дата обращения: 01.06.2016).
9 См.: Вопросы комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области : постановление Правительства Саратовской области от 22.09.2014 № 542-П. URL: http://docs.cntd.ru/document/467703989 (дата обращения: 01.06.2016).
10 См.: Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2017-2019 годах Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Саратовской области : распоряжение Правительства Саратовской области от 02.02.2017 № 15-Пр. URL: http://docs.cntd. ru/document/467703253 (дата обращения: 27.05.2016).
11 См.: Об Общественном совете при комитете общественных связей и национальной политики Саратовской области : приказ от 28.11.2016 № 30 // Правительство Саратовской области / Комитет общественных связей и национальной политики области. URL: http://saratov. gov.ru/gov/auth/komsvyaz/ (дата обращения: 27.01.2017).
12 О создании Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при Губернаторе Саратовской области : постановление Губернатора Саратовской области от 11.04.2014 № 112. URL: http:// docs.cntd.ru/document/467702852 (дата обращения: 28.01.2017).
13 См.: Комиссия по национальным отношениям. URL: https://vk.com/op64nackomissya (дата обращения: 28.01.2017).
14 См.: Методические рекомендации для администраций муниципальных районов и городских округов Саратовской области по организации деятельности в сфере межнациональных отношений // Правительство Саратовской области. URL: http://saratov.gov.ru/region/ security/materialy/ (дата обращения: 07.05.2016).
15 См.: О государственной программе Саратовской области «Культура Саратовской области до 2020 года».
16 См.: О плане мероприятий по реализации на территории Саратовской области в 2015-2017 годах Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» : распоряжение Правительства Саратовской области от 31.03.2015 № 48-Пр. URL: http:// saratov.regnews.org/doc/bq/ke.htm (дата обращения: 21.04.2017).
17 См.: Национальные общественные объединения // Правительство Саратовской области. URL: http://saratov.gov. ru/region/society/national-associations/ (дата обращения: 28.01.2017).
18 См.: О нас - Городской дом культуры национального творчества. URL: http://gdknt.ru/o_nas/ (дата обращения: 28.01.2017).
19 См.: Мокин К. С. Этнокультурная ситуация в г. Бала-ково. Законодательство и этнокультурные мероприятия // Refdb.ru. URL: http://refdb.ru/look/1694709-pall. html (дата обращения: 07.05.2016).
Образец для цитирования:
Вилков А. А., Толкунов Н. С. Этнокультурная политика в Саратовской области: проблемы и перспективы // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 320-325. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-320-325.
Cite this article as:
Vilkov A. A., Tolkunov N. S. Ethnocultural Policy in Saratov Region: Problems and Prospects. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 3, рр. 320-325 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-3-320-325.