Научная статья на тему 'Динамика этнокультурных особенностей региона в контексте национально-культурной политики (на примере Омской области)'

Динамика этнокультурных особенностей региона в контексте национально-культурной политики (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1020
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / ЭТНОКУЛЬУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ETHNO-CULTURAL FEATURES OF REGION / NATIONAL-CULTURAL POLICY / ETHNO-CULTURAL HERITAGE / FORMS OF ETHNO-CULTURAL ASSOCIATIONS / ETHNO-CULTURAL MECHANISMS / ETHNO-CULTURAL POTENTIAL / SOCIO-CULTURAL REGULATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Генова Н. М.

Рассматриваются особенности формирования этнокультурных особенностей региона в контексте национально-культурной политики. Предлагаются пути решения проблем национально-культурной политики. Особое внимание уделяется формам национально-культурных объединений и межкультурной коммуникации, этнокультурным механизмам. В результате исследования осуществляется выход на этнокультурный потенциал региона и способы его социально-культурной регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of ethno-cultural features of region in a context of national-cultural policy (based on the Omsk region)

In article considers features of formation of ethno-cultural features of region in a context of national-cultural policy. Ways of the problems' decision of national-cultural policy are offered. The special attention is given to the forms of national-cultural associations and intercultural communications, to ethno-cultural mechanisms. As a result of research the exit on ethno-cultural potential of region and ways of its welfare regulation is carried out.

Текст научной работы на тему «Динамика этнокультурных особенностей региона в контексте национально-культурной политики (на примере Омской области)»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2010. №4. С. 217-225.

УДК 130.2 Н.М. Генова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ДИНАМИКА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассматриваются особенности формирования этнокультурных особенностей региона в контексте национально-культурной политики. Предлагаются пути решения проблем национально-культурной политики. Особое внимание уделяется формам национально-культурных объединений и межкультурной коммуникации, этнокультурным механизмам. В результате исследования осуществляется выход на этнокультурный потенциал региона и способы его социально-культурной регуляции.

Ключевые слова: этнокультурные особенности региона, национально-культурная политика, этнокультурное наследие, формы национально-культурных объединений, этнокульурные механизмы, этнокультурный потенциал, социально-культурная регуляция.

В современных условиях возникает потребность современного российского общества в нахождении новых подходов в построении модели культурной политики, сохранении национальной идентичности, национальных культур и традиций. Поэтому формирование этнокультурных ценностей российского общества представляется весьма важной и своевременной темой, реализовать которую становится возможным через внедрение культурных проектов, таких как приоритетный региональный проект «Культура Омской области» на 20062008 гг., который был принят на заседании Правительства Омской области 12 июля 2006 г., она разработана по инициативе Губернатора Омской области А.К. Полежаева.

На территории Омской области проживает 124 национальности. В этих условиях национально-культурные объединения являются компонентом стабилизации полиэтнической системы и существенно влияют на социально-культурную ситуацию. Их деятельность направлена на сохранение национального менталитета, изучение специфики народной культуры, родного языка, обычаев и традиций. Создание и реализация национально-культурных программ на родном языке с использованием интернет-технологий должно быть направлено на воспитание межнационального содружества и гражданского согласия народов Прииртышья. В этом процессе очень важно формировать у подрастающего поколения культурную память народа через семейную среду, память о прошлых поколения своего народа, своей национальности. При этом высота нравственного идеала как мерила культуры -

О Н.М. Генова, 2010

это величаишее достижение народа, и в этом смысле всегда важна национальная широта и открытость [1].

Рассмотрим исторические предпосылки развития национально-культурной политики в Сибири на примере Омской области. Так, согласно постановлению Пленума правления Омского отделения российского фонда культуры от 16.02.1995 г. «Национально-культурные проблемы Омской области и пути их решения» в период с 1987 по 1995 г. была «проведена определенная работа по созданию и оказанию практической помощи в налаживании деятельности национально-культурных центров и объединений в период их образования и становления». Велась практическая реализация предложений и мероприятий, изложенных в наименовании проекта «Решение национально-культурных проблем Омской области» [2].

С этой целью предлагалось: создать центр русской культуры, организовать летние оздоровительные лагеря по национальным признакам, ведение передач и издание книг на 2-х языках (национальном и русском), увеличить передачи по русской классике (фильмы, спектакли, песни), сделать акцент на нравственности и преемственности в детских передачах, проводить научные конференции по национально-культурным проблемам, создать единую программу изучения и развития национальных традиций, обрядов, игр у детей и подростков, расширить возможности обучения на родном языке, внедрять изучение народоведения и народной культуры повсеместно, разработать социальную программу «Семья» с акцентом на передачу национальных традиций, развивать национальные виды спорта и спортивные игры, изучать и пропагандировать знания по истории и культуре народов и национальных групп Омской области.

В этой деятельности всегда оставались важными: климат доверия, доброта, нормальное общение и поддержка друг друга независимо от национальной принадлежности. Решению проблемы нацио-налъно-культурной политики способствовало участие в фольклорном празднике «Сохранение и развитие культуры» (научная программа «Развитие национальных культур России, межнациональных и ме-

ждународных культурных связей и обменов»). Сам проект назывался «Решение национально-культурных проблем Омской области». В проекте отмечается, что возрождение самобытных культур возможно лишь при удовлетворении комплексов культурных потребностей: национальнокультурных; национально-политических и национально-языковых. Указывалось на потребность в просветительстве и всестороннем раскрытии потенциалов национальных групп Омской области, сохранении, изучении и развитии этнокультурного наследия, традиций, нравов, обычаев и их пропаганду.

Национально-культурная политика приобретала в те годы социально значимые контуры. Справедливо на этот счет высказывание Н.А. Томилова: «Ядром

программы национально-культурного возрождения становится социалъно-кулътур-ная проблематика». Для этого необходимо учитывать хозяйственный опыт в развитии промыслов и народных ремесел, в возрождении и развитии национальных черт в отдельных видах одежды, в быту, создание национально-ориентированных любительских объединений при национально-культурных центрах. Предлагалось открыть областной народный Дом, или областной Дом народов, с библиотекой дружбы народов, научно-методическим центром [3].

В решении национально-культурных проблем Омской области всегда было важно преодолевать этнические стереотипы, противоречия между интересами национальных групп и национальных элит, необходимо развивать чувство уважения к культуре других народов при этнографической и этнокультурной необразованности населения страны. Необходим переход от вторичных к аутентичным образцам. Нужен новый механизм культурной преемственности, использование коммерческого потенциала национальных культур, следует активизировать деятельность национально-культурных общественных организаций.

По отдельным национальным культурам важным становится развитие национально-культурных особенностей интерьера, одежды, предметов, утвари, создание музеев под открытым небом (этнопарков), проведение телемостов со страной охраняемой культуры, открытие националь-

ных воскресных школ, выставок народного творчества, связей с зарубежными странами, историко-культурная реконструкция и реставрация мест, связанных с народной культурой, открытие национальных кафе [4]. Реализация указанных мероприятий целиком и полностью зависит от активности национально-культурных автономий, объединений и центров и координации их действий в сфере национально-культурной политики региона и на международном уровне (ассоциация «Сибирское соглашение»).

Национальная культура и народное творчество, развивающиеся в условиях многонациональности и поликонфессио-нальности Сибири и России в целом, опираются на политику консолидации, гражданской солидарности в современных условиях. Это способствует сохранению богатейшего и уникального этнокультурного наследия народов Омского Прииртышья. На это направлены основные задачи Правительства и Министерства Омской области. Развитие национального языка, гармонизация культурных отношений, поддержка форм культурного развития, сохранение национальных традиций способствуют формированию пространства национально-культурного единения и этнокультурному возрождению регионов Сибири. Это проявляется в проведении фестивалей, Дней дружбы, встреч и совместных выступлений. Основной формой интеграции национальной культуры в творческую жизнедеятельность региона стало существование общественных объединений, включающих национально-культурные центры и автономии. Основные направления их деятельности - сохранение национального менталитета, специфики национальной культуры, родного языка, обычаев и традиций.

«Духовное воспитание человека, формирование духовных ценностей, народных традиций является общегосударственными задачами, и не менее важными, чем обеспечение безопасности в сфере образования, здравоохранения или сельского хозяйства», - так заявил на последней интернет-пресс-конференции губернатор Омской области Леонид Полежаев [5]. По словам губернатора, в основе гражданского общества, построенного на согласии, мире, уважении человека, лежит сохранение духовных, нравственных

и культурных традиций. Действительно, поддержка мероприятий этнокультурного характера должна способствовать гармонизации межнациональных отношений [6]. Национально-культурная политика способствует созданию комфортных условий по консолидации межнационального и поликонфессионального российского общества в этнокультурное пространство Сибири.

Концепция приоритетного регионального проекта отрасли культуры явилась ресурсом социальной стабильности, духовного развития, повышения квалификации кадров. В приоритетном региональном проекте не только отражена всесторонняя деятельность учреждений культуры и искусств, но и определены перспективы развития сферы культуры на три года и программные мероприятия. Был задан вектор развития культурной политики Омского региона, приоритетные направления ее реализации отражены в ведомственных целевых программах, действующих в настоящее время («Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, государственная поддержка самодеятельного художественного творчества», «Сохранение и популяризация объектов культурного наследия Омской области»), период реализации которых рассчитан на 2010-2012 гг.

Важнейшими направлениями в межэтническом диалоге в пространстве национально-культурных центров являются национальная безопасность и социальнокультурная устойчивость, что крайне необходимо в процессе модернизации. Эти взаимосвязанные понятия характеризуют современную российскую культурную ситуацию. В регионах Сибири, как показывает анализ документов учреждений культуры, проявляются следующие этнокультурные особенности: стремление к использованию идентичных традиций; восстановление установки на межпоко-ленные связи; комплексное использование народных традиций; консолидация усилий на славянское единство; установление высокой нравственной ответственности за духовное содержание культуры; контекстная реконструкция всех сфер народной культуры: фольклора, праздников, памятников и пр. [7]. Следующей особенностью сибирских регионов явля-

ется развивающаяся автономия культурных центров по отношению к транспортной и туристской инфраструктуре, что ограничивает приток посетителей. В этом направлении следует отметить организацию летних творческих лабораторий для развития одаренных детей.

Динамика этнокультурных особенностей развития региональной культурной политики проявлялась не только в формах сохранения этнокультурного наследия, но и в направлениях национально-культурной политики в регионе, которые переплетаются с локальными особенностями. Пробуждение национального самосознания не должно вести к разобщению. В 80-е гг. осознавалась необходимость создания ауры притяжения к культуре другой национальности. Важными элементами этнокультурной деятельности являлись: радиопередачи на национальных языках, с использованием национальной музыки, с определенными русскоязычными объяснениями.

Целям реализации государственной национально-культурной политики на территории Омской области служит межрегиональное национальное объединение (Дом дружбы). В его деятельности приоритетным является «укрепление межнационального согласия, гражданского мира и общественно-политической стабильности в регионе». Деятельность центра основана на оказании разностронней поддержки национально-культурным объединениям, творческим коллективам, которые разворачивают свою деятельность по реализации национально-культурных программ в рамках концепций приоритетных направлений на воспитание толерантности и межнационального сотрудничества. Одним из важнейших направлений деятельности Дома дружбы является выполнение программы долгосрочного социального проекта «Национальный мегаполис», направленного на укрепление благоприятного социокультурного климата на территории Омского Прииртышья, в основе которого лежит реализация механизмов доверия, согласия, стратегии диалога партнерских отношений с национально-культурными центрами через новые формы государственной поддержки. Все это способствует сохранению национально-культурной самобытности и возрождению исторического наследия наро-

дов Сибири, что явилось результатом реализации предложений резолюции VIII съезда Межрегионального общественного движения «Сибирский народный собор» (июль 2006 г.). Идет процесс установления контактов национально-культурных центров между собой. С этой целью регулярно проводится фестиваль национальных культур «Единение». Он направлен на укрепление доверия, добрососедства и толерантных отношений, деловых и дружеских связей с разными регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья в форме участия коллективов из других регионов. Особенностью фестиваля стало возрождение традиций проведения народных праздников, сосредоточенных в пространстве компактного проживания людей одной национальности при одновременном увеличении числа межнациональных мероприятий. Формой меж-культурной коммуникации является фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Казахстана, направленный на сближение и диалог культур народов.

Вместе с тем сближение и самоопределение - процессы параллельные: разногласия остаются и нужно ли подталкивать к ассимиляции? В этом плане важно развивать национально-культурные центры и национальную праздничную культуру. Локальные общенародные праздники, юбилейные торжества следует проводить на языках народов, проживающих на данной территории. Сохранение национальной идентичности требует также своих школ и развивающих досуговых центров, экспедиций по фольклору, мастерских ремесел; изучения музыки, живописи, хореографии. Это развивает любовь к своей культуре, родному краю, уважение к предкам. В этом отношении

Н.Н. Бревнова сказала: «Нельзя не отметить, что русские мало уделяют внимания своей культуре». Вместе с тем большое значение имеет праздник - фестиваль русской культуры «Душа России». Чистота русского языка под угрозой, все больше обостряется проблема его экологии.

В развитии национальных культур важно создание бикультурных ансамблей (татарско-башкирских, украинско-белорусских, русско-украинских, казахско-татарских) на основе этнокультурной идентичности. Важны конкурсы нацио-

нальной песни, национальные библиотеки, музейные экспозиции. Немалую роль играют соглашения о культурном сотрудничестве с Германией, Республикой Татарстан, Казахстаном и т. д.

Анализ сферы сотрудничества Дома дружбы и национально-культурных объединений Омской области показывает три вектора взаимодействия: 1) внутрире-

гиональная поддержка контактов (национально-культурные автономии, объединения и организации), 2) межрегиональные контакты (Беларусь, Украина, Армения и Казахстан) и 3) взаимодействие с социально-партнерскими и благотворительными организациями. Особое значение в этнокультурном диалоге имеют организация телепередач на родном языке (немецком, татарском, казахском), радио («Салям», «Шугле»), издание газет («Татарский мир», «Казахстанская правда»), издание специализированных журналов и разработка сайтов по национальной культуре. Важную роль в этом процессе играют межнациональные обрядовые фестивали.

Наряду с сохранением идентичных традиций, обычаев, промыслов через национально-культурные центры осуществляется связь с этнической (исторической) Родиной, что существенно укрепляет чувство национального самосознания и улучшает национальное самочувствие сибиряков через клубные объединения, сочетание исследований народной культуры с пропагандой народных традиций. Таким образом, существует общественная система взаимодействия с национальнокультурными объединениями в сфере поддержки и сохранения национальной культуры, которая, на наш взгляд, должна строиться не только на возрождении и пропаганде национальных форм творчества и развитии международных контактов, но также и на заботе о сохранении культурных традиций коренных народов и диаспорных групп (украинцы, немцы, татары, казахи) [8]. Для этого при Доме дружбы создается координационный совет по делам национально-культурного объединения, в котором обсуждаются рекомендации для органов государственной власти по решению проблем национальных центров. Следует отметить, что национально-культурные центры Омской области активно сотрудничают с объединениями из других регионов. Этому спо-

собствует поддержка культур основных национальных групп и народов Омской области. Одним из важнейших направлений в деятельности Дома дружбы является выполнение программы долгосрочного социального проекта «Национальный мегаполису, реализация которого создает дополнительные условия для укрепления единого полиэтнического культурного пространства и благоприятного социокультурного климата на территории Омского Прииртышья.

Создание единой территориальной инфраструктуры «Город в городе» позволит по-новому взглянуть на подходы в сфере построения гражданского общества посредством диалога культур. Поэтапная реализация этого долгосрочного социального проекта продлится до 2016 г. Его осуществление позволит оказать Дому дружбы методическую, организационную и информационную поддержку, даст возможность устанавливать межрегиональные партнерские отношения, сохранить национально-культурную самобытность народов Сибири. Эти предложения были закреплены в резолюции VIII съезда Межрегионального общественного движения «Сибирский Народный собор» (июнь 2006 г., г. Омск).

Рассмотрим систему связи форм инициативной деятельности как социальнокультурных уровней досуга и пространственных его форм с этнокультурными механизмами. К внутрирегиональным формам инициативной деятельности относится деятельность органов местного самоуправления, некоммерческих объединений, творческих союзов, этнокультурных и конфессиональных сообществ, неформальных объединений и молодежных субкультур. При этом вполне очевидно, как отмечает И.А. Скрипачева, что социально-культурная деятельность граждан в значительной мере определяется способами и степенью «включенности» в нее [9]. Таким образом, поддержка инициатив населения в сфере социальнокультурного творчества внутри региона построена на изучении ситуации в его культуре и создании условий для организации досуга с учетом многогранности форм деятельности. Каковы же эти этнокультурные механизмы? Это прежде всего механизмы самовоспроизводства культуры, предполагающие выдвижение этно-

культурных ресурсов, регулярно обновляющих представления о мире, человеке и обществе в образцах фольклора. Надо полагать, что создание новых традиций может протекать как на мезо-, так и макроуровнях социально-культурной среды. Далее идет система передачи и накопления культурных традиций, а также - социально-значимых ценностей. Благодаря этому культурная роль народного творчества выходит за рамки фольклорной своей основы общества и становится всеобщим достоянием. Третьим механизмом, обеспечивающим самодостаточность морально-нравственного климата человека в кругу ближайшего окружения, является регуляция образцов поведения внутри субкультур.

Известно, что процесс этнокультурного возрождения многообразных видов и форм народной культуры способен активизироваться через реконструируемую творческую деятельность в центрах традиционной культуры. Организационными формами этой деятельности могут быть: национально-культурные объединения, движения, национальные землячества, национально-культурные ассоциации, клубы, историко-культурные комплексы, этно-парки, национально-культурные и этно-конфессиональные общества, центры и автономии. По составу участников они делятся на национально-замкнутые и открытые объединения.

I. Открытые объединения принимают в свои ряды любых граждан, проявляющих желание изучать национальный язык, интерес к национальной культуре, традициям и новациям.

1. Собственно национально-культурные объединения - это исключительно творческие национально-культурные сообщества, деятельность которых построена на единстве этнокультурных интересов людей, объединенных творческой увлеченностью, разнообразием форм народного творчества (вышивка, рукоделие, народные ремесла).

2. Национальные землячества - малое трудовое объединение граждан, основанное на этнокультурном взаимодействии в отношении к формализованной общности трудящихся на одной территории и являющихся одновременно собственниками в местах компактного проживания национальной группы.

3. Национально-культурные ассоциации - добровольные объединения граждан одной национальности, одновременно действующих в пространстве конкретного региона. Членами этого объединения могли быть граждане разных национальностей, которые проявляли желание изучать национальный язык, традиции, культуру национальной группы [10].

4. Национально-культурные клубы -неэлитарные общественные объединения, основанные на национально-ориентированном общении в рамках единого культурного пространства. Их деятельность строится на обсуждении насущных проблем и поддержки культурных инициатив их участников, направлении в центры и коллективы народного творчества.

5. Форма национального историко-

культурного комплекса основана на приоритете консервации этнокультурных ценностей в процессе воссоздания культурной инфраструктуры, происходит выявление и фиксация образцов аутентичной народной культуры. Воссоздаются внешние атрибуты культурной деятельности: архитектура, элементы народных

праздников, обрядов, направлений и стилей в традиционном костюме, фольклоре и ремесленных традициях.

6. Национально-культурный центр -самая распространенная форма национально-культурного объединения. Его деятельность построена на творческом сотрудничестве представителей одной, смежной и других национальностей, тяготеющих к данной национальной культуре.

7. Национально-культурные движения. В деятельности данной формы, возникающей вокруг некоторого лидера, упор делается на развитии родного языка, смыкающемся с развитием обычаев и традиций. Возрождение национальной культуры способствует межэтнической толерантности многонационального социума.

II. Национально-замкнутые объединения принимают в свои ряды только представителей определенной национальности. На современном этапе ими являются национальные автономии, этнокон-фессиональные общества и этнопарки.

1. Национальные автономии - этнокультурные объединения широкой социально-культурной направленности и сферы деятельности, обладающие наибольшей государственной поддержкой, ори-

вотированные на политические формы сохранения национальной самобытности через деятельность культурных центров в комплексе с бытовой и хозяйственной деятельностью.

2. Этноконфессиональные общества строятся на современном участии в проведении мероприятий, поддерживаемых конфессией, в пропаганде религиозного искусства. Слияние различных направлений, стилей, влияний народного творчества основано на конфессиональных (православных, мусульманских, католических и пр.) традицях.

3. Этнопарк (школа народной культуры) является разновидностью историко-культурного комплекса с той разницей, что здесь упор делается на изучение народных традиций и приобщение к ним молодежи. Это инновационная форма этнокультурной деятельности, статус которой приравнивается к заповедной зоне. В результате модернизации национальнокультурного центра и отведения определенной территории в местах компактного проживания населения определенной национальности объединяются этномузей, школа народной культуры, мастерские, сценические площадки, классы для учебных занятий, игротеки. Здесь форма национального историко-культурного комплекса и объединения как бы сосуществуют в единстве организационных условий и культурного ландшафта.

На основе опроса Сибирским филиалом Российского института культурологии участников мероприятий, проводимых по линии Министерства культуры Омской области, были выявлены основные черты национально-культурной деятельности по некоторым индикаторам. Для выявления востребованности форм народного творчества респондентам были предложены 13 направлений в сфере культуры Омской области, из которых 4 - 30 % связаны с народным творчеством. Ранговые распределения показали следующую иерархию культурно-досуговых предпочтений населения Омской области. В целом формы народного творчества находятся посередине - ниже концертных и зрелищных мероприятий, но выше музейнобиблиотечной деятельности. На одном из ведущих - третьем месте в иерархической таблице данных опроса участников праздников находится участие их в ком-

плексных фестивалях с выступлением народных коллективов («Душа России», «Певческое поле») - 26,5 %. На четвертом месте по востребованности находятся выставки произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества (18,5 %), что говорит о некотором возрастании тяготения населения к народным ремеслам. Однако фестивали национального творчества и праздники национальной культуры, играющие серьезную этностабилизирующую роль, востребованы, увы, в недостаточной степени (14,5 %).

Удовлетворенность процессом возрождения народного творчества исследовалась в ходе этого же опроса. Подсчет результатов проводился отдельно для города и села, при этом мнения имели не значительные отличия (на 5,3-11,8%). Большая часть опрошенных считают, что они скорее удовлетворены результатом возрождения, чем не удовлетворены (63,2 % на селе и 51,5 % в городе). Тем не менее следует признать, что за этими ответами скрывается недостаточность проникновения в сущность народных традиций.

Итак, посмотрим, на чем же держится возрожденческий процесс в городе и области? Из предложенных респондентами шести направлений народного творчества лидирующее место на селе занимает в ответах развитость системы народного календаря (71,4 %). Близким по значению является использование православных традиций в народном творчестве, на достаточность развития которых указали 67,5 % сельских жителей. Это направление находится на одиннадцатом месте в ответах горожан. Таким образом, мнения городских и сельских жителей в вопросе о достаточности развития форм народного творчества формируются в следующих направлениях: системы праздничного календаря, сохранения

Рассмотрим, какие мнения имеются у опрошенных по мерам развития традиционного народного творчества. У городских и сельских жителей обнаружилось единство во мнении, что больше всего в современных условиях требуется улучшение материальной базы (88,3-79,1 %). Примерно на том же уровне находится процент ответов, связанных с финансированием развития форм возрождаемой народной культуры. Отмечается также

фактор осовременивания условий занятий. На недостаточность связи с массовой и современной культурой, которые приводят к отрыву от народных традиций, указали более двух третей опрошенных.

Изучение и использование духовных ценностей, заключенных в культурноисторических пластах отечественной культуры просто необходимо, так как последняя целиком строилась на традициях. Некоторая часть опрошенных в городе (32,2 %) поддерживает идею создания в городской среде регионального этнопар-ка, крупной творческой историко-культурной зоны. Тем не менее отмечается сходство в предлагаемых мерах относительно поддержки народных талантов, а также - в проведении большого числа экспедиций, направленных на сбор, консервацию и музеефикацию региональных форм народного творчества (44,2-58,5 %). Однако есть и различия. Приоритетной мерой горожане называют показ достижений народного творчества, что мало значимо для не избалованного такими экспозициями сельского зрителя.

В результате исследований развития форм возрождения народной культуры в Омской области выявлены следующие направления национально-культурной политики:

1. Увеличение числа национальнокультурных объединений, которые бы способствовали этнической идентификации различных диаспор.

2. «Омоложение» состава национальнокультурных центров с помощью привлечения в них молодежи через Интернет, фестивальные формы, развлекательно-игровые программы и парковую деятельность.

3. Создание регионального межнационального этнопарка с музеем народного творчества и художественными мастерскими.

4. Привлечение к деятельности в сфере народной культуры большего числа эт-ноконфессиональных объединений на основе единства вероисповеданий разных народов.

5. Развитие различных форм национально-культурных движений, в которых бы развивались традиции идентичных народов.

6. Акцент в развитии народной культуры на соотнесение историко-культурных и региональных традиций Сибири.

7. Развитие «живого» канала распространения народных традиций, естественное приобщение к исторической памяти.

8. Создание интегрированных телепередач и авторских программ, воссоздающих целостность представлений о народной культуре.

9. Формирование комиссии по разработке и внедрению единого регионального праздничного календаря.

10. Усиление связи традиций народного творчества с массовой культурой.

11. Расширение репертуара фольклорно-этнографических ансамблей за счет нового материала, привозимого из фольклорных экспедиций.

12. Регулярные показы достижений народного творчества в форме ярмарок, выставок, форумов, дней культуры, культурных акций и, особенно, дней национальной культуры, что способствует обмену творческими достижениями между народами Сибири.

13. Развитие семейно-бытовых и культурных традиций народного творчества через конкурсы типа «Народные традиции в семье».

14. Развитие этнокультурных форм народного творчества, связанных с экранной культурой, фото-, видеотворчеством народов Сибири.

15. Интеграция деятельности национально-культурных организаций с хобби-центрами (любительские объединения) с целью установления культурных контактов между семьями, неформальными объединениями, молодежными движениями.

16. Система совместных праздников, сохраняющих праздничные традиции славянских и других народов Сибири (например, немецкий День благодарения урожаю и славянские Осенины).

17. Проведение фестиваля коренных народов Сибири, направленного на формирование гражданственности, способствующий возрождению и возвращению исчезающих русских, казахских, татарских и других культурных традиций.

Приведенные данные привели к следующим размышлениям, созвучным идеям Д.С. Лихачева. Этноконфессиональное представительство дополняется культурным многообразием при наличии возможностей культурной идентификации, этнокультурных точек. Эта проблема во многом этноэкологическая и в то же вре-

мя - культурно-экологическая и нравственная. По этому поводу Д.С. Лихачев справедливо писал, что «о каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и тем идеалам, которыми он живет». Важнее всего для правильного понимания народами друг друга оказывается благожелательность к любому народу. Это поможет преодолеть возникновение любой неблагожелательности, которой всегда сопутствует «стена непонимания» [11].

Таким образом, этнокультурный потенциал региона, проявление близости национального характера поликультурно-го сибирского субэтноса является важным культурным ресурсом Омского региона. Национально-культурные движения народов Омской области способствуют развитию гражданской инициативы, гармонизации межнациональных культурных отношений, созданию единого фонда культурного наследия народов Омской области. Отсюда возникает необходимость связи вышеприведенных механизмов реализации через появление нового. Итак, самовоспроизводство народной культуры обеспечивают услуги в области художественного самодеятельного творчества (кружки, студии, концерты, выставки). Накопление и передача культурных традиций возможна благодаря услугам организации творческого общения (мастер-классы, презентации, фольклорноэтнографические экспедиции, творческие встречи, праздники). Наконец, социокультурная регуляция народного творчества оказывается возможной с помощью услуг организационного характера, связанных с отдыхом и культурными развлечениями (клубные вечера, праздники, дискотеки, посиделки) с участием посетителей старшего поколения.

Таким образом, перманентность (непрерывность) процесса этнокультурного творчества предполагает волнообразную эволюцию и динамику форм, их смену, обновление или чередование, что является важнейшим условием формирования культурных услуг. Другим важнейшим

фактором культуротворческого процесса является своеобразная культурно-экологическая локализация «публичных зон» отдыха - своеобразных этнопарков - пространства развернутой многопрофильной рекреации и самовыражения, где могут соединяться творчество, отдых и развлечение. В этом плане наряду с культурноисторической частью городов и поселков, инфраструктура которых преобразуется в территорию по типу московского Арбата, создаются центры современного досуга в закрытых помещениях, имеющие повышенную комфортность и условия для свободного общения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991. С. 78-79.

[2] Решение национально-культурных проблем Омской области //отв. ред. Н. М. Генова, пред. Н. А. Томилов. Омск, 1994.

[3] Томилов Н. А. Пути решения национальных проблем в Омской области // Межнациональные отношения: законодательные акты, пути решения. Омск, 1992. Инф. бюлл. № 14. С. 12.

[4] Решение национальных проблем в Омской области : научно-исследовательский проект / под ред. Н. М. Геновой, Н. А. Томилова. Омск, 1994. С. 30, 31, 32, 50, 52.

[5] Сайт Правительства Омской области «Омская губерния». Ш1_: http://www.omskportal.ru

[6] Омский Дом дружбы : буклет. Омск : ГУК Омской области МР НКСО «Сибирь».

[7] Паренчук Т. Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации : ав-тореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2009. С. 20.

[8] Роль Домов народного творчества в сохранении и развитии национальной традиционной культуры // Справочник руководителя учреждений культуры. 2007. № 11. С. 58.

[9] Скрипачева И. А. Создание условий для организации досуга населения в городском округе Тольятти // Вопросы культурологии. 2009. №4. С. 60.

[10] Замиралова Т. А. Возникновение и развитие

общественных национально-культурных объединений Западной Сибири : автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово: КемГУКИ,

2008. С. 16

[11] Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.