Научная статья на тему 'Развитие форм возрождения народной культуры в Омской области'

Развитие форм возрождения народной культуры в Омской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
457
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

Автор рассматривает принципы организации и формы деятельности национальных объединений Омской области. Изучает мнение сельских и городских респондентов о востребованности культурных мероприятий и национальных объединений. Дает научно-практические рекомендации по улучшению методов возрождения народной культуры. Статья может быть полезна организаторам и руководителям национальных объединений. Народная культура. Культурное возрождение. Национальные объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие форм возрождения народной культуры в Омской области»

Н.Ф. ХИЛЬКО

д.пед.н., доцент каф.

режиссуры

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

РАЗВИТИЕ ФОРМ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Автор рассматривает принципы организации и формы деятельности национальных объединений Омской области. Изучает мнение сельских и городских респондентов о востребованности культурных мероприятий и национальных объединений. Дает научнопрактические рекомендации по улучшению методов возрождения народной культуры. Статья может быть полезна организаторам и руководителям национальных объединений.

Народная культура. Культурное возрождение. Национальные объединения.

Development the forms of national cultural revivalin in Omsk area

The author examines principles of the organization and the form of activity of national associations of Omsk area. Studies opinion of rural and city respondents on a demand of cultural actions and national associations. Gives scientific - practical recommendations on improvement of methods of national cultural revival. The article can be useful to organizers and heads of national associations.

National culture. Cultural revival. National associations.

Известно, что процесс культурного возрождения многообразных видов и форм народной культуры способен активизироваться через реконструируемую творческую деятельность в центрах традиционной культуры. Организационными формами этой деятельности могут быть: национально-культурные объединения, движения,

национальные землячества, национально-культурные ассоциации, клубы, историкокультурные комплексы, этнопарки, национально-культурные и этноконфессиональные общества, центры и автономии. По составу участников они делятся на национальнозамкнутые и открытые объединения.

I. Открытые объединения принимают в свои ряды любых граждан, проявляющих желание изучать национальный язык, интерес к национальной культуре, традициям и новациям.

1. Собственно национально-культурные объединения - это исключительно творческие национально-культурные сообщества, деятельность которых построена на единстве этнокультурных интересов людей, объединенных творческой увлеченностью, разнообразием форм народного творчества (вышивка, рукоделие, народные ремесла). Им свойственна общественная направленность и структура по типу Дома творчества или Дворца культуры.

2. Национальные землячества - малое трудовое объединение граждан, основанное на этнокультурном взаимодействии в отношении к формализованной общности трудящихся на одной территории и являющихся одновременно собственниками в местах компактного проживания национальной группы.

3. Национально-культурные ассоциации - добровольные объединения граждан одной национальности одновременно действующих в пространстве конкретного региона. Членами этого объединения могут быть граждане разных национальностей, которые проявили желание изучать национальный язык, традиции, культуру национальной группы [1, с. 16].

4. Национально-культурные клубы - неэлитарные общественные объединения, основанные на национально-ориентированном общении в рамках единого культурного пространства. Их деятельность строится на обсуждении насущных проблем и поддержке культурных инициатив их участников, направлении в центры и коллективы народного творчества.

5. Форма национального историко-культурного комплекса основана на приоритете консервации этнокультурных ценностей в процессе воссоздания культурной инфраструктуры, происходит выявление и фиксация образцов аутентичной народной культуры. Воссоздаются внешние атрибуты культурной деятельности, архитектура, элементы народных праздников, обрядов, направлений и стилей в традиционном костюме, фольклоре и ремесленных традициях. Этой организационной форме культуры присуще слияние форм народного творчества, большая интеграция в национальную среду, опора на традиции и исторические предпосылки. Компонентами комплекса могут быть мастерские, горницы, избы, храмы, экспозиции, праздничные площади.

6. Национально-культурный центр - самая распространенная форма национальнокультурного объединения. Его деятельность построена на творческом сотрудничестве представителей одной, смежной и других национальностей, тяготеющих к данной национальной культуре. Основной целью деятельности является пропаганда и развитие своих этнокультурных архетипов высокой степени аутентичности. Если историкокультурный центр строит свою деятельность исключительно на традиционноисторическом укладе, то в НКЦ преобладает социально-традиционный стиль деятельности, в результате которого происходит «осовременивание» традиций, их слияние с современностью.

7. Национально-культурные движения. В деятельности данной формы, разворачивающейся вокруг некоторого лидера, упор делается на развитие родного языка, смыкающегося с развитием обычаев и традиций. Возрождение национальной культуры способствует межэтнической толерантности многонационального социума. Обмен культурными ценностями, совместный поиск самобытности выступают движущими силами обогащения и развития национальной культуры. Эта деятельность направлена на создание национальной школы, подготовку национальных телепередач, межрегиональных фестивалей, культивирование традиций, общих для группы народов (центры славянских традиций, Центр восточной культуры, Средне-Азиатский центр и т.д.).

II. Национально-замкнутые объединения принимают в свои ряды только представителей определенной национальности. На современном этапе ими являются национальные автономии, этноконфессиональные общества и этнопарки.

1. Национальные автономии - этнокультурные объединения широкой социальнокультурной направленности и сферы деятельности, обладающие наибольшей государственной поддержкой, направленные на политические формы сохранения национальной самобытности через деятельность культурных центров в комплексе с бытовой и хозяйственной деятельностью. Эта форма деятельности имеет возможность разработки и внедрения норм национального права.

2. Этноконфессиональные общества строятся на современном участии в проведении мероприятий, поддерживаемых конфессией, в пропаганде религиозного искусства. Слияние различных направлений, стилей, влияний народного творчества основано на конфессиональных (православных, мусульманских, католических и пр.) традициях. Важную роль здесь играет формирование культуры межнационального общения через практическое освоение традиций в контексте народов Сибири.

3. Этнопарк (школа народной культуры) является разновидностью историкокультурного комплекса с той разницей, что здесь упор делается на изучение народных традиций и приобщение к ним молодежи. Это инновационная форма этнокультурной деятельности, статус которой приравнивается к заповедной зоне. В результате модернизации национально-культурного центра и отведения определенной территории в

местах компактного проживания населения определенной национальности объединяются этномузей, школа народной культуры, мастерские, сценические площадки, классы для учебных занятий, игротеки. Здесь форма национального историко-культурного комплекса и объединения как бы сосуществуют в единстве организационных условий и культурного ландшафта.

Исходя из представленных выше организационных форм народного творчества выделим им соответствующие деятельностные формы народного творчества, которые постоянно возрождаются и развиваются в культурном пространстве полинациональных регионов, примером которых является Омская область.

Таблица 1

Связь организационных и деятельностных форм возрождений народной культуры

№ Организационн ые формы Соответствующие деятельностные формы возрождения народной культуры Возрождаемые народные традиции

1 2 3 4

1. Национальные землячества гастроли, обменные концерты, выставки-продажи, ярмарки, балаганы, посиделки танцевальные (хороводы, пляски) досуговые игровые бытовые исполнительские трудовые ряжение костюмирование

2. Национально культурные объединения театрализованные праздники, выездные концерты, спектакли, встречи семей и поколений, мастер-классы, «смотрины» -конкурсы мастеров костюма танцевальные (хороводы, пляски) зрелищные семейно-праздничные досуговые обрядовые посвящения застольные игровые бытовые исполнительские художественно-ремесленные ряжение костюмирование

3. Национально культурные ассоциации школы родного языка, библиотека, сайт, форумы, встречи членов ассоциации досуговые обрядовые застольные игровые

4. Национально культурные клубы дискуссионный клуб, телемосты, встречи поколений, переписка зрелищные досуговые посвящения застольные

1 2 3 4

5. Национальные историко- культурные комплексы вечерки, игровые тренинги, народные праздники, выступление фольклорно-этнографи-ческих коллективов, археолого-искусствоведческие экспедиции, мастер-классы, историко-культурные форумы, показ-«реконструкция» праздников, обрядов и костюмов, школы народной культуры певческие, изобразительные танцевальные (хоровод, пляски) календарно-праздничные семейно-праздничные досуговые обрядовые застольные игровые бытовые исполнительские художественно-ремесленные ряжение костюмирование архитектурные

б. Национально культурный (этнокультурный) центр выступления фольклорных коллективов, хобби-центры, конкурсы исполнителей-народников, фестивали праздников, ярмарки, конкурсно-игровые программы, творческие лаборатории народного искусства певческие, изобразительные танцевальные (хороводы, пляски) зрелищные календарно-праздничные семейно-праздничные досуговые обрядовые посвящения застольные игровые бытовые исполнительские художественно-ремесленные ряжение костюмирование архитектурные

7. Национально-культурные и межнациональные движения (Дома дружбы). подготовка национальных телепередач и радиопрограмм, проведение межнациональных фестивалей, совместных праздников, форумов, культурных акций певческие, изобразительные танцевальные (хороводы, пляски) зрелищные семейно-праздничные досуговые обрядовые посвящения застольные игровые исполнительские художественно-ремесленные ряжение костюмирование архитектурные

1 2 3 4

8. Национальные автономии участие в межнациональных мероприятиях, этнокультурные центры, коллективы народного творчества зрелищные календарно-праздничные семейно-праздничные досуговые обрядовые посвящения застольные бытовые исполнительские художественно-ремесленные архитектурные

9. Этноконфессиональ ные общества конкурсы звонарей, выставки конфессионального искусства (иконы, утварь) межконфессиональные форумы и фестивали, освящение храмов, конфессиональные школы певческие изобразительные (иконопись) зрелищные обрядовые застольные архитектурные

10. Этнопарк (школа народной культуры) фольклорно-этнографические лагеря, паломнические экспедиции, лаборатория национальной реконструкции, межрегиональные конкурсы, фестивали (гармонисты, гусляры, баянисты, сказители и т.д.), выставки народного творчества, создание телевизионных проектов, школы народной культуры изобразительные танцевальные (хоровод, пляски) зрелищные календарно-праздничные семейно-праздничные досуговые обрядовые застольные бытовые исполнительские исполнительские художественно-ремесленные ряжение костюмирование архитектурные

На основе опроса Сибирским филиалом Российского института культурологии участников мероприятий, проводимых по линии Министерства культуры Омской области, были выявлены следующие основные черты национально-культурной деятельности по следующим индикаторам: востребованность форм народного творчества,

удовлетворенность возрождением народной культуры, информированность в сфере народного творчества. Респонденты также высказали свою точку зрения относительно мер возрождения и степени развитости сфер народного творчества.

Для выявления востребованности форм народного творчества респондентам были предложены 13 направлений в сфере культуры Омской области, из которых 4 - 30% связаны с народным творчеством. Ранговые распределения показали следующую иерархию культурно-досуговых предпочтений населения Омской области. В целом формы народного творчества находятся посередине - ниже концертных и зрелищных мероприятий, но выше музейно-библиотечной деятельности.

На одном из ведущих - третьем - месте в иерархической таблице данных опроса участников праздников находится участие их в комплексных фестивалях с выступлением народных коллективов («Душа России», «Певческое поле») - 26,5%. На четвертом месте по востребованности находятся выставки произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества (18,5%), что говорит о некотором возрастании

тяготения населения к народным ремеслам. Однако фестивали национального творчества и праздники национальной культуры, играющие серьезную этностабилизирующую роль, востребованы, увы, в недостаточной степени (14,5%). На седьмом месте в таблице рангов (12,2%) находится деятельность парков культуры и отдыха, которые являются средой формирования отношения к народной культуре через природный ландшафт. Следует отметит, что выставки фотографий и репертуар кинофестивалей мало связаны с народной культурой (исключение составляет мультипликационный проект «Гора самоцветов», выполненный на федеральном уровне. Отсюда - столь низкое восьмое место (10,2%) этих форм в иерархии востребованности.

Удовлетворенность процессом возрождения народного творчества исследовалось в ходе этого же опроса. Подсчет результатов проводился отдельно для города и села, при этом мнения имели не значительные отличия (на 5,3 - 11,8%). Большая часть опрошенных считают, что они скорее удовлетворены результатом возрождения, чем не удовлетворены (63,2% на селе и 51,5% в городе). Тем не менее, следует признать, что за этими ответами скрывается недостаточность проникновения в сущность народных традиций.

Это подтверждают данные по информированности в сфере народного творчества, которые были взяты из анкеты участников коллективов по различным направлениям смежной деятельности (народные ремесла, промыслы, изделия декоративно-прикладного искусства, деревянная скульптура и архитектура). Далее, большая часть сельских жителей обнаружила достаточность знаний в различных областях народного творчества (59,2%), что объясняется широким распространением этой информации через Интернет-форумы, при проведении Дней культуры, телепередач, но, главным образом, благодаря живому каналу трансляции народных архетипов. Причем нужно заметить, что по видам народного творчества лидирует информированность в сфере устного народного творчества - 64,5%. В то же время в городской среде у 42,5% опрошенных существует лишь отрывочное представление об основных жанрах народного творчества. Цельные достаточные знания обнаружились лишь у одной трети опрошенных. В то же время другая треть респондентов совершенно ничего не ведают о народном творчестве как явлении культуры. Причина такого явления кроется в мозаичности самой культуры, бессистемности обращения молодежи к народному творчеству, незнании своих корней, отсутствии преемственных форм этнокультурного образования. Все вышесказанное требует обновления подходов к руководству национально-культурным движением в регионе.

Итак, посмотрим, на чем же держится возрожденческий процесс в городе и области? Из предложенных респондентам шести направлений народного творчества лидирующее место на селе занимает развитость системы народного календаря (71,4%). Близким по значению является использование православных традиций в народном творчества, на достаточность развития которых указали 67,5% сельских жителей. Это направление находится на одиннадцатом месте в ответах горожан. Таким образом, мнения городских и сельских жителей в вопросе о достаточности развития форм народного творчества проявляется в трех направлениях: в системе праздничного календаря (56,5% горожан), в сохранении православных традиций, а также - в конкурсах исполнителей на народных инструментах (41,4%).

Рассмотрим, какие мнения имеются у опрошенных по мерам развития традиционного народного творчества. У городских и сельских жителей обнаружилось единство во мнении, что больше всего в современных условиях требуется улучшение материальной базы (88,3% -79,1%). Примерно на том же уровне находится процент ответов, связанных с финансированием развития форм возрождаемой народной культуры. Отмечается также фактор осовременивания условий занятий (72,2%). Это в еще большей степени отметили сельские жители. На недостаточность связи с массовой и современной культурой, которая приводит к отрыву от народных традиций, указали более двух третей опрошенных. Следующая проблема - обострение проблемы с молодыми специалистами в

сфере культуры. На это указали 54,5% опрошенных на селе и не меньшее число в городе. За расширение репертуара высказались порядка 60% опрошенных.

Приведенные данные привели к следующим размышлениям, созвучным идеям Д.С. Лихачева. Дань культурно-историческим пластам отечественной культуры, которая целиком строилась на традициях, просто необходима и крайне важна, чтобы не пасть в забвение, не утратить связь времен, память поколений, историческую память о малой Родине, корнями уходящую в народную культуру.

Если сравнить меры возрождения народного творчества, предложенные горожанами и сельскими жителями, то можно увидеть, что число предложений у городского населения значительно больше. Они осознают важность научных исследований и экспозиций, выставок по народной культуре. Некоторая часть опрошенных в городе (32,2%) поддерживает идею создания в городской среде регионального этнопарка, крупной творческой историко-культурной зоны. Тем не менее, сходство в предлагаемых мерах относительно поддержки народных талантов (64% - город; 42,5% - село), а также - в проведении большого числа экспедиций, направленных на сбор, консервацию и музеефикацию региональных форм народного творчества (44,2% - 58,5%). С этим нельзя не согласиться, так как именно на такого рода деятельности держится в современных условиях процесс вхождения массового сознания в народные традиции. Однако есть и различия. Приоритетной мерой горожане называют показ достижений народного творчества (79%), что мало значимо для не избалованного такими экспозициями сельского зрителя. Тем не менее, проведение форумов, Интернет-фестивалей, телемостов, фестивалей народного искусства неотрывно от культурной среды региона. Вместе с тем ряд участников опроса (32,5%) отметили важность усиления «живой» пропаганды народного творчества. Затронутая участниками опроса проблема рекламы культурных услуг затрудняет приобщение широкой части населения к народной культуре.

В результате исследований развития форм возрождения народной культуры в Омской области мы пришли к следующим научно-практическим рекомендациям по улучшению форм возрождения народной культуры в Омском регионе:

1. Увеличение числа национально-культурных объединений, которые бы способствовали этнической идентификации различных диаспор.

2. Решение проблемы «омоложения» состава национально-культурных центров с помощью привлечения в них молодежи через Интернет, фестивальные формы, развлекательно-игровые программы и парковую деятельность.

3. Создание регионального межнационального этнопарка с музеем народного творчества и художественными мастерскими.

4. Привлечение к деятельности в сфере народной культуры большего числа этноконфессиональных объединений на основе единства вероисповедания разных народов.

5. Развитие различных форм национально-культурных движений, в которых бы развивались традиции идентичных народов.

6. Делать упор в развитии народной культуры на соотнесение историко-культурных и региональных традиций Прииртышья.

7. Усилить роль парковой культуры, учреждений кино-, видеопроката и телеканалов, организаций фотохудожников в развитии и пропаганде народной культуры, развивать сеть национального кабельного телевидения.

8. Придавать большее значение «живому» каналу распространения народных традиций, естественному приобщению к исторической памяти.

9. Больше создавать интегрированных телепередач и авторских программ, воссоздающих целостность представлений о народной культуре.

10. Создать комиссию по разработке и внедрению единого регионального праздничного календаря.

11. Усиливать связь традиций народного творчества с массовой культурой.

12. Расширять репертуар фольклорно-этнографических ансамблей за счет нового материала, привозимого из фольклорных экспедиций.

13. Регулярно проводить показ достижений народного творчества в форме ярмарок, выставок, форумов, дней культуры, культурных акций и, особенно, - дней национальной культуры, способствуя тем самым обмену творческим достижениями между народами Омской области.

Библиографический список

1. Замиралова, Т. А. Возникновение и развитие общественных национальнокультурных объединений Западной Сибири : автореф. дис.... канд. культурологи / Т.А. Замиралова. - Кемерово : КемГУКИ, 2008. - С.16.

Рецензент: В.А. Евдокимов, д-р полит. наук, профессор НОУ ВПО «ОмГА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.