Научная статья на тему 'Тенденции и направления социокультурного развития народного творчества в Сибири'

Тенденции и направления социокультурного развития народного творчества в Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
597
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL CREATIVITY / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / NATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хилько Николай Федорович

Статья посвящена анализу направлений социально-культурного развития сферы народного творчества в современном пространстве России. На основе выделения уровней культурной политики, предпосылок и критериев и этнокультурных особенностей в деятельности учреждений культуры рассматриваются направления развития традиционного народного творчества. В работе дается классификация народных традиций, определяющих ход социально-культурного развития, особый интерес среди которых представляют художественные. Определяются направления и тенденции социокультурного развития, выявленные на основе теоретического и эмпирического анализа. Новизной обладает классификация народных традиций, оригинален социокультурный подход к выявлению направлений и тенденций в развитии народного творчества в Омском регионе. Полученные результаты могут применяться в научно-методическом обеспечении народного творчества, в деятельности управленческих структур Министерства культуры Омской области, других регионов и организаций культурно-досугового профиля: национально-культурных центров, Дома народного творчества и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies and trends of social and cultural development of folklore in Siberia

development of sphere of folklore in modern space of Russia. On the basis of the levels of a cultural policy, preconditions and criteria and ethnocultural features in activity of establishments of culture directions of development of traditional folklore are considered. In the work classification of the national traditions determining the course of welfare development is given. Directions and tendencies social and cultural development revealed are given also on the basis of the theoretical and empirical analysis. In the article directions of development of kinds of folklore for the first time are shown. The novelty is: classification of national traditions, original sociocultural approach to revealing directions and tendencies in development of folklore in Omsk region. The received results can be applied in scientific methodical support of folklore, in activity of administrative structures of the Ministry of culture of Omsk region and other regions and cultural organizations: national cultural centres, the house of national creativity etc.

Текст научной работы на тему «Тенденции и направления социокультурного развития народного творчества в Сибири»

УДК 304 42 Н. Ф. ХИЛЬКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИБИРИ

Статья посвящена анализу направлений социально-культурного развития сферы народного творчества в современном пространстве России. На основе выделения уровней культурной политики, предпосылок и критериев и этнокультурных особенностей в деятельности учреждений культуры рассматриваются направления развития традиционного народного творчества. В работе дается классификация народных традиций, определяющих ход социально-культурного развития, особый интерес среди которых представляют художественные. Определяются направления и тенденции социокультурного развития, выявленные на основе теоретического и эмпирического анализа. Новизной обладает классификация народных традиций, оригинален социокультурный подход к выявлению направлений и тенденций в развитии народного творчества в Омском регионе. Полученные результаты могут применяться в научно-методическом обеспечении народного творчества, в деятельности управленческих структур Министерства культуры Омской области, других регионов и организаций культурно-досугового профиля: национально-культурных центров, Дома народного творчества и др.

Ключевые слова: народное творчество, социокультурное развитие, народные традиции.

1. Особенности социокультурной ситуации в сфере народного творчества.

Для разработки направлений социокультурного развития народного творчества в контексте этнокультурных процессов регионов, необходимо выявить эти особенности в современном пространстве Азиатской России. Что же мы понимаем под социокультурным развитием? Это, прежде всего, совершенствование инфраструктуры городов и сельских поселений, их кросс-культурное взаимодействие и цивилизационный прогресс в максимально возможной для данных социально-экономических условий степени. В этой связи важнейшими в настоящее время являются следующие факторы: национальная безопасность и социально-культурная устойчивость, что крайне необходимо в процессе модернизации. Эти взаимосвязанные понятия характеризуют современную российскую культурную ситуацию. Вместе с тем, здесь имеют место два ряда условий: динамика социально-политических, экономических и культурных изменений и их слияние в диалоге культур. Поэтому сегодня следует говорить, как справедливо отвечает И.Ф. Петров, о наблюдающемся самоопределении регионов в процессе формирования новой региональной политики (регионализации культуры).

Обособление регионов и появление социальнокультурных барьеров на фоне снижения финансирования культуры (1991—2003 гг.) привело к политике централизации, направленной на укрепление единого социокультурного пространства. В этом русле региональная культурная политика предстает в виде трех уровней: 1) собственно государственная стратегия регионального развития; 2) политика регионов; 3) политика местного самоуправления (в областных, краевых, районных центрах, сельских поселениях) [1].

В управлении социально-культурным пространством благодаря общей концепции выявляются специфические черты, зависящие от уникальных особенностей каждого конкретного региона. В про-

цессе модернизации, направленной на обновление всех сторон жизни общества, как считает Н.М. Генова, всесторонне учитываются не только накопленный в прошлом цивилизационный потенциал, но и «некоторые особенности развития страны, которые наиболее полно проявляются на местном и региональном уровнях» [2]. Анализ характерных черт регионов выделяет: многообразие культур, политический характер культурной деятельности, отсутствие межэтнической напряжения, потребность в межэтнических контактах, социальном партнерстве, этнокультурном сотворчестве всех институтов власти и активных сил гражданского общества, стремление к культурной солидарности.

В регионах Сибири, как показывает анализ документов учреждений культуры, проявляются следующие этнокультурные особенности:

— стремление к использованию идентичных традиций;

— возрождение установки на межпоколенные связи;

— комплексное использование народных традиций;

— консолидация усилий на славянское единство;

— установление высокой нравственной ответственности за духовное содержание культуры;

— контекстная реконструкция всех сфер народной культуры: фольклора, праздников, памятников и пр. [3].

К социокультурным особенностям следует отнести приоритет недвижимости в программе сохранения культурного наследия Сибири, на что в 2001 — 2008 гг. было выделено в Сибирском федеральном округе 145,7 млн руб. Немаловажное значение в культурном пространстве Сибири занимает усиленное внимание к одаренной молодежи (например, фестиваль «Молодые театры России»). Особое значение придается развитию театрального искусства: для создания новых постановок в 2006 г. из федерального бюджета

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

театрам Сибири было выделено 41,9 млн рублей [4]. Например, в рамках развития театрального искусства обнаружилась тенденция проведения благотворительных программ и культурных акций для социально незащищенных слоев населения, детей-инвалидов (фестивали «Надежда» — г. Омск, программа «Дети-инвалиды»). Для них проводятся интеллектуальные марафоны, форумы, литературные праздники.

Следующей особенностью сибирских регионов является развивающаяся автономия культурных центров по отношению к транспортной и туристской инфраструктуре, что ограничивает приток посетителей. В этом направлении следует отметить организацию летних творческих лабораторий для развития одаренных детей (Новосибирская область — «Сибирская жемчужина», «Юные таланты Сибири», фестиваль мультипликации «Жар-птица», летняя творческая школа в Республике Алтай). В этой связи можно говорить о направленности культурной политики на создание особо комфортных условий для поддержки юных и молодых дарований в сфере народного творчества. Следует отметить также, что патриотическое движение в культурном пространстве Сибири также тесно связано с народной культурой (III Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют, Победа!» (Алтайский край); с различными видами искусств (фестивали патриотической песни, кинофестивали).

Особенности традиционного народного творчества тесно соприкасаются с реализацией государственной программы «Социальное развитие села до 2010 г.» на уровне межведомственной комиссии. В этой связи следует говорить о культурном шефстве творческих учреждений, организаций над сельскими учреждениями культуры. Главным условием адаптации народного творчества к современным условиям являются многообразие организационных форм его проявления: народных домов, центров досуга, центров ремесел, центров традиционной культуры. На Таймыре — это окружной центр национальных культур, в Красноярском крае — это межнациональный культурный центр, созданный для организациипраздников, в Томской и Омской областях — сеть национальнокультурных объединений во главе с Домом дружбы в г. Омске (Большереченский КДЦ «Старина Сибирская», муромцевская «Школа ремесел»). В Республике Тыва национально-культурные объединения распространены по интересам и национальным диаспорам: русской, бурятской, киргизской и другим. В Новосибирске в этом направлении работает Дом народного творчества, который является базой проведения мероприятий народного творчества.

Особое значение в Сибири также имеют программы возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел: резьба по камню ( Тыва), лозоплетение и иконопись (Омская область), резьба по дереву, кости, гончарное искусство (Хакасия), художественная обработка бересты и дерева, роспись по глине, художественные изделия из соломки (Томская область), резьба по кости (Таймырский АО).

В развитии культуры в сфере реабилитационной деятельности для социально незащищенных слоев населения следует отметить ускоренную адаптацию людей с ограниченными возможностями за счет создания новых типов учреждений культуры, адекватных требованиям времени: центры — клубы для пожилых людей, культурно-информационные центры на базе кабельного телевидения творческие передвижные лицеи для детей-инвалидов (Красноярский край, Томская, Новосибирская области, Бурятия).

Следует отметить, что в развитии современных форм народного творчества, в частности, киноискусства в Сибири, огромную роль играет внедрение сети передвижных форм, (киномобилей) для сельской сети; расширение диапазона фестивального движения, его дифференциация по муниципальному, региональному, всероссийскому и международному уровням. Этому способствует также взаимодействие профессиональных, альтернативных и любительских студий и организаций, сочетание зрительских и творческих кинофестивалей: «Встречи в Сибири» (Омск — Новосибирск); «Встретимся в кино» (Новосибирская обл.); «Сибирские писатели на экране»; Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер»; киноэстафеты «Эхо Шукшинского кинофестиваля»; тематические кинофестивали «Праздник детского кино», «Новое кино России», «Удивительный мир кино» (Омская обл.); фестиваля детского кино «В гостях у «Ералаша» (Республика Хакасия).

2. Критерии регионально специфических направлений социально-культурного развития.

Следует отметить, что региональная культура, как отмечает И.Ф. Петров, «складывается в процессе тесного и постоянного взаимодействия культур различных общностей, проживающих в пределах одной территории» [5]. При этом намечаются следующие предпосылки развития народного творчества в России в целом.

Учет национального состава и структуры населения сибирских регионов всегда связан с их многона-циональностью: коренными этносами и переселенцами (русскими, украинцами, татарами, немцами и др.). Тесно связан с пониманием стилей народного искусства. При этом актуальным становится формирование толерантных установок через дружелюбие и уважение к людям разных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов [6]. Этой цели служит возрождение духовной культуры коренных народов через народные праздники и обряды, в которых сосредоточена идея продолжения жизни человека, бессмертия человеческого рода, пожелания людям здоровья.

Для выработки регионально-специфических направлений социально-культурного развития в сфере народного творчества необходимо обозначить соответствующие критерии.

— благоприятная социально-культурная обстановка;

— единство культурного пространства;

— удовлетворенность досугом;

— востребованность культурно-досуговых форм;

— способность противостоять деструкции;

— наличие толерантных отношений;

— жизнеспособность и возрождаемость традиций.

Этому способствуют следующие социально-культурные условия:

1. Приоритет славянских традиций в творчестве коренных народов и в диалоге культур.

2. Поднятие социального статуса народного творца.

3.Максимальное использование творческих инициатив в социально-культурных общностях.

4. Взаимодействие средств массовой информации и науки в сфере народного творчества.

3. Народные традиции как основа социокультурного развития.

В этом контексте следует говорить о художественных, социально-культурных, историко-культурных, конфессиональных, региональных и природно-трудо-

вых народных традициях, определяющих ход социокультурного развития. Первые из них — художественные — связаны с различными видами народного искусства и художественной деятельности: певческие, праздничные, изобразительные, визуальные, хореографические, музыкально-исполнительские, зрелищные, театральные. Их своеобразие определяется национальным сходством, идентификацией художественных смыслов и формирующим типом образом.

В связи с этим актуализируются следующие художественные традиции разных сибирских народов, имеющих идентичное содержание.

1. Связь с ментальностью (духовные).

2. Направленность на единение народов (соборные традиции).

3. Культово-магические традиции (солнце, земля, жизнь, мать, природа).

4. Духовно-нравственные и этические традиции (дружелюбие, уважение и пр.).

5. Общечеловеческие ценностно-ориентированные традиции.

6. Традиции межнационального общения.

7. Импровизационно-игровое обновление культурных акций.

Историко-культурные народные традиции сформировались в процессе смены исторических циклов, связанной с исторической памятью. Они определяются генезисом и эволюцией различных явлений этнической культуры — это традиции общения, локализации событийного пространства и времени (в праздниках, спектаклях, архитектуре), хронотопные и символико-архитепические, определяющие характер и особенности этнокультурных образцов, традиции славянского, тюркского и др. характера.

Конфессиональные народные традиции предполагают сакрально-культовые и магическое содержание, также символико- архетипичные особенности, духовно-нравственные принципы соборного единения.

Природно-трудовые народные традиции интегрируются в народный быт, досуг и творчество и связаны с сезонностью, цикличностью, космизмом, общением с природой и носят ноосферный характер творческих проявлений (появление своеобразного «культа творчества» и его этнонационального своеобразия).

4. Тенденции социокультурного развития народного творчества в Сибири.

Сравнительный анализ числа клубных формирований в процентном соотношении по данным 2006 г.

[7] показал, что в Сибирском федеральном округе насчитывалось 64428 клубов, что составляет 16,35 % от общего числа (менее 1/5), что является частью тенденции спада численности в силу изменений в демографии, а также по причине интеграции клубов в современное общество. При этом следует учесть, что на протяжении 2001 — 2006 гг. в целом по России происходил небольшой рост числа клубных формирований, сменившихся в 2006 г. некоторым спадом. Соответствующая пропорция присуща и числу участников клубных формирований — 879,2 тыс. человек. Это составляет 14,6 %, что также доказывает вышеуказанную тенденцию. Данные по среднему числу клубных учреждений по субъектам Сибирского федерального округа в 2006 г. показали лидирующее положение Новосибирской области (18 формирований). На втором месте Хакасия и Кемеровская обл. (по 11 формирований). На третьем месте Республика Тыва, Омская и Томская области (по 8 формирований). Эти данные свидетельствуют о значительном перепаде в численности культурных организаций.

Число культурно-досуговых мероприятий в Сибири достигло 1,35 млн против 8,14 млн в России в целом, то есть составляет 16,5 %, что почти совпадает с данными по общему числу клубов. Следовательно, можно говорить о такой же пропорционально низкой численности массовых формирований досуга, мероприятий на протяжении 2001 — 2006 г. были не ярко выражены. Снижению подвергается не только численность мероприятий, но число некоторых видов самодеятельного народного творчества. Какие из них наиболее подвержены спаду, а в каких это явление не так значительно? На этот вопрос ответит сравнительный анализ ранговых распределений кадрового состава коллективов. Нужные результаты статистики, взятые из информационного сборника [8], приведены в таблице.

Приведенная таблица показывает частичное совпадение общероссийской картины видовых распределений коллективов народного творчества. Небольшое расхождение в численности касается оркестров и коллективов кино-, фотолюбителей. При этом приоритет прочих коллективов указывает и на общую особенность, связанную, очевидно, с появлением альтернативных клубных объединений (компьютерных, масс-медийных), сменяющих традиционное кино-, фото-, видеотворчество.

Устойчивое лидерство хореографии и театра вызвано популярностью этих жанров народного

Таблица

№ п/п Вид народного творчества (кружки, формирования, коллективы) Ранговое соотношение по России в целом Ранговое соотношение по Сибири

1 Хоровые 4 4

2 Хореографические 2 2

3 Театральные 3 3

4 Оркестры 8 8

5 Оркестры 9 10

6 Фольклорные 5 5

7 Изобразительное искусство 7 7

8 Народные промыслы 6 6

9 Кино-фото любителей 9 10

10 Прочие 1 1

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

искусства. При этом достаточно высокое (4-е) место хоровой самодеятельности говорит об устойчивости певческих традиций. На таком же уровне востребуют-ся фольклорный и декоративно-прикладной жанры. Однако непопулярность оркестровой деятельности вызвало к жизни интерес к джазовому или электронному музицированию, которые также попадают в число «прочих» альтернативных форм традиционного народного творчества.

Исходя из вышеуказанных предпосылок социально-культурного развития в сфере народного творчества, следует отметить наличие следующих тенденций, характеризующих волнообразный процесс положительных и отрицательных явлений в этнокультурном социуме.

1. Снижение темпов спада, уменьшение числа участников коллективов народного творчества.

2. Вытеснение на периферию социально-культурной деятельности народных традиций.

3. Сохранение на должном уровне культурной активности населения в местах, в высокой степени сохранивших народные традиций.

4. Отрыв современного образа жизни от традиций народного творчества.

5. Частичная утрата механизмов саморегуляции и развития народной культуры.

6. Стремление людей к внеинституциональной самоорганизации (одомашнивание, самоорганизация и пр.).

7. Обнаружение кризисных явлений в современных видах народного творчества (дизайн, кино- и фотолюбительство).

8. Диспропорция возрастного состава народного творчества в пользу детских, подростково-юношеских и молодежных объединений при слабом развитии центров для взрослых, пожилых и других категорий, семейных объединений.

9. Снижение популярности традиционных форм народного творчества и их вытеснение модернизированными.

10. Замена личностных контактов народного творчества на анонимные.

11. Снижение посещаемости зрелищных форм народного творчества вследствие урбанизации и электронной революции.

12. Усиление реинтеграции в социально-культурном движении неконсолидированных относительно устойчивых общностей.

13. Формирование комплексных интегрированных структур народного творчества (клуб, музей, культурно-этнографический комплекс, этнопарк, передвижной культурно-пропагандистский центр).

14. Рост социально активных участников в народном творчестве и общественно ценных видов деятельности.

15. Ориентация на народное творчество как на хобби, более резко выраженная на селе.

16. Усиление фольклорной основы народного творчества в крупном городе по сравнению со средним и малым.

17. Слияние этнических и региональной культур в процессе формирования локальных традиций.

18. Утрата культурных традиций и национального фольклора.

19. Расширение общественного интереса к традициям народной культуры.

На этом фоне можно выделить особенности проявления данных общероссийских тенденций в социокультурной среде Сибири.

Итак, обозначим основные направления социо-

культурного развития в сфере народного творчества в Сибири.

1. Взаимодействие коренных и заимствованных форм народной культуры в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ориентация на синтез историко-культурных (славянских, тюркских и др.) и поликонфессиональ-ных традиций и их объединение на основе природнокосмического единства (Н.А. Хренов).

3. Усиление внимания к диалогу культур в контексте полиэтничности, поликонфессиональности с акцентом на толерантность.

4. Возрождение и сохранение народной культуры через традиционные основы как условие национальной и духовной безопасности.

5. Интеграция народной культуры с корпоративной, маркетинговой и элитарной средами.

6. Деидеологизация этнокультурных форм деятельности творчества и общения.

7. Локализация и национальная идентификация народных традиций, формирующих своеобразный этнокультурный ландшафт поселения, округа, микрорайона.

8. Создание этнотворческой среды, порождающей гражданские инициативы и новые формы социокультурного партнерства.

9. Медиакультурное выражение инновационных форм народного творчества на фоне электронной революции.

10. Взаимодействие традиций и инноваций в народной культуре в контексте охраны духовного наследия.

11. Слияние и сочетание развлечения, возвышения и оздоровления в культивируемых формах народного творчества.

12. Формирование новой историко-культурной среды через обновление, реконструкцию и воссоздание образцов прошлого.

13. Поиск форм национально-культурной идентичности, позволяющих достигать адекватной самореализации в многообразных формах народного творчества.

Статья впервые показывает направления развития видов народного творчества. Несомненной новизной обладает выработанная классификация народных традиций. Оригинален социокультурный подход к выявлению направлений и тенденций в развитии народного творчества в Омском регионе. Полученные результаты с успехом могут применяться в научно-методическом обеспечении сферы народного творчества, в деятельности управленческих структур Министерства культуры Омской области и других регионов и организаций культурно-досугового профиля: национально-культурных центров, Дома народного творчества, Центра сохранения славянских традиций, Сибирского культурного центра, Дома дружбы.

Библиографический список

1. Петров, И.Ф. Культурный контекст региональной политики [Текст] // Ученые записки НИИ прикладной культурологии. — Кемерово : КемГУКИ, 2006. — С. 75.

2. Генова, Н.М. Региональные аспекты социокультурной политики [Текст] // Ориентиры культурной политики. — 2001. - № 1 9. - С. 11.

3. Паренчук, Т.Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации [Текст] : автореф. ...канд. культурологии. - Кемерово, 2009. - С. 20.

4. Культура России : информационно-аналитический сборник [Текст]. — М., 2007. — С. 300.

5. Петров, И.Ф. Культурный контекст региональной

политики [Текст] // Ученые записки НИИ прикладной культурологии. — Кемерово : КемГУКИ, 2006. — С. 83 — 84.

6. Национально-культурные традиции коренных народов Кузбасса [Текст] // Основы экономического воспитания. — Кемерово, 1989. — С. 76.

7. Быкова, Э.В., Михайлова, Н.Г. Любительская художественная самодеятельность в сельской среде: сравнительные тенденции развития [Текст] // Ориентиры культурной политики, 2000. — № 3. — С. 112 — 125.

8. Культура России : информационно-аналитический

сборник [Текст]. - М., 2007. - С. 106 - 110; 344 - 347 .

ХИЛЬКО Николай Федорович, доктор педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 26.03.2009 г.

© Хилько Н.Ф.

УДК 72<57113> А. Н. ГУМЕНЮК

Омский государственный технический университет

ВЕНЕЦИАНСКИЕ МОТИВЫ В АРХИТЕКТУРЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ОМСКА.

ДОМ РУССКО-АЗИАТСКОЙ КОМПАНИИ

В статье рассматривается становление неоклассицизма в отечественной архитектуре 1910-х годов на примере здания Русско-Азиатской компании, возведенного в Омске. Анализируется его художественно-образное решение, отвечающее поискам «большого стиля» эпохи. Отмечается, что в облике фасадов наблюдается многообразие стилевых проявлений итальянского Ренессанса с доминированием венецианских мотивов. Ставится вопрос об авторстве памятника.

Ключевые слова: неоклассицизм, Ренессанс, маньеризм, ампир, большой ордер.

Зарождение классицизирующей тенденции в отечественной архитектуре, называемой современными исследователями неоклассицизмом, относится к 1900-м годам, его становление и расцвет — к 1910-м годам. Идейному строю неоклассицизма соответствовали желание его лидеров — художника и искусствоведа А.Н. Бенуа, архитекторов и архитектурных критиков И.А. Фомина, В.Я. Курбатова, Г.К. Лукомского, подготовить почву для создания новой культуры, но на основе традиций прошлого [1]. Посредством искусства мыслилось воспитание человека, ценящего не только прогресс, современный комфорт, но и духовную сферу жизни. Формальной же стороной неоклассицизма стало претворение законов классического искусства, «заветов Палладиевых», выразившихся в попытках вернуть в архитектуру канонические композиционные правила — центрально-осевую симметрию в объемно-планировочные решения, четкость форм, соподчиненность частей целому и конструктивную оправданность. Большому ордеру возвращалась приоритетность в формообразовании.

К середине 1910-х годов архитектура Омска преодолевает отставание от столиц. Начавшийся в Петербурге и Москве поворот от стиля модерн к неоклассике отражается и в крупнейших общественных постройках города. Появление в провинции столичного заказчика в лице крупных фирм, распространявших свое влияние на удаленные территории России, также способствует утверждению неоклассицизма в

Омске. Пытаясь заявить о значимости фирмы в облике собственных представительств, они повторяли монументальные формы архитектуры столичных зданий.

О последовательности в освоении классической традиции в столицах писал в свое время апологет неоклассицизма Г.К. Лукомский: «... постепенно декоративные ампирные увлечения сменяются традицией, преисполненной еще более строгого вкуса; пробуждаются симпатии вообще к итальянской классике времени начала Ренессанса и его завершения» [2].

Временные границы преобладания неоклассицизма в Омске — 1912—1917 годы, хотя проектные предложения появляются еще в 1909 году. За такой короткий временной период эволюция неоклассики в последовательном обращении к архитектурным стилям «ампир», «классицизм», «Ренессанс» и стилевому направлению «маньеризм», характерным для столиц, в омской архитектуре четко не прослеживается [3]. Можно лишь выделить наиболее раннее «неоампир-ное увлечение» в первых неоклассических постройках Омска. Однако освоение классической традиции различных исторических периодов и претворении их в архитектуре городских зданий происходит одновременно.

Одним из последних монументальных зданий предреволюционного десятилетия, решенным в стилистике неоклассицизма, стал четырехэтажный дом Русско-Азиатской компании, возведенный в 1917 году

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.