УДК 304 42 Н. Ф. ХИЛЬКО
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИБИРИ
Статья посвящена анализу направлений социально-культурного развития сферы народного творчества в современном пространстве России. На основе выделения уровней культурной политики, предпосылок и критериев и этнокультурных особенностей в деятельности учреждений культуры рассматриваются направления развития традиционного народного творчества. В работе дается классификация народных традиций, определяющих ход социально-культурного развития, особый интерес среди которых представляют художественные. Определяются направления и тенденции социокультурного развития, выявленные на основе теоретического и эмпирического анализа. Новизной обладает классификация народных традиций, оригинален социокультурный подход к выявлению направлений и тенденций в развитии народного творчества в Омском регионе. Полученные результаты могут применяться в научно-методическом обеспечении народного творчества, в деятельности управленческих структур Министерства культуры Омской области, других регионов и организаций культурно-досугового профиля: национально-культурных центров, Дома народного творчества и др.
Ключевые слова: народное творчество, социокультурное развитие, народные традиции.
1. Особенности социокультурной ситуации в сфере народного творчества.
Для разработки направлений социокультурного развития народного творчества в контексте этнокультурных процессов регионов, необходимо выявить эти особенности в современном пространстве Азиатской России. Что же мы понимаем под социокультурным развитием? Это, прежде всего, совершенствование инфраструктуры городов и сельских поселений, их кросс-культурное взаимодействие и цивилизационный прогресс в максимально возможной для данных социально-экономических условий степени. В этой связи важнейшими в настоящее время являются следующие факторы: национальная безопасность и социально-культурная устойчивость, что крайне необходимо в процессе модернизации. Эти взаимосвязанные понятия характеризуют современную российскую культурную ситуацию. Вместе с тем, здесь имеют место два ряда условий: динамика социально-политических, экономических и культурных изменений и их слияние в диалоге культур. Поэтому сегодня следует говорить, как справедливо отвечает И.Ф. Петров, о наблюдающемся самоопределении регионов в процессе формирования новой региональной политики (регионализации культуры).
Обособление регионов и появление социальнокультурных барьеров на фоне снижения финансирования культуры (1991—2003 гг.) привело к политике централизации, направленной на укрепление единого социокультурного пространства. В этом русле региональная культурная политика предстает в виде трех уровней: 1) собственно государственная стратегия регионального развития; 2) политика регионов; 3) политика местного самоуправления (в областных, краевых, районных центрах, сельских поселениях) [1].
В управлении социально-культурным пространством благодаря общей концепции выявляются специфические черты, зависящие от уникальных особенностей каждого конкретного региона. В про-
цессе модернизации, направленной на обновление всех сторон жизни общества, как считает Н.М. Генова, всесторонне учитываются не только накопленный в прошлом цивилизационный потенциал, но и «некоторые особенности развития страны, которые наиболее полно проявляются на местном и региональном уровнях» [2]. Анализ характерных черт регионов выделяет: многообразие культур, политический характер культурной деятельности, отсутствие межэтнической напряжения, потребность в межэтнических контактах, социальном партнерстве, этнокультурном сотворчестве всех институтов власти и активных сил гражданского общества, стремление к культурной солидарности.
В регионах Сибири, как показывает анализ документов учреждений культуры, проявляются следующие этнокультурные особенности:
— стремление к использованию идентичных традиций;
— возрождение установки на межпоколенные связи;
— комплексное использование народных традиций;
— консолидация усилий на славянское единство;
— установление высокой нравственной ответственности за духовное содержание культуры;
— контекстная реконструкция всех сфер народной культуры: фольклора, праздников, памятников и пр. [3].
К социокультурным особенностям следует отнести приоритет недвижимости в программе сохранения культурного наследия Сибири, на что в 2001 — 2008 гг. было выделено в Сибирском федеральном округе 145,7 млн руб. Немаловажное значение в культурном пространстве Сибири занимает усиленное внимание к одаренной молодежи (например, фестиваль «Молодые театры России»). Особое значение придается развитию театрального искусства: для создания новых постановок в 2006 г. из федерального бюджета
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
театрам Сибири было выделено 41,9 млн рублей [4]. Например, в рамках развития театрального искусства обнаружилась тенденция проведения благотворительных программ и культурных акций для социально незащищенных слоев населения, детей-инвалидов (фестивали «Надежда» — г. Омск, программа «Дети-инвалиды»). Для них проводятся интеллектуальные марафоны, форумы, литературные праздники.
Следующей особенностью сибирских регионов является развивающаяся автономия культурных центров по отношению к транспортной и туристской инфраструктуре, что ограничивает приток посетителей. В этом направлении следует отметить организацию летних творческих лабораторий для развития одаренных детей (Новосибирская область — «Сибирская жемчужина», «Юные таланты Сибири», фестиваль мультипликации «Жар-птица», летняя творческая школа в Республике Алтай). В этой связи можно говорить о направленности культурной политики на создание особо комфортных условий для поддержки юных и молодых дарований в сфере народного творчества. Следует отметить также, что патриотическое движение в культурном пространстве Сибири также тесно связано с народной культурой (III Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют, Победа!» (Алтайский край); с различными видами искусств (фестивали патриотической песни, кинофестивали).
Особенности традиционного народного творчества тесно соприкасаются с реализацией государственной программы «Социальное развитие села до 2010 г.» на уровне межведомственной комиссии. В этой связи следует говорить о культурном шефстве творческих учреждений, организаций над сельскими учреждениями культуры. Главным условием адаптации народного творчества к современным условиям являются многообразие организационных форм его проявления: народных домов, центров досуга, центров ремесел, центров традиционной культуры. На Таймыре — это окружной центр национальных культур, в Красноярском крае — это межнациональный культурный центр, созданный для организациипраздников, в Томской и Омской областях — сеть национальнокультурных объединений во главе с Домом дружбы в г. Омске (Большереченский КДЦ «Старина Сибирская», муромцевская «Школа ремесел»). В Республике Тыва национально-культурные объединения распространены по интересам и национальным диаспорам: русской, бурятской, киргизской и другим. В Новосибирске в этом направлении работает Дом народного творчества, который является базой проведения мероприятий народного творчества.
Особое значение в Сибири также имеют программы возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел: резьба по камню ( Тыва), лозоплетение и иконопись (Омская область), резьба по дереву, кости, гончарное искусство (Хакасия), художественная обработка бересты и дерева, роспись по глине, художественные изделия из соломки (Томская область), резьба по кости (Таймырский АО).
В развитии культуры в сфере реабилитационной деятельности для социально незащищенных слоев населения следует отметить ускоренную адаптацию людей с ограниченными возможностями за счет создания новых типов учреждений культуры, адекватных требованиям времени: центры — клубы для пожилых людей, культурно-информационные центры на базе кабельного телевидения творческие передвижные лицеи для детей-инвалидов (Красноярский край, Томская, Новосибирская области, Бурятия).
Следует отметить, что в развитии современных форм народного творчества, в частности, киноискусства в Сибири, огромную роль играет внедрение сети передвижных форм, (киномобилей) для сельской сети; расширение диапазона фестивального движения, его дифференциация по муниципальному, региональному, всероссийскому и международному уровням. Этому способствует также взаимодействие профессиональных, альтернативных и любительских студий и организаций, сочетание зрительских и творческих кинофестивалей: «Встречи в Сибири» (Омск — Новосибирск); «Встретимся в кино» (Новосибирская обл.); «Сибирские писатели на экране»; Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер»; киноэстафеты «Эхо Шукшинского кинофестиваля»; тематические кинофестивали «Праздник детского кино», «Новое кино России», «Удивительный мир кино» (Омская обл.); фестиваля детского кино «В гостях у «Ералаша» (Республика Хакасия).
2. Критерии регионально специфических направлений социально-культурного развития.
Следует отметить, что региональная культура, как отмечает И.Ф. Петров, «складывается в процессе тесного и постоянного взаимодействия культур различных общностей, проживающих в пределах одной территории» [5]. При этом намечаются следующие предпосылки развития народного творчества в России в целом.
Учет национального состава и структуры населения сибирских регионов всегда связан с их многона-циональностью: коренными этносами и переселенцами (русскими, украинцами, татарами, немцами и др.). Тесно связан с пониманием стилей народного искусства. При этом актуальным становится формирование толерантных установок через дружелюбие и уважение к людям разных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов [6]. Этой цели служит возрождение духовной культуры коренных народов через народные праздники и обряды, в которых сосредоточена идея продолжения жизни человека, бессмертия человеческого рода, пожелания людям здоровья.
Для выработки регионально-специфических направлений социально-культурного развития в сфере народного творчества необходимо обозначить соответствующие критерии.
— благоприятная социально-культурная обстановка;
— единство культурного пространства;
— удовлетворенность досугом;
— востребованность культурно-досуговых форм;
— способность противостоять деструкции;
— наличие толерантных отношений;
— жизнеспособность и возрождаемость традиций.
Этому способствуют следующие социально-культурные условия:
1. Приоритет славянских традиций в творчестве коренных народов и в диалоге культур.
2. Поднятие социального статуса народного творца.
3.Максимальное использование творческих инициатив в социально-культурных общностях.
4. Взаимодействие средств массовой информации и науки в сфере народного творчества.
3. Народные традиции как основа социокультурного развития.
В этом контексте следует говорить о художественных, социально-культурных, историко-культурных, конфессиональных, региональных и природно-трудо-
вых народных традициях, определяющих ход социокультурного развития. Первые из них — художественные — связаны с различными видами народного искусства и художественной деятельности: певческие, праздничные, изобразительные, визуальные, хореографические, музыкально-исполнительские, зрелищные, театральные. Их своеобразие определяется национальным сходством, идентификацией художественных смыслов и формирующим типом образом.
В связи с этим актуализируются следующие художественные традиции разных сибирских народов, имеющих идентичное содержание.
1. Связь с ментальностью (духовные).
2. Направленность на единение народов (соборные традиции).
3. Культово-магические традиции (солнце, земля, жизнь, мать, природа).
4. Духовно-нравственные и этические традиции (дружелюбие, уважение и пр.).
5. Общечеловеческие ценностно-ориентированные традиции.
6. Традиции межнационального общения.
7. Импровизационно-игровое обновление культурных акций.
Историко-культурные народные традиции сформировались в процессе смены исторических циклов, связанной с исторической памятью. Они определяются генезисом и эволюцией различных явлений этнической культуры — это традиции общения, локализации событийного пространства и времени (в праздниках, спектаклях, архитектуре), хронотопные и символико-архитепические, определяющие характер и особенности этнокультурных образцов, традиции славянского, тюркского и др. характера.
Конфессиональные народные традиции предполагают сакрально-культовые и магическое содержание, также символико- архетипичные особенности, духовно-нравственные принципы соборного единения.
Природно-трудовые народные традиции интегрируются в народный быт, досуг и творчество и связаны с сезонностью, цикличностью, космизмом, общением с природой и носят ноосферный характер творческих проявлений (появление своеобразного «культа творчества» и его этнонационального своеобразия).
4. Тенденции социокультурного развития народного творчества в Сибири.
Сравнительный анализ числа клубных формирований в процентном соотношении по данным 2006 г.
[7] показал, что в Сибирском федеральном округе насчитывалось 64428 клубов, что составляет 16,35 % от общего числа (менее 1/5), что является частью тенденции спада численности в силу изменений в демографии, а также по причине интеграции клубов в современное общество. При этом следует учесть, что на протяжении 2001 — 2006 гг. в целом по России происходил небольшой рост числа клубных формирований, сменившихся в 2006 г. некоторым спадом. Соответствующая пропорция присуща и числу участников клубных формирований — 879,2 тыс. человек. Это составляет 14,6 %, что также доказывает вышеуказанную тенденцию. Данные по среднему числу клубных учреждений по субъектам Сибирского федерального округа в 2006 г. показали лидирующее положение Новосибирской области (18 формирований). На втором месте Хакасия и Кемеровская обл. (по 11 формирований). На третьем месте Республика Тыва, Омская и Томская области (по 8 формирований). Эти данные свидетельствуют о значительном перепаде в численности культурных организаций.
Число культурно-досуговых мероприятий в Сибири достигло 1,35 млн против 8,14 млн в России в целом, то есть составляет 16,5 %, что почти совпадает с данными по общему числу клубов. Следовательно, можно говорить о такой же пропорционально низкой численности массовых формирований досуга, мероприятий на протяжении 2001 — 2006 г. были не ярко выражены. Снижению подвергается не только численность мероприятий, но число некоторых видов самодеятельного народного творчества. Какие из них наиболее подвержены спаду, а в каких это явление не так значительно? На этот вопрос ответит сравнительный анализ ранговых распределений кадрового состава коллективов. Нужные результаты статистики, взятые из информационного сборника [8], приведены в таблице.
Приведенная таблица показывает частичное совпадение общероссийской картины видовых распределений коллективов народного творчества. Небольшое расхождение в численности касается оркестров и коллективов кино-, фотолюбителей. При этом приоритет прочих коллективов указывает и на общую особенность, связанную, очевидно, с появлением альтернативных клубных объединений (компьютерных, масс-медийных), сменяющих традиционное кино-, фото-, видеотворчество.
Устойчивое лидерство хореографии и театра вызвано популярностью этих жанров народного
Таблица
№ п/п Вид народного творчества (кружки, формирования, коллективы) Ранговое соотношение по России в целом Ранговое соотношение по Сибири
1 Хоровые 4 4
2 Хореографические 2 2
3 Театральные 3 3
4 Оркестры 8 8
5 Оркестры 9 10
6 Фольклорные 5 5
7 Изобразительное искусство 7 7
8 Народные промыслы 6 6
9 Кино-фото любителей 9 10
10 Прочие 1 1
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
искусства. При этом достаточно высокое (4-е) место хоровой самодеятельности говорит об устойчивости певческих традиций. На таком же уровне востребуют-ся фольклорный и декоративно-прикладной жанры. Однако непопулярность оркестровой деятельности вызвало к жизни интерес к джазовому или электронному музицированию, которые также попадают в число «прочих» альтернативных форм традиционного народного творчества.
Исходя из вышеуказанных предпосылок социально-культурного развития в сфере народного творчества, следует отметить наличие следующих тенденций, характеризующих волнообразный процесс положительных и отрицательных явлений в этнокультурном социуме.
1. Снижение темпов спада, уменьшение числа участников коллективов народного творчества.
2. Вытеснение на периферию социально-культурной деятельности народных традиций.
3. Сохранение на должном уровне культурной активности населения в местах, в высокой степени сохранивших народные традиций.
4. Отрыв современного образа жизни от традиций народного творчества.
5. Частичная утрата механизмов саморегуляции и развития народной культуры.
6. Стремление людей к внеинституциональной самоорганизации (одомашнивание, самоорганизация и пр.).
7. Обнаружение кризисных явлений в современных видах народного творчества (дизайн, кино- и фотолюбительство).
8. Диспропорция возрастного состава народного творчества в пользу детских, подростково-юношеских и молодежных объединений при слабом развитии центров для взрослых, пожилых и других категорий, семейных объединений.
9. Снижение популярности традиционных форм народного творчества и их вытеснение модернизированными.
10. Замена личностных контактов народного творчества на анонимные.
11. Снижение посещаемости зрелищных форм народного творчества вследствие урбанизации и электронной революции.
12. Усиление реинтеграции в социально-культурном движении неконсолидированных относительно устойчивых общностей.
13. Формирование комплексных интегрированных структур народного творчества (клуб, музей, культурно-этнографический комплекс, этнопарк, передвижной культурно-пропагандистский центр).
14. Рост социально активных участников в народном творчестве и общественно ценных видов деятельности.
15. Ориентация на народное творчество как на хобби, более резко выраженная на селе.
16. Усиление фольклорной основы народного творчества в крупном городе по сравнению со средним и малым.
17. Слияние этнических и региональной культур в процессе формирования локальных традиций.
18. Утрата культурных традиций и национального фольклора.
19. Расширение общественного интереса к традициям народной культуры.
На этом фоне можно выделить особенности проявления данных общероссийских тенденций в социокультурной среде Сибири.
Итак, обозначим основные направления социо-
культурного развития в сфере народного творчества в Сибири.
1. Взаимодействие коренных и заимствованных форм народной культуры в регионе.
2. Ориентация на синтез историко-культурных (славянских, тюркских и др.) и поликонфессиональ-ных традиций и их объединение на основе природнокосмического единства (Н.А. Хренов).
3. Усиление внимания к диалогу культур в контексте полиэтничности, поликонфессиональности с акцентом на толерантность.
4. Возрождение и сохранение народной культуры через традиционные основы как условие национальной и духовной безопасности.
5. Интеграция народной культуры с корпоративной, маркетинговой и элитарной средами.
6. Деидеологизация этнокультурных форм деятельности творчества и общения.
7. Локализация и национальная идентификация народных традиций, формирующих своеобразный этнокультурный ландшафт поселения, округа, микрорайона.
8. Создание этнотворческой среды, порождающей гражданские инициативы и новые формы социокультурного партнерства.
9. Медиакультурное выражение инновационных форм народного творчества на фоне электронной революции.
10. Взаимодействие традиций и инноваций в народной культуре в контексте охраны духовного наследия.
11. Слияние и сочетание развлечения, возвышения и оздоровления в культивируемых формах народного творчества.
12. Формирование новой историко-культурной среды через обновление, реконструкцию и воссоздание образцов прошлого.
13. Поиск форм национально-культурной идентичности, позволяющих достигать адекватной самореализации в многообразных формах народного творчества.
Статья впервые показывает направления развития видов народного творчества. Несомненной новизной обладает выработанная классификация народных традиций. Оригинален социокультурный подход к выявлению направлений и тенденций в развитии народного творчества в Омском регионе. Полученные результаты с успехом могут применяться в научно-методическом обеспечении сферы народного творчества, в деятельности управленческих структур Министерства культуры Омской области и других регионов и организаций культурно-досугового профиля: национально-культурных центров, Дома народного творчества, Центра сохранения славянских традиций, Сибирского культурного центра, Дома дружбы.
Библиографический список
1. Петров, И.Ф. Культурный контекст региональной политики [Текст] // Ученые записки НИИ прикладной культурологии. — Кемерово : КемГУКИ, 2006. — С. 75.
2. Генова, Н.М. Региональные аспекты социокультурной политики [Текст] // Ориентиры культурной политики. — 2001. - № 1 9. - С. 11.
3. Паренчук, Т.Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации [Текст] : автореф. ...канд. культурологии. - Кемерово, 2009. - С. 20.
4. Культура России : информационно-аналитический сборник [Текст]. — М., 2007. — С. 300.
5. Петров, И.Ф. Культурный контекст региональной
политики [Текст] // Ученые записки НИИ прикладной культурологии. — Кемерово : КемГУКИ, 2006. — С. 83 — 84.
6. Национально-культурные традиции коренных народов Кузбасса [Текст] // Основы экономического воспитания. — Кемерово, 1989. — С. 76.
7. Быкова, Э.В., Михайлова, Н.Г. Любительская художественная самодеятельность в сельской среде: сравнительные тенденции развития [Текст] // Ориентиры культурной политики, 2000. — № 3. — С. 112 — 125.
8. Культура России : информационно-аналитический
сборник [Текст]. - М., 2007. - С. 106 - 110; 344 - 347 .
ХИЛЬКО Николай Федорович, доктор педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 26.03.2009 г.
© Хилько Н.Ф.
УДК 72<57113> А. Н. ГУМЕНЮК
Омский государственный технический университет
ВЕНЕЦИАНСКИЕ МОТИВЫ В АРХИТЕКТУРЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ОМСКА.
ДОМ РУССКО-АЗИАТСКОЙ КОМПАНИИ
В статье рассматривается становление неоклассицизма в отечественной архитектуре 1910-х годов на примере здания Русско-Азиатской компании, возведенного в Омске. Анализируется его художественно-образное решение, отвечающее поискам «большого стиля» эпохи. Отмечается, что в облике фасадов наблюдается многообразие стилевых проявлений итальянского Ренессанса с доминированием венецианских мотивов. Ставится вопрос об авторстве памятника.
Ключевые слова: неоклассицизм, Ренессанс, маньеризм, ампир, большой ордер.
Зарождение классицизирующей тенденции в отечественной архитектуре, называемой современными исследователями неоклассицизмом, относится к 1900-м годам, его становление и расцвет — к 1910-м годам. Идейному строю неоклассицизма соответствовали желание его лидеров — художника и искусствоведа А.Н. Бенуа, архитекторов и архитектурных критиков И.А. Фомина, В.Я. Курбатова, Г.К. Лукомского, подготовить почву для создания новой культуры, но на основе традиций прошлого [1]. Посредством искусства мыслилось воспитание человека, ценящего не только прогресс, современный комфорт, но и духовную сферу жизни. Формальной же стороной неоклассицизма стало претворение законов классического искусства, «заветов Палладиевых», выразившихся в попытках вернуть в архитектуру канонические композиционные правила — центрально-осевую симметрию в объемно-планировочные решения, четкость форм, соподчиненность частей целому и конструктивную оправданность. Большому ордеру возвращалась приоритетность в формообразовании.
К середине 1910-х годов архитектура Омска преодолевает отставание от столиц. Начавшийся в Петербурге и Москве поворот от стиля модерн к неоклассике отражается и в крупнейших общественных постройках города. Появление в провинции столичного заказчика в лице крупных фирм, распространявших свое влияние на удаленные территории России, также способствует утверждению неоклассицизма в
Омске. Пытаясь заявить о значимости фирмы в облике собственных представительств, они повторяли монументальные формы архитектуры столичных зданий.
О последовательности в освоении классической традиции в столицах писал в свое время апологет неоклассицизма Г.К. Лукомский: «... постепенно декоративные ампирные увлечения сменяются традицией, преисполненной еще более строгого вкуса; пробуждаются симпатии вообще к итальянской классике времени начала Ренессанса и его завершения» [2].
Временные границы преобладания неоклассицизма в Омске — 1912—1917 годы, хотя проектные предложения появляются еще в 1909 году. За такой короткий временной период эволюция неоклассики в последовательном обращении к архитектурным стилям «ампир», «классицизм», «Ренессанс» и стилевому направлению «маньеризм», характерным для столиц, в омской архитектуре четко не прослеживается [3]. Можно лишь выделить наиболее раннее «неоампир-ное увлечение» в первых неоклассических постройках Омска. Однако освоение классической традиции различных исторических периодов и претворении их в архитектуре городских зданий происходит одновременно.
Одним из последних монументальных зданий предреволюционного десятилетия, решенным в стилистике неоклассицизма, стал четырехэтажный дом Русско-Азиатской компании, возведенный в 1917 году
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 КУЛЬТУРОЛОГИЯ