УДК 94(47).084(С17)
ФОРМИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА УРАЛЕ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ РЕФОРМ РУБЕЖА XX - XXI ВЕКОВ
С.А. Заельская
Аннотация. В представленной статье на материалах Урала исследуется процесс становления и развития национально-культурной политики в условиях системных реформ, идеологического многообразия, децентрализации управления сферой культуры и усиления тенденций к актуализации этнических различий народов. Выявлены факторы, влияющие на процесс осуществления национально-культурной политики в регионе. Изучен программный подход в регулировании межнациональных отношений. Определена роль национально-культурных объединений в этнокультурном процессе рубежа XX - XXI веков.
Ключевые слова: национально-культурная политика, национальная культура, межнациональные
отношения, национально-культурная автономия, многонациональное государство, Урал.
FORMATION AND IMPLEMENTATION OF
NATIONAL CULTURAL POLICY IN THE URAL IN TERMS
OF SYSTEMIC REFORMS ON THE CUSP OF THE XX - XXI CENTURIES
S. Zaelskaya
Abstract. In the present article on the material of the Urals explores the process of formation and development of national cultural policy in the context of systemic reforms, ideological diversity, decentralization of management in the sphere of culture and the increasing trend of mainstreaming ethnic characteristics of nations. The factors affecting the implementation of national cultural policies in the region. Studied the program approach in the regulation of inter-ethnic relations. The role of national-cultural associations in the process of ethnic and cultural abroad XX - XXI centuries.
Keywords: national cultural policy, national culture, international relations, national-cultural autonomy, multiethnic state, the Urals.
Россия представляла собой уникальное многонациональное государство в течение всей истории своего формирования. На рубеже XX - XXI вв. процесс развития межнациональных отношений
характеризовался стремлением народов к сохранению своей национальной
самобытности и культуры. Национальные отношения находились под сильным влиянием наследия исторического прошлого, в котором были заложены традиции сотрудничества и позитивный опыт взаимодействия этносов, совместно проживающих на Урале. После распада СССР, когда перед руководством Российской Федерации со всей остротой встал вопрос о государственном устройстве страны, возникла задача по выработке новой национально-культурной политики, адекватно отражавшей сложившуюся ситуацию, потребности многонационального российского народа, способствующей стабилизации и гармонизации межэтнических отношений в государстве. Концептуально главной составляющей государственной политики в сфере культуры и межнациональных отношений являлось развитие культурного и
духовного потенциала нации как основы ее целостности, устойчивости и динамичного развития.
Развитие этнополитического процесса и характер межнациональных отношений в регионах Урала определялись следующими основными факторами. Прежде всего, многонациональным и поликонфессиональным составом населения. Исследуемый регион в этническом плане представлял собой пеструю картину. На Урале в 1990-х гг. проживали представители более 100 национальностей, обладавших спецификой развития
материальной и духовной культур, конфессиональной принадлежностью, особой организацией социально-профессиональной структуры.
Этнонациональная структура Урала складывалась под непосредственным
воздействием исторических условий
жизнедеятельности этносов, социальноэкономических процессов современности. Этносы и этнические группы, населяющие республики и области Урала, составляли часть многогранной цивилизации, где
межнациональная ситуация носила характер
403
стабильных отношений [4, с. 36]. На территории Урала был накоплен положительный опыт длительного
совместного бесконфликтного проживания представителей различных этносов.
В Удмуртской республике помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на характер межнациональных отношений следует отметить малочисленность титульного удмуртского этноса в сравнении с другими народами региона. Доля удмуртов в населении республики составляла всего 30%. Определенную роль сыграло развитие этнополитических процессов в соседних национальных республиках и наличие родственных независимых финно-угорских государств (Венгрия, Финляндия, Эстония) [8, с. 34].
Следует учесть тот факт, что после распада СССР ряд регионов Урала (Челябинская, Оренбургская области) становятся
пограничными территориями, которым приходилось сталкиваться с проблемой миграции населения из стран ближнего и дальнего зарубежья. Появление
представителей новых этнических групп, носителей иной культуры способствовало появлению фактов мигрантофобии [2, с. 3-4]. Все вышеперечисленные факторы определяли основные направления развития
межнациональных отношений и характер формирующейся национально-культурной политики на Урале.
1990-е гг. в России были достаточно динамичными и многообещающими в плане осуществления этнокультурной политики. В 1996 г. была утверждена Концепция государственной национальной политики, которая длительное время являлась чуть ли не единственным юридическим документом при решении конкретных задач в сфере национальных отношений. В исследуемый период законодательные собрания ряда республик и областей Урала выработали свои "Основные направления национальной политики". Так, в Челябинской области в целях всестороннего учета интересов многонационального населения, налаживания результативного диалога между органами власти и национальными объединениями в 1998 г. Коллегия при Губернаторе Челябинской области утвердила Концепцию региональной национальной политики Челябинской области. Данный документ базировался на основе современных принципов и приоритетов, учитывал интересы этносов многонациональной Челябинской
области, был направлен на использование исторического потенциала каждого народа, способствовал развитию их равноправного сотрудничества и культурной самобытности. Концепция преследовала цель создания условий для полноправного национальнокультурного развития народов
полиэтнического региона [4, с. 47, 50].
Правительство Челябинской области в декабре 2003 г. одобрило «Основные направления реализации государственной национальной политики в Челябинской области на 2004 - 2019 гг.». В августе 2007 г. Законодательное собрание области приняло «Концепцию реализации национальной политики в Челябинской области на 2007-2010 гг.», которая представляла собой комплекс приоритетов и принципов, принимавших во внимание национальные интересы народов области, содействующих развитию их самобытности. Указанные документы позволяли координировать работу органов власти разного уровня и национальнокультурных объединений по сохранению этнических традиций и обычаев народов области [1, с. 30-31].
Для проведения государственной национально-культурной политики в Удмуртской республике в 1994 г. был создан Комитет по делам национальностей при Совете Министров Удмуртской Республики. Значимость этнического фактора в
многонациональной Удмуртии, необходимость координации всех органов и структур государственной власти по реализации национальной политики способствовали поднятию статуса и полномочий указанного подразделения. В 1999 г. руководством республики принимается решение о
реорганизации Комитета по делам национальностей в Министерство
национальной политики [8].
Одним из принципиальных тезисов государственной культурной политики, продекларированных Российским
Правительством и законодателями, являлось положение о создании и поддержки предпосылок к сохранению культурнонациональной самобытности этнических общностей, посредством принятия и
реализации мероприятий, предусмотренных федеральными государственными
программами национального и культурного развития. Комитетами и управлениями администраций регионов Урала принимались программы развития национальных культур ввиду общественной значимости
404
межнациональных отношений в жизни общества. Так, в Оренбургской области была утверждена «Целевая комплексная программа поддержки развития национальных культур народов Оренбуржья на 1994-1995 гг.» [11, с. 59-102], которая являла собой комплекс мер, направленных на сохранение и развитие культуры народов многонационального региона. В программе была разработана система мероприятий по развитию этнокультурного образования, по учету религиозного фактора, по использованию средств массовой коммуникации для удовлетворения духовных потребностей многочисленных народов области. Принятые в дальнейшем целевые программы поддержки национальных культур области на 1996-1997 гг. и на 1998-2000 гг. были разработаны на основе принципа преемственности [3, с. 295].
Программа «Межнациональное культурное сотрудничество» была принята к реализации в середине 1990-х гг. в Челябинской области. Вышеназванный документ был направлен на обеспечение единства народов, проживающих на территории региона, при сохранении их культурной самобытности [10, с. 118]. В документе были определены три основных вектора развития: создание условий для
культурного развития представителей
различных этносов; возрождение и сохранение форм бытования национальных культур, координация деятельности национальнокультурных общественных объединений [5, с. 86].
В Республике Башкортостан в начале 1990х гг. правительством были разработаны и приняты к реализации рассчитанные на вторую половину 1990-х гг. государственные комплексные программы национально-
культурного развития народов региона. Вышеперечисленными документами было предусмотрено создать Общественный консультативный совет по проблемам национально-культурного развития народов Башкортостана при Совете Министров Республики, организовать культурно-массовые мероприятия с учетом запросов всех этносов и этнических групп, проживающих в регионе. Комплексная Программа развития культуры и искусства Башкортостана до 2005 г.,
утвержденная Кабинетом Министров 24 января 2000 г., представляла собой комплекс мер, ориентированных на различные сроки исполнения [12, с. 157-158].
Законодательное собрание Пермской области утвердило Целевую комплексную программу поддержки развития национальных
культур народов Прикамья на 1996-1998 годы [7, с. 89]. Департамент культуры и искусства, органы управления культурой в городах и районах Пермской области тесно связывали свою работу по гармонизации национальных и межнациональных отношений с
деятельностью культурных центров. В дальнейшем была принята областная целевая Программа "Гармонизация национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999-2003 годы". Мероприятия областной программы были положены в основу работы сферы культуры по поддержке национальных центров и творческих коллективов, проведение областных, региональных фестивалей, традиционных народных праздников, мероприятий по гармонизации национальных отношений. Повсеместно действовали программы развития и поддержки национальных культур, принятые районными администрациями. По такой схеме в конце 1990-х гг. работали Нытвенский, Красновишерский, Соликамский, Ординский, Осинский, Частинский, Еловский и другие районы [6, с. 10].
Значительную активность в возрождении национальных культур в исследуемый хронологический период проявляла общественность. Во всех территориях Урала были созданы национально-культурные автономии и национально-культурные центры как общественные организации, которые совместно с государственными учреждениями проводили национально-культурную политику в жизнь [7, с. 90]. Так, в Оренбургской области в исследуемый период национальные объединения, получающие финансовую поддержку и помощь управления по связям с общественными, национальными и
религиозными организациями, проводили фестивали и праздники национальных культур, устраивали литературные гостиные, вели активную работу, оказывали постоянную помощь фольклорным творческим
коллективам, поддерживали национальные библиотеки в обеспечении необходимой литературой. Такая разнообразная
деятельность национально-культурных
объединений способствовала сохранению и развитию национальных культур,
гармонизации межнациональных отношений, была направлена на обеспечение национальнокультурных прав и свобод граждан России [2, с. 18-19].
В середине 1990-х гг. в Пермской области действовали 10 национально-культурных центров: центр славянской культуры, татаро-
405
башкирские центры (Барда, Чернушка), удмуртский (Куеда), еврейский национальный центр, национальные центры немецкой культуры созданы в Соликамске и Краснокамске, центр марийской культуры в Суксунском районе и другие [9, с. 94]. Количество национально-культурных
организаций, деятельность которых была направлена на развитие и сохранение этнокультурного наследия народов Урала, на протяжении изучаемого периода сохраняла тенденцию к увеличению. Так, в Оренбургской области к середине 1990-х гг. работало 34 национально-культурных центра, среди которых насчитывалось 10 областных и 24 районных и городских [11, с. 21]. В 2000 г. в указанной области фиксировалось 37 национально-культурных автономий, обществ и центров, а в 2008 г. действовало 112 национально-культурных общественных
объединений [2, с. 15]. Вышеперечисленные организации осуществляли планирование своей деятельности, составляли программы работы, отражающие национально-культурные интересы многонационального населения Урала и проблемы, связанные с их реализацией.
Помимо всего вышеперечисленного национально-культурные общества принимали активное участие в подготовке нормативноправовых актов, регламентирующих межнациональные отношения. Так, при участии указанных обществ в 1995 г. в Удмуртской республике были приняты
Литература:
1. Алмаева А.М. Национальная политика как важнейшее условие для развития культуры народов Южного Урала // Народная художественная культура Южного Урала: история и современность: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. -Челябинск: Рекпол, 2008. - С. 28-33.
2. Амелин В.В. Оренбуржье: перспективы этнокультурного развития. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. - 46 с.
3. Амелин В.В., Виноградова Э.М. Оренбуржье в системе региональных интересов России (Реальность и представления граждан в зеркале этносоциологии). - М.: ЦИМО, 1998. - 325 с.
4. Дубровин Ю.Д., Туник Г.А. Национальнокультурное развитие народов России: политикоправовые аспекты. - М.: Изд-во Государственной Думы, 2002. - 96 с.
5. Заельская С.А. Культурное пространство Южного Урала в условиях системных реформ (1985-2000 гг.). - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. -204 с.
Государственная программа по сохранению и развитию удмуртского языка и языков других народов республики, региональные законы "О народном образовании" и "О культуре". В Совет по делам национальностей при Президенте Удмуртской республики были включены все лидеры национальных движений [8].
Таким образом, на рубеже XX-XXI вв. в условиях актуализации этнических различий на Урале, хранившем богатейшие исторические традиции бесконфликтного взаимодействия и сотрудничества
многочисленных этносов, шел активный процесс формирования национальнокультурной политики. В республиках и областях Урала принимались законы, концепции и программы, направленные на решение проблем этнокультурного развития этносов и этнических групп Урала. Определенный вклад в процесс реализации изучаемого явления внесли национальнокультурные центры, которые осуществляли значительную, разноплановую деятельность, направленную на сохранение и развитие самобытных национальных культур народов Урала. Совместная работа государственных органов и общественных организаций была направлена на создание условий для сохранения и развития традиций и обычаев, целостного культурного пространства, укрепления межнациональных связей на Урале.
6. Информационно-аналитический сборник. -Пермь: МГП «Кудымкарская типография», 1999. -242 с.
7. Кириллов А.Д., Кириллова Н.Б. Урал
социокультурный: Наука. Образование. Искусство. СМИ. - Екатеринбург: Изд-во «Уральский
рабочий», 2000. - 176 с.
8. Положение о Министерстве национальной
политики Удмуртской республики // Информационно-методический сборник
Министерства национальной политики. - Ижевск, 1999. - №1(3). - 34 с.
9. Программа развития культуры Пермской области на 1996-2000 годы / Законодательное Собрание Пермской области. - Пермь, 1995. - 153 с.
10. Тимошенко С.А. Проблемы национальных отношений и возрождения национальных культур в Челябинской области // Человек. История. Общество: Сб. статей. - Челябинск, 1995. - С. 116121.
11. Торукало В.П. Национально-культурная политика в регионе: Опыт, проблемы, тенденции. -Оренбург, 1995. - С. 120 с.
12. Халфин С.А. О комплексной программе развития культуры и искусства Башкортостана до
406
2005 года // Социально-экономические и экологические проблемы Уральского региона Республики Башкортостан: Тез. докл. Республ. науч.-практ. конф. Сибай: Сибайский ин-т БГУ, 2000. - Т. 2. - С. 157-159.
References:
1. Almaeva A.M. Nacional'naja politika kak
vazhnejshee uslovie dlja razvitija kul'tury narodov Juzhnogo Urala // Narodnaja hudozhestvennaja kul'tura Juzhnogo Urala: istorija i sovremennost': sb. materialov Vseross. nauch.-prakt. konf. - Cheljabinsk: Rekpol, 2008. - S. 28-33.
2. Amelin V.V. Orenburzh'e: perspektivy
jetnokul'turnogo razvitija. - Orenburg: Izdatel'skij centr OGAU, 2009. - 46 s.
3. Amelin V.V., Vinogradova Je.M. Orenburzh'e v sisteme regional'nyh interesov Rossii (Real'nost' i predstavlenija grazhdan v zerkale jetnosociologii). -M.: CIMO, 1998. - 325 s.
4. Dubrovin Ju.D., Tunik G.A. Nacional'no-
kul'turnoe razvitie narodov Rossii: politiko-pravovye aspekty. - M.: Izd-vo Gosudarstvennoj Dumy, 2002. -96 s.
5. Zael'skaja S.A. Kul'turnoe prostranstvo
Juzhnogo Urala v uslovijah sistemnyh reform (19852000 gg.). - Orenburg: Izd-vo OGPU, 2011. - 204 s.
6. Informacionno-analiticheskij sbornik. - Perm': MGP «Kudymkarskaja tipografja», 1999. - 242 s.
7. Kirillov A.D., Kirillova N.B. Ural sociokul'turnyj: Nauka. Obrazovanie. Iskusstvo. SMI. -Ekaterinburg: Izd-vo «Ural'skij rabochij», 2000. - 176 s.
8. Polozhenie o Ministerstve nacional'noj politiki Udmurtskoj respubliki // Informacionno-metodicheskij sbornik Ministerstva nacional'noj politiki. - Izhevsk, 1999. - №1(3). - 34 s.
9. Programma razvitija kul'tury Permskoj oblasti na 1996-2000 gody / Zakonodatel'noe Sobranie Permskoj oblasti. - Perm', 1995. - 153 s.
10. Timoshenko S.A. Problemy nacional'nyh otnoshenij i vozrozhdenija nacional'nyh kul'tur v Cheljabinskoj oblasti // Chelovek. Istorija. Obshhestvo: Sb. statej. - Cheljabinsk, 1995. - S. 116-121.
11. Torukalo V.P. Nacional'no-kul'turnaja politika v regione: Opyt, problemy, tendencii. - Orenburg, 1995. - S. 120 s.
12. Halfin S.A. O kompleksnoj programme razvitija kul'tury i iskusstva Bashkortostana do 2005 goda // Social'no-jekonomicheskie i jekologicheskie problemy Ural'skogo regiona Respubliki Bashkortostan: Tez. dokl. Respubl. nauch.-prakt. konf. Sibaj: Sibajskij in-t BGU, 2000. - T. 2. - S. 157-159.
Сведения об авторе:
Заельская Светлана Александровна (г. Оренбург, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества и социально-политических теорий Оренбургского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected]
Data about the author:
S. Zaelskaya (Orenburg, Russia), candidate of historical sciences, associate professor at Department of National History and Sociopolitical theories of Orenburg State Pedagogical University, e-mail: [email protected]
407