2.2. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Изергина Н. И., доктор полит. наук, профессор кафедры регионоведения и политологии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева»,
Изергина В. П., аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева»
Аннотация: В статье рассматривается опыт Республики Мордовия в области реализации государственной национальной политики в контексте взаимосвязи органов государственной власти и национально-культурных автономий в республике.
Ключевые слова: русская государственность, национальная политика, национально-культурная автономия, Республика Мордовия, взаимосвязь культур
THE NATIONAL-CULTURAL AUTONOMIES IN THE REALIZATION OF NATIONAL POLICY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA
Izergina N. I., Doctor of Political Sciences, assistant professor, MSU named N. P. Ogarev,
Izergina V. P., Post-graduate student of the department of economic history and information technologies of the MSU named N. P. Ogarev
Annotation: The article examines the experience of the Republic of Mordovia in the field of realization of the state national policy in the context of the relationship of state institutes and of national-cultural autonomies in the Republic.
Keywords: the Russian political system, national policy, national-cultural autonomy, the Republic of Mordovia, interrelation of cultures
Для России с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур национальный вопрос имеет особый, «фундаментальный характер», а гражданское и межнациональное согласие является одним из главных условий самого ее существования. Значение и специфику подходов в решении национального вопроса в России определяет тот факт, что она «возникла и веками развивалась как многонациональное государство... в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне»1.
На протяжении столетий многие народы вместе с русскими осваивали огромные территории, строили Российское государство и укрепляли его могущество. При этом данные территории «пространственно прилегая друг к другу и географически сливаясь друг с другом, политически, хозяйственно и культурно нуждаются друг в друге. Их объединил не произвол меча и не каприз завоевателя, а медленное органическое развитие населяющих ее народов. Это происходило на протяжении веков. Соседние народы знакомились друг с другом, учились понимать и восполнять друг друга, и естественно, что наиболее одаренный, христианский и культурный народ, русский народ, руководил этим делом. Но никогда. русские не практиковали денационализацию других, малых и некультурных племен. Россия никого не денационализировала, не искореняла, всех блюла, всем оставляла национальную свобо-ду»2. Именно в этом видел особый характер русской государственности политический философ Иван Ильин.
1 Путин В. В. Россия: национальный вопрос. 23 января 2012 г.
[Электронный ресурс] / В. В. Путин // Сайт Владимира Путина. -Режим доступа: ИИр:/Амм«.ривп2012.ги/ (дата обращения:
23.03.2012)
2 Ильин И. А. Отповедь расчленителям // Ильин И. А. Наши
задачи. В 2-х т. Т. 2. - М.: МП “Рарог”, 1992. - С. 46.
Одним из народов, который на протяжении столетий живя в России, сохраняет свой язык и свою культуру, является мордовский народ. Мордва участвовала в формировании русского этноса, в создании Российского государства и его дальнейшей богатой истории. Современная Мордовия, в которой издавна в мире живут русские (61 % населения), мордва мокша и эрзя (около 32 %), татары (5 %) - образец межнационального и межконфессионального согласия. Органы власти РМ уделяют постоянное внимание национальным и религиозным вопросам, оказывают необходимую поддержку общественным инициативам по созданию условий для сохранения, развития и взаимосвязи культуры всех народов, проживающих на ее территории. Одним из направлений деятельности в данной области является удовлетворение национальных потребностей российских граждан, проживающих на территории РМ, с помощью национально-культурных автономий (НКА).
Сущность теории национально-персональной
(культурной, экстерриториальной) автономии, авторами которой являются К. Реннер (Р Шпрингер) и О. Бауэр, состоит в том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, а сами нации, точнее национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. Персональную принадлежность граждан к национальному союзу представляет кадастр (перепись), составленный на основе личных заявлений совершеннолетних граждан. Данный вариант НКА отличали три признака: персонализм, те. принцип добровольной этнической самоидентификации, экстерриториальность, позволяющая удовлетворять национальные интересы и права, не нарушая территориального status quo, и признание национальных сообществ коллективными субъектами права, представляющими и защищающими интересы сообщества. Функции этой автономии распространялись на сферу культуры.
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В Советском Союзе национальная политика носила максимально огосударствленный характер. Практика образования национальных административно-территориальных единиц, создания национальных школ и т.п. начала свертываться в середине 1930-х гг. Конституция СССР 1936 г. вообще не содержала упоминания о национальных меньшинствах. Идея НКА стала вновь востребованной в эпоху «перестройки» по причине назревшей необходимости реформирования существующей в СССР системы национально-государственного устройства. Еще больший интерес к НКА возник в связи с процессом распада СССР и возникновения новых государств, обострившим проблемы национальных меньшинств. В трактовке НКА, ее функций, задач и деятельности наметились разные подходы. Законодательная практика 1990-х годов пошла по пути понимания НКА как системы национального самоуправления в форме различных национальнокультурных центров, обществ, союзов, объединений, способствующих свободному развитию национальной культуры, языка, школы и других общественных институтов, дисперсно проживающих в инонациональной среде. «Основы законодательства о культуре» от 9 октября 1992 г. - один из первых правовых актов, гарантировавший «всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национальногосударственных образований или не имеющих своей государственности, право на культурно-национальную автономию». Оно сводилось к возможности создания национальных организаций, преследующих культурнопросветительные цели.
Принятый в 1996 г. Закон РФ «О национальнокультурной автономии», создал определенную правовую базу для обеспечения культурных интересов этнических меньшинств. Согласно данному закону, национально-культурная автономия в РФ - это добровольное объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, которая является национальным меньшинством на соответствующей территории, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. НКА имеет право: обращаться и получать поддержку со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать СМИ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям и т. д.3
Вопросы межнациональных и межконфессиональ-ных отношений в РМ регулируются принципами, заложенными в Конституции РМ 1995 г.; Законе РМ «О государственных языках Республики Мордовия» от 6 мая 1998 г.; Законе РМ от 30 ноября 1998 г. «Об образовании в Республике Мордовия»; Законе РМ от 12 ноября
2001 г. «О государственной поддержке сферы культу-
ры»; Законе РМ от 14 июня 2000 г. «О народных художественных промыслах и народных ремеслах в Республике Мордовия»; Законе РМ от 1 декабря 2004г. «О государственной поддержке национально-культурных автономий»; Законе РМ от 20 февраля 2006 г. «Об Общественной палате Республики Мордовия». Они создают правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан России, проживающих на территории РМ, и мордовских НКА, расположенных в других регионах.
Государственная поддержка НКА - это комплекс экономических, социальных, правовых, организационных мер, обеспечивающих сохранение национальной самобытности, развитие национальных языка и культуры, традиций и обычаев НКА. Органы исполнительной власти РМ оказывают НКА целевую финансовую поддержку на реализацию программ национальнокультурного развития. Выбор таких программ осуществляется ими с участием представителей НКА. Исполнительная власть Республики Мордовия содействует НКА: в издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании СМИ, как на русском, так и на национальных (родных) языках; обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между регионами, а также между НКА Мордовии и общественными организациями иностранных государств; создании образцов традиционной национальной культуры, костюмов и промыслов4.
Координацией национально-культурной деятельности в РМ занимается Министерство по национальной политике Республики Мордовия. В реализацию современной национальной политики РМ вовлечены общественные организации республики и мордовской диаспоры за ее пределами, а также общественные объединения финно-угорских народов. На консолидацию многонационального сообщества РМ направлена деятельность Общественной палаты РМ, Координационного Совета РМ по демографической и миграционной политике, Общественного Совета по развитию православной культуры при Главе РМ, Экспертно-консультативного совета по вопросам национальной политики Министерства по национальной политике РМ. В настоящее время в республике насчитывается 1539 некоммерческих организаций, из них постоянно действующих социально-ориентированных и национальнокультурных - 291, в том числе: Межрегиональное общественное движение мордовского (эрзянского и мокшанского) народа; Региональная НКА татар РМ «Як-ташлар»; Местная НКА украинцев г. Саранска Республики Мордовия; Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в РМ; Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс» по РМ; Ассоциация мокшанских женщин «Юрхтава», Союз эрзянских женщин «Лито-ва», Мордовская региональная общественная организация татарских женщин «Чулпан» и др5. При их уча-
3 Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национальнокультурной автономии» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовой портал. -Режим доступа: http://base.garant.rU/135765/ (дата обращения:
23.03.2012).
4 Закон РМ от 01.12.2004 № 93-З «О государственной поддержке
национально-культурных автономий» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mordovia.info/laws/102.html (дата
обращения: 23.03.2012).
5 Лузгин А. С. Информация о региональном опыте Республики Мордовия в области реализации государственной национальной
стии в июле 2007 г. в Саранске был проведен международный фестиваль «Шумбрат, Финно-Угрия!», собравший около 3 тысяч представителей финноугорских народов со всей России и из зарубежных стран.
Приоритетным направлением деятельности в области реализации государственной национальной политики в РМ на современном этапе является создание условий для консолидации многонационального и многоконфессионального сообщества республики и дальнейшего повышения ее имиджа в Российской Федерации и финно-угорском мире. Множество совместных мероприятий по данному направлению государственными и общественными структурами республики проводится в рамках подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в 2012 г. В их числе - Дни Республики Мордовия «Все мы - Россия!» В рамках данного проекта представители РМ посетят 45 регионов РФ. Такие встречи дают толчок развитию как культурных, так и экономических отношений, укрепляя единство страны. Активное участие в их организации и проведении принимают НКА.
Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар» создана в
2002 г., зарегистрирована в 2008 г. Татар в Мордовии насчитывается 50 тыс. человек. В райцентре Лямбирь (район компактного проживания татар в Мордовии) с 1991 года функционирует Центр татарской культуры. В Лямбирском Доме культуры работает народный ансамбль песни и танца «Умырзая» (с 1969 г.), ансамбли «Чулпан» и «Дуслык». В селе Тат. Свербеевка действует фольклорный ансамбль «Зулейха», в селе Криво-зерье - детский ансамбль «Чишмэ».
26 марта 2011 г. прошла конференция Региональной НКА татар РМ «Якташлар». Была отмечена значительная роль татарского народа в многовековой истории Мордовии, большой вклад в укрепление ее государственных и социально-экономических основ, а также в упрочение авторитета республики, как на российском, так и на международном уровне. Среди его известных представителей - классик литературы Хади Такташ, звезда мирового спидвея Юнир Базеев, серебряный призер Олимпиады в Афинах Гюзель Маню-рова, знаменитый капитан российских теннисистов Шамиль Тарпищев. Ярким символом, объединяющим два народа - мордовский и татарский, стал легендарный герой, совершивший беспримерный подвиг во имя Родины, Михаил Девятаев. (Как известно, прославленный мордвин был женат на татарке и много лет жил в Казани). В республике ежегодно проводятся Сафарга-лиевские чтения, посвященные памяти замечательного ученого, исследователя, педагога Магомеда Сафарга-лиева.
В Мордовии большое внимание уделяется развитию и укреплению татарской культуры и языка. Национальный татарский праздник «Сабантуй» по Указу Главы РМ в республике отмечается как государственный, наряду с мордовскими «Акша келу» и «Раскень озкс», а также Днем славянской письменности и культуры. Уникальным примером для всей России стало открытие в Мордовском пединституте новой специальности
- «Родной язык и литература (татарский)». В июле
политики [Электронный ресурс] / А. С. Лузгин // Официальный сайт органов государственной власти РМ. - Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/content/view/688 (дата обращения:
23.03.2012).
2011 г. в Саранске завершено строительство нового духовного центра мусульман - Соборной мечети «Ус-кудар». В настоящее время на территории Мордовии действует около 40 мечетей. Важную просветительскую роль играет общественно-политическая газета «Юлдаш». К 1000-летию Казани была издана книга «Саранск - Казань. Узы дружбы». На конференции был сформирован руководящий коллегиальный орган
- Совет старейшин татар Республики Мордовия, а также постоянно действующий исполнительный орган Автономии - Правление. Для более эффективной работы Автономии в деле развития и пропаганды национальной культуры и традиций, а также для оказания адресной помощи представителям татарского народа в решении их насущных проблем создан Республиканский благотворительный фонд «Мирас» (наследие).
Сегодня Региональная НКА татар Мордовии «Якташлар» стала важным общественным институтом, активно содействующим развитию национальной культуры, воспитанию терпимости к другим народам. Доказательством тому стало торжественное открытие 25 мая 2010 г. в Саранске татарской библиотеки РМ «Ма-гариф» (просвещение). Инициатором проекта стала Региональная НКА татар Мордовии «Якташлар». Новая библиотека, разместившаяся в ТД «Татарстан», располагает солидным книжным фондом и открыта для всех любителей книги6.
Общественная организация «Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска РМ» создана в 2005 г.; зарегистрирована в 2009 г. Ее основная цель - самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности украинского языка, национальной культуры украинского народа на территории РМ. В Мордовии проживает около 5000 украинцев. Самодеятельное украинское народное творчество является неотъемлемой частью культурной жизни Мордовии. В 1970-е годы в республике был очень популярен самодеятельный ансамбль украинской песни «Хуторянка». С организацией автономии появился ансамбль «Кры-ныця» («Родник»). Ансамбль и его солисты много выступают, принимают участие в праздниках национальных культур, фестивалях («Шумбрат, Мордовия!» и «Шумбрат, Финно-угрия!»), этнокультурной экспедиции «Волга - река мира». Главная хранительница песенного наследия предков в автономии украинцев Саранска
- солистка ансамбля А. М. Флеганова. Заявил о себе квартет «Мрия» семьи Сенченко. На украинском языке пишет и издаёт стихи Л. А. Сикун7.
Армянская диаспора в РМ - одна из самых многочисленных (более 3000 чел.), 1,5 тыс. живут на постоянной основе. Основу ее составляют прибывшие в Мордовию во времена СССР выпускники вузов. Значительная часть армян смогла устроиться по специальности. Большинство заняты в строительной отрасли. Строительная компания «Ташир-С» участвует в строительстве ТРК в центре Саранска. По инициативе Регионального отделения ООО «Союз армян России» в РМ в 2010 г. в Саранске проходили Дни культуры ар-
6 Руководителем региональной национально-культурной Автономии татар Мордовии избран Рафаиль Аширов [Электронный ресурс] // Интернет-портал города Саранск. - Режим доступа: http://www.gidrm.ru/news mordovia/?id=12751 (дата обращения:
23.03.2012).
7 Местная национально-культурная автономия украинцев г.
Саранска Республики Мордовия [Электронный ресурс] //
Интернет-портал города Саранск. - Режим доступа: http://www. gidrm.ru/avtonomiyukr/ (дата обращения: 23.03.2012).
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
мянского народа. На выставке «Связь времен и народов» в МРМИИ имени С. Д. Эрзи было представлено свыше трехсот работ армянских художников, фотохудожников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Особое место было уделено самобытным армянским костюмам, национальной кухне. В 2011 г. в ходе ответного визита мордовской делегации в Армению были вручены благодарственные письма руководства республики 25 армянским художникам и мастерам художественно-прикладного творчества, представившим свои работы на прошедшую выставку. Состоялась презентация книги «Традиционная культура армян в поли-культурном пространстве Республики Мордовия», вышедшей в Саранске8.
В январе 2010 г. в Саранске открылось Региональное отделение Общероссийской общественной организации по РМ «Всероссийский Азербайджанский Конгресс». Членами организации являются все выходцы из страны, проживающие в РМ. Сегодня в Мордовии проживают более 1000 азербайджанцев. В числе основных задач организации - содействие в развитии толерантности, милосердия, благотворительности,
культурных связей между Азербайджаном и Мордовией, организация регулярных встреч с ветеранами ВОВ, помощь сиротам и инвалидам, участие в праздновании Дня единения мордовского народа с другими народами России9.
Одной из новых форм взаимосвязи народов, проживающих в РМ, стало проведение национальных этнических «огоньков». В 2010 г. впервые организаторы этнического «огонька» - Министерство по национальной политике РМ, Министерство культуры РМ, Поволжский центр культур финно-угорских народов - собрали для празднования Нового года не только мордву, русских, татар, но и представителей диаспор, проживающих в Мордовии: украинцев, армян, азербайджанцев, евреев, всего более 200 человек. Представители разных народов рассказывали друг другу о своих новогодних традициях, пели, танцевали и угощали гостей национальными блюдами. Мордва приготовили для всех гостей огромный каймак (пирог) и пачу (мордовские блины). Азербайджанцы угощали присутствующих долмой из виноградных листьев. Украинцы приготовили целый ряд национальных блюд: вареники с картошкой, со шкварками, сало и налышники. Армяне угощали всех настоящим национальным напитком и лавашем, татары - блюдом чак-чак, евреи приготовили мацу. Участники мероприятия решили продолжать проведение межнациональных встреч, а тему следующей -посвятить семье и семейным традициям разных наро-дов10. На подобных многонациональных праздниках происходит взаимообогащение культур, укрепление
8 Армяне в Мордовии адаптируются легко. 11 сентября 2011 г.
[Электронный ресурс] // Газета армян России «Еркрамас». -Режим доступа: http://www.yerkramas.org/2011/09/16/armvane-v-
mordovii-adaptiruvutsva-leako/ (дата обращения: 23.03.2012).
9 Азербайджанцы Мордовии, объединяйтесь! 24 марта 2010 г. [Электронный ресурс] // Russia region press. - Режим доступа: http://azerbaiian.russiareaionpress.ru/archives/35000 (дата обращения: 23.03.2012).
10 Спиридонова Е. В Саранске представители национальнокультурных автономий встретили Новый год вместе. [Электронный ресурс] / Е. Спиридонова // Известия Мордовии. 29. 12. 2010. - Режим доступа: http://www.izvmor.ru/article 10815.html (дата обращения: 23.03.2012).
единства между представителями разных народов, понимание того, что, живя в многонациональном обществе, мы должны быть единым народом. А наша сложность, многообразие должны быть нашим преимуществом, давать «колоссальные возможности для развития во многих областях» (В. В. Путин).
Итак, опыт Республики Мордовия по реализации государственной национальной политики показывает, что для обеспечения «единства в многообразии» требуется взаимодействие государственных органов власти и общественных институтов, в том числе НКА, по формированию общероссийской гражданской идентичности, распространению знаний об истории и культуре народов, населяющих Мордовию и Российскую Федерацию, созданию условий для взаимосвязи и вза-имообогащения национальных культур.
Список литературы:
1. Азербайджанцы Мордовии, объединяйтесь! 24 марта
2010 г. [Электронный ресурс] // Russia region press. - Режим доступа:
http://azerbaijan.russiaregionpress.ru/archives/35000 (дата обращения: 23.03.2012).
2. Армяне в Мордовии адаптируются легко. 11 сентября
2011 г. [Электронный ресурс] // Газета армян России «Еркрамас». - Режим доступа:
http://www.yerkramas.org/2011/09/16/armyane-v-mordovii-adaptiruyutsya-legko/ (дата обращения: 23.03.2012).
3. Закон РМ от 01.12.2004 № 93-З «О государственной поддержке национально-культурных автономий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mordovia.info /laws/102.html (дата обращения: 23.03.2012).
4. Ильин И. А. Отповедь расчленителям // Ильин И. А. Наши задачи. В 2-х т. Т. 2. - М.: МП “Papor”, 1992. - С. 43-47.
5. Лузгин А. С. Информация о региональном опыте Республики Мордовия в области реализации государственной национальной политики [Электронный ресурс] / А. С. Луз-гин // Официальный сайт органов государственной власти РМ. - Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/content /view/688 (дата обращения: 23.03.2012).
6. Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска Республики Мордовия [Электронный ресурс] // Интернет-портал города Саранск. - Режим доступа: http://www.gidrm.ru/avtonomiyukr/ (дата обращения:
23.03.2012).
7. Путин В. В. Россия: национальный вопрос. 23 января
2012 г. [Электронный ресурс] / В. В. Путин // Сайт Владимира Путина. - Режим доступа: http://www.putin2012.ru/ (дата обращения: 23.03.2012).
8. Руководителем региональной национально-культурной
Автономии татар Мордовии избран Рафаиль Аширов [Электронный ресурс] // Интернет-портал города Саранск. - Режим доступа: http://www.gidrm.ru/news_mordovia
/?id=12751 (дата обращения: 23.03.2012).
9. Спиридонова Е. В Саранске представители национальнокультурных автономий встретили Новый год вместе. [Электронный ресурс] / Е. Спиридонова // Известия Мордовии. 29. 12. 2010. - Режим доступа: http://www. izvmor.ru/article_10815.html (дата обращения: 23.03.2012).
10. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru /135765/ (дата обращения: 23.03.2012).
Reference list:
1. The Azerbaijanians of Mordovia, unite! On March 24, 2010 [The electronic resource] // Russia region press. - Mode of access: http://azerbaijan.russiaregionpress.ru/archives/35000 (date of use: 23.03.2012).
2. The Armenians adapt easily in Mordovia. On September 11,
2011 [The electronic resource] // The newspaper of Armenians of Russia “Yerkramas”. - Mode of access: http://www. yerkramas.org/2011/09/16/armyane-v-mordovii-adaptiruyutsya-legko/ (date of use: 23.03.2012).
3. The Law of the RM on 01.12.2004 “For state support of national-cultural autonomies” [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.mordovia.info/laws/102.html (date of use:
23.03.2012).
4. Ilyin I. A. Rebuff to the dividers // Ilyin I. A. Our tasks. In 2 volumes. V. 2. - M.: “Papor”, 1992. - P. 43-47.
5. Luzgin A. S. Information about the regional experience of the Republic of Mordovia in the field of realization of the state national policy [Electronic resource] / A. S. Luzgin // Official site of state institutes of the RM. - Mode of access: http://www.e-mordovia.ru/content/view/688 (date of use: 23.03.2012).
6. Local national-cultural autonomy of Ukrainians in Saransk city in the Republic of Mordovia [Electronic resource] // The Internet-portal of the city of Saransk. - Mode of access: http://www.gidrm.ru/avtonomiyukr/ (date of use: 23.03.2012).
7. Putin V. V. Russia: the national question. On January 23, 2012. [Electronic resource] / V. V. Putin // The Website of Vladimir Putin. - Mode of access: http://www.putin2012.ru/ (date of use: 23.03.2012).
8. Rafail Ashirov was elected by the leader of the regional national-cultural autonomy of Tatars of Mordovia [Electronic resource] // The Internet-portal of the city of Saransk. - Mode of access: http://www.gidrm.ru/news_mordovia/?id=12751 (date of use: 23.03.2012).
9. Spiridonova E. In Saransk the representatives of national-
cultural autonomies celebrated the New Year together. [Electronic resource] / E. Spiridonova // News of Mordovia. On 29.12.2010. - Mode of access: http://www.izvmor.ru
/article_10815.html (date of use: 23.03.2012).
10. The Federal law on June 17, 1996. “On national-cultural au-
tonomy” (with amendments and additions) [Electronic resource] // The guarantor. Information-legal portal. - Mode of access: http://base.garant.ru/135765/ (date of use:
23.03.2012).