Научная статья на тему 'Потенциальные возможности гражданского диалога как социальной практики урегулирования межэтнических конфликтов'

Потенциальные возможности гражданского диалога как социальной практики урегулирования межэтнических конфликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
554
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КСЕНОФОБИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ГРАЖДАНСКИЙ ДИАЛОГ / MULTICULTURAL SOCIETY / ETHNIC RELATIONS / XENOPHOBIA / ETHNIC CONFLICT / CIVIL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майра Сори Ибрагим

В данной статье рассматриваются особенности межэтнических отношений в современной России, являющейся одной из крупнейших многонациональных стран мира. Сформулирован перечень основных способов урегулирования межэтнических конфликтов. Проведен анализ основополагающих нормативных правовых документов, направленных на расширение практики конструктивного межэтнического взаимодействия народов Российской Федерации. Обоснована целесообразность применения гражданского диалога как эффективного средства профилактики и предотвращения межэтнических конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майра Сори Ибрагим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF CIVIL DIALOGUE AS A SOCIAL PRACTICE OF SETTLING ETHNIC CONFLICTS

The article deals with the peculiarities of interethnic relations in modern Russia, which is one of the largest multinational countries in the world. A list of major methods of settlement of ethnic conflicts is formulated. The author conducted the analysis of the basic normative legal documents aimed at expanding the practice of constructive interethnic interaction of the peoples of the Russian Federation. The expediency of application of civil dialogue as an effective means of preventing the interethnic conflicts is justified.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности гражданского диалога как социальной практики урегулирования межэтнических конфликтов»

УДК 316.752

DOI 10.23683/2227-8656.2018.2.14

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ДИАЛОГА КАК СОЦИАЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Майра Сори Ибрагим

Аспирант,

Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону,

e-mail: maiga. soryibrahim@yahoo.fr

В данной статье рассматриваются особенности межэтнических отношений в современной России, являющейся одной из крупнейших многонациональных стран мира. Сформулирован перечень основных способов урегулирования межэтнических конфликтов. Проведен анализ основополагающих нормативных правовых документов, направленных на расширение практики конструктивного межэтнического взаимодействия народов Российской Федерации. Обоснована целесообразность применения гражданского диалога как эффективного средства профилактики и предотвращения межэтнических конфликтов.

Ключевые слова: многонациональное общество; межэтнические отношения; ксенофобия; межэтнический конфликт; гражданский диалог.

THE POTENTIAL OF CIVIL DIALOGUE AS A SOCIAL

PRACTICE OF SETTLING

ETHNIC CONFLICTS

Maiga Sory Ibrahim

Post-graduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: maiga.soryibrahim@yahoo.fr

The article deals with the peculiarities of interethnic relations in modern Russia, which is one of the largest multinational countries in the world. A list of major methods of settlement of ethnic conflicts is formulated. The author conducted the analysis of the basic normative legal documents aimed at expanding the practice of constructive interethnic interaction of the peoples of the Russian Federation. The expediency of application of civil dialogue as an effective means of preventing the interethnic conflicts is justified.

Keywords: multicultural society; ethnic relations; xenophobia; ethnic conflict; civil dialogue.

Введение

В настоящее время Российская Федерация переживает один из наиболее важных и сложных периодов национальной истории. Внутренние и внешние противники России пытаются всячески подорвать основы национального единства страны, наблюдается искусственное нагнетание волнений этнического самосознания на основе социально-экономических трудностей. Сегодня, как никогда раньше, России необходимы национальное единство и толерантность. В этих условиях только ведение диалога между властью и многонациональным народом, государством и религиями, между народами внутри страны будет способствовать укреплению российского народа перед геополитическими проблемами и успешному развитию страны, что обусловило актуальность заявленной темы.

Проблема межэтнического диалога в настоящее время активно изучается в науке и носит междисциплинарный характер.

Как показал анализ научной литературы, недостаточно внимания уделяется комплексному исследованию потенциальных возможностей гражданского диалога в качестве социальной практики урегулирования межэтнических конфликтов.

Российская Федерация является одной из крупнейших многонациональных стран мира. Народы, компактно проживающие в России, формировались на территории современного государства на протяжении многих веков и вносили при этом свой вклад в развитие как российской государственности, так и ее культуры. При этом многонациональный народ Российской Федерации составляют граждане различной религиозной, этнической, социальной принадлежности, которые осознают свою гражданскую и историко-культурную общность и политико-правовую связь с государством.

Однако следует признать, что Россия как многонациональная страна сталкивается с проблемой межэтнических отношений.

Объектом исследования являются межэтнические конфликты.

Предмет исследования - потенциальные возможности гражданского диалога для разрешения этнических конфликтов.

Цель статьи - обосновать возможности гражданского диалога для урегулирования межэтнических конфликтов.

Данная цель реализуется в следующих исследовательских задачах:

- определить сущность и характер протекания этнических конфликтов;

- выявить возможности диалоговых форм для регулирования этнических конфликтов.

Анализу этнических конфликтов посвящено большое количество работ. Общие вопросы и многоуровневое их изучение представлено в исследовательских трудах таких авторов, как М.А. Касьяненко, В.В. Ковалев, Н.А. Кузнецова и пр. (Касьяненко, 2010; Ковалев, 2017; Ковалев, 2017; Кузнецова, 2013).

Понятие и особенности протекания этнических конфликтов

Межэтническая нетерпимость, ксенофобия, межэтнические столкновения проявляются по всей территории страны: в республиках, областях и крупных городах. Такая форма разрешения межэтнического противоречия как конфликт является открытым противоборством представителей разных этносов. Интересы конфликтующих сторон при этом рассматриваются как взаимоисключающие. То есть действия в интересах одной стороны конфликта рассматриваются как ущемление интересов другой.

Межэтнический конфликт представляет собой одну из разновидностей конфликтного взаимодействия, субъектами которого выступают представители различных этнических (национальных) общностей. Межэтнические конфликты, как правило, возникают в связи с резким изменением уклада жизни, социальным и психологическим дискомфортом, нарушением системы базовых ценностей. В подобных условиях в массовом сознании проявляются основы негативных стереотипов восприятия людей иной этнической общности, которые воспринимаются как соперники в борьбе за выживание (Ковалев, 2017).

К накоплению социального недовольства, росту напряженности во взаимоотношениях различных этнических общностей привели усиление социально-экономического неблагополучия; ухудшение экономического положения в стране; усиление неравенства в уровне жизни; неравенство в доступе к культурным благам; появление депрессивных регионов; различное представительство этнических групп в престижных профессиях и органах власти. Также отрицательное влияние на национальное единство страны оказывают активное культивирование представлений о негативных качествах людей другой национальности в СМИ, упоминание различного рода исторических обид прошлого (реальных и мнимых), спекуляция на национальных и религиозных чувствах. Девальвация базовых ценностей и общих целей приводит к доминированию национальных интересов, усилению поляризации по эт-

ническому признаку, распространению националистических взглядов и установок (Касьяненко, 2010).

Межэтнические конфликты разнообразны по своей природе. Так, при социально-экономических межэтнических конфликтах выдвигаются требования гражданского равноправия. В культурно-языковых и конфессиональных межэтнических конфликтах на первый план выходят требования возрождения или сохранения функций культуры, языка, этнической общности или религии. Если этнические меньшинства добиваются политических прав (автономии местных органов власти или даже полномасштабного конфедерализма), то речь идет о политическом межэтническом конфликте. При территориальных межэтнических конфликтах выдвигаются требования по изменению границ, присоединению к другому государству, созданию нового независимого государства.

Наибольшую опасность несут для общества конфликты с применением оружия, особенно в ядерных державах. В таком случае любой межэтнический конфликт приобретает политический оттенок, что осложняет процесс определения ясной границы между межэтническим, политическим и социальным конфликтами. Любое многонациональное государство во избежание распада государственной общности народов и для разрешения национальных противоречий демократическим путем должно учитывать национальный фактор и согласовывать национальные интересы в процессе принятия решений, выявлять потенциальные источники обострения напряженности в межэтнических отношениях и использовать государственно-правовые механизмы для их урегулирования (Ковалев, 2017).

Функция отношений между этносами в процессе их общения, как теоретическая, так и практическая, состоит в интеграции народов, укреплении дружбы и сотрудничества, воспитании такта и взаимоуважения людей различных национальностей. Межэтническое взаимопонимание должно основываться не только на знаниях, но и на чувствах, стремлении видеть в иноэтническом достоинства, чего можно достичь посредством толерантной формы общения (Кузнецова, 2013).

Диалоговые способы урегулирования межэтнических конфликтов

Среди способов урегулирования межэтнических конфликтов выделяют привлечение элиты этнических групп в политическую и административную структуру государства; передачу части властных полномочий этническим общностям, представленным территориальными (региональными) органами власти, в ходе децентрализации, предоставле-

ние прав на национально-культурную автономию; возможность получения гражданства любым человеком, который родился на территории национального государства; объединение вокруг общих исторических символов и героев.

Вопросы регулирования межэтнических отношений в последнее время стали предметом активных обсуждений не только научной общественности, но и государственной власти. Актуальным подтверждением этому служит принятие Указа Президента РФ от 31.03.2015 № 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей». В соответствии со ст. 112 Конституции Российской Федерации, которая определяет возможности изменения структуры федеральных органов исполнительной власти, образовано Федеральное агентство по делам национальностей. Названный указ определяет основные функции и полномочия агентства (Указ Президента РФ ... , 2016).

Во исполнение этого указа Правительство Российской Федерации утвердило положение о Федеральном агентстве по делам национальностей. Полномочия и организация деятельности агентства определены Постановлением Правительства РФ от 18.04.2015 № 368.

С целью расширения практики конструктивного межэтнического взаимодействия народов Российской Федерации в государственных масштабах основополагающими выступают такие документы, как Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532 утверждена государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики».

8 ноября 2017 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2017 № 1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций» (Постановление Правительства РФ ... , 2017).

Подпрограмма 7 государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы направлена на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (Указ Президента РФ ... , 2012).

Стратегически важными в вопросах межэтнических отношений стали указы Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия» (Указ Президента РФ ... , 2012), «О Совете

при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» (Указ Президента РФ ... , 2012а).

Объединение страны, достижение реального, а не только провозглашаемого равенства правовых, этнических, политических и социально-экономических условий станут возможными при условии, что у всех граждан России сложится ощущение принадлежности к единому государству на основании не кровного родства, а исторической и культурной общности.

Урегулировать взаимоотношения между участниками конфликта для достижения определенного компромисса помогает диалог. Диалог представляет собой обмен информацией, знаниями. Наиболее важно в диалоге умение анализировать и сообщать оценочные мнения или суждения. Обязательными в диалоге являются стремление, желание, целе-полагание, прагматическое суждение.

В рамках рассматриваемой проблемы, можно утверждать, что людям различных национальностей защитить свои позиции, оставаясь при этом доброжелательными и уважительными к чужому мнению, может помочь гражданский диалог.

В гражданском диалоге выделяют следующих участников: представители власти, экспертное сообщество, средства массовой информации, широкая публика. Гражданский диалог, призванный к урегулированию межэтнических конфликтов, должен быть свободным и гласным в выражении мнений. Такой диалог должен быть организован публично в форме передач в СМИ, научно-практической конференции, клубных собраний и другое. Если не состоится всенародное обсуждение национальных проблем, то оно произойдет в иной форме - в форме разговоров, недовольств, волнений и столкновений.

В своем выражении современное диалоговое пространство представляет собой структурную единицу переговорного процесса, имеющую в своем арсенале важные основы недопущения эскалации конфликтных патологий в обществе.

Так, в Евросоюзе понятие и сущность гражданского диалога приобрели особую актуальность после вступления в силу Лиссабонского договора, статья 11 которого признает гражданский диалог как один из наиболее важных демократических институтов.

Гражданский диалог является эффективным средством профилактики и предотвращения межэтнических конфликтов, выступающим как фактор обеспечения атмосферы взаимоуважения, социального доверия, сплоченности в обществе. Наиболее важными направлениями деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

предстают защита прав и свобод любого человека и гражданина, обеспечение их равноправия, уважение достоинства личности, реализация политики благоприятствования межэтническому диалогу.

Всем субъектам межэтнического гражданского диалога в качестве измерений социальных процессов необходимо учитывать человеческий фактор, а предпосылкой социокультурных изменений должно выступать улучшение личностных качеств на основе базовых ценностей многонационального общества. Свобода самовыражения человека при этом должна защищаться согласно Конвенции о защите прав и основных свобод человека.

С целью содействия межэтническому гражданскому диалогу необходимо развитие многочисленных технологий межэтнического взаимодействия в социальной и государственной жизни.

Не следует забывать о возможностях и социальной ответственности средств массовой коммуникации и интернет-провайдеров в содействии развития межэтнического гражданского диалога на международном и национальном уровнях. В этом направлении следует действовать с целью формирования таких качеств, как толерантность, веротерпимость, а также предотвращения противопоставления культур, снижения проявлений межэтнической нетерпимости и ксенофобии.

Основой гражданского межэтнического диалога могут служить общая многовековая история и общие традиции, которые способны противостоять текущим внутренним вызовам и геополитическим угрозам, способствовать развитию справедливой власти и сильной экономики, многонациональной культуры и ценностей.

Сегодня перед Россией лежат два пути. Первый предусматривает ведение конструктивного, продуктивного, практического диалога между властью и многонациональным народом, государством и религиями, между народами внутри страны в качестве основы национальной безопасности. На втором пути эффективный гражданский межэтнический диалог отсутствует при этом, как результат, существует угроза целостности и единства неделимой уникальной многонациональной культуры - российской нации.

Площадкой гражданского межэтнического диалога в обществе могут служить образовательные учреждения, призванные воспитывать достойное поколение граждан Российской Федерации, преодолевая тем самым проблемы ксенофобии в обществе с целью достижения национального и нравственного единства всех граждан страны.

Выбор базисных ценностей, способных интегрировать многонациональное общество в единую целостность (нацию), должен осу-

ществляться путем гражданского диалога при участии представителей власти, экспертов и гражданского сообщества посредством публичных дискуссий. При этом функция государства состоит не в выдвижении непосредственно ценностей, а в организации гражданского диалога социальных субъектов по поводу их выбора. Основной трудностью при этом является достижение консенсуса и одобрения общих для нации ценностей широкой общественностью и представителями разных этнических групп.

Особенностью реализации принципов Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ ... , 2012а) и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ ... , 2016а) является отказ от административной модели управления сферой межэтнических отношений, главным актором которой является государство, опирающееся на практики административного принуждения. На первый план должна выйти практика согласования интересов и ценностей, формирующих легитимность управленческих решений в вопросах межэтнических отношений.

Причиной рассогласованности позиций по вопросам ценностей национальной политики является отсутствие реального публичного гражданского диалога. Следует признать, что в настоящее время отсутствует публичное обсуждение базисных ценностей в сфере межэтнических отношений, целей политики в этой сфере, а авторитарный подход, который задают федеральные административные структуры, все более утверждается.

Как свидетельствует анализ позиций научного сообщества, в настоящее время в российском обществе сложилось противоречие. С одной стороны, всеми субъектами признаются необходимость перехода к принципам ценностной политики и конструирование российской нации как единого политического сообщества, согражданства. В то же время всем ясно, что такая политика осуществляется исключительно административными методами. Эта ситуация указывает на отсутствие в условиях этнокультурной сегментации общества реального гражданского диалога различных субъектов многонационального народа по вопросам выбора оптимального пути достижения социальной солидарности.

Выводы

Таким образом, несмотря на декларирование принципов гражданского диалога в сфере урегулирования межэтнических отношений, основным субъектом, который определяет ценностные основания национальной политики, по-прежнему выступает государство. При этом су-

ществует большой когнитивный разрыв между федеральными структурами, выдвигающими цели, смыслы и приоритеты национальной политики, и региональными органами власти, ориентированными на исполнение конкретных мероприятий. Эта ситуация не способствует тому, чтобы региональные власти организовывали диалог по поводу публичных ценностей, были ориентированы на поддержку инициатив общественных институтов, которые выходят за пределы разработанного типового плана мероприятий. Переход к принципам ценностной политики требует осуществления подготовки специалистов в сфере реализации национальной политики на региональном и муниципальном уровнях.

Следует признать, что возможности гражданского межэтнического диалога не безграничны. Чтобы понять чужую культуру, необходимо посмотреть на себя со стороны, а людьми зачастую овладевают страх и агрессия против всего чужеродного. В преодолении агрессии большое значение могут сыграть образование, интеграция, наличие общих идеалов.

Об ограниченности возможностей гражданского межэтнического диалога культур все чаще говорят в связи с тем, что диалог все менее эффективен, чем более стороны отдалены друг от друга культурными различиями.

Также диалог невозможен без взаимного доверия, для достижения которого необходимым является преодоление негативных эмоций, в главной степени страха, который толкает людей на безрассудные поступки.

Кроме государственной воли и усилий дипломатов, существует также «народная дипломатия». Такой способ урегулирования межэтнических конфликтов может быть эффективным, так как путем переговоров, обмена визитами, проведения совместных проектов улучшаются межэтническое взаимопонимание и доверие.

Литература

Касьяненко М.А. О правовых и «общегражданских» механизмах противодействия этническим конфликтам // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 3.

Ковалев В.В., Рачипа А.П., Самыгин С.И. Патриотизм и экстремизм: социальная сущность и происхождение // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7.

Ковалев В.В., Самыгин С.И., Самыгин С.П. Геополитика и проблемы обеспечения национальной безопасности России на Северном Кавказе // Гуманитарные, со-

References

Kasyanenko M.A. (2010). About the legal and "civil" mechanisms of counteraction to ethnic conflicts. Gosudarstven-naya vlast' i mestnoe samoupravlenie. No. 3.

Kovalev V.V., Rachipa A.P., Samygin S.I. (2017). Patriotism and extremism: social identity and the origin. Gumanitarnye, sotsi-al'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. No. 6-7.

Kovalev V.V., Samygin S.I., Samygin S.P. (2017). Geopolitics and the problems of ensuring national security of Russia in the North Caucasus. Gumanitarnye, sotsial'no-

циально-экономические и общественные науки. 2017. № 4.

Кузнецова Н.А. Межрегиональная коммуникация как часть системы управления этническими конфликтами // Власть. 2013. № 10.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. № 1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций» (вместе с «Положением о государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций») // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo.gov.ru.

Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. 24 дек. № 52. Ст. 7477.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. 4 янв. № 1, ч. II. Ст. 212.

Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 168 (в редакции от 24.08.2017) «О Федеральном агентстве по делам национальностей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. 6 апр. № 14. Ст. 2106.

Указ Президента РФ от 5 июня 2012 г. № 776 «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. 11 июня. № 24. Ст. 3135.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. 7 мая. № 19. Ст. 2339.

Поступила в редакцию

ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. No. 4.

Kuznetsova N.A. (2013). Inter-regional communication as part of the management system of ethnic conflicts. Vlast'. No.10.

The resolution of the Government of the Russian Federation 28.10.2017 N 1312 «On state information system of monitoring in the sphere of interethnic and interfaith relations and early warning of conflict situations» (with «Regulation on state information system of monitoring in the sphere of interethnic and interfaith relations and early warning of conflicts»). Available at: www.pravo.gov.ru.

The decree of the President of the Russian Federation of 19.12.2012 N 1666 «On the strategy of state national policy of the Russian Federation for the period till 2025».

The decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015 N 683 «On the strategy of national security of the Russian Federation».

The decree of the President of the Russian Federation from 31.03.2015 N 168 «On the Federal Agency for the Affairs of nationalities».

The decree of the President of the Russian Federation dated 05.06.2012 N 776 «About Council at the President of the Russian Federation for interethnic relations».

The decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2012 N 602 «On ensuring ethnic harmony».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 февраля 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.